Научная статья на тему 'Особенности актуализации интеллектуальных способностей и личностных качеств у подростков в условиях спортивной деятельности'

Особенности актуализации интеллектуальных способностей и личностных качеств у подростков в условиях спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
494
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / РАЦИОНАЛЬНЫЕ / РЕЦЕПТИВНЫЕ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА КАЧЕСТВ / ФОРМЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ И ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьменко Галина Анатольевна

Предметом исследования данной статьи выступают особенности проявления интеллектуальных способностей в ряду значимых качеств личности, обеспечивающих подросткам индивидуально-оптимальные выборы способов осуществления спортивной деятельности. Выбор цели исследования предопределен темой и состоит в выявлении закономерностей актуализации качеств интеллектуальной, волевой, регулятивной и духовно-нравственной природы у подростков-спортсменов, преимущественно применяющих рациональные, рецептивные и рефлексивные стратегии поведения. В работе представлены данные опросных методов исследования, включенного наблюдения, сочинений, самоописаний, ранжирования, контент-анализ материала, определение частотности выборов с применением коэффициента корреляции Пирсона, оценка однородности выборок и проверка гипотезы об отсутствии различий между эмпирическими распределениями при помощи критерия хи-квадрата. В качестве методологических предпосылок к исследованию приняты воззрения П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. В группах подростков, применяющих рациональные, рецептивные и рефлексивные стратегии поведения, выявлены закономерности содержания смысловых и деятельностных опор на особенные качества интеллектуальной, волевой, регулятивной и духовно-нравственной сфер личности, обеспечивающих ресурсно обусловленное приспособление к спортивной деятельности. Положительная взаимосвязь между группами спортсменов, избравших значимыми однородные личностные качества, позволяет нам организовывать совместную развивающую деятельность при развитии интеллектуальных, физических качеств и качеств регулятивного плана у рациональных и рефлексивных; при развитии волевых качеств у рациональных и рецептивных. Выбор актуальных интеллектуальных качеств в группах рациональных и рецептивных подростков имеет существенные различия. Полученные результаты встраиваются в процесс организации спортивной подготовки подростков при развитии интеллектуальных способностей и воспитании соревновательнои адаптивно значимых личностных качеств, обеспечивающих успешность спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьменко Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of teenagers intellectual capabilities and personal qualities actualization in sports activities conditions

The subject of this article includes the features of the intellectual capabilities manifestation in a row of the remarkable personality qualities that provide teenagers with the individual optimal options of the sports activity implementation. The objective selection is determined by the theme and is headed to identify the patterns of the intellectual, volitional, regulative and moral nature of teenagers` actualization, using mainly the rational, receptive and reflexive behavior strategies. The study reflects the data of different questionnaire research methods, including the participant observation, essays, self-descriptions, ranging, information content-analysis, definition of the selections frequency by using Pierson correlation coefficient and evaluation of sample homogeneity and check of the hypothesis that no differences exist between the empirical distributions using the chi-square. As methodological premises we can see viewpoints of P.C. Anokhin, N.A. Burnstein, S.L. Rubinstein, B.M. Teplov. The adolescents` group, using rational, reception and reflexive behavior strategies, showed the patterns of the content of the semantic and activite rest on the special qualities of the intellectual, volitional, regulatory and moral and spiritual spheres of the person providing the resource conditioned adaptation to the sports activities. The positive interconnection between the sportsmen groups, selecting the similar personality qualities as remarkable, allows us to organize the cooperative developing activity of the intellectual, physical qualities and regulative plan levels at the rational and reflective; at developing volitional qualities at the rational and receptive. The choice of the actual intellectual qualities in group of rational and receptive youngsters has distinctive differences. The received results are built in the process of sports training organization at developing the intellectual abilities and competition and adaptive important personality qualities, that provide the success of the sports activity.

Текст научной работы на тему «Особенности актуализации интеллектуальных способностей и личностных качеств у подростков в условиях спортивной деятельности»

2. Vasilkov, A.A. (2008), Theory and sports technique: textbook, Phoenix, Rostov-on-Don.

3. Ed. Homenkova, L.S. (1987), Book of the coach on track and field athletics, Physical culture and sports, Moscow.

4. Ed. Nikitushkin, V.G. (1994), System of preparation of a sports reserve, MGFSO publishing house, Moscow.

Контактная информация: kudinov9910@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 26.03.2014.

УДК 37.G32, 796\799

ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Галина Анатольевна Кузьменко, кандидат педагогических наук, доцент, декан, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), г. Москва

Аннотация

Предметом исследования данной статьи выступают особенности проявления интеллектуальных способностей в ряду значимых качеств личности, обеспечивающих подросткам индивидуально-оптимальные выборы способов осуществления спортивной деятельности. Выбор цели исследования предопределен темой и состоит в выявлении закономерностей актуализации качеств интеллектуальной, волевой, регулятивной и духовно-нравственной природы у подростков-спортсменов, преимущественно применяющих рациональные, рецептивные и рефлексивные стратегии поведения. В работе представлены данные опросных методов исследования, включенного наблюдения, сочинений, самоописаний, ранжирования, контент-анализ материала, определение частотности выборов с применением коэффициента корреляции Пирсона, оценка однородности выборок и проверка гипотезы об отсутствии различий между эмпирическими распределениями при помощи критерия хи-квадрата. В качестве методологических предпосылок к исследованию приняты воззрения П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. В группах подростков, применяющих рациональные, рецептивные и рефлексивные стратегии поведения, выявлены закономерности содержания смысловых и деятельностных опор на особенные качества интеллектуальной, волевой, регулятивной и духовно-нравственной сфер личности, обеспечивающих ресурсно обусловленное приспособление к спортивной деятельности. Положительная взаимосвязь между группами спортсменов, избравших значимыми однородные личностные качества, позволяет нам организовывать совместную развивающую деятельность при развитии интеллектуальных, физических качеств и качеств регулятивного плана - у рациональных и рефлексивных; при развитии волевых качеств - у рациональных и рецептивных. Выбор актуальных интеллектуальных качеств в группах рациональных и рецептивных подростков имеет существенные различия. Полученные результаты встраиваются в процесс организации спортивной подготовки подростков при развитии интеллектуальных способностей и воспитании соревновательно- и адаптивно значимых личностных качеств, обеспечивающих успешность спортивной деятельности.

Ключевые слова: подросток; спортивная деятельность; интеллектуальные способности; личностные качества; рациональные, рецептивные, рефлексивные стратегии поведения; типологические особенности выбора качеств; формы развивающей и воспитывающей деятельности.

DOI: 1G.593G/issn.1994-4683.2G14.G3.1G9.p74-81

SPECIAL FEATURES OF TEENAGERS INTELLECTUAL CAPABILITIES AND PERSONAL QUALITIES ACTUALIZATION IN SPORTS ACTIVITIES CONDITIONS

Galina Anatolievna Kuzmenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, dean, Moscow Pedagogical State University, Moscow

Annotation

The subject of this article includes the features of the intellectual capabilities manifestation in a row of the remarkable personality qualities that provide teenagers with the individual optimal options of

the sports activity implementation. The objective selection is determined by the theme and is headed to identify the patterns of the intellectual, volitional, regulative and moral nature of teenagers' actualization, using mainly the rational, receptive and reflexive behavior strategies. The study reflects the data of different questionnaire research methods, including the participant observation, essays, self-descriptions, ranging, information content-analysis, definition of the selections frequency by using Pierson correlation coefficient and evaluation of sample homogeneity and check of the hypothesis that no differences exist between the empirical distributions using the chi-square. As methodological premises we can see viewpoints of P.C. Anokhin, N.A. Burnstein, S.L. Rubinstein, B.M. Teplov. The adolescents' group, using rational, reception and reflexive behavior strategies, showed the patterns of the content of the semantic and activite rest on the special qualities of the intellectual, volitional, regulatory and moral and spiritual spheres of the person providing the resource conditioned adaptation to the sports activities. The positive interconnection between the sportsmen groups, selecting the similar personality qualities as remarkable, allows us to organize the cooperative developing activity of the intellectual, physical qualities and regulative plan levels -at the rational and reflective; at developing volitional qualities - at the rational and receptive. The choice of the actual intellectual qualities in group of rational and receptive youngsters has distinctive differences. The received results are built in the process of sports training organization at developing the intellectual abilities and competition and adaptive important personality qualities, that provide the success of the sports activity.

Keywords: youngster, sports activity, intellectual capabilities, personal qualities, rational, receptive, reflexive behavior strategies, typological features of selection of qualities, ways for developing and training activity.

ВВЕДЕНИЕ

Поведение подростка-спортсмена предопределяется множеством факторов социального и личностного характера и отражает с одной стороны особенности приспособления к требованиям деятельности, а с другой - внутреннюю позицию личности, преломляющую эти условия-требования в индивидуальной картине мира «подросток в среде» и деятельностно преобразующей ее. Мы полагаем, что поведенческий репертуар личности подростка характеризуется особенностями аффективной, когнитивной и волевой сфер, в образе «Я» которой аффективный компонент отражен через самооценку, когнитивный -через «Я-концепцию», волевой - через реальное волевое поведение. «Движителем» развития личности подростка выступает способность к рефлексивному анализу, структура которого опирается на процессуальные и результативные критерии качества деятельности во всей полноте ее временной перспективы оперативных и долгосрочных целей, а в категории настоящего представлена развернутая критериальная база оценки качества индивидуальной и коллективной деятельности.

В свое время Б.Н. Пьянов, А.В. Родионов и И.Ш. Тучашвили охарактеризовали стили организации деятельности в индивидуальных и командных видах спорта как способы, наиболее соответствующие индивидуальным особенностям занимающихся. По мнению авторов, приспособление к соревновательной деятельности осуществляется с привлечением: рационального мышления - развитой рациональной сферы; скорости восприятия и переработки информации, основанной на высоком уровне развития рецептивных способностей; рефлексивного анализа текущей информации - актуализируемой рефлексивной сферы [5, C. 57]. О.О. Полякова, подчеркивая значимость рациональной и рефлексивной составляющих поведения подростка, выделила: эгоцентрическую, интеллектуальную и рефлексивную позиции, которые отражаются в содержании системы ценностей личности и ее структурной организации [4, C. 23].

МЕТОДИКА

Цель нашего исследования состоит в выявлении закономерностей актуализации подростком-спортсменом личностных качеств интеллектуальной, волевой, регулятивной и духовно-нравственной природы, основанных на выборе рациональной, рецептивной или рефлексивной стратегии поведения. Нами проводилось анкетирование и интервьюи-

рование, отражающее индивидуальный предпочтительный выбор подростками-единоборцами 12-13 лет (п=220) качеств и способностей, обеспечивающих эффективность деятельности, а также - включенное наблюдение за их поведением и стилями адаптации к спортивной деятельности. Статистическая взаимосвязь частотности выборов определялась с применением коэффициента корреляции Пирсона, критерия хи-квадрата для оценки однородности двух и более независимых выборок и проверки гипотезы об отсутствии различий между двумя и более эмпирическими распределениями. В ходе анализа данных методами сочинений, самоописаний, ранжирования, контент-анализа материала и последующей обработки данных, мы получили ряд результатов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рассматривая особенности поведения и содержание самосознания младших под-ростков-спортсменов, интересно обратить внимание на структуру их «Я-концепции», в портрете которой присутствуют качества интеллектуальной, волевой, регулятивной, психоэмоциональной, духовно-нравственной сферы, качества, отражающие специальные способности к соревновательной деятельности, непосредственную операциональнодеятельностную готовность к ней, и иные, в том числе и препятствующие эффективной самореализации. Вместе с тем, личностно-значимые качества, обеспечивающие адаптацию и отражающие готовность к спортивной деятельности, имеют различную степень выраженности во внутренней позиции личности и обусловлены в ряду факторов психологическими особенностями этого приспособления за счет более развитой интеллектуальной, рецептивной или рефлексивной сфер. По нашему мнению, атрибуты соревновательного поведения, и поведения в вариативных условиях спортивной деятельности в целом, отражают спектр задействованных личностных качеств, опирающихся на предпочитаемые стратегии деятельности, и соответствуют при этом наиболее развитым сферам субъекта деятельности.

Данные опросных методик (анкетирование, открытый тип; интервьюирование и др.) позволяют констатировать следующие факты: юные спортсмены, успешное соревновательное поведение которых обеспечивается с привлечением рациональных стратегий, в процессе самоописания значимых интеллектуальных качеств используют термины-категории: тактическое мышление, расчетливость, интеллект, знание, рациональность, опыт, четкость действий, рассудительность, хитрость, память, смекалка. Их поведение (в ситуативных видах спорта) основано на преимущественном применении атакующих стратегий, отличающихся наработанными тактическими схемами с применением арсенала автоматизированных двигательных навыков.

Поведение подростков, применяющих в условиях спортивной деятельности рецептивные стратегии, импульсивно, определяется контекстом полученной информации (визуальной, аудиальной, кинестетической) на фоне высокой скорости и точности ее переработки. Данные подростки применяют синтетический подход, отличаются целостностью восприятия ситуации, в большей мере демонстрируют оперативность в принятии решений, отличаются развитием координационных способностей, позволяющих своевременно перестраивать двигательные действия, создавать новые эффективные способы решения актуальных проблем. У рецептивных юных спортсменов преимущественно задействованы волевые качества ситуационного характера, реализация во времени которых мгновенна или относительно коротка. Среди них: «смелость», «воля к победе», которая в большей мере присутствует, проявляясь «здесь и сейчас» в сравнении с таким качеством, избранным рефлексивными спортсменами, как «сила воли», которая необходима не в выборочных ситуациях, а всегда, и ориентирована на ход значимой деятельности.

В интеллектуальной сфере рецептивных подростков (в сравнении с рациональными) представлен диапазон личностных качеств и способностей, репертуар которых несущественно отличается от рациональных. Отличия состоят в процентном соотношении

качеств, опирающихся на конвергентное и дивергентное мышление в пользу последнего, в творческом применении информации, интуитивно и импровизационно, тогда как у рефлексивных подростков данные качества даже не отражаются во внутренней позиции личности на понятийном уровне.

Рефлексивные юные спортсмены в группе интеллектуальных качеств в большей мере выделяют интеллект через способность к пониманию на основе рефлексивного анализа информации и фантазированию как достраиванию образа (двигательного) действия. В структуре приспособления к деятельности и выбора поведения у рефлексивных в большей мере проявляются волевые качества, временной контекст которых пролонгирован во времени: упорство, сила воли, трудолюбие. И если у ряда подростков «трудолюбие» не представлено как адаптивное качество, то оно заявлено как запрос на коррекцию и развитие, и обозначено категорией «лень» (тогда как ни рациональные, ни рецептивные подростки не переживают эту нужду).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнительный анализ актуальных для подростков-единоборцев личностных качеств, позволяет выявить содержание внутренних опор, определяющих избранные стратегии поведения. Так, репертуар личностных качеств подростков, демонстрирующих в поведении рациональные (40% от общей выборки), рецептивные (22,7%), и рефлексивные (37,3%) стратегии поведения, характеризуется осознаваемым вовлечением в структуру поведения и деятельности (% выборов):

- интеллектуальных качеств (при рациональной стратегии: расчетливость - 52,2; ум - 38,6; знание; 13,6; рациональность - 13,6; опыт - 9; при рецептивной: интуиция -32; находчивость - 32; смекалка -32; вариативность, нестандартность - 28; внимательность - 24; расчет - 20; хитрость - 20; импровизация - 16; тактика - 12; при рефлексивной: расчет - 26,8, тактика - 19,2; понимание - 18,3; ум - 12,2; фантазирование - 8,5);

- волевых качеств (при рациональной стратегии: сила воли - 27,3; воля к победе

- 47,5; целеустремленность - 11,3; смелость - 27,3; при рецептивной: воля к победе - 32; смелость - 32; сила воли - 20; целеустремленность - 20; при рефлексивной: сила воли -43,9; упорство - 43,9; воля к победе - 34,1; настойчивость - 14,4; трудолюбие - 14,4);

- регулятивных качеств (при рациональной стратегии: исполнительская структура техники - 38,6; психоэмоциональная устойчивость - 9; при рецептивной: концентрация - 32; исполнительская структура техники - 24; мотивация - 12; желание - 12; психоэмоциональная устойчивость - 8; характер - 8; при рефлексивной: исполнительская структура техники - 29,3; характер - 21,9);

- физических качеств (при рациональной стратегии: сила - 65,9; выносливость -31,8; ловкость - 29,5; быстрота - 25; при рецептивной: ловкость - 56; быстрота - 40; сила

- 28; выносливость - 28; при рефлексивной: сила - 56; выносливость - 21,9; быстрота -17,1; скоростная выносливость - 17,1);

- качеств духовно-нравственной природы (при рациональной стратегии: долг -2,3; тактичность - 2,3; рационализация процесса и результатов спортивной деятельности либо не актуализирует качества духовно-нравственной природы среди переживаемых по сути своей, либо обеспечивает восприятие их как очевидной модели поведения, не требующей позиционирования их в системе значимых; при рецептивной: уважение - 8; доброта - 4; при рефлексивной: честность - 12,2; жизнерадостность - 9,8; уважение традиций школы - 9,8, уважение тренера - 9,8; доброта - 7,3; уважение соперника - 4,8; выбор правильного поступка, совесть, вежливость, мудрость, гордость, скромность - по 2,4);

- переживаемых психоэмоциональных состояний (при рациональной стратегии: настроенность - 9, уравновешенность - 9, устойчивость - 6,8; при рецептивной: превосходство - 32; нервность, агрессия - 24; психоэмоциональная устойчивость - 12; при рефлексивной: эмоциональность - 12,2; переживание - 7,3; радость - 7,3; энергия - 7,3;

волнение - 7,3; агрессия - 4,8);

- иными условиями (при рациональной стратегии: энергия - 4,5; удача, активность, спортивная наглость - по 2,3; при рецептивной: спортивная наглость - 12; активность - 4; при рефлексивной - везение, энергия - по 4,8);

- личностных качеств и способностей, препятствующих успешной деятельности (при рациональной стратегии: страх - 45,5; ненависть - 2,3; при рецептивной: страх - 28; при рефлексивной: страх - 46,3; лень - 17,1).

Психофизиологические особенности, лежащие в основе скорости обработки информации рациональных в сравнении с рецептивными не поддаются существенной перестройке, позволяющей вмиг «перекроить» и расширить природно предопределенный портрет качеств и способностей личности. Вместе с тем, социальная ситуация развития предъявляет группы требований к деятельности и поведению подростка-спортсмена на овладение вариативными стратегиями ведения спортивной борьбы с привлечением ранее не отработанных в поведенческом репертуаре социально значимых личностных качеств [2, С. 356; 3, С. 46]. В идеальных условиях, чем более органично сопряжение групп качеств, присущих подросткам, применяющим рациональные, рецептивные и рефлексивные качества и стратегии, тем личность более интегрирована и более адаптирована к вариативным условиям спортивной деятельности. В реальной же ситуации наблюдается проявление рационального типа поведения; рационального с рефлексивными качествами; рецептивного; рефлексивного. Вероятно, рефлексия на себя, на другого и на деятельность развивается у рациональных и у рецептивных подростков на фоне представленности в спортивной деятельности ее видов - рефлексивной и контролирующе-оценочной. Соответствующая активность подростка инициирована необходимостью совершенствования качества спортивной деятельности в условиях реализации функций самоконтроля и самооценки [1, С. 21-22]. В ряде случаев наблюдается дополнение рациональной и рецептивной стратегий поведения выборочными качествами рефлексивной природы.

В ходе исследования выявлена тенденция к низкой взаимосвязи между группой интеллектуальных качеств, значимых для рациональных и рефлексивных подростков (г=0,47), тогда как взаимосвязь данных качеств у рецептивных и рефлексивных фактически отсутствует (0,3), а у рациональных и рецептивных коэффициент корреляции составляет (-0,01). Вместе с тем, оценивая частотность выборов в качестве «расчет, расчетливость» различия между группами достоверны для Р<0,01 между рациональными и рецептивными (х2эмп=13,72) и между рациональными и рефлексивными (х2эмп=14,61); между рецептивными и рефлексивными подростками различия недостоверны (х2эмп=0,87). При Х2эмп менее 3,841 личностные качества целесообразно развивать в условиях совместной деятельности, при больших показателях данного критерия - в самостоятельной подгруппе. В группе избранных волевых качеств у рациональных и рефлексивных выявлена тенденция к низкой взаимосвязи (0,49), между рецептивными и рефлексивными она отсутствует (0,24), тогда как у рациональных и рецептивных подростков в группе актуальных волевых качеств выявлена сильная статистическая взаимосвязь (0,86). В группе регулятивных качеств между рациональными и рефлексивными отмечена высокая взаимосвязь (0,85), тогда как между рецептивными и рефлексивными (0,1) и рациональными и рецептивными (0,2) - низкая. Характер взаимосвязи в группе физических качеств, избранных рациональными и рецептивными составляет г=-0,53, избранных рецептивными и рефлексивными г=-0,63, рациональными и рефлексивными г=0,98. Данные достоверности различий между группами юных спортсменов по ряду качеств представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ однородности выборок среди подростков, применяющих рациональные, рецептивные и рефлексивные стратегии поведения ____________________с использованием критерия хи-квадрат_____________________

Личностные качества Рациональные -рецептивные Рецептивные -рефлексивные Рациональные -рефлексивные

Расчет, расчетливость (способность рационально планировать деятельность, предвосхищая ее особенности) 13,72** 0,87 14,61**

Знание (информационная компетентность) 20,97** 0,63 3,87*

Сила воли 0,86 7,72** 8,08**

Смелость 0,29 4,05* 2,55

Упорство 3,67 23,5** 19,28**

Концентрация (сосредоточенность на деятельности) 22,44** 58,04** 0,09

Примечание: ** - группы неоднородны с коэффициентом достоверности Р<0,01, * - группы неоднородны с коэффициентом достоверности Р<0,05.

ВЫВОДЫ

1. Положительная взаимосвязь между группами спортсменов, избравших значимыми определенные личностные качества, позволяет нам организовывать совместную развивающую деятельность: 1) при развитии группы интеллектуальных способностей - у рациональных и рефлексивных с предварительной подготовкой, обеспечивающей понимание смысла и представленности данного качества в структуре спортивной деятельности; 2) при развитии группы волевых качеств - у рациональных с рецептивными, поскольку у них единое восприятие сферы значимых волевых качеств; у рациональных - с рефлексивными при условии достройки личностных смыслов, позволяющих понять необходимость расширения спектра личностных качеств; у рецептивных и рефлексивных

- только в условиях продуманной предварительной подготовки, поскольку в основу своей деятельности данные группы подростков закладывают различные волевые качества, а их взаимодополнение требует не только времени, но и деятельной отработки поведенческого репертуара, призванного органично вплетаться в индивидуально оптимальные стратегии поведения в условиях самопринятия и позитивной самооценки качественных преобразований в деятельности; 3) при развитии качеств регулятивного плана - у рациональных и рефлексивных, регуляция деятельности рецептивных совершенно иная; 4) при развитии физических качеств - у рациональных и рефлексивных, поскольку рецептивные подростки избирают совершенно иные физические качества.

2. В процессе развития Я-концепции личности, ориентированной на спортивное совершенствование, у рациональных и рецептивных подростков-спортсменов целесообразно обратить внимание на отсутствие значимых личностных образований, отражающих духовно-нравственный контекст поведения. Среди множества предположений существует два вероятных варианта объяснения данной ситуации, когда личностные качества духовно-нравственной природы данными подростками не определены в связи с тем, что: 1) они являются мировоззренческой основой деятельности, рассматриваются как очевидные, отражают естественное поведение и априори закладываются в его основу «только так, а не иначе»; 2) они не имеют существенного значения для успешности личности и выступают качествами второго порядка, когда эгоцентрическая направленность подавляет проявление социальной рефлексии.

3. Контекст «иных условий» позволяет выделить осознание подростком рефлексии на себя через «переживание энергии» и рефлексии на внешние условия (на «другого» и деятельность) через «удачу», «везение». В последнем случае важна коррекция содержания рефлексии, поскольку в ее смыслах доминирует тенденция принятия и непротив-

ления ситуации: не «все зависит от меня», а «как повезет». В данном случае «социальная ситуация управляет мной», отражаясь во внешнем локусе контроля и усугубляясь низким уровнем актуализации значимых качеств «целеустремленность» и «смелость».

4. В группе качеств, препятствующих эффективности деятельности, важен анализ причин переживания страха, который в количестве выборов рациональных занимает 4-ю позицию, у рецептивных - 10-ю, у рефлексивных - 2-ю (вслед за адаптивным качеством «сила»). Причины проявления страха различны, но они характеризуются «внешней» и «внутренней» природой. К внешним основаниям страха мы относим: социальное давление (тренерско-преподавательского коллектива) на атрибуты качества деятельности и соревновательного рейтинга юного спортсмена, ожидания значимых людей, осознаваемые преимущества соперника и др. Вербализация внутренних причин страха, переживаемого рефлексивными юными спортсменами, осуществляется в контексте «боюсь «не выполнить ...», «не попасть ...», «проиграть ...». У данных подростков в большей мере доминирует мотивация избегания над мотивацией достижения, в аффективной сфере переживаний наблюдается фиксация образа отрицательного результата в ретроспективе деятельности на фоне отсутствия программы коррекции ситуации. Тогда как у рецептивного подростка наблюдается следующая логическая цепочка «ситуация - нестандартная стратегия преодоления - конструктивный (достраиваемый) образ», если же что-то не получилось - защитная стратегия замещения «на «нет» и суда нет». Рациональные подростки стремятся справиться со страхом, также замещая его «если не ..., то ...». Во всех случаях важным аспектом коррекции страха выступает деятельная обращенность в будущее и опыт, основанный на преимуществе преодоленных личностных трудностей над непреодоленными.

5. Проведенное исследование показывает, что сложившаяся внутренняя позиция личности подростка, в которой деятельностно значимым выступает избранный спектр качеств, предопределяет поведение личности, отражающееся в отношениях к характеру деятельности и взаимодействий.

6. Развитие личностных качеств, не представленных во внутренней картине мира подростка и не отраженных в личностной позиции, требует внешней инициативы со стороны учителя, тренера-преподавателя, значимого другого, позволяющих принять данные личностные образования как значимые на информационном, мотивационном, когнитивном, операционально-деятельностном, эмоционально-волевом, регулятивном и смысловом уровнях. Совместная деятельность по развитию определенного личностного качества в группах рациональных, рецептивных и рефлексивных подростков при высокой степени взаимосвязи личностных выборов характеризуется органичностью, а при низкой взаимосвязи личностных выборов - требует развития смысловой, когнитивной, операционально-деятельностной, эмоционально-волевой и других сфер деятельности. В ходе осуществления выбора и формирования адекватной позиции личность подростка преодолевает субъективные и объективные трудности, и чем больше разноплановых ситуаций пережито и проработано, тем более богат и социально адекватен поведенческий репертуар, тем существеннее выкристаллизовываются значимые, системообразующие качества, определяющие стержень личности и отражающие ее мировоззренческую предопределенность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бортникова, Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в

зависимости от особенностей внутренней позиции школьника: младший школьный и

подростковый возраст : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Бортникова Любовь Григорьевна ; Московский городской психолого-педагогический ун-т. - М., 2000. - 23 с.

2. Кузьменко, Г.А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки / Г.А. Кузьменко. - М. : Прометей, 2013. - 532 с. - КВЫ 978-5-7042-2393-1.

3. Кузьменко, Г.А. Реализация интеллектуальных способностей подростков в структуре видов спортивной деятельности / Г.А. Кузьменко // Спортивный психолог. - 2011. - № 1 (22). - С. 44-48.

4. Полякова, О.О. Особенности смыслового понимания у лиц с различными типами ценностно-смысловой позиции : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Ольга Осиповна Полякова ; Казанский гос. ун-т. - Казань, 2005. - 25 с.

5. Пьянов, Б.Н. Индивидуальный стиль деятельности в теннисе / Б.Н. Пьянов, А.В. Родионов, И.Ш. Тучашвили // Теория и практика физической культуры и спорта. - 1998. - № 6. - С. 54-58.

REFERENCES

1. Bortnikova, L.G. (2000), Dynamics of development of reflexivity and validity of self-esteem, depending on the specifics of the internal position of a pupil of Junior school and adolescence, dissertation, MGPPU, Moscow.

2. Kuzmenko, G.A. (2013), Development of intellectual capabilities of teenagers in conditions of sporting activities: theoretical-methodological and organizational backgrounds, Prometheus, Moscow.

3. Kuzmenko, G.A. (2011), “Implementation of intellectual capabilities of teenagers in structure of different kinds of sports activity”, Journal of Sports psychology, Vol. 1 No. 22, pp. 44-48.

4. Polyakova, O.O. (2005), Features of the semantic understanding among individuals with different types of axiologicalposition, dissertation, KSU, Kazan.

5. Panov, B.N., Rodionov A.V. and Tuchashvili I.S. (1998), “Individual style of activity in tennis”, Theory and practice ofphysical culture, Vol. 6, pp. 54-58.

Контактная информация: kuzmenkoga2010@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2014.

УДК 378

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ НЕПРЕРЫВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Владимир Николаевич Курысь, доктор биологических наук, профессор,

Вадим Сергеевич Денисенко, аспирант,

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), г. Ставрополь

Аннотация

В статье развиваются идеи непрерывности как философской категории, непрерывности образования, в частности профессионального образования в области физической культуры, на модели физической подготовки студента спортивного вуза, осуществляемой в процессе его обучения. Интерпретация идей непрерывности и непрерывного образования студентов осуществлена на основе результатов исторического экскурса в развитие философских категорий непрерывности и прерывности. Излагается ряд взглядов и позиций, определяющих место и сущность физической подготовки студента в пространстве непрерывного образования, обосновывается её настоятельная целесообразность в период всего времени обучения в вузе как условие развития и поддержания систем и функций организма студента в кондиционном состоянии и физическую подготовленность как непременное и потребное профессиональное будущее бакалавра физической культуры в предстоящей педагогической деятельности.

Ключевые слова: непрерывность, прерывность, образование, непрерывное образование, физическая подготовка, профессиональное здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.