Научная статья на тему 'Типология и количественный состав купеческой городской семьи Марийского края в XIX веке'

Типология и количественный состав купеческой городской семьи Марийского края в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ СЕМЬИ / СОСТАВ КУПЕЧЕСКОЙ СЕМЬИ / НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ / СОСТАВНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Домнин Сергей Сергеевич

В статье исследована типология и количественный состав городской купеческой семьи Марийского края в XIX веке. Традиция иметь много детей, патриархальность внутрисемейных отношений, а также семейный торговый капитал оказывали большое влияние на формирование купеческой семьи. На протяжении всего XIX века количественный состав купеческой семьи не претерпел существенных изменений. По своему типу большинство купеческих семей городов Марийского края были нуклеарными и составными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология и количественный состав купеческой городской семьи Марийского края в XIX веке»

УДК 94(470.343)

ТИПОЛОГИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ КУПЕЧЕСКОЙ ГОРОДСКОЙ СЕМЬИ МАРИЙСКОГО КРАЯ В XIX ВЕКЕ

TYPOLOGY AND QUANTITATIVE COMPOSITION OF THE URBAN MERCHANT FAMILIES IN THE MARI TERRITORY IN THE XIX CENTURY

С. С. Домнин

S. S. Domnin

ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В статье исследована типология и количественный состав городской купеческой семьи Марийского края в XIX веке. Традиция иметь много детей, патриархальность внутрисемейных отношений, а также семейный торговый капитал оказывали большое влияние на формирование купеческой семьи. На протяжении всего XIX века количественный состав купеческой семьи не претерпел существенных изменений. По своему типу большинство купеческих семей городов Марийского края были нуклеарными и составными.

Abstract. The article deals with the typology and quantitative composition of the urban merchant families in the Mari territory in the XIX century. The tradition to have many children, the patriarchal family relations, as well as family commercial capital had a great influence on the merchant’s family formation. Throughout the XIX century quantitative composition of a merchant family did not undergo significant changes. According to its type, most merchant families of Mari cities were nuclear and composite.

Ключевые слова: типология семьи, состав купеческой семьи, нуклеарная семья, составная семья.

Keywords: typology of a merchant family, structure of a merchant family, nuclear family, composite family.

Актуальность исследуемой проблемы. С развитием предпринимательства в нашей стране усилился интерес к истории российского купечества. Данная проблема слабо изучена в регионах, а купечество городов Марийского края XIX - начала XX в. является практически неисследованным. В то же время изучение истории купечества не может ограничиваться только исследованием социально-экономических вопросов. Несомненный интерес представляет и та семейная среда, в которой формировались и росли будущие предприниматели. Поэтому в этой статье мы бы хотели рассмотреть типологию и количественный состав купеческой семьи городов Царевококшайска и Козьмо-демьянска в XIX веке.

Материал и методика исследований. Статья основана на комплексном анализе опубликованных и неопубликованных источников, содержащих информацию по раз-

личным аспектам деятельности купечества городов Марийского края. Основной фактический материал взят из фондов Государственного архива Республики Марий Эл. В работе применялись как общенаучные, так и специальные исторические методы. На первой стадии анализа применялся проблемно-хронологический метод, благодаря историко-типологическому методу удалось установить взаимосвязь купеческих семей Царевококшайска, Козьмодемьянска и других уездных городов страны. При определении количественных характеристик купеческих семей были использованы статистические методы и сравнительный метод, без которого не обходится ни одно историческое исследование.

Результаты исследований и их обсуждение. Большие семьи были очень распространенным явлением в купеческой среде на протяжении всего XIX века. Как правило, в купеческую семью входило несколько поколений, то есть помимо родителей, несовершеннолетних детей, незамужних дочерей в состав семьи входили и сыновья со своими женами и детьми. В среднем такая семья составляла 12-15 человек.

Как считает известный исследователь социальной истории Российской империи Б. Н. Миронов, «... согласно типологии, общепринятой в современной исторической демографии, различают пять форм семейной организации:

1) семья, состоящая из одного человека;

2) группа родственников или не родственников, не образующих семьи, но ведущих общее хозяйство;

3) простая малая, или нуклеарная, семья, состоящая только из супругов или супругов с неженатыми детьми;

4) расширенная семья, включающая супружескую пару с детьми и родственников, не находящихся друг с другом в брачных отношениях;

5) составная семья, состоящая из двух или более супружеских пар» [13, 219-220].

Анализируя церковные исповедные записи городов Царевококшайска и Козьмодемьянска XIX века, можно сделать вывод о том, что в купеческой среде данных городов преобладали в основном нуклеарные и составные семьи. Для более полного понимания типологии и состава купеческой семьи необходимо разобраться в специфике внутрисемейных отношений.

Традиция иметь много детей сохранялась в купеческой среде очень долго, поэтому в семьях было минимум 4 ребенка и более. Так, у царевококшайских купцов И. А. Гущина и С. И. Пчелина было 4 ребенка, 5 детей было у Е. И. Пчелина [6, 55], 7 детей - у купца В. Степанова [6, 56]. Причем разница в возрасте у купеческих детей была существенной: у козьмодемьянского 2 гильдии купца А. Д. Морозова было 6 детей, старшему сыну Якову было 35 лет, младшему сыну Ивану - 21 год [9, 39], у купца М. Д. Зубкова - 7 детей, старшему сыну Ивану - 42 года, одному из младших детей от второго брака Григорию - 10 лет [9, 81].

Одной из главных особенностей внутрисемейных отношений купеческого сословия была их патриархальность. Глава семейства решал все торговые вопросы, отвечал перед государством за налоги и повинности, от его деловых качеств зависело благосостояние всего семейства, поэтому его авторитет в семье был безграничен. Характер внутрисемейных отношений регулировался также законом. В соответствии с российским законодательством женщина находилась в зависимом от мужчины положении. При выходе замуж она принимала звание и сословное положение му-

жа. Обязанностью жены, впрочем, как и везде, была организация семейного быта. Зависимость жены от своего мужа усиливалась еще и тем, что мужья, как правило, были старше своих жен, и это не было редкостью. В среднем в исследуемых городах разрыв в возрасте между супругами составлял примерно 6-7 лет, но были и исключения. Так, у царевококшайского купца второй гильдии Е. И. Пчелина разница в возрасте с женой Авдотьей Михайловной была 10 лет, у купца Ильи Николаева в 58 лет была жена 28 лет и 5-летний сын [6, 55-56], у 60-летнего козьмодемьянского купца Стефана Карпова жене Марии Павловне было 35 лет [11]. Купечество, существующее от торговых доходов, всегда стремилось к стабилизации своего финансового положения. Как указывает Г. В. Жирнова, «женитьба хороша

лишь после того, как налажено «дело» и пущен в оборот наследственный капитал» [12, 25]. Такое представление о браке в какой-то мере определяло брачный возраст мужчины купеческого сословия.

Случалось, что купцы оставались и вдовцами на всю жизнь, так как купеческие жены, как и все женщины исследуемого периода, часто умирали во время родов. Не было и редкостью, когда купцы женились повторно. Разница в годах в таких случаях достигала нескольких десятков лет. Например, купеческий сын Яков Морозов женился повторно, а когда ему был 41 год, его жене Анне Петровне исполнилось всего 22 года [10]. Известный козьмодемьянский купец М. Д. Зубков в возрасте 70 лет с женой Феодосией Кузьминичной 46 лет имел 5 детей [9, 81]. Помимо второй женитьбы на молодой жене на возможность иметь детей в преклонном возрасте влияли здоровый образ жизни и крепкие генетические корни, предполагающие у глав семейств долголетие. По Именинной ведомости царевококшайской городской управы за 1878 год у главы купеческой семьи Г. А. Корепова в 49 лет был старший сын 25 лет, а также Павел 2 лет и дочь Валентина 4 лет [1]. Анализируя архивные материалы, можно сказать, что абсолютный брачный возраст у мужчин купеческого сословия приходился обычно на 26-35 лет, у женщин - на 18-22 года.

Бывало так, что после смерти главы семейства все управление торговыми делами брала в руки его жена. И такие случаи встречались на протяжении всего XIX века. В качестве примера можно привести М. П. Пчелину, которая после смерти мужа в 1803 году возглавила семейство [7, 57-58], вела торговые дела, владела дворовыми людьми [7, 74]. К числу таких женщин можно отнести и М. И. Корепову, которая, согласно Циркулярам вышестоящих органов и списку купцов города Царевококшайска за 1893 год, становится главой купеческого семейства второй гильдии с 1891 года и ведет мануфактурную, бакалейную и галантерейную торговлю. В состав семьи в то время входили «... ее сыновья: Петр - 42 лет (с женой и дочерью), Алексей - 31 года, Николай -29 лет, Павел - 14 лет, а также жена Петра - Авдотья и его дочь - Юлия 14 лет» [4]. Получается, что старший сын Петр, имеющий семью, числился в «капитале матери». Сыновья, конечно же, могли после смерти отца или матери оставаться в одном деле, в противоположном случае каждый из них обязан был объявить собственный капитал, но, скорее всего Петр Корепов предпочел не дробить семейный капитал, отделившись от семьи. Что же касается незамужних сестер, то после смерти отца они оставались в капитале с братьями, торговлей не занимались, но пользовались соответствующими сословными правами купечества.

Для большинства крупных купеческих семей характерна концентрация торгового капитала в семье. Поэтому глава семьи старался как можно дольше держать управление делами в своих руках, не спеша передавать его кому-то из сыновей [8], [9, 39]. В то же время после его смерти вести торговые дела могла его жена. По этой причине купеческие сыновья до старости не имели собственного дела и жили в родительской семье, не смея выйти из родительской воли. Многие только после 40 лет становились самостоятельными хозяевами, что стало одной из причин преимущественно пожилого возраста купечества Марийского края.

К концу XIX века состав купеческих семей практически не изменился. По типологии Б. Н. Миронова нами были проанализированы материалы обывательской книги по городу Козьмодемьянску за 1891 год [5] и получены следующие данные:

Таблица 1

Типология купеческих семей г. Козьмодемьянска

Типы семьи Количество семей %

Из одного человека 2 4,4

Группа родственников - 0

Нуклеарная семья 18 40,0

Расширенная семья 4 8,8

Составная семья 21 46,7

Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что в конце XIX века купеческие семьи марийских уездных городов Казанской губернии оставались преимущественно составными (46,7 %) и нуклеарными (40 %). Это подтверждается и анализом списков купцов по городу Царевококшайску за 1895 год, в которых указан состав их семей. Так, большинство семей были составные - 37,8 %, нуклеарные семьи составляли 35,6 % [2, 78].

Наиболее типичной для исследуемых городов, согласно нашим данным, оказалась составная семья, включающая несколько супружеских пар. В основном это была патриархальная семья, возглавляемая отцом, при котором находились женатые сыновья и, иногда, женатые внуки. Примером, согласно Именным ведомостям царевококшайской городской управы за 1878 год, может служить семейство купцов Кореповых, возглавляемое 49-летним Г. А. Кореповым, в которое входили один женатый сын с семьей, 5 неженатых сыновей от 2 до 17 лет и 3 незамужние дочери от 4 до 18 лет. Всего в это патриархальное семейство входило 13 человек [2, 18], [3]. Обращает на себя внимание и тот факт, что процент нуклеарных семейств достаточно высок для второй половины XIX века. С одной стороны, в середине века наблюдается уменьшение купеческого сословия в исследуемых городах, и разделы капиталов в купеческих семьях уже не становятся редкостью, с другой - патриархальность внутрисемейных отношений еще удерживает прочные позиции. Такое положение было характерно для многих уездных городов Российской империи.

Резюме. Таким образом, можно сказать, что в большинстве своем состав купеческих семей городов Царевококшайска и Козьмодемьянска на протяжении XIX века не претерпел существенных изменений. Купеческие семьи городов Марийского края развивались под влиянием общероссийских процессов. Традиция иметь много детей сохранялась в купеческих семьях на протяжении всего XIX века. Помимо того, что содержать большую семью позволяли купеческие капиталы, это было просто необходимо, так как торговая деятельность требовала привлечения людских ресурсов, и поэтому в делах в той или иной степени были задействованы практически все члены семьи. Патриархальность семейных отношений играла важную роль в купеческой среде, отражаясь не только на сфере семейной жизни, но и на предпринимательской деятельности купцов. Купеческие сыновья, будучи уже взрослыми, оставались в родительском доме со своими женами и детьми. Купеческие семьи были своего рода семейными фирмами, поэтому «материализованность» семейных отношений оказывала существенное влияние на формирование и состав купеческой семьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Республики Марий Эл (ГА РМЭ). - Ф. 45 (Царевококшайская городская управа). - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 89.

2. ГА РМЭ. - Ф. 45. - Д. 29. - 649 л.

3. ГА РМЭ. - Ф. 45. - Д. 70. - Л. 56.

4. ГА РМЭ. - Ф. 45. - Д. 214. - Л. 211.

5. ГА РМЭ. - Ф. 84 (Становые приставы Козьмодемьянского уезда). - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 11.

6. ГА РМЭ. - Ф. 165 (Царевококшайское духовное правление). - Оп. 1. - Д. 66. - 574 л.

7. ГА РМЭ. - Ф. 165. - Д. 70а. - 458 л.

8. ГА РМЭ. - Ф. 165. - Д. 142. - Л. 57 (об.).

9. ГА РМЭ. - Ф. 172 (Козьмодемьянское духовное правление). - Оп. 1. - Д. 544. - 1108 л.

10. ГА РМЭ. - Ф. 172. - Д. 612. - Л. 66.

11. ГА РМЭ. - Ф. 172. - Д. 622. - Л. 98.

12. Жирнова, Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем: по материалам городов средней полосы РСФСР / Г. В. Жирнова ; отв. ред. М. Г. Рабинович, М. Н. Шмелева ; АН СССР ; Ин-т этнографии. - М. : Наука, 1980. - 147 с.

13. Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства : в 2 т. Т. 1 / Б. Н. Миронов. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1999. - 546 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.