УДК 94(47).083 314.146
КУПЕЧЕСКАЯ СЕМЬЯ ГОРОДА САМАРЫ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX в.
(ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
© 2013 К.М. Макитрин
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г.Самара
Поступила в редакцию 15.01.2013
Статья посвящена изучению и анализу самарской купеческой семьи конца Х1Х-начала XX века с точки зрения демографической статистики. Основное внимание уделено размерам купеческих семейств, их структуре, соотношению традиционных патриархальных семей и семей современного типа. Ключевые слова: самарское купечество, демография, купеческая семья, патриархальная семья, семья современного типа.
Семья представляет собой чрезвычайно многогранный объект для исторического исследования. Являясь одним из основных социальных институтов общества, семья отражает все общие и частные особенности общественного развития.
При оценке структурных показателей купеческих семейств возникает ряд трудностей, связанных с недостаточной разработанностью теоретической базы для подобных исследований. Некоторые исследователи отмечают, что даже в специальной литературе отсутствует общепринятая типология семей. Исходя из внутренней структуры точно определены только два основных вида семей: простейшие семьи и моногамные семьи сложных форм. Эти два основных вида семей в свою очередь принято подразделять на несколько видов. В данном случае приведена одна из простейших классификаций семей. Следует отметить, что существуют также типологии, которые содержат до нескольких десятков видов семей1.
Демографическая статистика определяет семью как социальную группу, состоящую из супружеской пары родителей или оставшегося в живых супруга и, в некоторых случаях, из оставшихся в живых детей. В соответствии с этим определением вдова или вдовец рассматриваются как семья. Таким образом, число семей будет равно числу супружеских пар, к которым прибавляются вдовцы и вдовы и, если они имеются, состоящие в разводе2.
Поскольку автор данной статьи рассматривает городскую купеческую семью, используя методику исторической демографии, то наряду с вышеприведенным определением семьи необходимо ввести еще одно понятие, употребляющееся в демографических и статистических исследованиях, - хозяйство. Под хозяйством понимается группа лиц, живущих под властью одного главы семьи, в нашем случае - гильдейского купца. Связи, объединяющие членов хозяйства с его главой, определяются как семейные.
Макитрин Константин Михайлович, доцент кафедры отечественной истории и археологии. E-mail: makitrin217@mail.ru
Эти семейные связи можно определить следующим образом: супруги, дети, родители, другие предки (бабушки и дедушки).
Хозяйство может состоять из нескольких семей. В этом случае выделяют основную семью, состоящую из главы семейства и его супруги, и второстепенную семью, состоящую, по крайней мере, из двух человек: супружеской пары, в некоторых случаях с неженатыми детьми, неженатый член семьи (или женатый, но проживающий раздельно со своим (своей) супругом (супругой), по крайней мере, с одним ребенком, не состоящим в браке3. Если же хозяйство состоит из основной семьи без второстепенных супружеских пар, то в этом случае оно считается единичным и рассматривается как простая семья. Если же хозяйство включает в себя более одной супружеской главы (помимо главы семьи и его супруги), то такая семья будет рассматриваться как сложная или в данном случае - традиционная патриархальная.
Опираясь на вышеозначенную типологию, автором был проведен анализ семейного положения самарского гильдейского купечества за 1895-1916 годы.
Деление самарских семей по внутренней структуре на простые и сложные показало, что на протяжении всего исследовавшегося периода удельный вес простых семей составлял не менее 90%. Максимальное число простых семей зафиксировано в 1904 году - 175 (95,1%).
Таким образом, сложных семей, имевших в своем составе две и более супружеские пары помимо главы семьи, было значительно меньше. Их удельный вес составлял 4,9-9,6%. Наибольшее число сложных семей наблюдалось в 1901 году - 16 (8,6%).
Если изучить внутреннюю структуру сложных семей за 1895-1916 годы, то можно сделать вывод о преобладании сложных семей, состоявших из двух супружеских пар. Только два раза за весь период, в 1904 году и 1913 году, семьи этого типа уступали семьям, состоявшим из более чем двух супружеских пар.
Помимо выделения основных типов се-
мейств в купеческом сословии города Самара были проанализированы размеры купеческих семей. Для этого анализа было выделено пять видов семей. Рассматривались семьи, состоявшие из главы семейства и его супруги - одна супружеская пара, в эту же категорию были отнесены одинокие и овдовевшие главы купеческих семейств. Вторую группу составили семьи, в состав которых помимо супружеской пары главы семейства входило до пяти человек, связанных родственными узами. Третья группа представлена семьями, размеры которых составляли от шести до десяти человек. Четвертая группа -крупные купеческие семьи, куда входило от одиннадцати до пятнадцати родственников. Наконец, в последнюю, пятую, группу были вынесены купеческие семьи, размеры которых превышали пятнадцать человек.
Крупных семей, число родственников в которых превышало пятнадцать человек, в самарском купеческом сословии на протяжении всего исследовавшегося периода было мало. Их наибольший удельный вес не превышал 6%, а максимальные показатели были зафиксированы в 1914 году и 1916 году - 5,6%. Однако следует отметить, что в течение периода 1895-1916 годов наблюдалось увеличение числа семей, чьи размеры превышали пятнадцать человек. В начале исследовавшегося периода зафиксировано 4 подобных семьи -2,2%. Начиная с 1901 года число этих семей возрастало и в 1914 году достигло своего максимума - 7 семей с удельным весом 5,6%.
Столь же небольшую группу представляли собой семьи, чьи размеры составляли 11-15 человек. Стартовый удельный вес этих семей в 1895 году составлял 2,2% - 4 семьи. А наибольший удельный вес зафиксирован в 1897-1898 годах - 7,4-7,3% - 14 семей. Вплоть до 1910 года число семей этой группы оставалось достаточно стабильным - 10-12 семей - 6%. Начиная с 1910 года их число неуклонно снижается, и в 1916 году семей с количеством членов 11-15 человек вновь 4, а их доля - 3,7%.
Семьи, в состав которых входило 6-10 человек, можно определить как одну из основных семейных групп самарского купеческого сословия на рубеже Х1Х-ХХ веков. Доля семей этой размерности на протяжении исследовавшегося периода была довольно высокой - не менее 25%. Минимальная доля этих семей - 25,1% (48) -зафиксирована в 1898 году. Максимальная -33,7% - 62 семьи - в 1904 году. Удельный вес и численность этой семейной группы испытывали незначительные колебания. В целом можно отметить, что до 1904 года наблюдался стабильный рост числа семей с количеством членов в 610 человек. Незначительное понижение их числа происходило в 1909-1916 годах. Однако свой удельный вес эти семьи сохраняли практически неизменным, составляя четвертую часть всех
купеческих семейств.
Довольно близкой по своему значению к предыдущей группе были купеческие семьи, состоявшие из одиноких супружеских пар и овдовевших членов купеческого сословия, не имевших детей в изученные годы. Средний удельный вес этих семей составлял 20,1%. Максимальными значениями в численном и процентном отношениях эта семейная группа обладала в первые годы исследовавшегося периода. В 1895-1898 годах число этих семей немногим превышало 40, а удельный вес - 22%. С 1899 года наблюдалось неуклонное снижение числа и удельного веса этой семейной группы. Своих наименьших значений она достигала в 1901 году - 30 семей -16% и в 1913 году - 23 семьи - 17,8%.
Таким образом, в результате проведенного анализа удалось выделить основную семейную группу в среде самарского гильдейского купечества. Эту группу составили семьи, в состав которых, помимо главы семейства, входило не менее одного и не более пяти родственников. Средний удельный вес этой семейной группы составлял 43,1%. Максимальные показатели зафиксированы в 1895 году - 85 семей - 47,8% и в 1899 году -87 семей - 44,2%. Эта семейная группа вплоть до 1902 года сохраняла относительную стабильность, находясь в пределах 82-87 семей. Начиная же с 1903 года количество семей с числом членов до 5 человек начало снижаться. Их число уменьшилось с 82 до 67, а удельный вес с 42,5% до 36,4%. В 1904-1916 годах число этих семей находилось в пределах 60, а в 1916 году резко снизилось до 48. Удельный же вес быстро вернулся к практически первоначальным показателям - около 42%.
На втором по значению месте находились семьи, в состав которых входило 6-10 родственников.
Третье место занимали семьи, состоявшие из одиноких супружеских пар, одиноких и вдовых купцов, купеческих вдов.
Крупных семей, куда входило от 11 до 15 родственников, было немного, а число семей, размеры которых превышали 15 человек, в исследовавшийся период ни разу не достигало даже десятка.
Следующий аспект, рассмотренный нами и тесно связанный с семейным состоянием самарского гильдейского купечества, касается семейного положения самарских купцов. Сведения по данному вопросу были почерпнуты из ведомостей самарского купеческого старосты. Для проведения анализа семейного положения в купеческой среде было выделено четыре категории, касавшихся купцов мужского пола: «холост», «женат», «вдовец», «разведен», и три категории для женщин, приобретших на свое имя гильдейские документы: «холостая», «замужем», «вдова».
Исследование показало, что в 1895-1916 годах подавляющее большинство самарских гильдейских купцов состояли в браке. Минимальный удельный вес женатых (замужних) купцов (куп-
чих) составлял 73,6% (1914 год). Максимальный же удельный вес купцов и купчих, состоявших в браке, был зафиксирован в 1898 году - 84,9%. Таким образом, средний удельный вес женатых (замужних) купцов (купчих) в 1895-1916 годах составлял порядка 80%. Следует отметить, что среди состоявших в брачных отношениях глав купеческих семейств женщины имели крайне незначительные показатели: в 1897-1904 годах и в 1912-1913 годах зафиксирована одна незамужняя купчиха - 0,5% и 8% соответственно.
Довольно значительной в среде самарского купеческого сословия оказалась доля вдовствовавших купцов и купчих. Их средний удельный вес составлял 15,2%. При изучении данной группы было отмечено, что среди вдовствовавших глав купеческих семейств обоего пола преобладали женщины. Удельный вес вдовых купцов составлял 4-9% при среднем показателе порядка 6%. Доля же овдовевших купчих составляла 6-12% при среднем значении 9%. Например, в 1909 году из 29 вдовствовавших глав купеческих семейств обоего пола женщин - 19. Таким образом, рассмотрение данной категории в семейном положении самарских купцов позволяет сделать вывод, что на протяжении всего исследовавшегося периода основная часть женщин - глав купеческих семейств, являлась купеческими вдовами, продолжавшими дело после смерти мужа, выбрав гильдейские и торговые документы на собственное имя.
Холостых глав купеческих семейств обоего пола в исследовавшийся период было достаточно мало. Их удельный вес составлял 3-7%. В среднем же на каждый изучавшийся год приходилось около 7 холостых купцов - 4,7%. В основном это были молодые люди, решившие начать самостоятельное дело и выделившиеся из купеческих семейств. Следует отметить, что самарские купцы неохотно выделяли своих детей и младших родственников, предпочитая видеть их исполнителями обязанностей приказчиков и торговых представителей своего семейного предприятия. Что касается незамужних купчих, то в самарском купеческом сословии за исследовавшиеся годы их зафиксировано всего две: в 1900 году приобрела на свое имя торговые и гильдейские документы И.О. Вайнберг - купчиха второй гильдии; в 1904 году в самарское купеческое общество вступила М.-К.И. Петерсон, также купчиха второй гильдии4.
Особое место при анализе семейного положения самарских купцов занимают главы купеческих семейств, находившиеся в разводе. Малое количество разводов среди жителей Российской империи вообще и в купеческом сословии, считавшемся одним из самых патриархальных, в частности, было обусловлено отрицательным отношением к этому явлению православной церкви, обладавшей огромным влиянием на институты брака и семьи даже на рубеже Х1Х-ХХ ве-
ков. Православная церковь ведала всеми бракоразводными делами. Начиная с 1805 года все дела, касавшиеся расторжения брачных уз в Российской империи, рассматривались в Святейшем Синоде. Бракоразводная процедура могла быть произведена только с разрешения Синода и в исключительных случаях, поэтому причина развода должна была быть очень весомой. Сами причины расторжения браков были также жестко определены в законодательстве. Брак мог быть расторгнут в четырех случаях: 1) если было доказано прелюбодеяние одного из супругов; 2) если один из супругов оказывался неспособным к брачному сожительству; 3) если один из супругов приговаривался к наказанию, сопровождавшемуся лишением всех особенных прав и преимуществ или ссылкой на поселение в Сибирь с лишением всех прав состояния; 4) если один из супругов безвестно отсутствовал5.
За весь исследовавшийся период в самарском купеческом сословии было зафиксировано всего три случая расторжения брачных отношений. В 1899 году были разведены купец первой гильдии П.С. Аржанов и его супруга Л.П. Аржанова. В ведомости о состоянии членов купеческих семейств есть только пометка о том, что Аржановы «разведены согласно указу Святейшего Синода»6. Однако, согласно ведомостям самарского купеческого старосты, собственных детей у четы Аржановых не было, а в их семействе числилась приемная дочь Елена, оставшаяся после развода супругов с приемным отцом П.С. Аржановым. Можно предположить, что в этом случае причина была в «неспособности одного из супругов к брачному сожительству». Второй случай развода зафиксирован в 1910 году: купец второй гильдии М.С. Шапиро был «разведен с женой по закону еврейской веры», хотя сам купец был православным7. Причина развода также осталась неизвестной. Собственно брак Шапиро продолжался менее года, поскольку в ведомости самарского купеческого старосты за 1909 год купец второй гильдии М.С. Шапиро числится холостым8. Наконец, третий случай расторжения брака в купеческой среде относится к 1913 году: купец второй гильдии В.И. Ро-машев был разведен с супругой Е.Я. Ромашевой. В данном случае причина указана весьма определенно и полностью соответствует одному из случаев, указанному в законодательстве: их брак был расторгнут по причине прелюбодеяния мужа. Е.Я. Ромашевой было разрешено вновь вступить в брак, а на В.И. Ромашева, согласно действовавшему законодательству, была наложена епитимья сроком на семь лет9.
При оценке семейного положения самарского гильдейского купеческого сословия была также исследована кратность браков. Согласно законодательству Российской империи существовал ряд ограничений на количество повторных
браков. Человеку разрешалось вступать в брак не более трех раз и, естественно, только при условии прекращения предшествующих супружеских отношений. В Своде законов существовала статья, гласившая: «Запрещается вступать в четвертый брак»10. Для уличенных в четвертом браке предусматривалось наказание, определенное церковью: на провинившегося налагалась епитимья. Чтобы предупредить четвертые браки и двоеженство, священникам, совершавшим обряд венчания, предписывалось на видах на жительство, выдаваемых лицам обоего пола, в случае вступления этих лиц в брак, указывать с кем именно, когда и в какой церкви данное венчание состоялось. Если же возникала необходимость поменять или возобновить вид на жительство, то в них, в обязательном порядке должно быть указано брачное состояние тех лиц, которым они выдавались.11
Большинство самарских купцов в исследовавшийся период состояли в первых браках. Средний удельный вес первых браков в 18951916 годах составлял 91,1%. Доля вторых браков в среде самарского купечества была значительно меньшей: 3,9-10%, а их средний удельный вес для данного периода составлял 8%. Автором также было зафиксировано наличие третьих браков. Количество их было крайне незначительным, а удельный вес не превышал 1,5%. В третьих браках состояли два самарских купца. Купец второй гильдии М.И. Кутузов состоял в третьем браке до 1910 года. Этот брак прервался в связи со смертью его супруги. Другой самарский купец второй гильдии С.А. Тузлуков состоял в третьем браке вплоть до 1904 года. Этот брак оказался прерван по причине смерти самого купца.
На примере изучения семейного положения самарского купеческого сословия можно прийти к выводу о том, что провинциальное купеческое сословие на рубеже Х1Х-ХХ веков постепенно теряло свои традиционные характеристики, одной из которых была патриархальность семейных отношений.
Эволюция общественных отношений привела к появлению в начале XX века общества нового типа - индустриального, при котором существование крупной патриархальной семьи становилось нерациональным. Немаловажными факторами,
способствовавшими разрушению патриархальных семей, были изменения различных социальных институтов. Например, рост значимости высшего образования в купеческой среде, что приводило к увеличению затрат на обучение детей, следовательно, родители начинали считать целесообразным меньшее количество детей в семье. Также нельзя не учитывать стремления молодых людей к самостоятельной предпринимательской деятельности, что тоже приводило к разрушению крупных купеческих семейств. Кроме того, существование простых семей, по мнению социологов, максимально подходит к индустриальному типу общества. Вместе с тем продолжали оставаться в неприкосновенности некоторые патриархальные черты семейных отношений. Например, отношение к браку, объяснявшее минимальное количество одиноких купцов, практически полное отсутствие разводов, малое количество повторных и полное отсутствие четвертых браков.
Таким образом, под влиянием этих и множества других факторов на рубеже Х1Х-ХХ веков в самарском купеческом сословии наблюдался процесс перехода от сложной патриархальной многодетной семьи к семье современного типа. В итоге в начале ХХ века основной ячейкой семейной структуры самарского купеческого сословия становится семья нового типа - простая, состоявшая, как правило, из одной супружеской пары, малодетная, но обладавшая гораздо большей социальной мобильностью.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гончаров Ю.М. Городская семья второй половины Х1Х-начала ХХ вв. Барнаул, 2002. С.132.
2 Анри Л., Блюм А. Методика анализа в исторической демографии. М., 1997. С.30.
3 Анри Л., Блюм А. Методика анализа в исторической демографии. М., 1997. С.33.
4 ЦГАСО. Ф.146. Оп. 1. Д.63. Л.22.; Д.70. Л.133.
5 СЗРИ. Т.Х. Ст.45. СПб., 1899.
6 ЦГАСО. Ф.146. Оп. 1. Д.61. Л.1.
7 ЦГАСО. Ф.146. Оп. 1. Д.76. Л.148.
8 ЦГАСО. Ф.146. Оп. 1. Д.76. Л.144.
9 ЦГАСО. Ф.153. Оп.36. Д.100. Л.93.
10 СЗРИ. Т.Х. Ст.21. СПб., 1899.
11 СЗРИ. Т.Х. Ст.22. СПб., 1899.
MERCHANT FAMILY IN SAMARA AT THE END OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURY
(DEMOGRAPHIC ASPECT)
© 2013 K.M. Makitrin
Volga Region State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara
The article covers the study of Samara merchant family at the late XIX - early XX centuries from the point of view of demographic statistics. The work focuses on the sizes and structure of merchant families, on the correlation between the traditional patriarchal families and families of the modern type. Key words: Samara merchants, demography, merchant family, patriarchal family, modern family.
Konstantin Makitrin, Associate Professor, Department of Russian History and Archaeology. E-mail: makitrin217@mail.ru