Научная статья на тему 'Структура родственных связей и традиции семейного быта уездного купечества Вятской губернии в XIX начале XX в'

Структура родственных связей и традиции семейного быта уездного купечества Вятской губернии в XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
596
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / УЕЗДНОЕ КУПЕЧЕСТВО / МЕНТАЛИТЕТ / ДОМОХОЗЯЙСТВО / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / VYATSK PROVINCE / DISTRICT MERCHANT CLASS / MENTALITY / HOUSE KEEPING / EVERY DAY LIFE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маслова Инга Владимировна

Рассматривается специфика формирования основных бытовых и семейных традиций российского купечества, ставших в дальнейшем стержнем сословного менталитета. Отмечается, что быт уездного купечества Вятской губернии отличался размеренностью и консервативностью, сохраняя традиционные сословные черты и поведенческие установки; в купеческой семье закладывались основы мировоззрения, определенная система ценностей и характерные стереотипы общественного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of family connections and traditions of the district merchant class in Vyatsk province in the XIXthe beginning of the XX century

There is given the specific of the forming of the basic living and family traditions of Russian merchant class that has become the base for a class mentality. It is pointed out that the life of district merchant class in Vyatsk province was distinguished by regularity and conservatism but it kept the traditional class features and behavior settings. In a merchant's family the basic world view, the definite system of values and characteristic stereotypes of social behavior were founded.

Текст научной работы на тему «Структура родственных связей и традиции семейного быта уездного купечества Вятской губернии в XIX начале XX в»

И.В. МАСЛОВА (Елабуга)

СТРУКТУРА РОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО БЫТА УЕЗДНОГО КУПЕЧЕСТВА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - начале XX в.

Рассматривается специфика формирования основных бытовых и семейных традиций российского купечества, ставших в дальнейшем стержнем сословного менталитета. Отмечается, что быт уездного купечества Вятской губернии отличался размеренностью и консервативностью, сохраняя традиционные сословные черты и поведенческие установки; в купеческой семье закладывались основы мировоззрения, определенная система ценностей и характерные стереотипы общественного поведения.

Ключевые слова: Вятская губерния, уездное купечество, менталитет, домохозяйство, повседневность.

Семья и сеть родственных связей представляют собой общественные институты, сохраняющие свою важность во все времена. Это неотъемлемые элементы любого общества, поскольку с ними связаны такие важнейшие функции, как природное и социальное воспроизводство материальной жизни.

Конец XVIII - первая половина XIX в. были переломными для менталитета российского купечества. Шел процесс формирования национального типа купца-предпринимателя, интересы которого были направлены не только на личное обогащение, но и на служение обществу. В первой половине XIX в. формируются основные бытовые традиции купечества, ставшие в дальнейшем стержнем сословного менталитета, на который в быстро меняющейся политической ситуации нанизывались все новые и новые правила поведения, семейные обычаи, создающие неповторимый портрет российского третьего сословия. Во второй половине XIX - начале XX в. происходит дифференциация купечества на различные группы, отличающиеся сферами предпринимательской деятельности, гильдейской принадлежно-

стью, и соответственно, размерами капитала и уровнем жизни. Но нас в первую очередь интересуют наметившиеся на ментальном уровне различия между столичным и провинциальным купечеством. Столичное купечество, прочно вставшее на путь экономического процветания, стремилось приобщиться к дворянскому образу жизни. Быт провинциального купечества отличался размеренностью и консервативностью, сохраняя традиционные сословные черты и поведенческие установки. Предметом нашего исследования стало провинциальное, прежде всего уездное купечество Российской империи XIX - начала XX в.

В семье, как в одном из главных механизмов социализации, закладываются основы мировоззрения и поведенческие установки. Невозможно дать исчерпывающую характеристику российского купечества без изучения различных аспектов их внутрисемейных отношений.

Анализ структуры и состава купеческих семей проведен нами на основе исследования уездных городов Вятской губернии. На протяжении XIX в. людность купеческих семей в уездных городах колебалась от 5 до 8 человек. Согласно ревизским сказкам о купцах за 1834 г., в г. Слободском Вятской губернии числились 39 семей, всего 323 человека [2]. Большей людностью отличались купеческие семьи в г. Елабуге. В 1816 г. в городе проживало 28 купеческих семей, всего 302 человека [9]. Наличие больших семей объяснялось высоким уровнем развития торговли в городе, что привело к складыванию относительно стабильных торговых капиталов уже к началу XIX в. На примере Елабуги хорошо прослеживается процесс формирования устойчивых купеческих династий. Наибольшей стабильностью и высокой преемственностью отличались семьи купцов первой гильдии. Анализ генеалогии Стахеевых - одной из крупнейших предпринимательских династий не только Елабуги, но всего Вол-го-Камского региона - позволил выявить устойчивую наследственную связь в пять поколений [8]. Подобной стабильностью (в пять поколений) отличался и род ела-бужских купцов-промышленников Ушко-вых [5]. Учитывая период, взятый для исследования (конец XVIII - начало XX в.), подобную генеалогическую устойчивость

© Маслова И.В., 2009

рода можно считать максимально возможной. Высокая степень генеалогической устойчивости родов первогильдейского купечества определялась совместным образом деятельности, торгово-промышленным предпринимательством.

Исходя из того, что людность семьи -один из показателей патриархальности, можно сделать вывод о наличии сильных патриархальных традиций в среде гильдейского купечества. Большие патриархальные отцовские или братские семьи включали несколько поколений одного предка, образующих 3 - 5 и более супружеских пар, объединявших 15 - 20 и более человек.

Структуру каждой отдельно взятой семейной формации можно исследовать различными способами. Купеческие семьи XIX в. разнообразны по своему составу и структуре внутрисемейных отношений. В современной научной литературе предложено большое количество подходов к классификации семей. Целесообразность применения того или иного подхода зависит от конкретных задач исследования. Анализ имеющегося в нашем распоряжении материала по составу, людности и структуре купеческих семей Вятской губернии показывает необходимость использования типологии П. Ласлетта [7]. При изучении семейной типологии ученый использовал понятие «домохозяйство», под которым понимались место жительства, родство и совместная жизнедеятельность. На наш взгляд, для первой половины XIX в. наличие совместного домохозяйства было характерной чертой купеческих семей. В этот период шел процесс становления коммерческого дела, в основе которого лежали, как правило, родственные связи, т. к. в этом случае риск обмана со стороны партнера по бизнесу сводился к минимуму. Совместное проживание и общее хозяйство также способствовали сохранению целостности предпринимательского дела.

По типологии П. Ласлетта, простое домохозяйство - это то, что принято называть нуклеарной, или биологической семьей. Такая семья состоит из супружеской пары с детьми или же вдовца либо вдовы с потомством. Расширенное семейное домохозяйство включает супружескую семью вместе с родственниками по прямой линии, т. е. сестрами, братьями, бабушками и т. д. Если дополнительный член, входящий в состав домохозяйства - представитель стар-

шего поколения (например, дед), то семья считается восходящей. Если речь идет о внуке, племяннике или племяннице, то семья квалифицируется как нисходящая. Если констатируется наличие брата, сестры или кузенов главы семьи, то расширение идет по боковой линии.

Если в семью объединены несколько супружеских пар, домохозяйство квалифицируется как сложное (мультифокальное). Его основной признак - в наличии внутри домохозяйства еще одного ядра, которое не включает главу семьи. Эта так называемая вторичная ячейка может включать родителей главы семьи (восходящее вторичное ядро), его женатых сыновей (нисходящее вторичное ядро) и т. д. Если супружеские группы сложного домохозяйства состоят из родственников по боковой линии и объединяют супружеские пары братьев и сестер, то домохозяйство принадлежит к типу «братское сложное домохозяйство».

Среди уездного купечества Вятской губернии преобладали различные виды сложных домохозяйств. Так, в составе семьи ела-бужского купца В.Л. Проснева насчитывался 21 человек. Названную семью можно классифицировать как сложное семейное домохозяйство с родственниками по боковой линии. Ядро домохозяйства составляла супружеская чета главы семьи и их дети, т. е. Василий Леонтьевич, его супруга Авдотья Ефимовна и четверо их сыновей. В состав семьи входили еще четыре супружеские пары с детьми. Это были семьи четырех братьев Василия Леонтьевича. В 1851 г. второй брат, Иван Леонтьевич, выбыл из состава большой братской семьи, став основателем собственного домохозяйства [10].

Примером восходящего сложного семейного домохозяйства в составе 11 членов может служить семья елабужского купца третьей гильдии Д.Ф. Пупышева. Глава семьи с супругой и детьми проживали совместно с вдовствующей матерью Анисьей Николаевной и семейной четой младшего брата Ивана.

В целом семейное положение уездного купечества Вятской губернии характеризовалось следующим образом: во всех рассматриваемых городах основу подавляющего большинства семей составляли супружеские пары, на втором месте по численности шли вдовые, на третьем - холостые. Главным предметом заботы и внима-

ния каждого члена большой купеческой семьи являлось семейное дело. В купеческих фирмах присутствовал особый корпоративный дух, в котором воплощались православные традиции единения людей. Семейный характер предпринимательства, столь свойственный уездному купечеству, способствовал созданию особой системы отношений, основанной на взаимной связи и взаимной ответственности членов рода, которые буквально жили семейным делом.

Глава семьи ведал всеми торговыми делами, выбирал гильдейские свидетельства, отвечал перед государством за выполнение повинностей и внесение податей. Он, таким образом, являлся не только добытчиком средств к существованию, но и посредником между семьей и государством. Главной обязанностью жены в браке была организация семейного быта.

Воспитание детей в семье купца полностью подчинялось подготовке к участию в деятельности семейного коммерческого предприятия. Дети находились в полном подчинении у родителей и с раннего детства помогали им по хозяйству. До зрелых лет о сыновьях отечески заботились, постепенно вводили их в курс семейных дел. Отметим, что в первой половине XIX в. подавляющее большинство уездных купцов имели только начальное образование. Поэтому большую часть знаний об организации коммерческих предприятий купеческие сыновья получали на практике. С семи - восьми лет мальчики начинали приобщаться к предпринимательской деятельности. Они ежедневно ходили в лавку, выполняли мелкие поручения. «Так, из писем сарапульского купца Ехлакова мы узнаем, что их единственный сын и наследник Коля с семи лет ходил с отцом в лавку» [12]. Возрастом зрелости считались 15 - 16 лет, с этого времени сыновья полностью включались в семейное дело. Они могли заниматься мелочной торговлей в лавке, совершать коммерческие поездки в другие города, вести конторские книги. Однако интересы коммерческого дела требовали концентрации капитала, кроме того, главы купеческих семей нередко сомневались в деловых качествах своих сыновей или попросту не хотели выпускать дело из своих рук. Поэтому уже взрослые сыновья, работая в отцовском коммерческом предприятии, носили «звание» купеческого сына. На-

пример, в списке купцов г. Слободского за 1890 г. числится купеческий сын 2-й гильдии Б.В. Прехов [4]. И даже заслужив общественное признание и занимая ту или иную должность в органах местного самоуправления, многие младшие члены купеческой семьи продолжали числиться в «купеческих сыновьях». Так, среди гласных Елабужской городской думы в 1875 г. числились сразу двое купеческих сыновей: А.К. Стахеев и А.М. Серебреников [1]. В то же время можно привести множество примеров, когда еще при жизни главы семьи некоторые из сыновей получали свою долю наследства - «выдел» в виде денежной суммы или торговой лавки. Например, в ревизской сказке о купцах г. Слободского 1834 г. к гильдейскому купечеству причислены Р.Д. Шмелев и его сын Александр, имеющий самостоятельное коммерческое предприятие [3].

Но самостоятельная предпринимательская деятельность купеческих сыновей отнюдь не означала полного освобождения от контроля со стороны главы семейства. Ф.П. Гирбасов, елабужский купец первой гильдии, выделил своим достигшим совершеннолетия сыновьям долю денежного наследства, что позволило им начать самостоятельную предпринимательскую деятельность. Старший сын Г.Ф. Гирбасов уехал в Екатеринбург и основал там свое дело -торговлю чаем и табаком. Следуя патриархальным традициям купеческих семей, Гавриил Федорович, успешный екатеринбургский коммерсант, почетный глава семейства (у него было десять детей), не посмел перечить отцу и по первому зову возвратился в Елабугу для того, чтобы принять участие в деятельности товарищества, организуемого Федором Прохоровичем [11].

В воспитании девочек с детских лет делали упор на подготовку к будущей семейной жизни. Дочери должны были помогать матери вести хозяйство, следить за порядком в доме, присматривать за младшими детьми. Традиционно девочек обучали различным видам рукоделия: вязанию, плетению кружев, вышиванию. Купеческим дочерям готовилось приданое, с которым они могли рассчитывать на хорошую партию. В условиях господства религиозных взглядов на семейные ценности дети воспитывались в духе обязательного вступления в брак. К дочерям и сы-

новьям, вовремя не вступившим в брак, отношение было неуважительным.

Обязательным элементом воспитания в семьях русских купцов являлось посещение церкви. Каждое воскресенье семья в полном составе ходила в храм к заутрене или обедне. В церкви богатые купцы стояли впереди, при этом сначала женщины, а за ними мужчины. Одной из форм участия детей и подростков в религиозной жизни было пение в церковном хоре. В уездных городах Вятской губернии нередко церковные хоры состояли из воспитанников гимназий, училищ, детских приютов.

Внутрисемейные взаимоотношения купечества рассматриваемого региона характеризовались уважением друг друга и взаимопомощью. Жена помогала мужу вести коммерческие дела, а при отлучках супруга ведала хозяйственными и торговыми делами, сообщая ему в письмах все подробности и прося совета. Кстати, при переписке супруги обращались друг к другу с добротой и любовью. «Мой милый и дорогой мой Ванечка!», «Мой голубчик, Ванечка!» -обращается в письме к своему супругу, купеческому сыну И. И. Шишкину (известному русскому живописцу), его жена Евгения Васильевна [13].

Разводы в купеческих семьях практически не осуществлялись, т. к. господствовавшая в обществе православная традиция не поощряла разрыв семейных отношений. Кроме того, разрешение на развод давал только Святейший Синод. Естественно, что причины для расторжения брачных уз должны были быть весьма основательными.

Статистические данные по городам Вятской губернии за 1876 - 1877 гг. показывают снижение количества брачных союзов, которых в 1876 г. было 481, а в 1877 г. -324. «На уменьшение числа браков в 1887 г. вероятно имели влияние частью военные действия того времени, частью из ряда вон выходящий по своей посредственности урожай хлебов в Вятской губернии ...» [6]. Самый распространенный брачный возраст русского купечества Вятской губернии составлял у мужчин 20 - 25 лет, у женщин -16 - 20 лет.

В целом основу семейного строя уездного купечества Вятской губернии на протяжении рассматриваемого периода составляли простые и расширенные двух - трехпоколенные семьи. На формирование традиций семейного быта, воспитания и

образования детей влияли патриархальные взгляды и православные обычаи. Однако с развитием процесса урбанизации в конце XIX - начале XX в. сословные особенности купеческих семей сводились на нет, и вырабатывалась общая модель городской семьи.

Литература

1. Адрес-календарь Вятской губернии 1875 г. Вятка: Тип. губ. правления, 1875. С. 183 -186.

2. ГАКО (Государственный архив Кировской области). Ф. 862. Оп.1. Д. 824. Л. 2 - 16.

3. ГАКО. Ф. 862. Оп. 1. Д. 824. Л. 2.

4. ГАКО. Ф. 862.Оп. 1. Д. 1911. Л.1.

5. Есиева И.В. Купеческая династия Ушко-вых (первая половина XIX в. - 1918 г.). Набережные Челны, 2007. С. 11 - 32.

6. Календарь Вятской губернии 1880 г. / сост. Н. Спасский. Вятка,1880. С. 114.

7. Ласлетт П. Семья и домохозяйство: исторический подход // Брачность, рождаемость, семья за три века. М., 1979. С. 136.

8. Маслова И.В. Купеческая династия Ста-хеевых. Елабуга, 2007. С. 19 - 31.

9. НАРТ (Национальный архив Республики Татарстан) Ф. 3. Оп. 2. Д.509. Л. 1 - 28.

10. НАРТ Ф. 3. Оп. 2. Д. 586. Л 40.

11. НАРТ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 586. Л. 46.

12. Пюрияйнен Д. Бытовая культура купеческого сословия города Сарапул во второй половине XIX в. // Мензелинский музейный вестник. 2007. Вып. 4 - 5. С.26.

13. Трехсотлетнее древо рода Шишкиных / сост. Н.И. Курылева. Елабуга, 2007. С. 56.

The structure of family connections and traditions of the district merchant class in Vyatskprovince in the XIX- the beginning of the XX century

There is given the specific of the forming of the basic living and family traditions of Russian merchant class that has become the base for a class mentality. It is pointed out that the life of district merchant class in Vyatsk province was distinguished by regularity and conservatism but it kept the traditional class features and behavior settings.

In a merchant’s family the basic world view, the definite system of values and characteristic stereotypes of social behavior were founded.

Key words: Vyatsk province, district merchant class, mentality, house keeping, every day life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.