К.Р. Юсупов
ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРИБРЕЖНЫХ ПРОСТРАНСТВ НА ПРИМЕРЕ Г. КАЗАНЬ
Прибрежные зоны - основа и одновременно важнейшая составляющая городских структур. Они выполняют в городе многофункциональную роль, что определяет градостроительные подходы к их учету, оценке, охране и преобразованию. Предложена типология рекреационных прибрежных пространств на примере города Казань, а также представлена таблица, где были проклассифицированы существующие рекреационные территории, расположенные близ водных ресурсов.
Ключевые слова: Прибрежные зоны, набережные, общественные пространства, рекреационные территории, классификация, прибрежные пространства.
Исторически, прибрежные территории крупных городов играли важную градоформирующую роль. Они играли важное значение в развитии исторического центра, размещения крупных промышленных предприятий и служили торговыми путями. Динамика развития крупных городов во многом определяла типологические изменения прибрежных территорий, которые адаптировались под насущные потребности социума. Вследствие данных градостроительных процессов городские набережные стали многофункциональными зонами, которые совмещают в себе как общественные и жилые функции, так и служат при-родно-рекреационным каркасом горда.
Однако развитие набережных как рекреационных кластеров современного города не должно преследовать цели создания искусственных природных систем, а должно подчиняться задаче сохранения существующего природного потенциала береговых территорий на основе закрепления экологического каркаса. Стабилизация в функционально-планировочном зонировании прибрежных территорий и предотвращение их дальнейшего разрушения в результате непоследовательного с точки зрения экологии использования, способны внести изменения в реально сложившуюся хаотичную структуру прибрежной застройки. Формирование в городской прибрежной полосе общественных рекреационных центров тяготения при соответствующем уровне благоустройства позволит избежать неблагоприятных экологических последствий, характерных для стихийного использования прибрежных пространств.
Существующие объекты рекреационного назначения, входящие в границы прибрежной зоны г. Казань по общепринятой классификации, делятся по категориям:
- в зависимости от назначения в структуре города (Набережная реки Волга в Самаре играет градо-формирующую роль и является частью исторического каркаса, тогда как набережная Северного вокзала в Москве является точкой притяжения, поскольку транспортный узел был адаптирован под музей);
- в зависимости от длительности отдыха (Набережная канала Грибоедова в Санкт-Петербурге в большей степени предназначена для транзита, в виду отсутствия МАФ она предпочтительна для кратковременных пеших прогулок, в то время как набережная озера Кабан в Казани предназначена для более длительного пребывания, поскольку здесь кроме разнообразного благоустройства организованы различные виды активностей таких, как: просмотры фильмов, шоу фонтанов, прогулки на катамаране и т.д.);
- в зависимости от видов рекреационной деятельности (Бережковская набережная в Москве предназначена для пассивного отдыха: прогулки, с остановками на наиболее благоприятных видовых точках, набережная лесопарка Лебяжье в Казани оборудована различными спортивными площадками которые подходят для активного времяпровождения);
- в зависимости от вида зеленых насаждений (Зеленые насаждения бывают общего пользования, как на набережной пляжа Ривьера в Сочи, так и специального назначения, как набережная Байкальского заповедника, куда доступ закрыт);
- в зависимости от контактной зоны (Яркий пример контактной набережной - портовая территория Хафенсити в городе Гамбург, Германия, где люди могут устраивать пикники прямо на воде, наблюдая как
© К.Р. Юсупов, 2022.
Научный руководитель: Новиков Степан Викторович - кандидат архитектурных наук, доцент, Казанский федеральный университет, Россия.
кипит общественно-деловая жизнь, тогда как на Аптекарской набережной в Санкт-Петербурге нет контактных зон с водой, поскольку пешеходная зона отделена от водной глади за счет разницы в уровнях и ограничена забором.).
В российских городах в зависимости от назначения в структуре города можно выделить пять типов набережных:
1. Городские набережные. (Кремлевская набережная в Казани, Крымская набережная в Москве)
2. Набережные городских парков (Набережная Борисовских прудов в Москве, набережная реки Хоста в Сочи).
3. Набережные лесопарков (Набережная лесопарка «Лебяжье» в Казани, набережная лесопарка «Дендрарий» в Пскове).
4. Набережные в промышленной зоне (Набережная северной части промзоны ЗиЛ в Москве, Шелепихинская набережная в Москве, где раньше располагались заводы по производству ж/б конструкций).
5. Пляжи (Набережная пляжа «Ривьера» в Сочи, Приморская набережная в Ялте).
В зависимости длительности отдыха в границах прибрежной зоны выделяются рекреационные объекты:
1. Длительного отдыха (более З-х дней) (Набережная Анапы, часть отелей здесь находится на береговой линии, что дает возможность долговременного пребывания здесь);
2. Кратковременного отдыха (1-3дня) (побережье Хорватии, где есть кэмпинг, что позволяет организовать здесь небольшой отдых);
3. Повседневного отдыха (в течении дня) (Москворецкая набережная в Москве).
По типу рекреационной деятельности выделены прибрежные территории рекреационного назначения с делением на активный и тихий отдых.
В зависимости от вида зеленых насаждений прибрежные территории могут быть частью городского лесопарка или общегородского парка культуры и отдыха, набережной, пляжей.
Набережные также различаются по граничащим с ним территориям, напр. с природным комплексом, с жильем, с производственной зоной, с транспортными развязками.
По степени преобладания транспортно-пешеходных связей:
1. Пешеходная —набережная, где приоритет отдан пешеходам и в полной мере реализованы общественная и рекреационная функции прибрежной территории.
2. Комбинированная — набережная, где соблюдается разумный баланс между вело-пешеходным движением и движением механизированных транспортных средств.
3. Транспортная — набережная, где приоритет отдан механизированным транспортным средствам, а пешеходное движение не развито и служит только для транзитных целей.
Большое влияние на формирование поперечного профиля набережных оказывает существующий рельеф прибрежных территорий. В рамках рассматриваемых объектов встречаются прибрежные территории с преимущественно пологим рельефом с незначительным перепадом высот - это Кремлевская набережная Москвы, набережная Брюгге в Йошкар-Оле, набережная Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Набережные Казани различны по типу береговой линии. На рассматриваемой территории есть как искусственные участки береговой линии, то есть сформированные подпорной стенкой (Кремлевская набережная), и набережные, где сохранен естественный природный ландшафт и спуск к водным ресурсам (набережная озера Кабан).
В результате исследования было выявлено, что основными тенденциями при благоустройстве набережных являются:
1. Многоуровневость
2. Разнообразие функционального наполнения
3. Создание сценариев для летнего и зимнего времени года, а также для меньших временных промежутков
4. Организация контактных зон, и сохранения участков с естественной береговой линией.
Все это позволит создать привлекательную и комфортную городскую среду, и послужит его устойчивому развитию. Поскольку грамотная организация ландшафта набережных является решением многих насущных градостроительных, экологических, и социально-общественных проблем городской среды и способствует улучшению ее качества.
Визуальное представление
и>
По назначению е структуре города
Городская набережная
Городская набережная
Лесопарк шеек
Пляж
По длительности отдыха
Для повседневного отдыха
Для повседневного отдыха
Для краткосрочного отдыха
Для долгосрочного отдыха
По видам рекреационной деятельности
Для тихого отдыха
Для тихого отдыха
Для активного отдыха
Для активного отдыха
По типу зеленых
Набережная
Набережная
Лесопарк
Пляж
По
Граничит с общественной и жилой зонами
Граничит с общественной зоной
Рекреационная зона
Граничит с общественной зоной
По степени преобладания гранспортно-пешеходных связей
Преимущественно
участками для велосипедов
Преимущественно пешеходная с участками для велосипедов
Пешеходная
Пешеходная
По типу рельефа
Пологий, без резкого перепада
Холмистый
Таблица 1.
По типу береговой
Искусственно созданная береговая
Комбинированный.
искусственно созданная береговая линия череду ется с
естественным природным скатом
Естественная береговая линия
Естественная береговая линия
СП СП
к> к> к> и)
I
о
о §
а:
|
о;
Ьо О Ьо Ьо
-и
Оо
Ьо
Окончание таблицы 1.
Прнвсер рекреационной зоны на прибрежной территории Визуальное представление По назначению в структуре города По длительное тк отдыха По водам реЕреационноп деятельности По типу зеленых насаждений По функциональному назначению По степени гранспортно-пешеходных связей По типу рельефа По типу береговой линии
Набережная Речного порта, н пляжа «ЛОЕОМОГИВ» Набережная в прем, зоне Для ПОЗСбДйеВНОГО отдыха Для активного отдыха Пляж Гр аничит с транспортным ТЗЛОМ Пешеходная Равнинный с :■ I стга ир с е анныи. искусственно созданная береговая линия чередуется с естественным природный 1 скатом
Набережная у ■ 1 ;:,г юпнирсванныи.
ресторана «Парус», между дамбами — Кировской и Ленинской Набережная в пром. зоне Для повседневного отдыха Для тихого отдыха Набережная Граничит с траяспор-ным УЗЛОМ Комбинированная Равнинный созданная береговая линия череду1 ется с естественным природным скатом
Библиографический список
1.Сафонова, О. М. Композиционный анализ современного городского пространства на примере набережной в Скарборо в Западной Австралии / О. М. Сафонова, С. В. Тазина // Вестник ландшафтной архитектуры. -2020. - № 21. - С. 71-73.
2.2М. Ю. Гаврилова, А. М. Гаврилов. Приёмы использования водных структур в формировании общественных городских пространств // Инженерно--строительный вестник Прика-спия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно--строительный университет. Аст-рахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2020. № 1 (31). С. 69-73.
3.Нефридов В. А. Как вернуть город людям. М. : Искусство-XXI век, 2015. 160 с.
4.4 Полссон К. Проектирование общественных пространств и городов для людей. Практическое пособие. DOM Publishers, 2019.272 с.
5.Благоустройство набережных как фактор развития городской среды [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/ blagoustroystvo-naberezhnyh-kak-faktor-razvitiya-gorodskoy-sredy.
6.Королева И.С., Королев А.С. Процесс урбанизации береговых пространств современного города (на примере Белгородской городской агломерации)// Успехи современного естествознания. - 2018. - №4.- С. 127-132; Режим доступа: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id = 36736.
7.Красильникова Э. Ландшафтный урбанизм: новый взгляд на старую проблему // [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://green-city.su/.
ЮСУПОВ КАРИМ РАШИТОВИЧ - магистрант, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия.