Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЯ, ФАЗЫ И ПРИЗНАКИ КРИЗИСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ'

ТИПОЛОГИЯ, ФАЗЫ И ПРИЗНАКИ КРИЗИСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
666
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / CRISIS / CRISIS MANAGEMENT / FINANCIAL STABILITY / CRISIS MANAGEMENT OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давитиани К.И.

В данной статье исследована проблема кризисных ситуаций в организациях. В статье рассмотрены типология, фазы и признаки кризисных ситуаций в организациях. В статье также представлены основные методы преодоления кризисных явлений при помощи антикризисного управления организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY, PHASES AND SIGNS OF CRISIS IN THE ORGANIZATION

This article explores the problem of crisis situations in organizations. The article discusses the typology, phases and signs of crisis situations in the organization. The article also presents the basic methods of overcoming crisis phenomena with the help of crisis management of the organization.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЯ, ФАЗЫ И ПРИЗНАКИ КРИЗИСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 338.124.4

Давитиани К.И. студент магистратуры направление 38.04.02 «Управление финансами и международным бизнесом» Московский педагогический государственный университет

Россия, г. Москва

ТИПОЛОГИЯ, ФАЗЫ И ПРИЗНАКИ КРИЗИСОВ В

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В данной статье исследована проблема кризисных ситуаций в организациях. В статье рассмотрены типология, фазы и признаки кризисных ситуаций в организациях. В статье также представлены основные методы преодоления кризисных явлений при помощи антикризисного управления организацией.

Ключевые слова: кризис, регулирование кризисных ситуаций, финансовая устойчивость, антикризисное управление, антикризисное регулирование экономики.

Davitiani K.I. master's degree student direction 38.04.02 "Financial and International

Business Management" Moscow State Pedagogical University

Russia, Moscow

TYPOLOGY, PHASES AND SIGNS OF CRISIS IN THE ORGANIZATION

Annotation: This article explores the problem of crisis situations in organizations. The article discusses the typology, phases and signs of crisis situations in the organization. The article also presents the basic methods of overcoming crisis phenomena with the help of crisis management of the organization.

Key words: crisis, crisis management, financial stability, crisis management, crisis management of the economy.

Обеспечение финансово-экономической устойчивости предприятий необходимо для поддержания стабильности всей национальной экономики на уровне, соответствующем привлекательному инвестиционному климату и способствующему экономическому росту.

Для стабильного развития предприятия необходимо своевременное предсказание его возможного кризисного состояния. В рамках антикризисного управления это осуществляется; посредством своевременной диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В связи с этим, возникает острая необходимость разработки действенных методов по прогнозированию предкризисных ситуаций на российских предприятиях и разработки мер, способных эффективно разрешать возникающие на предприятии кризисы путем оперативного реагирования на изменение внешней и внутренней среды. Неотъемлемой частью этой деятельности является уяснение типологии кризисов как в отношении общеэкономических процессов, влияющих на организацию, так и в отношении процессов внутри организации, что определяет актуальность исследования в этой области.

Основной целью исследования является анализ типологии кризисов в организации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить основные фазы развития кризиса;

- определить причины возникновения кризиса;

- определить основные типы кризисов и методы их преодоления.

Предметом исследования являются системы классификации кризисных

ситуаций в организациях.

Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность организации в условиях кризиса.

Типология, фазы и признаки кризисов в организации

В случае, если установлен тип кризисаи его классификация, можно снизить потенциал его влияния на организацию, и обеспечить безболезненность его протекания. По своей масштабности кризисы разделяются на общие и локальные. Первые включают в себя всю социально-экономическую систему, а локальные кризисы - только одну или несколько подсистем.

По уровням экономики кризисыможно разделить на макрокризисы и микрокризисы. Первые, то есть макрокризисы включают в себя всю народнохозяйственную систему, а микрокризисысказываются на решении одной или нескольких конкретных проблем. Даже в случае, если кризисминимальный, он может привести к рассогласованию во всей системедеятельности организации или в процессеее формирования. Это связано с тем, чтомногие ее элементы так или иначе связаны между собой, реализуются на одной концепции итребуют комплексного решения возникающих проблем1.

Кризис включает в себя все элементы, в том случае если отсутствует должное управления кризисными ситуациями, а также отсутствуют меры локализации и уменьшения его пронзительности, но бывают случаи, когда напротив реализовывается преднамеренная мотивация формирования кризиса.

По системе взаимоотношений в народнохозяйственной системе и по многообразной проблематике формирования кризисов выявлены следующие

1 Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень. - М.: Дашков и К, 2013. - 268 с.

виды кризисов: это экономические, психологические, организационные, социальные и технологические кризисы.

Экономические кризисы возникают в результате резких противоречий в экономической сфере государства или отдельного его хозяйствующего субъекта. В данную категорию можно отнести кризисы производства и реализации продукции, взаимоотношений специалистов в экономической сфере деятельности, неплатежеспособность, конкурентные преимущества, банкротство и многое другое.

Наряду с экономическими кризисами имеются и финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых потенциалов.

Социальные кризисы образуются в результате возникновения всяческих разногласий между социальными группами. Зачастую социальные кризисы - это как правило продолжение кризисов экономических, но в некоторых случаях они могут образоваться самостоятельно.

В сочетании с социальным кризисомможно рассмотретьи политический кризис - это, как правило, разногласия в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис различия интересов разнообразных социальных групп, классов, в деятельности по управлению обществом.

Организационные кризисы появляются в результате разногласий в процессах разделения или слияния, разделения функций, формирования организационных структур и приводят к усилению противоречий в деятельности организации в части организации производства и управления, формирования ценовой, коммуникативной и сбытовой политики.

Следующая категория - это психологические кризисы, включающая кризисы психологического состояния работников: стрессы, неуверенность, неудовлетворенность собственной работой, ощущение правовой незащищенности.

Технологический кризис - это кризис, связанный с отсутствием свежих технологических идей в организации, при наличиипостоянной необходимости в новейших технологиях и усовершенствования производства.

Кризисы также могут разделятьсяпо следствиям их становления на такие как природные, экологические и общественные. Природные связаны с влиянием человека на природу, а также чрезвычайными происшествиями, такими как землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения и многое другое.

В современных условиях актуальными являются методы прогнозирования и установления кризисов отношения между человеком иокружающей его средой, то есть экологических кризисов, появляющихся в результате изменения природных условий, спровоцированных деятельностью человека, а такжерастратой природных ресурсов, загрязнением природы, появлением опасных технологий, игнорированием требований законов природного равновесия.

Кризисы можно разделить на предсказуемые, или закономерные и данные, или случайные.

Предсказуемые кризисы - прогнозируемые и появляются по причине воздействия основных условий развития организации, к примеру, таких как необходимость усовершенствования производственного процесса, бизнес-процессов, которые находятся под влиянием макроэкономических факторов2.

Внезапные или случайные кризисы появляются в результате неграмотного управления, чрезвычайных происшествий, оживления различных социально-экономических процессов.

Один из видов предсказуемых кризисов - это циклический кризис, который появляется с разной периодичностью и имеет типовые этапы прихода и протекания.

Следует также выделять кризисы явные и латентные, то есть скрытые кризисы.Явные кризисы проходят достаточно заметно и их нетрудно распознать. Скрытые кризисы формируются незаметно и являются наиболее опасными для организации.

Могут быть выделены кризисы легкие и глубокие.

Легкие, или мягкие кризисы проходят постепенно и менее болезненно, а глубокие могут нарушить стабильность какой-либо части или всей совокупности социально-экономической системы.

По временному характеру вероятные кризисы также делятся на кратковременные и долговременные.

Время, как один из факторов, крайне важно в кризисной ситуации, так как чем продолжительнее кризис, тем он болезненнее проходит.

Долговременные кризисы протекают очень болезненно и трудно, они могут быть связаны с неумением управлять в критических обстановках, а также незнанием сущности и масштабности кризиса, причин его появления и вероятных результатов.

Все имеющиеся разновидности кризиса вызывают те или иные последствия для организации, которые в свою очередь могут быть как положительными, так и отрицательными, и чтобы не допустить появления отрицательных сторон необходимо вовремя выявить наличие кризисной ситуации и принять различные действия для его устранения.

Фазы кризиса,которые представлены в таблице 1, отличаются содержанием, последствиями и необходимыми мерами по их устранению.

2 Когденко В.Г. и др. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика. - М.: Юнити-Дана, 2018. -471 с

Таблица 1- Фазы кризиса в организации

Фазы кризиса Характеристика Управление кризисом

фазы

1 2 3

1. Снижение объема производства и Неустойчивое Решение в данной

прибыльности финансовое ситуации может быть в

положение области стратегического

организации, управления (пересмотр

ограничение стратегии организации,

источников и или ее реструктуризация)

резервов для и тактического

развития управления (уменьшение

издержек производства,

увеличение

продуктивности

производства)

З.Быстрое Выделение Изменение структуры

сокращениеилиотсутствиерезервных оборотных средств производства не может

фондов на покрытие убытков быть использовано для

и переход в режим разрешения проблемы из-

сокращенного за отсутствия средств на

воспроизводства. ее проведение.

Необходимы

существенные меры по

стабилизации

финансового положения

организации и получения

средств на проведение

реструктуризации.

Принесвоевременном

принятии

соответствующих мер или

их неэффективности

кризис перейдет в

четвертую фазу.

^Неплатежеспособность Достижение Необходимость принятия

организации критического порога срочных мер по

и отсутствие у восстановлению

организации средств платежеспособности

для финансирования организации и

даже сокращенного поддержанию

воспроизводства или производства

оплаты по своим

обязательствам.

В данной ситуации

появляется угроза

прекращения

производства или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

банкротства

организации

Проведенные исследования показывают, что для каждой фазы кризиса свойственны свои антикризисные меры. На первой и второй фазах кризиса, которые характеризуются понижением объемов прибыльности, ухудшением финансового состояния организации, уменьшением источников и резервов развития, снижением резервных фондов организации, низкой рентабельностью производства, рекомендуются более «мягкие» антикризисные меры, которые направленны на восстановление финансовой устойчивости и обеспечение финансового равновесия организации.

В случае, если меры, которые предложены антикризисным управляющим, не принесут нужного результата, или не будет принято должных действий,организация перейдет в более глубокие фазы кризиса -третью и четвертую.

Анализ показывает, чтоэтим фазам присущи неординарные, экстремальные условия работы организации, которые требуют экстренных вынужденных мер. Основным негативным фактором здесь является наступление неплатежеспособности. В данных условиях необходимо в минимальный период времени обеспечить ликвидацию начавшейся неплатежеспособности и не допустить обращения кредиторов в суд для возбуждения дела о несостоятельности и банкротстве организации.

Вероятность наступления кризиса с его опасными последствиями существует постоянно, вследствие чего необходимо вовремя определять и знать признаки прихода кризисных ситуаций,а такжеграмотно оценивать потенциалы их разрешения.

Преодоление кризисов -это процесс,который поддается управлению, а успешность управления,в свою очередь, зависит от того, как быстро был распознан кризис и симптомы его наступления. При этом следует различать признаки кризиса преимущественно по его типологической принадлежности, таким как: масштабность кризиса, проблематика, острота, область развития, его причины, возможные последствия, фаза проявления.

Проведенные исследования показывают,что в распознавании кризиса высокую значимостьимеет оценка взаимосвязи проблем. Наличиеи характер данной взаимосвязив значительной мере определяет уровень опасности кризиса и его характерные черты.

Расширенное представление признаков кризиса представлено в работах А. Винера и М. Каана3. Выделены следующие признаки,дающие достаточно полную характеристику кризиса:

- кризисыявляются зачастую переломным пунктом в формирующейся перемене событий и действий;

- кризисызачастую создают ситуации, где большуюроль играет неотложность, экстренность действий;

-кризисы ставят под угрозу цели и ценности организации;

-результаты кризиса могут нести за собой тяжелые по характеру последствия для будущего, а также для задействованных в нем участников;

3 Антикризисное управление. Теория и практика / Под ред. В.Я. Захарова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 319 с.

- кризисы включают в себя события,создающие новую обстановку для достижения успеха;

- кризисы вносят неопределенность в оценку обстоятельства и выработку потребных альтернатив для преодоления кризиса;

- кризисы уменьшают контроль над событиями и их воздействием;

- кризисы сокращают время на реакцию до минимума, вызывают стресс у участников;

-существующей у участников информации зачастую недостаточно для оценки и управления в кризисных ситуациях;

- из-за такого явления как кризисвстает проблема нехватки времени, существующего в распоряжении у участников;

- кризисы модифицируют взаимоотношения между участниками Проведенные исследования обусловливают необходимость разделения

кризисных процессов на стадии, что в свою очередь может значительно упроститьих своевременное распознаваниеи принятие комплекса необходимых действий по их предотвращению и преодолению4.

Использованные источники:

1. Антикризисное управление. Теория и практика / Под ред. В.Я. Захарова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 319 с.

2. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень. - М.: Дашков и К, 2013. - 268 с.

3. Когденко В.Г. и др. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика. - М.: Юнити-Дана, 2018. -471 с.

4. Туманидзе Т.И. Финансовый анализ. - М.: Юнити-Дана, 2015. -287 с.

4 Туманидзе Т.И. Финансовый анализ. - М.: Юнити-Дана, 2015. -287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.