Научная статья на тему 'Типология фактов языковой игры в периодической публицистике XX века'

Типология фактов языковой игры в периодической публицистике XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
256
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИНЦИП / ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / АССОЦИАТИВНЫЙ КОНТЕКСТ / ПУБЛИЦИСТИКА ХХ ВЕКА / LANGUAGE GAME / CONSTRUCTIVE PRINCIPLE / OPERATIONAL MECHANISM / THE ASSOCIATIVE CONTEXT / JOURNALISM OF THE 20TH CENTURY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цыплякова Ксения Олеговна

В статье осуществляется анализ фактов языковой игры в СМИ ХХ века. Материал в периодической публицистике трех периодов (1900-1920, 1930-1950 и 1960-1980) сопоставляется по параметрам выделения частного конструктивного принципа, основы ассоциации и операционального механизма, лежащих в основе ЯИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of language play in XX century periodicals

The article analyses the facts of language games in the media of the twentieth century. Material in the periodical press of the three periods (1900-1920, 1930-1950 and 1960-1980) maps to the private allocation of constructive principle, the Foundation of the Association and operational mechanism of YaI.

Текст научной работы на тему «Типология фактов языковой игры в периодической публицистике XX века»

К.О. ЦЫПЛЯКОВА

(Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 81’38 ББК Ш105.551.5

ТИПОЛОГИЯ ФАКТОВ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ XX ВЕКА

Аннотация: В статье осуществляется анализ фактов языковой игры в СМИ ХХ века. Материал в периодической публицистике трех периодов (1900-1920, 1930-1950 и 1960-1980) сопоставляется по параметрам выделения частного конструктивного принципа, основы ассоциации и операционального механизма, лежащих в основе ЯИ.

Ключевые слова: языковая игра, конструктивный принцип, операциональный механизм, ассоциативный контекст, публицистика ХХ века.

Неисчерпаемый творческий потенциал языковой игры (далее - ЯИ) обусловливает интерес исследователя языка к основным процессам ее развития, особенностям функционирования в тексте и, что самое главное, к динамике отношений «человек-язык». И наиболее показательно и продуктивно в этом смысле обращение к языковому материалу другой эпохи, в частности к корпусу текстов XX века.

В качестве источника материала были выбраны тексты периодической публицистики, получившей в прошлое столетие мощное развитие и служившей, с переменным успехом, настоящей «кузницей» живого, яркого, игрового слова. В состав анализируемых источников входят «Литературная газета», «Новый мир», и «Красная Новь», выпущенных в период с 1900-го по 1980 г. В основе лингвистической обработки игрового материала - концепция Т.А. Гридиной, обусловливающая классифицирование фактов ЯИ с точки зрения выделения частного конструктивного принципа, основы ассоциации и операционального механизма, лежащих в их основе [Гридина 1996].

В рамках XX века выделяются следующие периоды: ЯИ начала века 1900-1920-е гг., 1930-50-е гг., и 1960-е - начало 80-х годов. Данная периодизация была условно намечена с опорой на социальноисторические изменения этого времени, которые существенно влияли на специфику развития культуры, искусства и языка: 1900-1920-е годы

- предреволюционное и революционное время, 1930-1950-е - сталинский период, 1960-1980-е годы - «оттепель» и период застоя. Игровой материал также послужил обоснованием для такого разделения, поскольку его анализ демонстрирует типологическую однородность реализации игровых стратегий в тот или иной период.

Рассмотрение игровых фактов с опорой на вышеизложенную периодизацию позволяет сформулировать рабочую гипотезу: ЯИ XX века активно взаимодействует с языковыми шаблонами столетия, но в разные периоды советской государственности (в зависимости от строгости и силы режима) ЯИ то опирается на стереотипную структуру, «подпитывается» ею, то резко отвергает, разрушает ее.

За количество игровых фактов, работа с которыми позволяет делать выводы о лингвокреативной специфике ЯИ того или иного периода, принимается, в среднем, 80-100 случаев. В публицистических текстах периодики XX века 1900-20-х годов было выявлено и проанализировано 74 факта ЯИ, а в материалах 1930-1950-х годов, несмотря на то, что объем просмотренного материала соразмерен с объемом изученных текстов других эпох, - всего 42 факта, что можно трактовать как один из «опознавательных» знаков эпохи. В свою очередь, в текстах периодики XX века 60-80-х годов выявлено 115 фактов ЯИ. Такое значительное количество можно связать с тем, что в изучаемых изданиях 1960-1980 годов появляются специальные разделы, рубрики, даже целые странички, на которых авторы могли свободно и беспрепятственно шутить, экспериментировать с языком, «играть». Так, например, в 1960-е годы в «Литературной газете» по субботам «открывался» «Литературный музей» - юмористический отдел, которому выделялся «подвал» на одной из предпоследних полос или даже целая полоса (если газета была приурочена к знаменательной дате).

Первый пункт сравнительного анализа игрового материала разных периодов XX столетия - это особенности ассоциативного контекста слова. Создание фактов ЯИ, связанных с ассоциативным контекстом восприятия узуального слова/выражения, мотивированного в игровом ключе, в текстах 1900-20-х годов характеризуется высокой частотностью и продуктивностью - 66 случаев (87,9%), в то время как ассоциативный контекст конструирования нового слова представлен 8 (12,1%) случаями ЯИ.

В 1930-1950-е годы, из 42 выявленных игровых фактов, 26 (62%) образованы с помощью ассоциативного контекста восприятия узуального слова/выражения, а 16 (38%) - с помощью ассоциативного контекста конструирования нового слова. В 1960-1980-е годы из 115 фактов ЯИ 89 - узуальные (73%) и 26 (27 %) - окказиональные. Такое распределение свидетельствует о постепенном, но уверенном отступлении от норм языка на его «жестких» уровнях. Более свободное, отношение к языку, позволяет авторам обновлять продуктивные, но уже наскучившие словообразовательные модели, делая корневой элемент неожиданным или парадоксальным. Не всегда находя в языковом про-

странстве желаемое «деятельное», «громкое» игровое слово, или контекст, в котором бы привычное заиграло, авторы XX века тратят свои творческие усилия на создание новинки, среди которых: благополучин-ка (в знач. «счастливый финал произведения»), носология («в знач. «тиражирование образа «носа» в литературе»), мухоморный (в знач. «неудачный, портящий впечатление»), смехотвор (в знач. «шут, низкопробный юморист»).

Следующий этап анализа игровых фактов связан с определением наиболее продуктивных частных конструктивных принципов, среди которых (по Т.А. Гридиной) ассоциативное наложение, интеграция, отождествление, имитация, провокация и выводимость.

В текстах XX века во все три периода творческая активность конструктивных принципов распределяется равномерно. Постепенно возрастает продуктивность ассоциативной интеграции (особенный всплеск в середине XX века), с помощью которой создаются, во-первых, стандартные игровые случаи, форма и семантика которых объясняется знакомыми словообразовательными моделями, например: В магазине цветов, помню, мужчина застенчиво просил продавщицу: «Дайте мне вон тех цветов, как их? Кажется, ахинеи и гладиолухи... » [Литературная газета, 1960, № 29] - 1) замещение одного из сегментов звуковой оболочки слова гладиолусы корневым элементом псевдомотиватора - олух, 2) игровая идентификация парономазов: орхидея и ахинея, моделирующая эффект смысловой координации ассоциантов; при этом полученные трансформы не изменяют денотативной отнесенности слов-прототипов (они осмысляются как названия цветов), их шутливый колорит являются приглашением к непринужденному, неформальному общению с читателем.

Принцип-лидер ассоциативной провокации (32 факта - 6 - 55) равно как и принцип ассоциативного наложения (29 фактов - 11 - 19) всегда обладают высокой результативностью, но с точки зрения приемов, которые ложились в их основу, они претерпевает заметные качественные изменения. Так, в начале XX века встречались игровые случаи, связанные с созданием новых метафорических конструктов или расширением уже устойчивых, с развитием переносных смыслов, моделирование которых в большей степени зависит даже не от уровня владения языком или не от фоновых лингвокультурных знаний, а от индивидуальной способности понимать, что «бывают странные сближенья», например: Написан он хмурым языком, словно автор, когда писал его, сильно на жену сердился... [Красная новь, 1925, №6] - ситуативное употребление (в «литературном» контексте) слова хмурый предполагает расширение его значения; «Звездный цвет», лучший из

четырех рассказов, сюжетом напомнит читателю лермонтовскую «Белу», оклеенную обоями современного рисунка [Красная новь, 1925, № 8] - нестандартное метафорическое употребление причастия оклеенный (обоями современного рисунка) по отношению к литературному произведению.

Что касается игровых фактов середины и конца века, созданных с помощью ассоциативного наложения, то их специфика выдает обращенность авторов XX века к творческим возможностям самого языка: обыгрывание многозначности и омонимии, игра с внутренней формой, парадоксальная подмена лексического состава фразеологизмов, логический парадокс, переключение семантического и грамматического прогнозов употребления слов и т.д. Типичные примеры: Константина Федина и Константина Паустовского на пикнике не видно, так как они удалились в «далекие годы» и переживают там «первые радости» [Литературная газета, 1946, №19] - контекстуальная конкретизация прецедентных феноменов - название романа «Первые радости» К.А. Федина и книги «Далекие годы» К.Г. Паустовского - вызывает эффект двусмысленности восприятия, моделирует литературный каламбур; «Наконец, в пятом часу к нему пришла дама, которую он так долго ждал. А он уже и не знал, что делать». — Надо было даму оставить, а снести валета с десяткой [Литературная газета, 1975, №1]-неожиданное переключение ситуативного семантического прогноза употребления слова в высказывании: дама как «третья по старшинству игральная карта с изображением женщины», а не как «о женщине (обычно с оттенком почтительности)» [ССРЛЯ 1991: т. 4, 35].

Оставшиеся три конструктивных принципа обладают примерно одинаковой игровой валентностью. Так принцип ассоциативного отождествления (4 факта - 5 -14) и ассоциативной выводимости (5 фактов

- 3 - 2) также делают основной упор на ситуативное обыгрывание внутренней форму слова и обращение к этимологически родственным словам, практически игнорируя возможности развития окказиональной образности, например: ... возможно большим количеством знаков препинания (о них и взаправду все время «препинаешься» читая Карпова) [Красная новь, 1925, № 9] - обыгрывание этимологически родственных слов, связь которых затемнилась для современных критику носителей языка; Когда мы говорим о столбовой дороге, она некоторыми товарищами мыслится в виде дороги, где стоят писатели в виде «столбов»: таких столбов у нас в этой столбовой дороге нет [Литературная газета, 1930, № 50] - игровое развенчивание, буквализация метафоры столбовая дорога - «главный, центральный, генеральный путь» [Ушаков: т. 4, 528], из которой как из этимологически

родственного слова ассоциативно выводится буквальное значение слова столб - «бревно или толстый брус, вкопанный в землю стоймя» [Там же: 527].

Отдельно нужно сказать о принципе ассоциативной имитации, на счету которого образование 9 - 2 - 9 случаев ЯИ. Авторы XX века обращают внимание не только на грамматические ошибки своих оппонентов, но нередко они предпринимают более серьезные кампании, например, высмеивают стилистические несовершенства критикуемых. В силу этого имитационная игра требует больших текстовых площадей, характеризуется мощной эмоциональной насыщенностью - создатели ЯИ не проявляют особой терпимости и снисходительности к своим подопечным. Особенно ярко все это проявляется в жанре литературной пародии, «где эффект комического воздействия достигается при осознании «рассогласованности» имитируемой формы и содержания, ассоциативного наложения планов восприятия текста пародии и текста, выступающего в качестве объекта пародирования» [Гридина 2012: 164], например: Мы помним чудные мгновенья, /Мы знаем силу красоты./Мы ценим нежные виденья. / Мы рвем и нюхаем цветы. / От Порт-Артура до Можая /Мы собираем васильки, /Мы наших милых провожаем / От Енисея и Оки. /Мы так, мы сяк, мы то, мы это, / Мы не немы, нет мы — умы, / Мы молодые, мы поэты, / Мы мысли, мышцы./Все на «мы»! [Литературная газета, 1945, №49] - пародийное воспроизведение особенностей соцреалистической поэтики («мы»

- коллективный лирический герой), комический эффект которого усилен аллюзией к «глубоко индивидуалистичному» стихотворению «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина.

Особенности функционирования зон ассоциативности знака выступают следующим пунктом анализа. Игровые факты 1900-1920-х годов иллюстрируют победу контекстуальной зоны ассоциативности знака, но уже в середине века намечается тенденция к развитию междуслов-ной зоны ассоциативности, которая окончательно оформляется к 19601980-м годам. Наиболее продуктивная основа ассоциации - соотношение семантического речевого прогноза и актуального смысла слова, с привлечением намеренной модификации устойчивых словосочетаний, например: — Муж сегодня накинулся на меня, что я изменяю ему с первым встречным... Хороший первый, когда он попался мне навстречу девятым! [Сатирикон, 1910, № 2] - прогнозируемое восприятие слова первый в качестве компонента устойчивой коммуникативной структуры первый встречный в значении «случайный, какой попало, какой угодно» [Ушаков: т. 3, 90], находится в отношениях несоответствия с актуальным в данном контексте основным значением - пер-

вый (числительное порядковое к один [Ушаков: т. 3, 90]), что и вызывает комический эффект.

Выделяются также ассоциация на основе тождества корня и частичного тождества значений (...да много-плоскостными (и все же довольно плоскими) и спиральными умственными выкрутасами И. Лежнева [Новый мир, 1925, № 2]) и ассоциация по противопоставленности содержания слов при различии их формы (А вот центральные места оперы стали ее «узкими» местами... [Литературная газета, 1930, № 2]).

Данное соотношение позволяет говорить о том, что ЯИ в журнальной публицистике XX века в равной степени зависит от ситуативных факторов речевого контекста, и от личного опыта и уровня лингвистической компетенции игроков.

С точки зрения операциональных механизмов, лежащих в основе игровых фактов, ЯИ в журнальной публицистике начала и середины XX века тяготеет к механизму употребления слова (лексическая актуализация) - 38 фактов из 74 и 21 из 42 соответственно. С одной стороны, для расшифровки такой игры читателю не нужно быть очень активным - в игровых текстах актуализируются известные переносные значения слов, даже закрепленные в словаре. С другой стороны, эта знакомая образность по-своему требовательна и интересна: чтобы получить удовольствие от игры, воспринимающее сознание должно как бы подключиться к авторскому - разглядеть игру, которую он замаскирует в стандартный образ: В другой стороне идет распространенная игра в классы и в классики. Молодые литераторы в классики играют куда более охотно, чем в классы, хотя последние для них были бы гораздо полезней. [Литературная газета, 1946, №19] - интерпретационная неоднозначность восприятия слов в высказываниях; в первом предложении классы и классики понимаются одинаково - «детская игра, прыжки по расчерченным на земле клеткам» [Ушаков: т. 1, 1365], ассоциативный контекст второго предложения, в свою очередь, моделирует отношения смыслового ситуативного контраста: в нем игра иронично осмысляется как модель поведения, и тогда игра молодых литераторов в классики - это их высокое самомнение, как у «крупных писателей, музыкантов, художников, ученых, имеющих общепризнанное значение» [Ушаков: т. 1, 1366], а в классы - профессиональный совет не забывать про «уроки» (устар.), в которые им бы не помешало поиграть.

К 1960-1980-м годам особенно продуктивными становятся механизмы формально-семантического варьирования и обусловливают создание 47 из 115-ти случаев ЯИ. Чаще всего игра, построенная по

этим механизмам, отличается принципиальной новизной, в ней чувствуется активное авторское начало, желание удивить, что выражается в эксплуатации свойств асимметрии словесного знака, изменению объема его значения, переосмыслению возможностей его контекстного функционирования (изменение его исходной частеречной принадлежности, особенностей синтагматической сочетаемости и т.п.): Надорвался, передвигая границы приличия [Литературная газета, 1975, № 4]

- использование составной части устойчивого сочетания границы приличия, ее ситуативная конкретизация - граница в контексте осмысляется как «линия раздела между двумя владениями, областями», а не как «предел, конец; допустимая норма» [ССРЛЯ 1991: т. 3, 313].

Механизм порождения нового слова повторяет особенности развития принципа ассоциативной интеграции - продуктивность его значительно повышается: Девушки - вооруженцы. Они снаряжают самолеты бомбовым грузом. Вооруженщины [Литературная газета, 1965, №65] - объединение языковых единиц - вооруженцы и женщины - в одну - вооруженщины - на основе их равноправного участия в формировании звуковой оболочки и значения гибрида.

Важно отметить использование авторами в каждый конкретный период творческого потенциала разного рода аллюзий и прецедентных высказываний в качестве довольно продуктивной и понятной игровой стратегии. Это заставляет поставить вопрос о необходимости введения такой дополнительной характеристики игрового материала как аллю-зивный принцип ЯИ.

В широком смысле аллюзивный принцип ЯИ «базируется на интерпретации некоего общеизвестного, культурно значимого прецедента, выступающего прототипическим объектом для новой ассоциативной обработки» [Гридина 2012: 102]. При этом отмечается, что сам прецедент является лишь стимулом ЯИ, символика которого подвергается актуализации, переосмыслению, разрушению в соответствии со стратегией ЯИ и индивидуально авторской интенцией.

Игровой материал XX века с точки зрения реализации аллюзивного принципа в разные периоды представляет собой довольно пеструю и неоднозначную картину. Так, например, 1900-1920-е годы лишены интересных в этом отношении игровых фактов, а в 1930-50-ые более активное обращение происходит к творческому потенциалу прецедентных текстов, при чем, в основном, в имитативном, пародийном ключе, например: Чем же занят славный директор энского театра тов. Сизифов в ночь перед торжеством [Литературная газета, 1945, №49]; Но на этом море отчего-то не белеет парус... [Литературная газета, 1946, №19].

Наряду с прецедентными текстами, очень заметна игровая обработка прецедентных высказываний. Игра с фразеологизмами как бы выявляет аномалию на фоне нормы, позволяет говорящему погрузиться в экспериментальное поле игры, раскрепостить свой творческий потенциал. Социальная ситуация уже позволяла говорить о том, что «дозволенное» (привычное, стандартизованное в жизни и в языке, в частности) далеко не исчерпывает всех возможностей. Соответственно, в игровой практике появляется «тенденция сопротивления канону» (в данном случае, воплощенному в виде устойчивых сочетаний, штампов, канцелярских фразочек, и, во многом, в идеологических лозунгах и слоганах), например: В этом году Министерство финансов сделало самые невинные ухищрения с бюджетом... — Неужели? До сих пор оно делало винные; — Хорошо нынче живется русскому мужику! — А что?

— Раньше и хлеба не было, а теперь вермишелью уже несколько лет его кормят, законодательной! [Новый мир, 1925, №12].

Говоря о реализации аллюзивного принципа в 1960-1980-е годы, нужно отметить частотное использование ассоциативного потенциала имени собственного в ключе ономастической игры, к сфере которой приписываются «все случаи деавтоматизации восприятия онома как универсальной маркирующей номинатемы, введение онома в условнореальное ассоциативное поле функционирования» [Гридина 2012: 134], например: директор книжно-бакалейной лавки Ферапонтий Кол-басяк [Литературная газета, 1960, № 4]; артистка Сабантуева [Литературная газета, 1960, № 13]; генерал бундесвера фон ПифПафен [Литературная газета, 1969, № 60].

Подводя краткий итог, отметим явную динамику в развитии ЯИ от 1900-1920 до 1960-1980-х годов. Игровые факты постепенно становятся все более самостоятельными, обретая способность или освобождаться от контекста, концентрируясь в малых жанровых формах, или наоборот, «забирать» на себя весь текст, становясь его стилевой доминантой. Смело переосмысляя не только семантический, но и словообразовательный, фоносемантический, грамматический потенциал слова, ЯИ выходит на качественно новый уровень нетривиальной, экспериментальной обработки языка, борется со штампами и стереотипами речи.

ЛИТЕРАТУРА

Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. - Екатеринбург, 1996.

Гридина Т.А. Языковая игра в художественном тексте. - Екатеринбург, 2012.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ССРЛЯ - Словарь современного русского литературного языка: В 20 т./

АН СССР. Ин-т рус. Яз.; Гл. ред. К.С. Горбачевич. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Рус.яз., 1991.

Ушаков - Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

© Цыплякова К.О., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.