Научная статья на тему 'Типология эмотивного времени'

Типология эмотивного времени Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
272
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОТИВНОЕ ВРЕМЯ / СУБЪЕКТ ПЕРЦЕПИИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Широкова Е. Н.

Статья посвящена проблеме эмотивного времени художественного текста. В работе представлена классификация эмотивного времени на основании следующих признаков: средства выражения эмотивного времени, его текстовые функции, связь с сюжетообразующим мотивом, взаимодействие с субъектом перцепции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология эмотивного времени»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 1, с. 215-219

ТИПОЛОГИЯ ЭМОТИВНОГО ВРЕМЕНИ © 2008 г. Е.Н. Широкова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступеса в рчдакцею 28.01.2008

Статья посвящена проблеме эмотивного времени художественного текста. В работе представлена классификация эмотивного времени на основании следующих признаков: средства выражения эмотивного времени, его текстовые функции, связь с сюжетообразующим мотивом, взаимодействие с субъектом перцепции.

Ксюччвые ссова: эмотивное время, субъект перцепии, художественный текст.

В научной литературе существует взгляд на художественное время как на контаминацию субъективного и объективного времени. Однако данная проблема далека от разрешения. Сложность проблемы кроется в ряде причин: в умозрительности категории времени [1, 2], в двойственности существующего в нашем сознании представления о времени [3], в исторической изменчивости соотношения субъективного и объективного времени в художественной литературе [4] и, наконец, в неоднозначности термина «субъективное время» как аспекта художественного времени.

Бергсон, анализируя деятельность нашего сознания, отмечает двойственность существующего представления о времени и в связи с этим различает два типа времени - длительность, связанную с восприятием (переживанием) действительности сознанием, и время: «длительность, переживаемая нашим сознанием, имеет определенный ритм и весьма отлична от времени, о котором говорит физик и которое может вместить, в данном интервале, любое число явлений» [3, с. 289]. При этом время осмысляется с помощью пространственных показателей и наделяется такими свойствами, как линейность и одномерность: «мы, привыкшие к идее пространства, даже преследуемые ею, бессознательно вводим ее в наше представление о чистой последовательности; мы рядополагаем наши состояния сознания и воспринимаем их одновременно, не одно в другом, но одно рядом с другим; короче, мы проецируем время в пространство, выражаем длительность в терминах протяженности, а последовательность выступает у нас в форме непрерывной линии или цепи, части которой соприкасаются, но не проникают друг в друга» [3, с. 93]. Таким образом время представляется величиной измеряемой. По мне-

нию Бергсона, такой способ осознания времени проще для нашего сознания [3, с. 291].

Применительно к художественному времени эти два типа времени нередко рассматриваются как члены оппозиции «субъективное время -объективное время». При этом субъективное время оказывается противопоставленным объективному времени как в диахронии, так и в синхронии. В диахроническом плане это связано с изменчивостью художественного времени, при этом художественное время древнерусской литературы оказывается противопоставленным художественному времени новой литературы по признаку наличие / отсутствие субъективного времени в структуре художественного времени. Как отмечает Д.С. Лихачев, «субъективный аспект времени, при котором время кажется то текущим медленно, то бегущим быстро, то тянущимся ровной волной, то двигающимся скачкообразно, прерывисто, не был еще открыт в средние века» [4, с. 278]. В ХХ веке субъективность художественного времени возрастает как в поэзии, так и в прозе [5, с. 51-66; 6, с. 418-423; 7, с. 187].

В синхроническом плане объективное и субъективное время образуют коррелятивные пары, противопоставленные по признакам необратимость / обратимость, непрерывность / прерывистость, равномерность / неравномерность, одномерность / многомерность (линейность / нелинейность), упорядоченность / неупорядоченность [8, с. 64-65; 9, с. 8-33, 10, с. 135-163]. Однако наблюдается определенная асимметрия в распределении признаков этих коррелятивных пар. Как известно, объективное время характеризуется признаками, обозначенными первыми членами коррелятивных пар, а субъективное время

- и теми, и другими. При этом художественное время представляет собой контаминацию субъективного и объективного времени, а субъективное время в каждом конкретном произведе-

нии выступает как член оппозиции «субъективное время - объективное время» по всем или некоторым из перечисленных признаков.

С другой стороны, художественное время всегда субъективно, так как оно является результатом творчества автора, его восприятия и эстетического преобразования действительности.

Таким образом, понимание субъективного времени художественного произведения отличается двойственностью: субъективное время -это и член оппозиции «объективное время -субъективное время» в структуре художественного времени, и свойство художественного времени в целом.

Термин «субъективное время» имеет такие синонимы, как «перцептуальное время» и «эмо-тивное время». В настоящее время в коммуникативной грамматике введен термин «перцептивное время», которым обозначается временная позиция говорящего (пишущего), реальная или мысленная, по отношению к событиям текста [11, с. 23]. В связи с этим наблюдается смешение терминов «перцептивное время» и «перцептуальное время», в том числе и в учебной литературе [7, с. 179; 12, с. 148]. Поэтому, на наш взгляд, в более широком значении целесообразнее использовать термин «субъективное время», а термин «перцептуальное время» употреблять как синоним термина «перцептивное время», то есть в более узком значении.

Термин «эмотивное время» также неоднозначен. С одной стороны, он, как уже сказано, используется как синоним терминам «субъективное время» и «перцептуальное время» и относится «к сфере восприятия реальной действительности отдельным человеком» [9, с. 17]. В более узком значении эмотивное время - это такое отображение нашим сознанием реального времени, при котором происходит смещение объективного хода времени в нашем восприятии - его ускорение, замедление, исчезновение [9, с. 17; 13, с. 85]. Об этом также писал В.В. Виноградов, говоря о «переживании времени» [14, с. 212]. В нашей работе мы будем использовать термин «эмотивное время» во втором, более узком значении. Выделение так понимаемого эмотивного времени оправдано тем, что это частное темпоральное значение имеет свои языковые средства выражения. Типология эмотивного времени как одной из составляющих художественного времени может строиться на основании следующих признаков:

- средства организации;

- функции в тексте;

- сюжетообразующие мотивы, обусловливающие появление эмотивного времени в художественном произведении;

- связь с субъектом перцепции;

- взаимодействие с другими составляющими художественного времени.

К языковым средствам организации эмотив-ного времени относятся лексические, синтаксические и контекстуальные средства. Основным способом выражения эмотивного времени являются лексические единицы. При этом лишь у части слов в лексическом значении содержится сема субъективного восприятия времени. В остальных случаях значение эмотивного времени появляется в результате синтагматических связей слов, причем релевантным оказывается взаимодействие не только лексической, но и грамматической семантики, и прежде всего синтаксической. Поэтому при классификации лексических средств организации эмотивного времени целесообразно выделять не тематические, а лексико-грамматические группы слов на основании следующих признаков:

- наличие / отсутствие семы субъективного восприятия времени в лексическом значении слова, например: Оба е нч замччают за горчи, как бчжет врчмя, е пребсежачтся час обчда (А.П. Ччхов. Розовый чусок); Врчмя шло быстро (Он жч. Нчвчста);

- частное темпоральное значение эмотив-ного времени (ускорение, замедление, прерывистость), например: Дне мчськают, мчськают, е в душч у нчч ужч растчт такоч чувство, точно бсезется час чч казне (И.А. Бунен. Бсагосксон-ноч участеч); Врчмя едчт мчдсчнно, пососы сунного свчта на подоконнекч нч мчняют сво-чго посожчнея, точно застысе (А.П. Ччхов. Скучная есторея); Здчсь чю счастсев быс я раз

- В восторгч псамчнном погас, И врчмя самоч дся нас Остановесось на менуту (А.С. Пушкен. Надпесь к бчсчдкч);

- характер синтаксической репрезентации

эмотивного времени: время - субъект состояния, время - объект перцепции, время - носитель качественно-характеризующего признака, например: Врчмя пчрчстасо сущчствовать

(К. Бусыччв. Лесовый шар); Однажды я потч-ряс чувство врчмчне (В.И. Бчсов. Бобрешный угор); Надо бысо убеть бчсконччноч врчмя до оденнадцате (И.А. Бунен. Апрчсь);

- метафоризация значения, например: Ночь становется всч таенствчннчч, е я чувствую это, хотя нч знаю не врчмчне, не мчста (И.А Бунен. Пчрчвас); Каждый раз врчмя есчч-засо, е преходесось дожедаться, пока оно рас-крутется до свочй обычной скоросте (В.О. Пчсчвен. Свящчнная кнега оборотня); За-тчм нчскосько менут вывасесесь ез жезне Турбена, е, что во врчмя ех проесходесо, он нч знас (М.А. Бусгаков. Бчсая гвардея).

Синтаксические средства выражения эмотивного времени немногочисленны, представлены отдельными конструкциями. Прежде всего это сложноподчиненные предложения фразеологи-зированной структуры, построенные по схеме /не СВ/, /как СВ/, со значением быстрой смены событий или состояний. Семантическая специфика предложений, выражающих эмотивное время, в том, что быстрая смена событий или состояний обусловлена не реальной их быстротой, а субъективным смещением времени, например:

Три часа ожидания прошли незаметно. Мне казалось, не успел я наглядеться на Машу, как Карпо съездил к реке, выкупал лошадь и уже стал запрягать (А.П. Чехов. Красавицы); И молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь (М.А. Булгаков. Белая гвардия).

К синтаксическому способу организации эмотивного времени относятся конструкции, включающие обстоятельства кратности поминутно, всякую минуту в сочетании с предикатом, выраженным глаголом НСВ. В таких конструкциях повторяющиеся действия персонажа отражают состояние эмоционального напряжения в период ожидания и указывают на невозможность в таком состоянии объективно оценить движение времени:

При этом она поминутно поглядывала на часы. Смерклось, подали свечи (А.С. Пушкин. Дубровский); Николка поминутно выходил в столовую - свет почему-то горел в этот вечер тускло и тревожно - и смотрел на часы (М.А. Булгаков. Белая гвардия).

Значение эмотивного времени может взаимодействовать со значением субъективной модальности, выраженным конструкцией, построенной по схеме: Когда же + гл. СВ + наконец со значением желательности. Данной конструкцией передается значение нетерпеливого ожидания, тем самым имплицитно выражается субъективное замедление времени, то есть эмо-тивное время, а эксплицитно субъективное время выражается метафорами времени или словами, содержащими сему субъективного восприятия времени, например:

Человек ходил методически, свесив штык, и думал только об одном, когда же истечет наконец морозный час пытки и он уйдет с озверевшей земли вовнутрь (М.А. Булгаков. Белая гвардия); Помню до сих пор, как я томился, стоя среди двора на солнечном припеке и глядя на тарантас, который еще утром выкатили из каретного сарая: да когда же наконец запрягут, когда кончатся все эти приготовления к отъезду? Помню, что ехали мы целую вечность, что

полям, каким-то лощинам, проселкам не было счета (И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева).

При выражении эмотивного времени частотны контекстуальные средства. В «Теории функциональной грамматики» к контекстуальным средствам передачи темпоральных отношений относятся самые разнообразные средства контекста, не имеющие устойчивой структурной (в частности, синтаксической) характеристики [15, с. 56]. В соответствии с данным определением к контекстуальным средствам выражения эмо-тивного времени относим многочисленные сравнительно-сопоставительные конструкции, разнородные со структурной точки зрения, но объединенные с семантической точки зрения характером репрезентации эмотивного времени. На основании логико-семантического способа репрезентации эмотивного времени можно выделить три типа конструкций:

- конструкции, в которых один и тот же период времени выражается в объективной и субъективной системе координат, например: Мы летели со скоростью двух с половиной километров в секунду, и инерционная часть полета заняла около трех суток, но у меня осталось чувство, что я летел не меньше недели (В.О. Пелевин. Омон Ра);

- конструкции, в которых сравниваются два периода жизни со значительным субъективным искажением их продолжительности, например: Ей казалось, что именины были уже давно-давно, не вчера, а как будто год назад, и что ее новая болевая жизнь продолжалась дольше, чем ее детство, ученье в институте, курсы, замужество, и будет продолжаться еще долгодолго, без конца (А.П. Чехов. Именины);

- конструкции, отображающие амбивалентность при восприятии времени, например: Каждые пять минут он смотрел на часы и все удивлялся, какие же минуты разные: некоторые длинные, еле тянутся, а другие быстрые, проскакивают незаметно (Л. Улицкая. Дед-шептун).

Кроме языковых, к средствам выражения эмотивного времени относятся композиционные средства. К последним относим значимое для темпорального пространства текста взаимодействие фрагментов текста, организованных разными моделями времени.

Эмотивное время является непостоянной составляющей художественного времени. Его появление в тексте связано с определенными сюжетообразующими мотивами и всегда композиционно значимо.

При этом основными функциями эмотивного времени в художественном тексте являются:

- актуализация психического или физического состояния персонажа (например, во

время тяжелой болезни), а также нагнетание определенного психологического состояния;

- организация темпоральных антитез, являющихся средством психологической характеристики персонажей;

- эмоционально-экспрессивное противопоставление прошлого и настоящего (при включении эмотивного времени в биографическое время);

- концептуализация времени.

Частотны следующие сюжетообразующие мотивы, обусловливающие появление эмотив-ного времени в тексте: мотив ожидания, пути, болезни, индивидуальной и генетической памяти, скуки и однообразия повседневной жизни, скоротечности жизни.

Для выражения эмотивного времени характерно комплексное использование языковых средств, что позволяет актуализировать субъективность восприятия времени, усилить эмоциональность, придать тексту семантическую глубину. При этом большую роль играют повторы языковых единиц, выражающих эмотивное время, а также повторы слов, которые относятся к тематическим группам, связанным с мотивом, обусловившим появление эмотивного времени в тексте. Например, если появление эмотивного времени связано с мотивом ожидания, то частотны повторы тематической группы слов, связанной с часами, их ходом, если эмотивное время связано с мотивом пути, то частотны повторы тематических групп движение и пространственные ориентиры, и т.д.

Перечисленные мотивы приводят к появлению эмотивного времени только в том случае, если восприятие времени представлено сквозь субъектную сферу персонажа или автора (повествователя). Поэтому типология эмотивного времени должна учитывать и связь с субъектом перцепции. По взаимодействию с субъектом перцепции эмотивное время может быть связано:

- с субъектной сферой персонажа: Затем, когда он приехал домой, для него потянулся длинный, странный, сладкий и туманный, как забытье, день (А.П. Чехов. Дуэль);

- с субъектной сферой повествователя (автора): Казалось мне, что осенний грустный месяц уже давно-давно плывет над землей, что наступил час отдыха от всей лжи и суеты дня (И.А. Бунин. Поздней ночью); Мне грустно, очень грустно и хочется куда-то улететь или уехать, крикнув что-то прощальное вослед улетающему одиноким листом еще одному году моей жизни (В.П. Астафьев. Падение листа);

- одновременно с субъектной сферой персонажа (персонажей) и автора (повествователя): Но дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь (М.А. Булгаков. Белая гвардия).

Таким образом, эмотивное время характеризуется частным темпоральным значением, которое отображает несовпадение субъективного восприятия времени с размеренным поступательным движением объективного времени. Типология эмотивного времени осуществляется на основании ряда признаков, таких, как средства выражения, текстовые функции, связь с сюжетообразующим мотивом, взаимодействие с субъектом перцепции.

Средства выражения эмотивного времени (лексические, синтаксические, контекстуальные, композиционные), как правило, используются комплексно, что позволяет усилить перло-кутивный эффект художественного текста.

Появление эмотивного времени в художественном тексте связано с определенными сюжетообразующими мотивами. При этом происходит взаимодействие языковых средств выражения эмотивного времени с тематическими группами слов, организующими обуславливающий появление эмотивного времени мотив.

К основным функциям эмотивного времени в художественном тексте относятся актуализирующая, конструктивно-композиционная и концептуальная. При этом эмотивное время может быть представлено сквозь субъектную сферу персонажа, повествователя (автора) или одновременно персонажа и повествователя (автора).

Список литературы

1. Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологические науки. 1994. № 2. С. 58-70.

2. Чернейко Л.О. Субъективное время и способы его выражения в художественном тексте // Вопросы русского языкознания. М., 2000. Вып. 8. С. 57-68.

3. Бергсон А. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. М., 1992.

4. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

5. Николина Н.А. Грамматические формы времени в свете поэтического эксперимента // Текст. Интертекст. Культура: Сб. докл. междунар. научн. конф. М., 2001. С. 51-66.

6. Бугаева Л.Д. Психоделический vs шизофренический дискурс в прозе ХХ в. // Текст. Интертекст. Культура: Сб. докл. междунар. научн. конф. М., 2001. С. 416-431.

7. Николина Н.А. Категория времени в художественной речи. М., 2004.

8. Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М., 1974.

9. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М., 1979.

10. Сухих С.И. Теоретическая поэтика А.А. По-тебни. Н. Новгород, 2001.

11. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998.

12. Брусенская Л.А., Гаврилова Г.Ф., Малыче-ва Н.В. Учебный словарь лингвистических терминов Ростов н/Д., 2005.

13. Широкова Е.Н. Эмотивное время в прозе А.С. Пушкина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Филология. Нижний Новгород, 2006. Вып. 1 (7). С. 42-45.

14. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980.

15. Теория функциональной грамматики. Темпо-ральность. Модальность. Л., 1990.

TYPOLOGY OF EMOTIVE TIME E.N. Shirokova

The article is concerned with the problem of emotive time in a literary text. The author offers a classification of emotive time based on the following attributes: means for expressing emotive time, its functions in the text, its relation to the subject of perception and to the motive of the plot.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.