Научная статья на тему 'Эмотивное время как эксплицитная составляющая субъективного времени'

Эмотивное время как эксплицитная составляющая субъективного времени Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
358
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ / ОБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ / СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ / МНОГОАСПЕКТНОСТЬ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ / ЭМОТИВНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Широкова Елена Николаевна

The article is devoted to the problem of subjective time of the literary text. The expediency of singling out emotive time as one of subjective time components is grounded in the article, lexical, syntactic and contextual means of expressing emotive time, its functions and connection with perception subjects are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмотивное время как эксплицитная составляющая субъективного времени»

УДК 82.07

ШИРОКОВА Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры современного русского языка и общего языкознания Нижегородского государственного университета имени

Н.И. Лобачевского. Автор 30 научных публикаций, в т.ч. монографии (в соавт.) и учебного пособия (в соавт.)

ЭМОТИВНОЕ ВРЕМЯ КАК ЭКСПЛИЦИТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ

Художественное время, объективное время, субъективное время, многоаспектность субъективного времени, эмотивное время

В научной литературе неоднократно отмечался сложный и диалектически противоречивый характер взаимодействия объективного и субъективного времени в художественном произведении1. Проблема осложняется неоднозначным взглядом на суть категории времени2, с одной стороны, и многоаспект-ностью и исторической изменчивостью субъективного времени в художественной литературе — с другой. Это нужно учитывать при взгляде на художественное время как на контаминацию объективного и субъективного времени.

Как отмечает Д.С. Лихачев, субъективный аспект времени «не был еще открыт в средние века»3. Темпоральные ахронии, временная перспектива, связанная с подвижностью авторской позиции, искажение объективного хода времени нашим сознанием (его ускорение, замедление, прерывистость), а также субъективное воссоздание событий прошлого, связанное с особенностями дея-

тельности нашей памяти, — все это свойства литературы нового времени. «В литературе древнерусской автор стремился изобразить объективно существующее время, независимое от того или иного восприятия его. Время казалось существующим (выделено Д.С. Лихачевым. — Е.Ш.) только в его объективной данности. Даже происходящее в настоящем воспринималось безотносительно к субъекту времени. Время для древнерусского автора не было явлением сознания человека»4. В новой литературе субъективность художественного времени постоянно возрастает, особенно ярко эта тенденция проявляется в литературе ХХ в., как в поэзии, так и в прозе5. При таком подходе субъективное время понимается как член оппозиции «объективное время — субъективное время». При этом субъективное время маркировано такими признаками, как обратимость, прерывистость, неравномерность, многомерность, неупорядоченность6.

С другой стороны, художественное время всегда субъективно, т.к. оно является результатом творчества автора, его восприятия и эстетического преобразования действительности. По словам А.А. Потебни, искусство только тогда является творчеством, когда «между произведением искусства и природою стоит мысль человека»7. При этом «в обширном и вместе строгом смысле все достояние мысли субъективно, то есть хотя и условлено внешним миром, но есть произведение личного творчества; но в этой всеобъемлющей субъективности можно разграничить объективное и субъективное и отнести к первому науку, ко второму — искусство»8. Более того, в произведениях литературы перцепция автора (рассказчика) взаимодействует с перцепцией персонажей9, а при восприятии текста — и с перцепцией читателя. Проблема субъективности художественного времени осложняется и умозрительностью категории времени вообще. Как отмечает Л.О. Чернейко, «поскольку единого знания объективных явлений, стоящих за именами «пространство» и «время», не существует (и не может существовать), знание замещается представлением, а представление субъективно»10.

Таким образом, понимание субъективного времени художественного произведения отличается двойственностью: субъективное время — это и член оппозиции «объективное время — субъективное время» в структуре художественного времени, и свойство художественного времени в целом. При этом субъективное время воспринимается сознанием как субъективное именно потому, что существует объективное время. Анализируя поэтику А.А. Потебни, С.И. Сухих пишет: «чтобы говорить о нереальном, надо иметь представление о реальном, чтобы судить о деформациях реального <...>, нужно иметь представление о том, что именно деформи-руется»11.

Конкретные исторические события, являясь фактом реального исторического времени, при включении в художественный текст становятся составляющими художественного времени и, оставаясь событиями объективного времени, приобретают также и черты субъективного времени. При этом субъективность проявляется не только эксплицитно — в логической и эмоциональной оценке, но и имплицитно — в самом отборе исторических фактов, их группировке, их значимости для персонажей, автора (рассказчика), событий сюжета.

Следовательно, субъективное время в структуре художественного времени присутствует не только эксплицитно, как маркированный член оппозиции «объективное время — субъективное время», но и имплицитно, как результат авторской перцепции. Эксплицитно субъективное время в художественном тексте представлено прежде всего такими составляющими художественного времени, как биографическое время12, перцептивное (авторское) время13, эмотивное время.

Под эмотивным временем мы понимаем эксплицитно выраженную составляющую субъективного времени художественного текста, отображающую искажение сознанием размеренного поступательного движения объективного времени — его замедление, ускорение, прерывистость (остановку). Эмо-тивное время является непостоянной составляющей художественного времени, и его появление в произведении связано с определенными сюжетообразующими мотивами, в первую очередь такими, как мотив скоротечности жизни, ожидания, представленного сквозь субъектную сферу персонажа, скуки и однообразия повседневной жизни, пути.

Эмотивное время выражается лексическими, синтаксическими и контекстуальными средствами языка. Основным способом

выражения эмотивного времени являются лексические единицы. При этом активно используются лексико-семантические группы слов, основанием для выделения которых могут служить следующие признаки:

• наличие или отсутствие семы субъективного восприятия времени в лексическом значении слова, ср.: Оба и не замечают за горем, как бежит время, и приближается час обеда (А.П. Чехов. Розовый чулок)14 и Время шло быстро (Он же. Невеста);

• частное темпоральное значение эмо-тивного времени (ускорение, замедление, прерывистость), например: Дни мелькают, мелькают, и в душе у нее уже растет такое чувство, точно близится час ее казни (И.А. Бунин. Благосклонное участие); Время идет медленно, полосы лунного света на подоконнике не меняют своего положения, точно застыли (А.П. Чехов. Скучная история); Здесь ею счастлив был я раз — / В восторге пламенном погас, / И время самое для нас / Остановилось на минуту (А.С. Пушкин. Надпись к беседке);

• характер синтаксической репрезентации эмотивного времени: время — субъект состояния и время — объект перцепции, например: Время перестало существовать (К. Булычев. Лиловый шар); Однажды я потерял чувство времени (В.И. Белов. Бобриш-ный угор);

• метафоризация значения, ср., например: Там, там под сению кулис / Младые дни мои неслись (А.С. Пушкин. Евгений Онегин); Затем несколько минут вывалились из жизни Турбина, и что во время их происходило, он не знал (М.А. Булгаков. Белая гвардия).

Приведем пример описания одной из лексико-семантических групп слов с учетом этих признаков. Лексико-семантическая группа слов, содержащих сему субъективного восприятия времени — его ускорение или замедление: лететь, мелькать, бежать, нестись, мчаться, тянуться, ползти, влечься,

век, вечность и т.д. Словам данной группы присуща стертая метафоричность значения, которая может оживляться за счет контекста, например, сравнений: Минуты несутся, словно лыжники с гор (К. Булычев. Излучатель доброты).

Глаголы и их производные, относящиеся к описываемой группе слов, сочетаются с единицами времени, выступающими в функции субъекта состояния. Существительные век, вечность выступают, как правило, в функции объекта перцепции.

В основу классификации синтаксических средств может быть положен структурно-семантический способ репрезентации эмотивного времени. При этом наиболее частотны два типа конструкций:

• сравнительно-сопоставительные конструкции, например: И вчерашний день, и нынешнее утро вспомнились ему так, точно они были десять лет тому назад (И.А. Бунин. Солнечный удар); Мы летели со скоростью двух с половиной километров в секунду, и инерционная часть полета заняла около трех суток, но у меня осталось чувство, что я летел не меньше недели (В. Пелевин. Омон Ра); Удивительно: то час тянется долго-долго, словно и конца ему нет, то сразу промелькнет (Я. Корчак. Правила жизни).

• фразеологизированные сложноподчиненные предложения с темпоральным значением, построенные по схеме \не СВ\, \как СВ\ и выражающие быструю смену событий или состояний, обусловленную не реальной их быстротой, а субъективным восприятием, например: Три часа ожидания прошли незаметно. Мне казалось, не успел я наглядеться на Машу, как Карпо съездил к реке, выкупал лошадь и уже стал запрягать (А.П. Чехов. Красавицы); Не теряйте времени, ведь канальское время бежит, не ждет!Клянусь богом, не успеете оглянуться, как наступит старость <...>. Тогда уж поздно будет жить (Он же. Тайный советник).

Однако в художественном тексте средства выражения эмотивного времени, как правило, используются комплексно. При этом в контексте взаимодействуют слова разных лексико-семантических групп, повторы всех видов, сравнения, метафоры, например:

Заунывная песня то замирала, то опять проносилась в стоячем, душном воздухе, ручей монотонно журчал, лошади жевали, а время тянулось бесконечно, точно и оно застыло и остановилось. Казалось, что с утра прошло уже сто лет (А.П. Чехов. Степь); И вот целый год. Пока он тянулся, он казался многоликим, многообразным, сложным и страшным, но теперь я вижу, что он пролетел, как ураган (М.А. Булгаков. Пропавший глаз); Чтобы убить чем-нибудь длинное время от раннего утра до обеда, он, если ревматизм не сковывал его ног, бродил по всем комнатам и придирался к беспорядкам, которые виделись ему всюду (А.П. Чехов. Скука жизни).

Такое комплексное использование языковых средств, характерное для выражения субъективных значений, позволяет актуализировать субъективность восприятия времени.

Однако классификация эмотивного времени должна учитывать не только языковые средства его организации, но и функции в тексте, связь с субъектом перцепции и взаимодействие с другими составляющими художественного времени. Так, появление эмо-тивного времени в произведении всегда композиционно значимо. В художественном тексте эмотивное время выполняет ряд функций. Укажем основные из них.

1. Актуализация психического или физического состояния персонажа (например, во время тяжелой болезни). В этом случае эмо-тивное время связано с одним персонажем, поэтому можно говорить об эмотивном времени конкретного лица.

2. Нагнетание определенного психологического состояния. При этом эмотивное время может быть связано с одним персонажем, как, например, в повестях А.С. Пушкина «Пиковая дама» и «Метель», где эмотивное время выражает усиливающееся волнение героя перед событиями, губительными для него. Эмотивное время может быть связано и с несколькими персонажами, как, например, в «Белой гвардии» М.А. Булгакова, где эмотивные времена персонажей взаимодействуют друг с другом и способствуют нагнетанию состояния тревоги.

3. Организация темпоральных антитез, являющихся средством психологической характеристики персонажей. Например, в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» эмотив-ное время представлено в сцене свидания Самозванца и Марины. При этом движение времени в один и тот же период для Самозванца характеризуется субъективным замедлением времени, а для Марины — субъективным ускорением. Этот контраст в эмотивном времени персонажей является исходной точкой для организации психологической антитезы: искренне чувствующий Григорий и холодная, расчетливая Ма-рина15.

4. Концептуализация времени. В таком случае эмотивное время персонажей и эмо-тивное время автора сливаются. Так, одним из мотивов, с которым связано появление эмотивного времени в «Белой гвардии» М.А. Булгакова, является мотив быстротечности человеческой жизни. При этом появляется антитеза: скоротечность и конечность жизни отдельного человека противопоставлена бесконечному и размеренному ходу объективного времени.

В произведении эмотивное время может быть представлено сквозь субъектную сферу персонажа, повествователя, одновременно персонажа (персонажей) и автора, при этом происходит совмещение психологической и

пространственно-временной точек зрения16. Приведем соответственно примеры:

Время, пока фон Корен прицеливался, показалось Лаевскому длиннее ночи (А.П. Чехов. Дуэль); Я опять на крыльце. Сижу уже бесконечно долго (С. Черный. Первое знакомство); Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь (М.А. Булгаков. Белая гвардия).

В прозаическом тексте эмотивное время чаще всего включается в сюжетное время, реже — во внесюжетное и биографическое время. При взаимодействии с последним эмотивное время участвует в субъективном противопоставлении двух временных планов — прошлого и настоящего17.

Таким образом, на наш взгляд, целесообразно выделять в структуре художественного времени эмотивное время как одну из эксплицитных составляющих субъективного

времени. Эмотивное время характеризуется частным темпоральным значением, отображающим искажение объективного хода времени при его восприятии, которое выражается лексическими, синтаксическими и комплексными контекстуальными средствами.

Эмотивное время является непостоянной составляющей художественного времени, его появление в художественном тексте связано с определенными сюжетообразующими мотивами и всегда композиционно значимо. В тексте эмотивное время может быть представлено сквозь субъектную сферу персонажа, повествователя или одновременно повествователя и автора, при этом происходит совмещение психологической и пространственно-временной точек зрения. В произведении эмотивное время взаимодействует с другими составляющими художественного времени, прежде всего с сюжетным, внесюжетным и биографическим временем.

Примечания

1См.: Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976; Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971; Сухих С.И. Теоретическая поэтика А.А. Потебни. Н. Новгород, 2001.

2См.: Чернейко Л.О. Субъективное время и способы его выражения в художественном тексте // Вопросы русского языкознания. М., 2000. Вып. 8. С. 57—68.

3Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971. С. 278.

4Там же. С. 278.

5См.: Николина Н.А. Категория времени в художественной речи. М., 2004. С. 187; Она же. Грамматические формы времени в свете поэтического эксперимента // Текст. Интертект. Культура: сб. докл. меж-дунар. науч. конф. М., 2001. С. 51—66.

6См.: Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М., 1974. С. 64—65; Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М., 1979. С. 8—33; Сухих С.И. Теоретическая поэтика А.А. Потебни. Н. Новгород, 2001. С. 135—163.

1 Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 184.

8Там же. С. 195.

9Там же. С. 122-144.

10Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филол. науки. 1994. № 2. С. 58.

пСухих С.И. Теоретическая поэтика Потебни. Н. Новгород, 2001. С. 155.

12См.: Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М., 2002. С. 272-352; Широко-

as

ва Е.Н. Категория времени в лексическом и грамматическом выражении (средства соотнесения двух временных планов произведения): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 1996.

13Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998. С. 23.

14Бежать — «пер. о времени. Быстро, незаметно протекать, проходить». — Цит. по: Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. М., 1991. Т. 1.

15Подробнее см.: Широкова Е.Н. Эмотивное и биографическое время в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» // Филол. исслед.: сб. науч. тр., посвящ. 75-летию М.А. Михайлова. Н. Новгород, 2005. С. 221-223.

16О типах точек зрения и их отношениях между собой в произведении см.: Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.

17Подробнее см.: Широкова Е.Н. Цит. соч. С. 223-226.

Shirokova Elena

EMOTIVE TIME AS AN EXPLICIT COMPONENT OF SUBJECTIVE TIME

The article is devoted to the problem of subjective time of the literary text. The expediency of singling out emotive time as one of subjective time components is grounded in the article, lexical, syntactic and contextual means of expressing emotive time, its functions and connection with perception subjects are described.

Рецензент — Галимова Е.Ш., доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.