Научная статья на тему 'Типология экологически ориентированных практик в современной России'

Типология экологически ориентированных практик в современной России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY-NC-ND
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологически ориентированные практики / социокультурный дискурс / экологическая эстетика / культурные коммуникации / environmentally oriented practices / sociocultural discourse / ecological aesthetics / cultural communications

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Наталья В. Макашова

В современной культурной ситуации наблюдается расширение экологически ориентированных практик. К подобным практикам относятся как художественные проекты, так и проекты информационноорганизационной экологической деятельности. Формы этих проектов включают в себя социальные, образовательные и художественные черты. В статье социокультурная среда проектов понимается как дискурсивное пространство, которое конструируется с использованием инструментов информационного и научно-технического обмена. Исследование степени изменений социокультурной среды позволяет корректно интерпретировать формы трансляции этих процессов в системе культурных коммуникаций современного российского общества. Выбранные для исследования экологически ориентированные художественные проекты представляют различные формы и способы взаимодействия людей и окружающей среды. Распространение подобных практик позволяет сделать вывод о вовлечении в социокультурный диалог новых участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of environmental oriented practices in modern Russia

In modern cultural situation, an expansion of environmentally oriented practices is permissible. These include both artistic projects and projects of informational and organized ecological activity. The forms of these projects are quite diverse and characterized by social, educational, and artistic features. Sociocultural environment of the projects is analyzed as a discursive space, which is constructed by using the tools of information, scientific and technical exchange, with a focus on environmental problems. According to the influence of sociocultural environment, this let us to properly understand the forms of translation of these processes in the system of cultural communications of contemporary Russian society. These projects allow us to present the interaction of people and the environment from different points of view. The distribution of these eco practices contributes to the progress of sociocultural dialogue in society.

Текст научной работы на тему «Типология экологически ориентированных практик в современной России»

УДК 574(470)

DOI: 10.28995/2686-7249-2023-7-135-144

Типология экологически ориентированных практик в современной России

Наталья В. Макашова

Российский государственный гуманитарный университет Москва, Россия, auburncrimson@mail.ru

Аннотация. В современной культурной ситуации наблюдается расширение экологически ориентированных практик. К подобным практикам относятся как художественные проекты, так и проекты информационно-организационной экологической деятельности. Формы этих проектов включают в себя социальные, образовательные и художественные черты. В статье социокультурная среда проектов понимается как дискурсивное пространство, которое конструируется с использованием инструментов информационного и научно-технического обмена. Исследование степени изменений социокультурной среды позволяет корректно интерпретировать формы трансляции этих процессов в системе культурных коммуникаций современного российского общества. Выбранные для исследования экологически ориентированные художественные проекты представляют различные формы и способы взаимодействия людей и окружающей среды. Распространение подобных практик позволяет сделать вывод о вовлечении в социокультурный диалог новых участников.

Ключевые слова: экологически ориентированные практики, социокультурный дискурс, экологическая эстетика, культурные коммуникации

Для цитирования: Макашова Н.В. Типология экологически ориентированных практик в современной России // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023. № 7. С. 135-144. DOI: 10.28995/2686-7249-2023-7-135-144

Typology of environmental oriented practices in modern Russia

Natalia V. Makashova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, auburncrimson@mail.ru

Abstract. In modern cultural situation, an expansion of environmentally oriented practices is permissible. These include both artistic projects and projects of informational and organized ecological activity. The forms of these projects are quite diverse and characterized by social, educational, and artistic features. Sociocultural environment of the projects is analyzed as a discursive

© Макашова Н.В., 2023

space, which is constructed by using the tools of information, scientific and technical exchange, with a focus on environmental problems. According to the influence of sociocultural environment, this let us to properly understand the forms of translation of these processes in the system of cultural communications of contemporary Russian society. These projects allow us to present the interaction of people and the environment from different points of view. The distribution of these eco practices contributes to the progress of sociocultural dialogue in society.

Keywords: environmentally oriented practices, sociocultural discourse, ecological aesthetics, cultural communications

For citation: Makashova, N.V. (2023), "Typology of environmental oriented practices in modern Russia", RSUH/RGGU Bulletin."Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies" Series, no. 7, pp. 135-144, DOI: 10.28995/26867249-2023-7-135-144

Введение

При всей остроте экологических проблем в современной России в обществе не достает общепризнанных способов их обсуждения [Дурновцев 2018]. Экологические инициативы воспринимаются как частные, отсутствует общее поле дискуссий об экологии. Исследовательский фокус на экологически ориентированных практиках позволяет компенсировать эти недостатки, используя свои ресурсы для привлечения внимания общественности к проблемам окружающей среды [Галушина 2020]. Художественно-экологические проекты имеют следующие преимущества. Первое - они принимаются всеми, кто заинтересован узнать больше о современном мире. Второе - эти практики многообразны, и тем самым они привлекают к себе все большее внимание общества.

Актуальность данной статьи также связана с разнообразием появляющихся новых проектов, нуждающихся в систематизации и изучении, а также с отсутствием их комплексного и последовательного анализа. Задача статьи - систематизировать существующие в настоящее время формы экологически ориентированных практик и разработать их типологию для понимания ресурса воздействия каждого типа на соответствующие социальные группы и среды. Цель такого решения обусловлена стремлением к созданию продуманной структуры, которая помогла бы проанализировать стратегии развития проектов экологической направленности и перспективы их выхода за рамки выставочной и образовательной деятельности в контексте более широкого поля дискурсивного пространства экологической культуры современной России.

Классификация экологически ориентированных практик: формирование структуры дискурса

Принцип ответственности за актуальное состояние природных ресурсов, восприятие природы как основы человеческого бытия позволяет говорить о формировании определенной модели взаимодействия человека и природы. Понимание значения личного вклада, влияющего на экологические установки человека в условиях современной техногенной среды, обусловлено экологизацией всех сфер жизни человека, как материальной, так и духовной. Особенно это заметно на фоне глобального экологического кризиса, нашедшего свою реализацию в многочисленных художественных и образовательных проектах, посвященных проблемам экологии и роли человека в этом контексте. Данное утверждение в системе экологической эстетики и этики интерпретируется как экологически ориентированный концепт.

Современные экологические практики делают акцент на усложнившихся отношениях человека и природы, привнося через художественный аспект новые смыслы и возможности существования в условиях современной техногенной цивилизации. Таким образом, выбранный для исследования концепт позволяет уточнить следующие теоретические критерии отбора практик: этическая составляющая в проектировании, наличие культурно-образовательной программы к проекту, использование экологического искусства в качестве художественного компонента. Анализ ключевых составляющих, из которых складывается проектная сторона экологической социокультурной деятельности, позволяет объединить практики по категориям и выявить взаимосвязь между существующими экологическими проблемами в обществе и характеристиками инструментария выставочных проектов. Источниками, формирующие дискурсивное поле, являются экологически ориентированные художественные практики, созданные в период с 2016 по 2021 г. в Москве.

Для понимания всего многообразия экологически ориентированных практик как особого дискурсивного пространства, представляющего социокультурный потенциал современного общества, необходимо систематизировать формы выбранных для исследования практик; продемонстрировать значение обращения именно к художественным проектам как к особому пространству современной медийной культуры; изучить экологическую практику как форму получения знания в различных социокультурных контекстах.

Визуальный образ как фактор, влияющий на эстетическое восприятие природы и научные познания о техногенной среде человеческой деятельности, становится ключевым концептом построения экологической художественной практики, будь то выставочный проект, мастер-класс или конференция. Визуализация проблем экологии превращает экологическую повестку в образ, носитель коллективной информации, трансформирующий «невидимую» проблему утилизации и ответственного потребления в дискурс: человек - техногенная среда - природа.

Одна из первых крупномасштабных экологически ориентированных практик, детский всероссийский конкурс «Чистое искусство» (КЦ ЗИЛ, 2016), была ориентирована на создание модели взаимодействия юного поколения и природы в условиях техногенной среды. Так, активная модель эстетического взаимодействия человека и природы [Бег1еаП 2005, р. 17] воплощалась кураторами1 проекта в призыве создать «что-то прекрасное из обычного мусора»2. Этот особый формат получения нового опыта был также ключевым конструктом еще одной экологической практики - «Фантастик Пластик» (ГТГ, 2021). Аппелируя к политике и практике «нулевых затрат» и экологической этике в проектировании, организаторы проекта демонстрировали возможности современного дизайна в работе с переработанным пластиком. Проект не только стимулировал воображение посетителей, но также предоставлял платформу для «работающей» модели получения знаний. Благодаря образовательной программе, состоящей из 18 лекций и паблик-токов онлайн- и офлайн-формата, с российскими и европейскими дизайнерами, специалистами в области экологии и нефтехимии3, посетителям демонстрировались новые возможности конструирования пространства. Подобный прагматический анализ проектирования представляет пространство не как нечто отличное, независимое

1 Кураторы проекта «Чистое искусство»: Птолемей Элрингтон - английский художник и скульптор, с 1997 г. «визитной карточкой» художника являются уникальные арт-объекты и скульптуры из переработанных вторичных материалов. Николай Селиванов - канд. педагогических наук, выпускник МГПА им. С.Г. Строганова. Автор и преподаватель специализации «Кураторство проектов современного искусства» на факультете истории искусств РГГУ (1995-2003 гг.), куратор более 40 выставочных проектов.

2 Программа конкурса - выставки «Чистое искусство» // Культурный центр ЗИЛ. URL: https:// ecoartkonkurs.ru (дата обращения 9 января 2023).

3 Выставка «Фантастик Пластик». Государственная Третьяковская галерея. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/fantastikplastik/ (дата обращения 9 января 2023).

от субъекта. Теперь окружающая среда, объект восприятия, гармонично связана с воспринимающим его телом. Человеческая деятельность в условиях техногенной цивилизации «создает» модели поведения и ситуации «вовлеченности» в природу, тем самым демонстрируя непрерывность и гармоничность этих взаимосвязей [Берлеант 2003, с. 520-521].

Новый опыт эстетического восприятия окружающей среды представляют организаторы VII Московской международной биеннале «Заоблачные леса» (ГТГ, 2017). Проходившая в сам Год экологии в России, выставка предстает как сложно организованное пространство - отсутствие навигации, череда коридоров, разнородность образов, демонстрируя тем самым кураторскую концепцию: «разрыв, столкновение двух поколений, двух реальностей цифровой и доцифровой»4. Многократно повторяющийся визуальный образ оленя метафорично превращается в носителя коллективной памяти о хрупкости и непостижимости природы.

Граничащие рядом информационные потоки, цифровая воспроизводимость образов современной культуры [Беньямин 1996, с. 15-66], VR, световые инсталляции - все это воздействует на перцептивный опыт посетителя. Созданное инновационными условиями техногенной цивилизации, энвайронменталь-ное пространство выставки становится проводником, источником пассивного, созерцательного эстетического опыта зрителя, в основе которого лежит коммуникация новых технологий и ресурсов природы.

Достаточно распространена среди экологически ориентированных практик концепция соучастия как одна из разновидностей взаимодействия с обществом. Она предполагает новый перцептивный опыт, концентрирующийся не на созерцательной, а на действенной модели эстетического восприятия. Именно принцип вовлеченности демонстрирует активность эстетического опыта [Бег1еаП 2013], стираются границы между арт-объектом, художественной практикой, зрителем.

Партиципаторные проекты: «Треш-арт» (ТЦ Ривьера, 2020), «Своими силами. Экологическая выставка местного значения» (галерея Пересветов переулок, 2020), «Природа и человек в Ка-потне» (Музей Москвы, 2021) создают пространство диалога посетителей с представленным эстетическим видением окружа-

4 Выставка «Заоблачные леса». Государственная Третьяковская галерея. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/arkhiv-vystavok? parentType = exhibitions&page_size=18&undefined = Y& set_ filter=y&arrFilter_656_MAX (дата обращения 9 января 2023).

ющей среды. Расширение эстетической значимости совершенствования городской среды для комфорта всех ее обитателей позволяет создать дискурсивное поле между учредителями экологически ориентированных практик и посетителями. Парти-ципаторные методики приводят к включению в «новый» дискурс переосмысление сущности эстетической оценки традиционного видения окружающей среды, обостряют осознание ценностного отношения к природе, экологии, культуре потребления.

Осмысляя проблему культуры потребления современного общества, организаторы5 фестиваля «Треш-арт», выбирают весьма символическое место для проведения акции - торговый центр - образ повседневной реальности почти каждого современного человека. Показательно также время проведения проекта, период между двумя волнами пандемии СОУГО-19, осень 2020 г. Так, бывшие в центре внимания размышления об экологической катастрофе в окружающей среде, в период пандемии, ситуации, когда человеческой жизни грозит еще одна катастрофа, смещают дискурсивное поле в сторону конфликта, нерешенной проблемы, где отдельно взятый субъект способен своей деятельностью как-то сместить существующий баланс созидательного и разрушительного в пользу первого. На этом «кризисном проявлении» выстроен социально-философский аспект всей концепции данной практики.

Содержание, подробности, включая статистику по переборке и утилизации мусора, сама необходимость данного проекта выносится в «подзаголовок» всей практики, организаторы посвящают свой проект «особенности» данного времени и важности действий отдельно взятого человека. В поисках ответа на деструктивные процессы культуры потребления, создатели просят обратить внимание на сложившуюся ситуацию - «Количество одежды замечается лишь тогда, когда все шкафы в квартире заполнены до отказа, а время на удаленке в пандемии, как нельзя лучшее, чтобы обратить на это внимание»6. Таким образом, фестиваль становится пространством взаимодействия, художники приглашают к участию посетителей, любой желающий, со-

5 Организаторы фестиваля «Треш-арт»: экологическая организация «Собиратор», благотворительный фонд «Раздельный сбор»; московские художники: Варвара Гранкова, Зилия Канчурина, Дарья Данилова, Федор Шмелькин, дизайнеры и аниматоры студии «Ластик» и союз художников-молекул «Варенъйе организм».

6 Программа фестиваля-выставки «Треш-Арт». ТЦ Ривьера. URL: https://events.riviera.su/trashart (дата обращения 9 января 2023).

глашаясь участвовать в проекте, мог принести ненужную вещь на сортировку и внести тем самым свой вклад в создание энвай-ронментальной инсталляции. Со своей стороны, сама экологически ориентированная практика репрезентируется как парти-ципаторный образ эстетического взаимодействия, где принцип вовлеченности, участия создает активную модель эстетического опыта субъекта [Берлеант 1996, с. 260].

В этом же ключе, активной эстетической модели взаимодействия человека и пространства, был представлен проект «Своими силами. Экологическая выставка местного значения». Еще до открытия выставки куратором анонсировался проект как «попытка создать первую по-настоящему экологическую вы-ставку»7. Данная практика не ограничивалась экологическим проектированием, поэтапным фиксированием всего процесса создания проекта, здесь концепт проекта с самого начала представляется как культурная модель познания экологии городской среды местного района. Форум-инсталляция, преобразовавшая весь первый этаж галереи «Пересветов переулок», изначально создавала состояние вовлеченности, партиципаторности проекта, располагая посетителя к обсуждению реалий техногенной цивилизации. Созданная организаторами проекта специфическая среда, отсылающая к значению древнего форума, приглашала к созданию своего собственного эстетического опыта, основанного на сугубо индивидуальных условиях человеческого существования и интересах к окружающему миру.

Дискурсивное поле, созданное в стенах галереи, выходило в медийное пространство в качестве обширной образовательной программы, где каждое мероприятие корректировалось аргументацией местных жителей (участников проекта) в необходимости получения конкретных компетенций или создания определенных условий. Такая модель практики, с одной стороны, преодолевает свои хронологические и пространственные рамки, создавая коммуникативную платформу для новых заинтересованных сообществ, с другой стороны, создает важный импульс вовлечения в трансформацию процессов техногенной среды и изменение условий существования субъекта.

Образовательная программа «Месяц экологии в музее Москвы», проходившая в декабре 2021 г., состояла из серии выста-

7 Каталог № 001 к выставке «Своими силами. Экологическая выставка местного значения» // Галерея Пересветов Переулок. URL: https://www. peresvetov-gallery.com/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2 (дата обращения 9 января 2023).

вочных проектов, онлайн-лекций, паблик-токов, практикумов и акций. Организаторами последовательно поднимались вопросы об экологической ответственности современных городских производств, социальные аспекты утилизации мусора, формирование активных городских сообществ, т. е. как именно посредством реализации подобных экологически ориентированных практик, носящих партиципаторный характер, структурируется повседневность.

Обращение к городской экоповестке, к основам понимания культурных процессов в событиях общественной жизни города становится центральной частью проекта «Природа и человек в Капотне». Созданный как образ локальной идентичности, проект позволяет ставить вопрос о партиципаторной модели современного взаимодействия человека и природы. Стирая границы реального посредством мультимедийных эффектов, часть проекта «Атлас Капотни: Природа»8 представляет собой атлас как образ, фиксирующий культурную память, модель постижения уникальных топографических особенностей, актуальных урбанистических тенденций, призванный показать ценность природных экосистем. Медийное пространство проекта дает возможность пользователю интерпретировать и формировать свою собственную модель познания через визуальный образ, демонстрирующий перцептивный опыт воспринимающего субъекта.

Заключение

Представленные в статье экологически ориентированные художественные практики позволяют сделать вывод о том, что они существенно расширяют возможности эстетического восприятия природы и познания о техногенной среде человеческой деятельности, а также формы взаимодействия человека и природы. Алгоритм изучения данной группы экологических проектов выстраивался исходя из понимания специфики восприятия когнитивного и сенсорного опыта человека в социокультурном контексте.

В серии выставочных проектов, посвященных проблемам экологии и существованию человека в условиях техногенной цивилизации, организаторы предлагают различные способы формирования новых связей социокультурных практик через ис-

8 Месяц экологии в музее Москвы // Москва без окраин. Капотня. URL: https://bezokrain.moscow/kapotnya (дата обращения 9 января 2023).

пользование технических возможностей. Так, в «Заоблачных лесах» сделан акцент на возможностях индивидуального характера восприятия экологии через заложенный в произведениях визуальный образ природы. Такой образ, рассчитанный на чувственную и интеллектуальную подготовленность посетителя, активизирует его зрительское восприятие.

Партиципаторные проекты «Треш-арт», «Своими силами...» и «Атлас Капотни: Природа» способствуют созданию коммуникативного пространства, стирающего барьеры между человеком и действительностью. Значение подобных практик выходит за рамки выставочных проектов. Они формируют у посетителей специфическое видение новых сообществ, включение в новые дискурсы, погружают посетителя непосредственно в контекст эпохи, создавая тем самым сложную визуальную и эмоциональную среду субъекта.

Ситуацию вовлеченности эстетического опыта субъекта в жизненные процессы техногенной цивилизации демонстрируют проекты «Чистое искусство» и «Фантастик пластик». Модель этих практик становится конструктом создаваемой «новой» среды, скорректированной интенсивными процессами среды обитания личности. Использование экологического искусства в качестве художественного компонента подобных практик вводит объект, сделанный из продукта утилизации техногенной среды человека, в природный контекст, создавая тем самым новые смыслы в межкультурном взаимодействии современного социума.

Экологически ориентированные художественные практики создают новые пространства эстетического взаимодействия человека - техногенной среды - природы, коммуникации, обнаруживающие неразрывную связь субъекта и окружающей его среды.

Литература

Беньямин 1996 - Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избр. эссе: Пер. с нем. / Предисл., сост. и примеч. С.А. Ро-машко. М.: Медиум, 1996. С. 15-66.

Берлеант 1996 - Берлеант А. Историчность эстетики // Феноменология искусства / Отв. ред. К.М. Долгов. М.: ИФ РАН, 1996. С. 241-261.

Берлеант 2003 - Берлеант А. Энвайронментальная эстетика // Лексикон нон-клас-сики: Художественная эстетическая культура ХХ века / Под ред. В.В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003. С. 520-521.

Berleant 2005 - Berleant A. Aesthetics and Environment: Theme and Variations on Art and Culture. Ashgate Pub. Limited, 2005. P. 5-17.

Berleant 2013 - Berleant A. What is Aesthetic Engagement? // Contemporary Aesthetics. 2013. Vol. 11. Article 5. URL: https://digitalcommons.risd.edu/liberalarts_ contempaesthetics/vol11/iss1/5 (дата обращения 9 января 2023).

Дурновцев 2018 - Дурновцев В.И. Экологическая история в координатах отечественной историографии и исторического образования // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018. № 4. С. 9-16.

Галушина 2020 - Галушина Н.С. За что они борются? Социокультурные аспекты экологических движений // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 118-127.

References

Benjamin, V. (1996), Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoi vosproizvodi-mosti: Izbrannye esse [The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction, Selected Essays], Romasko, C.K. (ed.), Medium, Moscow, Russia, pp. 15-66.

Berleant, A. (1996), "Historicity of Aesthetics", Dolgov K.M. (ed.). Fenomenologeiya iskusstva [Phenomenology of Art], IF RAN, Moscow, Russia, pp. 241-261.

Berleant, A. (2003), "Environmental aesthetics", Bychkov V.V. (ed.), Leksikon non-klassiki: Khudozhestvenno-esteticheskaia kul'tura XX veka [Lexicon of non-classics: Artistic and aesthetic culture of the XX century], ROSSPEN, Moscow, Russia, pp. 520-521.

Berleant, A. (2005), Aesthetics and Environment: Theme and Variations on Art and Culture. Ashgate Pub. Limited, pp. 5-17.

Berleant, A. (2013), "What is Aesthetic Engagement?", Contemporary Aesthetics, vol. 11, Article 5, available at: http://www.contempaesthetics.org/newvolume/pages/ article.php?articleID=684 (Accessed 9 January 2023).

Durnovtsev, V. (2018), "Environmental history in the coordinates of national historiography and historical education", RSUH/RGGU Bulletin: "Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies", Series, no. 4, pp. 9-16.

Galushina, N. (2020), "What are they fighting for? Sociocultural aspects of environmental movements", Knowledge. Understanding. Skill, no. 2, pp. 118-127.

Информация об авторе

Наталья В. Макашова, аспирант, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; auburncrimson@mail.ru

Information about the author

Natalia V. Makashova, postgraduate student, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; auburncrimson@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.