^нтггш + I ■ I I ■
112 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^
ТИПОЛОГИЯ ДИЗАЙН-ОБЪЕКТОВ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ПО СТЕПЕНИ ГЕНДЕРНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
О. Р. Халиуллина
Оренбургский государственный университет
Статья рассматривает один из актуальных социокультурных вопросов современного дизайна: выявление типологии дизайн-объектов с учетом гендерного фактора.
Ключевые слова: типология, дизайн, гендер, среда.
Article opens one of actual social and cultural questions of modern design: revealing of typology of design - objects with the account the gender factor.
Key words: typology, design, gender, environment.
На протяжении истории человек формирует свое пространство. Так, Н.Н. Николаенко называет первые жилища Homo sapiens периметром безопасности, то есть «радиальным», личностным ближним пространством (3, с. 170).
История организации пространства свидетельствует о наличии неких полярных начал (контрастов). Разделение жилища на мужскую и женскую половину свойственно большинству культур. Причем, чем больше становилось жилище, тем значительнее увеличивалось расстояние между комнатами супругов. Прерогативой женщины оставалось ведение домашних дел, организация быта.
А. Высоковский характеризует дом как явление всеобъемлющее, откуда начинается путь к социальным и культурным институтам. «Дом, - подчеркивает он, - это чувство собственности, ощущение безопасности и обеспечение индивидуальности, неповторимости среды, служащей для экспозиции "себя" внешнему миру и одновременно для создания глу-
боко персонализированной среды, точно соответствующей вкусам и смыслам ее обитателей» (1, с. 162-187).
С давних времен характер отношений полов в процессе разделения труда внутри русской крестьянской семьи представляет жилая среда изб. Все основные действия у печи выполнялись в семье женщинами, поскольку, по сравнению с тяжелыми полевыми работами, «грязная», «черная» работа была занятием сравнительно более легким. Изба делилась на «белую» мужскую половину и «черную» женскую, а печь способствовала данному разделению. Такое явление, как возведение перегородок в крестьянских избах в советское время, было характерной приметой новой эпохи. Они имели целью отделить кухню от спальни, чтобы изолировать грязную женскую работу; в результате дело приготовления пищи приобретает характер чего-то второстепенного, хотя и нужного. Приведенный факт - одна из предпосылок дальнейшего расслоения семьи и одновременно более четкого проявления ген-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 112-115
.....
ш
Теория и история культуры 113
дерных границ мужского и женского.
Отметим еще два немаловажных элемента домашнего пространства, обязательных в домах привилегированной части населения, -спальня и гостиная. Если спальня - средоточие внутреннего мира семьи, то гостиная -пространство для демонстрации престижа семьи, ее потребительских возможностей. Все функциональные вещи выносятся за пределы спальни. В супружеской комнате не должно быть вещей, несущих в себе идею работы. Спальный покой призван воплощать успокоительный мир природы, противопоставленный суетному миру общества. Именно поэтому образ спальни часто носит «женский» характер.
В советском обществе основными концепциями, определявшими гендерные отношения, являлись концепции этакратической ген-дерной системы, в которой государство имеет значительное влияние не только на публичную, но и на частную жизнь людей. В отсутствие возможности обустраивать личное жилье, которое, по сути, и не было личным (так, в романе А. Чаковского «Победа» американский журналист Чарльз искренне удивляется, как это русская семья может быть счастлива в коммуналке), для советской семьи послевоенного периода особую символичность приобрело строительство дачи. Дачный дом и участок являлись индивидуализированной жилой средой, полем средовой активности семьи, где исполнялись исконные гендерные роли: мужчина выполнял строительные работы, женщина работала на земле, выращивая цветы и др.
К 80-м годам XX века в проектировании жилищной среды наметился определенный сдвиг: квартиры и комнаты стали больше по площади, расширился спектр бытовых удобств, что в дальнейшем способствовало формированию пространства с учетом гендер-ного фактора.
Россия уже более двадцати лет является частью мирового культурного пространства и подвергается воздействию тех же глобали-зационных процессов и стереотипов, что действуют, например, в Европе или Америке. В настоящее время развивается российская
культура потребления, повысился уровень возможностей и для дизайнера, проектирующего дом или офис. Большой ассортимент товаров: мебели, оборудования, материалов -свидетельствует о расширившемся поле действия дизайнера, задача которого - угодить самому прихотливому вкусу - мужскому и женскому.
В окружающем человека предметном мире, отмечают Ф.В. Федоров и Ю.С. Сомов, нет изолированных, индивидуально существующих вещей. Вещи вкупе с архитектурой формируют предметную среду, в которой живет человек. В масштабе целого вещи способны формировать индивидуальный образ, отвечающий общему художественному замыслу (4, с. 70).
В рамках данной статьи возникает необходимость рассмотреть понятия «среда» и «образ среды». В отечественном искусствоведении понятие «среда» (историческая среда) нашло отражение в работах О. Генисаретско-го, Э. Григорьева, А. Иконникова, Г. Минерви-на, А. Раппопорта, О. Чепуровой и др.
Исходя из теории В.Т. Шимко, в которой выявлены три источника средового состояния (архитектурный, дизайнерский, атмосфера среды), можно отметить, что эти источники концептуально неразрывны и все они являются предметом проектирования, хотя способы их проектного формирования различны. Фундаментом становления средовой структуры считаются «носители» эмоционального начала, определенным образом организованные и нацеленные производственные и бытовые процессы, и, главное, участники процесса, люди (то есть мужчины и женщины. - О.Х.), как «исполнители» данной деятельности, так и ее «наблюдатели», «потребители» средовых ощущений (5, с. 43).
Как правило, во взрослый период жизни человека его гендерный статус стабилен. Тем не менее мы моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневной практике гендер пронизывает все аспекты жизни от микро- до макроуровней.
Гендер как социокультурное понятие,
04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 113 03.10.2011, 18:19
.....
ш
114 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
располагающее личностными характеристиками, можно сопоставить с понятием «образ среды». Образ среды, по мнению В.Т. Шимко, это комплексное взаимодействие эмоционального содержания протекающих процессов, чувств человека, его впечатлений от облика предметов, заполняющих пространственную ситуацию, и решения этой ситуации (5, с. 49) Исследователь подчеркивает, что «... главной мерой всех вещей и их комбинаций является личность ... которая и "лепит" образ среды». (5, с. 49). Под взаимовлиянием образа среды и гендера следует понимать, с одной стороны, воздействие человека на среду и изменение среды в соответствии с идеалами и потребностями мужчины и (или) женщины, с другой -вынужденное принятие мужчиной/ женщиной предметной среды в соответствии с законами социума (жизни).
На протяжении истории человек не только приспосабливается к предметной среде, но и целенаправленно меняет ее. Можно обозначить сходство природной среды и пола, предметной среды и гендера. Если пол, в отличие от гендера, - изначальная данность, то и природная среда, в отличие от предметной (искусственной), - то, что не является продуктом деятельности человека.
Таким образом, все объекты материальной культуры классифицируются в зависимости от принадлежности к той или иной сфере предметной среды, от их дистанционного уровня приближения к потребителю, что позволяет говорить об определенной гендерной роли этих объектов.
Проведенный анализ на наличие гендер-ного содержания в объектах дизайна позволил объединить в три группы сферы дистанционного потребления объектов гендерного содержания.
1. В первой группе объектов материальной культуры гендерный фактор проявляется в морфологии формы, цвета, фактуры. Функциональное значение этих объектов делает их исключительно «мужскими» или «женскими», создавая, в свою очередь, наиболее яркий ген-дерный образ. Примерами являются костюм,
различные предметы личного пользования, аксессуары и др. Такие объекты составили сферу индивидуального пользования.
2. Вторая группа объектов, «преимущественно мужских» или «преимущественно женских», имеет четко заданный художественный образ «мужского» или «женского». Принцип формообразования таких объектов выражается в композиции, они обладают качествами полярных пар (бинарных оппозиций): вертикаль - горизонталь, симметрия -асимметрия, статичность - динамичность, геометричность - пластичность и т.д.
3. К третьей группе мы отнесли объекты, чьи образ, функциональное значение, социально-культурное содержание не имеют явной гендерной направленности. Это могут быть объекты «общего пользования» (например, организующие городское пространство, такие как общественный транспорт, лестнич-но-лифтовые узлы и др.). Объекты третьей группы мы определили как нейтральные, употребив выражение А. Аалто, (2, с. 16), созданное для характеристики такого явления, как стандартизация изделий. Объекты третьей группы составили общественную сферу объектов гендерного содержания.
В ходе работы нами выявлено устойчивое соотношение сфер дистанционного потребления. Сферы можно представить в виде градационной схемы: приближенных или удаленных по отношению к личному пространству человека (мужчины, женщины) зон.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гендерная выразительность объекта дизайна проявляется ярче, если объект входит в личную сферу потребления человека (мужчины или женщины) или смежную с ней сферу (жилище). При этом и гендерная самоидентификация отдельной личности проявляется в предпочтении конкретного объекта материальной среды для индивидуального пользования. Гендерные стереотипы в объектах дизайна, удаленных от сферы личного пользования человека (мужчины, женщины), проявляются и активизируются в общественной среде, отражая и одновременно формируя гендерное
.....
I I I ■ M I I I
Теория и история культуры 115
мировоззрение общества в целом. ким началами. Гендерная дифференциация
Гендерные стереотипы нашли свое отра- наличествует в реальном физическом про-жение в окружающей среде, где предметы и странстве: в структуре жилища, в структуре свойства осмысливаются при помощи конст- учебного или развлекательного заведения, рукций, ассоциирующихся с мужским и женс- святилища и т.д. Примечания
1. Высоковский, А. Уют-не-герой / А. Высоковский // Жилище в России: век ХХ. Архитектура и социальная история / У. Брумфилд, Б. Рубл. - М.: Три квадрата, 2001. - С. 162-187.
2. Гозак, А. Аалто / А. Гозак, Л. Смирнов // Декоративное искусство СССР. - 1978. - №6. - С. 15-17.
3. Николаенко, Н. Н. Творчество и мозг / Н. Н. Николаенко. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. - 344 с.
4. Федоров, М. В. Оценка эстетических свойств товаров / М.В. Федоров, Ю.С. Сомов. - М.: Экономика, 1970. - 70 с.
5. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учеб. пособие / В.Т. Шимко. - М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. - 160 с.
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ СТАТУС
СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
Е. Н. Правдиковская
Московский государственный университет культуры и искусств
Данная статья посвящена анализу вопроса о том, как деятельность сестер милосердия в России способствовала повышению общественного статуса женщин и развитию женского образования.
Ключевые слова: сестра милосердия, общественный статус, женское образование.
This article analyzes the question of how the activities of the Sisters of Charity in Russia contributed to raising the social status of women and the development of female education.
Keywords: sisters of charity, social status, women's education.
Проблема милосердия в настоящее время привлекает все больше внимания самых широких общественных кругов, в том числе ученых. Так, уже сейчас в России защищено шесть диссертаций, посвященных воспитанию милосердия у школьников, студентов, будущих медицинских сестер (см., например: 1, 9, 17). При
этом все авторы указывают на недостаток милосердия в жизни современного человека. Отсюда не случайным является и рост интереса к возрождаемому дореволюционному институту сестер милосердия. Данная проблема имеет и явный историко-культурный аспект, поскольку деятельность сестер милосердия
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 115-118
04_ôàîôèy_è_êôëuôôôû.p65 115 1 03.10.2011, 18:19