Научная статья на тему 'Типологический анализ региональных информационных агентств'

Типологический анализ региональных информационных агентств Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1890
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО / ТИПОЛОГИЯ СМИ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СИСТЕМА СМИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / ЛОКАЛЬНЫЕ СМИ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СМИ / INFORMATIONAL AGENCY / TYPOLOGY OF THE MASS MEDIA / TYPOLOGICAL ANALYSIS / MASS MEDIA SYSTEM / REGIONAL MASS MEDIA / LOCAL MASS MEDIA / SOCIAL ROLE OF MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шмелева Елена Владимировна

Статья посвящена анализу специфики системы функционирования региональных информационных агентств. Приводится обоснование актуальности этого института в контексте ответственности за предоставление разнообразной информации о современной России в ее географическом, этническом, политическом, тематическом, культурном и проблемном разнообразии. Автором дано определение национального регионального информационного агентства, обоснованы типологизирующие признаки, выполнен типологический анализ региональных информационных агентств. Проведенный анализ позволил дать рекомендации по созданию наиболее эффективных моделей российских региональных информационных агентств, максимально полно отвечающих потребностям регионального и национального информационного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological Analysis of Regional Information Agencies

The paper discusses Russia's regional information agencies. It provides arguments for the usefulness of this institution in the context of responsibility to provide multifaceted information about modern Russia in its geographical, ethnic, political and cultural diversity as well as covering a variety of subjects and issues. The author offers a definition of a regional information agency based on a comprehensive typological analysis of the agencies. Their typological characteristics are highlighted. The outcome of the analysis is a series of recommendations useful in developing the most effective regional information agency models that would meet the demands of the Russian national and regional information markets.

Текст научной работы на тему «Типологический анализ региональных информационных агентств»

Е. В. Шмелева

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ

Региональные информационные агентства остаются одним из самых малоизученных звеньев как западной, так и российской системы СМИ. Сегодня функционирование агентств отражает главные противоречия массмедиа: соотношение государственной и коммерческой модели, патернализма и дерегулирования, монополизации и поиска разнообразия, субъективности и объективности, внешнего влияния и поиска самостоятельности, глобализации и национальной идентичности. Поскольку агентства являются посредниками между различными социальными институтами [1, с. 143], включая, разумеется, средства массовой информации, их изучение существенно дополнит анализ современной системы СМИ и позволит дать ей точную и полную политэкономическую и культурологическую оценку.

По утвердившемуся в литературе представлению, «информационные агентства — специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию» [2, с. 222]. То есть информационные агентства традиционно понимались как собирающие информацию «оптом» и передающие ее затем «розничным» пользователям. ООН под названием «информационное агентство» понимает любую организацию в области печати, радио, кино, телевидения или телефотографии, правительственную или частную, регулярно занимающуюся собиранием и распространением осведомительного материала и созданную и организованную в соответствии с законами и постановлениями государства, на территории которого находится главное управление данной организации [3].

Позиционируя информационные агентства по отношению к другим СМИ, следует отметить, что «в дореволюционной России имело хождение понятие “универсальная газета”. Оно заслуживает того, чтобы вернуться в современный профессиональный словарь. В давние годы в России такие издания на европейский манер называли также “омнибус”. С точки зрения потребительского спроса корректным будет употребление термина из словаря маркетинга — издания общего профиля, предназначенные любой аудитории, без сегментирования, т. е. разделения ее по какому-либо признаку» [4, с. 104].

В соответствии с этими определениями цель существования любого информационного агентства — информационный бизнес, который сегодня, с развитием Интернета, получил прямой доступ к аудиториям, что повлекло за собой создание новых услуг и проектов не только для «оптовых», но для конечных, индивидуальных потребителей. Более того, Р. Робертсон, исследуя основные стадии глобализации, показывает, что исторически информационные агентства были, скорее всего, первыми медиасистемами, ориентированными на получение прибыли в Интернете [5, с. 76].

Сегодня, рассматривая институт информационных агентств, большинство исследователей обращают внимание на два основных аспекта: во-первых, новые проблемы и

© Е. В. Шмелева, 2010

возможности агентств, связанные с бурным развитием Интернета, во-вторых, их роль и место в процессах глобализации, которые на фоне стагнации большинства мировых экономик обостряют экономические проблемы, ставят под вопрос выживание небольших по масштабам национальных информационных агентств [5, с. 66].

Информационные агентства исследовались, как правило, в исторических, экономических, социологических аспектах. Непосредственно типологические исследования были связаны с развитием Интернета и появлением сетевых информационных агентств, их проводили М. Дезе, А. И. Акопов, В. И. Сапунов, Ю. А. Погорелый, К. А. Войцехович, Э. В. Могилевская, М. М. Лукина и др. На наш взгляд, для того чтобы разработать комплексную типологическую модель информационных агентств, нужно логически продолжить работы по научному анализу типологических признаков наиболее многочисленной группы СМИ — периодических изданий, изменив ее с учетом специфики выделенного сегмента. Типологические признаки периодических печатных изданий исследовали А. И. Акопов, М.В.Шкондин, Д. А. Мурзин, М. И. Шостак, Л. А. Теплова, В. В. Тулупов. Среди зарубежных авторов, занимающихся типологией прессы, отметим таких специалистов, как Д. Мак-Куэйл, М. Приор-Миллер, П. Норрис, Б.Мак-Нейр, Г. Мейн, М. Харнишмахер, Р. Шмутц, П. Альбер, Л. Мартен, И. Гофман, Дж. Мерилл и др. При построении типологической модели информационных агентств мы будем во многом отталкиваться от типологической модели печатных СМИ, разработанной научными сотрудниками факультета журналистики СПбГУ [6] на основании анализа типологических подходов упомянутых исследователей.

Основным типологическим критерием является масштаб деятельности агентств. В соответствии с ним выделяют мировые, национальные и региональные, локальные информационные агентства. ЮНЕСКО относит к мировым агентствам новостей Reuters (Великобритания, www.reuters.com), Associated Press (США, www.ap.com), France Press (Франция, www.afp.com) и ИТАР-ТАСС (Россия, www.itar-tass.com) [7]. Эти агентства считаются основными игроками в мировой и российской информационной системе. Национальные информационные агентства осуществляют свою деятельность в масштабах одного государства, передают информацию из этого государства и дают зарубежную информацию для внутренних потребителей этого государства [8, с. 147]. Надо отметить, что в истории развития мировой медиасистемы национальным информационным агентствам всегда отводилась роль символов национальной идентичности и государственности, они играли роль центрального звена общенациональных сетей, связывающих национальные и местные СМИ.

Сегодня многие эксперты выражают озабоченность, связанную с тесной кооперацией крупнейших мировых и национальных информационных агентств, вызванную глобализацией. Это, по их мнению, ведет к сокращению разнообразия «розничных» СМИ, неадекватному освещению положения дел в мире, связанному с преимущественным вниманием к основным развитым странам, их ценностям, выражаемым представителями их политических элит, а также к акцентированию новостей негативного характера и их немедленному распространению [5, c. 77-79]. Национальные и крупные региональные агентства постепенно становятся частью глобальных информационных структур, которые практически не интересуются местными информационными рынками, их потребностями, ориентируясь в первую очередь на сокращение издержек. Это ведет к их дальнейшей экспансии (поглощению более мелких национальных и региональных агентств) и, таким образом, расширению контроля над другими («розничными») СМИ.

В свете сказанного можно предположить, что за предоставление разнообразной информации о современной России в ее географическом, этническом, политическом, тема-

тическом, культурном и проблемном разнообразии в большей степени должны отвечать региональные СМИ и, в частности, региональные информационные агентства. В этом случае может и должен меняться алгоритм их взаимодействия с крупнейшими мировыми игроками: какое-то событие сначала освещается региональными информационными агентствами, местными СМИ и только потом — международными агентствами, которые передают эту информацию по всему миру [5, с. 76].

Под национальными региональными информационными агентствами в дальнейшем мы будем понимать агентства, осуществляющие свою деятельность в рамках локальной территории, как правило, административной. Также к региональным могут быть отнесены агентства, специализирующиеся на информации, посвященной узкой тематике (спорт, финансы, наука, культура и пр.), которая подается ими и в глобальном, и в локальном (с привязкой к региону, где находится агентство) ключе. В России информационная насыщенность регионов неравномерна, она значительно «плотнее» вокруг городов-миллионников, и, значит, социальная роль региональных информационных агентств в продвижении своих регионов в мире, в поддержке и популяризации государственных программ, национальных проектов крайне важна.

Для того чтобы понять, насколько успешно выполняют эту роль российские региональные агентства и каким образом они влияют на общую схему работы с информацией в региональном, российском и международном контекстах, проанализируем работу петербургских информационных агентств. Например, нас будет интересовать, как часто используют информацию, подготовленную городскими агентствами, городские, федеральные и международные СМИ. С этой целью мы проведем их типологический анализ, выделяя и описывая основные факторы типологизации, дадим оценку экономических факторов их деятельности, определим место, роль и своеобразие информационных агентств в медиасистеме Санкт-Петербурга. Мы рассчитываем, что типологическое исследование петербургских информационных агентств позволит выявить возможные направления их развития с учетом происходящих изменений в этом сегменте медиасферы (способов взаимодействия с аудиториями, модернизации технологических процессов, глобализации, изменения функций других СМИ и пр.). Такой анализ позволит разработать рекомендации по созданию наиболее эффективных моделей российских региональных информационных агентств, максимально полно отвечающих потребностям регионального и национального информационного рынка.

В качестве условия исследования мы исходим из того, что только те информационные агентства, которые официально зарегистрированы как СМИ, являются частью медиасистемы и обладают рядом признаков, свойственных всем СМИ. Поэтому при анализе мы рассматривали только те из них, которые зарегистрированы в реестре Ро-скомнадзора РФ, имеют головной офис или филиал в Петербурге, собирают и передают информацию, в том числе из Петербурга (агентства предпочитают распространять новости о том регионе, где они находятся), поставляют информацию для городских СМИ, при регистрации указали, что информация предназначена преимущественно для Санкт-Петербурга. Все последующие выводы о рынке информационных агентств Петербурга сделаны на основании типологического анализа тридцати четырех городских агентств, удовлетворяющих этим условиям: Агентство бизнес новостей, Балтийское информационное агентство, Агентство экономических новостей РЕНА, Бюллетень недвижимости, Невский спорт, АЖУР, Иматон-пресс, Кодекс, Балтийский исследовательский центр, Курьер-Медиа, Леноблинформ, Медлайн-Медиа, Национальные интересы, Конкретно.ру, РЖД-Партнер.ру, Оперативное прикрытие, ШИ-ЬШЕ, ИТАР-ТАСС, Прайм-ТАСС Северо-Запад, Северо-Запад Медиа, Интерфакс Северо-Запад, SeaNews,

РТ и Фор, Русский антиквариат, РБК Санкт-Петербург, Финансовый дом, Интер-пресс.ру, Благовест-Инфо, Выставочный мост, АСН-инфо, Медлайн-экспресс, Росбалт, Русская линия, И^пиш-Балтика.

Информационные сайты Санкт-Петербурга не рассматривались нами при анализе по следующим причинам:

• информационные сайты не являются первоисточниками новостей, заимствуя их у других СМИ (в первую очередь у информационных агентств);

• информационные сайты часто ссылаются на ненадежные источники, не проверяя информацию;

• информационные сайты чувствуют себя свободными от обязательств как с юридической, так и политической точек зрения, что сказывается на их содержании.

Еще одним типологизирующим признаком информационных агентств (как и других сегментов информационного рынка) является их организационно-правовой статус (характер собственника, учредителя, организационно-правовая модель). Только в каждом десятом петербургском информационном агентстве в состав учредителей входит государственная компания. 16% агентств учреждено частными лицами. 3/4 городских информационных агентств учреждено юридическими лицами, представляющими другие СМИ, а также такие отрасли экономики, как рынок ценных бумаг, строительство и недвижимость, фармацевтика, транспортный рынок. Информационные агентства, учрежденные общественными некоммерческими организациями, в Петербурге практически не представлены.

Таким образом, влияние государства на этот сегмент медиасферы незначительно, государственное финансирование практически не осуществляется. Все большее количество агентств адресно обслуживают предприятия «своих» отраслей или медиахолдингов, создавая им благоприятные условия для работы с информацией. Отсутствие частного капитала объясняется принципиальной неприбыльностью данного сегмента.

Содержательные основания — третий выделенный нами типологизирующий признак, — как и в случае с печатными периодическими изданиями, определяют работу редакции. Для информационных агентств шкала «информационные — аналитические», используемая при типологическом анализе периодических печатных изданий, может быть заменена на «универсальные (28% городских информационных агентств) — специализированные (72% информационных агентств)» с дальнейшим уточнением (рис. 1). Наиболее крупной сегодня в Петербурге становится доля специализированных финансовых агентств, предоставляющих оперативную финансовую информацию для участников фондового рынка. Типологозначимыми признаками для совокупности специализированных информационных агентств являются: особенности аудитории, целевое назначение, характер передаваемой информации.

При типологическом анализе представляют интерес и дополнительные услуги агентств, например доступ к фотоархивам и банкам специализированной информации, электронные валютные биржи, электронная коммерция, специализированные информационные продукты, программное обеспечение для обработки финансовой информации, консалтинг и т.д. (рис. 2, 3).

Большинство петербургских информационных агентств работают одновременно и на профессионалов — сотрудников СМИ, государственных и правительственных учреждений, финансовых и промышленных структур, и на частных лиц — конечных потребителей. При этом организация и содержание работы информационных агентств с потребителями их продукции существенно отличаются от практики других СМИ: у них особенный, своего рода многоцелевой (или мультиадресный) подход к потре-

Рис. 1. Тематика новостей петербургских информационных агентств, % от всех ИА

бителю. Лента любого из крупнейших городских агентств, будучи детерминирована запросами средств массовой информации как целевых адресатов, одновременно ориен-

тирована на самые разные СМИ — от узкопрофессиональных ведомственных журналов до тех FM-радиостанций, которые обращаются в основном к тинэйджерам. Именно поэтому на лентах информационных агентств находится место очень широкому кругу разнообразной информации [9, с. 76]. В этом случае аудио- и визуальный контент, используемый сегодня только третью городских агентств (рис. 4), значительно облегчает информационным агентствам прямое общение с клиентом.

С появлением Интернета и превращением традиционных информационных агентств в агентства сетевые появляется основание относить к ним, в качестве критериев для типологии, такие родовые качества Интернета, как гипертекст, конвергентный контент, а также интерактивное взаимодействие с пользователями [10, с. 66]. Пока на медиарынке Санкт-Петербурга нет ни одного успешного бизнес-предприятия в виде информационного Интернет-агентства — им одинаково трудно конкурировать как с традиционными СМИ, обладающими известным брендом, эксклюзивной информацией, инфраструктурой, так и с традиционными информационными агентствами.

Результаты типологического анализа петербургских информационных

агентств

1. Крупнейшие российские информационные агентства (Интерфакс, ИТАР-ТАСС, РИА «Новости») являются центральными звеньями общенациональной сети, связывающими воедино мировые, федеральные и петербургские СМИ.

На это указывает тот факт, что именно на данные агентства приходится около 50% всех ссылок, приводимых петербургскими печатными изданиями (анализ ссылок на городские, российские и зарубежные ИА проводился на основании текстов публикаций 65 петербургских печатных периодических изданий за 2007-2010 гг.). 28% ссылок приходится на зарубежные информационные агентства и только 20% статей петербургских печатных СМИ подготовлены с использованием материалов городских информационных агентств. Примечательно, что именно Интерфакс, ИТАР-ТАСС и РИА «Новости» — национальные информационные агентства — являются основными поставщиками информации о Санкт-Петербурге для зарубежных печатных изданий. Нами были проанализированы более 12 000 публикаций о Санкт-Петербурге в иностранных СМИ за 2007-2010 гг. (анализ был проведен по базе Lexis Nexis, содержащей 11 000 источников). В 26% публикаций о Петербурге в иностранных СМИ, представляющих из себя перепечатку из других источников, ссылка была дана на эти три агентства. При этом доля ссылок на петербургские информационные агентства не превышает 7% от числа всех статей иностранных СМИ, перепечатанных из других источников. Такому «незаметному» положению городских ИА в международном информационном поле способствует и то, что только два городских информационных агентства предоставляют информацию на английском языке, полностью или частично.

Таким образом, результаты анализа показали, что петербургские информационные агентства, в силу слабой отраслевой самоорганизации и низкой цитируемости городскими и зарубежными СМИ, не могут устанавливать социально-политическую повестку дня, вырабатывать и продвигать конструктивные решения на уровне региона, способствовать позитивному туристическому и инвестиционному имиджу Петербурга.

2. Часть городских информационных агентств постепенно утрачивает свой статус, превращаясь в агентства экономической информации, внедряя финансово-операционные и финансово-информационные продукты, постепенно превращаясь в финансовые компании (эта тенденция отражает структуру российского капитала, смещенного в сторону финансового, спекулятивного сектора).

Для большинства городских агентств, продолжающих придерживаться традиционной стратегии сбора новостей по широкому кругу тем, существует угроза закрытия. Стремление к оптимизации и повышению финансовой эффективности петербургских информационных агентств привело к сокращению штатных сотрудников и объема информационных продуктов за последние годы. Как следствие — петербургские информационные агентства в целом все меньше уделяют внимания социальным вопросам. Это объясняет и отсутствие в городе некоммерческих агентств, созданных для служения общественным интересам. Некоторые из крупных городских информационных агентств стараются организовывать дискуссии по социально значимым вопросам, пропагандировать социальные проекты. Но отсутствие целенаправленного и постоянного финансирования со стороны города не позволяет каждому из них разработать долгосрочную социальную стратегию по актуальным городским вопросам. В частности, финансирование, осуществляемое в форме грантов, выделяемых городским правительством в рамках №82-ФЗ, ведет к тому, что любое социально значимое начинание петербургских информационных агентств заканчивается вместе с окончанием грантового финансирования.

1. В Петербурге, несмотря на огромное количество вузов, НИИ, экспериментальных площадок, центров коллективного пользования и новых наукоемких производств, пустующей оказалась ниша новостных научно-информационных агентств. Цель таких агентств — помогать журналистам в поиске материалов, просвещать их, предоставлять свежую информацию из мира науки (новое открытие, конференция, готовящиеся публикации) . Сейчас в этой нише в России работает всего одно агентство — «ИнформНау-ка», специализирующееся преимущественно на новостях медицины.

2. В целом основная цель, которую ставят перед собой петербургские информационные агентства, определяется узко и прагматично — «осведомленность» (со стороны журналистов, отдельных целевых групп, конечных потребителей их услуг). РИ-функ-ции вынесены информационными агентствами в отдельное рыночное предложение.

1. Журналисты петербургских информационных агентств мало работают с визуальной информацией. Очевидно, что агентствам, специализирующимся на экономической информации, нет необходимости делать видеосюжеты, но им было бы полезно больше работать с инфографикой, чего также не происходит.

Таким образом, на петербургском рынке информационных агентств проявляются следующие тенденции, характерные и для других сегментов СМИ:

1) Концентрация собственности (более 40% городских информационных агентств входят в медиахолдинги).

2) Переход к рыночным моделям регулирования (только 10% городских информационных агентств учреждены государственными компаниями и организациями).

3) Продолжает усиливаться влияние мировых ТНК на петербургский информационный рынок (международная повестка дня, поглощение, внедрение единых корпоративных стандартов управления без учета российской специфики).

4) Хотя и не во всех сегментах, но происходит диверсификация услуг информационных агентств благодаря инновациям, основанным на использовании новых технологий.

Усиление этих тенденций приведет к дальнейшему сужению возможности самостоятельного влияния агентств на политико-экономические и социокультурные процессы в Петербурге и России в целом. Традиционное лидерство информационных агентств в оперативности предоставляемой информации ослабевает (в условиях конкуренции с «розничными» СМИ), приобретая довольно условный характер.

Рис. 2. Какие дополнительные услуги оказывают клиентам петербургские ИА, %

тематические обзоры публикаций аналитические отчеты базы данных (нормативные документы) информация о рынке ценные бумаги доступ к архивам фотоинформация поддержка клиентов треццинговых систем данные анализа финансовых рынков рейтинги

ассортиментно-ценовой мониторинг

~Т77Г

"Т77Г

~ТТ/Г

ТЕ

~гз~|

0,0 2,0 4,0 6,0 8,0 10,0 12,0 14,0 16,0 18,0

Рис. 3. Какую дополнительную информацию продают петербургские ИА, %

Комодификация аудитории и содержания требует меньше качественной информации общего характера. Поэтому информационные агентства вынуждены переквалифицировать свои ресурсы и стандарты работы на облегченные новости [8, с. 151] или узкоспециализированные информационные продукты. Очевидно, что в совокупности с

Рис. 4. Наличие мультимедиа на сайтах ИА, % от всех петербургских ИА

увеличивающейся системной зависимостью информационных агентств от международного финансового капитала, главным образом спекулятивного, это вызывает уменьшение потенциала агентств в развитии информационного и культурного разнообразия, формировании ответственного медиасектора и институтов гражданского общества как в Петербурге, так и в России в целом.

Между тем нельзя не отметить следующие значимые для всей медиасистемы города аспекты деятельности информационных агентств:

1. Городские СМИ пользуются новостями городских информационных агентств, что приводит к экономии их финансовых ресурсов.

2. Городские информационные агентства стремятся отразить основные экономические, политические, культурные и социальные особенности Петербурга и по-прежнему являются значимыми источниками информации для политических, финансовых и политических институтов. Они меньше вовлечены в рынок рекламы и имеют больший кредит доверия со стороны потребителей (как редакций СМИ, так и физических лиц — конечных клиентов).

3. Петербургские информационные агентства могут явиться значимым инструментом для администрации города в распространении новостей о Петербурге за рубежом и в других российских регионах, создании позитивного имиджа города, повышении его инвестиционной привлекательности. Пока, к сожалению, этого не происходит. Во многом такое положение дел обусловлено отсутствием региональных исследований, посвященных роли информационных агентств в системе СМИ и обществе, и научных публикаций, касающихся информационных агентств, а также практически полным отсутствием профессиональных сетей журналистов, медиаменеджеров, исследователей, которые могли бы существенно улучшить информационный обмен, повысить валидность научных исследований и уровень профессиональной подготовки петербургских журналистов.

Литература

1. Сапунов В. И. Неолиберальные стратегии мировых информационных агентств в начале XXI века // Вестн. Воронеж. ун-та. Серия: Филология, журналистика. 2006. №1.

2. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001.

3. Конференция Организации Объединенных Наций по вопросу о свободе информации. Женева. 23 марта — 21 апреля 1948 г. Заключительный акт // Издания ООН. №1948. XIV. 2.

4. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2007.

5. Медиа: Введение: Учебник для вузов / Под ред. А. Бриггза и П.Кобли; пер. с англ. 2-е изд. М.: Юнити-Дана, 2005.

6. Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / Под общ. ред. М. А. Шишкиной. СПб., 2009.

7. Могилевская Э. В. Типологические признаки информационных агентств в Интернете // Вестн. Воронеж. ун-та. Серия: Филология, журналистика. 2008. № 1.

8. Сапунов В. И. Зарубежные информационные агентства. СПб., 2006.

9. Вирен Г. В. Информационные агентства и информационные сайты Интернета: сравнительный анализ и перспективные тенденции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. №3.

10. Лукина М. М. Интернет-СМИ. Теория и практика. М., 2010.

Статья поступила в редакцию 20 июля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.