Научная статья на тему 'Сравнительный анализ рынка информационных услуг в Великобритании и России (сегмент информационных агентств)'

Сравнительный анализ рынка информационных услуг в Великобритании и России (сегмент информационных агентств) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1659
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК / ТИПОЛОГИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / NEWS / INFORMATION SERVICES / NEWS AGENCIES / THE INFORMATION MARKET / TYPOLOGY / CONSUMER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голубев Вадим Юрьевич, Мельник Галина Сергеевна

Статья посвящена изучению рынка услуг информационных агентств Великобритании и России, выявляет специфику функционирования национальных и мировых информационных агентств, их структуру и принципы организации новостных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Голубев Вадим Юрьевич, Мельник Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of market information services in the Great Britan and Russia (the segment of news agencies)

Th e paper focuses on researching the service markets in the UK and Russia, especially the news agencies segments. It provides a contrastive study of British and Russian national and international news agencies, the structure and principles of presenting the news streams.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ рынка информационных услуг в Великобритании и России (сегмент информационных агентств)»

УДК 070

Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2011. Вып. 1

В. Ю. Голубев, Г. С. Мельник

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ (СЕГМЕНТ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ)

1. Введение

Целью данной работы является исследование британского опыта предоставления информационных услуг путем сравнительного анализа рынков информационных услуг Великобритании и России (на примере Санкт-Петербурга) в сегменте информационных агентств. Для достижения данной цели нами будут предложены типологии информационных агентств, функционирующих в рассматриваемых странах.

Работа современного рынка информационных услуг в большинстве стран мира обусловлена такими общемировыми тенденциями, как глобализация, усиление конкуренции, конвергенция, выход к конечному потребителю.

Информационные агентства различных стран могут быть разделены на мировые и национальные. Это деление — неотъемлемая часть любой типологии информационных агентств. Мировые информационные агентства усиливают процессы глобализации, унификации, стандартизации мышления [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Национальные же, особенно региональные, информагентства призваны сохранять и приумножать своеобразие собственной информационной модели, являясь одним из способов проявления идентичности государства, формирования его национального имиджа.

Информационное агентство работает как слаженный механизм, выполняя свою основную функцию — сообщать свежие новости своевременно и полно. Информационные агентства сегодня — отдельный вид СМИ. Развитие интернета не только не ослабило, но и укрепило позиции информагентств. Более того, большинство агентств сегодня развиваются как он-лайн службы.

Рассмотрим, как данные тенденции находят свое отражение на рынках информационных услуг Великобритании и России, и какова специфика каждого из этих рынков.

2. Типология британских информационных агентств

Составленная нами типология информационных агентств основана на дополненном списке информационных агентств, представленном на сайте Journalism.co.uk (http:// www.joumalism.co.uk/directory/UK_news_agencies/index.shtml) независимой издательской компанией Mousetrap Media Ltd. Данный список дает достаточно большой срез информационного рынка Британии, что позволяет нам выделить пять категорий новостных агентств.

1) Информационные агентства, предоставляющие текстовую и визуальную информацию полного спектра.

© В. Ю. Голубев, Г. С. Мельник, 2011

2) Специализированные информационные агентства, предоставляющие текстовую и визуальную информацию в определенной области (например, деловые специализированные информационные агентства).

3) Информационные агентства, предоставляющие только визуальную информацию полного спектра (например, фотоагентства).

4) Специализированные информационные агентства, предоставляющие визуальную информацию в определенной области (например, спортивные фотоагентства).

5) Интегрированные информационно-коммуникационные агентства.

Каждая из категорий представлена нами в отдельной таблице (см. табл. 1-5).

Помимо собственно британских информационных агентств, в Соединенном королевстве распространены крупные иностранные агентства, такие как Thomson Reuters («Томсон Рейтер»), базирующееся в Нью-Йорке. Агентство представлено в 100 странах, ее штат составляет 55 000 сотрудников. Среди иностранных агентств выделим российские информационные агентства. В Лондоне в частности представлены РИА Новости, ИТАР-ТАСС, Интерфакс и агентство экономической информации ПРАЙМ-ТАСС.

Таблица 1. Информационные агентства, предоставляющие текстовую и визуальную информацию полного спектра

№ НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ

1 The Press Association http://www.pa.press.net Национальное информационное агентство, являющееся кооперативным объединением издателей 120 муниципальных газет и имеющее офисы также в Ливерпуле, Бирмингеме и Глазго.

2 Agence France-Presse, UK http://www.afp.com/afpcom/en Журналисты работают в 165 странах. Агентство выпускает горячие новости и новости общего интереса по всему миру в режиме круглосуточного производства.

3 Airtime Television News Независимый источник новостей для телевидения.

4 APTN http://www.aptn.com/ Отдел международного телевещания агентства «Ассо-шиэйтед пресс» — старейшего и крупнейшего новостного агентства. Лидер по предоставлению видеоновостей на различные темы: мировые, развлекательные, спортивные новости, новости науки и техники, а также новости общего интереса.

5 Associated Press News Agency http://www.ap.org/ Источник новостей, фотографий, графики, аудио-и видеопродукции на четырех языках. Имеет бюро в 97 странах.

б BBC News http://www.bbc.co.uk/news/ Подразделение корпорации «Би-би-си», специализирующееся на сборе и выпуске в эфир новостей и обзоров текущих событий. Крупнейшее в мире новостное агентство, производящее около 120 часов радио- и телевизионных новостей ежедневно, не включая материалы, выкладываемые в сети.

№ НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ

7 Bournemouth News & Picture Service http://www.bnps.co.uk/ Независимое газетное агентство, освещающее центральную и южную Англию для мировых СМИ. Услуги включают продажу газетных материалов и визуальной продукции.

8 Calyx Multimedia http://www.calyxpix.com Национальное информационное агентство, производящее новости и визуальный материал. Базируется в Свиндоне.

9 Cavendish Press http://www.cavendish-press.co.uk Крупнейшее независимое информационное агентство, освещающее события г. Манчестера.

10 Central European News Ltd http://www.cen.at Поставщик новостей, спортивной и исследовательской информации. Имеет сеть корреспондентов по всей центральной Европе.

11 CNN http://www.cnn.com/ Мировое агентство новостей. Новости CNN.com создаются в Лондоне и Гонконге.

12 Cotswold & Swindon News Service http://www.stares.co.uk/ Создано в 1968 г. внештатными журналистами Майком и Джудит Стеарс, которые и по настоящее время являются владельцами компании. Поставляет новости региона Свиндона и Котсволда во все национальные и региональные СМИ.

13 Feature Story News http://www.featurestorynews.com/ Мировой лидер среди независимых теле-, радио- и сетевых СМИ. Имеет международные награды.

14 Ferrari Press Agency Ltd http://www.ferraripress.com Агентство, освещающее события в Лондоне и на юго-востоке Англии.

15 Gloucestershire News Service http://www.glosnews.com/ Предоставляет общие новости из района г. Глостера.

16 GNN http://www.gnn.gov.uk/ Государственная информационная сеть, специализирующаяся на предоставлении региональной информации государственным органам и центральному правительству.

17 Hard Edge Media http://www.hemedia.co.uk Самое крупное в Шотландии независимое агентство, предлагающее новости и визуальную продукцию.

18 Hull News & Pictures http://www.hullnews.co.uk Газетное информационное агентство графств Йоркшир и Линкольншир.

19 Independent Radio News http://www.irn.co.uk/ Круглосуточная новостная служба, поставляющая информацию сети британского коммерческого радио.

20 Jewish Chronicle News Agency http://www.thejc.com/ Базирующиеся в Лондоне старейшие и наиболее влиятельные еврейская газета и новостное агентство.

№ НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ

21 London Media Press Ltd http://www.london-media.co.uk Предлагает новости, статьи и фоторепортажи в Великобритании и за рубежом.

22 M2 http://www.m2.com/m2/web/page. php/home Частная компания, предлагающая издательские услуги и мировые новости для СМИ.

23 Mercury Press Agency Ltd http://www.mercurypress.co.uk Ливерпульское информационное агентство.

24 Newsflash Press Agency http://www.newsflashscotland.com Газетное новостное агентство, специализирующееся на предоставлении новостей, газетных статей, фотопродукции и корпоративных услуг.

25 NewsPics Ltd http://www.newspics.co.uk Ведущее информационное и фотоагентство, освещающее события по всей Великобритании. Известно своими журналистскими расследованиями.

26 North News and Pictures http://www.northnews.co.uk/home/ Специализируется на предоставлении новостей и фотографий, включая PR-фотографии. Базируется в северной Англии.

27 Presswire http://www.presswire.com Мировое новостное агентство, предлагающее газетные статьи внештатных журналистов, в частности, желающих продать права на публикацию своих ранее опубликованных материалов.

28 Profile Group UK http://www.profilegroup.co.uk Специализируется на новостях Великобритании, Европы и США.

29 Raymonds Press Agency http://www.raymondspress.com Предлагает газетные материалы и визуальную продукцию о северной Англии.

30 South West News Service http://www.swns.com Новостное агентство полного спектра.

31 Wales News and Picture Service http://www.walesnews.com Уэльское агентство, предлагающее новости, газетные статьи и визуальные материалы британским и зарубежным СМИ.

№ НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ

1 Bloomberg LP http://www.bloomberg.com/ Основано в 1981 г., один из двух (наряду с Рейтер) ведущих поставщиков финансовой информации для профессиональных участников финансовых рынков.

2 Business Wire http://www.businesswire.com/portal/site/ home/media/ Поставщик пресс-релизов, фотопродукции, мультимедийных и новостных материалов о тысячах компаний и организаций по всему миру.

3 Dow Jones Newswires http://www.djnewswires.com/ Ведущий поставщик мировых деловых новостей, специализирующийся на финансовых новостях.

4 Market News International http://www.marketnews.com/mni-bin/ mni.cgi? page=0 Поставщик новостей о финансовых рынках.

5 Datamonitor ComputerWire http://www.computerwire.com/ Поставщик новостей и аналитики об индустрии информационных технологий.

б Entertainment & Sports Agency Ltd http://www.esagroup.co.uk Поставляет компаниям новости о спорте (результаты соревнований, репортажи о матчах и т. п.) и развлечениях для использования в смс-рассылках.

7 Ferrari Press Agency http://www.ferraripress.com/index.php Информационное агентство, специализирующееся на фотографиях знаменитостей, новостях и статьях о знаменитостях.

8 Racenews http://www.racenews.co.uk Поставщик новостей о конных скачках.

9 Scottish News and Sport http://www.snspix.com Шотландское газетное агентство, специализирующееся на шотландском футболе.

10 SellMyHealthStory.com http://www.sellmyhealthstory.com Поставщик информационных материалов о здоровье.

11 The Jourdan Agency Ltd http://www.jourdanagency.com Поставщик информационных материалов о здоровье и правильном питании.

12 TopFeatures.com http://www.topfeatures.com Поставщик новостей и статей на тему здоровья.

№ НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ

1 A1PIX http://www.a1pix.com Европейское фотоагентство, предлагающее архив готовых изображений.

2 ACEStock http://www.acestock.com Архив изображений и услуги печати.

3 Adams Picture Library http://www.adamspicturelibrary.com Фотобиблиотека, содержащая изображения разных лет из искусства, моды, природы, путешествий и других областей.

4 Capital Pictures http://www.capitalpictures.com/ Поставщик визуальной продукции британским и мировым СМИ, включая телевидение.

5 Alamy Images http://www.alamy.com Поставщик визуальной продукции общего интереса.

6 Harrison Photography http://www.harrisonphotography.net/ Ведущее информационное агентство Ирландии, предлагающее фотографии различных тематики и событий.

7 Maverick Photo Agency http://www.maverickphotoagency.com Поставщик креативной фотопродукции и информационных материалов. Базируется в Эдинбурге.

8 National Pictures http://www.nationalpictures.co.uk/ Источник высококачественных фотографий для прессы (в интернете).

9 News Team International http://www.newsteam.co.uk/ Ведущее британское независимое фотоагентство новостей, основанное в 1986 г. известным фотографом и журналистом Найджелом Искандером.

10 PA Photos http://www.paphotos.com/ Фотоагентство, входящее в состав «Пресс-ассо-шиэйшн». Предлагает фотографии разных эпох, включая большой архив спортивной фотографии.

11 Pacemaker Press International http://www.pacemakerpressintl.com Поставщик визуальной продукции полного спектра.

12 Page One Photography http://www.pageonephotography.com Поставщик фотопродукции для СМИ и корпоративных клиентов. Базируется в Ноттингеме, имеет сотрудников в Кардифе и Лондоне.

13 Patricia McMahon Photography http://www.patriciamcmahon.com Поставщик фотопродукции: от пейзажей до изысканных портретов знаменитостей.

14 Press Team Scotland Ltd http://www.pressteam.co.uk Фотоагентство, освещающее жизнь в Шотландии.

15 Rex Features http://www.rexfeatures.com Фотоагентство, предлагающие новостные изображения и галереи готовых фотографий в разных категориях.

16 Solent News & Photo Agency http: // solentnews.biz Поставщик фотографий для новостных статей.

17 WireImage UK http://www.wireimage.com Ведущее цифровое фото- и телеграфное агентство.

1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

11

12

13

14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15

НАЗВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Abode Interiors Picture Library http://www.abodepix.co.uk

Фотоагентство, специализирующееся на интерьере.

Action Images

http://www.actionimages.com

Лондонское спортивное фотоагентство.

Action Plus Sports Images http://www.actionplus.co.uk

Лондонское спортивное фотоагентство.

Advertising Archives http://www.advertisingarchives.co.uk

Библиотека изображений. Специализируется на рекламе в СМИ и кинематографе.

Agripicture Images http://www.agripicture.com

Библиотека изображений, связанных с сельским хозяйством.

AKG Images

http://www.akg-images.co.uk

Фотоагентство, специализирующееся на скульптуре, архитектуре, археологии, политической истории и ряде других областей.

Allstar Picture Library http://www.allstarpl.com

Фотоагентство, специализирующееся на знаменитостях и спорте, а также на королевской семье и политике.

Alvey and Towers http://www.alveyandtowers.com

Фотоагентство, специализирующееся на транспорте.

AMA Sports Photo Agency http://www.amasportsphotoagency.com

Спортивное фотоагентство, включающее панорамные снимки спортивных объектов.

Ancient Art & Architecture Collection Library

http://www.aaacollection.com

Фотоагентство, специализирующееся на истории искусства.

Andes Press Agency http://www.andespressagency.com

Фотоагентство, специализирующееся на социальной документалистике.

Angelo Hornak Library http://www.angelohornak.co.uk

Библиотека изображений мировой архитектуры.

Animal Photography http://www.animal-photography.co.uk

Библиотека изображений животных, включающая фотографии собак, лошадей, кошек разных пород.

Anthony Blake Photo Library http://www.abpl.co.uk

Библиотека изображений, посвященных еде и напиткам: от быстрой еды до высокого кулинарного искусства.

Antiquarian Images http://www.antiquarianimages.com

Библиотека слайдов ХУ-ХІХ вв.: карты, элементы интерьера, особняки и т. п.

Arcaid Picture Library http://www.arcaid.co.uk

Библиотека изображений объектов архитектуры, интерьера, городского и природного ландшафта.

№ НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ

17 Arcblue http://www.arcblue.com Библиотека изображений объектов архитектуры, интерьера, городского и природного ландшафта.

18 Architectural Association Photo Library http://www.aaschool.ac.uk/photolib Библиотека изображений британской Ассоциации архитекторов.

19 Ardea http://www.ardea.com Библиотека изображений флоры и фауны, включая редких животных.

20 ArenaPAL http://www.arenapal.com Огромная коллекция изображений в сфере культуры и искусства.

21 BAPLA British Assoc of Picture Libraries and Agencies http://www.bapla.org Представляет продукцию более 300 членов Ассоциации британских фотобиблиотек и информационных агентств.

22 Big Pictures http://www.bigpictures.co.uk/ Крупнейшее в мире фотоагентство, специализирующееся на освещении жизни знаменитостей.

23 British Institute of Professional Photography http://www.bipp.com/ Целью агентства является поддержка и продвижение профессиональных фотографов.

24 CameraSport http://www.camerasport.com/ Спортивное фотоагентство.

25 Cleva Media http://www.clevamedia.com Фотоагентство, специализирующееся на прошлом и настоящем спорта, а также развлечениях и репор-тажных фотографиях со всего мира.

26 Double Red Photographic http://www.doublered.co.uk/ Поставщик фотографий об автомобильном спорте.

27 GOLFile Image Library http://www.golfile.com Поставщик фотографий о гольфе.

28 IPS Photo Agency http://www.ips-net.co.uk Лондонское спортивное фотоагентство.

29 News photo Agency from Mumbai/India http://www.fotocorp.com Новостное и фотоагентство Мумбая, предлагающее фотографии о киноиндустрии Болливуда, изображения из области моды и ассортимент новостных фотографий.

30 Nunn Syndication http://www.nunn-syndication.com Великолепные фотографии от фотографов королевской семьи.

31 Sporting-heroes.net http://www.sporting-heroes.net/ Фотоэнциклопедия спорта.

32 International celebrity picture agency. http://www.thepicturelibraryltd.net/ Фотоагентство, специализирующееся на фотографиях знаменитостей.

Таблица 5. Интегрированные информационно-коммуникационные агентства

№ НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ

1 Advent Communications http://www.advent-communica- tions.co.uk/ Хорошо зарекомендовавшее себя PR-агентство, предлагающее консультационные услуги по созданию новостных бюллетеней, маркетинговых материалов, корпоративного образа и фотопродукции.

2 Apex News and Picture Agency http://www.apexnewspix.com/ corporate/ Корпоративная фотография: агентство предлагает услуги по иллюстрации пресс-релизов, продвижению продукции, сопровождению ребрендинга компании посредством креативных и ярких образов.

3 Entertainment News http://www.entnews.co.uk/ Ведущее агентство по планированию новостной политики, предлагающее клиентам тысячи вариантов для интервью, освещения рекламных мероприятий с участием знаменитостей, подборку событий из области культуры и шоу-бизнеса.

4 Featureworld.co.uk http://featureworld.co.uk Агентство-посредник между авторами и СМИ специализирующееся на покупке историй, основанных на реальных событиях, и дальнейшей продаже их телевидению, национальным газетам и женским журналам.

5 Foresight News http://www.foresightnews.co.uk Предоставляет новости и статьи СМИ, государственным органам и коммерческим организациям. Специфика агентства в том, что оно отбирает те события, которые по его прогнозам будут доминировать в новостях в ближайшем будущем.

б Future Events News Service http://www.fens.com Предоставляет самую обширную в мире базу данных предстоящих событий, помогая СМИ планировать новостную повестку дня.

7 Isle News http://www.isle-news.com Веб-сайт, распространяющий новости и пресс-релизы для о. Мэн и Нормандских островов.

8 ITN http://itn.co.uk/ Крупный поставщик новостей и иного контента. Состоит из четырех компаний: ITN News (новости для телекомпаний и телеканалов ITV, Канал 4), ITN Source (архив видеоматериалов), ITN Productions (контент для британских операторов мобильной связи, интернет-ресурсов YouTube, MSN, Telegraph Media Group, Yahoo!, кинокомпаний и др.) и ITN Consulting & New Ventures (PR-агентство). Базируется в Лондоне, имеет бюро в Пекине, Брюсселе, Иерусалиме, Йоханнесбурге, Нью-Йорке, Париже, Сиднее и Вашингтоне.

9 Money For Your Story http://moneyforyourreallifesto- ries.com Агентство-посредник между частными авторами и газетами и журналами, специализирующееся на покупке и дальнейшей продаже материалов, написанных женщинами.

№ НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ

10 Morris International Associates http://www.mia.gb.com/ Издательская и консультативная компания, базирующаяся в Лондоне. Издает журналы, информационные бюллетени, брошюры, а также предлагает услуги по написанию выступлений, пресс-релизов и материалов для веб-сайтов.

11 National Story http://www.nationalstory.co.uk Предлагает услуги пресс-агента клиентам, желающим опубликовать личные истории в газетах, женских журналах или разместить их на телевидении.

12 Panos Pictures http://www.panos.co.uk Лондонское фотоагентство, позволяющее фотожурналистам со всего мира предложить публике свои фотографии на злободневные темы. Альтернатива таблоидной журналистике.

13 PR Newswire http://media.prnewswire.com/ en/jsp/main.jsp? option=home Новостное агентство, предлагающее журналистам создать на их сайте свое собственное «мини-информационное агентство», с самостоятельно заданными критериями отбора новостей (преимущественно из сферы бизнеса).

3. Типологические характеристики основных информационных агентств России

(на примере Санкт-Петербурга)

В Санкт-Петербурге более 300 компаний позиционируют себя как агентства, предоставляющие услуги в области коммуникаций [7]. Изучение специфики информационных агентств, их структуры и организации информационных потоков в Санкт-Петербурге позволило нам классифицировать информационные агентства по следующим параметрам:

1) по доступности информации: бесплатные информационные ленты («Газета. ру», «Лента.ру», «Утро.ру», “News.com”), подписные информационные агентства («ИТАР-ТАСС», «Интерфакс», «РИА Новости», «РосБизнесКонсалтинг»);

2) по принципу работы, сбора информации: информационные ленты в виде дайджеста («Газета.ру», «Лента.ру», «Утро.ру», “News.com”), информационные агентства, предлагающие читателям эксклюзивную информацию от корреспондентов и пресс-служб («Интерфакс», «ИТАР-ТАСС», «РИА Новости», «РосБизнесКонсалтинг», «Росбалт»);

3) по территориальному принципу: международные («Франс-пресс», «Рейтер», «Ассошиэйтед пресс»), российские («ИТАР-ТАСС», «Интерфакс») и городские («Фонтанка.ру», «Росбалт», «Агентство Бизнес новостей»);

4) по характеру предлагаемой информации: агентства общего профиля, отраслевые экономические и специализированные. Представим их в виде таблицы (см. табл. 6).

Таблица 6. Классификация информационных агентств Санкт-Петербурга по характеру предлагаемой информации

Агентства общего профиля Отраслевые экономические Специализированные

- региональные представительства международных и национальных информационных агентств (Информационное телеграфное агентство России ИТАР-ТАСС — Санкт-Петербург, Международная информационная Группа «Интерфакс» Интерфакс-Северо-Запад; Regnum) - российские мультимедийные информационные агентства (Государственное информационно-аналитическое агентство РИА-Новости) - региональные агентства (Северо-Запад, Балтийское информационное агентство, Росбалт) РосБизнесКонсалтинг, ПРАЙМ-ТАЙМ, Медлайн - финансовые (Кредитинфо) - туристические (Городской туристско-информационный центр) - кадрово-информационные - строительные (Амикрон) - медицинские (Штв^ИссИ, Ваше здоровье)

Ряд уникальных услуг предоставляет информационно-рекламное агентство «Северо-Запад Медиа». Оно выпускает ежемесячное издание о культурной жизни Санкт-Петербурга «Инфоскоп», петербургский экологический журнал «Эко-Хроника», а также ежеквартальный путеводитель по музеям и достопримечательностям мегаполиса. Также среди всего многообразия агентств нужно отметить группу компаний «ИМА-Пресс», которая оказывает любые виды услуг в области коммуникаций. В ее состав входят рекламно-информационная группа «ИМА-Пресс», ЗАО «Объединение средств информации ИМА-пресс-СПб» (занимается сбором, обработкой и распространением информации по СМИ России, информационным сопровождением рекламных кампаний), ООО «ИМА-пресс-центр» (проводит рекламные кампании постоянных клиентов, размещает рекламу в СМИ, занимается наружной рекламой), центр коммуникативных технологий (в его задачи входят комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, распространение рекламно-информационной продукции общегородской и социально значимой направленности), типография «ИМА-принт», а также «Има-пресс-видео» — студия “Кторго” (изготовление презентационных видеофильмов, художественная видеосъемка, съемка видеороликов). Широкий спектр предоставляемых услуг делает группу компаний «ИМА-Пресс» востребованной на рынке и выгодно отличает от других.

4. Сравнительный анализ британской и российской моделей информационного рынка: сходства и различия

Анализируя приведенные типологии, мы пришли к следующим выводам.

1) Проведенный анализ британских и российских информационных агентств выявил необходимость применения несколько различных критериев при составлении типологии информационных агентств каждой из рассматриваемых стран. Если доминирующим критерием, определяющим типологию британских СМИ,

был характер предлагаемого материала, то для российских СМИ на первый план выходит финансовая составляющая приобретения материала. При этом территориальный принцип применяется, что неудивительно, в обеих типологиях.

2) В Британии широко представлен спектр региональных информационных агентств, как достаточно крупных и работающих со СМИ всего мира, так и небольших, предлагающих свои услуги лишь британским клиентам. Однако основная информационная работа на территории Соединенного королевства проводится в Лондоне, мировом информационном центре, в котором находятся штаб-квартиры или офисы всех крупнейших мировых агентств. В Санкт-Петербурге, втором по величине мегаполисе России, также представлены все основные информагентства как международного, так и национального, регионального и местного уровней.

3) В Великобритании четко выделяются крупные игроки на разных сегментах рынка: телевизионном и радийном («Би-би-си ньюс», «Ай-ти-эн»), газетном («Ассо-шиэйтед пресс», «Ажанс пресс юкей»). Таким образом, мы видим, что основные телевизионные компании Великобритании «Би-би-си» и «Ай-ти-ви» используют собственных поставщиков новостей. Телевизионные компании России также имеют собственные подразделения, занимающиеся сбором и производством новостей.

4) Крупные британские компании, такие как концерн «Ай-ти-эн», часто являются интегрированными информационно-коммуникационными агентствами, т. е. предлагают рекламные и PR-услуги.

5) Последнее, однако, относится не только к крупным информагентствам Великобритании: сервис по продвижению товаров и услуг предлагают и другие участники рынка как в Британии, так и в России (например, группа компаний «ИМА-Пресс»). Интересен британский опыт агентств, выступающих как медиа-агент, играющий роль посредника между авторами или просто частными лицами, желающими поделиться своей историей, или журналистами (фотожурналистами) с одной стороны и клиентами (СМИ) с другой.

6) Также весьма интересен британский феномен прогнозирующих новостных агентств, помогающих СМИ отслеживать доминантные новостные поводы и строить ближайшую новостную сетку. Мы отнесли данный тип агентств в раздел интегрированных информационно-коммуникационных агентств, поскольку они предлагают бизнес-услуги по информационному планированию.

7) В этой связи следует отметить, что привычный для нас статус информационного агентства как солидной организации со штатом сотрудников не всегда присущ субъектам информационного рынка Великобритании. Некоторые из информационных агентств могут быть представлены небольшим количеством сотрудников или лишь одним журналистом, который выступает в роли медиа-посредника.

8) В Соединенном королевстве широко распространен спектр фотоуслуг, включающий в себя фотоагентства, предлагающие множество изображений в разных областях, и небольшие, но четко специализированные фотоагентства. Многие из них предлагают только изображения на выбор и, по всей видимости, их услуги пользуются успехом на рынке.

9) Области, на которых специализируются небольшие агентства (новостные и фотоагентства) Британии, отражают интересы британской публики: знаменитости,

снорт, интерьер, королевская семья. Четко выделяется категория деловых агентств. Стоит отметить, что по рассмотренным выше аспектам российский опыт совпадает с британским только в отношении предложения деловой информации.

10) Интересен опыт Соединенного королевства, на рынке которого функционирует информационное агентство GNN (Government News Network) («Государственная сеть новостей»), созданное государством и специализирующееся на предоставлении региональной информации государственным органам и центральному правительству. Российские государственные агентства не специализируются на предоставлении информации государственным структурам.

11) Наконец, общее замечание. Информационные рынки Великобритании и России в части информационных агентств характеризуются огромным разнообразием игроков как по типу представления услуг, так и по размерам и территории освещения информации и предложения услуг. Это указывает на исключительную развитость рынка информации в обеих странах.

Источники и литература

1. Войцехович К. А. Информационное агентство «Ассошиэйтед Пресс» в условиях современного информационного рынка: дис. ... канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2005. 19б с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Могилевская Э. В. Информационные агентства в Интернете: особенности и принципы функционирования: дис. ... канд. филол. наук / Воронеж. гос. ун-т. Тольятти, 2008. 177 с.

3. Погорелый Ю. А. Международные экономические информационные агентства: стратегия развития и творческие аспекты деятельности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. МГУ им. М. В. Ломоносова. M., 2001. 25 с.

4. Саляхова Н. В. Роль и место агентства «Франс-Пресс» в мировых информационных процессах: дис. ... канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2005. 194 с.

5. Сапунов В. И. Зарубежные информационные агентства. СПб., 200б. 384 с.

6. Richardson I. The Failed Dream that led to Al-Jazeera. URL: http://www.richardsonmedia.co.uk/ al%20jazeera%20origins.html (дата обращения: 21.11.200б).

7. Справочник. Они ответят на ваши вопросы: пресс-службы федеральной власти, Санкт-Петербурга и Ленинградской области / под ред. А. И. Веретина, Г. С. Мельник. СПб., 2010. 308 с.

Статья поступила в редакцию 20 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.