Научная статья на тему 'Типологический анализ как метод исследования информационной структуры социальных систем'

Типологический анализ как метод исследования информационной структуры социальных систем Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2056
145
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антошкин Виктор Николаевич, Круль Александра Сергеевна

Статья посвящена представлению типологического анализа как необходимого метода исследования информационной структуры различных социальных образований. Дан анализ понятия «информационная структура», изучены возможности типологического подхода при моделировании информационных взаимодействий в обществе.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Антошкин Виктор Николаевич, Круль Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Типологический анализ как метод исследования информационной структуры социальных систем»

УДК 316

В. Н. Антошкин, А. С. Круль

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Аннотация. Статья посвящена представлению типологического анализа как необходимого метода исследования информационной структуры различных социальных образований. Дан анализ понятия «информационная структура», изучены возможности типологического подхода при моделировании информационных взаимодействий в обществе.

Ключевые слова: информационная структура, типологический анализ, моделирование, информационное моделирование, социальная информация, виды социальной информации, формы социальной информации.

Abstract. The article is devoted representation of the typological analysis as a necessary method of researching an information structure of various social formations.

The authors analyze a concept of «information structure», study the possibilities of the typological approach when modeling the information interactions in society.

Key words: information structure, typological analysis, modeling, information modeling, social information, kinds of social information, form of social information.

Любой объект может быть представлен в виде модели его информационной структуры (информационное описание внешней и внутренней структуры объекта), обладает собственной информационной системой (собственной системой знаний). Общество, как система разветвленных коммуникативных каналов, также исключением не является.

Существует целый ряд ученых, представляющих социальную систему в виде информационной, рассматривающих эволюцию социальных систем с точки зрения информационной теории (В. В. Гуленко, А. В. Букалов, М. Ю. Казаринов и др.). Различные концепции теории коммуникационного общества (Н. Луман, Ю. Хабермас, А. Турен), которые тесно связаны с теорией постиндустриального общества, в любом случае оценивают прогресс с точки зрения общественной информатизации, качества информационной структуры, понимая под данным термином количество знаний, скорость информационного обмена в социальных структурах, способность систем управления использовать имеющиеся информационные ресурсы.

Общество выступает как система взаимодействия и информационного обмена между людьми, общностями, что и позволяет представить его как информационную модель, информационную систему или, определив ключевые информационные элементы, наряду с такими структурами, как социальная, политическая, экономическая, образовательная и т.д., выделить информационную. Проявления информационной структуры различных социальных образований изучались авторским коллективом начиная с 1995 г. В процессе исследования использовалось комплексное моделирование информационных взаимодействий, основанное на типологическом анализе. Использовались методы социальной диагностики (специально разработанные опросники «Диагностика информационной структуры общности»), нацеленные на выявление существенных, инвариантных признаков и закономерностей проявления ин-

б5

формационных особенностей социальных систем. Исследования проводились на базе целого ряда объектов: ЗАО «Конди» (г. Уфа) (выборочная совокупность 800 чел.); ОАО «Автонормаль» (г. Белебей) (800 чел.); Альшеевского района и поселка Раевский (1200 чел.); города Тюмени (50 чел.); города Туй-мазы (50 чел.) и др. Объекты исследования включали работников предприятий и отдельно - пенсионеров, молодежь, специалистов. Выборка репрезентативна по социально-профессиональному и территориальному признаку. При определении выборочной совокупности была использована двухступенчатая случайная квотная выборка.

Рассмотрение информационной структуры общества приводит к выводу, что все процессы, происходящие в обществе, можно представить в виде производства, циркуляции, обработки и распределения информации. При этом информационная структура общества находится во взаимооднозначном соответствии с методами получения этой информации, ее специфической (вещественной) формой и характером циркуляции в обществе как структурированной информационной системе [1]. Социально-экономические формации К. Маркса могут быть рассмотрены как общественные структуры, обладающие определенными способами и формой получения и циркуляции информации в обществе. Если основным источником доходов в капиталистическом обществе является, к примеру, заработная плата, то и информация в данном обществе будет производиться соответствующая. Рационализация труда, совершенствование технологий, эффективные действия - характеристика буржуазного общества, а, допустим, силовое давление группы, агрессивность и жертвенность - характеристика феодальной общественной структуры и т.д.

[2]. Это касается прежде всего использования информации, ее распределения и контроля по всем социальным сферам. Традиционное общество также имеет значительные отличия от индустриального в плане использования и переработки информации. А используемые информационные технологии могут определять стадии общественного развития всей социальной системы.

Информационная структура выражается в социальных процессах, характеризует общественные отношения, определяет стадии общественного развития, отражает общественные нормы и ценности. Исследование элементов информационной структуры целесообразно проводить, используя социологические методики, так как все элементы информационной общественной структуры являются социальными объектами и существуют в реальном социальном пространстве. Используя различные знания о механизмах генерации информационных сообщений, распределении, хранении, передачи, мы можем определять циркуляцию информации по системе и влияние всех информационных процессов на социальные процессы. Законы социального прогресса, динамики социальной системы, социальных процессов отражены в социальных науках. Многие из общественных сфер: образование, наука, политические, экономические, социальные технологии - развиваются на основе информации, используемых информационных технологий. Исходя из своих общественных задач, напрямую связаны с внутренними или внешними информационными взаимодействиями практически все социальные институты системы. Изучение информационных структур социальных систем будет неполным при игнорировании информационных либо социальных законов.

Исследование информационных структур затрагивает не только информационные процессы, но и социальные. И если информация не существует без носителя, то информационная структура не существует без социальных процессов, которые являются ее выражением. Таким образом, при исследовании информационных структур необходимо интегрировать существующие знания теории информации, используя основные положения информационного подхода и основные методологические и методические принципы социологических наук. Именно социологические науки могут предложить эффективные способы познания социальных процессов с информационной точки зрения. Все основные элементы информационных структур социально представлены, принадлежат социальной структуре общества, следовательно, изучаемы основными социологическими парадигмами.

Типологизация - метод социологического исследования, в основе которого лежит выявление сходства и различия множества социальных объектов. Результат типологизации - выделение определенных типов социальных явлений. В исследовании любых сложных систем, в том числе научнопредметных областей, следует опираться на типовые представления. Типовые представления - это минимальный объем информации об объекте, позволяющий корректно решать задачи их исследования выбранными методами. К основным требованиям к объему информации при типизации представлений субъектов, объектов и процессов относятся:

1) достаточность для разработки модели и решения поставленной задачи;

2) минимальный объем информации (минимальная размерность модели).

Таким образом, типология и типовые представления позволяют сжать

информацию до необходимого минимума и осуществить междисциплинарные связи. В социологии хорошо развит аппарат эмпирических исследований. Необходимо перевести все богатство собранного ею фактического материала в типологическую форму.

Американский социолог Т. Парсонс общественную систему разделял на четыре подсистемы: органическую, личностную, социальную и культурную

[3]. Каждая подсистема выступает предметом изучения определенных наук. Органическая подсистема изучается биологией, личностная подсистема -психолого-педагогическими дисциплинами, социальная подсистема - социальными науками, культурная подсистема изучается гуманитарными дисциплинами.

Социолог Дж. Ритцер предлагает свою версию уровней социального анализа. Первый континуум - микро- и макроконтинуум. Второй континуум -объективно-субъективное измерение. Объективное относится к реальным, материальным событиям. Субъективное - что-либо происходящее в области представлений (мыслей) (рис. 1) [4].

Сильной стороной социологии является сбор и обработка социальной информации - информации о социальных фактах. Эмпирическая социология пользуется такими методами, как наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. Однако познание сущности социальных явлений требует применения теоретических методов. К ним относятся идеализация, абстракция, анализ, синтез, аналогия, формализация, типология, моделирование. Причем типологический анализ синтезирует в себе другие методы, вбирает их в себя.

Обобщенная структура научного знания и уровни анализа

(таблица разработана авторским коллективом)

Культура

Макро

Интеллектуальный уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Философия и гуманитарные науки

Субъективное ------------------

Личность

Психический уровень

Психологические и педагогические науки

Социум

Социальный уровень

Социология и социальные науки Объективное

Организм

Физический уровень

Биология и естественные науки

Микро

Рис. 1

Различают эмпирическую и теоретическую типологизацию. Эмпирическая типологизация связана с обобщением фактических, опытных данных, с выявлением устойчивых признаков. Теоретическая типологизация предполагает построение концептуальной модели. Группировка на определенные типы возможна только с помощью таких методов, как идеализация, абстракция, анализ, синтез. Типологизация немыслима без построения аналогий, а ее итогом выступает формализованная, идеализированная модель. Итак, типология -это метод научного познания, основанный на группировке различных объектов по их существенным признакам.

Информационную структуру как уровень социальной системы также можно подразделить на определенные классы (типы). Моделирование информационной структуры - основа для ее последующей типологизации путем выявления ее основных характеристик и свойств. Можно построить разные типологии информационной структуры: открытые/закрытые, стабильные/ динамичные, планируемые/спонтанные и т.д. [5].

Основной критерий выделения типологических свойств информационной структуры социальных систем - способы восприятия, анализа, обработки и передачи информации в социуме. Базой для образования основных типовых моделей выступает расчленение информационного потока на восемь семантических аспектов, воспринимаемых в социуме с соответствующими свойствами. Восьмиэлементной таблицы разделения всей информации достаточно, чтобы описать социальный мир в сжатом виде.

Разумнее будет указать проявление того или иного содержательного аспекта социальной информации согласно сферам ее проявления. Исходя из уже данной классификации, воспользуемся условными обозначениями [6].

В качестве социального процесса активная фактическая информация выражается в постоянном вырабатывании новых технологий любых сфер общественной жизни. Экономика, производство обычно ярко характеризуют данный признак: организация, плановое распределение ресурсов, соблюде-

ние/несоблюдение установок, степень рационализации любого вида деятельности. Примером генерации активной фактической информации могут служить: экономические социальные институты, целью которых является распределение благ, управление ими, четкие подсчеты и последующий анализ выгоды; такие социальные организации, как вокзал, некоторые вузы технической направленности, физическая культура, спорт и т.д. (табл. 1).

Таблица 1

Активная фактическая социальная информация

(разработана авторским коллективом)

Характеристика Работа, организация, действия, дело - создание объектов

Производство социальной информации Любая созданная информация имеет административный, деловой оттенок, направлена на организацию и управление определенными явлениями, действиями, получение результатов. Основной мотив информации - создание дела, организация действий. Основные ценности - польза, четкость, конкретность, карьера, прагматичность, действия, целенаправленность. Пример: работа и карьера как явления, определяющие смысл жизни

Пассивная фактическая информация выражается в отношении к формально-логическим структурам, законам, установленному порядку, общественному порядку, правилам. Примером генерации данного вида информации являются политические институты (разработка законов), также некоторые учебные заведения (средняя школа и т.д.), научные учреждения, военные учреждения и академии (табл. 2).

Таблица 2

Пассивная фактическая социальная информация

(разработана авторским коллективом)

Характеристика Структура, закон, объективный порядок - отражение объектов

Производство социальной информации Информация отражает объективную стабильность, закономерность, точность, порядок и стройность законов всей системы. Основной мотив - отражение максимально точных фактов, законов внешнего и внутреннего мира. Основные ценности - закон, объективность, закономерность, порядок, объяснение, аргумент. Пример: закон и существующий порядок как основные способы существования системы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В социальных процессах активная эмоциональная социальная информация выражается в отношениях к эмоциональному воздействию, эмоциональности, открытых переживаниях. Это прежде всего социальные институты художественного творчества, самодеятельности, а также театр, кино, музыка, идеология, пропаганда, развлечения (табл. 3).

Пассивная эмоциональная социальная информация выражается в отношении к нормам и правилам жизни, этикету, общественному мнению, обще-

ственным желаниям. Это семейно-брачные социальные институты, институты рода - правила, традиции, нормы общежития, а также социальные организации: детские сады, институты морали, полиция нравов и т.д. (табл. 4).

Таблица 3

Активная эмоциональная социальная информация

(разработана авторским коллективом)

Характеристика Эмоции, эмоциональное состояние, эмоциональный фон, общение - создание отношения к объектам

Производство социальной информации Информация отражает эмоциональное отношение к явлениям, яркие эмоции, симпатии, эмоциональный настрой, накал, страсть. Основной мотив - яркое выражение эмоционального отношения, создание эмоционального фона. Основные ценности - эмоции, прямота, яркость, переживания, крайности, эмоциональная динамика. Пример: создание эмоционального отношения, выражение эмоций -единственно возможный способ жизни системы

Таблица 4

Пассивная эмоциональная социальная информация

(разработана авторским коллективом)

Характеристика Нормы, правила, традиции социальных отношений -отражение структур социальных отношений, сетка отношений объектов

Производство социальной информации Информация отражает существующие отношения между людьми, группами. Основной мотив - отражение и поддержание существующих отношений. Основные ценности - стабильность, привязанность, эмоциональное постоянство, традиционность. Пример: существующие нормы, традиции, правила поведения как основной фактор существования

Социальные процессы с ведущей активной конкретной социальной информацией отражают отношение субъектов социальных процессов к силовым структурам, центрам, подчинению или власти, собственному пространству, владениям, силе; выражается в институтах власти, войны, политики, силовых структурах государства. Сюда относятся военные социальные институты (защита границ), некоторые политические социальные институты (активное влияние, давление, власть), некоторые институты администрации и руководства (статус, иерархия). Организации - армия, город как муниципальная единица и т.д. (табл. 5).

Социальные процессы, генерирующие пассивную конкретную социальную информацию, отражают отношение субъектов к материальным ценностям, «вещам», удобствам, собственным ощущениям, благосостоянию, «среднему классу», гарантии, безопасности. Данный вид информации генерирует целые общественные сферы: социальную защиту, медицину, здравоохранение, санаторно-курортное лечение. К общественным сферам, генерирующим данный вид информации, относятся: индустрия отдыха, санаторное лечение, сфера развлечений (табл. 6).

Таблица 5

Активная конкретная социальная информация

(разработана авторским коллективом)

Характеристика Давление, сила, власть, влияние - активное изменение объектов

Производство социальной информации Информация определяет влияние на любые взаимодействия, власть и силу влияния на социальные отношения. Основной мотив - возможные влияния на существующие объекты. Основные ценности - сила, воля, энергия, манипуляция, борьба, сопротивление, давление, власть, владение. Пример: сила воли, давление, сдерживание, оборона как основные, определяющие систему ценностей

Таблица 6

Пассивная конкретная социальная информация

(разработана авторским коллективом)

Характеристика Ощущения, вкусы, запахи, физический контакт, внутренние изменения - влияния объектов

Производство социальной информации Информация отражает влияния внешнего мира, конкретные состояния внешнего мира и его влияния. Основной мотив -конкретные влияния внешнего мира. Основные ценности -гармония, постоянные ощущения, физиологическое здоровье, тактильный контакт, способы взаимодействия с внешним миром, комфорт, здоровье. Пример: собственные ощущения, благосостояние, удовольствие и комфорт как основные системные ценности, индустрия отдыха и здоровья

Социальные процессы, генерирующие активную абстрактную информацию, отражают отношение участников социальных отношений к инновациям, новым идеям, личностному потенциалу, свободе, самореализации. Организации, генерирующие данный вид информации, - институты науки и инновационная сфера любой деятельности. Социальные институты науки, научные учреждения, различные научные школы, некоторые высшие учебные заведения и некоторые средние школы по специальной методике, инновационные технологии также отражают генерацию данного вида информации. Социальные сферы, генерирующие абстрактную активную информацию, -это интеллект, групповые научные исследования, инновационные школы, научные учреждения, специализированные научные школы, проектные организации и т.д. (табл. 7).

Социальные процессы, генерирующие пассивную абстрактную социальную информацию, отражают отношение к прогнозам, образам, мифам, стереотипам, мистицизму. Информация генерируется институтами религии и искусства. Данный вид информации связан с религиозными социальными институтами, идеологическими социальными институтами, неформальными религиозными объединениями, эзотерической культурой, прозрением, мистическими организациями, социальным прогнозированием, социальной динамикой (табл. 8).

Таблица 7

Активная абстрактная социальная информация

(разработана авторским коллективом)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика Идеи, внешний мир, перспективы, возможности -конструирование объектов

Производство социальной информации Информация выражает новые состояния объектов, отражает их суть и возможные линии развития. Основной мотив -новое, более удобное и необходимое состояние. Основные ценности - идеи, выходы, варианты, целостность мира, гармония, суть вещей, мировоззрение, абсолют. Пример: гармония и целостность мира, умение видеть суть жизни, определение нового как основные ценности системы

Таблица 8

Пассивная абстрактная социальная информация

(разработана авторским коллективом)

Характеристика Время, развитие, жизнь, процессы - отражение развития объектов

Производство социальной информации Информация отражает любое развитие, движение объектов и явлений. Основной мотив - отражение развития. Основные ценности - судьба, внутренний мир, духовность, линия жизни, фатализм, прогноз, будущее, прошлое. Пример: развитие, подчиненность времени, время, слабость, «песчинка в море» - основные положения системы

Мы можем увидеть проявление различных видов социальной информации в самых разных социальных аспектах. Нидерландский ученый Г. Хоф-стеде исследовал особенности деловых культур 70 стран мира. Им были получены следующие характеристики: степень индивидуализма, дистанция по отношению к власти, предотвращение неопределенности, мужественность, женственность. Данные характеристики также соответствуют выделенной нами классификации информации, мы также будем их использовать при рассмотрении социальной информации [7]. Исследователь С. М. Пястолов выделяет несколько видов деятельности людей, обозначая их своеобразными «мирами»: рыночный мир, анклавный мир, гражданский мир, индустриальный мир, мир общественного мнения, экологический мир, мир творческой деятельности [8]. Все эти виды миров также соответствуют содержательным видам социальной информации (за исключением одного - самих социальных отношений, но, по-видимому, социальные отношения являются основным элементов в каждом из выделенных автором «миров») (табл. 9).

Здесь проиллюстрирован наглядный пример типологического моделирования социальной информации, который успешно использовался многими исследователями. С помощью типологического информационного моделирования мы получаем возможность анализировать огромный массив информации.

Наиболее часто в социологии используется экономическая типология, берущая свое начало с А. Сен-Симона [9], К. Маркса [2] и развитая в теориях

О. Конта [9], Э. Дюркгейма [10], Р. Арона [11], Дж. Гэлбрейта [12] и других

социологов. Политическая типология общества позволяет классифицировать такие разновидности, как тоталитарные, авторитарные, либеральные, демократические и гражданские общества. Духовно-культурная типология

Н. Я. Данилевского [13], П. А. Сорокина [14], А. Тойнби [15] находится в русле плюралистического подхода и смыкается с соционической концепцией. Общее у них то, что общества не сравниваются по уровням развития. Критерий анализа - своеобразие и специфика конкретного социума. Различие в том, что здесь предлагается использовать информационный подход, разделяя общества по типам интеллекта и способам мышления.

Таблица 9

Исследования видов информации (разработана авторским коллективом)

Виды информации Характеристика С. М. Пястолов Г. Хофстеде

Активная фактическая информация Создание факта Индустриальный мир Активная мужественность -соперничество, действия, решения, организация

Пассивная фактическая информация Поддержание системы, факта Гражданский мир Пассивная мужественность -формальная логика, рациональность, разумность, факты, выводы

Активная эмоциональ- ная информация Создание эмоций Неформальные миры Активная женственность -эмоциональность, яркие внешние переживания, эмоциональная нестабильность

Пассивная эмоциональ- ная информация Поддержание эмоций Мир общественного мнения Пассивная женственность -поддержание ровных отношений, внутренние переживания, компромиссы, заботливость

Активная конкретная информация Влияние на внешний мир, власть Анклавный мир Отношение к власти -максимальное стремление к влиянию

Пассивная конкретная информация Влияния внешнего мира, ощущения Экологический мир Отношение к власти -минимальное стремление к влиянию, обособленность

Активная абстрактная информация Создание перспектив и альтернатив развития Творческий «мир» Предотвращение неопределенности -комфортная нестабильность, новаторство, желаемая неизвестность

Пассивная абстрактная информация Прогнозирование развития, отслеживание развития Рыночный мир Предотвращение неопределенности -стремление к стабильности, полному предугадыванию будущего

Структура общества может быть представлена как устойчивая взаимосвязь между разными типами систем - политической, личностной, экономи-

ческой, духовной, информационной и социальной. Иерархия подсистем различается в традиционных и индустриальных обществах, а также в разных странах. Так, в России все подсистемы подчинены государственной власти, что определяет доминирующую роль государственно-политического типа системы (активная конкретная информация и пассивная фактическая). В США доминирует экономическая подсистема (активная фактическая информация), что и является главным фактором экономических и финансовых успехов. В странах мусульманского Востока ведущей подсистемой выступают религиозные, идеологические отношения (духовно-религиозный тип), что сковывает развитие экономики, политики, науки, социальной сферы, семейной жизни, ибо религиозная идеология претендует на регулирование всех сфер жизни общества и личности.

Типологический подход в социальном исследовании использовал еще К. Маркс. Преимущество марксистской концепции в том, что в нее включено представление о вертикальной и горизонтальной структуре общества. К. Маркс, опираясь на типологический анализ, внес поправки в формационную теорию [2]. Он обнаружил, что на Востоке не встречаются в чистом виде выделенные им типы общества - рабовладельческий, феодальный или капиталистический способ производства. Ученому пришлось ввести новое понятие - азиатский способ производства. А это был еще один шаг в дальнейшем развитии типологического подхода, а именно переход от универсальной к плюралистической типологии [16].

С другой стороны, игнорирование типологического подхода в социологии приводит к несовершенству социально-политических концепций. Теория функционализма объясняет социальное неравенство функциональным порядком в обществе: вертикальные различия в обществе вытекают из выполняемых людьми и группами функций. Любые изменения в системе социального неравенства приводят, по мнению социологов-функционалистов, к расшатыванию общества как системы. Относительная истина в таких рассуждениях присутствует. Но с точки зрения типологического анализа такая концепция характеризуется односторонностью. В частности, смешиваются два типа сфер жизни общества и, соответственно, два уровня анализа: личностный и социально-экономический. Такое смешение личностного и социального неравенства характерно для теории элит (Г. Моска, В. Парето и др.).

Социологические исследования показывают, что с начала XXI в. школьники переориентировались в своих профессиональных предпочтениях на сферу государственного управления - большинство хотят стать чиновниками и бюрократами. Бюрократизм, в негативном своем аспекте, приводит к тому, что чиновники увеличивают численность контролирующего аппарата, что закономерно снижает эффективность государственного менеджмента и сковывает развитие малого и среднего предпринимательства. В науку молодежь шла до последнего времени с одной целью - избежать армии, ибо на стипендию аспиранта или научного сотрудника невозможно прокормить даже себя, не говоря уже о решении демографической проблемы в рамках здоровой семьи. Таким образом, наивысшее экономическое поощрение в современной России получают работники, не выполняющие созидательных, производительных и творческих функций, - государственные чиновники, работ-

ники силовых структур и религиозных организаций, что, в принципе, соответствует информационной структуре российского государства, в роли ведущей управляющей информации здесь выступает активная конкретная информация (давление, авторитет, сила, влияние) и пассивная фактическая (структура, иерархия, подчиненность).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уже говорилось о том, что каждая организация обладает информационной структурой, которая чаще всего формируется в зависимости от функций и задач организации. Научно-исследовательские организации принадлежат к интегративно-творческому типу (активная абстрактная информация и пассивная фактическая). В коллективном творчестве отсутствуют жесткие нормы и регламентации. Иерархия не играет главенствующей роли в процессе управления деятельностью структуры. Роли распределяются в результате дискуссии и на основе компетентности работников. Степень сплоченности зависит от эквивалентности индивидуального вклада и получаемого вознаграждения. Такую организацию социолог А. Овчаров назвал консолидирующей [17]. Консолидирующую функцию в такого типа организациях выполняют не бюрократические регалии, должности, статусы и иерархия, а научный профессионализм и компетентность, а главной ценностью выступает объективная истина и продвижение в познании мира.

Типологический анализ общества позволяет упорядочить наши знания о конкретном социуме. Многие социальные, экономические, политические феномены становятся более ясными и закономерными при их рассмотрении методами типологического социологического анализа. Типология позволяет понять не только специфику российского общества, но и увидеть черты, объединяющие все страны мирового сообщества, глобальные проблемы и, таким образом, глубже познать их закономерности и тенденции развития. Типологический подход выполняет и практическую функцию для гражданского общества и правящего политического класса. Познание закономерностей социального развития и эволюции общества помогает определить общий ориентир в определении перспектив развития современной России.

Список литература

1. Букалов, А. В. Интегральный тип информационного метаболизма США / А. В. Букалов // Соционика, ментология и психология личности. - 1998. - № 5. -С. 20-25.

2. Маркс, К. Письма о капитале / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М., 1996. - 746 с.

3. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Т. Парсонс // TESIS. - 1993. - T. I, вып. 2. - С. 94-122.

4. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. - СПб., 2002. - 688 с.

5. Круль, А. С. Виды информации и их влияние на коммуникационные процессы / А. С. Круль // Проблемы гуманитарного образования в новом тысячелетии : сб. науч. ст. - Уфа, 2006. - С. 75-77.

6. Круль, А. С. Влияние различных видов информации на возникновение информационных барьеров / А. С. Круль // Проблемы внедрения соционической инновации : материалы Международ. конф. - Уфа, 2007. - С. 74-85.

7. Теория информации: основные положения. - URL: www.mindspring.naro

8. Пястолов, С. М. Где «растут» институты? / С. М. Пястолов. - URL: http ://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/210672.html

9. Сен-Симон, А. Катехизис промышленников. Катехизис промышленников или система позитивной политики / А. Сен-Симон, О. Конт. - М., 2011. - 176 с.

10. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии /

Э. Дюркгейм. - М., 1990. - 574 с.

11. Арон, А. Демократия и тоталитаризм / А. Арон. - М., 1993. - 303 с.

12. Гэлбрейт, Д. Новое индустриальное общество / Д. Гэлбрейт. - М., 2009. -336 с.

13. Классика геополитики. XIX век / сост. К. Королев. - М., 2009. - С. 275-679.

14. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. - М., 2006. - С. 763-786.

15. Тойнби, А. Исследование истории. Возникновение, рост и распад цивилизаций / А. Тойнби. - М., 2009. - 318 с.

16. Антошкин, В. Н. Развитие российского общества: социальные законы и социальная модернизация : моногр. / В. Н. Антошкин. - Уфа, 2007. - 151 с.

17.Овчаров, А. А. Процессно-ориентированный подход к организации внутрифирменных экономических отношений / А. А. Овчаров // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2007. - № 9. - С. 72-74.

Антошкин Виктор Николаевич

доктор социологических наук, профессор, кафедра философии, социологии и политологии, Башкирский государственный педагогический университет (г. Уфа)

E-mail: antvn@mail.ru

Круль Александра Сергеевна кандидат социологических наук, доцент, кафедра философии, социологии и педагогики, Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа)

E-mail: Gecata@inbox.ru

Antoshkin Viktor Nikolaevich Doctor of sociological sciences, professor, sub-department of philosophy, sociology and political science, Bashkiria State Pedagogical University (Ufa)

Krul Alexandra Sergeevna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of philosophy, sociology and pedagogy, Bashkiria State Agricultural University (Ufa)

УДК 316 Антошкин, В. Н.

Типологический анализ как метод исследования информационной структуры социальных систем / В. Н. Антошкин, А. С. Круль // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2012. - № 3 (23). - С. 65-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.