Научная статья на тему 'Различные типологии студентов по признаку проявления у них политической культуры'

Различные типологии студентов по признаку проявления у них политической культуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
448
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СВОЕОБРАЗИЕ ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / TYPOLOGY / POLITICAL CULTURE / AN ORIGINALITY OF THE PERSON / FORMATION OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Терентьева А. И.

В статье раскрывается использование метода типологизации в исследовании политической культуры студентов, определяются процедуры типологической характеристики студентов по признаку проявления у них политической культуры, дано описание различных типологий студентов в условиях современного вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discloses application of typology method in investigation of political culture of students, determines procedures of typological featuring of students on the basis of demonstration of political culture, describes various types of students in the environment of modern higher education.

Текст научной работы на тему «Различные типологии студентов по признаку проявления у них политической культуры»

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПОЛОГИИ СТУДЕНТОВ ПО ПРИЗНАКУ ПРОЯВЛЕНИЯ У НИХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ТЕРЕНТЬЕВА А.И.

В статье раскрывается использование метода типологизации в исследовании политической культуры студентов, определяются процедуры типологической характеристики студентов по признаку проявления у них политической культуры, дано описание различных типологий студентов в условиях современного вузовского образования.

Педагогическая концепция развития политической культуры студентов предполагает рассмотрение политической культуры как сложного, интегрального образования, выявление критериев, показателей, уровней развития политической культуры, типологий студентов по признаку проявления у них политической культуры. Приоритетная задача развития политической культуры студентов - формирование устойчивых ценностных воззрений самостоятельного, политически компетентного и ответственного субъекта политики на основе свободного выбора им политических ориентиров. К исследованию проблемы развития политической культуры студентов мы подходим с позиций метода типологической классификации, который в научной литературе разработан недостаточно.

В психолого-педагогических исследованиях Алексеевой В.Г., Толстовой Ю.Н., Татаровой Г.Г., Ядова В.А. и др., метод типологической классификации рассматривается как способ характеристики личности [1,6,5,7]. В.Г. Алексеева считает, что «тип» наиболее часто употребляется там, где объектом изучения выступают явления и процессы, связанные, зависящие, порождаемые, соотносимые с деятельностью [1].

Использование метода типологизации с позиций ценностно-деятельностного подхода предполагает: упорядочение некоторой проекции деятельности, ориентированной на реализацию субъектом собственной системы ценностей; типологическая систематика - деятельностная систематика.

Взятая абстрактно, изолированно от всего остального, она почти бессодержательна, и в то же время является исходной, отправным пунктом развертывания содержания типологической проблематики для гуманитарных наук [1].

Построение типологических характеристик предполагает, что выделение типов не может обойтись без некоторой доли условности вследствие множества форм перехода одних типов в другие, множества признаков, связывающих их друг с другом, в результате чего тип выражает не реальность в целом, а только её наиболее значимый аспект (Толстова Ю.Н.). Поэтому тип не претендует на абстрактную завершённость, а изучаемая деятельность отражается в нём в обобщенных чертах [6].

Типологию мы рассматриваем как отражение взаимосвязи внешних и внутренних условий организации жизнедеятельности студента. Типологические характеристики занимают промежуточное положение между индивидуальными и возрастными особенностями личности.

В психолого-педагогических исследованиях известные учёные Л.С. Выготский, С.И. Гессен, И.С. Кон рассматривают особенности юношеского возраста, когда происходит процесс автоно-

The article discloses application of typology method in investigation of political culture of students, determines procedures of typological featuring of students on the basis of demonstration of political culture, describes various types of students in the environment of modern higher education.

мизации человека по отношению к внешней среде, осознания своего места в жизни, для чего требуется полное овладение не только своими действиями и мыслями, но и своими смыслами, ценностями и отношениями, т.е. своим внутренним миром. Менчинская Н.А. считает, что в этом возрасте «происходит превращение ребёнка в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений» [4].

Типологический подход определяет такие характеристики «деятельностных» объектов, как изменчивость, невоспроизводимость, индивидуальность, непредсказуемость по ряду отношений.

Типологический анализ можно трактовать как путь к пониманию индивидуальности личности через изучение типологического своеобразия, как особенного проявления общего.

Исследователи отмечают тесную связь между типическим своеобразием и гармоничным развитием личности. Додонов Б.И. полагает, что «типы образуют линии категоризации индивидуальностей по наиболее существенным их параметрам... Конкретной личности соответствует не просто точка на одной из таких линий, а точка пересечения многих из них» [3].

Соотношение между индивидуальными, типологическими и возрастными особенностями в развитии политической культуры личности студента характеризуется так, что возрастные закономерности развития личности проявляются на общем уровне обобщения. Типологические характеристики политической культуры студента отражают особенности дифференцированного процесса развития политической культуры.

Таким образом, типологию можно представить как отражение взаимосвязи внешних и внутренних условий организации жизнедеятельности, характерной для определённого возраста, которая определяет разную возможность для развития политической культуры. Учёт типологических особенностей политической культуры студентов выступает средством развития их индивидуальных особенностей.

Использование типологического подхода и характеристика политической культуры студента предполагает осуществление следующих этапов:

- формирование содержательного представления о типе - выбор признакового пространства типологизации, предмета типологии;

- выбор алгоритма классификации - ряда формальных критериев однотипности, на основе которых студента можно отнести к тому или иному типу по признаку сформированности у него политической культуры;

- разработка процедур, составляющих процесс типологии, т.е. анализа каждого объекта с целью определения его типа.

Современные научные социально - политические, психолого-педагогические исследования проблем развития политической культуры студентов (А. Радугин, В. Мальцев, М. Марченко и др.) и наше исследование позволило определить различные типологии студентов по признаку проявления у них политической культуры:

- типология вертикальной политической социализации, отражающая влияние инструментов власти на личность;

- типологии, отражающие оценку общественной и политической активности личности в политических и неполитических сферах;

- типология, связанная с характером и способом действий личности в политической сфере;

- ролевая типология, связанная с выполнением роли личности в социально - политиче-

ской жизни.

Типология вертикальной политической социализации представлена следующими типами:

- гармонический тип, отражающий взаимодействие студента и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознанием им своих гражданских обязанностей;

- гегемонистский тип, характеризующий негативное отношение к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;

- плюралистский тип, свидетельствующий о признании студентом равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия и переходить к новым ценностным ориентациям;

- конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и поэтому усматривающий цель в борьбе с политическими противниками.

Данная типология выражает зависимость формирования тех или иных свойств и политических качеств студента от влияния доминирующих структур и институтов власти, несущих нормы и ценности господствующей политической культуры.

Если в качестве критерия развития политической культуры студентов рассматривать их отношение к политической деятельности, можно выделить такие типы:

Активист - положительно относится к личному участию в политике, стремится к более полной политической информированности, объединяет вокруг себя единомышленников.

Компетентный наблюдатель - к личному участию в политике относится нейтрально, зато проявляет к ней большой интерес, хорошо информирован.

Компетентный критик - отрицательно относится к личному участию в политике, проявляет к ней большой интерес, хорошо информирован, настроен критически к представителям власти.

Пассивный - нейтрально или отрицательно относится к участию в политике, проявляет в ней слабый интерес, слабо информирован.

Аполитичный - отрицательно относится к личному участию в политической жизни, не проявляет к политике интереса, располагает отрывочной информацией.

Опираясь на отношение студентов к политике и те роли, которые они исполняют в общественно - политической жизни, выделяются следующие типы:

Зритель - это пассивный наблюдатель политического мира. Он может быть хорошо информированным, иногда враждебным. Убеждён, что невозможно влиять на ход политических событий.

Потребитель - студент рассматривает политическое общество как рынок, предназначенный для распространения общественных благ и услуг. Это активный манипулятор, торгующий своим участием в жизни общества в обмен на обещание увеличить свои блага.

Гражданин - студент рассматривает общество как содружество, в котором он самопрояв-ляется как политическая личность и активный деятель. Политически компетентный студент, владеющий политическими умениями, активно участвует в общественно - политической жизни вуза, города, страны.

Реализуя задачи развития политической культуры студентов, мы должны осознавать, кого мы готовим: пассивного созерцателя, активного потребителя или деятеля, стремящегося к гармонии чувств и разума, т.е. Гражданина - патриота.

Если в качестве доминанты в развитии политической культуры студентов выделить правовой аспект, основанный на таких структурных компонентах, как: потребностно-

мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, ценностно-смысловой, деятельностный, то могут быть выделены такие типологии:

- эмоциональный - студент не остаётся равнодушным к общественно-политическим событиям, эмоционально реагирует на несправедливость, нарушение закона и прав человека, интересуется общественно - политической, экономической, культурной жизнью. Однако ему не достаёт соответствующих политических знаний, которые позволили бы ему выработать собственные критерии оценки политических процессов и явлений;

- компетентный - студент владеет определённой совокупностью политических знаний и представлений о различных формах политической, экономической, культурной жизни общества, о действующих в них силах и интересах, полученные знания и связанные с ними эмоциональные переживания выступают в качестве основы для формирования собственного мнения;

- критик - у студента развита способность глубокого понимания различных факторов общественно-политического развития, он обладает политическими умениями и навыками критического осмысления явлений общественно-политической жизни. Политические знания и связанные с ними эмоциональные переживания превращаются в личностно-значимые принципы действий и поступков;

- активно-самостоятельный - у студента развита готовность к ответственным поступкам. Он самостоятельно принимает решения и готов воплощать их в политически ответственных действиях

Наше исследование позволило определить обобщенную типологию студентов, которая объединяет в себе интерес к политической проблематике, политические знания, убеждения, политические умения и навыки, политические ценности и ориентации, отношение к политической деятельности.

Тип (активный) - убежденный политический активист, проявляет интерес к политическим событиям, компетентный в сфере политики, у него сложилась система ценностей, он обладает политическими умениями и навыками, участвует в общественной жизни. Это тип социально смелого студента, который не ограничивается приспособлением к внешним обстоятельствам, пытается их видоизменить. В ситуациях, противоречащих его представлениям, выступает как принципиальный студент, осознающий свою ответственность.

Тип (компетентный наблюдатель) - политических событий, но не участник. Этот тип характеризуется хорошим политическим кругозором, высоким уровнем информированности о политических событиях. Легко ориентируется в собственной системе ценностей, однако у него отсутствует реальное участие в политической жизни, он как бы наблюдает за политическими событиями со стороны, увлеченно комментируя их. В ситуациях, требующих принципиальной позиции, осторожен, склонен к компромиссам.

Тип (участник) - политических событий, организованных политическими лидерами. Этот тип характеризуется активным участием в митингах, пикетах, шествиях, однако он политически мало информирован, легко поддается политической агитации лидеров, мотивом политического участия может служить денежное вознаграждение.

Тип (пассивный) - политикой не интересуется, относится к ней нейтрально или отрицательно. Имеет слабые политические знания, не принимает участия в политической жизни. Как

правило, к представителям власти настроен негативно.

Опросы студентов Мурманских вузов в 2007-2009 гг. показали, что из 100 студентов 29 хотят лучше разбираться в политической жизни страны, но лишь 9 - принимать в ней участие.

Многолетний опыт преподавания в вузе свидетельствует о том, что не участвовать в политической деятельности студенты могут как из-за черт своей личности, так и реально оценивая свои шансы вхождения во властные структуры.

Следует иметь ввиду, что долгие годы командно-административная система формировала в человеке качества управляемого, т.е. пассивно-исполнительные качества. Однако современная жизнь стремительно политизирует поведение студентов, порой стихийно включает их в политику, что стимулирует развитие политического самоопределения.

Библиографический список

1. Алексеева В.Г. Место ценностных ориентации в построении типологии личности. «Социологические исследования 1980, №1»

2. Выготский Л.С. Избр. соч. в 6 т-М, 1983- т.2

3. Додонов Б.И. Гармоническое развитие и типичное своеобразие личности. Психология формирования и развития личности. М;1981

4. Менчинская Н.А. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения. Психология формирования и развития личности - М;1981 с 22-26

5. Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии М 1993

6. Толстова Ю.Н. Соотношение понятий типология и классификация «Типология и классификация в социологических исследованиях» М;1982 с7-22

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара; издательство СГУ,1995

Ключевые слова: типология, политическая культура, своеобразие личности, формирование личности.

Keywords: typology, political culture, an originality of the person, formation of the person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.