Научная статья на тему 'К вопросу о типологических особенностях информационного агентства как группы СМИ'

К вопросу о типологических особенностях информационного агентства как группы СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
947
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО / ТИПОЛОГИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курманина Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению типологических особенностей информационного агентства как СМИ, называются уникальные принципы их работы, отличающие от других источников информации. Автор указывает на специфичные факторы, которые обусловливают выделение агентств в самостоятельную типологическую группу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о типологических особенностях информационного агентства как группы СМИ»

УДК 070

Т. С. Курманина

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО

АГЕНТСТВА КАК ГРУППЫ СМИ

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению типологических особенностей информационного агентства как СМИ, называются уникальные принципы их работы, отличающие от других источников информации. Автор указывает на специфичные факторы, которые обусловливают выделение агентств в самостоятельную типологическую группу.

Ключевые слова: информационное агентство, типология, типологические признаки, аудитория.

В ряду вопросов теории журналистики проблематика, связанная с типологизацией современных СМИ, не только не потеряла своей актуальности, но привлекает внимание все новых исследователей. Подобное объясняется, прежде всего, бурным развитием альтернативных источников информации на рынке современных СМИ, а также возрастающей необходимостью теоретического осмысления новых журналистских практик.

Деятельность информационных агентств на фоне изменений современной медиасреды в определенной мере является связующим звеном между традиционной журналистикой и новыми медиа. Научный интерес представляет определение места информационных агентств в типологической системе СМИ, выявление особенностей их функционирования, а также коммуникативной стратегии взаимодействия с аудиторией в медиапространстве России.

В журналистиковедческой литературе проблемы информации, критерии ее отбора и основные характеристики качественных новостей исследуются достаточно активно.

Принципиальными для исследования темы функционирования информационных агентств являются труды целой плеяды отечественных ученых, которые занимаются проблематикой и спецификой функционирования информационных агентств, среди них отметим Вартанову Е. Л., Дзялошинского И. М., Засурского Я. Н, Корконосенко С .Г., Лазутину Г. В., Прохорова Е. П., Сапунова В. И., Тертычного А. А., Шкондина М. В. Исследователи уделяли внимание основным принципам и структуре построения новостных сообщений, занимались изучением журналистской хартии сотрудников информационного агентства, рассматривали профессиональные стандарты ответственности при передаче важных сообщений.

Труды вышеназванных авторитетных ученых раскрывают широкую и подробную панораму состояния современных СМИ, выделяют принципы и приоритеты новостной журналистики. В то же время следует отметить, что непосредственно деятельности информационных агентств как поставщиков информации для всех остальных средств массовой информации уделено значительно меньше внимания.

Для нашего исследования представляют интерес посвященные разным аспектам деятельности информационных агентств кандидатские диссертации Вирена Г. В. [4], Могилевской Э. В. [8], Погорелого Ю. А. [11]. Все работы защищены в последние годы, что свидетельствует о закономерном росте интереса к данной теме. Стоит отметить, что названные исследования проводили и защищали журналисты, работающие преимущественно в информационных агентствах. Они, в частности, анализировали работу агентств в российской медиасреде, особенности профессиональной деятельности журналиста информационного агентства в работе с политической, экономической информацией, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, специальных работ, посвященных исследованию типологических признаков информационного агентства как СМИ, немного, потому задачей работы является анализ существующих практик о типологии прессы, выявление на их основании ряда характеризующих признаков, отличающих агентство от иных СМИ.

Вопрос о том, какие признаки характеризуют тот или иной тип средств массовой информации, еще окончательно не решен. Например, исследователь Акопов А. И. дает такую характеристику термину: «Тип - это абстрактно-логическое понятие, объединяющее все объекты классификации, модель, которой соответствует любой класс объектов, а также элемент этого класса, входящий в классификационную систему» [1. С.40]. Также нет единой точки зрения на то, по каким признакам следует причислять издания к тому или иному признаку.

Так, известный российский ученый Е. П. Прохоров выделяет следующие типологические признаки средств массовой информации: аудиторная направленность, социальная позиция, стратегическое позиционирование относительно других СМИ. По мнению же профессора Шкондина М. В., типоформирующими факторами являются: характер аудитории, целевое назначение издания, характер передаваемой информации, а также периодичность, время выхода, объем информации, формат издания [12. С. 200].

Тем временем Акопов А. И. предлагает три взаимосвязанных метода исследования: теоретико-типологический, историко-типологический, социологический.

Одним из широко применяемых методов анализа остается теоретико- типологический. Он включает в себя следующие приемы:

- классификации СМИ по тематическому направлению и целевому назначению;

- выявление типологических признаков и их составляющих;

- составление типологических характеристик изданий, их типов и видов;

- создание универсальной логической классификационной модели;

- типологическое моделирование.

Основными типоформирующими признаками при этом выступают: издающий орган, цели и задачи издания, читательская аудитория. Эти факторы обусловливают вторичные типологические признаки: авторский состав, внутреннюю структуру, оформление, жанры публикаций. При этом многие исследователи сходятся во мнении, что тип издания может меняться в зависимости от исторических, социокультурных и журналистских обстоятельств.

Отметим, что перемена историко-социальных обстоятельств влечет за собой и изменение типологических характеристик, поскольку типологизация периодической печати ведется с учетом изменений конкретно-исторических условий, а воздействие социальных факторов является исходным этапом в процесс формирования типа периодического издания.

Ряд исследователей в список типообразующих факторов включает также регион распространения, учредителя, аудиторию, разделение прессы на качественную и массовую, издательские характеристики [6. С. 87-100].

Относительно недавно петербургский социолог А. Н. Алексеев предложил классифицировать прессу с точки зрения ее отношений с законодательством и наличия разрешения на издательскую деятельность на рубеже 2000-х гг. Ученые стали выделять такие факторы, как легитимность, а также разделять прессу на качественную и массовую.

Так, СМИ можно разделить на несколько групп:

1) по разрешенности деятельности в рамках законодательства:

- легитимные издания;

- квазилегитимные (находящиеся в пограничном состоянии, например, нарушившие законодательство до вынесения решения суда);

- нелегитимные;

2) по качеству материала:

- качественные издания (отличает аналитичность, надежность, дотоверность публикуемой информации);

- массовые издания (развлекательная направленность, ориентированность на широкое население);

3) по региону распространения:

- транснациональные издания;

- общенациональные;

- региональные;

- местные муниципальные;

4) по целевой направленности:

- общего, универсального характера;

- специализированные (разделение тематической информации по узким областям знаний);

5) по типу собственника СМИ:

- частное;

- государственное;

- смешанное.

Информационные агентства, исходя из вышеперечисленных типологических критериев, могут различаться по следующим параметрам: регион распространения, целевая направленность публикуемой информации, с участием государственных бюджетных средств или частных средств [2. С. 140].

Информационные агентства являются первыми звеньями в цепи распространения сообщений СМИ. За почти двухсотлетнюю историю существования цель агентств мирового и национального уровней оставалась неизменной: оперативная «доставка» правдивых сообщений, которые актуальны для различной аудитории.

В начале деятельность агентств существенно не отличалась от иных источников информации, поскольку они занимались переводом зарубежной корреспонденции для сотрудников местных газет. В первой половине XIX века был изобретен телеграф, который вывел информагентства на новый технологический уровень и позволил начать конкуренцию за скорость передачи сообщения. Научные изобретения активно внедрялись в информационные агентства и значительно усовершенствовали принципы их деятельности. С 20-х годов XX столетия крупные структуры начали использовать радио для международной трансляции новостей, а также применять телетайпы для передачи сообщений в газеты. В 1970-х годах в работе агентств стали использоваться компьютерные терминалы, которые обеспечивали доступ к удаленно расположенному серверу, и с помощью них агентства получали оперативные сводки деловой информации с мировых бирж. С появлением Интернета возрос не только функционал агентств, но и повысились требования к конкурентоспособности в условиях мгновенной передачи сообщений на ленты подписчикам. С самого основания агентства стремились к объективности, оперативности и непрерывности информационного потока, эти принципы во многом стали основополагающими в дальнейшей работе.

Исследователь Сапунов В. И. отмечает, что в современной России информационные агентства являются не только мощными центрами сбора и обработки потоков информации, но они во многом определяют траекторию работы для всех средств массовой информации [9. С. 160]. Потому ученый определяет информагентство как информационно-коммуникативный комплекс по накоплению, обработке и распространению общезначимых сведений, обеспечивающий оптимальное функционирование коммуникационной системы в рамках общества.

Между тем ученые Чимарова С. Ю. и Ярошевский С. С. дают такое определение: «Информационное агентство - организация, специализирующаяся на продаже СМИ государственным и коммерческим структурам новостей и аналитической информации, касающейся вопросов политики, экономики, общественной жизни, культуры, науки» [10. С. 113]. Однако из данной формулировки следует, что информационные агентства выступают лишь в качестве посредника между производителями и потребителями информации. Однако это определение, на наш взгляд, характеризует первые агентства, которые занимались переводами зарубежных материалов и не являлись, по сути, самостоятельным источником распространения эксклюзивной информации.

Стоит отметить, что в действующем законе РФ «О средствах массовой информации» [5] сообщается, что на информационные агентства «одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации».

Таким образом, основным типологическим признаком, выделяющим информационные агентства среди других СМИ, является аудиторная направленность: информационные агентства являются специфическими СМИ, материалы которых адресуются иным СМИ и структурам государственного, экономического, бизнес-секторов [6. С. 398].

Корректно формулирует этот вывод Шкондин М. В., отмечающий, что первичная и реальная аудитория агентств - это специалисты других СМИ, которые, в свою очередь, уже транслируют

информационные сообщения, являющиеся основным контентом агентств, на массовую аудиторию. Эта своеобразная аудиторная специфика влияет на векторы работы информагентств, которые пишут о событиях из разных сфер жизни.

Помимо специфичного аудиторного признака, Вартанова Е. Л. отмечает, что к уникальным задачам информационных агентств относится хранение информации. Базы данных информационных агентств в условиях постоянного информационного потока стали актуальны для проверки той или иной информации в случае сенсационных заявлений лидеров мнений или, предположим, чрезвычайных происшествий.

Солидаризуясь с мнением авторитетных исследователей, добавим, что «производственный бэкграунд» является важным информационным элементом при оценке последствий происшествия.

Таким образом, существенными признаками, которые позволяют выделить информационные агентства в самостоятельную типологическую группу, являются признаки аудиторные и целевые: поиск, сбор, обработка, распространение и хранение информации, предназначенной для последующего использования работниками СМИ. Эти признаки могут быть расширены и уточнены с помощью дополнительных критериев, описывающих особенности данной группы. Так, профессор Вартанова Е. Л. выделяет несколько критериев [3. С. 25]:

- эксклюзивность информации: уникальными сообщениями агентства зарабатывают себе репутацию ценного источника информации;

- оперативная хроника деятельности информационных агентств: речь идет о промежутке времени, зачастую очень коротком (от получения информации корреспондентом, вычитыванием текста редактором и до попадания на ленты для подписчиков);

- непрерывность функционирования также отличает работу агентств: информационное агентство работает круглосуточно, во всех часовых поясах;

- новостная информация выступает основной для контента информационного агентства: новостные заметки на лентах агентств преобладают над текстами иных жанров, хотя на сайте могут допускаться публикации аналитических статей, интервью, обзоров, фотогалерей;

- объем распространяемой информации значительно превышает аналогичный показатель других СМИ: количество сообщений, выпускаемых в день информагентством, существенно выше, чем, предположим, в прессе.

К тому же современные технологии позволяют и во многом «заставляют» работать агентство постоянно, дублируя информацию в дополнительные источники для еще одного канала коммуникации с массовой аудиторией. К таким источникам относятся сайт, группы в социальных сетях, специальные каналы агентства в мессенджерах.

В новых информационных реалиях агентства соревнуются не только за скорость передачи уникальной информации подписчикам на лентах, но и в возможностях более широкого освоения рынка. В результате мы можем наблюдать за реализацией множества сценариев: например, информационное спонсорство агентств на различных мероприятиях, эксклюзивные обзоры и интервью с лидерами мнений на актуальные темы, организация пресс-конференций на специальных площадках, а также продвижение коммерческих продуктов на информационной основе, которые интересны представителям как бизнес-сообщества, так и политических кругов.

Но, безусловно, производство новостной информации остается основным приоритетом агентства, которое лишь помогает выстраивать внешний менеджмент.

Кроме того, отметим, что журналисты информационного агентства должны избегать поведения или деятельности (политической, социальной или финансовой), которые создают конфликт интересов, дискредитируют способность сообщать новости правдиво и точно, без чьего-либо влияния. Соответственно, еще одним типологическим принципом, отличающим агентства от иных стратегий СМИ, является трансляция корреспондентом информации без эмоций.

Подводя итоги, отметим, что агентства на протяжении истории стремились к бесперебойной «доставке» актуальной информации, осваивали технологические достижения для повышения конкурентоспособности и более широкого освоения рынка. Результаты работы таких СМИ направлены на других специалистов рынка медиа, однако в современных реалиях информагентства ищут возможности взаимодействия с массовой аудиторией, используя различные каналы прямой коммуникации. Но при всех способах контактирования новостные сообщения свободны от позиции пишущего журналиста.

Таким образом, преимущественно новостной контент, непрерывность и большой объем информации являются основными характеристиками информационных агентств как типологической группы.

Список литературы

1. Акопов А. И. Периодические издания [Текст] / А. И. Акопов // Издательство Ростовского университета. - Ростов-на-Дону, 1995. - С. 40.

2. Вартанова Е. Л. Средства массовой информации постсоветской России [Текст] / Е. Л. Вартанова // М., 2002 - С. 120.

3. Вартанова Е. Л. Типология информационных агентств [Текст] / Е. Л. Вартанова, Г. В. Вирен, Т. И. Фролова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. -2013. - № 3. - С. 6-30.

4. Вирен Г. В. Принципы создания новостных текстов в российских информационных агентствах: дис. ... канд. филол. наук: [Текст] / Г. В. Вирен. - Москва, 2011. - 224 с.

5. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018) «О средствах массовой информации», ст. 23.

6. Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации [Текст] / Н. Б. Кирилова // М.: Акад. проект, 2005. - С. 398

7. Корконосенко С. Г. Основы журналистики [Текст] / С. Г. Коркосенко // М.: Аспект-пресс,2001. С. 87-100

8. Могилевская Э. В. Информационные агентства в Интернете: особенности и принципы функционирования: дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 [Текст] / Э. В. Могилевская.

- Тольятти, 2008.

9. Сапунов В. И. Зарубежные информационные агентства [Текст] / В. И. Сапунов // СПб., 2006.- С. 160

10. Чимаров С. Ю., Ярошевский С. С. Теория и практика массовой информации [Текст] / С. Ю. Чимаров, С. С. Ярошевский // Словарь-справочник. СПб., 2005. - С. 113

11. Погорелый Ю. А. Международные экономические информационные агентства: стратегия развития и творческие аспекты деятельности: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Ю. А. Погорелый.

- Москва, 2002. - 197 с.

12. Шкондин М. В. Системные характеристики СМИ. Средства массовой информации России [Текст] / М. В. Шкондин // Учеб. пособие для вузов. Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2010. - С. 200.

THE QUESTION ABOUT THE TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF THE INFORMATION AGENCY AS A GROUP OF MEDIA

Kurmanina T. S., National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, tkurmanina@mail.ru

The article deals with theoretical approaches to the typology of the mass media: classifications and methods for analysis. The definitions of the news agency are given, the unique principles of their work, which differ from other sources of information, are called. The author points out that the agency characterizes exclusivity, continuity, efficiency in work. It is also noted that the results of the work of the correspondents of the news agency, first of all, are intendedfor specialists of other mass media, who will then broadcast the news to the general public. Not only genre requirements are imposed on the materials ofjournalists of the information agency. Messages are built according to relevant standards: used quotations, "background" is used to meaningful news. Information base helps journalists to assess the scale of what is happening, it is extremely important in an emergency event, and for subscribers it allows subscribers to quickly navigate the history of the issue. This conclusion points to specific factors that cause the separation of agencies into an independent typological group.

Key words: information agency, typology, typological signs, audience.

References

1. Akopov, A. I. (1995), Periodicheskiye izdaniya [=Periodical publication], Rostov-na-Donu, 40 p. (in Russ.).

2. Vartanova, Ye. L. (2002), Sredstva massovoy informatsiipostsovetskoy Rossii [=Mass media of post-Soviet Russia], Moscow, 305 p. (in Russ.).

3. Vartanova, E. L., Viren, G. V. and Frolova, T. I. (2013), "Tipologiya informatsionnykh agentstv" [=Typology of news agencies], in: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika [=Bulletin of Moscow University. Episode 10: Journalism], Moscow, pp. 6-30 (in Russ.).

4. Viren, G. V. (2011), Printsipy sozdaniya novostnykh tekstov v rossiyskikh informatsionnykh agentstvakh [=Principles of creating news texts in Russian news agencies]: dis. ... kandidata filologicheskikh nauk, Moscow, 224p. (in Russ.).

5. Kirillova, N. B. (2005), Mediasreda rossiyskoy modernizatsii [=Media environment of Russian modernization], Moscow, 398 p. (in Russ.).

6. Korkonosenko, S. G. (2001), Osnovyi zhurnalistiki [=The basics of journalism], Moscow, pp. 87-100 p. (in Russ.).

7. Mogilevskaya, E. V. (2008), Informatsionnyye agentstva v Internete: osobennosti i printsipy funktsionirovaniya [=Information agencies on the Internet: features and principles of functioning]: dis. ... kandidata filologicheskikh nauk, Toliatti, 177p. (in Russ.)

8. Sapunov, V. I. (2006), Periodicheskiye izdaniya [=Foreign news agencies], St. Petersburg, 160 p. (in Russ.)

9. Chimarov, S. YU. and Yaroshevskiy S. S. (2005), Teoriya i praktika massovoy informatsii [=Theory and practice of mass media], St. Petersburg, 113 p. (in Russ.)

10. Pogorelyy, YU. A. (2002), Mezhdunarodnyye ekonomicheskiye informatsionnyye agentstva: strategiya razvitiya i tvorcheskiye aspekty deyatel'nosti ^International economic information agencies: development strategy and creative aspects]: dis. ... kandidata filologicheskikh nauk, Moscow, 197 p. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shkondin, M. V. (2010), Sistemnyye kharakteristiki SMI, Sredstva massovoy informatsii Rossii [=System characteristics of mass media, mass Media of Russia], Moscow, 200 p. (in Russ.).

12. Zakon RF ot 27.12.1991 N 2124-1 (red. Ot 18.04.2018) «O sredstvakh massovoy informatsii», st. 23 [=Federal law on Mass media 27.12.1991 № 2124-1].

Курманина Татьяна Сергеевна - аспирант Института филологии и журналистики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. tkurmaшna@mail. гц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.