Научная статья на тему 'Типологические особенности структуры общих функций управления финансами'

Типологические особенности структуры общих функций управления финансами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ / РАЗВИТИЕ / ОСОБЕННОСТИ / СТРУКТУРА ФУНКЦИЙ / FINANCIAL MANAGEMENT / DEVELOPMENT / FEATURES / STRUCTURE OF FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Е. П.

В статье рассмотрены типологические особенности структурного взаимодействия общих функций управления финанса-ми, развития методологии функционального финансового менеджмента, сделаны выводы о составе и структуре общих функций управления финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности структуры общих функций управления финансами»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 336:338.24

Е.П. Аксенов

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОБЩИХ ФУНКЦИЙ

УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

В статье рассмотрены типологические особенности структурного взаимодействия общих функций управления финансами, развития методологии функционального финансового менеджмента, сделаны выводы о составе и структуре общих функций управления финансами.

Управление финансами, развитие, особенности, структура функций.

The paper examines typological features of the structural interaction of the general functions of financial management, the development of methods of functional financial management, draws conclusions on the composition and structure of general functions of financial management.

Financial management, development, features, structure of functions.

Исследуя общие гносеологические и онтологические проблемы познания, мы постоянно сталкиваемся с тем, что при описании процессов различной природы неизбежно используются первообразные понятия, выполняющие роль первоосновы, необходимой для определения сущности явлений и процессов, согласования целенаправленного взаимодействия элементов системы с внутренней и внешней средой. К ним относят и общие функции управления социально-экономическими процессами и финансами. Часто ошибки отдельных исследователей функций управления финансами связаны с тем, что в качестве элементов согласования они используют неупорядоченные множества, поэтому, например, неупорядоченная масса научных фактов, категорий, понятий не тождественна системной логике научной концепции. Вполне обоснованно считается, что первообразные элементы мышления позволяют включить рассматриваемое явление в состав целого, представить его правильно в общей картине познания сущности. При этом главное, чтобы мир, функционирующий через нас, оставался соизмеримым с предпосылками гуманитарной интерпретации, соответствовал бы личностной и всеобщей эквивалентности [3, с. 165]. В данном случае речь идет о методологической тенденции, получившей обоснование и описание в когнитивистике, закрепившейся в качестве сущностного начала современного системного научного мышления. Основу его составляют необратимые процессы, вбирающие в себя все необходимое для сохранения и выживания, в том числе и свойства мышления, позволяющие согласовывать и соотносить анализируемое явление с первообразом, идеалом - фундаментальной системной целостностью мира. Системно-функциональная методология принадлежит к числу таких направлений, где позитивные решения зависят от изначальных теоретических и ценностных установок.

Современная теория финансового менеджмента не дает полных, однозначных ответов о составе, структуре взаимосвязи, типологических особенностях общих функций управления финансами, которые имеют фундаментальное значение для формирования эффективной методологии управления, повышения качества финансовой деятельности. Изучение литературных источников, действующей практики управления финансами показывает, что исследователи, менеджеры и специалисты, как правило, бессистемно, а зачастую просто интуитивно, глубоко не вникая в экономический смысл и целесообразность, выделяют различное их количество, по-разному трактуя их качественные взаимосвязи. Как правило, отечественные и зарубежные авторы выделяют от 2 до 20 и более общих функций управления [7, с. 31]. Практически в каждой научной публикации на эту тему содержится свой перечень функций управления, отличающийся от других. Это связано с тем, что современная теория и практика финансового менеджмента недостаточно полно и четко отражает системную взаимосвязь, иерархическую соподчи-ненность основных категорий, разделов теории управления финансами, несмотря на многочисленные заявления об огромном значении системной методологии для обеспечения эффективного социально-экономического развития на макро- и микроуровнях. Такое положение во многом связано с издержками быстрой, радикальной смены парадигмы социально-экономического развития России в процессе перехода к рыночной экономике, когда отрицание доминировавшей идеологии привело к полному или частичному непризнанию предыдущих достижений в развитии общей теории управления.

В этой связи следует подчеркнуть, что общие методы и функции управления финансово-экономическими отношениями являются выражением многогранной системной методологии, которая представ-

ляет, по сути, философию управления, позволяющую эффективно переходить от абстрактного к конкретному, от элементного к целому, превращая сложные категории в более простые понятия и истины. По существу она является общенаучной парадигмой XXI в., несмотря на различные точки зрения отдельных авторов. Исследование проблем управления осуществляется на основе использования всеобщей методологии, включающей онтологические, аксиологические, гносеологические, праксиологические аспекты научного познания, которые составляют философскую основу теории управления. Формирование современной научной терминологии в процессе проведения социально-экономических исследований осуществляется на основе использования моноатрибутивного и полиатрибутивного подходов. Сущность первого подхода состоит в выделении из всего многообразия исследуемых явлений главных, основных признаков, свойств, т.е. сути явления. При использовании второго подхода определение явления осуществляется на основе перечисления всех сколько-нибудь значимых его признаков. Оба подхода полезны и необходимы на различных этапах научного исследования. Первый подход используется на более высоком уровне познания, т.е. на этапе систематизации категорий, качественного совершенствования понятийного аппарата. Второй подход, как правило, используется на этапе первичного накопления и описания фактов. В настоящее время, к сожалению, вызывает недоумение то, что первый подход пытаются противопоставить второму, осуществляя фактическую подмену первого подхода вторым.

Методологической основой, необходимой для обеспечения ускоренного социально-экономического развития на базе научно-технического прогресса, использования инновационных технологий, совершенствования, внедрения эффективных форм управления финансами, является системно-функциональная концепция, представляющая собой аксиоматическую модель, в рамках которой разрабатывается терминологический аппарат, эффективные методы исследования финансово-экономических систем. Теория систем дает строгое математическое определение предмета исследования, т.е. понятия финансово-экономической системы, из которого вытекает сущность, роль, значение функций управления финансами, предмет для формирования специального направления научных знаний, - функциологии. В этом смысле определение системы является формализацией понятия «связь», которое раскрывается через понятие «функция» как целенаправленная деятельность. На первый взгляд, такой подход кажется узким по сравнению с распространенным представлением о системе как о совокупности взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, единство. Но если формализовано представление о связи между двумя объектами, то формальное описание системы взаимосвязанных, т.е. взаимодействующих элементов иь ..., П„, получается в результате композиции таких формальных связей-функций между соответствующими парами объектов

{U, ..., U} согласно определенному графу связей. Поэтому приведенная дефиниция не шире и не уПже математического определения согласно моноатрибутивному подходу к исследованию систем управления. Функция (от лат. functio) означает 'взаимодействие элементов, объектов во времени и пространстве'. В результате мы закономерно приходим к функциональной точке зрения о социально-экономической системе, которая в этом случае представляет совокупность взаимодействующих, т.е. функционирующих элементов F1, ..., Fn. В этой связи вполне закономерно использование в научных исследованиях процесса управления дерева функций, которое выражает структуру, уровни, иерархическую соподчиненность функций управления, являясь логическим отображением дерева целей финансово-экономической системы.

Следует подчеркнуть, что эта точка зрения не противоречит процессному подходу к управлению социально-экономическими системами, так как термин «процесс» (от лат. processus) означает 'течение, ход', т.е. это:

- последовательная смена состояний, стадий в развитии чего-либо, ход, развитие какого-либо явления;

- совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата [2, с. 474].

Второе определение рассматривает процесс как совокупность функций. В этой связи процесс управления финансами можно рассматривать как сложную функцию управления, или функционал, состоящий из более простых взаимосвязанных субфункционалов, элементарных функций управления, которые необходимо рассматривать только в системном взаимодействии и взаимообусловленности. При этом нельзя сопоставлять неоднородные понятия, которые не относятся к одному уровню иерархии. Поэтому, например, функциональный подход нельзя противопоставлять проектному подходу, так как последний представляет собой реализацию первого в рамках определенного проекта. Данная точка зрения основывается на системно-функциональной методологии -функциологии, которая позволяет наиболее полно исследовать все существенные отношения изучаемых финансовых явлений и процессов. Она представляет универсальные методы межотраслевого научного познания, связанные в данном случае с реализацией интегрально-функционального подхода к исследованию социально-экономических систем, закономерностей, принципов управления финансово-экономической деятельностью. В рамках данного подхода современное научное знание позволяет исследовать финансовые отношения, денежные потоки как с точки зрения внутреннего строения, особенностей субстратной основы, так и с точки зрения функционирования субъекта и объекта управления во взаимосвязи с окружающей средой в процессе реализации целей и задач управления.

В поведении экономических систем, независимо от специфических особенностей, много общего. В

этой связи Ю.Г. Марков подчеркивает, что это общее является логико-эмпирической предпосылкой, отправным пунктом для исследования закономерностей их функционирования, формирования системно-функциональной научной концепции управления, которая охватывает наиболее существенные аспекты деятельности [5, с. 2]. Поэтому методологический анализ, систематизация категорий и принципов неоклассической теории финансов, исследование их взаимосвязи на основе использования системно-функционального подхода является необходимой предпосылкой позитивного развития финансового менеджмента. До сих пор отдельные аспекты этой проблемы рассматривались только функционально-стоимостным анализом (ФСА), становление и развитие которого, прежде всего, связано с работами Л. Майлза, Н.А. Бородачева, Ю.М. Соболева, К. Томаса, Х. Эбертаи др. [8, с. 5], на основе которых в настоящее время успешно развиваются метод развертывания функций качества (Quality Function Deployment - QFD), функциональный анализ недостатков и методов их устранения (Failure Mode and Effects Analysis - FMEA), анализ функциональных и физических воздействий (Functional and Physical Analysis» - FFA).

В настоящее время широко используется методология функционально-стоимостного анализа как необходимая составная часть системы менеджмента качества, наиболее полно отвечающая требованиям стандартов серии ISO 9000. В то же время в результате поиска соответствующих решений родилась методология функционального моделирования IDEF. Первоначально Национальным институтом по стандартам и технологиям США (NIST) был разработан стандарт IDEF0, который с 1981 г. претерпел несколько незначительных изменений. Основу идеологии IDEF0 составляет дерево модели, которое дает возможность сконцентрироваться на функциональной декомпозиции финансово-экономической модели, позволяющей, например, рассматривать функцию «Обработка данных о поступлении платежей» в виде определенной иерархической структуры подфункций: «Сверка расчетно-платежных документов», «Обработка невыясненных платежей», «Формирование данных лицевых счетов» и др. В настоящее время NIST представлено пятнадцать стандартов IDEF, которые находятся в процессе постоянного совершенствования, доработки.

Исходя из общего определения термина «управление» как целенаправленной человеческой деятельности, следует, что так же, как в философии одним из главных вопросов является вопрос о первичности бытия или сознания, в теории менеджмента основным вопросом является вопрос о сущности, роли, значении, структуре функций управления. Решение этого вопроса всегда сводится к определению необходимого и достаточного состава, структуры универсальных целенаправленных действий, т.е. общих функций управления. Только осуществление на практике определенной последовательности необходимого и достаточного конечного количества функ-

ций закономерно приводит к реализации интересов субъектов управления. Для всех времен и народов перед хозяйствующим субъектом стояли и стоят одни и те же вопросы: «Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?», Какие необходимо реализовать действия, функции, чтобы достичь поставленной цели, решить задачи на основе имеющихся производственных, трудовых, финансовых ресурсов? Эти задачи необходимо решать наиболее рациональным способом, т.е. с наименьшими затратами живого и овеществленного труда, рабочего времени. Такой подход вытекает из системно-функциональной картины окружающей нас социально-экономической действительности, сущности homo sapiens, прежде всего как homo functus, т.е. человека деятельного. Поэтому человек всегда оценивается по делам его, а не по словам и намерениям, а функции и функционирование являются обязательным, необходимым, внутренне присущим, наиболее характерным свойством, без которого понятие «социально-экономическая система» просто не существует и лишено здравого смысла.

Казалось бы, что это достаточно очевидная истина, относительно несложный вопрос, имеющий вполне ясные, определенные ответы, которые постоянно, ежедневно реализуются на практике. Однако, к сожалению, в экономической теории, теории управления на них до сих пор нет исчерпывающе полных и понятных ответов. До сих пор продолжаются оживленные научные дискуссии, хотя убедительный ответ на вопрос о необходимом и достаточном составе общих функций управления социально-экономическими системами был получен российскими учеными-практиками В.И. Валковым, А.Г. Клеткиным, И.Д. Крыжко, Б.А. Кутузовым, Б.В. Семеновым в 70-х гг. ХХ в., которые в этой связи выделяли пять общих функций управления социально-экономическими системами: планирование, организацию, координирование (регулирование), контроль и учет [6, с. 40]. Тем не менее, до сих пор в специальной литературе существуют многочисленные сторонники точки зрения, основывающейся на ныне не действующем ГОСТ 24525.0-80, регламентировавшем вопросы управления предприятиями в СССР на основе использования следующих функций управления:

- прогнозирование и планирование;

- организация работы;

- мотивация;

- координация и регулирование;

- контроль, учет, анализ.

При этом следует подчеркнуть, что здесь нарушен порядок иерархической соподчиненности функций управления, так как прогнозирование является перспективным анализом; анализ, в свою очередь, является составной частью контроля; мотивация является подфункцией организации, а координация как согласование является менее емким понятием, чем регулирование. Кроме того, здесь нарушена логическая последовательность реализации функций управления на практике, так как этот ГОСТ не опре-

делял структурную соподчиненность общих функций управления. В настоящее время этот стандарт не действует, а нового подобного стандарта не создано, однако его содержание до сих пор находит некорректное отражение в общей теории управления социально-экономическими процессами, в том числе в финансовом менеджменте ряда отечественных авторов.

Другая точка зрения основывается на концепции А. Файоля, который в своих научных исследованиях, опубликованных в 1916 - 1930 гг., впервые выделил ставшие классическими понятия «функции управления» и «принципы управления». Он выделял такие функции управления, как прогнозирование, планирование, организация, координация и контроль. Функции он рассматривал, прежде всего, как действия, связанные с исполнением, осуществлением экономической деятельности. По его мнению, управление как действие, деятельность реализуется через систему функций, а именно функций управления (Цит. по [1]). В то же время Ф. Тейлор выделял только две функции управления: планирование и контроль. При этом процесс управления впервые начал рассматриваться с системных позиций. Главная его идея состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, и осуществляться специально разработанными методами, т. е. необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технологию производства, но и труд, его организацию и управление (Цит. по [1]). Общий недостаток А. Фай-оля и его современников заключался в том, что функции управления рассматривались ими без должной логической взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности, т.е. без достаточной системной, структурной упорядоченности.

В этой связи в управлении финансовыми отношениями необходимо различать следующие виды функций: общеэкономические функции, функции финансов, функции управления финансами, функции финансово-экономических процессов. В соответствии с предложенной по признаку элементного состава макроэкономических процессов классификацией необходимо выделять следующие общеэкономические функции:

- социально-институциональные - системообразующие основные группы видов экономической деятельности, отношений, направленные на обеспечение социума определенными видами жизненных средств, условий, например: промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.;

- научно-инновационные - прикладная научно-исследовательская деятельность, направленная на обеспечение инновационного процесса;

- финансово-инвестиционные - формирование, распределение и использование денежных средств;

- ресурсно-логистические - материально-техническое обеспечение экономической деятельности;

- производственно-экономические - наиболее

общие виды экономической деятельности, связанной с преобразованием производственных ресурсов в продукцию, товары, работы, услуги;

- маркетингово-сбытовые - деятельность, связанная с организацией производства и сбыта результатов экономической деятельности;

- стабилизационно-антикризисные - экономическая деятельность, обеспечивающая бескризисное развитие.

Финансы государства, организаций, хозяйствующих субъектов как экономическая категория реализуются в процессе осуществления специальных функций, особенностью которых является то, что они присущи только финансовым отношениям. Изучение их необходимо для обеспечения эффективности экономической деятельности. В общем случае финансовая деятельность сводится к реализации системы взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимообусловленных функций-процессов, связанных с движением денежных средств: их формированием, распределением и эффективным использованием. Содержание специальных функций детализируется с помощью специфических функций-операций (финансовых операций), которые раскрывают содержание отдельных видов финансовой деятельности.

Функция формирования средств организации -процесс мобилизации, аккумулирования денежных средств на банковских счетах и (или) в кассе организации, финансовых активов, необходимых для осуществления экономической деятельности, финансовых операций. К таким финансовым операциям организаций, осуществляемым в национальной или иностранной валюте, в наличной или безналичной форме, относят:

- осуществление расчетов с покупателями и заказчиками;

- погашение дебиторской задолженности;

- привлечение инвестиций для развития бизнеса;

- получение кредитов и займов;

- накопление в определенных размерах валютных активов, высоколиквидных ценных бумаг, драгоценных металлов, камней и т.д.

Функция распределения средств, денежных фондов организации представляет процесс регламентации, санкционирования в бизнес-планах, планах-графиках конкретных направлений расходования необходимых сумм для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов организации. Функция использования средств организации - это расходование средств согласно утвержденным бизнес-планам, планам-графикам в процессе осуществления, проведения финансовых операций для обеспечения эффективного прироста финансовых ресурсов, вовлекаемых в оборот, извлечения прибыли.

В процессе реализации общих функций управления последовательно осуществляется целенаправленный переход от одной функции к другой. В результате если управление финансами условно рассматривать одноактно, т.е. как монопроцесс, то его можно представить в виде:

{планирование + организация + учет + + контроль + регулирование},

что соответствует последовательной структуре управления, представленной на рис. 1а. Каждая последующая функция управления вытекает из предыдущей и без нее теряет какой-либо экономический смысл. Например, «организация» без «планирования» невозможна, а «учет» без «организации» и «планирования» лишен какого-либо смысла, «учет» является объектом деятельности для «контроля» и «регулирования» и т.д. Каждая предыдущая функция является аргументом для последующей функции. В этой связи система из пяти указанных функций является минимально необходимой и достаточной для осуществления эффективного процесса управления социально-экономическими системами.

[шшшши Г 7

Рис. 1. Основные виды структур функций управления:

а - последовательная; б - кольцевая, или цикломен; в - полный граф; г - радиальная

В этой связи финансовое планирование, например, в организации - это процедуры целеполагания, формализации оперативных, текущих, перспективных целей и задач субъектов финансовых отношений, которые регламентируют финансовую деятельность организаций, ее структурных подразделений в финансовых плановых и проектных документах, показателях на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Главная задача финансового планирования - адекватное отражение и эффективная реализация финансовых интересов, целей, задач организации менеджерами, специалистами в финансовых плановых и проектных документах и показателях. В современных условиях финансовое планирование часто реализуется в форме бюджетирования.

Организация финансовой деятельности - это совокупность действий и процедур, связанных с реализацией плановых финансовых решений менеджерами и специалистами на основе использования специальных методов, структур, приемов, инструментов, механизмов, алгоритмов, схем, планов, проектов. Главная задача организации финансовой деятельности -

своевременно создавать адекватные условия и реали-зовывать необходимые действия, средства для достижения плановых целей, решения определенных задач в соответствии с действующим законодательством государства, нормами международного права, правилами, принятыми в организации, в обществе. Финансовый учет - это процедуры регистрации, оформления, распределения финансово-экономической информации на основе первичных бухгалтерских, банковских, кассовых, налоговых документов в соответствии с утвержденными, принятыми в организации правилами, формами, методами бухгалтерского, финансового учета и отчетности. Главная задача финансового учета - своевременное, достоверное, полное, документальное отражение финансово-экономических процессов, операций, состояний, формирующихся, протекающих в организации в течение операционного дня.

Финансовый контроль - это процедуры проверки и оценки финансового состояния, экономической деятельности организации, бухгалтерских, расчетных и кассовых документов, отчетов и действий субъектов финансовых отношений на соответствие их действующему законодательству, плановым значениям, нормативным документам, интересам учредителей, собственников. Финансовое регулирование -это приведение финансового состояния, объектов финансового контроля, действий субъектов финансовых отношений в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, нормами международного права, нормативными документами организации, обычаями делового оборота, интересами учредителей, собственников. Главная задача контроля и регулирования - своевременно выявлять все отклонения и нарушения, готовить эффективные меры, направленные на приведение финансового состояния, объектов контроля в соответствие с нормативными, плановыми значениями, устранять выявленные недостатки, закреплять, развивать положительные достижения.

В результате функциональный финансовый менеджмент представляет собой одновременно последовательное и параллельное использование на практике всех перечисленных ранее простых, элементарных функций в процессе управления финансами, которые носят всеобщий, универсальный характер. Общие функции управления являются универсальными, так как с их помощью реализуются общеэкономические, специальные и специфические функции, которые присущи определенным областям человеческой деятельности. Простые функции управления в процессе их реализации взаимосвязаны в строгую, периодически повторяющуюся логическую последовательность, или цикломен: ... — планирование (1) — — организация (2) — учет (3) — контроль (4) — регулирование (5) — ... . Цикломен с точки зрения теории больших систем управления [4, с. 59], а именно топологии внутренних связей представляет собой кольцевую структуру, которая в процессе осуществления управления финансами последовательно трансформируется в полный граф (рис. 1 в).

б

а

5

2

4

3

в

Выводы, полученные автором в ходе многолетних исследований, показывают, что в трехмерном пространстве процесс управления финансами для наглядности может быть представлен в виде сотовой структуры, основным структурным элементом которой является кластер управления в форме додекаэдра. Вершины его представляют собой радиальную структуру, которая характеризует порядок взаимосвязи каждой общей функции управления с другими функциями, например: 1 - 2 - планирование организации; 1 - 3 - планирование учета; 1 - 4 - планирование контроля; 1 - 5 - планирование регулирования. По аналогии характеризуются взаимосвязи общих функций управления в смежных вершинах. Фрагментарно этот порядок представлен в на рис. 1 г. На основе объединения, композиции элементарных функций управления формируются более сложные категории и системы. Такими производными, сложными функциями управления финансами, или функционалами, являются инжиниринг, органайзинг, мониторинг, контроллинг, реинжиниринг. Основанием кластера управления является цикломен, а каждая боковая поверхность додекаэдра представляет собой сложную функцию управления. В результате кластер управления наглядно отражает порядок формирования функционалов управления, последовательную их трансформацию в реинжиниринг финансовых процессов, обеспечивающий за счет структурного взаимодействия функций управления финансами синергетический эффект. Более подробно эти процессы описаны автором в монографии «Реинжиниринг организационной структуры управления муниципальными финансами» [1, с. 12].

Таким образом, в управлении финансами все перечисленные функции должны использоваться системно, комплексно, оптимально, т.е. с позиций типологической и топологической целесообразности для обеспечения максимального синергетического эф-

фекта на основе рациональной взаимосвязи, взаимодействия в процессе управления. Только такой подход в управлении финансами, как показывает практика, может обеспечить максимальный экономический и социальный эффект, минимальные финансовые риски. Функциональный, процессный, проектный и другие подходы являются гранями единой системной методологии управления социально-экономическими системами. В теории их разделение часто является искусственным и не отвечает потребностям практики. Выделение отдельных элементов системной методологии, включая функциональный, процессный, проектный подходы, зависит от целей и задач субъектов, от специфики и масштабов объектов управления.

Список литературы

1. Аксенов, Е.П. Реинжиниринг организационной структуры управления муниципальными финансами / Е.П. Аксенов. - Томск, 2009.

2. Булыко, А.Н. Большой словарь иноязычных слов / А.Н. Булыко. - М., 2004.

3. Вжозек, В. Интерпретация человеческих действий. Между модернизмом и постмодернизмом. Проблемы исторического познания / В. Вжозек. - М., 1999.

4. Денисов, А.А. Теория больших систем / А.А. Денисов. - Л., 1982.

5. Марков, Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании / Ю.Г. Марков. - Новосибирск, 1982.

6. Основы экономики и управления угольным производством / В.И. Валковой, А.Г. Клеткин, И.Д. Крыжко и др. - М., 1976.

7. Семенов, А.К. Основы менеджмента / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - М., 2008.

8. Справочник по функционально-стоимостному анализу / А.П. Ковалев, Н.К. Моисеева, В.В. Сысун и др. - М., 1988.

УДК 330.1

С.А. Баходурова

ВОПРОСЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (на примере модели IS-LM-BP)

В статье представлены результаты апробации модели общего равновесия IS-LM-BP для экономики Республики Таджикистан. На основе построенной модели показан несбалансированный экономический рост национальной экономики. Для стабилизации экономики предложены направления экономической политики государства.

Макроэкономическое равновесие, кривая IS, кривая LM, кривая BP.

The paper presents approbation of the total equilibrium IS-LM-BP model for economy of the Tajikistan Republic. On the basis of the constructed model, unbalanced economic growth of the national economy is shown. To stabilize the economy, the directions of the government economic policy are suggested.

Macroeconomic equilibrium, IS curve, LM curve, BP curve.

Открытая экономика, которая вовлечена в международную торговлю и международные расчеты,

сталкивается с проблемами, отличающимися от проблем закрытой экономики, в которой макроэкономи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.