ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПРЕССЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
© Колоев А.С.*
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
В статье дается определение научно-просветительских изданий, рассматриваются их типологические особенности внутри определенной возрастной группы - детской и подростковой. Автор выделяет четыре группы периодики для детей и подростков: издания для дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10 лет), подростков (11-15 лет), старшеклассников (15-17 лет).
Специализированные издания отличаются большим типологическим разнообразием, поскольку они имеют узконаправленный характер, ориентированы всегда на определенную аудиторию, сформированную на основе общих профессиональных, научных, деловых, общественно-политических, культурных и духовных предпочтений. В настоящее время исследователи делают первые шаги в изучении типологической проблематики современных газет и журналов, относящихся к определенной предметно-тематической группе. Наиболее хорошо изученной сегодня представляется российская деловая пресса, поскольку в работах исследователей встречается богатая типологическая палитра этого типа изданий. Что же касается современной научно-просветительской прессы, то ее типологические аспекты подобным образом практически не изучены, если вообще не сказать, что они, к сожалению, в настоящее время в России находятся за пределами интересов исследователей журналистики. Так, автору данной диссертации удалось лишь отыскать научные работы В.А. Парафоновой ([1-3]), в которых рассматриваются типологические особенности современных российских научно-популярных журналов.
Научно-просветительское (или, что то же самое, научно-популярное) издание - это издание, содержащее сведения о теоретических и / или экспериментальных исследованиях в области науки, техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту. Научно-просветительские издания мы относим к просветительским изданиям в рамках классификации прессы, разработанной петербургскими исследователями [4].
Парафонова В.А. со ссылкой на исследователя Руденко И.А. пишет, что «возрастные особенности и своеобразие каждой из аудиторных групп не случайно определяют возникновение разных типов изданий, ведь в возрасте до 10 лет происходит познание окружающего мира, в подростковом
* Старший преподаватель кафедры Периодической печати.
периоде - накопление знаний, в старших классах - подготовка к выбору профессии, а после получения специального и высшего образования в возрасте до 25 лет, как правило, происходит определение и становление в профессиональной жизни каждого человека, далее наступает пора зрелости» [2, с. 39]. По возрастному признаку она делит аудиторию научно-просветительских изданий на детскую, молодежную и взрослую, причем в каждой из этих групп выделяет подгруппы. Так, по мнению исследователя, детские издания рассчитаны на несколько возрастных групп: на дошкольников и младших школьников (3-10 лет) и школьников в возрасте 11-13 лет. Молодежные издания при этом делятся на три возрастные группы: 14-19 лет, 20-24 лет и 25-34 лет.
Такое деление читательской аудитории представляется нам нелогичным. Действительно, если уж рассматривать разные возрастные группы, то они должны определять возникновение и существование определенных печатных изданий, рассчитанных на читателей из рассматриваемой возрастной группы. Можно согласиться с тем, что в возрасте до 10 лет у детей происходит познание окружающего мира, точнее говоря, формируются первые представления об окружающем мире. Однако очевидно, что журналы для детей дошкольного возраста сильно отличаются от журналов для учащихся 1-3 классов, поэтому вряд ли стоило бы их объединять в одну подгруппу. Та же проблема и с молодежными изданиями: подгруппа 14-19 лет кажется уж вовсе не логичной, особенно если учесть, что школу подростки заканчивают в 17 лет, - таким образом, в данную подгруппу попадают журналы для старшеклассников и журналы для тех, кто уже окончил школу и выбрал профессию.
Такое непродуманное и небрежное отношение к типологическим особенностям изданий кажется странным, ведь четкое понимание возрастных особенностей читателей необходимо каждой редакции для учета интересов и удовлетворения потребностей своей аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем, а также учитывает социально-психологические особенности детей. Рассматривая детские и юношеские издания (последние входят частично в молодежные), куда эффективнее делить, по мнению психологов, их аудиторию на четыре возрастные группы: дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10 лет), подростков (11-15 лет), старшеклассников (15-17 лет) [5, с. 134]. Очевидно, что дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.
Таким образом, можно утверждать, что возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определяют возникновение четырех типов изданий, в каждый из которых входят издания научно-популярной, познавательной направленности.
Так, познавательные издания для дошкольников в яркой и игровой форме, прибегая к сказочным сюжетам, дают детям первые знания об окружа-
ющем мире, природе, людях, а также учат писать и считать. Например, журнал «Карапуз» для дошкольников 5-7 лет посвящен обучению и счету, подготовке руки к письму, развитию памяти, мышления, речи. Журнал «Сви-релька» (не путать со «Свирель») для детей преимущественно дошкольного возраста (3-8 лет) знакомит с окружающим миром, рассказывая в занимательной форме о животных и растениях.
Начиная учиться в школе, ребенок больше нуждается в обучении, нежели в игре и развлечении, хотя последние всё еще остаются крайне важными для него, но теперь уже игры и развлечения играют вспомогательную роль по отношению к процессу обучения. В изданиях для учащихся 1-3 классов характерно использование игровых элементов в серьезных целях - процесса обучения, организации учебного труда, воспитании. В качестве примера можно привести познавательный журнал «Свирель», который содержит популярные научно-образовательные материалы по различным аспектам естествознания и экологии, ориентированные на учебные планы младших классов школы.
В подростковом возрасте у детей возрастает потребность в познании, возникает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы, появляется особый интерес к различным сферам деятельности, в том числе и к науке, технике, техническому творчеству. Примером издания научно-популярной направленности для данной возрастной группы служит журнал «Юный эрудит», который, как утверждает редакция, адресован детям и младшим подросткам в возрасте 10-13 лет. В эту же подгруппу можно отнести журналы «А почему?», «Левша», «Юнга», «Авто-Юниор», «Юный техник», «Юный натуралист», <^ЕОлёнок» и многие другие.
Ситуация же с научно-просветительскими журналами для старшеклассников в России довольно плачевная, поскольку в этой нише наблюдается острый дефицит изданий. В 2011 году перестала выходить печатная версия известного физико-математического журнала «Квант», который издавался с 1970 года и даже по оценке экспертов ЮНЕСКО в 1985 году являлся уникальным в мире журналом [6]. В конце 2008 года вышел последний номер красочного научно-познавательного журнала «Terra Teencognita» (издавался с 2007-го), который в занимательной форме рассказывал старшеклассникам полезную информацию из мира науки, техники, истории, литературы, географии, спорта, музыки и т.д. Некоторые издания для старшеклассников сегодня в России выходят нерегулярно и тиражом меньше 1000 экземпляров.
В настоящее время выходят несколько изданий, которых можно причислить в рассматриваемой подгруппе изданий для старшеклассников. Например, журнал «Потенциал», ориентированный на школьников 8-11 классов. Однако отметим, что этот журнал носит не столько научно-просветительский характер, сколько образовательный, поскольку журнал создается при участии преподавателей Московского физико-технического института и в
нем публикуются материалы школьных олимпиад и вступительные экзамены в российские вузы с разбором решений. Хотя на страницах журнала также рассказывается об удивительных физических явлениях и законах, науке программирования, теории алгоритмов, истории науки и техники.
Говоря о периодике для учащихся средней школы и особенно для старшеклассников (аудитория 11-17 лет), хотелось бы заметить, что на современном российском рынке подростково-молодежной журнальной периодики доминируют развлекательные глянцевые журналы, составляющие 75 % от тиража всех юношеских изданий, выходящих в стране. При этом, к сожалению, большинству из современных подростково-молодежных журналов присущ сенсационно-бульварный характер [7, с. 91]. Четырьмя самыми популярными ежемесячными журналами среди аудитории от 12 до 19 лет (что незначительно отличается от рассматриваемой нами аудитории 11-17 лет) согласно исследованию компании TNS Россия, которое проводилось в Москве в период с марта по июль 2011 года, являются «Cosmopolitan» (131 тысяча читателей одного номера), «Yes!» (103 тысячи), «Игромания» (102 тысячи) и «Вокруг света» (почти 100 тысяч), остальные издания идут с явным отрывом [8]. Всего же в список наиболее читаемых журналов среди столичной молодежи по результатам исследования попали 15 изданий: среди них 4 журнала для девушек, посвященных моде и взаимоотношениям с противоположным полом («Cosmopolitan», «Elle Girl», «Oops!», «Yes!», «Ли-за^Ы»), 4 журнала о компьютерах и компьютерных играх («Страна игр», «Игромания», «Лучшие компьютерные игры», «Хакер»), 2 журнала, посвященные телешоу и историям из жизни знаменитостей («Дом-2», «Караван Историй»), 2 познавательных журнала о путешествиях и разных странах мира («Geo», «Вокруг света») и 2 два журнала о современной культуре («Rolling Stone», «Хулиган»). Исходя из этого списка, можно сделать вывод о том, какие темы интересуют аудиторию от 12 до 19 лет: мода, отношения, жизнь звезд, компьютерные игры, путешествия, современная молодежная культура.
Однако результаты социологических опросов указывают на то, что значительная часть молодежной аудитории испытывает интерес и к темам, которые практически не освещаются в данных журналах. Так, согласно данным исследования «Влияние СМИ на молодежь» сами представители молодежи приоритетными для себя называют темы досуга, развлечений и спорта (59 %), образования и науки (40 %), моды и стиля (34 %), политики (31 %), а замыкают рейтинг пристрастий молодежи семья и семейные взаимоотношения (21,6 %) и, наконец, религия (11,9 %) [9, с. 246]. Получается, что значительная часть молодых людей интересуется темами образования и науки, однако среди самых популярных у молодежной аудитории журналов нет ни одного, в котором бы этим темам уделялось достаточно внимания. Кроме того, по результатам социологического опроса, «высоким» уровень
журналов для молодежи назвали всего 10,8 % опрошенных молодых людей, 40,9 % оценили его как «средний» и примерно каждый третий (31,0 %) считает этот уровень «низким» [10, с. 21], что является одной из причин того, что аудитория молодежных изданий, в том числе и научно-просветительских, сокращается.
Таким образом, научно-просветительская журналистика для детей и школьников в нашей стране требует сегодня не только пристального внимания со стороны исследователей прессы, но и журналистов, редакторов и издателей.
Список литературы:
1. Парафонова В.А. Профильные особенности современных научно-популярных журналов России (1992-2008 гг.). - М., 2008.
2. Парафонова В.А. Современные научно-популярные журналы России (1992-2007 гг.). - М., 2008.
3. Парафонова В.А. Типологические особенности современных научно-популярных журналов России (1992-2008 гг.). - М., 2008.
4. Массмедиа российского мегаполиса. Типология печатных СМИ / Под ред. Б.Я. Мисонжникова, М.А. Шишкиной. - СПб., 2009.
5. Система средств массовой информации России: учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2001.
6. «Кванту» - 15 лет // Квант. - 1985. - № 1.
7. Шостак М.И. Журналы в системе СМИ: типология и «ниши» изданий: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2007.
8. Рейтинги СМИ - Пресса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tns-global.ru/rus/data/ratings/press/index.wbp.
9. Медиаобразование: от теории к практике: сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации», Томск, 20-21 ноября 2007. -Томск, 2007.
10. Жилаевская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. -Томск, 2009.