12. Shesterkina, L. P.and Belova, L. I. (2014) «K «ideal'nomu» zhumalistu - cherez studencheskuyu praktiku (metodicheskoe esse)» [=To the "ideal" journalist - through student practice (methodological essays)], in: Zhurnalist. Sotsial'nye kommunikatsii [=Journalist. Social communication], - N 4. -pp. 83-103.
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 388-394.
УДК 808.54
Н. Л. Кулакова
тематическая направленность детских и подростковых сми, включенных в холдинговые структуры
Статья посвящена характеристике прессы для детской и подростковой аудитории, выпускаемой различными холдинговыми структурами: объединенными редакциями, издательскими домами, издательско-продюсерскими центрами. В работе дана характеристика возрастных групп (дошкольников, младших и старших школьников), которые сегментируются по интересам в различных сферах жизнедеятельности и выступают основанием для широкой тематической модификации изданий для детей и подростков. Приводится анализ тематической направленности детских и подростковых изданий в зависимости от программных целей издателя и вида холдинговой структуры, а также возрастной группы.
Ключевые слова: детская аудитория; медиахолдинг; просветительская направленность; социализация ребенка; конвергентные СМИ.
Тематическая направленность детских и подростковых СМИ, включенных в холдинговые структуры, на сегодняшний момент системно не исследовалась. Теоретической базой изучения прессы для детей и подростков, выпускаемой различными холдинговыми структурами, могут служить работы специалистов в области экономики и менеджмента СМИ Е. Л. Вартановой, С. М. Гуревича, И. Н. Деминой, В. Л. Иваницкого, С. С. Смирнова Д. А. Мурзина; работы по истории детской журналистики М. И. Алексеевой, Л. А. Вят-киной, О. Е. Коханой, М. Ф. Поповой, А. В. Третьякова, М. Л. Холмова; публикации в области типологии СМИ и анализа современного состояния детских и подростковых средств массовой информации И. А. Ру-денко, А. П. Гостомыслова, У. О. Лешко, С. Б. Стебловской, Д. А. Рогожкина, а также социологов, изучающих детскую аудиторию СМИ: Н. В. Васильевой А. В. Шарикова, С. Н. Щегловой.
Цель данного исследования - проанализировать соответствие тематической модификации изданий для детей и подростков, выпуска-
емых медиахолдингами различного вида, специфике аудиторных подгрупп.
За последние десятилетия российские СМИ изменились радикально. Эти перемены были вызваны переходом средств массовой информации на рыночные основы деятельности. Проблема функционирования в новых реалиях особенно остро встала перед прессой для детей и подростков. В Советском Союзе, где учредителем всех СМИ было государство, детские газеты и журналы формально финансировались центральным или республиканским комитетами комсомола и Советом пионерской организации. Выйдя на рынок в начале 1990-х годов, многие из них вынуждены были искать себе новых учредителей. На сегодняшний день пресса для детей издается крупными издательскими домами (холдингами). По определению С. М. Гуревича, холдинг (от англ. holding - владение) представляет собой такую структуру издательства, при которой вокруг главной («материнской») компании или редакции создаются финансово зависимые от нее компании или редакции периодических изданий. Со временем в этой структуре могут возникать
подразделения, занимающиеся исключительно коммерческой деятельностью [3].
Сегодня под холдингом традиционно понимают мегамедиакомании (megamedia-companies) - транснациональные медиакор-порации, действующие на различных рынках СМИ - вещательном, печатном, кинопроизводства, звукозаписи, в структуру которых входят различные подразделения [2]. Но это характерно и для национальных, и для региональных СМИ. Так, исследователь СМИ О. Дубровская отмечает, что «объединение национальных изданий в единую централизованную систему позволяет гибко реагировать на запросы рынка, предлагать качественный конкурентный продукт и обеспечить экономию бюджетных средств» [5]. Исследователь Б. Я. Мисонж-ников подчеркивает тот факт, что «в настоящее время практически все сколько-нибудь влиятельные массмедиа монополизированы и включены в систему с жесткой ценностной иерархией, обладающей не только конкретным местом и статусом в общественно-политической структуре, но и выполняющей определенные задачи, выгодные довольно узкому кругу лиц. Наивно было бы думать, что их позиция всегда бескорыстна и соотносима с целями и задачами общества. Скорее, наоборот: социальные, политические, экономические цели и стремление безраздельно властвовать обусловливают их отношение к аудитории. Это отношение, в принципе, прагматически конкретное, определенное и детерминированное потребительски» [7].
С. С. Смирнов [9] утверждает, что с начала 2000-х годов в национальной медиасистеме наметился переход от пассивного варианта концентрации к активному. «Хаотичный процесс разрастания медиасобственности, свойственный информационному рынку в предыдущее десятилетие, не уменьшив свои обороты, начал приобретать осмысленность, выражающуюся в стремлении к реально эффективному экономическому планированию медиабизнеса».
Здесь важно отметить, что применительно к СМИ часто звучит термин 'концентрация' как объединение компаний, владеющих капиталом в различных сегментах медиаиндустрии, а также в смежных сегментах информационно-коммуникационной индустрии.
Это характерно и для тех медиахолдингов, которые включили в линейку своих изданий периодику для детской аудитории. В западной прессе каждый медиахолдинг стремится ра-
ботать на аудиторию по своей тематике. Так, ИД «Бурда» выпускает для юной аудитории издания, адресованные девочкам подросткового возраста. ИД «Де Агостини» - журналы-коллекции, ООО «Грунер + Яр Магазинз» (издательский дом Акселя Шпрингера) - «Геоленок» - детское приложение к научно-популярному журналу «GEO». В Италии детские газеты выходят как приложения к взрослым региональным изданиям, а журналы являются кальками международных издательских домов и выпускают преимущественно комиксы [4].
Детские СМИ издаются сегодня объединенными редакциями, издательскими домами, издательско-продюсерскими центрами, между которыми разворачивается конкурентная борьба, направленная на завоевание аудитории за счет специализации издания и создания тематических приложений. Это отличает прессу для взрослых от прессы для детей. Принято считать, что специализированная пресса - это явление второго порядка. Особое место занимают периодические издания универсального типа («для всех и для каждого»), которые удовлетворяют первичные информационные потребности широкой аудитории. Перед детскими СМИ не стоит задача - информирование аудитории об изменениях в обществе с целью создания у них надежных ориентиров в социуме. Особенностью дифференциации детской прессы является целевая аудитория, которая делится на возрастные группы, которые сегментируются по интересам в различных сферах жизнедеятельности и выступают основанием для широкой тематической модификации изданий для детей и подростков.
Под аудиторией детской и подростковой прессы традиционно рассматриваются потенциальные читатели вышеуказанной прессы, возраст которых ограничен интервалом от 1 до 17 лет. Характеризуя аудиторию детской и подростковой прессы, И. А. Руденко [8; 9; 10], опираясь на исследования Л. П. Божович [1], выделяет 4 возрастные группы изданий: «для дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10 лет), подростков (11-15 лет) и старшеклассников (15-17 лет)». Мы предлагаем также учитывать новую возрастную группу (1-3 лет). [6]
Представим тематические направления детской прессы с учетом возрастных особенностей аудитории.
Для возрастной группы от 1 до 3 тематическим предпочтением являются издания на
твердых страницах с развивающими и обучающими играми. («Погремушка», «Для самых-са-мых маленьких», «Школа семи гномов» - первые три журнала, каждый - для своего года, «Познайко»). В ходе знакомства с таким изданием ребенок играет, а также усваивает цвета, формы, буквы, знакомится со сказочными героями, с представителями мира животных. В дополнение к печатным СМИ создаются и видеоприложения к изданию, а также предметы быта, которые способствуют интерактивному общению читателей с изданием.
Для возрастной группы от 3 до 6 лет тематическими предпочтениями становятся сказки, раскраски и мультфильмы, комиксы для малышей. В журналах есть публикации, в которых изложены основы творчества, например, рубрика «Рисуем по точкам». Журналы этой возрастной группы адресованы как девочкам («Мир принцессы», «Волшебницы»), так и мальчикам «Самолетики», «Веселые гонки». В отдельную группу объединяются издания, направленные на развитие познавательного интереса: «Почемучка и друзья», «Узнавайка».
Для младших школьников - возрастная группа от 7 до 10 лет - издательства отдают предпочтения просветительской тематике («Мир животных», «Мир растений», «Собери свой телескоп», «Маленькие академики». Отдельные журналы направлены на формирование учебных навыков: «Журналы-прописи», «Шляпа. Speak Out For Kids - английский язык для младших школьников» и др.
Функциональной направленностью журналов этой группы является социализация как процесс получения ребенком навыков, которые необходимы ему для полноценной жизни в обществе. Этому посвящены журналы мод для девочек («Юла», «Вероника», «Мир принцессы», «София прекрасная», «Top-model», «С Барби ты можешь всё»), журналы по этикету («Eguestriagirls», «Холодное сердце», «Вол-шебницы»^тх), журналы для мальчиков («Машинки», «Самолетики», «Танки»), журналы экологической проблематики («Котэлло», «Лошадки», «Мир растений», «Тошка и компания», «Свирель»).
Особо нужно отметить реализацию гедонистического направления в детской прессе через знакомство в журналах со сказками, стихами, комиксами, но и через кроссворды, сканворды, головоломки для малышей («Бабушкин внук», «Сканворденок»). Таким образом, самые млад-
шие школьники получают первые опыты эстетического и интеллектуального наслаждения.
Подросткам 11-14 лет адресованы универсальные журналы («Клёпа», «Пионер», «Костер», «Бум»), где наряду с публикациями просветительской и развлекательной тематики появляются материалы, рассказывающие о социуме и о жизни в нем современных подростков. Для этой возрастной группы создаются и газеты, которые отсутствуют в перечне периодических изданий, адресованных дошкольникам и младшим школьникам. В контексте сказанного отметим среди них «Пионерскую правду» и «Антошку», которые рассказывают своей аудитории о разных сторонах жизни школьников: взаимоотношениях с родителями, с учителями и др. Газеты активизируют обратную связь с аудиторией через публикацию писем читателей. Для российских подростков 11-14 лет выпускают свою продукцию и международные издательские дома, которые предлагают кальки просветительских журналов: «Приглашение в оперу» - 4 журнала с DVD, «Путешествие по Европе» - 20 выпусков журнала с DVD-диском, журнал в виде книги «Мир математики» и еще 12 специальных журналов-коллекций (по мировой литературе и истории науки; по минералогии, искусству и живописи). Отдельную группу составляют периодические издания энциклопедического характера, направленные на расширение кругозора юных читателей: «Чудеса и приключения детям», «Детская энциклопедия», «Юный эрудит».
Как известно, для подростка характерно включение в доступные для него формы общественной жизни. Это связано с тем, что идет интенсивное формирование его мировоззрения, нравственных идеалов, системы оценочных суждений и моральных принципов. Ответы на возникающие информационные запросы подростки находят в серии периодических специализированных изданий: «Студия Антре» -для юных любителей балета, «Юный техник», «Левша» (для юных изобретателей), «Путевый журнал» и «Геоленок» (для любителей географии), «Ларец Клио» (для любителей истории), кальки зарубежных комиксов из серии «Скуби-Ду», «Багз Банни и его друзья», а также журналы с постерами о молодежных кумирах и журналы, посвященные мистическим историям («Полнолуние»), а также журналы религиозного содержания («Свечечка», «Божий лучик», «Лампадка»).
Для старшей возрастной группы - 15-17 лет - издатели предлагают журналы узко направленной просветительской тематики: «Юный натуралист», «Юный химик», «Мир математики», посвященные миру эстрады «Ровесник» (музыкальная тема), «Все звезды» (журнал постеров), «Ооps», «Cool English + CD, комиксы («Gen-13», «Человек-Паук»), журналы по предметам: «Наша школа», «Химия в школе», «Биология в школе», общественно-политические издания («Бумеранг», «Маруся»; газеты «Опасный возраст», «Добрая дорога детства», «Юношеская газета»), журналы религиозной направленности («Божий мир», «Настя и Никита», «Наследник»).
Как было сказано выше, возрастные границы и тематические предпочтения аудитории детской прессы создают экономические основы ее существования в структуре объединенных редакций, издательских домов, издатель-ско-продюсерских центров. Представим подробно функционирование детских СМИ.
Объединенные редакции [3] возникли из производственно-издательских объединений, где редакция имела свое издательство с типографией. Как отмечает С. Гуревич, это была лишь начальная форма установления тесных экономических связей между несколькими структурами: газетной редакцией, издательством, типографией. Впоследствии, получив экономическую самостоятельность, редакция стремилась расширить свою аудиторию за счет приложений, которые затем становились самостоятельными изданиями в структуре объединенной редакции. Сегодня к объединенным редакциям относят и конвергентные редакции, выпускающие электронный контент (аудио, видеоприложения, сайты изданий с возможностями мультимедиа).
Объединенные редакции на федеральном уровне выпускают детскую периодику:
- для младших школьников и подростков (объединенные редакции журналов «Юный техник», «Мурзилка», альманаха «Лазурь» с приложениями для читателей разного возраста»); газета «Пионерская правда» с приложениями для читателей-москвичей «Юный Москвич», для младших школьников «Привет, девчонки и мальчишки», для юных спортсменов «Олимпионик», для юных компьютерщиков «Ася и Клава», а также электронная версия газеты; объединенная редакция журнала «Балет» с приложением для юных любителей балета «Студия Антре»; объединенная редак-
ция журнала «Фома» с приложением для детей «Настя и Никита».
- для старшеклассников (объединенная редакция МВД - газета «Опасный возраст», объединенная редакция иллюстрированного ежемесячника для водителей и пешеходов «Стоп-газета»- газета «Добрая дорога детства»).
Таким образом, объединенные редакции, появившиеся на базе одного детского издания, как правило, имеют универсальное содержание, адресованное детям разного возраста. Издания для детей, созданные на базе взрослых изданий, строго соответствует направленности взрослого издания (право, искусство, спорт, религия и др.).
Издательский дом, по определению С. М. Гу-ревича - это объединение нескольких редакций, выпускающих печатные периодические издания. Иногда в него входят книжная редакция и структуры, производящие разнообразную печатную продукцию - плакаты, буклеты, открытки и др. Структура издательского дома нередко представляет собой холдинг (от англ. Holding -владение). В этом случае вокруг главной - «материнской» - компании или редакции создаются финансово зависимые от нее компании или редакции периодических изданий [3].
В Российской Федерации детскую периодику выпускают издательские дома, созданные на базе детских издательств: ИД «Карапуз», ИД «Мозаика-Синтез», ИД «Розовый слон», ИД «Комикс», выпускающий детскую литературу для дошкольников и младших школьников, в том числе периодические издания, а также транснациональные концерны «De Agostint», «Burda», «Грунер + Яр», «Джи Фаб-бри Эдишинз», которые работают каждый в своей тематической нише - журналы-коллекции «Мягкие игрушки», «Собери свой телескоп», журналы-путешествия («^еоленок»), журналы мод «Лиза Cirl», и выпускают в этой же тематике периодику для детей от младшего до старшего возраста. Нетипичным является ИД «Эгмонт Россия», который специализируется именно на детской периодике и выпускает в России журналы для всех возрастных групп (от 1 до 17 лет), самой разной тематической направленности - от журналов-раскрасок до энциклопедических изданий, от калек зарубежных изданий, в том числе комиксов, журналов о животных, до национальных российских проектов: «Смешарики», «Простоквашино», являющихся примером просветительских журналов для младших школьников.
Издательско-продюсерские центры [10] -это тип конвергентных редакций, где редак-ционно-издательская (книжная и журнальная продукция от разработки концепта до производства) сочетается с производством анимационных фильмов, теле- и радиопередач, разработкой медийных продуктов, организацией культурно-просветительских акций, праздников, театрализованных представлений. В Российской Федерации детскую периодику выпускают издательские группы электронных СМИ и телевизионных проектов: Издательская группа «Класс» (журнал «Спокойной ночи, малыши!» - дополнение к телевизионной передаче), студия «Союзмультфильм» (одноименный журнал для юных мультипликаторов), компания «Ералаш» (киножурнал, школа-студия для юных актеров, сайт, печатный журнал), «Веселые картинки» (журнал + организация праздников), а также «Клёпа» (концерты, фильмы и мультфильмы, выпуск кукол, сайт + печатное издание). В эту же категорию входит журнал «Смешарики», который имеет студию мультфильмов, выпускает игрушки и канцелярские принадлежности с символикой, организует массовые праздники, но сейчас выходит под «зонтиком» ИД «Эгмонд-Россия». Особенность периодики издательско-продюсерских центров состоит в том, что она адресована дошкольникам и младшим школьникам.
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что медиахолдинги, выпускающие периодические издания для детей и подростков, учитывают особенности каждой возрастной подгруппы. Поскольку юные читатели не являются финансово самостоятельной аудиторией, издатели ориентируются на первоочередные потребности родителей в вопросах воспитания и развития детей, сочетая выпуск периодических изданий с книгами, играми, игрушками-приложениями, которые выходят в дополнение к своей издательской линейке. При работе со школьниками младшего и среднего возраста учитываются также и требования учебных программ и программ дополнительного образования. В то же время на тематическом разнообразии изданий сказывается тот факт, что общество еще не научилось вступать в диалог с подростками по социальным вопросам, вопросам экономики, общественного устройства, взаимоотношений полов, поколений и других актуальных для взрослеющего ребенка тем. Поэтому на федеральном и даже на региональном уровне практически отсут-
ствуют издания общественно-политической и социальной тематики. И этот пробел в информационном поле вынуждены занимать самодеятельные издания.
Список литературы
1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фель-дштейна; вступит. ст. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
2. Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие / Е. Л. Вартанова. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 330.
3. Гуревич, С. М. Экономика отечественных СМИ: учеб. пособие для вузов / С. М. Гуревич. М.: Аспект Пресс, 2004.
4. Дементьева, Е. В. СМИ Италии: история и основные тенденции развития в XIX -XX веке / Е. В. Дементьева // Медиаскоп. 2014. № 4.
5. Дубровская, О. Медиахолдинг - информационная структура XXI века / О. Дубровская // Национальные медиахолдинги в контексте государственной информационной политики. Минск: Центр БГУ, 2014.
6. Кулакова, Н. Л. Издатель в поисках детской аудитории / Н. Л. Кулакова // Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический анализ). М.: НИИ школ. технологий, 2006.
7. Мисонжников, Б. Я. Современный меди-ахолдинг: генезис, состояние и перспективы развития [Электронный ресурс] / Б. Я. Мисонжников // Журналистский ежегодник 2012. № 1. С. 30-32. URL: http://cyberleninka. ru/artide/n/sovremennyy-mediaholding-genezis-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 27.02.2015).
8. Руденко, И. А. Детская и юношеская пресса России / И. А. Руденко // Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический анализ). М.: НИИ школ. технологий, 2006.
9. Руденко, И. А. Детская и юношеская пресса / И. А. Руденко // Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Каникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснян-ской. М.: Аспект Пресс, 2007.
10. Руденко, И. А. Особенности диалога «Мурзилки» с юной аудиторией: к юбилею журнала / И. А. Руденко // Журналистика в 2014 году. СМИ как фактор общественного
диалога: сб. материалов науч.-практ. конф. М.: МедиаМир, Фак. журналистики МГУ, 2015.
11. Смирнов, С. С. Концентрация средств массовой информации в условиях трансфор-
мации национальной медиасистемы: автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. С. Смирнов. М.: Фак. журналистики МГУ, 2006.
Кулакова Надежда Леонидовна - соискатель кафедры периодической печати Московского государственного университета, педагог дополнительного образования по журналистике Центра внешкольной работы.
Kulakova N. L. External Phd student in Printed media department in Faculty of Journalism in Lomonosov Moscow State University. Teacher of Journalism in «Out-of-school centre». Director in regional nonprofit organization «Creative association «YUNPRESS».
thematic outlines of children's and teen media as a part of holding frameworks
The article deals with characteristics of press for kids and teenager audience edited by different holding frameworks e.g. interlinked editors, publishers, publishing houses, publishing and producing centers. It also considers age groups (pre-school children, school and high school students) according to the segments of their interests which manifest in different activities and allow a broader modification of media production for children and teens. There is an analysis of thematic outlines of children's and teen media upon program aims of a publisher, form of a holding framework and age group as well. The author concludes that media holdings which publish periodicals for kids and teens take into account each age subgroup. Since young readers are not financially independent audience, the publishers focus on basic needs of parents in children's education and development through combination of periodicals, games, play work supplements which are a part of publishing line. Addressing basic and ground scholars, these materials meet requirements of school curriculum and programs of additional education. At the same time the thematic variety of publishers is impacted by the fact that society is not yet ready to enter a dialogue with teens on social issues, economics, social structures, gender equality, interacting of generations and other topics which are of importance for growing up child. That is why both on federal and regional level there are no any media products on social and political themes. And own run publishing unit have to fill this gap within information space.
Keywords: children audience; media holdings; educational focus; children's socialization; convergent media.
References
1. Bozhovich, L. I. (1997) Problemy formirovaniya lichnosti [=Problems of personal identity formation], Izdatel'stvo «Institut prakticheskoy psikhologii»; Moscow, NPO «MODEK», Voronezh (in Russ.).
2. Vartanova, Ye. L. (2005)Mediaekonomikazarubezhnykh stran: ucheb. posobiye [=Mediaeconomy of foreign countries: manual], Aspekt Press, Moscow, 330 p. (in Russ.).
3. Gurevich, S. M. (2004) Ekonomika otechestvennykh SMI: ucheb. posobiye dlya vuzov [= Economy of domestic media: manual for universities], Aspekt Press, Moscow (in Russ.).
4. Dement'yeva, Ye. V. (2014) "SMI Italii: istoriya i osnovnyye tendentsii razvitiya v XIX-XX veke" [=Italy's media history and development trends in the XIX-XX century], in: Mediaskop [=Mediascope], N 4 (in Russ.).
5. Dubrovskaya, O. (2014) "Mediakholding - informatsionnaya struktura XXI veka" [=Mediaholding as an information structure of the XXI century], in: Natsional'nyye mediakholdingi v kontekste gosudarstvennoy informatsionnoy politiki [=The national media holdings in the context of the state information policy], Tsentr BGU, Minsk (in Russ.).
6. Kulakova, N. L. (2006) "Izdatel' v poiskakh detskoy auditorii" [=Published in search of an audience of children], in: Informatsionnoye prostranstvo rossiyskogo podrostka v postsovetskiy period
(sotsiologicheskiy analiz) [=The information space of the Russian teenager in post-Soviet period (sociological analysis)], NII shkol'nykh tekhnologiy, Moscow (=in Russ.).
7. Misonzhnikov, B. Ya. (2012) "Sovremennyy mediakholding: genezis, sostoyaniye i perspektivy razvitiya" [=Modern media holding: genesis, state and prospects of development], in: Zhurnalistskiy yezhegodnik [=Journalist Yearbook], N 1, pp. 30-32, available at: URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ sovremennyy-mediaholding-genezis-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya, accessed 27.12.2014 (in Russ.).
8. Rudenko, I. A. (2006) "Detskaya i yunosheskaya pressa Rossii" [=Children and Youth Russia press], in: Informatsionnoyeprostranstvo rossiyskogopodrostka vpostsovetskiyperiod (sotsiologicheskiy analiz) [=The information space of the Russian teenager in post-Soviet period (sociological analysis)], NII shkol'nykh tekhnologiy, Moscow (in Russ.).
9. Rudenko, I. A. (2007) "Detskaya i yunosheskaya pressa" [=Children and Youth press], in: Tipologiya periodicheskoy pechati: ucheb. posobiye dlya studentov vuzov [=Typology of periodicals: manual for students], M. Ye. Kanikina, V. V. Baranov, O. A. Voronova i dr.; eds. M. V. Shkondina, L. L. Resnyanskoy, Aspekt Press, Moscow (in Russ.).
10. Rudenko, I. A. (2015) "Osobennosti dialoga «Murzilki» s yunoy auditoriyey: k yubileyu zhurnala" [=Features dialogue "Murzilki" with a young audience: for the anniversary of the magazine], in: Zhurnalistika v 2014 godu. SMI kakfaktor obshchestvennogo dialoga. Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii [=Journalism in 2014. Media as a factor of social dialogue. Proceedings of scientific-practical conference], MediaMir, Fakul'tet zhurnalistiki MGU, Moscow (in Russ.).
11. Smirnov, S. S. (2006) Kontsentratsiya sredstv massovoy informatsii v usloviyakh transformatsii natsional'noy mediasistemy : avtoreferat dissertatsii [=The concentration of the media in the transformation of the national media systems. Abstract of the thesis], Fakul'tet zhurnalistiki MGU, Moscow (in Russ.).
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 394-400.
УДК 070, ББК 076
С. С. Распопова
журналист в условиях современной общественной практики: выбор профессионально-этических ориентиров
Статья посвящена выбору профессионально-этических ориентиров в поведении журналистов в условиях рассогласованности системы ценностей. Система ценностей представлена через «высшие ценности», ценности как установки морали и права, а также периферийные ценности, к которым относятся артефакты. На примере анализа откликов на публикации карикатур во французском журнале «Шарли Эбдо» рассмотрена проблема свободы слова и творческой деятельности.
Ключевые слова: мораль; право; свобода; ценности; профессионально-этические регуляторы поведения журналиста.
Прежде чем говорить о выборе журналистами профессионально-этических ориентиров в условиях современной общественной практики, рассмотрим отношения между моралью и правом. В аспекте сказанного важно отметить, что среди практиков журналистики существует расхожее мнение о том, что у журналистов есть потребность в выполнении законов, а
этические кодексы для них не обязательны. Вместе с тем мораль и право в своем историческом развитии не противоречат друг другу, это две универсально значимые системы, которые относительно самостоятельны в жизни общества. Содержание морали непосредственным образом связано с правом. Их соотношение представлено в виде единства, противополож-