Научная статья на тему 'Типологические особенности формирования психологической зависимости в парадигме аналитической психологии К. Г. Юнга'

Типологические особенности формирования психологической зависимости в парадигме аналитической психологии К. Г. Юнга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1596
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К.Г. ЮНГА / ANALYTIC PSYCHOLOGY BY C.G. JUNG / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / ИСКАЖЕННЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / ТЕНЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / PSYCHOLOGICAL DEPENDENCE / DISTORTED TYPE OF PERSONALITY / SHADOW / PERSONAL DEVELOPMENT / FUNCTIONALLY PSYCHOLOGICAL TYPE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Густодымова В.С.

Представлены результаты исследования типологических особенностей формирования психологической зависимости в парадигме аналитической психологии К.Г. Юнга. Обследовано 328 человек в возрасте от 18 до 45 лет. Обнаружена достоверная связь между психологическим типом личности и склонностью к различным видам зависимости. Феномен психологической зависимости рассматривается как одно из негативных последствий необходимых адаптаций личности к условиям внешней среды с точки зрения юнгианской типологии. Выявлены некоторые типологические особенности личности, оказывающие существенное влияние на формирование зависимости: искаженный и смешанный тип личности, недифференцированная психическая функция. Проблема дифференциации функций приводит к односторонней линии поведения, что неизбежно ведет к потере психического равновесия и дисбалансу личности. Показана значимость диагностики функционально-психологического типа личности на начальном этапе аналитически ориентированного психологического консультирования по проблеме зависимости. Полученные в ходе диагностики данные наряду с результатами первичной беседы позволяют психологу-консультанту получить наиболее адекватное и полное представление о специфике проблемы клиента и возможных вариантах ее разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological Peculiarities of Psychological Dependence in the Paradigm of Analytic Psychology by C.G. Jung

The results of research of typological features in the process of formation the psychological dependence in the paradigm of analytic psychology by C.G. Jung are presented. In our research we inspected 328 persons aged 18-45. Found out reliable connection between the psychological type of personality and propensity to the different types of dependence. The phenomenon of psychological dependence is examined as one of negative consequences of necessary adaptations of personality to the terms of environment from the point of view of Jungian typology. Some typological features of the personality rendering substantial influence on the formation of dependence: the distorted and mixed types of personality, undifferentiated psychic function are reduced. The problem of differentiation of functions conducts to the one-sided line of behavior which conduces to the loss of psychical equilibrium and disbalance of personality. Significance of diagnostics of functionally psychological type of personality is shown on the initial stage of the analytically oriented psychological advising on the problem of dependence. The data obtained during the process of diagnostic and primary conversation allow to the psychologist to get the most adequate and complete notions about the specific of client’s problem and possible variants of her permission.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности формирования психологической зависимости в парадигме аналитической психологии К. Г. Юнга»

УДК: 159. 964. 26

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПАРАДИГМЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К.Г. ЮНГА

В.С. Густодымова

Представлены результаты исследования типологических особенностей формирования психологической зависимости в парадигме аналитической психологии К.Г. Юнга. Обследовано 328 человек в возрасте от 18 до 45 лет. Обнаружена достоверная связь между психологическим типом личности и склонностью к различным видам зависимости. Феномен психологической зависимости рассматривается как одно из негативных последствий необходимых адаптаций личности к условиям внешней среды с точки зрения юнгианской типологии. Выявлены некоторые типологические особенности личности, оказывающие существенное влияние на формирование зависимости: искаженный и смешанный тип личности, недифференцированная психическая функция. Проблема дифференциации функций приводит к односторонней линии поведения, что неизбежно ведет к потере психического равновесия и дисбалансу личности. Показана значимость диагностики функционально-психологического типа личности на начальном этапе аналитически ориентированного психологического консультирования по проблеме зависимости. Полученные в ходе диагностики данные наряду с результатами первичной беседы позволяют психологу-консультанту получить наиболее адекватное и полное представление о специфике проблемы клиента и возможных вариантах ее разрешения.

Ключевые слова: психологическая зависимость, аналитическая психология К.Г. Юнга, функционально -психологический тип личности, искаженный тип личности, Тень, личностный рост.

Постановка проблемы. На сегодняшний день проблема формирования различных видов психологической зависимости приобретает глобальные масштабы. Феномен зависимости охватывает все многообразие жизнедеятельности человека: работу, отношения, спорт, духовный поиск и т.д. Появляются новые виды зависимости: телемания, зависимость от Интернета и мобильного телефона, зависимость от пластической хирургии, экстремальных видов спорта. Фанатизм во всех его проявлениях - религиозный, политический, спортивный, национальный также можно отнести к феномену психологической зависимости.

Во многом причины столь широкого распространения данной проблемы обусловлены культурным аспектом. «Потребительская культура», мотивируемая фантазиями, находится в отчаянном поиске развлечений и все более острых ощущений. На первый план выходит идеология, предпочитающая взамен парадоксов и сложностей истины односторонние решения, черно-белые оценки и «выпячивание» комплексов одного человека как нормы для всех остальных. В материалистическом обществе личность проецирует свои эмоциональные потребности на вещи и при этом хронически не удовлетворена тем, чем уже обладает, или постепенно начинает понимать, что наш позыв владеть вещами приходит именно с той целью, чтобы завладеть ими [8]. В условиях развития современного общества формируются определенные каноны, идеалы, ценности, которые стали, не только трудны для достижения, но и представляют собой психологическую проблему.

Высокий уровень развития зависимости может повлечь за собой необратимые изменения личности, формирование других видов психологической зависимости, психосоматических расстройств, а также нанести непоправимый вред психическому здоровью человека, включая проблемы взаимоотношений с окружающими людьми и обществом в целом.

Существует несколько отличных друг от друга подходов к проблеме изучения феномена психологической зависимости. Рассматриваются такие аспекты проблемы, как биологические и социальные детерминанты формирования зависимости, индивидуальные и половозрастные особенности, определяющие ее развитие. Однако зачастую данное явление рассматривается с точки зрения медицинского подхода. Делается акцент на рассмотрении механизмов формирования алкогольной, наркотической, никотиновой и других видах химической зависимости. В то же время все большее распространение получают нехимические виды зависимости. На сегодняшний день состояние проблемы подверженности личности различным видам зависимости требует активного вмешательства психологической стороны, которое предусматривает разработку и внедрение программ профилактики и преодоления данного нарушения личностного развития. Особенности современного общества принуждают нас рассмотреть феномен зависимости в более широком контексте, акцентировать внимание на выявлении глубинных механизмов и влиянии культурного аспекта на возникновение различных видов зависимости.

С точки зрения аналитической психологии К.Г. Юнга проблема психологической зависимости имеет глубинную природу и во многом определяется культурными особенностями, влияющими на формирование основополагающих ценностей и установок личности. В данном контексте исследование феномена психологической зависимости в парадигме аналитической психологии представляется на наш взгляд особенно актуальным.

Проблема феномена психологической зависимости в парадигме аналитической психологии К.Г. Юнга рассматривается в работах Мэрион Вудман, Джеймса Холлиса, Луиджи Зойя, Марии-Луизы фон Франц [1, 7, 2, 5]. Авторы затрагивают общепсихологические, семейные, культурные и мифологические аспекты данной проблемы, а также анализируют архетипы, лежащие в основе нарушений.

Таким образом, проблема психологической зависимости сопровождается большим количеством нюансов и трудностей. Неразрешенным остается вопрос выбора методов преодоления зависимости, своевременной диагностики и профилактики данной проблемы в современных условиях.

Цель исследования: определить роль типологических особенностей личности в процессе формирования склонности к психологической зависимости.

Изложение основного материала исследования.

Психологическая зависимость в парадигме аналитической психологии К.Г. Юнга рассматривается с нескольких позиций.

Во-первых, зависимость рассматривается как рефлексивное, обусловленное и часто прогрессирующе-подчиняющее поведение, осуществление которого моментально понижает уровень стресса [7, 8]. Согласно данной точке зрения, в основе различных видов психологической зависимости лежат определенные формы рациональных защит и привычных стилей поведения, которые наилучшим образом помогают личности установить контроль над собой или достичь социальной успешности. Зависимость представляет собой одну из систем «тревожного менеджмента», которая является гибким адаптационным механизмом психики.

С другой позиции феномен психологической зависимости в юнгианской психологии рассматривается как навязчивое поведение, связанное с одержимостью какой-либо идеей и управляемое бессознательными комплексами. Источником любого вида зависимости является страсть к совершенству - культурная установка, которая преобладает на современном этапе развития общества. Страсть к совершенству с психологической точки зрения означает порабощение человека своим комплексом [1].

В результате теоретико-методологического анализа современного состояния проблемы феномена психологической зависимости в парадигме юнгианской психологии были выделены некоторые факторы, влияющие на формирование данного вида психологического нарушения:

- особенности детско-родительских отношений (влияние бессознательного наследия родителей на развитие ребенка);

- особенности маскулинности / фемининности личности;

- типологические особенности личности;

- наличие глубинных проблем личности (одержимость каким-либо комплексом);

- социально-культурные факторы (кризис экономической и политической жизни, информационный и духовный кризис современного общества).

С целью изучения типологических особенностей формирования различных видов психологической зависимости, было проведено исследование на базе ТНУ им. В.И. Вернадского (г. Симферополь). В нем принимали участие 328 респондентов в возрасте от 18 до 45 лет: 164 мужчины и 164 женщины. В состав выборки вошли студенты факультета психологии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского (дневного и заочного отделения), студенты факультета последипломного образования по специальности «Практическая психология», студенты факультета славянской филологии, исторического и философского факультетов Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Респонденты имеют различное вероисповедание и национальную принадлежность. Исследование проводилось в течение 2011-2013 г.г.

Перед проведением исследования на основе результатов теоретического анализа состояния проблемы в парадигме аналитической психологии К.Г. Юнга была выдвинута гипотеза, что искаженный и смешанный типы личности могут являться факторами, способствующими формированию психологической зависимости.

Для подтверждения выдвинутого предположения был использован, разрабатываемый нами,

новый методический инструмент - психологический опросник «Определение психологической зависимости», который направлен на выявление уровня склонности к определенным видам психологической зависимости: зависимость от еды, зависимость от отношений с близкими людьми, зависимость от работы, зависимость от стремления к порядку и дисциплине, зависимость от мнения окружающих. А также - методика ЮТЛ (юнгианская типология личности) Колесниковой В.И. [4]. Целью данной методики является диагностика восьми функционально-психологических типов личности, а также искаженного и смешанного типов личности. Восемь личностных типов определяются на основе ведущей функции (мышление, чувство, ощущение, интуиция) и установки бессознательного (экстраверсия/ интроверсия).

Количественная обработка полученных эмпирических данных проводилась с использованием следующих критериев: хи-квадрат Пирсона (%2) (сравнение частотного распределения признаков); многофакторный дисперсионный анализ (определение роли типологических особенностей личности в процессе формирования психологической зависимости).

Таким образом, в результате исследования типологических особенностей формирования психологической зависимости по методике ЮТЛ были получены следующие данные.

Для сравнения частотного распределения признаков используется критерий хи-квадрат (%2) Пирсона (см. таблицы 1, 2).

Таблица 1

Сводные данные сравнения частотного распределения признака «психологический тип _личности» (хи-квадрат (%2))_

Исследуемые выборки

Типологические особенности личности Ж Ж Ж М М М ММвсего

(18-32 лет) (32-45 лет) (18-25 лет) (32-45 лет)

Экстравертно-чувственный тип 11 11 22* 3 6 9

Экстравертно-интуитивный 6 10 16 10 6 16

Экстравертно-мыслительный 17 19 36 30 25 55*

Экстравертно-сенсорный 10 6 16 13 17 30*

Интровертно-чувственный 2 7 9 3 1 4

Интровертно-интуитивный 7 6 13* 3 4 7

Интровертно-мыслительный 14 8 22 8 14 22

Интровертно-сенсорный 4 3 7 3 0 3

Искаженный 5 3 7 6 6 12*

Смешанный 6 9 15* 3 3 6

Примечание: Ж - женская выборка; М - мужская выборка; * - при р < 0,05

Таблица 2

Итоговые результаты расчетов критерия хи-квадрат (%2)_

Сравниваемые выборки рассчетн.

Ж (18-32 лет) / Ж (32-45 лет) 15,38

М (18-32 лет) / М (32-45 лет) 12,93

Ж / М 63,43 **

Примечание: ** - при р < 0,01

Таким образом, распределение частот типологических особенностей личности не зависит от возраста исследуемых групп, что позволяет объединить выборки только по гендерному признаку. Межполовые различия в частотном распределении признака «психологический тип личности» достоверны при уровне значимости р < 0,01.

Согласно полученным данным исследования, в женской выборке преобладают экстравертно-чувственный, интровертно-интуитивный и смешанный функционально-психологические типы личности. В мужской выборке - экстравертно-мыслительный, экстравертно-ощущающий и искаженный типы личности.

Исключив влияние факторов «Пол» и «Возраст», далее при помощи многофакторного дисперсионного анализа была определена роль типологических особенностей личности в процессе формирования склонности к психологической зависимости (см. таблицу 3).

Таблица 3

Результаты многофакторного дисперсионного анализа взаимосвязи показателей психологического типа личности и психологической зависимости

Исследуемый фактор р рассчетн. р-значение

Женщины

Тип личности 9,42** 0,002

Взаимодействие 1,69* 0,008

(тип личности: вид зависимости)

Мужчины

Тип личности 22,74** 0,000

Взаимодействие 1,69* 0,008

(тип личности: вид зависимости)

Примечание: * - при р<0,05; ** - при р<0,01

Таким образом, анализ полученных эмпирических данных при определении роли типологических особенностей личности в проявлении склонности к различным видам психологической зависимости показал, что как у женщин, так и у мужчин фактор «тип личности» влияет на выраженность уровня склонности к психологической зависимости. У мужчин данная особенность проявляется сильнее ^рассч. = 22,74 (р = 0,000), при р<0,01), чем у женщин ^рассч. = 9,42 (р = 0,002), при р<0,01). При этом затруднительно вычленить в общей дисперсии преобладающие влияние какого-то определенного типа личности на определенный вид психологической зависимости. Однако можно выделить некоторые особенности влияния определенных типов личности на проявление склонности к выделенным нами видам зависимости, а именно:

- во-первых, если говорить о качественных тенденциях распределения значений пяти видов психологической зависимости в связи с психологическим типом личности у женщин, то обнаруживается стабильно высокий уровень зависимости у искаженного, смешанного и интровертно-сенсорного типа личности, и низкий уровень - у экстравертно-чувственного и интровертно-интуитивного психологических типов личности;

- во-вторых, у мужчин наблюдаются сходные тенденции распределения значений пяти видов психологической зависимости в связи с психологическим типом личности. Стабильно высокий уровень зависимости проявляется у искаженного и смешанного типов личности, и низкий уровень наблюдается у экстравертно-интуитивного, интровертно-интуитивного и экстравертно-чувственного типа личности.

Обращает на себя внимание меньший разброс в значениях в женской выборке, в то время как у мужчин разброс значений очень высок. Что еще раз подтверждает ранее сделанный вывод о том, что распределение частот типологических особенностей зависит от пола исследуемых групп.

Полученные результаты исследования автор интерпретирует, основываясь на основных положениях аналитической психологии К.Г. Юнга.

Искаженный и смешанный типы личности (причем первый в большей степени) характеризуются тем, что субъект не развивает свою изначальную (природную) предрасположенность. При формировании искаженного типа личности наблюдаются два взаимосвязанных явления: ведущая функция угасает и подчиненная функция вместо того, чтобы проявляться в своей собственной области, начинает завоевывать главную функцию, придавая ей невротические черты, и уменьшает ее способность к адаптации [3]. Искаженный психологический тип личности приводит к неразвитости определенных установок и функций психики, вследствие чего они становятся теневыми содержаниями [6]. Недифференцированная функция и не получивший развития тип установки - это и есть темная сторона индивида, которая им отвергается по тем или иным соображениям (моральным, этическим и т.д.) и подавляется в виду несоответствия определенным сознательным принципам. Пока единственной дифференцированной функцией субъекта остается его главная функция, он будет воспринимать внешнюю и внутреннюю реальность с ее помощью. Три оставшиеся функции полностью или частично принадлежат Тени. Встреча с Тенью очень часто совпадает с осознанием личностью своего функционального типа и типа общепсихологической установки [3]. Искаженный психологический тип личности может, в целом, препятствовать ее развитию как на этапе адаптации к внешнему миру, так и в период направленности психики субъекта на события внутреннего психического мира [3]. В частности, данный функционально-психологический тип личности может стать причиной множества проблем для субъекта, возникающих в межличностных отношениях, в семейной жизни. Искаженный психологический тип личности

определяется по методике ЮТЛ, как набравший наибольшее одинаковое количество баллов по противоположным шкалам: мышление-чувство, ощущение-интуиция [4].

В случае смешанного типа личности ведущая и вспомогательная функция развиты в одинаковой степени. Данный тип личности по Юнгу имеет как свои преимущества, так и недостатки. Главный недостаток заключается в том, что субъект с самого начала не развивает свою изначальную (природную) предрасположенность, поэтому она не достигает того уровня, которого достигла бы в случае одностороннего развития. С другой стороны, такой индивид вынужден опережать время, развивая вспомогательную функцию, необходимость в которой возникнет только в его дальнейшей жизни [3, 6].

Формирование искаженного и смешанного типа личности возможно при воздействии факторов ближайшего социального окружения, особенностей детско-родительских отношений и относится к одному из негативных последствий необходимых адаптаций личности к требованиям внешней среды [3]. Проблема дифференциации функций приводит к односторонней линии поведения, что неизбежно ведет к потере психического равновесия и дисбалансу личности. Данные характерные особенности относятся и к основным аспектам формирования различных видов психологической зависимости. Некоторые аспекты жизни оказываются в привилегированном положении, где концентрируется большая часть всей психической энергии, тогда как другая внешняя или внутренняя реальность составляет теневое содержание психики и может проявить себя в форме одного из видов психологической зависимости.

Сравнительный анализ распределения значений пяти видов зависимости в связи с функционально-психологическим типом личности показал, что при дифференциации такой функции как мышление зависимость от отношений выражена значительно больше, чем при дифференциации чувства и интуиции. В том случае, когда ведущей психической функцией выступает мышление, подчиненное положение занимает функция чувство, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Подчиненная функция носит архаический характер и пребывает в бессознательном состоянии. Подобно тому, как ведущие функции имеют тенденцию вести себя определенным образом, так и для любой подчиненной функции характерен общий тип поведения. Подчиненной функции характерна крайняя медлительность по сравнению с ведущей функцией. Ведущая функция реагирует быстро и соответственно обстоятельствам, в то время как многие люди не имеют представления о том, где же на самом деле находится их подчиненная функция и не осознают разрушительных последствий ее действия. Другими аспектами, которые можно отнести к особенностям подчиненной функции являются инфантильность, деспотичность, ранимость, непереносимость критики, особая сильная специфическая энергия [6]. Таким образом, подчиненная функция составляет теневое содержание психики и может проявиться в любой момент самым непредсказуемым и в некоторых случаях разрушительным образом. В данном случае подчиненная функция чувство может проявиться в форме психологической зависимости от отношений.

В ходе исследования также было выявлено, что наиболее низкий уровень склонности к психологической зависимости как у мужчин, так и у женщин наблюдается при дифференциации таких функций, как интуиция и чувство. Данную особенность можно интерпретировать следующим образом.

Чувство - психическая функция, которая определяет ценность вещей. С помощью данной функции человек может оценить отношения и ситуации, исходя из своих истинных чувств и потребностей. Интуиция - функция, которая обращает внимание личности на бессознательное. Реальность воспринимается через призму бессознательных инсайтов [6, 9, 10].

Таким образом, дифференциация таких психических функций, как интуиция и чувство способствует обращению личности к своему истинному Я, своим аутентичным чувствам и потребностям, реализации личностного и творческого потенциала. Личность направлена на построение своей системы ценностей, развитие сильного внутреннего центра, улавливание собственных природных ритмов, что способствует дальнейшему личностному росту и препятствует формированию различных видов психологической зависимости.

Зависимость в некоторых случаях может выступать одним из негативных последствий необходимых адаптаций личности к требованиям внешней среды. Необходимые адаптации детства производят правящие комплексы, внедренные аффектом «идеи», которые начинают жить своей жизнью и оказывают постоянное влияние на жизнь взрослого человека. Будучи адаптивными реакциями на внешние потребности, они часто приводят нас к все более углубляющемуся отчуждению от самих себя. Таким образом, в среднем или в более позднем возрасте, придя к соответствию с ожиданиями родителей, учителей, культуры и общества в целом, человек приходит к осознанию того,

что является «оторванным» от собственных аутентичных чувств и потребностей, от своего Я. Непрожитая жизнь становится частью индивидуальной Тени, которая стремится проявить себя через вторжения аффекта [7].

Типология личности по К.Г. Юнгу может проиллюстрировать негативные последствия необходимых адаптаций личности. Человек склонен жить в соответствии с теми установками и функциями, к которым адаптируется с большей готовностью. Несмотря на то, что мы наделены всеми четырьмя функциями, преобладает одна, и мы склонны полагаться на ее избирательную силу и избегать непростых проблем со стороны менее развитых функций. Соответственно, какие-то аспекты жизни оказываются у нас в привилегированном положении. Мы охотно беремся за одни задачи, избегая других, а некоторые - вообще полностью отрицаем. Подобные типологические адаптации и идентификации порождают дисбаланс личности. И внешняя и внутренняя реальность, подавленная или вытесненная, в самый неподходящий и неожиданный момент могут проявить себя наиболее разрушительным образом [7].

Согласно результатам проведенного исследования, задачей которого было определение роли типологических особенностей личности в процессе формирования склонности к психологической зависимости можно сделать следующие выводы.

1. При рассмотрении факторов, влияющих на формирование склонности к психологической зависимости, нельзя исключать роль типологических особенностей личности. Можно предположить, что склонность к психологической зависимости связана с психологической типологией. В результате теоретического анализа проблемы, а также согласно полученным данным проведенного исследования было выявлено, что на формирование проблем личностного роста, в том числе и феномена психологической зависимости существенное влияние могут оказывать следующие типологические особенности личности:

- формирование искаженного и смешанного психологического типа личности;

- недифференцированная функция или установка личности, которая, проявляясь на бессознательном уровне, составляет часть теневого содержания психики и может стать причиной формирования того или иного вида психологической зависимости.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что искаженный и смешанный типы личности могут являться факторами, способствующими формированию психологической зависимости, была подтверждена.

2. Игнорирование личностных различий и индивидуально-психологических проблем затрудняет попытки понять, какие факторы становятся причиной формирования различных видов зависимости. Зависимость возникает у конкретного человека, у личности. Данный феномен может развиться как результат длительных невротических конфликтов, семейных и культурных условий, а также влияния окружения. Психологическая зависимость в некоторых случаях может проявляться как результат необходимой адаптации личности к условиям существующей реальности. Рассмотрение особенностей психологической типологии является значимым при осознании индивидуальных проблем различной направленности, в том числе и проблемы феномена психологической зависимости.

3. Рассмотрение типологических особенностей личности в рамках изучения феномена психологической зависимости дополняет другие подходы, расширяет число факторов, оказывающих влияние на формирование данной проблемы. Однако это не означает, что склонность к какому-либо виду психологической зависимости соответствует определенному психологическому типу личности. За данной проблемой могут скрываться различные типы личности. Суть диагностической задачи (определение психологического типа личности) состоит в нахождении за предъявляемой клиентом проблемой причин, ее вызывающих и поддерживающих.

4. В самом начале аналитически ориентированного психологического консультирования по проблеме подверженности личности различным видам зависимости рекомендуется использовать методику ЮТЛ (Колесниковой В.И.) [4] с целью быстрой и точной диагностики психологического типа личности. Полученные в ходе диагностики данные наряду с результатами первичной беседы позволят психологу-консультанту получить наиболее адекватное и полное представление о специфике проблемы клиента и о возможностях их дальнейшего разрешения. Знание типологических особенностей психики помогает клиентам понять некоторые затруднения, а также может стать полезным в процессе осознания индивидуальных проблем, в том числе и проблемы психологической зависимости. Основная задача должна сводиться к тому, чтобы прийти к осознанию и способствовать развитию подчиненных, неразвитых функций, для того, чтобы достичь психической целостности и избежать проблем личностного роста [3].

The results of research of typological features in the process of formation the psychological dependence in the paradigm of analytic psychology by C.G. Jung are presented. In our research we inspected 328 persons aged 18-45. Found out reliable connection between the psychological type of personality and propensity to the different types of dependence. The phenomenon of psychological dependence is examined as one of negative consequences of necessary adaptations of personality to the terms of environment from the point of view of Jungian typology. Some typological features of the personality rendering substantial influence on the formation of dependence: the distorted and mixed types of personality, undifferentiated psychic function are reduced. The problem of differentiation of functions conducts to the one-sided line of behavior which conduces to the loss of psychical equilibrium and disbalance of personality. Significance of diagnostics of functionally psychological type of personality is shown on the initial stage of the analytically oriented psychological advising on the problem of dependence. The data obtained during the process of diagnostic and primary conversation allow to the psychologist to get the most adequate and complete notions about the specific of client's problem and possible variants of her permission. The key words: psychological dependence, analytic psychology by C.G. Jung, functionally psychological type of personality, distorted type of personality, personal development, Shadow.

Список литературы

1. Вудман М. Страсть к совершенству: Юнгианское понимание зависимости. М.: Независимая фирма «Класс», 2006. 272 c.

2. Зойя Л. Наркомания. Патология или поиск инициации. Добросвет, КДУ, 2007. 208 c.

3. Колесникова В.И. Идеи аналитической психологии К.Г. Юнга в исследовании проблем личностного развития: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01. Симферополь, 2002. 179 с.

4. Колесникова В.И. Опросник «Юнгианская типология личности» // Наука i освга. 2001. № 3. С. 52 - 64.

5. Франц М.-Л. фон. Кошка: сказка об освобождении фемининности. М.: Независимая фирма «Класс», 2007. 144 с.

6. Франц М.-Л., Хиллман Д. Лекции по юнговской типологии. Подчиненная функция. Чувствующая функция. М.: Б.С.К., 1998. 198 с.

7. Холлис Дж. Душевные омуты. М.: «Когито-Центр», 2008. 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Холлис Дж. Почему хорошие люди совершают плохие поступки: Понимание темных сторон нашей души. М.: Когито-Центр, 2012. 308 с.

9. Юнг К.Г. Психологические типы. М.; СПб., 1995. 715 с.

10. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. 252 с.

Об авторе

Густодымова В.С. Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Крым, gystodumova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.