Научная статья на тему 'Ролевая структура личности как субъекта общения'

Ролевая структура личности как субъекта общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
923
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РОЛИ / ТИПОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ / MODEL / VALIDITY / VERIFICATION / PSYCHOLOGICAL MODELING / PSYCHOLINGUISTIC MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доброва Виктория Вадимовна

Рассматривается проблема изучения ролевой структуры личности. Предлагается анализ социально-психологических типов личности на основе теории Юнга, выделяются и описываются структурные элементы личности, имеющие отражение в процессе общения. Выделенные общие характеристики ролевой структуры личности связаны со способом взаимодействия с окружающей действительностью, социальной стороной поведения личности и характеризуют личность как субъект общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of psychological and psycholinguistic model validity

In the paper the problem of validity of psychological and psycholinguistic models is discussed. The ontological and operational approaches to the validity of models are analyzed, representatives of which propose various criteria to the model validity. The requirements to the psychological and psycholinguistic models are given. The examples of psychological and psycholinguistic models are analyzed in order to verify their validity. Psychological modeling does not mean the exact correspondence of the model and its original. It combines the criteria of different approaches.

Текст научной работы на тему «Ролевая структура личности как субъекта общения»

УДК 159.9.072.5

РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ В. В. Доброва1

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская 244 E-mail: victoria_dob@mail.ru

Рассматривается проблема изучения ролевой структуры личности. Предлагается анализ социально-психологических типов личности на основе теории Юнга, выделяются и описываются структурные элементы личности, имеющие отражение в процессе общения. Выделенные общие характеристики ролевой структуры личности связаны со способом взаимодействия с окружающей действительностью, социальной стороной поведения личности и характеризуют личность как субъект общения.

Ключевые слова: личность, роли, типология, социально-психологические типы.

Проблема изучения личности человека достаточно широко и многоаспектно представлена во многих отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических исследованиях. Сложность изучения личности определяется не только многогранностью ее феноменологии, но и прежде всего тем, что в отличие от других явлений реальности личность входит в мир не только как объект, но и как субъект.

Чтобы описать всю полноту содержания личности и показать специфику взаимовлияния индивидуальных и социальных ее качеств, проявляющуюся в процессе общения, необходимо представить социально-психологическую типологию личности, а также выделить и описать структурные элементы личности, имеющие отражение в процессе общения.

Типология личностей давно интересует психологов. Индивидуальная неповторимость каждого человека не исключает наличия в нем некоторых признаков, сходных с признаками какой-то группы людей. Речь идет не о сходстве цвета кожи, роста, разреза глаз, а именно о психологическом сходстве. Этот научный интерес связан прежде всего с прагматическими задачами оперативной диагностики конкретных личностей, их оценки при психологическом отборе и расстановке в трудовых коллективах, прогнозирования их поведения, реализации психологического подхода в общении и работе с людьми, формирования личности, которой придется жить в определенной социальной группе и заниматься планируемой для нее деятельностью, и др. [1, с. 87].

1 Виктория Вадимовна Доброва, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Иностранные языки».

Существующие типологии личности строятся по разным основаниям и системно. Так, существуют типологии, построенные на сравнении по параметру отношений одних людей к другим (А. Маслоу), на основании склонности разных людей к использованию тех или иных средств воздействия на другого человека (Э. Шостром). В основе классификаций может лежать специфика самоконтроля поведения (Д. Роттер), приспособленность человека к среде (А. Ф. Лазурский), различие ценностных ориентаций и жизненных позиций (Э. Шпрангер [2]), доминирующая установка в социальной среде (Э. Фромм [3]). Существуют типологии, основанные на различиях анатомической конституции тела человека (Э. Кречмер, Н.Н. Обозов), слоев клеток эмбриона зародыша (У. Шелдон), сексуальности (З. Фрейд), психогеометрии (С. Деллингер) и др.

Наиболее известной в зарубежной психологии считается типология личности, разработанная швейцарским психологом и психиатром К.Г. Юнгом, с точки зрения которого каждый человек имеет не только индивидуальные черты, но и черты, свойственные одному из психологических типов. Этот тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функционировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для конкретного человека. «Два лица видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобы обе полученные от этого картины были абсолютно идентичны. Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бывают глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемого образа» [4].

Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских психологических типов. При этом типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров, не устанавливает непреодолимых преград, не мешает людям развиваться, не налагает ограничений на свободу выбора человека. Психологический тип - это структура, каркас личности. Множество разных людей одного и того же типа, имея большое сходство во внешности, манерах, особенностях речи и поведения, не будут похожи друг на друга абсолютно во всем. Каждый человек имеет свой интеллектуальный и культурный уровень, свои представления о добре и зле, свой жизненный опыт, собственные мысли, чувства, привычки, вкус.

Знание своего типа личности при этом помогает людям находить именно свои средства к достижению целей, быть успешными в жизни, выбирая наиболее приемлемые виды деятельности и достигая в них наилучших результатов. Типология К.Г. Юнга помогает нам понять, сколь различным образом люди воспринимают мир, сколь разными критериями они пользуются в действиях и суждениях [5, с. 27].

Для описания наблюдений К.Г. Юнг ввел новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изучению психики. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию: «Экстраверсия есть до известной степени переложение интереса вовне, от субъекта к объекту» [4, с. 36]. К экстравертам он относил людей, которые интересуются внешним миром и событиями, стремятся иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, быть открытыми с ними и демонстрировать себя. Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение» [4, с. 37]. Интроверт ориентирован на внутренние личностные факторы, на внутренний мир. Все в его поведении и реакции основывается на собственных мыслях и чувствах, которые для него важнее, чем другие люди и внешние обстоятельства. Интроверт преимущественно застенчив, замкнут, стремится избегать шума и риска.

К. Юнг писал, что «оба типа настолько различны, их противоположность так ясна, что существование их становится очевидным даже для профана в психологии, если когда-нибудь обратить на это внимание. Всякому известны те замкнутые, с трудом постигаемые, часто застенчивые натуры, которые составляют сильнейшую противоположность другим - открытым, обходительным, часто веселым или, по крайней мере, приветливым и доступным характерам, которые со всеми уживаются и если даже спорят, то все-таки находятся в отношениях, позволяющих на всех влиять или допускать их влияние на себя» [4, с. 9-10]. Более подробно вышеназванные основные предпочтения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные предпочтения: экстраверсия - интроверсия

Экстраверсия Интроверсия

Общительность Диалог Внешнее Ширина Экстенсивное Много друзей Расход энергии Внешние события Открытость Сначала говорю, потом думаю Личное пространство Сосредоточенность Внутреннее Глубина Интенсивное Мало друзей Сохранение энергии Внутренние реакции Задумчивость Сначала думаю, потом говорю

В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый из нас более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип» [4, с. 9-10].

Далее К.Г. Юнг ввел понятие психологических функций. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие - эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие - более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции - мышление, чувство, интуицию, ощущение -и определил их так.

Мышление, логика есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле его принятия или отвержения. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво. Более подробно вышеназванные функции принятия решений представлены в табл. 2.

Таблица 2

Функции принятия решений: логика и чувство

Логика Чувство

Объективность Субъективность

Хладнокровие Мягкосердечность

Законы Обстоятельства

Твердость Убеждения

Справедливость Человечность

Истина Гармония

Критика Похвала

Порядок Ценности

Беспристрастность Пристрастность

Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция - это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Сенсорика - та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. «Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов» [4, с. 9-10]. Более подробно вышеназванные функции сбора информации представлены в табл. 3.

Таблица 3

Функция сбора информации: сенсорика и интуиция

Сенсорика Интуиция

Последовательность Хаотичность

Настоящее Будущее

Реальность Концепции

Ощущения Вдохновение

Практика Теория

Приземленность Поверхностный

Факт Воображение

Практичность Изобретательность

Конкретный Абстрактный

В соответствии с доминирующими функциями Юнг разделил все психологические типы на два класса: рациональные (мыслительные и чувствующие) и иррациональные (интуитивные и ощущающие). Рациональное, по Юнгу, есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Включает оценочные функции: логику и этику. Иррациональное - не основанное на разуме, лежащее вне его. Включает функции непосредственного восприятия действительности: интуицию и сенсорику. Более подробно вышеназванные функции представлены в табл. 4.

Таблица 4

Образ жизни: рационалы и иррационалы

Рациональность Иррациональность

Решительность Обусловленность

Уверенность Неуверенность

Твердость Гибкость

Контроль Приспособление

Окончательный Открытый

Запланированный Неограниченный

Структура Поток

Определенный Условный

Назначенный Спонтанный

Крайний срок Отсутствие сроков

Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, - их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей. «Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии» [4, с. 10].

По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Юнг утверждал, что «чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства» [4, с. 11]. Здесь мы видим, что Юнг определял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил и другую пару альтернативных функций: интуиция - сенсорика.

Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной, и определил соответственно 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим» [4, с. 11].

На основе вышеописанной типологии социально-психологических типов Юнга Майерс и Бриггс предложили свою теорию типологий личности, которую можно систематизировать в зависимости от предпочтений личности (табл. 5).

Таким образом, представленные выше типологии К.Г. Юнга и типология Майерс - Бриггс наиболее полно оценивают социально-психологические особенности личности, описывая личностные параметры 8 психологических типов в зависимости от установок человеческой психики и психологических функций. Использование данных типологий представляется перспективным, потому что в них заложены наиболее общие характеристики личности, связанные со способом взаимодействия с окружающей действительностью, социальной стороной поведения личности, характеризующие личность как субъект общения.

Таблица 5

Типология личности Майерс - Бриггс

Восстановление энергии

Экстраверт (Е) Интроверт (I)

Предпочитает черпать энергию из внешнего Предпочитает черпать энергию из своего мира (людей, занятий, вещей) внутреннего мира (мыслей, эмоций, впечатлений)

Сбор информации

Сенсорный тип (Э) Интуитивный тип (Ы)

Предпочитает получать информацию посредст- Предпочитает получать информацию посредством пяти органов чувств. Обращает внимание вом "шестого чувства" и обращает внимание на прежде всего на реальное. возможности

Принятие решений Аналитический тип (Т) Нормативный тип (Р)

Принимает решения "головой", основываясь на логике и объективных соображениях

Принимает решения "сердцем", основываясь на личных убеждениях и субъективных ценностях

Решающий тип (3)

Образ жизни

Воспринимающий тип (Р)

Предпочитает упорядоченный и распланированный образ жизни

Предпочитает спонтанный и гибкий образ жизни

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. -М.: Юнити-Дана, 2001. - 543 с.

2. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М., 1982. - С. 55-59.

3. Фромм Э. Личность // Психологическая типология: Хрестоматия. - Минск - М., 2000. - С. 257-348.

4. Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.: Ювента; М.: Прогресс - Универс,

1995. - 720 с.

5. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах,

1996. - 154 с.

Поступила в редакцию 10.11.2015; в окончательном варианте 17.11.2015

UDC 159.9.072.5

PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOLINGUISTIC MODEL VALIDITY

V. V. Dobrova 1

Samara State Technical University

244, Molodogvardeyskaya str., Samara, 443100

E-mail: victoria_dob@mail.ru

In the paper the problem of validity of psychological and psycholinguistic models is discussed. The ontological and operational approaches to the validity of models are analyzed, representatives of which propose various criteria to the model validity. The requirements to the psychological and psycholinguistic models are given. The examples ofpsychological and psycholinguistic models are analyzed in order to verify their validity. Psychological modeling does not mean the exact correspondence of the model and its original. It combines the criteria of different approaches.

Key words: model, validity, verification, psychological modeling, psycholinguistic model.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Socialnaya psykhologiya [Social Psychology]. Мoscow, Yunity-Dana, 2001. 543 p.

2. Spranger E. Osnovnye idealnye tipy individualnosty [Basic ideal types of an individuality] // Psykhologiya lichnosty [Personal Psychology]. Мoscow, 1982. P. 55-59.

3. Fromm A. Lichnost [Personality] // Psykhologicheskaya typologiya [Psychological typology]. Мinsk-Мoscow, 2000. P. 257-348.

4. Jung K.G. Psykhologicheskiye tipy [Psychological types]. Sankt-Petersburg: Yuventa - Мoscow: Progress- Universe, 1995. 720 p.

5. Teorii lichnosty v zapadnoevropeyskoy i amerikanskoy psikhologii [Theories of Personality in Western Europe and American Psychology]. Samara, Bahrah, 1996. 154 p.

Original article submitted 10.11.2016; revision submitted 17.11.2016

1 Victoria V. Dobrova, Cand. Psych. Sci., Head of Foreign Languages Department.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.