Научная статья на тему 'Типологические особенности деловой прессы Франции на примере журнала «Экспансьон»'

Типологические особенности деловой прессы Франции на примере журнала «Экспансьон» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
506
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловая журналистика / французская пресса / типология / анализ. / business journalism / French press / typology / analysis.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — И. В. Деева, Е. Ю. Сарана

В статье определяются типологические особенности журнала Франции «Экспансьон». Информационная направленность издания, его тематическая наполняемость, характер подачи информации, жанровое своеобразие и авторский состав позволяют идентифицировать «Экспансьен» как издание деловой прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF THE BUSINESS PRESS OF FRANCE ON THE EXAMPLE OF THE EXPANSION MAGAZINE

The article identifies the typological features of the magazine «Expansion» of France. The information orientation of the publication, its thematic content, the nature of the presentation of information, genre originality and the author's composition make it possible to identify «Expansion» as a publication of the business press.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности деловой прессы Франции на примере журнала «Экспансьон»»

- Филологические науки -

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ ФРАНЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «ЭКСПАНСЬОН»

И.В. Деева, канд. филол. наук, доцент Е.Ю. Сарана, студент

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10760

Аннотация. В статье определяются типологические особенности журнала Франции «Экспансьон». Информационная направленность издания, его тематическая наполняемость, характер подачи информации, жанровое своеобразие и авторский состав позволяют идентифицировать «Экспансьен» как издание деловой прессы.

Ключевые слова: деловая журналистика, французская пресса, типология, анализ.

Деловая пресса - это тип качественной прессы, представляющий информацию, критически необходимую читателю для принятия наиболее эффективных решений в финансовой, корпоративной или профессиональной сфере деятельности. Основная функция деловой прессы - предоставление полезной и эксклюзивной информации, которая оптимизирует процесс принятия решения. Рассмотрим деловые издания Франции и издания, которые содержат деловой сегмент.

«La Tribune» - французская экономическая и финансовая газета, специализирующаяся на публикации фондовых показателей и анализе состояния рынков. «L'Express» - французский еженедельный новостной журнал, в котором публикуются актуальные новости политики, экономики, культуры, бизнеса во Франции и в мире. «Le Figaro» - популярная французская еженедельная газета новостей в области внутренней и внешней политики, экономики, культурной и общественной жизни во Франции и за рубежом. «Le Monde» - французская еженедельная газета, универсальной направленности, фокусируется на аналитических материалах. «Le Point» - известный французский еженедельный политический и новостной журнал. Освещает на своих страницах новости из сферы культуры, науки и экономики. Также к таким изданиям по наличию этой информации можно отнести: «La Revenu», «Le Echos», «Liberation Le Dau-

phine Liber», а также журнал «L'Expansion».

Журнал «Экспансьон» («L'Expansion») существует с 1967 года, распространяется на территории Франции и за ее пределами. Девиз журнала «Независимость, исследование, доступность» впоследствии стал его социально-политической направленностью. Это специализированное экономическое издание. Редактором журнала является Кристин Керделлант.

Журнал был основан и входил в концерн «Текник Юньон». Его капитал принадлежал журналу «Л'Експресс» (51%) и группе газетного магната Америки Маку Гроу Хиллу (49%). Новым изданием управлял брат владельца «Л'Експресс» Жан-Луи Серван-Шрайбер, который к тому времени вернулся из США после трехлетней стажировки в экономических изданиях страны. Уже имевший опыт работы в нескольких столичных и провинциальных газетах и журналах, младший из династии Серванов-Шрайберов давно мечтал о собственном крупном издании. В то же самое время известный французский журналист Жан Буассонна (заведующий экономическим отделом газеты «Круа», президент французской Ассоциации экономических и финансовых журналистов, профессор парижского Института политических исследований, член постоянной комиссии по социальной политике, а также комиссии по реформированию предприятий при правительстве страны, авторитетнейший советник видных политических деятелей

- Филологические науки -

эпохи Эжена Дешама и Жака Делора) считал необходимым в создавшихся условиях основать новый экономический журнал, который отвечал бы требованиям времени [6].

На современном этапе печатный номер включает в себя такие рубрики, как: «Editorial» - письмо редакции (колонка), которое задает тему номера. «Decryptages» -обзор последних мировых новостей. «Decryptages le grand entretien» - в этой рубрике находится «гвоздевой» материал. Тематический пласт «Enquetes» объединяет несколько рубрик, которые меняются из номера в номер. «Surveys» - развернутые, аналитические материалы на тему политических и экономических событий. «Management review» - интервью с экспертами и руководителями крупного бизнеса. Далее идут развлекательные рубрики различной тематики: как провести выходной, покупки, развлечения [1].

Исследование контента издания продемонстрировало, что подача материала исключает смешенную оценочность или скрытое комментирование, интерпретирование информации так же не свойственно для этого журнала. Издание является поставщиком качественной информации. Но выявить оценочность все же удалось на сайте: «говорящие» фото, подчеркивают отношение редакции или автора к героям публикаций. Так же авторы иногда используют жаргонизмы.

Согласно последним исследованиям Центра изучения рекламной конъюктуры, собирательный образ читателей журнала «Экспансьон» - мужчина 21-55 лет, кадровый работник «высшего звена» с высоким уровнем образования и годовым доходом 300450 франков. Также они отмечают, что подобная характеристика целевой аудитории практически идентична той, которая была представлена еще в 1968 году [2].

Проведя контент-анализ, было выявлено, что в журнале публикуются материалы в таких жанрах, как аналитическая статья (44%), открытый комментарий (21%), интервью (15%). Кроме того, присутствуют специфические жанры французской журналистики, не представленные в русском газетно-публицистическом стиле - «фи-

ле», «антрефиле», «артикль», «информа-тив», являющиеся разновидностями заметки, которые составляют 20%. Преобладает монологический вид (заметки и статьи) подачи материалов, дайджестной информации не замечено, либо она составляет минимальный процент.

Следующим этапом исследование рассматривало наиболее популярные тематические пласты издания. Больше всего транслируется публикаций на бизнес-тематику - 48,1%; тема финансов на втором месте - 24,2%; на третьем по популярности: социальные темы - 11,6%; политика, экономика и макроэкономика - по 5,6%; развлекательная тематика - 4,6%. Постоянные авторы: Эмманюэль Пакетт, Шарль Аке, Беатрис Матье, Бернар Пуле, Ив-Мишель Риоль и другие. Большинство авторов издания являются экспертами в различных областях (68%).

Политика издания, направленность, информационная подача, авторы и рубрикация сайта LEXPRESS.fr практически не отличаются от печатного номера «L'Expansion». Для сайта характерна вертикальная, блочная верстка. Разделы выделяются линейками и цветом. Предпочитается выравнивание текста в материалах по левому краю. Дизайн сайта выполнен в основных цветах издания: красном, сером, желтом.

Реклама на сайте собрана в разделе «Скидочные коды». Она представлена в формате жесткой и мягкой рекламы: всевозможные топы выгодных предложений от разных брендов, предложения за неделю и т.д. Также наличие на сайте эксклюзивных кодов - числовое сочетание, которое дает скидку на какой-либо товар. Они сменяются баннером с изображением различных брендов.

Исследование издания выявило и такую его особенность: масс-медиа распространяются по цифровой и полной подписке. Цифровая подписка: неогрниченный доступ к сайту «LEXPRESS.fr» на компьютере, мобильном телефоне и планшете; ежемесячный доступ к программе «L' Express - Info»; цифровая версия журнала доступна с 20:00 вторника; все редакционные статьи и видеоролики без ограничений и

Филологические науки

без рекламы за 8 евро в месяц). Полная подписка: журнал в бумажной версии, весь контент и услуги, включенные в 100%-ное цифровое предложение. Стоит отметить не маловажное удобство: при отображении на различных устройствах сайт автоматически подбирает оптимальный вариант просмотра, перестраивая контент в одну, две или три колонки. В результате чтение любых материалов, просмотр фотогалерей и встроенного видео становятся максимально комфортным.

Таким образом, журнал «Экспансьон» является одним из ведущих деловых изданий Франции, транслирующим эксклюзивную, аналитическую информацию критически необходимую читателю для при-

финансовой, корпоративной или профессиональной сфере деятельности. Его информационная политика, использование журналом современных методов поиска и подачи информации, специфика и типологические особенности позволяют не отклоняться от намеченного Жаком Барро в 1967 году курса: «Помогать активному кадровому составу ориентироваться в событиях экономической и социальной жизни, давать своим читателям орудия для достижения успехов в профессиональной жизни; в эпоху фрагментарной и рассеянной информации, журнал ставит своей задачей производить упорядоченный синтез и анализ экономических явлений современности» [3].

нятия наиболее эффективных решений в

Библиографический список

1. L 'Etat des medias. Paris: La Decouverte/Mediapouvoirs/CFPJ, 1991. - 344 с.

2. Monde. 1987. - Le 17 mars. - P. 12. 3.61. Labe Y.-M. Le groupe Expansion double sa sur-face//Le Monde. - Le 16 mars. - P.25.3. 62. Labe Y.-M. Le «Wall Street Journal» prend une participation dans le groupe

3. Le Nouvel Observateur. 1969. 4. 23. Presse. Actualite. 1971-1979. 4. 24. Le Quotidien du Peuple. 1980.5. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 15.1. Архив журнала «Экспансьон». 19671999.

4. Экспансьон [Электронный ресурс] //Официальный сайт журнала. - URL: https://lexpansion.lexpress.fr (дата обращения: 03.03.2019)

5. Шарончикова Л. Пресса Франции в меняющемся мире. - М.: ИСПИ РАН, 2012. -440 с.

6. Ажа Ханова [Электронный ресурс] //Научно-культурный логический журнал. - URL: https://utka.su/lyzAD (дата обращения: 03.03.2019)

TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF THE BUSINESS PRESS OF FRANCE ON THE EXAMPLE OF THE EXPANSION MAGAZINE

I.V. Deeva, candidate of philology of science, associate professor E.Yu. Sarana, student

Rostov state university of economics (RINH) (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. The article identifies the typological features of the magazine «Expansion» of France. The information orientation of the publication, its thematic content, the nature of the presentation of information, genre originality and the author's composition make it possible to identify «Expansion» as a publication of the business press.

Keywords: business journalism, French press, typology, analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.