Сысоенко Виктория Владимировна
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛАСНЫХ ВОКАЛЬНОЙ РЕЧИ
В статье обобщаются результаты исследования гласных /а/, /о/ и Л/, реализованных в вокальной речи. Сравниваются значения формант гласных вокальной речи, полученные в ходе эксперимента, и значения формант обычной разговорной речи, описанные в современной литературе. Рассматриваются особенности реализаций гласных в вокальной речи, выявленные в ходе акустического анализа. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/5-1/42.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 1. C. 149-154. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/5-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список источников
1. Горбунов А. Г. Дискурс как новая лингвистическая парадигма // Актуальные задачи педагогики: материалы III Меж-дунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита: Молодой ученый, 2013. С. 155-158.
2. Гусейнова Т. С. Определение содержания дискурса // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2010. № 13 (194). Вып. 43. С. 26-33.
3. Демьянков В. З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: история и современные исследования. М.: ИНИОН РАН, 2002. № 3. С. 32-43.
4. Дискурс как новая лингвофилософская парадигма: учебное пособие / сост. А. Г. Горбунов. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. 56 с.
5. Инжечик А. А. Персуазивная функция языковых средств немецкого политического дискурса // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1270-1275.
6. Колесникова С. Н. Особенности политического дискурса и его интерпретация // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2011. № 33 (248). Вып. 60. С. 67-69.
7. Манаенко Г. Н. Дискурс в его отношении к речи, тексту и языку // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Е. А. Баженовой. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2008. Вып. 12. С. 48-61.
8. Михалёва О. Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. М.: Либроком, 2009. 256 с.
9. Федосеева Е. В. Когнитивные механизмы дискурсивного конструирования действительности в медиадискурсе: дисс. ... к. филол. н. Иркутск, 2016. 190 с.
10. Чудинов А. П. Политическая лингвистика: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2006. 256 с.
11. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса: монография. Волгоград: Перемена, 2004. 367 с.
12. Benveniste E. Probkmes de linguistique gеnеral. P.: Gallimard, 1966. 356 р.
SPECIFICITY OF POLITICAL DISCOURSE
Sukhanov Yurii Yur'evich
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Moscow
The article is aimed at researching political discourse. The paper considers various approaches to the content of the notion "political
discourse" and presents its characteristic features. Political discourse can be studied due to the synthesis of linguistics and politics,
which allows highlighting some peculiarities in the understanding of this phenomenon, its nature and approaches to its study.
Key words and phrases: discourse; politics; political communication; political discourse; structure of political discourse; specificity
of political discourse.
УДК 8ПЛ61.1'28
В статье обобщаются результаты исследования гласных /а/, /о/ и А/, реализованных в вокальной речи. Сравниваются значения формант гласных вокальной речи, полученные в ходе эксперимента, и значения формант обычной разговорной речи, описанные в современной литературе. Рассматриваются особенности реализаций гласных в вокальной речи, выявленные в ходе акустического анализа.
Ключевые слова и фразы: вокальная речь; разговорная речь; типологические характеристики; восприятие речи; ударные гласные; частота основного тона; форманта гласного.
Сысоенко Виктория Владимировна
Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск VikaSy696@yandex. гы
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛАСНЫХ ВОКАЛЬНОЙ РЕЧИ
Вокальное искусство, иными словами, пение, всегда привлекало внимание большого числа исследователей. Среди них были не только лингвисты, но и искусствоведы, вокальные педагоги, психологи, врачи-отоларингологи, акустики. Как и любой другой вид речевой деятельности, пение имеет характерные особенности. Некоторые из них были открыты еще в первой половине ХХ в. Так, в работе физика С. Н. Ржевкина «Слух и речь в свете физических исследований» автор обобщает знания о слухе, речи и певческом голосе; представляет результаты акустического анализа тембра певческого голоса, отмечая, что для него характерно присутствие низкой и высокой певческой форманты и вибрато [12]. В более поздней работе вокального педагога, имевшего также образование врача-отоларинголога, Л. Б. Дмитриева «Основы вокальной методики» в разделе об акустике, физиологии и психологии также говорится о вышеупомянутых особенностях как о типичных характеристиках певческого голоса [5].
Необходимо отметить, что перечисленные авторы не используют в своих работах термин «вокальная речь». Вместо него они употребляют термин «певческий голос». Советский врач-фониатр И. И. Левидов называл пение
«музыкальной речью» или «омузыкаленной речью» [6]. Таким образом, начало исследованиям вокальной речи было положено намного раньше, чем в научной литературе появился сам термин «вокальная речь».
Выделение вокальной речи как отдельного вида речи происходит примерно в 60 - 70-е гг. ХХ в. Одним из первых ученых-исследователей певческого голоса, кто стал позиционировать пение как вокальную речь, является В. П. Морозов [11]. В работе «Тайны вокальной речи» автор описывает акустико-физиологическую природу речевых звуков и их восприятия, механизмы и законы певческого голосообразования, явления вокальной речи, а также достижения отечественной и зарубежной науки в изучении этих явлений. Под руководством В. П. Морозова в 1960 г. по приказу Министерства культуры РСФСР при Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова была организована Лаборатория певческого голоса. Она внесла заметный вклад в развитие теории и практики певческого голосообразования. В задачи лаборатории входило исследование акустических характеристик, физиологических механизмов образования и восприятия вокальной речи. Кроме того, в лаборатории изучались певческая техника, работа резонаторов во взаимодействии с дыханием, роль резонанса в пении. Было протестировано большое число голосов профессиональных отечественных и зарубежных певцов (среди них Ф. И. Шаляпин, Е. В. Образцова, М. Каллас, Л. Паварот-ти и др.), проанализировано большое количество параметров вокальной речи.
Многочисленные эксперименты и трудоемкая работа в лаборатории способствовали рождению многих трудов под авторством В. П. Морозова, который внес значительный вклад в развитие резонансной теории искусства пения.
Несмотря на то, что труды В. П. Морозова разрабатывались преимущественно в помощь вокалистам и музыковедам, они содержат также большое количество информации для исследователя-акустика, фонетиста, физика, психолога [9, с. 9].
Согласно точке зрения В. П. Морозова, вокальная речь представляет собой средство передачи музыкально-эстетической и эмоциональной информации от исполнителя к слушателю [10, а 35]. По нашим [13-16] и имеющимся в специальной литературе данным, несмотря на наличие общего механизма звукообразования, вокальная речь имеет ряд существенных отличий от обычной речи.
Специфику акустических характеристик вокальной речи определяют увеличенная мощность, громкость и длительность звучания гласных, особенности тембра, характерные модуляции высоты основного тона, наличие вибрато (периодических изменений высоты, громкости или тембра музыкального звука), особая роль высоты певческой форманты, повышенная сила звука, более широкий частотный диапазон, большой динамический диапазон, особое спектральное распределение мощности и др. Своеобразие вокальной речи заключается также в организации дыхания и использовании различных регистров [8; 9; 11].
Процесс звукообразования вокальной речи включает в себя все основные этапы, которые используются и при порождении обычной речи. Вместе с тем он намного сложнее звукообразования иных форм речи.
С фонетической точки зрения вокальная речь - это вид речи, в котором на уровне фонетической организации доминируют гласные. В этой связи предметом нашего экспериментального исследования, выполненного на материале русского языка, выбраны характеристики гласных. Поскольку в фонетической структуре вокальной речи особую роль играют гласные ударных слогов, именно ударные гласные подвергнуты в нашей работе экспериментально-фонетическому анализу. Отбор материала для акустического анализа осуществлялся на основе информационного подхода, позволяющего определить основную, ключевую информацию [2, с. 16; 3, с. 17]. Логическим основанием для его использования является установленная на материале разных языков важнейшая роль ключевой информации для восприятия и понимания содержания высказывания [2-4].
Экспериментальное исследование состояло из двух этапов: перцептивного эксперимента и акустического анализа практического материала. В ходе перцептивного эксперимента группа аудиторов в количестве 10 человек прослушивала вокальное произведение «Колыбельная» в исполнении профессиональной певицы с голосом сопрано и выделяла информативно нагруженные участки вокальной речи. На основе данных перцептивного эксперимента по методике, выявляющей уровни восприятия звучащей речи, был составлен информативный корпус (ИК) вокального произведения. Выделенным аудиторами словам и словосочетаниям был присвоен индекс частотности. Максимальный индекс частотности получил значение 1,0 (100% опознания), минимальный - 0,1 (10%). Путем простых количественных подсчетов был составлен список наиболее частотных слов и словосочетаний ИК вокального произведения. Далее результаты проведенного перцептивного эксперимента были подвергнуты статистическому анализу.
В ходе статистической обработки ИК вокальной речи обнаружилось, что наиболее употребляемыми гласными под ударением являются неогубленный открытый гласный заднего ряда низкого подъема /а/ (38,5%), огубленный закрытый гласный заднего ряда среднего подъема /о/ (38,5%) и неогубленный закрытый гласный переднего ряда высокого подъема /1/ (23,1%). Именно эти наиболее частотные гласные /а/, /о/, /1/ в позиции под ударением подверглись акустическому анализу, в ходе которого изучались средние, максимальные и минимальные значения частоты основного тона (ЧОТ) гласных, формантные значения, а также интенсивность и длительность гласных. Для акустических замеров была использована компьютерная программа обработки речевого сигнала PRAAT.
Результаты проведенного экспериментального исследования показали, что ЧОТ голоса сопрано в вокальной речи составила 665 Гц (в то время как ЧОТ для высокого женского голоса в обычной речевой коммуникации может достигать 340 Гц [7]). Заметим, что для получения корректных значений ЧОТ вокальной речи при проведении акустического анализа в программе PRAAT нами были изменены параметры основного тона: верхний предел ЧОТ был повышен с 500 до 700 Гц. Полученные результаты отражены в Таблице 1.
Таблица 1.
Акустические характеристики гласных в русской вокальной и разговорной речи
Значения формант русских
Характеристики ударных гласных в вокальной речи гласных в разговорной речи (литературные данные)
Б0 И Б2 Интенсив- Длитель- И Б2
Гласный Значения (Гц) ЧОТ (Гц) (Гц) ность (дБ) ность (мс) (Гц) (Гц)
средн. 538 885 1290 71 560
/а/ мин. 330 600 1103 60 300 700 1400
макс. 665 1280 1593 80 1046
средн. 537 642 1146 68 604
/о/ мин. 273 523 991 60 250 500 1000
макс. 665 880 1326 76 1298
средн. 474 490 2187 67 887
т мин. 401 448 2095 59 442 300 2200
макс. 540 568 2306 76 1334
Спектральный анализ исследуемых гласных позволяет заключить, что частотные характеристики пения значительно отличаются от характеристик обычной речевой коммуникации. Значения первой и второй формант вокальных гласных превышают значения гласных разговорной речи, описанные в литературе по фонетике [1, с. 67]. Необходимо отметить, что увеличение формантных значений гласных вокальной речи вызвано высоким значением основного тона, что обусловлено высотой голоса певицы, участвовавшей в нашем эксперименте.
В ряде случаев значение гласных вокальной речи почти вдвое превышает установленное значение для гласного, реализованного в потоке обычной речи. Например, в слове «Ваня» (Рис. 1) в вокальной речи значение гласного /а/ составляет 1237 Гц, что на 537 Гц превышает стандартное значение, равное 700 Гц.
Рис. 1. Гласный /а/ в слове «Ваня» в вокальной речи
Высокий уровень основного тона, который на данном участке гласного /а/ равен 609 Гц, является причиной увеличения формантного значения. Увеличение свидетельствует также о большей открытости гласных в вокальной речи. В ходе акустического анализа было выявлено, что в ряде случаев значение Б2 гласных в вокальной речи приблизительно на 200-300 Гц выше параметров гласных в обычной речи. Например, значение Б2 гласного /а/ в том же слове «Ваня» (Рис. 1) в вокальной речи равно 1593 Гц, что на 193 Гц выше типичного значения Б2 для этого гласного, равного 1400 Гц (см. Таблицу 1). Однако данное явление встречается не во всех случаях. Увеличение значения не всегда влечет за собой увеличение значения Б2.
Такие же изменения значения первой форманты наблюдаются и с гласным /о/. Например, значение гласного /о/ в слове «Бог» (Рис. 2) составляет 657 Гц, что превышает теоретическое значение для этого гласного в обычной речи, равное 500 Гц (см. Таблицу 1). Значение ЧОТ - 606 Гц.
При проведении спектрального анализа была выявлена еще одна особенность реализации гласных в вокальной речи - совпадение областей первой и второй формант у гласного /а/ и совпадение нулевой и первой формант у гласного /1/. В случае повышения тона голоса, когда значение Б0 превышает 500 Гц, в спектре звука границы формант становятся более размытыми и нечеткими.
Рис. 2. Гласный /о/ в слове «Бог» в вокальной речи
В реализации гласного /а/ во втором слове «баю»-2 (Рис. 3) наблюдается совпадение областей первой и второй формант. В результате слияния областей и Б2 значение составило 1280 Гц, значение Б2 - 1280 Гц. Значение ЧОТ - 595 Гц. Интенсивность гласного равна 79 дБ, длительность - 1,046 мс.
Рис. 3. Гласный /а/ в слове «баю»-2 в вокальной речи
В спектре гласного Л/ в слове «говори» (Рис. 4) Б0 сливается с Б1. Значение основного тона составляет 540 Гц, - 568 Гц, Б2 - 2306 Гц, интенсивность - 71 дБ, длительность - 1,344 мс.
Рис. 4. Гласный /И в слове «говори» в вокальной речи
Аналогичная картина наблюдается в реализации гласного /1/ в слове «усни» (Рис. 5). В результате слияния областей Б0 и значение составило 523 Гц, значение Б2 - 2128 Гц. Значение частоты основного тона составляет 509 Гц, интенсивности - 70 дБ, длительности - 1,134 мс.
Рис. 5. Гласный /г/ в слове «усни» в вокальной речи
Формантная картина гласного Л/ в вокальной реализации показывает, что значения гласного /1/ в вокальной речи превышают теоретические значения этого гласного в потоке обычной речи в среднем на 200 Гц.
Результаты акустического анализа позволяют сделать следующие выводы о фонетических особенностях ударных гласных /а/, /о/ и /1/, реализованных в вокальной речи. Высокий уровень основного тона гласных, обусловленный характеристиками голоса сопрано, вызвал следующие изменения: увеличение значений первой и второй формант приблизительно на 200-300 Гц у гласных /а, о, 1/; случаи совпадения областей Б0 и F1 в спектре узкого гласного переднего ряда высокого подъема /1/; слияние областей и Б2 у открытого гласного заднего ряда низкого подъема /а/.
Полученные нами результаты могут быть использованы при описании типологических характеристик русских гласных, реализованных в различных видах речи. Они также могут быть полезны при создании систем автоматического анализа и синтеза речи.
Список источников
1. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики: учеб. пособие. 4-е изд., испр. М.: Академия; СПб.: Филол. фак-т. СПбГУ, 2004. 160 с.
2. Гусева С. И. Восприятие спонтанной речи: информационный подход // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2014. № 3. С. 11-21.
3. Гусева С. И. Коммуникативная перспектива высказывания и реализация сегментных единиц (экспериментально-фонетическое исследование на материале немецкого языка): автореф. дисс. ... д. филол. н. СПб., 2001. 37 с.
4. Гусева С. И. Реализация немецкого вокализма: семантикоцентрический подход // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2015. Вып. 1. № 1. С. 16-34.
5. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007. 368 с.
6. Левидов И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Л. - М.: Искусство, 1939. 102 с.
7. Мартынов В. С. Распределение высот основного тона мужских и женских голосов // Вопросы радиоэлектроники. 1962. Серия II. Вып. 6. С. 15-27.
8. Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. Л.: Наука, 1977. 232 с.
9. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002. 496 с.
10. Морозов В. П. Компьютерные исследования интонационной точности вокальной речи // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 3. С. 35-46.
11. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967. 204 с.
12. Ржевкин С. Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. 2-е изд-е, перераб. и доп. М. - Л.: ОНТИ НКПТ СССР, 1936. 311 с.
13. Сысоенко В. В. Акустические характеристики спонтанной разговорной и вокальной речи // Актуальные проблемы фонетики и методики преподавания иностранных языков: материалы XII Всероссийского научно-исследовательского семинара, посвященного памяти профессора Л. В. Бондарко (13 мая 2014 г., г. Благовещенск). Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2015. С. 122-129.
14. Сысоенко В. В. Восприятие информационного фокуса спонтанной разговорной и вокальной речи // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2014. Вып. 64. С. 178-183.
15. Сысоенко В. В. О некоторых просодических характеристиках вокальной речи // Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы XV региональной научно-практической конференции (22 мая 2014 г., г. Благовещенск): в 7-ми т. Благовещенск: Типография АмГУ, 2014. Т. 1. С. 91-92.
16. Sisoenko V., Guseva S. Informational Center in Spontaneous Speech and Singing: Acoustic and Perceptual Study of Vowels // Phonetics without borders: Proceedings of the 2nd International Conference (09.06.2014-11.06.2014). Blagoveshchensk: Amur State University, 2015. P. 103-106.
TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF VOWELS OF VOCAL SPEECH
Sysoenko Viktoriya Vladimirovna
Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk VikaSy696@yandex. ru
The article summarizes the results of the study of the vowels /a/, /o/ and /i/, implemented in vocal speech. The meanings of the formants of vowels of vocal speech obtained in the course of the experiment and the meanings of the formants of ordinary colloquial speech, described in the contemporary literature, are compared. The characteristics of vowels realizations in vocal speech, revealed during acoustic analysis, are considered.
Key words and phrases: vocal speech; colloquial speech; typological characteristics; perception of speech; stressed vowels; pitch frequency; vowel formant.
УДК 81'42:82-312.2
Данное исследование посвящено анализу особенностей экспликации религиозной православной концепто-сферы в художественных произведениях В. И. Даля, определены её макро- и микроконцепты, выделены их вербальные и невербальные средства репрезентации, дана характеристика лексико-семантических полей. В статье доказано, что теологический пласт лексики представлен в художественном наследии В. И. Даля достаточно интенсивно, что отражает специфику созданной им художественной картины мира.
Ключевые слова и фразы: концептосфера; макроконцепт; микроконцепт; лексико-семантическое поле; художественный дискурс.
Тарасенко Татьяна Петровна, к. филол. н.
Кубанский государственный университет, г. Краснодар (ага&еп^р@таИ. гы
РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА В. И. ДАЛЯ
Данная работа выполнена в русле теории дискурса и когнитивной лингвистики. Она посвящена исследованию религиозной православной концептосферы в художественном дискурсе В. И. Даля, автора всемирно известного «Словаря живого великорусского языка», оценка художественного наследия которого представлена неоднозначно.
Наблюдая за полемикой, развернувшейся в СМИ, по поводу невключения В. И. Даля в авторитетное издание «Православная энциклопедия», нельзя было остаться в стороне и не попытаться опровергнуть мнение тех, кто утверждает, что «произведений на религиозные темы у Даля нет» [10]. Актуальность исследования заключается, во-первых, в том, что изучение теологических концептов в художественном дискурсе писателя, их репрезентации с помощью различных языковых средств, взаимодействия в структуре художественного целого способствует пониманию мировоззрения автора, во-вторых, в том, что в силу сложившихся социально-исторических условий религиозная концептосфера художественных произведений В. И. Даля не была ещё предметом лингвистического изучения.
Цель исследования - выделить религиозную православную концептосферу в художественном дискурсе В. И. Даля, дать описание сакрально-богослужебной лексики, формирующей соответствующую концепто-сферу, определить её макро- и микроконцепты на основе художественных произведений автора: «Архистратиг», «Бог пути правит», «Подкидыш», «Послух», «Прадедовские вётлы», «Бред», «Волхв», «Грех» и др. [14].
К вопросам исследования концепта и концептосферы обращено внимание таких учёных, как Д. С. Лихачёв [8], С. А. Кошарная [6], Е. С. Кубрякова [7], Н. Ф. Алефиренко [1], З. Д. Попова, И. А. Стернин [11]; исследования художественного дискурса принадлежат Ван Дейку [17], Дж. Р. Сёрлю [13], И. Р. Гальперину [4], Н. Д. Галеевой [3]; религиозного дискурса - Е. В. Бобыревой [2], В. И. Карасику [5], В. А. Масловой [9] и др. Труды этих учёных составили теоретическую базу исследования.
Концепты, понимаемые нами как единицы сознания и информационной структуры, отражающей человеческий опыт, «кванты знания» (по Е. С. Кубряковой), образуют концептосферу языка [7, с. 90].
Под художественным дискурсом, опираясь на исследования Т. Б. Самарской, Е. Г. Мартиросьян, мы понимаем «социокультурное взаимодействие между писателем и читателем, вовлекающее в свою сферу