Научная статья на тему 'Акустические характеристики речи отцов, обращенной к младенцам первого полугодия жизни'

Акустические характеристики речи отцов, обращенной к младенцам первого полугодия жизни Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
394
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Biological Communications
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОТЦА И РЕБЕНКА / ОТЦОВСКАЯ РЕЧЬ / ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ГЛАСНОГО / ЧАСТОТА ОСНОВНОГО ТОНА / ФОРМАНТНЫЕ ЧАСТОТЫ / FATHER'S SPEECH / FATHER-INFANT INTERACTION / VOWEL DURATION / THE PITCH / FORMANT FREQUENCY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бедная Евгения Демьяновна, Ляксо Елена Евгеньевна

Работа является частью лонгитюдного исследования становления речи у детей, развивающихся в русскоязычной среде, с анализом различных факторов, влияющих на этот процесс. Цель настоящей работы анализ речи отцов, обращенной к детям первого полугодия жизни. Объектом исследования послужили 8 диад отец ребенок первого полугодия жизни, для которых был проведен акустический инструментальный анализ отцовской речи, обращенной к ребенку и взрослому. В результате проведенного исследования показано, что анализируемые в речи отцов характеристики отличаются при обращении к детям и взрослым. Различия выявлены по вариативности интонации, длительности и ЧОТ ударных гласных в выделяемых голосом словах и по значениям формантных частот. В целом полученные на материале русского языка данные об акустических характеристиках речи отцов, обращенной к младенцам первого полугодия жизни, согласуются с аналогичными данными на материале других языков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acoustic features of Russian fathers speech addressed to the six-month-old infants

This study is a part of longitudinal investigation into children speech formation in the Russianspeaking environment, with the analysis being carriers out on the diff erent factors infl uencing this process. The aim of the study is to analyze the fathers' speech addressed to six-month-old infants. The objects of the research are 8 father infant dyads. The research shows that analyzed characteristics in fathers' speech are diff erent in infant-addressed speech and adult-addressed speech, those diff erences being revealed on intonation pattern, vowels duration, a pitch of stressed vowels in words allocated with a voice, and formant frequency values. On a whole, the obtained data on Russian speech material on acoustic characteristics of fathers' speech addressed to six-month-old infants correspond to similar data on other languages.

Текст научной работы на тему «Акустические характеристики речи отцов, обращенной к младенцам первого полугодия жизни»

Е. Д. Бедная, Е. Е. Ляксо

АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ ОТЦОВ,

ОБРАЩЕННОЙ К МЛАДЕНЦАМ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ ЖИЗНИ*

Настоящая работа является частью лонгитюдного исследования становления речи у детей, развивающихся в русскоязычной среде. Известно, что на раннее речевое развитие ребенка влияет множество взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, среди которых фактор взаимодействия взрослого с ребенком выделяют в качестве одного из ведущих.

Поведение матери при взаимодействии с ребенком раннего возраста в англоязычной литературе обозначается термином “шоШегезе” и включает характеристики ее речи (материнская речь — МР) и невербального поведения. МР характеризуется эмоциональностью, использованием простых грамматических конструкций, вариативностью интонации, амплитудной модуляцией, повторением звуков и слов, наличием больших пауз между высказываниями [1-6], она меняется с возрастом ребенка и зависит от уровня его речевого развития [2]. Показано, что МР может развиваться не только у матерей, но и у других членов семьи: детей (сестер и братьев) с четырехлетнего возраста [7], бабушек, дедушек, отцов [4]. Однако данные о характеристиках речи отцов, обращенных к детям первого года жизни, немногочисленны [8, 9]. Специфика мужской речи заключается в более низкой, чем у женщин (150-350 Гц), частоте основного тона (80-150 Гц), в лаконичности высказываний; а взаимодействие отца с ребенком — меньшим по времени, чем взаимодействие матери.

На протяжении первого года жизни ребенка изменяется его система восприятия за счет созревания структур слуховой и зрительной сенсорных систем, в нервной системе происходят миелинизация волокон, увеличение числа синапсов (в первичной слуховой коре на 3-м месяце, в зрительной коре — на 8-м месяце жизни ребенка) и ветвление дендритов [10]. Созревание нервной системы обусловливает способность к восприятию ребенком различных стимулов, в том числе и речевых в разном частотном диапазоне.

Известны работы, описывающие поведенческий аспект взаимодействия отцов с нормально развивающимися детьми [8, 9], детьми с синдромом Дауна [11, 12] и с близнецами [13].

В ряде работ установлено, что отцы менее «разговорчивы» при общении с ребенком, чем матери. Это выражается в более коротком времени, в течение которого отец говорит с ребенком. Притом отцы использует меньшее количество слов, чем матери [14].

Показано, что отцы, как и матери, упрощают свою речь, обращаясь к ребенку, используют вопросительные и повествовательные предложения [14]. Отцы изменяют частоту основного тона своей речи, обращаясь к ребенку первого года жизни, подстраивая ее к детской [15]. Данные об акустических характеристиках речи отцов, обращенных к младенцам, немногочисленны. На материале немецкого языка проведено сравнение значений первых двух формант ^1, F2) ударных гласных в словах матери, отца и няни,

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 09-06-00338).

© Е. Д. Бедная, Е. Е. Ляксо, 2011

обращенных к ребенку и взрослому, которое не выявило значимых различий в речи этих взрослых, обращенной к ребенку [16]. На материале русского языка данные о характеристиках речи отцов, адресованной детям первого года жизни, отсутствуют.

С учетом вышесказанного цель настоящей работы — анализ речи отцов, обращенной к детям первого полугодия жизни.

Объектом исследования послужили 8 диад «отец — ребенок» первого полугодия жизни (4 девочки, 4 мальчика; 7 детей первые в семье и один ребенок — второй). Возраст детей составил от 4 до 6 месяцев (5,4 ± 1,0). По заключению неонатологов все дети являлись здоровыми во время записи, без нарушений слуха. Семьи полные; образование родителей — высшее (N = 12) или незаконченное высшее (N = 4); возраст отцов: 20-46 лет (30,3 ± 8,2).

Запись вокально-речевого взаимодействия отца с ребенком осуществляли в домашних условиях на протяжении 20-40 мин (длительность записи варьировалась по желанию родителей ребенка). Аудиозапись звуков ребенка и речи отца проводили на цифровой магнитофон “Marantz professional PMD 660” с выносным микрофоном “SENNHEIZER e835S” (линейная частотная характеристика в диапазоне частот от 80 до 14 500 Гц) с параллельной видеозаписью взаимодействия отца с ребенком на цифровую видеокамеру “Sony DCR-HC38”. Во время записи расстояние от лица ребенка до микрофона составляло от 20 см до 1 м.

Запись взаимодействия отца с ребенком осуществляли в двух ситуациях: «лицом к лицу» и спонтанное. В ситуации «лицом к лицу» отец должен был привлекать внимание ребенка, не пользуясь игрушками. Спонтанное взаимодействие включало привлечение внимания ребенка к игрушке, собственному голосу, окружающим предметам. От 5 до 10 мин записи отводилось на то, чтобы отец и ребенок адаптировались к присутствию экспериментатора.

Инструментальный анализ речи отцов, обращенной к детям и взрослым, проводили в программе “Cool Edit Pro 2.1” (Syntrillium Software Corp., USA). Для каждого отца анализировали от 20 до 100 высказываний, что определялось речевой активностью отца при взаимодействии с ребенком и в разговоре со взрослым. Ввод сигнала в компьютер производили с использованием 16-разрядной звуковой платы. Оцифровку сигналов для дальнейшего анализа осуществляли с частотой дискретизации 22 050 Гц в режиме «моно» при равномерном типе квантования.

Для каждой фразы отца определяли минимальное и максимальное значения частоты основного тона (ЧОТ, F0), наличие интонационно-выделенных слов, для которых считали их длительность и выделяли ударный гласный. Для анализа брали слова, содержащие ударные гласные [а], [и], [у], являющиеся базовыми. Для ударного гласного считали длительность, на стационарном участке определяли ЧОТ, значения двух первых формант (F1 — частота первой форманты, F2 — частота второй форманты) и их интенсивность.

На двухформантной координатной плоскости строили формантные треугольники с вершинами, соответствующими значениям частот F1, F2 гласных [a], [и], [у]. Сравнивали все анализируемые параметры речи, обращенной к ребенку и адресованной взрослому. Статистическую обработку данных проводили по непараметрическому критерию Манна—Уитни (Statistica 5.0).

При обработке речевого материала значимых различий в речи отцов, обращенной к детям в ситуации «лицом к лицу», и естественном спонтанном взаимодействии не

выявлено. Поэтому при описании материала тип взаимодействия нами не учитывался.

Сравнение вариативности интонации, определяемой как разность между максимальными и минимальными значениями ЧОТ ^шах — Fmin) во фразах отцов, выявило значимые различия по данному показателю между речью, обращенной к ребенку и взрослому для четырех отцов детей А., Ва., К., З. (рис. 1). У отцов трех детей значимых различий по этому показателю не выявлено, у одного — речь, обращенная ко взрослому, не записана. Максимальная вариативность интонации (р < 0,01 по критерию Манна—Уитни) определена при обращении отца к ребенку К. — 188 Гц (медианные

А. Во. Н. Ва. Я. Ни. К. 3.

Имена отцов

Рис. 1. Вариативность частоты основного тона фраз отца, обращенных к ребенку и взрослому (медианные значения)

Серый цвет — значения для речи, обращенной к ребенку, черный —к взрослому. ** — р < 0,01 — критерий Манна—Уитни. (Подробное описание рис. 1-5 см. в тексте.)

значения) по сравнению с вариативностью интонации речи, адресованной взрослому, — 94 Гц; в речи отца ребенка З. — 172 Гц (при обращении к ребенку) и 66 Гц (в речи адресованной взрослому) (р < 0,01).

В речи всех отцов, обращенной к детям, выявлены интонационно выделяемые слова. Длительность ударных гласных из слов, в речи направленной к детям, была значимо выше для анализированных гласных [а] (р < 0,001), [и] (р < 0,01); [у] (р < 0,01), чем для гласных из слов, адресованных взрослому (рис. 2). Длительность гласного [а] была значимо выше в речи всех отцов, обращенной к детям, по сравнению с речью адресованной взрослому. Длительность гласного [а] составила 212±195 мс (147 мс — медиана) при обращении к ребенку и 107 ± 34 мс (104 мс — медиана) —

Т, мс 160 - *

120

80

40

Гласные

Рис. 2. Длительность (Т) ударных гласных в интонационно-выделенных словах в речи, обращенной к ребенку и взрослому (медианные значения)

Белый цвет — значения для речи, обращенной к ребенку, штриховка — ко взрослому. ** — р < 0,01;

*** — р < 0,001 — критерий Манна—Уитни

РО,Гц 500 г

400

300

200

100

К. 3. Имена отцов

Рис. 3. Частота основного тона ударных гласных в интонационно-выделенных словах в речи, обращенной к ребенку и взрослому (медианные значения)

Серый цвет — значения для речи, обращенной к ребенку, черный — к взрослому. * — р < 0,5; ** — р < 0,01 — критерий Манна—Уитни.

к взрослому; гласного [и] — 151 ± 59 мс (142 мс — медиана), 117 ± 48 мс (104 мс — медиана) — соответственно при обращении к ребенку и взрослому. Длительность гласного [у] варьировалась в широких пределах в речи, обращенной к ребенку: 247 ± 242 мс (170 мс — медиана), в меньшей степени — в речи адресованной взрослому: 115 ± 38 мс (123 мс). Выявлены индивидуальные различия длительности.

Значения ЧОТ ударного гласного из интонационно выделяемых слов в речи, обращенной к ребенку, составили диапазон от 129 Гц (Я.) до 469 Гц (К.) для разных отцов, к взрослому — от 129 до 281 Гц. В речи трех отцов (детей Ва., К., З.) значения ЧОТ ударных гласных из выделяемых слов значимо превышали соответствующие значения гласных, адресованных взрослому (рис. 3). ЧОТ ударных гласных из слов обращенной к ребенку и взрослому речи отцов детей А. и Я. была одинакова и составляла для отца ребенка А. 239 ± 35 Гц (215 Гц — медиана) и 172 ± 58 Гц (129 Гц — медиана) для отца ребенка Я.

Значения формантных частот ударных гласных [а], [и], [у] из слов, обращенных к ребенку и взрослому, значимо (р < 0,001) различались для гласного [а] по общей выборке. Для гласного [а] значения F1 составили 689 и 603 Гц (медианные значения соответственно при обращении к ребенку и взрослому); F2 — 1335 и 1291 Гц (медианные значения). Для гласного [и] значения F1 — 421 Гц, 360 Гц (медианные значения, соответственно при обращении к ребенку и взрослому); F2 — 2110 и 2133 Гц. Для гласного [у] значения F1 — 431 Гц, 415 Гц; F2 — 797 и 711 Гц. На уровне тенденции установлены большие значения первой форманты для гласного [и] и двух первых формант для гласного [у] из слов, обращенных к ребенку, по сравнению с этими значениями в речи, адресованной взрослому.

На двухформантной плоскости с координатами F1 и F2 формантные треугольники ударных гласных [а], [у], [и] из слов в речи отцов, обращенных к ребенку и взрослому, имеют одинаковую ориентацию, при этом формантный треугольник гласных из речи,

направленной к ребенку, смещен в более высокочастотную область по первой форманте (рис. 4).

При общих для выборки закономерностях имеются индивидуальные различия. Значения двух первых формант анализируемых гласных в словах, адресованных ребенку и взрослому, варьируют в речи разных отцов. Так, например, в речи отца ребенка К., для которого характерны наибольшее, по сравнению с другими отцами, варьирование интонацией и увеличение ЧОТ, в речи, направленной к ребенку, значения формантных частот всех гласных смещены в высокочастотную область. Это, соответственно, обусловливает расположение формантных треугольников в частотных областях более высоких, чем, к примеру, для отца ребенка Я., демонстрирующего наименьшие значения ЧОТ.

Формантные треугольники речи пяти отцов (детей Я., К., Ни, З., Во.), обращенной к детям, располагаются на двухформантной плоскости в более высокочастотных областях, чем треугольники гласных в речи, адресованной взрослым. По значениям первой форманты смещены треугольники гласных из речи отцов Во., Ни., К., З., Я. Смещение формантного треугольника по значениям второй форманты недостоверно: на уровне тенденции оно проявляется для гласных [у] в речи отцов детей З. и К.

Формантные треугольники ударных гласных из слов в речи отца ребенка Ва., обращенной к ребенку и взрослому, отличаются друг от друга и по форме, и по расположению на двухформантной плоскости. Причем треугольник гласных для речи, обращенной ко взрослому, приближен по форме и ориентации к треугольнику, образуемому соответствующими гласными взрослой речи для русского языка, и значения двух первых формант для звуков [а], [у], [и] выше, чем в речи, обращенной к ребенку (рис. 5, а).

Формантные треугольники ударных гласных из слов отца ребенка А., обращенных к ребенку и взрослому, имеют разную ориентацию на двухформантной плоскости, для отца этого ребенка характерно нечеткое артикулирование звуков в словах (рис. 5, б).

Таким образом, в результате проведенного исследования показано, что анализируемые в речи отцов характеристики отличаются при обращении к детям и взрослым. Различия выявлены по вариативности интонации, длительности и ЧОТ ударных гласных в выделяемых голосом словах и по значениям формантных частот. Так же, как и при анализе МР, обращенной к детям, и речи, адресованной взрослым [1, 2], в данном исследовании выявлены индивидуальные особенности речи разных отцов.

Данные, полученные в ходе настоящего исследования, при анализе речи русских отцов, обращенной к детям первого полугодия жизни, согласуются с результатами кросслингвистического исследования на материале французского, итальянского, немецкого, японского, британского английского и американского английского языков,

¥2, Гц 2500 г

2000

1500

1000

500

0

200

400

[а]

600 800 И, Гц

Рис. 4. Формантные треугольники ударных гласных с вершинами [а], [и], [у] из слов в речи отцов, обращенных к ребенку и взрослому:

1 — ребенок, 2 — взрослый (то же для рис. 5).

¥2, Гц 2500 г

2000

1500

1000

500

0

И

¥2, Гц 2500 г

2000

1500

1000

500

О

200

400

600

800 1000 И, Гц

И

200

400

600

800 1000 И, Гц

Рис. 5. Формантные треугольники гласных речи двух отцов, обращенной к ребенку и взрослому: а — данные для отца ребенка Ва., б — для отца ребенка А.

направленного на сравнение материнской и отцовской речи, обращенной к детям в возрасте 10-14 месяцев [4]. В этом исследовании было установлено, что во всех языковых средах оба родителя в речи, обращенной к детям, по сравнению с речью, адресованной взрослым, повышали и значительнее варьировали частоту основного тона, уменьшали длину высказывания и увеличивали паузы между высказываниями. При этом родители — носители американского варианта английского языка наиболее значительно модифицировали просодические характеристики своей речи по сравнению с представителями других языковых групп. Вариативность интонации речи отцов, обращенной к младенцам первого полугодия жизни, показана и на материале русского языка.

В настоящей работе не исследовались характеристики речи матерей, обращенной к детям, однако сравнение их с ранее полученными нами результатами МР [1] показывает, что диапазон ЧОТ в речи матерей, обращенной к детям, выше (208-546 Гц), чем в речи отцов (129-469 Гц), что отмечено и в других работах [4].

В нашем исследовании речь одного отца (ребенка Я. ), обращенная к ребенку, наиболее отличалась по анализируемым характеристикам от речи других отцов, адресованной их детям. Для этого отца анализировали речь, направленную ко второму ребенку в семье, а для всех других отцов — к первому. Отсутствие выборки не позволяет сделать какие-либо выводы, но одним из объяснений может являться предположение, основанное на данных иного исследования [17, 18], что общение отцов со вторым ребенком в семье менее эмоционально, чем с первым. Отцы, у которых ребенок первый, активнее ведут себя при общении с ним. Они используют более высокую частоту основного тона, больше улыбаются ребенку, повторяют звуки ребенка и так далее, чем те отцы, у которых ребенок второй. С другой стороны, незначительные различия в речи отца ребенка Я., обращенной к ребенку и взрослому, могут быть обусловлены индивидуальными личностными особенностями мужчины.

Более высокие значения формантных частот ударных гласных слов из речи, обращенной к ребенку, сдвиг формантного треугольника гласных (по одной из формант) в область высоких частот, по сравнению с областями расположения формантных треугольников гласных слов, направленных взрослому, являются отличительной особен-

ностью МР. Эта характеристика отражает подчеркивание при артикуляции звуков-контрастов между различными фонетическими категориями, что облегчает ребенку восприятие направленной к нему речи взрослого.

В целом полученные на материале русского языка данные об акустических характеристиках речи отцов, обращенной к младенцам первого полугодия жизни, согласуются с аналогичными данными на материале других языков. Этот факт позволяет предположить, что способность взрослого (матери, отца, а возможно, и нейтральных по отношению к ребенку взрослых) к изменению параметров своего голоса при взаимодействии с младенцем является той биологически значимой характеристикой поведения взрослого, которая обеспечивает установление контакта с ребенком, создавая для него тем самым комфортное состояние.

Литература

1. Ляксо Е. Е. Некоторые характеристики материнской речи, адресованной младенцам первого полугодия жизни // Психол. журн. «Наука» РАН. 2002. Т. 3, № 2. С. 55-64.

2. Ляксо Е. Е., Куражова А. В., Гайкова Ю. С. Индивидуальные особенности речи матерей, обращенной к нормально развивающимся детям первого года жизни // Сборник трудов XVII сессии РАО «Акустика речи». М.: «ГЕОС», 2006. С. 71-74.

3. Ляксо E. E, Челибанова О. В., Галунов В. И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психол. журн. 2003. Т. 24, №5. С. 58-67.

4. A cross-language study of prosodic modifications in mothers’ and fathers’ speech to preverbal infants / Fernald A., Taeschner T., Dunn J., Papousek M., Boysson-Bardies B., Fukui I. // Child Lang. 1989. Vol. 16. Р. 477-501.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Fernald A., Simon T. Expanded intonation contours in mother’s speech to newborns // Devel. Psychol. 1984. Vol. 20, N 1. Р. 104-113.

6. Linguistic experience alters phonetic perception in infants by 6 months of age / Kuhl P., William K., Lacerda F., Stevens K. N., Lindblom B. // Science. 1992. Vol. 225. Р. 606-608.

7. Sachs J. Adaptive significance of mother’s input to infants // Talking to children. Cambridge, 1977. Р. 63-85.

8. Dickson K. L., Walker H., Fogel A. The relationship between smile type and play type during parent-infant play // Dev. Psychol. 1997. Vol. 33(6). Р. 925-933.

9. Pancsofar N., Vernon-Feagans L., Odom E., Roe J. R. Family relationships during infancy and later mother and father vocabulary use with young children // Early Childhood Research Quarterly. 2008. Vol. 23(4). Р. 493-503.

10. Moore J. K., Guan Y. L. Cytoarchitectural and axonal maturation in human auditory cortex // J. assoc. for research in Otolaryngology. 2001. Vol. 2. Р. 297-311.

11. Roach M., Orsmond G., Barratt M. Mothers and fathers of children with Down syndrome: Parental stress and involvement in childcare // Am. J. on Mental Retardation. 1999. Vol. 104 (5). Р. 422-436.

12. De Falco S., Esposito G., Venuti P., Bornstein M. H. Fathers’ play with their Down Syndrome children // J. of Intellectual Disability Research. 2008. Vol. 52 (6). Р. 490-502.

13. Graham T. K., Scudder R. R., McCullough K. Language use of parents with their developmentally different twins, 2004. URL: http://www.speechpathology.com (дата обращения: 15.01.2010).

14. Abkarian G. G., Dworkin J. P., Abkarian A. K. Fathers’ speech to their children: perfect pitch or tin ear? // Fathering. 2003. Vol. 1, N 4. Р. 27-50.

15. McRoberts G. W., Best C. T. Accommodation of mean Fo in mother-infant and father-infant social interactions: A longitudinal case study // J. Child Lang. 1997. Vol. 27. Р. 1-18.

16. Van de Weijer J. Vowels in infant- and adult-directed speech // Working Papers. 2001. Vol. 49. Р. 172-175.

17. Field T. Interaction behaviors of primary versus secondary caretaker fathers // Developmental Psychology. 1978. Vol. 14. Р. 183-184.

18. Perlmann R., Gleason J. B. The neglected role of fathers in children’s communicative development // Seminars in Speech and Language. 1993. Vol. 14. Р. 314-324.

Статья поступила в редакцию 17 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.