Научная статья на тему 'Речевое развитие детей и Вокально-речевое взаимодействие в триадах «Мать—близнецы»: лонгитюдное исследование'

Речевое развитие детей и Вокально-речевое взаимодействие в триадах «Мать—близнецы»: лонгитюдное исследование Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Biological Communications
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
Ключевые слова
БЛИЗНЕЦЫ / РЕЧЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ТРИАДЕ / МАТЕРИНСКАЯ РЕЧЬ / TWINS / SPEECH / INTERACTION IN TRIADS / MATERNAL SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куражова Анна Вадимовна, Ляксо Елена Евгеньевна

Целью настоящего исследования явилось изучение формирования речи детей-близнецов и характеристик вокально-речевого взаимодействия в триадах «мать—близнецы» на протяжении первых двух лет жизни детей. Объектом исследования стали 5 триад «мать—близнецы». На основе методов инструментального спектрографического, перцептивного, фонетического анализа получены данные об особенностях раннего речевого развития детей близнецов и специфике материнской речи, обращенной к детям. Выявлены индивидуальные стили освоения речи у первого и второго ребенка в триадах, у детей из различных триад установлены разные уровни речевого развития, заключающиеся в разных сроках появления слоговых конструкций, первых слов, усложнении слоговой структуры слова, разнообразии согласных звуков. Речь матерей близнецов из разных триад отличается по значениям временных и спектральных характеристик. На основании полученных данных можно сделать заключение о большой вариативности в становлении речи близнецов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Куражова Анна Вадимовна, Ляксо Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Speech development of twins and vocal-speech interaction in triads «mother—twins»: a longitudinal study

The study aimes to investigate speech development of twins and characteristics of vocal-speech interaction in triads «mother—twins» during the first two years of life. The subjects of investigation are 5 triads «mother—twins». Specificity of early speech development and maternal speech addressed to twins are revealed using methods of instrumental spectrographic, perceptive, and phonetical analysis. Individual ways of speech development by the first and the second child in triads, different levels of speech development are revealed in different triads, namely different time of syllabic constructions and uttering the fi rst words, complication of word structure, and diversity of consonants. Maternal speech in triads differs in terms of temporal and spectral characteristics. On the base of assessed data it can be concluded the variability of twinsspeech development.

Текст научной работы на тему «Речевое развитие детей и Вокально-речевое взаимодействие в триадах «Мать—близнецы»: лонгитюдное исследование»

2012 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 3 Вып. 4

ФИЗИОЛОГИЯ, БИОХИМИЯ, БИОФИЗИКА

УДК 612.85

А. В. Куражова, Е. Е. Ляксо

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ВОКАЛЬНО-РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ТРИАДАХ «МАТЬ—БЛИЗНЕЦЫ»: ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Формирование речи и когнитивных функций у детей близнецов обладает рядом особенностей, которые отличают их от одиночно рожденных детей [1, 2]. В некоторых работах показано, что различия проявляются в более позднем появлении первых слов [3], медленном пополнении словарного запаса и освоении артикуляционных навыков, более позднем формировании фразовой речи [4], трудностях, возникающих при овладении навыками чтения [5].

В качестве факторов, определяющих развитие детей-близнецов, выделяют специфику их пренатального развития и адаптации в послеродовом периоде [4], а также особенности их взаимодействия с матерью в рамках триады. Задержку в развитии речи близнецов связывают с воздействием «близнецовой» ситуации, которая возникает при тесном взаимодействии детей-близнецов друг с другом, при недостаточном взаимодействии с родителями [1, 6]. В работе [7] показано, что матери близнецов уделяют общению с детьми меньше времени: реже привлекают внимание своих детей к разговору и окружающей обстановке, меньше читают им и обсуждают картинки при чтении книги. Выявлено, что уровень депрессии у матерей близнецов выше, чем у матерей одиночно рожденных детей, что, по мнению некоторых исследователей [7], может быть одним из факторов риска для когнитивного и речевого развития детей. Установлены различия в характеристиках речи матери, обращенной к четырехмесячным близнецам и одиночно рожденным детям: большое количество повествовательных предложений в речи матерей близнецов, меньшая направленность речи матери к детям [8].

Таким образом, в настоящее время существуют литературные данные, указывающие на специфику речевого развития близнецов и особенности взаимодействия с ними матерей. Однако практически отсутствуют лонгитюдные исследования, предметом изучения которых является раннее речевое развитие детей-близнецов в триадах «мать—близнецы».

Целью настоящего исследования было изучение особенностей вокально-речевого взаимодействия в триадах «мать — дизиготные близнецы» на протяжении первых двух лет жизни детей.

Объектом лонгитюдного исследования стали 5 триад «мать — дизиготные близнецы» (3 триады с мальчиками и 2 — с девочками), на протяжении первых двух лет жизни детей, начиная с трех месяцев. Регистрацию вокально-речевого взаимодействия

© А. В. Куражова, Е. Е. Ляксо, 2012

в триадах осуществляли раз в три месяца с использованием магнитофона Marantz PMD222 с выносным микрофоном SENNHEIZER e835S и видеокамеры Sony DCR-HC40E и Samsung VP-W70.

Для оценки поведения матери и детей в процессе их взаимодействия использовали анализ видеотестов, созданных на основе видеозаписей. В тесте последовательно представлены фрагменты записи взаимодействия матери с каждым из детей (первым и вторым ребенком по порядку рождения) в пяти триадах в возрасте 3, 6, 9, 12 месяцев. Тест просматривали специалисты, имеющие профессиональный опыт общения с детьми, и люди без опыта. В специально разработанных опросниках они отмечали наличие или отсутствие характеристик взаимодействия для матери и ребенка.

Для матери: 1) произносит простые слова и звуки; 2) повторяет звуки, произносимые ребенком; 3) говорит короткими фразами; 4) выделяет голосом отдельные слова;

5) изменяет интонацию; 6) растягивает звуки в словах; 7) повторяет одинаковые слова несколько раз; 8) делает паузы между фразами (ждет ответа ребенка); 9) фиксирует взгляд на лице ребенка; 10) изменяет мимику; 11) активное или пассивное взаимодействие.

Для ребенка: 1) наличие или отсутствие дискомфорта в процессе взаимодействия; 2) произносит звуки в ответ на речь матери; 3) большую часть времени смотрит на мать; 4) фиксация взгляда на лице матери; 5) активное взаимодействие с матерью;

6) улыбается.

Перцептивный анализ носителями русского языка (n = 50) используется в работе для определения звукового состава речевого репертуара детей (гласноподобные звуки, слоговые конструкции — на первом году жизни, слова, состоящие из слогов от одного до трех и более — на втором году жизни). Перед аудиторами ставили задачу описать услышанные звуки с использованием букв русского алфавита на первом году жизни детей, определить слоговую структуру слова и значение слов на втором году жизни. Тест для каждого ребенка в определенный возрастной срез содержит по 10 слов. В каждом тесте одно слово представлено по 3 раза с интервалом 5 с между одинаковыми словами, 15 с между разными словами. На основе тестов определяли вероятность распознавания речевого материала, если более 75% процентов аудиторов указывали правильное значение слова, то такое слово считалось достоверно распознанным, определяли количество слов, распознаваемых с вероятностью 0,75.

В работе использовался метод инструментального спектрографического анализа для выявления специфики взаимодействия матери и детей в триадах и формирования акустической системы гласных звуков у детей в программе анализа звука Cool Edit Pro. Для гласноподобных звуков в вокализациях и словах детей первых двух лет жизни определяли значение частоты основного тона (ЧОТ) и двух первых формант — F1 и F2.

На основе инструментального спектрографического анализа из материнской речи, обращенной к детям выделяли фразы, для которых анализировали вариативность ЧОТ, определяли форму интонационного контура, максимальное (FOmax) и минимальное (FOmin) значения ЧОТ, считали разность между максимальным и минимальным значением ЧОТ (FOmax - FOmin). В материнской речи определяли выделяемые голосом слова, которые отличались от остальной речи гипертрофированной артикуляцией и большей интонационной выраженностью. В выделенных словах для ударного гласного определяли значения ЧОТ, FOmax, FOmin, [FOmax - FOmin] и длительность ударного гласного. В речи матерей, обращенной к детям, определяли коли-

чество разных типов высказываний. Высказывания 1-го типа — отдельное произносимое слово или звук, для которого разность между максимальным и минимальным значением ЧОТ (FOmax - FOmin) составляет более 100 Гц, или длительность ударного гласного увеличена (более 100 мс). Высказывания 2-го типа — фразы со сложным интонационным контуром, содержащим одно или несколько выделяемых голосом слов, в которых значение F0max - F0min составляет более 100 Гц, либо длительность ударного гласного увеличена. Высказывания 3-го типа — фразы из нескольких слов, с ровным интонационным контуром, значение F0max - F0min не более 100 Гц, длительность ударных гласных в словах не увеличена. Высказывания 4-го типа — отдельные слова также с ровным интонационным контуром, в которых значение F0max - F0min не более 100 Гц, длительность ударных гласных в словах не увеличена.

В работе использовался метод фонетического анализа, который осуществляется профессиональным фонетистом: проводится транскрибирование слов и звуков детей в символах Международного фонетического алфавита (МФА) и системы САМПА для русского языка.

Психомоторное развитие ребенка до одного года и трех месяцев раз в три месяца оценивали по опроснику «KID-шкала» (Kent Infant Development Scale), от одного года и трех месяцев до двух лет — по тесту RCDI (Child Development Inventory). Опросники адаптированы для детей Северо-Западного региона Институтом раннего вмешательства (Санкт-Петербург).

Статистическую обработку результатов проводили с использованием непараметрического критерия Манна—Уитни, ранговой корреляции Спирмана, факторного анализа.

Характеристика взаимодействия в триадах «мать—близнецы»

Анализ видеотестов позволил выявить присущие всем матерям близнецов поведенческие характеристики при взаимодействии с детьми. Матери близнецов всех анализируемых возрастов привлекали внимание ребенка, говорили с ними простыми короткими фразами. Матери из всех триад в процессе взаимодействия фиксировали взгляд на лице ребенка в первом полугодии жизни детей. Для матерей близнецов при общении с детьми всех изученных возрастных срезов характерно отсутствие одной или нескольких характеристик, присущих поведению матерей одиночно рожденных детей.

При наличии большего числа характеристик поведения и речи матери и более активном взаимодействии со стороны матери, дети очень часто произносили звуки в ответ на речь матери.

Установлена положительная корреляция между количеством характеристик в поведении матери и количеством характеристик в поведении ребенка (r = 0,65, p = 0,001, ранговая корреляция Спирмана).

Характеристика вокализаций и речи детей

Анализ звукового репертуара близнецов показал, что в 3-месячном возрасте вокализация детей представлена гласноподобными звуками. В возрасте 6 месяцев у двух детей из триады 3 и первого ребенка из триады 2 в их звуковом репертуаре появляются слоговые конструкции. В возрасте 9 месяцев у этих детей увеличивается

количество слоговых конструкций, у детей из триад 1 и 4 слоговые конструкции появляются впервые. У детей в триаде 2 количество слоговых конструкций больше (р < 0,05) у первого по порядку рождения ребенка по сравнению со вторым. Первый ребенок произносит последовательности из двух-трех слогов (12%) и одиночные слоги (8%), второй — только одиночные слоги (7%). Разнообразие слогов у первого ребенка больше, чем у второго, например, первый ребенок произносит звукосочетания губных и взрывных согласноподобных с гласными, а второй ребенок только взрывной согласноподоб-ный [т] в сочетании с гласноподобными. В других триадах не установлено значимых различий в соотношении разных типов вокализаций между детьми девятимесячного возраста. К примеру, для детей из триады 1 соотношение разных категорий вокализаций одинаково: 4% — отдельно произносимые слоги, 11% — лепетные конструкции, 85% — различные комбинации гласноподобных звуков. В 9 месяцев в их звуковом репертуаре появляется звук [и].

У детей в возрасте одного года из триад 1-3 значительно увелчивается количество слоговых конструкций, установлено, что их количество в звуковом репертуаре первых детей из триады значимо больше (р < 0,01), чем у вторых (рис. 1). У детей в триаде 4 количество гласноподобных звуков значимо превышает количество слоговых конструкций (р < 0,01), у второго ребенка из этой триады выявлено больше слоговых кон-

1,00 г

Рис. 1. Разные типы вокализаций у детей в один год Белый цвет — гласноподобные звуки; штриховка — отдельные слоги; черный цвет — сочетания слогов. ** — р < 0,01 — критерий Манна—Уитни.

струкций, чем у первого ребенка. У детей в триаде 5 зарегистрированы только гласно-подобные звуки.

Согласно САМПА для русского языка в вокализациях 9- и 12-месячных детей-близнецов присутствовали звуки, соответствующие четырем гласным фонемам русского языка [а], [е], [ы], [и]. Фонема [у] присутствовала у детей из триад 1-3.

Фонетический анализ на основе транскрибирования согласных детей посредством символов МФА и САМПА для русского языка позволил установить, что у детей-

близнецов в триадах 1-4 в лепетных конструкциях преобладают переднеязычные [т], [д] и заднеязычные [к], [г]. Смычные губно-губные согласные отсутствуют, за исключением [м] и [п] у первого ребенка из триады 2, [б] у детей из триады 4.

В словах детей-близнецов из триад 1-3 в 2 года присутствуют согласные из всех групп (по месту и способу образования), кроме переднеязычных небных согласных и аффрикат: губно-губные [м], [п], [б], переднеязычные [т], [д], [с], заднеязычные [к], [х]. В речи детей из триад 4, 5 описаны переднеязычные и заднеязычные согласные. Губно-губные звуки у детей из данных триад не зарегистрированы.

Таким образом, в возрасте 2 лет слова и звукосочетания детей из триад 1-3 (медиана — 9) содержат значимо большее (р < 0,01) количество согласных звуков по сравнению с детьми из триад 4, 5 (медиана — 5).

На протяжении второго года жизни близнецов в их речевом репертуаре появляются слова, количество и разнообразие которых увеличивается к концу второго года жизни.

В триадах 1-3 в один год и три месяца у детей выявлены слова из 1-2 слогов (рис. 2 А). У детей из триад 4, 5 слова не зарегистрированы. В данном возрасте у детей из триад 1-3 преобладают (р < 0,01) слоговые конструкции, а у детей из триад 4, 5 — гласноподобные звуки. Количество гласных у детей из триад 4, 5 значимо больше (р < 0,01), чем слоговых конструкций и слов у детей из триад 1-3.

В триаде 1 соотношение типов вокализаций одинаково для обоих детей. В триадах 2 и 3 установлены различия в речевом репертуаре детей. В триаде 2 частота встречаемости слоговых конструкций в речи второго ребенка (0,89) значимо выше (р < 0,01) по сравнению с первым ребенком (0,40). В триаде 3 в звуковом репертуаре первого ребенка частота встречаемости слоговых конструкций выше, чем у второго ребенка (0,73 и 0,50 для первого и второго ребенка соответственно).

В триадах 4 и 5 звуковой репертуар детей в основном представлен сочетаниями гласных звуков. В триаде 4 частота встречаемости слоговых конструкций (0,41) значимо выше (р < 0,01) в речевом репертуаре второго ребенка. В триаде 5 различия между детьми не установлены.

Триады 1,2,3

Триады 4 ,5

Триады 1,2,3

Триады 4 ,5

Рис. 2. Частота встречаемости разных типов слов и звукосочетаний в речевом репертуаре детей-близнецов второго года жизни:

А — данные для детей в возрасте одного года и трех месяцев: белый цвет — сочетания гласных звуков, диагональная штриховка — слоговые конструкции; черный цвет — слова из одного слога; серый цвет — слова из двух слогов. Б — данные для двухлетних детей, обозначения те же, вертикальная штриховка — слова из 3 слогов. ** — р < 0,01, критерий Манна—Уитни.

В триадах 1-3 в 2 года основу речевого репертуара детей составляют слова из одного и двух слогов (см. рис. 2 Б). В речи детей из триады 1 по сравнению с детьми в возрасте одного года и трех месяцев увеличивается количество слов из одного слога, из двух разных слогов (р < 0,01). Первый ребенок произносит больше слов, чем второй ребенок (р < 0,01). В триаде 2 у обоих детей возрастает количество слов из одного-двух слогов (р < 0,01). У первого ребенка преобладают слова из двух одинаковых слогов, у второго ребенка половину от всех произносимых слов составляют отдельные слоги и их сочетания, которые ребенок использует для обозначения предметов и действий. При общении друг с другом дети употребляют слова, состоящие из двух слогов. У обоих детей из триады 3 к 2-летнему возрасту увеличивается количество слов из двух разных слогов (р < 0,05), дети начинают произносить слова из трех слогов. В триаде 4: в звуковом репертуаре как первого, так и второго ребенка преобладают сочетания гласных звуков по сравнению с другими звуковыми категориями. В речевом репертуаре второго ребенка выявлены слова из трех разных слогов, однако количество слоговых конструкций больше у первого ребенка. В триаде 5: у второго ребенка появляются слова, состоящие из одного и двух слогов. У первого ребенка слова за время записи не зарегистрированы.

Таким образом, в возрасте один год и три месяца у детей из триад 1-3 выявлены слова из одного и двух слогов. К двум годам увеличивается количество и разнообразие слов, произносимых детьми. В триадах 4 и 5 на протяжении всего второго года жизни преобладают сочетания гласных звуков.

Аудиторы при прослушивании тестов, включающих слова двухлетних детей, правильно указывали гласные звуки и слоговую структуру слов. С вероятностью более 0,75 аудиторы распознавали значение от 10 до 50% (медиана — 24%) тестового материала, включающего слова детей из триад 1-3. Слова, произносимые детьми из триад 4 и 5, аудиторы не распознавали.

При сравнении значений спектральных характеристик гласных звуков [а], [у], [и], произносимых детьми из триад 1-3 и детьми из триад 4, 5 в 1 год и в 2 года выявлены различия в форме и ориентации формантных треугольников (рис. 3). Значения

А

¥2, Гц 4000 г

3000

2000

1000

¥2, Гц 4000 г

3000

2000

1000

500 1000

¥1, Гц

1500

500 1000

¥1, Гц

1500

Рис. 3. Формантные треугольники гласных для детей в возрасте одного года (А) и двух лет (Б)

Сплошная линия — формантный треугольник гласных для детей из триад 1-3; пунктирная линия — то же для детей из триад 4,5.

Б

Б1 и Б2 гласноподобных звуков [а], [у] у детей из триад 4, 5 смещены в более высокочастотную область по сравнению со значениями Б1 и Б2 для тех же звуков у детей из триад 1-3. В возрасте 2 лет значения Б1, Б2 для гласного [а] значимо выше (р < 0,01) у детей из триад 4, 5 по сравнению с детьми из триад 1-3.

Характеристика материнской речи (МР), обращенной к детям

На основе перцептивного и инструментального спектрографического анализов проанализированы материнские высказывания, обращенные к детям в возрасте от трех месяцев до двух лет в процессе взаимодействия (п = 1080).

В высказываниях матерей, обращенных к детям-близнецам на протяжении первого года жизни, количество повествовательных высказываний значимо выше (р < 0,05),

чем восклицательных и вопросительных высказываний (рис. 4). %

100 г

80 -

Форма высказывания

Рис. 4. Количество различных форм высказывания в речи матери, обращенной к детям (%)

Черный столбец — дети в возрасте 3 месяца; серый — 6 месяцев; белый — 9 месяцев; штриховка — 12 месяцев. * — р < 0,05 — критерий Манна—Уитни. «!» — восклицательная форма; «?» — вопросительная форма; «-» — повествовательная форма.

В высказываниях, адресованных трехмесячным детям, преобладают (р < 0,05) обращения и отдельно произносимые слова и звуки, в высказываниях к шестимесячным детям увеличивается количество комментариев и обращений, а количество отдельно произносимых звуков и слов снижается. В возрасте 9 и 12 месяцев преобладают обращения, комментарии, в 9 месяцев — произнесение имени ребенка.

В речи матерей, обращенной к детям в 3 и 9 месяцев установлено больше (р < 0,05) высказываний 1-го и 2-го типов по сравнению с высказываниями 3-го и 4-го типов. В обращении к детям 6 месяцев у матерей преобладают (р < 0,05) высказывания 3-го и 4-го типов, к годовалым детям различий в количестве высказываний разных типов не установлено.

В речи матерей, обращенной к трехмесячным детям, вариативность ЧОТ составляет 120 Гц. Установлено ее снижение, при обращении к шестимесячным детям по сравнению с трехмесячными детьми. Во втором полугодии жизни детей разность между значениями F0max и F0min увеличивается по сравнению с теми же значениями в первом полугодии жизни. По вариативности интонации установлены различия между материнскими высказываниями, обращенными к первому и второму ребенку из триады. В триаде 1 мать больше (р < 0,01) варьирует интонацией при обращении к первому ребенку в трехмесячном возрасте (255 Гц), а при общении со вторым ребенком — в возрасте 9 и 12 месяцев (235 Гц). В триаде 2 на протяжении всего первого года жизни значения F0max - F0min были больше в речи матери, обращенной ко второму ребенку по сравнению с речью, адресованной первому ребенку. В триаде 3 значимых различий в вариативности ЧОТ между фразами матери, обращенными к первому и второму ребенку, не установлено.

Длительность ударного гласного в выделенных словах, обращенных к детям, во все возрастные срезы больше, чем в речи матери, обращенной ко взрослому. Длительность ударного гласного в выделенных словах в речи матери, обращенной к детям, была значимо выше (р < 0,001) в возрасте 6 месяцев по сравнению с другими возрастными срезами. Установлены индивидуальные различия по данному параметру в речи матери, обращенной к первому и второму ребенку из триады. В триаде 1 длительность ударного гласного была значимо выше (р < 0,05) в словах, обращенных первому ребенку из триады, чем ко второму в возрасте 3 месяцев (193 и 114 мс). В триаде 2 в 6 месяцев длительность ударных гласных в выделенных словах матери, обращенных к первому ребенку, больше (р < 0,05). В триаде 3 значимых различий по длительности ударного гласного в словах, обращенных к первому и второму ребенку, не установлено.

На протяжении второго года жизни детей установлены различия между характеристиками речи матерей из триад 1-3 и триад 4, 5. Различия заключаются в большем количестве высказываний 1-го и 2-го типа в речи матерей из триад 1-3. В речи матерей из триад 1-3 значения разности между минимальным и максимальным значениями ЧОТ значимо больше, чем в триадах 4 и 5 (рис. 5 А). В триадах 1-3 значение длительности ударного гласного в выделяемых голосом словах, значимо больше, чем в триадах 4, 5 (рис. 5 Б). В триадах 1-3 установлено большее количество повторов одинаковых слов.

200 а 150

И"

и

Ь

100

50

***

- ***

Триады 1,2, 3 Триады 4, 5

300 250

и Я

£ 200 и 150

Л

£ 100 3 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Триады 1, 2, 3 Триады 4, 5

Рис. 5. Значения разности между F0max - F0min (А), длительности ударного гласного (Б) в речи матерей, обращенной к детям из триад 1-3 и 4, 5. *** — р < 0,001, критерий Манна—Уитни.

Полученные данные об особенностях материнской речи на втором году жизни детей позволили выделить 2 стратегии речевого поведения матери (СРПМ) при взаимодействии с детьми. Матери, для которых характерна первая СРПМ (триады 1-3), активно привлекают внимание детей, используя характеристики МР. В их речи вариативность интонации и длительность ударных гласных значимо больше, чем те же характеристики в речи, обращенной ко взрослым. При общении с детьми матери произносят простые слова, выделяя их голосом, повторяют одинаковые слова по несколько раз. В речи матерей, придерживающихся второй СРПМ, вариативность интонации и длительность ударного гласного значимо меньше (р < 0,001), чем те же характеристики в речи матерей с первой СРПМ. При общении с детьми, матери произносят простые слова, но не выделяют их голосом, меньше повторяют одинаковые слова.

Факторный анализ позволил выделить следующие факторы речевого взаимодействия матери и детей. Фактор 1 объединил в себе характеристики речи ребенка: преобладание гласноподобных звуков (0,939717) и малое количество слов из одного и двух слогов; небольшое разнообразие согласных (-0,898927); и МР — небольшое количество повторов одинаковых слов (-0,820560); вариативность ЧОТ менее 100 Гц (-0,887720); длительность ударных гласных менее 100 мс (-0,730783) в речи матери. В качестве фактора 2 выступает одна переменная с факторной нагрузкой (-0,922186) — количество слогов. Таким образом, выявлена взаимосвязь между особенностями речевого поведения матери и уровнем речевого развития ребенка.

В триадах 1-3, для матерей которых характерна первая СРПМ, в речи детей слова появляются раньше, в возрасте двух лет установлено большее количество слов, выявлено большее разнообразие согласных звуков, спектральные характеристики гласных звуков имеют более низкие значения, что свидетельствует о более высоком уровне ар-тикуляторных навыков детей, слова детей распознаются аудиторами. В триадах 4, 5, для матерей которых характерна вторая СРПМ, в речевом репертуаре преобладают гласноподобные звуки, установлены единичные слова, которые не распознаются аудиторами, согласные звуки характеризуются меньшим разнообразием, спектральные характеристики гласных звуков имеют более высокие значения.

В данном исследовании проанализировано формирование конкретных категорий звуков на первом году жизни близнецов, слов с разной слоговой структурой на втором году жизни. При сравнении полученных результатов с данными по раннему речевому развитию одиночно рожденных детей [9] установлены различия в количественном и качественном соотношении разных категорий звукосочетаний и в сроках их появления в репертуаре близнецов и одиночно рожденных детей во втором полугодии первого года и на втором году жизни. У близнецов в возрасте шести месяцев выявлены только четыре гласноподобных звука, которые можно описать как гласные русского языка. У одиночно рожденных детей уже в возрасте шести месяцев присутствуют все гласноподобные звуки, которые аудиторы — носители русского языка — относят к категориям гласных [10]. В шестимесячном возрасте у одиночно рожденных детей количество отдельно произносимых гласноподобных уменьшается и возрастает количество звукосочетаний, содержащих различные гласноподобные звуки и слоги. В нашей работе лепет в этом возрасте зарегистрирован у троих из детей-близнецов (двое детей из триады 3, и один ребенок из триады 2). В отличие от одиночно рожденных детей у остальных детей-близнецов лепетные конструкции появляются только в девять месяцев (за исключением одной триады) и характеризуются меньшим разнообразием

сочетаний гласных и согласных. У одиночно рожденных детей в лепете преобладают согласноподобные [п], [б], [м], [т], [в], [д] [10] в сочетании с тремя гласными [а], [э], [и]; у близнецов — [х], [н], [к], [т] в сочетании с двумя гласными [а], [э].

Количество слоговых конструкций в звуковом репертуаре близнецов меньше, чем у одиночно рожденных детей в девять месяцев и в один год. К концу первого года у одиночно рожденных детей увеличивается количество слоговых конструкций [9] и уменьшается количество сочетаний гласноподобных звуков. Такая же закономерность выявлена для 3-й триады детей-близнецов. В триаде 4 установлено меньшее по сравнению с триадами 1-3 и одиночно рожденными детьми количество лепета. В триаде 5 лепетные конструкции не зарегистрированы. В возрасте одного года в звуковом репертуаре некоторых одиночно рожденных детей появляются первые слова, у близнецов в этом возрасте слова не выявлены. В трех триадах с близнецами слова зарегистрированы в год и три месяца, у одного ребенка из триады 5 в год и шесть месяцев, у детей из триады 4 в два года. Это согласуется с литературными данными [3] о более позднем появлении первых слов в звуковом репертуаре близнецов.

В два года в речи одиночно рожденных детей присутствуют слова, требующие сложной артикуляции, включающие согласные трех типов по признаку «место образования». У детей-близнецов в речевом репертуаре выявлены простые слова из 1-2 слогов, содержащие меньшее разнообразие согласных звуков.

Полученные результаты соответствуют данным о том, что взаимодействие матери с детьми-близнецами отлично от взаимодействия с одиночно рожденными детьми [6, 11].

Отличительной особенностью взаимодействия в триадах было несоблюдение пятиминутной ситуации взаимодействия матери с ребенком, на которого было направлено ее внимание. Это связано с тем, что она отвлекалась на другого ребенка, который находился рядом, что соответствует данным Б. Алин-Акерман [11] о рассогласовании коммуникационного процесса матери с детьми-близнецами. В речи матерей близнецов в отличие от одиночно рожденных детей практически отсутствует звуковая игра, преобладают обращения и комментарии. Количество повествовательных предложений в их речи превышает 50%, тогда как в речи матерей одиночно рожденных детей составляет не более 35%. Это согласуется с данными литературы [8] о преобладании повествовательных высказываний в речи матерей близнецов. Речь матерей близнецов отличается от речи матерей, обращенной одиночно рожденным детям по спектральным и временным характеристикам. В речи матерей близнецов отсутствуют слова, произносимые с гиперартикуляцией. Вариативность частоты основного тона в речи и максимальная длительность ударного гласного в словах, обращенных к детям-близнецам значимо меньше, чем те же параметры в речи матерей одиночно рожденных детей [12]. Не выявлено значимых различий в характеристиках МР, обращенной к близнецам первого и второго полугодия жизни.

На основании полученных данных можно сделать заключение о большой вариативности в становлении речи близнецов. Так как даже на небольшой выборке выявлены индивидуальные стили освоения речи у первого и второго ребенка в триадах, у детей из разных триад установлены разные уровни речевого развития, заключающиеся в различных сроках появления слоговых конструкций, первых слов, усложнении слоговой структуры слова, разнообразии согласных звуков. Речевое развитие детей-близнецов отличается от речевого развития одиночно рожденных количественным соот-

ношением и меньшим разнообразием разных типов вокализаций и звуков, произносимых детьми, более поздними сроками их появления. В целом полученные данные о речевом развитии близнецов соответствуют литературным данным об отставании речевого развития детей-близнецов [3].

* * *

Работа выполняется при финансовой поддержке грантов РГНФ (проект 11-06-12019в), Правительства Санкт-Петербурга (проект 2.6/17-05/368-А).

Литература

1. Сергиенко Е. А, Виленская Г. А., Рязанова Т. Б., Дозорцева А. В. Близнецы от рождения до трех лет. М.: КОГИТО-Центр, 2002.

2. Language assessment of non-handicapped twins at 5 years of age / Gucuyener K., Arhan E., Soysal A. S., Ergenekon E., Turan O., Onal E., Koc E. //Pediatrics International. 2011. Vol. 53. P. 944-949.

3. Mittler P. Biological and social aspects of language development in twins // Develop. Med. 1970. Vol. 2. P. 741-757.

4. Twins as a natural experiment to study the causes of mild language delay: I: Design, twin-singleton differences in language, and obstetric risks / Rutter M., Thorpe K., Greenwood R., Northstone K., Golding J. // J. Child Psychol. and Psychiatry. 2003. Vol. 44, iss. 3. P. 326-341.

5. Twin-sibling differences in Parental reports of ADHD, speech, reading and behaviour problems / Levy F., McLaughlin M., Wood C., Hay D. and Waldman I. // J. Child Psychol. and Psychiatry. 1996. Vol. 37. P. 569-578.

6. Tomassello M., Mannle S., Kruger A. C. Linguistic environment of 1- to 2-years-old twins //Developmental Psychology. 1986. Vol. 32, N 2. P. 169-176.

7. Thorpe K., Rutter M., Greenwood R. Twins as a natural experiment to study the causes of mild language delay: Family interaction risk factors // J. Child Psychol. and Psychiatry. 2003. Vol. 44, N 3. P. 342-355.

8. Butler S., McMahon C., Ungerer G. A. Maternal speech style with prelinguistic twin infants // Infant and Child Development. 2003. Vol. 12, iss. 2. P. 129-143.

9. Ляксо Е. Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни // Физиол. журн. 2003. Т. 89, № 2. С. 207-218.

10. Ляксо Е. Е., Петрикова Н. А., Челибанова О. В., Остроухов А. В., Разумихин Д. В. Звуки русских детей первого года жизни и их восприятие взрослыми // Детская речь: психолингвистические исследования / под ред. Т. Н. Ушакова, Н. В. Уфимцева. М.: ПЕР СЭ, 2001. С. 65-87.

11. Alin-Akerman В. The expectation and parentage of twins // Acta Genet. Med. Gemellol. 1987. Vol. 36. P. 225-232.

12. Ляксо Е. Е. Вокально-речевое взаимодействие в системе «мать-дитя» в течение первого полугодия жизни //Новости отоларингологии и логопатологии. 2002. Т. 32, № 4. С. 94-99.

Статья поступила в редакцию 7 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.