\
УДК. 612.85 Вестник СПбУ. Сер. 3. 2004, вып. 2
И. В. Дмитриева
ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ НОРМАЛЬНО СЛЫШАЩИХ МАТЕРЕЙ ПРИ ОБЩЕНИИ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ В ВОЗРАСТЕ ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ДВЕНАДЦАТИ МЕСЯЦЕВ
Введение. С первых месяцев жизни для ребенка основным источником информации об окружающем мире является его мать. Именно при общении с матерью формируется его эмоционально-информативная сфера. Взаимоотношения матери и ребенка представляют собой важное и необходимое единство, направленное на реализацию основных поведенческих программ развития [2, 3, 6].
Первый год жизни - это основа, на которой в дальнейшем формируется личность ребенка, его дальнейшее поведение и возможность реализовать свои способности [1,2]. Слышащий ребенок осваивает язык спонтанно, естественно и без особых усилий с его стороны. Совершенно по-другому происходит развитие речевых навыков у слабо слышащих и глухих детей.
У глухих детей не развивается самоподражание и подражание речи окружающих. Появляющийся у них ранний лепет, не получая подкрепления со стороны слухового восприятия, постепенно угасает [18, 19]. Исследователями показано, что вокализации глухих младенцев первого полугодия практически не отличаются от таковых у нормально слышащих детей [4, 5]. Поэтому слышащие родители часто ведут себя с ними, как со слышащими детьми.
Материнская речь, обращенная к младенцу, рассматривается как феномен, отличающийся по временным и спектральным характеристикам от речи, адресованной взрослому человеку [7, 8, 9, 10, 12]. Показано, что для речи матерей, обращенной к детям, по сравнению с речью, адресованной взрослым, характерно наличие ключевых слов [7, 8], повышение частоты основного тона (ЧОТ), варьирование интонациями, повторения слов и увеличение пауз между высказываниями, удлинение ударных гласных [7, 8, 15, 16, 17].
При обучении японскими мамами своих глухих шестимесячных младенцев языку жестов, было выявлено, что мамы используют речь, построенную по тем же принципам, что и речь, обращенную к нормально слышащим детям. Обращаясь к глухому ребенку, мамы замедляют жесты, повторяют их, интенсивнее размахивают руками [14].
Исследования показали, что существуют как сходные характеристики материнской речи для матерей разных национальностей [8, 13], так и отличные. Они уже определяются влиянием культурной среды, в которой живет мать ребенка. Указывают также, что характеристики материнского голоса зависят от физического состояния и уровня развития ребенка и не связаны с предшествующим опытом матери [13].
В последнее время появились исследования материнской речи, обращенной к нормально слышащим русским детям в возрасте 3, 6, 9 и 12 месяцев [7, 8]. В этих исследованиях показаны различия в спектральной и временной организации материнского высказывания в зависимости от возраста ребенка. Однако, насколько известно, данные, касающиеся речи матерей, обращенной к русским детям с нарушением слуха, отсутствуют, что и определило направление этого исследования. Настоящая работа проводится в рамках изучения специфики материнской речи, обращенной к детям с разным психосоматическим статусом.
Задачей исследования явилось изучение временных и спектральных характеристик материнской речи, адресованной глухим детям в возрасте от четырех до двенадцати месяцев:
© И.В. Дмитриева, 2004
количества высказываний, интонационного контура, длительности ударных гласных в словах и частоты основного тона гласных в словах. .
Методика. Исследуемая группа состояла из трех нормально слышащих матерей и их глухих детей (Т., К. - два мальчика и Д. - одна девочка). Дети имели потерю слуха третьей-четвертой степени на оба уха (нейросенсорная тугоухбсть), согласно данным регистрации слуховых стволомозговых вызванных потенциалов и игровой аудиометрии (метод Сузуки в свободном звуковом поле). Степень нарушения слуха была выявлена у детей при обращении их родителей в СПб ЛОРНИИ по поводу проверки слуха у ребенка.
Характеристика детей: 1) Т. - записи в 4, 9, 10 и 12 месяцев. Второй ребенок в семье. Семья состоит из мамы, папы и сестры (10 лет, первая-вторая степень тугоухости, носит слуховой аппарат). Слухопротезирован в 8 месяцев, на дому занимается с сурдопедагогом; '
2) К. - записи в 7, 9, 10, 12 месяцев. Второй ребенок в семье. Семья состоит из мамы, папы и сестры. Слухопротезирован в 8 месяцев, на дому занимается с сурдопедагогом;
3) Д. - записи в 7, 8, 12 месяцев. Первый ребенок в семье. Семья состоит из мамы и папы. Слухопротезирована в 8 месяцев, на дому занимается с сурдопедагогом.
Производилась запись речи трех нормально слышащих русскоязычных мам (табл.1), адресованная их глухих детям в возрасте от четырех до двенадцати месяцев.
Таблица 1. Наличие записей речи мам глухих детей, обращенной к младенцам в возрасте от 4 до 12 месяцев
Дети Возраст, мес.
4м 7м 8м 9м Юм 12м
Т. • • • •
д. • • •
К. • • • •
Примечание. «-» - отсутствие записи; «•» - наличие записи (то же для табл. 2, 3).
Запись речи матери, обращенной к ребенку, производилась в домашних условиях. Перерывы в записи обусловлены болезнью ребенка или невозможностью договориться с мамой о проведении записи. Сеанс звукозаписи длился без перерывов 90 мин. При записи матерям давалась установка поощрять малышей к высказываниям, но самим при этом произносить минимальное количество слов. Запись проводили на кассетный магнитофон ТЕАС W-800R с выносным микрофоном 82А-12УЗ JIOMO (тип аудиокассет «Maxell», «TDK», «Sony»). Записанные на магнитную ленту сигналы вводили через Sound Blaster Creative SB32 с частотой дискретизации 22 кГц в персональный компьютер Pentium 100. Акустический анализ вокализаций осуществлялся с помощью специализированного пакета программ «COOL EDIT 96» (Syntrillium Software Corporation, USA) и SIS (ЦРТ, СПб., Россия).
Анализ речи, обращенной к детям с нарушениями слуха, проводили по методике, используемой для анализа материнской речи, адресованной к нормально слышащим детям [7,8]. Однако вследствие небольшого числа записей и невозможности использовать модельные ситуации при взаимодействии с глухими детьми, анализ материнской речи имел и свои особенности. Анализировали: количество высказываний матери за время записи, частоту встречаемости ударных гласных в интонационно выраженных словах, диапазон длительности ударных гласных, диапазон значений частоты основного тона для выделенных ударных гласных.
Результаты. Первоначально все аудиозаписи прослушивались, а затем подвергались инструментальному спектральному анализу. Обработано 249 материнских высказываний, адресованных глухим детям (табл. 2.).
Таблица 2. Количество обработанных высказываний матери, обращенных к глухому ребенку
Мама ребенка Возраст, мес.
4 1 8 9 10 12
Количество высказываний матери
Мама Т. 15 - 23 25 18
Мама Д. - 17 21 - 22 /
Мама К. 26 - 28 31 23
Небольшое количество высказываний матерей связано с первоначальной установкой, которая давалась им при проведении аудиозаписи. Перцептивный анализ показал, что высказывания слышащих матерей к их глухим детям носили повествовательный характер, предложения были простыми и состояли из одного или нескольких слов.
Длительность речи слышащих матерей, адресованных их глухим детям, была индивидуальна для каждой мамы и находилась в диапазоне значений от 200 мс до 1 мин.
В материнских высказываниях, обращенных к детям, были выявлены ключевые слова. Они выделялись на основе прослушивания материнской речи и определялись как наиболее интонационно окрашенные слова, на которые падало словесное ударение. Их содержание и место расположения в материнской речи были индивидуальными. Все остальные слова в высказывании считались неключевыми.
В ключевых и неключевых словах определялась длительность ударных гласных. Диапазон значений длительности гласных из ключевых слов материнской речи, адресованной четырехмесячному ребенку, составил от 28 до 451 мс, а к семимесячному возрасту детей -возрос до 1000-1100 мс. Далее длительность ударных гласных в ключевых словах несколько снизилась и при общении мам с 8-, 12-месячными глухими детьми составила от 58 до 850 мс (табл.3). В неключевых словах длительность ударных гласных сильно не изменялась с возрастом ребенка и находилась в диапазоне 30-500 мс.
Таблица.З. Диапазон значений длительностей ударных гласных в ключевых и неключевых словах (в мс)
Мама ребенка Возраст, мес.
4 7 8 9 10 12
Ключевые слова
Мама Т. Мама Д. Мама К.
Мама Т. Мама Д. Мама К.
28
30
52-1000 36-1100
39-450. 33-500
58-720
74-640
61-800
92-780
59-840
Неключевые слова
42-390
44-490
56-480
56-460
60-470
100-850
58-700
63-820
55-490 58-480 34-500
Прим еч:а н и е. 34-500 - диапазон значений длительности ударных гласных
Был проведен анализ частоты встречаемости гласных в ударном положении в ключевых словах материнской речи, адресованной глухим младенцам. Он показал, что наиболее часто матери употребляют слова к ударным гласным [а] (табл, 4).
Таблица 4. Частота встречаемости ударных гласных в ключевых словах из речи матерей, обращенной к
ГЛЗ аим детям
Мама Возраст Количество гласных
ребенка ребенка, мес. а е о У и ы
4 25 7 13 14 16 3
Мама Т. 9 33 14 18 17 20 11
10 27 .13 14 13 23 -
12 29 14 12 18 17 8
7 37 14 12 37 12 2
Мама К. 9 41 11 12 15 15 5
10 48 21 11 19 16 1
12 39 19 9 24 18 4
7 21 12 - 3 - -
Мама Д. 9 19 15 12 4 11 4
10 12 10 10 6 9 2
12 16 9 4 9 - -
Были исследованы типы интонационных контуров материкой речи. Интонационные контуры условно были поделены на четыре типа: 1) ровный, 2) восходящий, 3) нисходящий и 4) сложный, включающий различные комбинации первых трех типов интонационных контуров. В материнской речи, обращенной к глухим детям, преобладает сложный интонационный контур (70%). Значимых различий в частоте встречаемости разных типов интонационного контура в речи, обращенной к глухим детям в возрасте от четырех до двенадцати месяцев, не было выявлено.
Проанализированы значения частоты основного тона для ударных гласных в ключевых и неключевых словах (табл. 5).
Таблица 5. Диапазон значений частоты основного тона ударных гласных в ключевых и неключевых словах материнской речи, обращенной к глухим детям.
Мама ребенка Возраст ребенка, мес. ЧОТ, Гц
Ключевые слова Неключевые слова
4 200-580 200-350
Мама Т. 9 10 220-430 220-430 220-370 220-380
12 230-450 220-350
7 200-560 210-420
Мама К. 9 10 220-440 230-450 220-390 210-400
12 230-460 220-400
7 210-520 220-380
Мама Д. 9 10 230-430 \ -220-450 220-360 230-380
12 220-400 220-350
Значение ЧОТ ударных гласных в ключевых и неключевых словах материнской речи, обращенной к глухим детям, варьировало для возраста 4-7 месяцев от 200 до 580 Гц, для возраста 9-12 месяцев от 220 до 450 Гц. Значения ЧОТ в ударных гласных из ключевых слов выше, чем в неключевых словах.
Выводы. 1. Выявлены различия в длительностях гласных в ключевых и неключевых словах в зависимости от возраста ребенка. 2. Диапазон значений длительности гласных из ключевых слов материнской речи, адресованной четырехмесячному глухому ребенку меньше, чем к детям семимесячного возраста. Далее с возрастом длительность ударных гласных в ключевых словах снижается. Максимальная длительность ударных гласных материнской речи вы-1 явлена при общении с глухими детьми в возрасте семи месяцев. 3. В неключевых словах длительность ударных гласных сильно не изменялась с возрастом ребенка и находилась в диапазоне 30-500 мс. 4. Из гласных в ударном положении в ключевых словах материнской речи, адресованной глухим младенцам, наиболее часто употребляется гласный [а]. 5. В материнской речи, обращенной к глухим детям, преобладает сложный интонационный контур.
Результаты проведенного исследования позволяют выяснить, как влияет отсутствие слуха у детей на временные и спектральные характеристики речи матери, обращенной к ребенку.
Статья рекомендована проф. В. И. Годуновым.
Работа выполняется при финансовой поддержке РГНФ (номер проекта 01-06-00090а). Summary
Dmitrieva I. V. The characteristics of normally hearing mothers' speech directed to children with hearing disorders in the age from 4 up to 12 months.
The description of the characteristics of maternal speech addressed to dead children in the age from 4 up to 12 months is conducted. The temporal and spectral parameters of maternal speech in normally hearing women directed to their dead children is traced.
The differences in duration vowels in key and in «поп key» words are detected depending on the age of the child. A maximal duration stress vowel falls out at the age of 7 months.
Keywords: maternal speech addressed to dead infants; stress vowels.
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2001. 2. Батуев А.С. Психофизиологические основы доминанты материнства // Психофизиология матери и ребенка / Под ред. А.С. Батуева. Вып. 33. Изд-во С.-Петерб. ун-та., 1999. С. 3-9. 3. Батуев А.С., Ляксо Е.Е. Психофизиологические основы формирования системы «мать-дитя» на ранних этапах онтогенеза // Физиология развития: Теоретические и прикладные аспекты. М,, 2000. С. 14-29. 4. Гарбарук В.И., Дмитриева И.В. Анализ вокализаций детей с нарушениями слуха в возрасте от 2 до 12 месяцев // Тезисы конференции «Child Speech Acoustics». 2002. С.28-29. 5. Дмитриева И. В. Анализ вокализаций глухих и нормально слышащих детей в возрасте 4—12 месяцев // Новости оторинолар. и логопатол. 2003. № 1. С.48-53. 6. Ляксо Е. Вокально-речевое взаимодействие в системе "мать-дитя" в течение первого полугодия жизни // Новости отоларинол. и логопатол. 2002. №4. С.94-99.7.Ляксо Е.Е. Некоторые характеристики материнской речи, адресованной младенцам первого полугодия жизни // Психологический журнал. 2002. Т.З, № 2. С.55-64.8. Ляксо £.£., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. 2003. Т.24, №5. С.44-53. 9. Bernstein L.E., Ratner N. Dissociation between vowel duration and formant frequency characteristics // J. Speech and Hearing Research. 1985. Vol. 28. P.255-264. 10. Fernald A. Four month-old infants prefer to listen to mothers // Infant behavior and development. 1985. Vol. 8. P.181-195. 11, Fernald A., Simon T. Expanded intonatio contours in mother's speech to newborns // Devel. Psychol. 1984. Vol.20, N 1. P. 104-113. 12. Karzon R.G. Descrimination of polysyllabic sequences by 1 to 4- month-olf infants // J. Experim. Child Psychol. 1985. Vol. 39. P. 326-342.13. KuhlP.K., Andruski J.E., Chistovich I.A. etal. Cross-language analyze of phonetic units in language addressed to infa!nts // Science. 1997. Vol. 111. P. 684-686. 14. Matasaka N. Perception ofmotherese in a signed language by 6-month-old deaf infants // Devel. Psychol. 1996. Vol. 32, N 5. P.874-879.15. Snow C.E. Mothers' speech research: from input to interactions // Talking to children: Language input and acguisition / Ed. by C.E. Snow, C.A.Ferguson. Cambridge, 1977. P.31-49.
16. Stern D., Dpieker S., Barnett R, MacKain K. The prosody of maternalspeech: Infant age and context related changes//J. Child Lang. 1983. Vol.10. P.l-15. \1. Swans on I.A., Leonard L.B., GandourJ. Vowel duration in mothers' speech to young children // J. Hearing Research. 1992. Vol.35. P.617-625. 18. Oiler D.K., Eilers R.E., Bull D.H., Carney A.E. Prespeech utterances of a deaf infant: A comparion with typically developing metaphonological development // J. Speech and Hearing Research. 1985. Vol. 28. P. 47-63. 19. Oller D.K., Eilers R.E. The role of audition in infant babbling // Child development 1988. Vol. 59. P.441-449.
Статья поступила в редакцию 14 декабря 2004 г.