Научная статья на тему 'ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ'

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ / ПРОДВИЖЕНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хилинская Н.В.

В современной экономике интернет стал одним из основных каналов взаимодействия продавцов и покупателей в России и мире. При создании интернет-магазина российские предприятия торговли демонстрируют типичные ошибки. Пример успешного проекта интернет-продаж может служить бренд «Asos» (Великобритания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ»

Хилинская Н.В. магистрант направление «Торговое дело» магистерская программа «Стратегии и инновации в коммерции»

Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Иваново

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ

В современной экономике интернет стал одним из основных каналов взаимодействия продавцов и покупателей в России и мире. При создании интернет-магазина российские предприятия торговли демонстрируют типичные ошибки. Пример успешного проекта интернет-продаж может служить бренд «Asos» (Великобритания).

Ключевые слова: интернет-торговля, интернет-магазин, типичные ошибки, продвижение, комплексный подход.

Интернет-торговля стала неотъемлемой частью экономики любого государства. Показатели количества операций в данной сфере растут невероятно быстро, и она оказывает все большее лияние на мировую экономику.

По оценкам зарубежных экспертов агентства eMarketer's в 2014 году внешняя торговля достигла отметки в 1,51 триллион долларов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 20,2%, что немного выше темпов роста в 2013 году (18,3%). В 2015 году также прогнозируется рост, но уже более существенный — оборот интернет-покупок составит 1,77 триллионов долларов. Интернет-торговля в соответствии с ожиданиями экспертов продолжит набирать обороты и дальше — на рисунке 1 [6] представлен прогноз её развития по 2017 год.

Темпы развития интернет-торговли на данный момент существенно выше темпов развития мировой торговли в целом, что фиксируется в первую очередь Всемирной торговой организацией. Так, общий объем мировой торговли товарами в 2014 году увеличился на лишь 2,1% — после роста на 3,3% в 2013 году [6].

7,0%

Темпы роста мирового товарооборота (%)

5'0% 4,7% щ!

13,3% 3,3%

nil

2010

2011

2012

2013

2014

2015' (прогноз)

■ Темпы роста мирового товарооборота (%)

Среди основных факторов, которые оказали влияние на мировую экономику в 2014 году, стоит отметить, в первую очередь, общемировые тенденции: экономика стран после кризиса 2008 года развивается медленно, что сказывается и на объемах мировой торговли. Кризис Еврозоны в 20122013 году также осложнил ситуацию в темпах производства, спросе и потреблении. Несмотря на это, темпы роста интернет-торговли лишь немного замедлились; более того, многие аналитики склонны говорить о том, что кризис в экономике 2009 года стал катализатором развития

интернет-торговли: с одной стороны потребители ищут для себя более выгодные сделки, а с другой интернет-торговля позволяет компаниям нести меньшие издержки. Затраты на обслуживание интернет-магазина значительно ниже: экономия на покупке или аренде помещения, на затратах на оплату труда.

Многочисленные авторы работ по развитию электронной коммерции в России отмечают, что ее потенциал огромен, но электронная коммерция «сталкивается с многочисленными проблемами различного характера» [1]

Исследователи делят эти проблемы на 2 группы: проблемы объективного и субъективного характера [1, с.55]. Объективные: «несовершенство управления - это отсутствие стратегии развития электронных магазинов, неквалифицированный менеджмент, несовершенство доставки товаров, пробелы в нормативной и законодательной базе, отсутствие адекватной финансовой системы, недостаточное использование имеющихся онлайновых платежных систем».

Проблемы субъективного характера связаны с психологической неподготовленностью покупателей и такой же неподготовленностью интернет-продавцов [1, с.55]. Создатели интернет-магазинов не понимают, что все нюансы работы реальных магазинов, также присущи и виртуальным. Своеобразная мода на инет- продажи, низкие затраты на их организацию, вера в «обязательный» успех - вот основные субъективные причины ошибок в организации процесса магазинов инет.

Далее, следуют классические недоработки процесса организации данного бизнеса:

^ Маркетинговая не проработанность проекта: слабое знание или не знание рынка; отсутствие анализа конкурентной среды; предварительной работы с поставщиками. Все это приводит к потере такого важнейшего инструмента как позиционирование на рынке, нечеткое представление своего целевого сегмента и не проработанность уникального торгового предложения. В итоге -покупатель не сможет оценить у кого более выгодное предложение: у вас или у ваших конкурентов? Экономически необходимо произвести расчет накладных расходов, цены доставки.

^ Слабая правовая проработанность проекта. Это не только выбор организационно-правовой формы данного бизнеса, но и подготовленность всех форматов договоров, работы с возвратами, претензиями и т.п. Отдельного внимания заслуживает вопрос о защите коммерческой информации вашего проекта и организации потока платежей в электронной сфере.

^ Не проведена подготовка офиса, точки самовывоза, при необходимости небольших складских площадей. Многие начинающие предприниматели стремятся работает по схеме «на лету»: полученный заказ отгружается со склада поставщика и доставляется заказчику. Это часто приводит к срывам сроков доставки товара, длительному

ожиданию клиентов и подрывает доверие к интернет-магазину. Как следствие, интернет магазины не перезваниваю своим клиентам, не уведомляют о получении заказа, имеют неправильные цены, не точные описания товара, ложные остатки и многое другое» [3].

^ Непродуманный выбор домена может снизить привлекательность бренда интернет магазина и технически затруднять его работу.

> Отсутствие различных методов оплаты товара. В идеале должны быть доступны все варианты от наличного расчёта, до приёма электронных денег, пластиковых карт и т.д. При оплате клиент должен получать все необходимые документы на товар и чек. Вторая крупная группа ошибок относится к ошибкам технического характера, большинство из которых возникают на этапе создания интернет-магазина и во многом связаны с экономической и маркетинговой безграмотностью отечественных предпринимателей.

> Ложная экономия: «Заказывая разработку сайта для интернет-магазина по минимальной цене, владельцы получают готовое (шаблонное) решение, созданное с помощью бесплатных программ. В итоге, сайт лишь отдаленно приспособлен для продажи товара - скорее, напоминает визитку или многопользовательский блог. То же самое можно сказать о большинстве арендуемых площадок.» [4].

^ Сайт организован неудобно с точки зрения структуры каталога товаров. Ошибка юзабилити и - посетитель или уходит не найдя товар или находит его, но с огромным трудом.

> Неудобная форма заказа товара. «Из-за сложностей в заказе можно терять покупателей. Не требуйте у них зарегистрироваться и оставить о себе все данные. Чем больше полей необходимо заполнить, тем больше вероятность, что клиент бросит заполнять форму и уйдёт к конкурентам. Регистрация должна быть строго добровольной» [3].

> Плохо продуманный дизайн сайта создает негативные ассоциации у посетителей и , как следствие, значительно снижает конверсию.

> Интерфейс сайта перегружен - это ошибка юзабилити. Желании предпринимателя показать как можно больше товаров и предложить максимум услуг приводит к тому, что пользователям становится невообразимо тяжело сориентироваться в многообразии элементов управления. Кроме того, обилие анимации и графических элементов попросту затмевает товар.

^ Недостаточно качественные коммуникации с покупателями. Для качественных коммуникаций важно говорить с покупателем и точно отвечать на его вопросы, от этого зависит возможность покупки товара. Кроме того, на сайте должна быть организована обратная связь, различные месенджеры и прочие варианты связи с потенциальным покупателем, потому что не известно, каким вариантом связи воспользуется потребитель,

что ему будет удобнее.

^ Наличие номера мобильного телефона на главной странице сайта. Как правило, больше половины интернет-магазинов указывают в шапке сайта и в странице контактов мобильные номера. Как следствие, конкуренты, указывающие прямые номера, выигрывают. Часть клиентов ограничены в возможности позвонить на длинный мобильный номер, у других потребителей это связано с оплатой звонка, и наконец, дело в доверии покупателей к интернет-магазину: мобильный номер есть у каждого, и при прочих равных обстоятельствах интернет-магазин с мобильным номером выглядит несолидно.

Третья группа ошибок относится к классической сфере продвижения товаров и услуг и часто отождествляется с ошибками в области SEO, что не совсем правильно.

> Отсутствие маркетингового плана и стратегии продвижения. Эта ошибка в результате приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств.

> Ошибки в области SEO. К таким ошибкам может относиться отсутствие продвижения в поисковых системах или хаотичное продвижение, которое не принесет ожидаемый эффект. В этом случае подбор поисковых текстовых запросов (ключевых слов), покупку ссылок и другие тонкости SEO эффективнее доверить профессионалам. Загнать сайт в «бан» можно один раз, вылезать из-под санкций будет сложно и проблематично.

> Ошибки в области SMO. Неправильная оптимизация под социальные сети, неэффективная работа с группами и сообществами, и, как следствие, «неживая» подписная база - активность участников почти «на нуле». Выход из сложившейся ситуации - создание оживленного общения для привлечения активных подписчиков искусственным путем, используя специально созданные «виртуальные» профили. Такая «прививка» вполне может привлечь внимание реальных людей к группе.

^ Неправильное ведение контекстной и баннерной рекламы ведет к увеличению расходов и слабому привлечению целевых покупателей. Также как и в случае с продвижением, нужно отдельно рассматривать данный вопрос. Нельзя прибегать то к контекстной рекламе, то к баннерной рекламе, то заниматься SEO-продвижением. Также невозможно рассчитывать лишь на один способ продвижения, как на единственный источник потребителей. Вопреки мнению многих, что зарядив контекстную рекламу, можно разбогатеть, можно сказать, что это не работает. Ошибки в создании контекстной рекламы довольно типичны. Например, когда показ блоков ориентирован на высокочастотные запросы - это приведет к значительному удорожанию рекламы. Двигать интернет-магазин к ТОП-листу выдачи поисковиков значительно дешевле по низко- и среднечастотным ключевым словам.

Далее приведем пример успешного проекта интернет-продаж бренда «Asos». «Asos» - это британский интернет-магазин одежды, обуви и

аксессуаров. Он открылся в 1996 году по адресу: Greater London House, Hampstead Road London NW1 7FB, затем стал сетью розничных магазинов. Но прибыль была совсем небольшой. В 2000 году ASOS открыл свой сайт в интернете, где была представлена собственная линейка ASOS для женщин. Только в 2004 году сайт принес первую прибыль. В 2006 году это был первый интернет-сайт в Великобритании, запустивший Дефиле. Сегодня это Asos - полноценный интернет-магазин одежды и обуви из Англии с годовым оборотом в 100 млн. фунтов стерлингов. ASOS - глобальный розничный

онлайн-магазин моды и косметики. В интернет-магазине ASOS в разделах

мужской и женской одежды, обуви, аксессуаров, украшений и косметики предлагается более 50000 изделий различных брендов, включая и изделия собственного бренда ASOS. Каждую неделю на сайте появляются около 1500 новых линеек. ASOS имеет локализованные сайты для Великобритании, США, Франции, Германии, Испании, Италии, Австралии и России, а распределительный центр в Великобритании отправляет товары в более 190 стран мира.

FREE DEllVERY/JA'OIUDWIDE

Скриншот главной страницы интернет-магазина ASOS

Это британский интернет-магазин, который входит в тройку самых популярных зарубежных онлайновых торговых площадок. Помимо того что компания ASOS является ритейлером (розничным продавцом) товаров других торговых марок, она также сама производит одежду, обувь и аксессуары под одноименной торговой маркой. На сегодняшний день в этом интернет — магазине представлен большой выбор мужской и женской одежды, обуви и аксессуаров ASOS.

Достоинства ASOS:

1. Удачно подобранный, богатый ассортимент. Новые, модные коллекции известных брендов находящихся в среднем ценовом сегменте. Упор сделан на молодежную, повседневную моду. Торговые марки из категории «премиум» встречаются не часто, в виде своих «демократичных» коллекций. Например Polo by Ralph Lauren, Emporio Armani. Зато

безраздельно здесь царят Diesel, Adidas, Fred Perry, Calvin Klein, New Balance, Nike.

2.Справедливые цены. Здесь не обманут фиктивной скидкой или акцией. Честность с покупателем - золотое правило ASOS.

3.Щедрые сезонные распродажи - ликвидации. Скидки порой достигают 90%. И это не стоковый, залежалый товар, а то, что совсем недавно продавалось, как «новые поступления». Самые горячая пора в ASOS - это Рождественские распродажи, которые начинаются в конце ноября.

4.Бесплатная международная доставка всех заказов вне зависимости от суммы. Постоянные акции по бесплатной экспресс доставке при покупке на определенную сумму.

5.Возможность оплаты заказов через платежную систему Paypal, которая надежно сохранит реквизиты платежной карты от третьих лиц и позволит делать покупки буквально в «один клик». Платежные карты Visa, MasterCard, American Express, Discover, JCB.

6.Простота возврата товара. Если вы по какой-либо причине хотите вернуть купленный товар с этим не будет никаких проблем. Достаточно заполнить форму возврата, которая прилагается к заказу, а в случае ее утери просто распечатать новую с сайта магазина.

На сайте ASOS.com есть не только интернет-магазин, здесь есть «барахолка», Marketplace, где можно покупать и продавать одежду, обувь и аксессуары уже не у компании. А благодаря разделам «Модные сеты и луки» можно приобщиться к моде. Поделиться своим фото, поучаствовать в конкурах, посмотреть как «в живую» смотрятся те или иные вещи, оценить насколько удачно они сочетаются между собой и многое другое.

Кроме каталогов в интернет-магазине есть разделы:

1. Купоны на скидку, промо-коды. В период действия акций, при наличии промо-кода всегда можно получить дисконт на тех или иных условиях. Узнать о самых последних акциях ASOS, а также запастись свежим промо-кодом всегда можно на сайте.

2. Ребейт-сервисы. Покупки на ASOS могут стать еще выгоднее, если при оформлении заказов использовать ребейт-сервисы, которые вернут часть потраченных средств. В настоящее время Mr. Rebates.com возвращает - 3,5% (адрес доставки должен быть в США), а Ebates.com - 2,5%.

3. Служба поддержки клиентов ASOS говорит на нескольких языках, работает круглосуточно, 7 дней в неделю и отвечает на вопросы клиентов в среднем в течение одного часа (обещают дать ответ максимум в течении 6-ти часов). Для связи предлагается использовать специальную форму, где следует выбрать предмет обращения, страну проживания и изложить детали.

4. Таблицы соответствия размеров.

5. ASOS в социальных сетях. Здесь можно найти самые последние новости о магазине, промо-коды, получать уведомления о распродажах.

—Группа ASOS в Фейсбуке

—Аккаунт ASOS в Google+

—Аккаунт ASOS в Твиттер

В 2011 году были запущены приложения для iPhone и iPad, а также модный поисковик ASOS.

Ежемесячно ASOS посещает 16,6 миллион «одноразовых» посетителей, на 30 июня 2014 г. было зарегистрировано 8,7 миллионов пользователей, 4,7 миллионов из которых - активные покупатели из 160 стран (т.е. клиенты, осуществившие хотя бы одну покупку за последние 12 месяцев).

ASOS - крупнейший британский интернет-магазин женской и мужской одежды, аксессуаров и косметики с годовым оборотом в почти 100 миллионов фунтов, здесь насчитывается свыше 19400 наименований товаров и около 1000 наименований добавляется каждую неделю.

Журнал Grazia написал: «За девять лет ASOS превратился из сайта, занимавшего нишу продаж через интернет, в феноменальный интернет-магазин».

Использованные источники:

1.Данченок Л.А. Понятие и значение комплексного интернет-маркетинга в деятельности предприятий /Л.А.Данченок, Т.В.Дейнекин //Маркетинг в России и за рубежом.-2014.-№1.-с. 109-118.

2. Кобелев О.А. Электронная коммерция: учебное пособие / под. ред. проф. С.В. Пирогова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: ИТК «Дашков и К», 2013. -684 с.

3.http ://www. shop-script. su/ electronnaya-commerciya/oshibki-v-sozdanii-i-raskrutke-internet-magazina

4.http ://www. shopolog.ru/metodichka/ development/osnovnye-oshibki-pri-sozdanii-internet-magazina

5.http://www.asos.com/ru/infopages/pgeaboutus.aspx

6.http://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira

Хинсирова Г.И. студент 5 курса

факультет информационных технологий и управления

ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа ДОХОДЫ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ПРЕСТУПНЕМ ПУТЕМ

Доходы, получаемые преступным путем, зачастую сравниваются с доходами, получаемыми от теневой деятельности субъекта экономических отношений. Так, незаконное предпринимательство считается тяжким преступлением по отношению к системе общественных устоев. Очевидно, что само понимание системы доходов, получаемых преступным путем, несет в себе необходимость уточнения подобного понятия. Движение в направлении контроля за легализацией доходов, полученных преступным путем, следует вести в направлении предотвращения возникновений центров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.