Научная статья на тему 'Оценка современного состояния интернет-торговли в Российской Федерации'

Оценка современного состояния интернет-торговли в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ОНЛАЙН-РИТЕЙЛ / ТОВАРООБОРОТ / ONLINE COMMERCE / ONLINE RETAIL / TURNOVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оганесян Л.Л., Фоменко Е.В., Трубачев И.С.

В статье дана оценка современного состояния интернет-торговли в Российской Федерации. Область онлайн-ритейла интересна все больше количеству людей, появляются новые проекты и компании, увеличивается товарооборот. Успех некоторых компаний стимулирует приток новых игроков на рынок и сейчас, можно сказать, что данная отрасль является сложно контролируемой. Анализируя данные можно отметить, что главными игроками на этом рынке являются Китай, а также западные компании, но в последнее время отечественный рынок начинает набирать обороты. Авторы сделали вывод о стремительном развитии онлайн-ритейла в России. Данное развитие вывзвано множеством критериев, компании становятся уникальными в своем роде, но при этом каждая имеет свои недостатки и приемущества. Структура российского рынка по количеству онлайн заказов свидетельствует о росте импортных товаров в общем объеме розничных онлайн продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the current state of online commerce in the Russian Federation

The article assesses the current state of online commerce in the Russian Federation. The field of online retail is interesting more and more to the number of people, new projects and companies appear, the turnover increases. The success of some companies stimulates the influx of new players into the market and now we can say that this industry is difficult to control. Analyzing the data it can be noted that the main players in this market are China, as well as Western companies, but recently the domestic market is beginning to gain momentum. The authors concluded that the rapid development of online retail in Russia. This development is driven by many criteria, companies become unique in their own way, but each has its own drawbacks and advantages. The structure of the Russian market by the number of online orders indicates an increase in imported goods in the total volume of retail online sales.

Текст научной работы на тему «Оценка современного состояния интернет-торговли в Российской Федерации»

3. Nikitaeva A.Yu., Bublikova E.I. Prerequisites and strategic guidelines for the development of partnerships in the industrial complex of the regions of southern Russia // Economy and Entrepreneurship. 2015. No. 6-2 (59-2). Pp. 336-340.

4. Nikitaeva A.Yu., Pisarskaya O.V. Management of the activity of partner associations of industrial structures: model component // Economy and Entrepreneurship. 2016. № 10-3 (75). Pp. 359-363.

5. Pavlov P.V. Prospects for the development of integration processes in the framework of the EAEU in the period of economic isolation // International Relations. 2017. No. 1. P. 102-113.

6. Matveeva L.G., Chernova O.A. Model tools for assessing the feasibility of entering the bank in the structure of the consortium // Finance and credit №1. 2015

7. Chernova O.A., Ivanov A.V. Models of integration cooperation of industrial enterprises: opportunities for capitalization growth // Engineering Bulletin of the Don. 2015. T.34. №1-2.

8. Regional import substitution clusters: theory and modernity. Monograph. Taganrog-Rostov-n / D: Izdvo SFU, 2016.

9. Dorgushova A.K. Institutionalization of the environmental system of the economic framework of the region in the transition to a non-primary model // Economy and Entrepreneurship. 2016. №1-2 (66-2). P. 439-445

10. Dorgushova AK, Matveeva L.G. Strategic diagnostics of the development priorities of the regions of the South of Russia for the formation of a balanced economic framework // News of the Far Eastern Federal University. 2016. №3 (79) .P. 77-82.

11. Sokolova A.V. Neo-industrial and innovative development of Russia // https://pandia.ru/text/78/528/97242-10.php [Circulation date May 15, 2019].

12. Kaplina A.V. The modern role of cluster associations in the formation of the financial potential of the region // Terra economics. 2013. №1.T.11.CH.3.S.9.9-97.

13. Matveeva L.G., Kaplina A.V. Infrastructure and institutional harmonization of the financing of cluster processes in the regions // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2017. No. 23 (4). P.146-156.

Л.Л. Оганесян - канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства ЮИМ, oganesyan_levon@mail.ru,

L.L. Oganesyan - Ph.D. in economics, The senior lecturer of chair of Management, Marketing and Entrepreneurship UIM;

Е.В. Фоменко - доцент кафедры сервиса и туризма, к.г.н., Кубанский социально-экономический институт, aelena_@rambler.ru,

E.V. Fomenko - associate professor of service and tourism, Ph.D. in geography, Kuban Social and Economic Institute;

И.С. Трубачев - Магистр менеджмента ЮИМ, oganesyan_levon@mail.ru, I.S. Trubachev - master of Management UIM.

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ EVALUATION OF THE MODERN CONDITION OF ONLINE TRADE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье дана оценка современного состояния интернет-торговли в Российской Федерации. Область онлайн-ритейла интересна все больше количеству людей, появляются новые проекты и компании, увеличивается товарооборот. Успех некоторых компаний стимулирует приток новых игроков на рынок и сейчас, можно сказать, что данная отрасль является сложно контролируемой. Анализируя данные можно отметить, что главными игроками на этом рынке являются Китай, а также западные компании, но в последнее время отечественный рынок начинает набирать обороты. Авторы сделали вывод о стремительном развитии онлайн-ритейла в России. Данное развитие вывзвано множеством критериев, компании становятся уникальными в своем роде, но при этом каждая имеет свои недостатки и приемущества. Структура российского рынка по количеству онлайн заказов свидетельствует о росте импортных товаров в общем объеме розничных онлайн продаж.

Annotation. The article assesses the current state of online commerce in the Russian Federation. The field of online retail is interesting more and more to the number of people, new projects and companies appear, the turnover increases. The success of some companies stimulates the influx of new players into the market and now we can say that this industry is difficult to control. Analyzing the data it can be noted that the main players in this market are China, as well as Western companies, but recently the domestic market is beginning to gain momentum. The authors concluded that the rapid development of online retail in Russia. This development is driven by many criteria, companies become unique in their own way, but each has its own drawbacks and advantages. The structure of the Russian market by the number of online orders indicates an increase in imported goods in the total volume of retail online sales.

Ключевые слова: интернет-торговля, онлайн-ритейл, товарооборот

Key words: online commerce, online retail, turnover

Область онлайн-ритейла интересна все больше количеству людей, появляются новые проекты и компании, увеличивается товарооборот. Успех некоторых компаний стимулирует приток новых игроков на рынок и сейчас, можно сказать, что данная отрасль является сложно контролируемой.

В своих работах Мишин В.В. отмечает, что при нынешней экономической ситуации в стране существует проблема развития многих отраслей, но как показала практика, онлайн-ритейл смог выстоять и наращивает объемы [6]. Наиболее ощутимо онлайн-продажи в России сократились в 2015 году, но уже сейчас рынок возвращается к докризисным темпам роста. Уже в первом квартале 2016 года был отмечен рост на 26% и составил 405 млрд. руб. Согласно Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), по итогам 2017 года онлайн-продажи достигли отметки в 900 млрд рублей [3].

Анализируя данные агенства Remarkety можно отметить, что главными игроками на этом рынке являются Китай, а также западные компании, но в последнее время отечественный рынок начинает набирать обороты [2]. Много лет рынок был представлен лишь копиями западных площадок, но наши компании развиваются и довольно успешно. В данный период стала постепенно отпадать проблема освоения сети Интернет российскими гражданами, все больше людей используют интернет в своей жизни, всё больше смартфонов и различных гадже-тов приобретает каждая семья. Сам интернет становится доступнее. Считается, что ведение бизнеса через Интернет не является самим бизнесом, а служит скорее вспомогательным средством, но данная теория множество раз была опровергнута крупнейшими торговыми площадками, основанными только в сети Интернет и не имеющими представления офлайн.

При анализе рынка онлайн-ритейла можно выделить несколько трендов, которые помогают в его формировании:

1. Рост использование мобильных приложений;

2. Наблюдается рост сервисов для интернет-магазинов: начиная с платежных и заканчивая полноценным аутсорсингом в виде фулфилмента.

В то же время, важным фактором развития онлайн-ритейла послужил высокий тем роста мобильного интернета. Стоит отметить, что рост продаж смартфонов привело к неизбежному переходу онлайн-ритейла на мобильные платформы. Теперь неотъемлемой частью каждого сайта является мобильная версия.

Изучив онлайн-ритейл с момента появления можно сделать вывод о компании только взглянув на ее сайт. Рябых А.В. отмечает, что у опытных пользователей это происходит подсознательно и не требует никакого углубленного анализа, то есть увидев главные страницы сайта складывается определенное мнение о компании в целом [6]. Данные выводы чаще всего правдивы. До возникновения электронной торговли компания могла контролировать имидж только при помощи грамотной рекламы и PR. Люди извне не могли узнать о крупных корпорациях ничего, а при публикации журналистами статей с негативным содержанием, менеджеры сглаживали углы.

С появлением интернета все изменилось. Скрыть изъяны невозможно. Основываясь на данных Рябых А. В. можно выделить две причины. Первая - крупные компании заводят себе сайты, которые слишком велики, чтобы их контролировать. IBM.com содержит 1,9 млн. страниц; Siemens.com- 407 000 страниц. У General Electric множество сайтов, основной содержит 33 000 страниц. Вторая причина: естественный порядок есть хаос. Любой сайт предлагает посетителям информацию о самых интимных подробностях жизни компании, которой он принадлежит [4]. Десять лет назад типичное интернет-представительство крупной компании было беспорядочной и нескоординированной массой сайтов; часто даже основная площадка с информацией о компании была плохо организована. С тех пор компании посвятили немалое количество часов реструктуризации сайтов, понимая, что хаос вредит бренду и неудобен для клиентов, инвесторов и всех остальных.

В РФ, как и в большинстве стран мира, активно формируется локальная экосистема розничной Интернет-торговли. Необходимо отметить, что быстрое разрастание экосистемы происходит не внутри отрасли, что более характерно для традиционных секторов, а пересекая другие сферы экономики.

Согласно данным исследовательской компании GfK, количество Интернет-пользователей в РФ (старше 16 лет) на 2015 насчитывала примерно 84 млн. чел. (~57% населения страны, без учета Крымского федерального округа). Это потенциальная российская аудитория Интернет-магазинов как локальных, так и зарубежных (рисунок 1) [4].

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

36,20% 37.10%

Рисунок 1 - Проникновение Интернета в РФ (% от населения страны)

Рост аудитории Интернета в стране, следуя общемировым тенденциям, происходит преимущественно за счет абонентов мобильного Интернета: проникновение фиксированного ШПД в 2017 г. в РФ, по оценкам GfK, составляет 52%, а мобильного - 66%.

Кроме того, в прошлом году произошел двукратный рост мобильной Интернет - аудитории: около 37% российских пользователей (старше 16 лет) выходили в сеть со смартфона и 19% - с планшета, а в 2016 г. - 18% и 8% соответственно (рисунок 2) [4].

Анализируя данные агенства стоит отметить, что помимо повышения доступности смартфонов, на рост проникновения мобильного Интернета в РФ, повлияло увеличение количества точек доступа беспроводного Интернета (в том числе бесплатного), а также недорогие предложения пакетов мобильного Интернета сотовыми операторами. Таким образом, мобильный Интернет в РФ, как и во всем мире активно развивается, становясь постепенно одним из ключевых электронных каналов для коммуникации и коммерции.

40,00% 35,00%

37,20%

30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

17,60%

19,20%

11,90%

3,50%

8,40%

2015

2016

2017

смартфоны ■ планшеты

Рисунок 2 - Пользование мобильными устройствами для выхода в Интернет в РФ

Также, необходимо выделить долю людей, использующих интернет хотя бы раз в месяц, с делением по регионам.

Таблица 1 - Проникновение Интернета по федеральным округам РФ

Регион РФ Доля тех, кто выходит в Интернет хотя бы раз в месяц, среди населения старше 18лет

Москва 77%

Центральный ФО (исключая Москву) 64%

Санкт - Петербург 77%

Северо-Западный ФО (исключая Санкт-Петербург) 71%

Южный и Северо-Кавказский ФО 67%

Приволжский ФО 64%

Уральский ФО 66%

Сибирский ФО 67%

Дальневосточный ФО 63%

Среднее по РФ 67%

Структура российского рынка по количеству онлайн заказов свидетельствует о росте импортных товаров в общем объеме розничных онлайн продаж. В 2017 г. россиянами было осуществлено 260 млн. онлайн заказов (для сравнения в 2016 г.- 235 млн. заказов), по данным НАДТ, из которых свыше 50% приходится на покупки в зарубежных Интернет-магазинах. Что касается, количества единиц товара в одном онлайн заказе в зарубежных и российских Интернет-магазинах, то их соотношение несущественно изменилось, по сравнению с 2016 г. Од-

нако произошло общее снижение количества поставляемых товаров (на 15% по сравнению с 2017 г.), что объясняется снижением покупательной способности российского населения в результате ослабления национальной валюты в 2016- 2017 гг. (рисунок 3) [3].

83

149

515 млн. шт. 449 млн. шт.

300

432

Количество товаров в одном заказе

В Количество единиц товара, заказанных в зарубежных Интернет-магазинах ■ Количество едииицтовара. заказанных в российских интернет-магазинах

Рисунок 3 - Количество единиц товаров в одном онлайн заказе в российских и зарубежных магазинах,

млн. шт.

По оценке Балабанова А. И., в 2016 - 2017 гг. самой популярной товарной категорией у российских онлайн покупателей продолжает оставаться одежда, ее покупает 72% онлайн покупателей в РФ и 61% за рубежом. На втором месте в сегменте внутренних покупок оказалась электронной техника (47% покупателей), а в сегменте трансграничных покупок-категория «1000 мелочей»16 (49% покупателей). На третьем месте - товары для дома и сада при онлайн покупках за рубежом (45% покупателей) и мобильные устройства в РФ (34% покупателей) [1]. При этом средний чек в российском Интернет-магазине, по данным DataInsight [32], составляет 4050 руб., а в зарубежном, по оценкам АКИТ - 52 евро [5].

Наиболее быстрорастущими в 2017 г. (ТОП5), по оценкам InSales, стали следующие товарные категории: «Товары для дома» (+60%), «Автозапчасти» (+44%), «Стройматериалы» (+44%), «Аксессуары» (+41%), «Подарки» (+41%). Наиболее слабый рост был отмечен в категориях «Цветы» (+7%), «Косметика и парфюмерия» (+11%), а также «Печатные книги» (+12%) (рисунок 4) [4].

Что касается структуры российского рынка Интернет- торговли по товарным категориям, то по данным InSales на 2017 г., доля ТОП 5 - свыше 60%. Наибольшей удельный вес (ТОП 5) занимают такие направлений как (рисунок 5):

- «Электроника и бытовая техника» (24%; 147 млрд. руб.);

- «Одежда и обувь» (15%; 93 млрд. руб.);

- «Компьютеры и комплектующие» (11%; 68 млрд. руб.)

- «Автозапчасти» (6%; 38 млрд. Руб.);

- «Мобильные телефоны» (5%; 32 млрд. руб.).

2% 2% 1%

А

7%

8% 40%

11%

15%

Москва ПФО

Санкт-Пете рбург

СФО

ДФО (без Москвы) I УФО | Южный

• СЗФО (безСанкт-Петербурга) | ДФО СКФО

Рисунок 4 - Доля розничной Интернет-торговли в регионах РФ

Доля прочих отдельно взятых сегментов в рыночной структуре не превышает 5% [4].

Согласно оценке InSales, в ближайшие 3 - 5 лет наибольший потенциал роста для Интернет-торговли имеют крупные региональные центры, преимущественно города-милионники [40]. В 2014 г., по данным Dataln-sight, объем рынка, занимаемый 10-ю крупнейшими по доле рынка российскими городами, составляет 71%. К 2020 г., по экспертным оценкам, в РФ на регионы будет приходится до 80% Интернет-покупателей и около 65% от общего объема рынка Интернет- торговли [2].

По мнению Балабанова А. И. драйверами роста рынка в регионах является:

- активное проникновение фиксированного и мобильного ШПД и постепенное сглаживание информационного отставания;

- рост общей технической грамотности населения и становление оригинальной digital- аудитории (поколение, выросшее с информационными технологиями);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- налаживание надежных локальных и международных логистических связей, позволяющих осуществить доставку в любой населенный пункт в РФ [1].

Электроника и бытовая техника Одежда и обувь Компьютеры и комплектую щие Автозапчасти Мобильные телефоны Товары для дом и Датские товары Мебель

Промышленное оборудование Стройматериалы Спорт, туризм, рыба л на Продукты питании Товары для офиса Косметика и парфюмерия Аксессуары Подарки

Печатные книги Лекарственные средства Зоотоаэры Цветы Украшения

Рисунок 5 - Объем российского рынка Интернет- торговли по товарным категориям, млрд. руб.

Однако влияние стоп - факторов продолжает играть существенную роль в развитии рынка Интернет-торговли. Основными барьерами являются консервативное отношение к покупкам у существенной доли регионального населения (свыше 60% по данным InSales) [4], низкие требования регионального населения к оффлайн розничным сетям, что сокращает потребность в поисках альтернативы в Интернете; ограниченная локальная доступность Интернет-магазинов вследствие слабой организации службы доставки в конкретном регионе или пунктов выдачи товаров.

Структура российского рынка по количеству онлайн заказов также свидетельствует о росте импортных товаров в общем объеме розничных онлайн продаж.

I 32

I зс

24

2-1 19

I 22

AS

I 20

14

П

аз

12

4.6 I 3.5

I 2 В

I 2 С,

I ч

;2016И 2017

Можно сделать вывод, что для увеличения прибыли и повышения спроса на товары магазина необходимо выводить бизнес на просторы сети интернет, так как с каждым годом все большее количество людей готово тратить свои деньги посредством покупок онлайн.

Таким образом, каждому, кто желает иметь дело, основанное на информационных технологиях, необходимо изучить основы электронной торговли. Необходимо придерживаться определенных правил, которые в свою очередь помогут владельцу компании привлечь нового покупателя и, соответственно, приумножить прибыль, а именно:

1. Необходимо сделать удобный сайт с качественным контентом. Необходимо понять, что контент размещаемый на сайте играет огромную роль для покупателя. Размещение большого количества бесполезной информации - плохо, покупатель не хочет читать много научных терминов о бытовой технике, ему это не нужно. Достаточным будет описание основных характеристик товара, а также краткое описание основных плюсов товара. Недостаток информации - это еще один минус. Покупатель попросту уйдет с сайта не найдя описание товара или услуги, покупатель не будет писать или звонить чтобы узнать какую-либо информацию, вы должны предоставить максимум на странице, оставив для себя более развернутую информацию и в случае прямого обращения покупателя с вопросами, вы смогли дать развернутый ответ. Но самым основным фактором является оптимизация сайта под поисковые системы. Сейчас существует множество методов оптимизации сайта для поисковых систем, необходимо изучить их и выбрать наиболее подходящий для компании;

2. Проводить маркетинговые действия с целью популяризации сайта. Реклама сайта заключается в настройке различных инструментов, которые помогают в достижении минимального значения отказов пользователя и достижения наибольшей кликабельности, а также конверсий, для этого необходимо:

- разработка рекламной стратегии компании, которая должна основываться на целях компании;

- выбор инструментов и источники рекламы, ими могут стать:

A. контекстная реклама в поиске;

Б. SEO;

B. ретаргетинг;

Г. партнерский маркетинг;

Д. content- marketing;

Е. SMM реклама с контекстной рекламой в соцсетях и многие другие.

- необходимо настроить тестовые рекламные кампании, оптимизировать и расширить масштабы;

- поиск и тест новых рекламных площадок.

3. Анализ статистики продаж. Эксперт Мартиросян К. В. Отмечает, что на сегодняшний день в России сложились определенные факторы, которые оказывают значительное влияние на развитие электронной торговли, среди них:

- большая протяженность территории страны, требующая снижения влияния имеющихся на сегодняшний день ограничений реализации товаров, которые связаны с удаленностью субъектов рынка;

- важность повышения интеграционного процесса для слияния российского бизнеса с мировыми информационными и экономическими процессами;

- проблема сокращения торговых издержек, что позволило бы продукции стать конкурентоспособной на мировом рынке;

- необходимость в более тщательном контроле над реализацией товаров самих предприятий и фискальных органов;

- важность динамичного развития технологической базы организаций с внедрением самых современных средств информатики [5].

Развитию онлайн-ритейла в России способствует традиционно высокий уровень высшего образования. Кроме того, финансовыми органами страны уже разработаны новейшие банковские технологии, использование которых позволяет производить дистанционное обслуживание банками операций клиентов. Безопасность он-лайн-ритейла в России обеспечивают имеющиеся технические решения. Они предполагают использование средств, обеспечивающих криптографическую защиту информации, предоставляемую участниками виртуальных торгов. Но в нашей стране существуют и некоторые проблемы онлайн-ритейла.

Анализируя труды Мишина В. В., Мартиросяна К. В. можно сделать вывод, что процесс развития он-лайн-ритейла значительно тормозится из- за:

- низкого уровня культуры новых для нас рыночных отношений;

- несовершенства законодательной базы;

- высокой степени монополизации экономики;

- недостаточного развития инфраструктуры товарных рынков;

- несовершенства системы кредитных и финансовых отношений [3].

Вышеописанные причины могут негативно сказываться не только на начинающих игроках рынка, но и крупных компаниях вводя их тем самым в кризисные ситуации.

Для наиболее точного определения основных методов по преодоления кризисной ситуации необходимо провести анализ того, на что вообще смотрит типичный потребитель магазина, а также рассмотреть основные ошибки в работе Интернет-магазинов.

По последним опросам агентства «2оотМагкеЬ» все больше людей прибегает к экономии на различных товарах, а некоторые экономят вплоть до покупки самого необходимого. 42% респондентов сообщили, что сейчас для них основным критерием при выборе Интернет-магазина стала цена. 56% заявили, что сортируют товары по цене при покупке. Известность и надёжность Интернет-магазина волнует лишь 21% респондентов (рисунок 6) [6].

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

42%

27%

21%

10%

Цена

Акции и скидки на отдельные категории товаров

Известность и надежность Интернет - магазина

Наличие дисконтных карт или накопительной системы

Рисунок 6 - Факторы влияющие на решение покупателей

Стоит отметить, что многие пользователи ищут выгоду в покупках, но тем не менее они приобретают уже худший товар за ту же цену, то есть средний чек пользователя не падает, но он покупает за 15 000 товар не премиум - класса, а среднего или же эконом - класса.

С другой стороны, помимо цены стоит уделить внимание такому критерию как акции и скидки на отдельные категории товаров. Сейчас использование акций и скидок стало наиболее явным. Люди считают одним из важнейших факторов при выборе товара, наличие в магазине акций и скидок. Данная тенденция также развивается во всех областях. Теперь пользователь меньше заморачивается с выбором бренда, для него важнее купить дешевле.

Хотя, данный критерий и важен для покупателя многие считают акции и скидки трюком или уловкой. Это доказывают и результаты исследования. 28% покупателей, опрошенных ZoomMarket, заявили, что в последнее время гораздо чаще, чем раньше, ищут распродажи. Но при этом 72% опрошенных считают акционные цены не более чем рекламным трюком [6].

Также, стоит уделить внимание такому критерию как «юзабилити». Многие забывают, что данный критерий очень важен. Данное понятие возникло от английского слова от англ. Usability - возможность использования, или удобство использования и сейчас все больше клиентов интернет-магазина уделяют внимание этому критерию. Каждому приятнее использовать правильно работающий и откалиброванный сайт с различными примочками, чем сырой сайт, хотя и с низкой ценой.

Основываясь на данных выше, можно сделать вывод о стремительном развитии онлайн-ритейла в России. Данное развитие вывзвано множеством критериев, компании становятся уникальными в своем роде, но при этом каждая имеет свои недостатки и приемущества.

Источники:

1. Балабанов А. И., Электронной коммерция / Учебник для вузов., 2013., 336с.

2. Дункан Кларк, Alibaba. История мирового восхождения от первого лица / Изд. Эксмо, 2017, 300с.

3. Калужский М. Л., Приоритеты институционального регулирования электронной коммерции: Россия и мировые тенденции / Журнал Приоритеты России, 2013., 231с

4. Козье Д., Электронной коммерция / Изд. Русская Редакция., 2013., 288с.

5. Климченя Л.С.. Электронной коммерция / Изд. Вышэйшая школа., 2014., 191с.

6. Кобелев О.А. Электронной коммерция / Учебное пособие, Изд. Дашков и К° , 2013. 684с. Sources:

1. Balabanov AI, E-commerce / Textbook for universities., 2013., 336s.

2. Duncan Clark, Alibaba. The history of world ascent from the first person / Ed. Eksmo, 2017, 300s.

3. Kaluzhsky M. L., Priorities of institutional regulation of electronic commerce: Russia and global trends / Journal of Russia Priorities, 2013., 231s

4. Goat D., E-commerce / Ed. Russian edition., 2013., 288s.

5. Klimchen LS. E-commerce / Ed. High School., 2014., 191s.

6. Kobelev O.A. E-commerce / study guide, Ed. Dashkov and Co., 2013. 684s.

УДК 368.5 (140+571)

Л.К. Улыбина- профессор кафедры финансов, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (ulibinalk@mail.ru),

Ulybina L.K. - Professor of Finance, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University name I. T. Trubilin, Russia;

Ю.Б. Тураев- соискатель, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (ulibinalk@mail.ru),

Turaev Yu.B. - applicant, Kuban state agrarian University name I. T. Trubilin, Russia;

Н.С. Григорян- Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (nina_grigoryan_4@mail.ru),

Grigoryan N. S. - Kuban state agrarian University name I. T. Trubilin;

С. С. Григорян- Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (grigoryan1.sanasar.ru@mail.ru),

Grigoryan S. S. - Kuban state agrarian University name I. T. Trubilin.

СОСТОЯНИЕ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ THE CONDITION OF THE MARKET OF AGRICULTURAL INSURANCE IN RUSSIA

Аннотация. В статье раскрывается сущность сельскохозяйственного страхования. Сельскохозяйственное страхование в различных странах имеет свои особенности и уровень развития. Проводится оценка состояния рынка сельскохозяйственного страхования в Российской Федерации. Для выявления уровня развития рынка данного вида страхования, проводится оценка динамики количества заключенных договоров, объема страховых премий и страховых выплат по сельскохозяйственному страхованию. Таким образом, были выделены Топ-10 страховых компаний, ведущих свою деятельность в сфере сельскохозяйственного страхования. Сельскохозяйственное страхование в Российской Федерации находится на стадии развития, свидетельством чему являются новшества, вводимые в данный рынок страховых услуг, которые делают сельскохозяйственное страхование более выгодным и удобным для страхователей. Важную роль в развитии сельскохозяйственного страхования играет государственная поддержка данного сегмента страхового рынка.

Annotation. The article reveals the essence of agricultural insurance. Agricultural insurance in different countries has its own characteristics and level of development. The state of the agricultural insurance market in the Russian Federation is being assessed. To identify the level of development of the market of this type of insurance, the dynamics of the number of contracts, the volume of insurance premiums and insurance payments for agricultural insurance is estimated. Thus, the Top 10 insurance companies operating in the field of agricultural insurance were identified. Agricultural insurance in the Russian Federation is at the stage of development, as evidenced by the innovations introduced in this market of insurance services that make agricultural insurance more profitable and convenient for insurers. State support for this segment of the insurance market plays an important role in the development of agricultural insurance.

Ключевые слова: сельскохозяйственное страхование, договор страхования, страховая премия, страховая выплата, страховщик, страхователь, страховая организация.

Key words: agricultural insurance, insurance contract, insurance premium, insurance payment, insurer, policy-holder, insurance company.

Сельскохозяйственное производство - это особый вид деятельности, отличительными чертами которого являются:

1) полученная продукция сельского хозяйства выступает также исходным материалом для собственного производства;

2) продолжительная длительность производственного процесса;

3) рабочее время меньше производственного;

4) сдвиг по срокам выполнения одних и тех же видов работ (сев, удобрение, уборка и тому подобное) и другие [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сельскохозяйственное производство подвергается постоянным рискам, что связано с прямым взаимодействием с окружающей средой: риски паводка, засухи, болезней животных, заморозков, нашествия вредоносных насекомых и так далее. Высокая вероятность рисков побуждает сельхозпроизводителей использовать сельскохозяйственное страхование.

Сельскохозяйственное страхование - это подотрасль имущественного страхования, которая подразумевает страхование сельскохозяйственных культур и животных от воздействия неблагоприятных природных условий.

Сельскохозяйственное страхование для сельскохозяйственных производителей является недешевой услугой. Высокие риски, сопровождающие аграриев, и высокая зависимость результатов деятельности от многих факторов отражается в достаточно высоких страховых тарифах. Для доступности данного вида страхования во многих странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.