Научная статья на тему 'Тип журнала и его дизайн'

Тип журнала и его дизайн Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1828
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тип журнала и его дизайн»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 2

Э.А. Лазаревич

ТИП ЖУРНАЛА И ЕГО ДИЗАЙН

В центре внимания исследователей средств массовой информации советского периода была газета. Ее функциям агитатора, пропагандиста и коллективного организатора были посвящены книги, брошюры, статьи, докторские и кандидатские диссертации.

Журнал же интересовал больше историков журналистики, оставаясь как бы на периферии теории современного издательского дела. Между тем в стране существовала система журналов, отражающая социально-экономические, политические и научно-технические реалии. Система эта была закрытой (учредителями с разрешения соответствующих организаций могли быть государство, партийные, научные и общественные организации), подцензурной и неполной. Плохо учитывались запросы аудитории, вследствие чего одни типы изданий были немногочисленны, другие вообще отсутствовали.

Выходило всего три журнала для женщин ("Работница", "Крестьянка", "Советская женщина"), причем всех их правомерно отнести к типу общественно-политических. Не было изданий для мужчин, любителей животных, садоводов и т.п.

Тиражи одних изданий были искусственно завышены, других — лимитированы. Республиканские и местные журналы в значительной мере дублировали содержание и оформление центральных. При низкой цене и отсутствии рекламы все журналы дотировались. На качестве изданий отрицательно сказывались отсталость полиграфической базы и нехватка хорошей бумаги. Но при всем при этом можно было говорить пусть о неразвитой, неполной, но системе журналов, так как она включала издания основных типов: общественно-политические, литературно-художественные, научные, научно-популярные, специальные.

Сохраняющая традиционно уважительное отношение к читателю, обеспеченная профессиональными кадрами, вследствие своей замкнутости, неразветвленности, окостенелости к концу XX в. система журналов не соответствовала социально-экономическим, политическим и научно-техническим характеристикам времени.

* * *

Отмена цензуры, открытость и капитализация издательского дела вызвали в 90-е годы прошлого века небывалый журнальный бум. Можно отметить несколько особенностей этого периода: появление и быстрый рост количества развлекательных журналов и специализированных по интересам читателей (любителей фауны, флоры, путешествий, кулинарии, садоводов и т.п.).

Приход на российский рынок международных корпораций, с одной стороны, способствовал расширению типологического диапазона и дизайнерских приемов СМИ, с другой — чуть ли не поставил на конвейер выпуск номеров, что во многих случаях усреднило качество изданий, лишив их индивидуальности.

В условиях жесткой конкуренции многие издания исчезали, другие в погоне за финансированием или массовым читателем превращались в чисто рекламные или "желтели". Как правило, выживали издания международных корпораций, некоторые из которых отвечают высоким эстетическим критериям.

Новизной содержания, качеством стиля, иллюстраций, дизайна они привлекали читателей, особенно молодых. Чего нельзя сказать о клонах этих журналов, бледных копиях оригинала, которые появлялись в информационном пространстве, но быстро исчезали.

При небывалом росте количества изданий у руля их становились непрофессионалы, многие из которых оказались беспомощными при перенесении допечатных процессов в редакцию. Дизайн, всегда бывший средством раскрытия содержания и эстетического воздействия на читателя, вдруг превратился в воплощение фантазий компьютерщика, никак не связанных с контекстом журнала.

Со временем противоречия журналиста и дизайнера преодолеваются путем овладения электронной техникой журналистом и пониманием им своей личной ответственности за издание.

Говорить о сложившейся системе журналов сегодня преждевременно. Еще кипит котел разводов, судов редакций. Еще выходят журналы-близнецы. На одном фланге с трудом выживают СМИ, на протяжении десятилетий влиявшие на духовную жизни народа, на другом процветают те, что воспевают, внедряют в сознание идеал жизни без ответственности и морали. Дороговизна СМИ делает их недоступными. К тому же многих отталкивает глянец, гламур, определяющий стиль большинства журналов.

Но считать журнальный мир сегодня хаотичным ошибочно. Есть средство оценить это явление в целом, проанализировать его составляющие. Средство это — типология.

* * *

В последние два десятилетия типологии СМИ как методу определения специфики их сегментов посвящено несколько исследований. К сожалению, некоторые из них излишне усложнены и терминологически неточны. В одних в основные (типооб-разующие) признаки включаются характерные черты конкретного издания, в других типы СМИ тонут в перечне моделей, весьма приблизительных. Так, при описании модели духовной деятельности к ней неправомерно полностью отнесены научно-практическая и научно-техническая, что игнорирует материальную сторону современной науки, без чего невозможно ее развитие. К тому же такое усложнение и подмена типологических признаков множеством классификаций вторичных, зависимых от первых, затрудняет использование рекомендаций авторов при оценке и учреждении журналов. В некоторых работах к типообразующим признакам ошибочно относят издателя. Но от него зависит выбор типа издания, а не сам тип. Научно-популярный и научно-художественный журнал "Знание — сила" неоднократно менял издателя, оставаясь тем же типом журнала.

Изучение истории журналистики и ее современного состояния позволяет выделить три основных (типообразующих) признака: функции (цель) издания, проблематику, читательское назначение, — от которых зависят другие (жанровая палитра, стиль, дизайн). Новая цель, другая проблематика, изменение возрастной или образовательной характеристики читательской аудитории требуют другого стиля, иллюстрирования, дизайна и т.п.

Есть характеристики издания относительно самостоятельные, зависящие от технических условий (например, использование цвета). Изменение формата, периодичности (от 12 до 52 раз в год) влияет на структуру, но не рождает издание нового типа.

Используя типологический метод, можно подразделить современный мир отечественных журналов на следующие типы: общественно-политические, литературно-художественные, специальные, научно-популярные, специализированные по интересам читателей, справочные, развлекательные и рекламные.

Многообразие функций, проблематики, читательских групп дает возможность в каждом названном сегменте СМИ найти нишу журнала и определить его индивидуальные особенности. Так, общественно-политический журнал может быть преимущественно информационным или аналитическим, предназначенным массовому или более подготовленному читателю. Это, безусловно, скажется на его жанровой палитре, стиле, дизайне. Но

в журнале этого типа нецелесообразно использовать снимки и различные украшения, уместные в развлекательных изданиях.

Научно-популярный журнал может быть монотематическим, политематическим, универсальным, может издаваться для юного или молодого читателя, любителя пополнять собственные знания или для специалиста смежного профиля. Эти различия и определят степень погружения в тему, особенности стиля и дизайна.

Неверное или неточное установление типа издания при его основании приводит к разрушению единства содержания и формы, являющегося объединителем под одной обложкой разнородного материала. Так, "Бюллетень по атомной энергии", позиционирующий себя как журнал, не соответствует последнему по многим параметрам. Контекст плохо структурирован. Он содержит преимущественно отчеты и статьи в лексически тавтологических рубриках: "Атомная отрасль России", "Атомная энергия и оборона", "Закон и атомная энергия" и т.п. Рубрика, открывающая издание, названа "Вопросы энергетики". Но чему же еще посвящен весь бюллетень-журнал?

Чужеродным включением в официальный протокольный стиль издания выглядят эпиграфы (цитаты Владимира Высоцкого и Станислава Ежи Леца). Цветные (зеленые) заголовки, иногда контурные, мало радуют глаз читателя, вынужденного знакомиться с семистраничными статьями сплошного текста. Даже в биографических материалах, написанных с некоторым блеском, на восьми страницах нет ни одной иллюстрации, если не считать общеизвестной заставки. Жанры, стиль, дизайн издания убеждают: несмотря на заявление на обложке, оно не стало журналом.

* * *

Попытаемся рассмотреть взаимосвязь типа издания и его дизайна. При этом особое внимание стоит уделить журналам общественно-политическим и развлекательным: в сфере первых произошли серьезные изменения, вторые вызвали интерес читателей как новое явление в информационном пространстве.

Миллионотиражные, консервативные, единообразные по содержанию, структуре и оформлению общественно-политические издания уступили место информационным и аналитическим журналам разного направления, как правило, еженедельным. Каждый с более четким адресом и с современным, часто индивидуальным дизайном. Их рождение совпало с революционными изменениям в полиграфии: с переходом на использование цвета,

переносом допечатных процессов в редакцию. Но высокий профессионализм создателей позволил, существенно видоизменив и обогатив, сократить количество общественно-политических журналов. Сетование на многократные сокращения тиражей не столь трагично, если учесть их периодичность и суммарный тираж, частично отбираемый вездесущими телевидением, радиовещанием, еженедельниками газетного типа и, конечно, газетами.

Тираж только пяти журналов ("Эхо планеты", "Итоги", "Профиль", "Огонёк", "The New Times") суммарно достигает почти 400 тыс. экз. Причем некоторые из них по привычке не заботятся о рекламе издания и рекламе в издании. Правда, в "Профиле" она занимает 1/4 площади, еще больше рекламы в "Итогах".

Общественно-политические журналы обычно текстуально и эстетически оправданно иллюстрированы.

Широка тематика "Эха планеты": страна и мир в своих лучших созидательных, творческих проявлениях. На обложку 500-го номера, вышедшего в 1997 г., редакция вынесла свое кредо: "Кто мы. Какие мы. Куда мы идем". Этому кредо она верна и поныне, через множество информационных и аналитических материалов, показывая калейдоскоп мира и его интеллектуальные и творческие вершины. Структура журнала, предопределяющая сочетание традиций и современности, использование всей жанровой палитры при преобладании информационных и хроникальных заметок, удачно разделенных линейками и сопровождаемых связанными с текстом иллюстрациями, создает единство, без чего журнал рассыпается на отдельные части-тетради.

Прошлое недавнего властителя дум "Огонька" замечательно. Общепризнанны его заслуги в перестройке, в пропаганде культуры. Имена его создателей, пишущих и снимающих, были у всех на устах. Меняя формат и тон, сегодня он ищет свое "лицо". Конечно, при этом опирается на свой опыт, но нет-нет да и проскочит на полосу какая-нибудь небрежность, чего раньше не бывало. Так, выступая против "фанеры" на эстраде, он трижды в одном номере помещает парадный портрет ее защитника Филиппа Киркорова, пользуется собственной орфографией (заголовок "В поисках эконом-класса").

"The New Times" — пример четкого структурирования контекста, целенаправленного и лаконичного использования элементов современного дизайна. Присутствует чуть ли не вся палитра жанров, включая сейчас редкие сатирические. Облик журнала индивидуален. Тема номера в виде символа вынесена на обложку, свободную от анонса других публикаций. Широкое поле при двухколонном наборе позволяет сообщать дополни-

тельные сведения (имена, графики). На полях или в самом тексте даны сноски.

Для "The New Times" характерны неизменность некоторых элементов дизайна: 1) крупные иллюстрации (четыре из них в "Содержании") и цветные буквицы (в пять строк), линейки в подрубриках и т.д.; 2) максимальная связь с текстом иллюстраций, комментариев и сносок; 3) акцентирование главных материалов оформительскими приемами. Индивидуальность изданию придают также аннотации (часто в тексте заменяющие заголовок), подчеркивание цветом главной мысли, особое оформление выделенных крупным шрифтом цитат.

Рассмотрение СМИ только одного сегмента выявляет огромные, если не сказать, неограниченные возможности дизайна при

его соответствии контексту и "лицу" издания.

* * *

Литературно-художественные журналы претерпели меньше изменений, чем издания другого типа. Отрадным явлением нужно считать возрождение "Невского альманаха", имеющего почти столетнюю историю, и "Царского Села", первый и единственный номер которого увидел свет в 1830 г.

Первоначальный всплеск местных СМИ не получил развития. Из-за финансовых затруднений некоторые из них прекратили существование ("Волга"), другие еле-еле сводят концы с концами ("Урал"). Исключением являются уфимские "Вельские просторы", тираж которых сопоставим с тиражом общероссийских журналов.

Полиграфия нового времени, редакционные допечатные процессы изменили внешний облик литературно-художественных изданий. У тех же "Вельских просторах" глянцевая обложка. Но многие обстоятельства, в том числе и финансовые, отрицательно сказываются на судьбе, тираже и "лице" изданий этого типа.

* * *

Современные специальные журналы, имеющие особую проблематику и подготовленного читателя, посвящены различным направлениям и отраслям науки, техники, промышленности и сельского хозяйства. Особое место занимают корпоративные издания. Адресованные руководителям отрасли, руководителям и сотрудникам корпорации или ее клиентам, они имеют, как правило, точный читательский адрес, хорошо финансируются, используют возможности современной полиграфии. Структуризация и дизайн журналов этого сегмента находятся в стадии ста-

новления, чему способствует концентрация издательской деятельности холдингов (например, "Газпром-медиа", "Проф-медиа").

Возросло количество университетских и вузовских изданий. Так, на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, кроме традиционного "Вестника Московского университета. Серия Журналистика", выходят в свет "Меди@льманах" и "Журналистика и культура русской речи". Вузовские издания способствуют взаимоинформации ученых и привлечению к научной деятельности студентов. Огорчает лишь, что оформление многих журналов иногда отдается на откуп компьютерщикам,

не всегда знакомым с традициями и стилем подобного издания.

* * *

В СССР выходило около сорока научно-популярных и научно-художественных журналов. На гребне научно-технической революции тиражи лучших из них ("Наука и жизнь", "Знание — сила" и другие) при лимитированной подписке имели миллионные тиражи. Универсальные, поли- и монотематические, они были адресованы разным по образовательному цензу, интересам, возрасту читателям. За долгие годы сложился и затем почти не меняется строгий и типологически обусловленный дизайн этих журналов. Ценивший их читатель тем не менее ощущал тематические зияния в пропаганде науки. Все настоятельнее была необходимость освещения экологических, социальных проблем. Республиканские журналы часто дублировали центральные.

Вполне объяснимый интерес к новым для России развлекательным изданиям замедлил развитие периодики о науке. Но не яркой обложкой, не сенсацией — глубоким содержанием и профессионализмом они завоевывают и удерживают читателя, который постепенно теряет было вспыхнувший интерес к рассказам об астрологии, хиромантии и т.п.

Появляются новые журналы о науке, например "Человек и наука" (тираж 10 тыс. экз.), учрежденный в Воронеже ЗАО ИД "Комсомольская правда". Под обложкой журнала с всеобъемлющим названием в четырех рубриках: "Человек и космос", "Человек и среда", "Человек и общество", "Человек и человек" — без логической и хронологической связи изложены некоторые факты истории и достижения современной науки.

Сделано это не очень тщательно, из-за чего возникает двойной смысл, подрывающий доверие к публикации. Вот заголовок одной заметки: "Ученые ищут нефть из космоса" (наверное, из космоса ищут нефть, а не нефть из космоса). В журнале есть улыбка: "Научные основы гитаризма", подверстанные к статье

об истории гитары, и анекдот с "бородой". Но это мало говорит о молодости авторов. Впрочем, не очень слышно и живое слово маститых ученых.

Иллюстрирование ведется в лоб. Публикация о телескопах — вот они, о лазере — пациентка и медсестра, а ведь автор упоминает без словесных и графических комментариев великих ученых: Исаака Ньютона, Михаила Ломоносова, Александра Столетова и др.

Трудно определить адресного читателя. Много узкоспециальных терминов оставлено без объяснения, отсутствуют биографические сведения упоминаемых лиц. Дизайн не всегда способствует пониманию контекста, акцентированию главного. На одной полосе лишь из-за удобства верстки новости набираются то в три, то в две колонки.

И все-таки появление еще одного научно-популярного журнала радует. Можно верить, что болезнь роста не будет продолжительной, и он внесет вклад в так необходимую в наше время популяризацию науки.

* * *

Специализированные СМИ, удовлетворяющие индивидуальные интересы читателя, весьма разнообразны по проблематике и по форме.

В 90-е годы прошлого века получила развитие журналистика, посвященная фауне и флоре. Пионером можно считать журнал "Братья наши меньшие", новаторский по теме и ее воплощению. Долгожданная возможность рассказать о домашних животных нашла отражение в исключительно теплом тоне публикаций, множестве иллюстраций. К сожалению, по финансовым причинам жизнь издания была короткой.

Но на смену ему пришли "Друг" (один для любителей собак, другой для любителей кошек), "Кот и пес", "Зооревю", "Зоомир" с девизом: "Спасти, чтобы выжить". Одни из них помогают любителям животных, вторые тем, кто занимается их разведением, третьи много внимания уделяют проблеме "Человек и природа". Они близки по тематике. Но каждый из них ищет свой способ общения с читателем, особые дизайнерские приемы. "Друг", "Зооревю" анонсируют публикации на обложки, "Кот и пес" помещает портрет "героя" в необычном ракурсе, "Зоомир" — укрупненный портрет, иногда его деталь.

Много интервью с любителями животных — людьми не только известными, но и уважаемыми. Эти журналы от многих других отличает доверительный тон, эмоционально воздействующие иллюстрации.

Редакции малочисленны и, как правило, объединяют единомышленников-энтузиастов. Живут они трудно, опираясь на сотрудничество с другими изданиями и заводчиками, а также на рекламу. Потому-то многие из них, к сожалению, исчезли из информационного пространства.

В удовлетворении запросов читателей, понимании разнообразия их интересов преуспел Издательский дом "Бурда". Его "Лиза", "Мой уютный дом" и особенно "Мой прекрасный сад" завоевывают все новых читателей. Если гламурный шик первого иногда делает его предметом разглядывания, то второй — помощник садовода. Самый популярный в Европе журнал по озеленению пришелся ко времени россиянам. Его "Практикум садовода", "Каталог цветов" передаются из рук в руки, изучаются и по возможности воплощаются в прекрасные сады загородных домов и дач. В журнале, естественно, превалирует зеленый цвет, превосходно сочетаясь со всеми красками природы. Журнал перешел на новый формат, стало больше информационного пространства, но исчезла какая-то индивидуальность, теплота, будто собеседник, который был совсем рядом, отодвинулся от читателя.

Отдельного разговора заслуживают журналы любителей охоты, рыбалки, туризма. Приход в Россию "National Geographic" — издания Национального географического общества — дал возможность нашему читателю познакомиться с классическим географическим изданием, чей девиз — "Планете нужна наша помощь". Сочетание одно- и двухполосных замечательных фотографий и умеренность, даже некоторый аскетизм в использовании цвета, линеек и т.п. создают единство издания.

Ниша специализированных журналов далеко не заполнена. Интеллектуальное, эстетическое и т.п. развитие общества в целом и каждого его представителя в отдельности вызывает к жизни все более разнообразные и разноликие журналы этого типа.

* * *

В конце XX в. на российских читателей обрушился поток развлекательных журналов. Количество их возрастало, но все не могло удовлетворить интерес к новому типу изданий. В условиях все усиливающейся конкуренции СМИ искали своего читателя, приспосабливали к нему проблематику, стиль, дизайн, иногда не чураясь его снижения и даже "желтизны".

Журналы для женщин, сузив тематику до быта, моды, косметики, адресовались девочкам или девушкам, домохозяйкам или

бизнес-леди. При всем разнообразии изданий этого сегмента их можно подразделить на несколько групп. Получили распространение журналы издательских домов, отечественных и особенно зарубежных. Как правило, эти издания характеризует высокий литературный и эстетический уровень, преобладание очерков, зарисовок, мини-рассказов, обилие иллюстраций, реклама высокого качества (ее объем иногда превышает 50% издания), высокая цена.

Одним из первых отечественных изданий этого сегмента был "Каприз". Каждый его номер, исключая довольно традиционную обложку, — это оригинальное воплощение замысла, удачное использование различных жанров для всестороннего и глубокого освещения проблемы.

Представляя Испанию, журнал публикует интервью с послом, эссе и зарисовки о традициях страны, о музыке, о садах, цветах, об идеале женщины Сальвадора Дали, сопровождая текст превосходными иллюстрациями. Тепло и проникновенно рассказывается о наших соотечественниках, их деятельности, творчестве, духовном мире (например, о мэре города Углича Элеоноре Шереметьевой, Татьяне Шмыге, Александре Вертинском).

Основной герой "Каприза" — женщина, возвышению, воспеванию которой посвящен журнал, каждая его полоса служит этой цели, являя образцы журналистского профессионализма и хорошего вкуса.

И рядом с "Капризом" шел (и идет до сих пор) "Караван историй", воспевающий искусство жить, успех. Кто бы ни был герой: повар, великий изобретатель, известный артист, — все истории о трудном пути и счастливом исходе. Много иллюстраций, часто в полосу, и рекламы хорошего вкуса. Тираж 350 тыс. экз. свидетельствует о том, как нужен аудитории оптимизм "Каравана истории".

Для всех изданий этого направления характерно высокое качество изложения и дизайна. В одном из номеров "Elle" всего два аналитических интервью. Написанные с литературным блеском, они запомнятся читателю. Но реклама гадания, гороскопы, нумерология, астрология занимают чуть ли не 80% площади номера. Много своеобразия в дизайне: цветные гномики — буквицы, сочетания прямого и курсива в заголовках.

Между первым и вторым подтипом развлекательного журнала нет резкой границы, но она есть. Причем объем издания не играет роли.

В журнале "Она" разговор идет вроде о мире, но о личном мире читателей, который, по мнению редакции, незамысловат: "Если муж изменил", "Скромное обаяние бижутерии", "Прин-

2 ВМУ, журналистика, № 2

цессы на выданье" и т.п. В рубрике "Секрет ее молодости" (подрубрика "Анатомия любви") печатается материал "Членовредительство". Девиз издания — "Она стремится к совершенству". Не узок ли путь к нему в журнале? Иллюстраций много, но не все связаны с текстом. В статье "Киднепинг наших дней" три фотографии, явно постановочные, мало что добавляют к изложению: девочка у машины, мальчик у машины, человек в маске. В заголовках логически необоснованно меняется кегель и цвет.

Содержание журнала "Маруся" выходит за стандарт, принятый молодежными СМИ. Некоторые рубрики названы на обложке: "Мода", "Зеркало", "Стиль", "Чувство", "Шоу", "Дом". Речь идет и о проблемах, которые приходится решать молодым, приводится "рекомендательский" список книг-новинок, чего не увидишь в других изданиях. Оформители ищут индивидуальный облик журнала. Но прыгающие разноразмерные буквы в заголовках — не находка, а чужеземное заимствование, изрядно надоевшее.

В "Лизе" рубрика "Имена", калейдоскоп событий, "звезд", моды, танцы, макияж, реклама — все для молодых, тех, кто знает: "Все краски жизни для тебя". Тема одного номера: "Замуж по расчету", где хладноправно разбираются все плюсы и минусы такого решения. Правда, не сообщаются способы поиска объекта. Известные приемы пользования духами сообщаются под заголовком "Окутанная тайной" в подрубрике, набранной с полным пренебрежением к русскому правописанию: "Замуж По Расчету: Уроки Обольщения".

В журнале "GIRL" не чураются новостей, правда, несколько своеобразных. В номере треть страницы занимает двухцветный заголовок: "Новости? В окрашивании волос? Наконец-то!" Других "поводов для радости" в издании немного. Удивляет ско-собоченность, кривлянье одетых и полуобнаженных моделей, и улыбка, почти у всех одинаковая. Заголовок "Насколько ты транжира?" не кажется стилистически правильным. Но до стилистики ли читательницам, к которым обращен тест, они "готовым охотиться за шмотками круглосуточно" и т.п.? Иллюстраций много, но они не всегда к месту. Подборка "Разговоры о любви", а на снимке юноша целует девушку. Подпись серьезна: "Чтобы ваши отношения были органичными, надо приложить немало терпения и усилий".

Обложки журналов кричат: "Подходите ли вы друг другу?", "Способен ли он изменить?", "Секретные романы..." ("GOORS!"), "Тайны алькова", "Секс ради секса?" ("Женские секреты").

Трудно к какому-то подтипу отнести издания, в которых сумбурно подано все, что попало под руку.

В тоненьком журнале (32 с.) для всей семьи "Отдохни!" на с. 2 есть анекдоты, а "Содержания" нет, как, впрочем, и на последней. Да и какое "Содержание" может быть в издании, где новости, сплетни, сканворды, "психотексты" и т.п. печатаются как придется, то на черной подложке, то с трехцветными заголовками. Подписи есть не под всеми публикациями и иллюстрациями. Одно достоинство — дешевизна. Впрочем, тираж всего 50 тыс. экз.

При острейшей конкуренции на информационном пространстве журналы "желтеют", теряя уважение к читателю.

Для "Gala" (ЗАО "Грунер+Яр", 154 с.), в работе над каждым номером которой принимают участие чуть ли не пятьдесят журналистов и редакторов, характерны крайняя невзыскательность при выборе героя и приемов дизайна. В одном из новогодних номеров "Gala" выносит на обложку "150 самых ярких звезд страны", которые в тексте подаются под рубрикой "150 лучших людей". В их числе Оксана Робски, "ждущая любви", семнадцатилетняя "львица Лера Масква", вечная невеста Ксения Собчак. Не говоря о выборе героев, в число которых попали и люди с весьма сомнительной репутацией, приведем только одну реплику, являющуюся самохарактеристикой "лучшего человека" и примером пошлости: "Спеть с Мадонной? Нет, спать с Мадонной. Вот об этом стоит подумать". Изречение это повторяется дважды: в тексте и во врезке. В последней оно выделено крупным разнокегельным двухцветным шрифтом и жирными красными линейками.

В журнале много рекламы. Дизайн остальной части являет собой малосвязанную с текстом смесь подложек, звездочек, цветных кружочков и т.д. Формат (размер) иллюстраций произвольный. На одних лица не различимы, на других улыбка превращается в оскал.

Все более отчетливое тематическое и читательское разделение развлекательных СМИ — процесс положительный. Можно верить, что выживут, найдут читателя журналы, не потакающие инстинктам, а удовлетворяющие его интересы и соответствующие определенному интеллектуальному и эмоциональному уровню.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Современная система журналов в России находится в стадии интенсивного становления.

По содержанию и форме преобразуются общественно-политические журналы. Получают развитие издания корпоратив-

ные, специализированные по интересам читателей. Бум в сфере развлекательных журналов постепенно затихает. Сугубо коммерческая периодика постепенно сдает позиции изданиям, имеющим авторитет и традиции. Дороговизна, отсутствие государственной финансовой поддержки, необходимой молодежным журналам, сокращает аудиторию, потенциально большую.

Приход на российский рынок иностранных издательских ЗАО, показывающих чудеса энергии в битве за читателя, безусловно, оказал положительное влияние на отечественное СМИ. Но увлечение финансовой стороной, некритическое восприятие чужеродного стиля и дизайна породили издания, не соответствующие отечественным традициям. За гранью творчества, а значит, и журналистики лежат сверхдоходные "желтые" издания — отнюдь не безобидная вербально-визуальная "окрошка". Используя незаконные пути добычи фактов, выдаваемые за новости, слухи и сплетни, опираясь на самые низменные инстинкты, они растлевают аудиторию и угрожают информационной безопасности общества.

Несмотря на общее снижение доверия к печати, журнал находится в выигрышном положении. При убыстряющемся темпе жизни и информационно-развлекательном хаосе телевидения человеку все более необходим собеседник, неторопливый разговор с которым принесет и эстетическое удовольствие. Таким собеседником в России был журнал. Недаром подшивки лучших изданий собирались и передавались старшим поколением младшему.

Но при современном обилии журналов нужна подготовка кадров, необходимы исследования типологии в целом и особенностей каждого ее сегмента. Понимание особенностей журнала как издания, взаимосвязи, единства его цели, проблематики и читательской аудитории, знание многообразия средств и приемов дизайна — залог успешного функционирования периодики разного вида о мире, обществе, человеке.

Поступила в редакцию 17.01.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.