7. Ardzinov V. D. Metodologiy formirovaniy marketinga trudovih resursov v sisteme predprinimatelstva [Methodology of formation of marketing of a manpower in system of business a yew] : dis. ... Doctor of Economics / Ardzinov Vasilij Dmitrievich: 08.00.30: defense of the thesis 15.06.2000 . - St. Petersburg, 2000. - 278 p. [in Russian]
DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.100 Колесник Е.А.1, Заболотникова А.А.2
1ORCID: 0000-0001-5678-2257, Кандидат экономических наук, Тюменский индустриальный университет, 2ORCID: 0000-0001-5530-3525, студент, Тюменский индустриальный университет ТИП РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НЕФТЯНОЙ РЫНОК РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье проведен анализ типа рыночной структуры на примере нефтяного рынка Российской Федерации. Определен тип рыночной структуры, выделены преимущества и недостатки олигополистической структуры рынка нефти, проведен анализ состояния конкурентной среды и выделены барьеры входа на рынок и выхода из него.
Ключевые слова: рыночная структура, тип, конкуренция, факторы, границы рынка, барьеры.
Kolesnik E.A.1, Zabolotnikova AA.2 1PhD in Economics, Tyumen industrial University, 2student, Tyumen industrial University TYPE OF MARKET STRUCTURE AND ITS IMPACT ON THE OIL MARKET OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Abstract
In the article the analysis of market structure type for example, the oil market of the Russian Federation. Given the type of market structure, the advantages and disadvantages of an oligopolistic structure of the oil market, the analysis of the competitive environment and the barriers to market entry and exit.
Keywords: market structure, type of competition, the factors border market barriers.
Вступление. Резкое снижение цен на нефть в 2015 г. на 52% по сравнению с 2013 г. привело к экономической, социальной и политической нестабильности в странах-экспортерах нефти и нефтепродуктов (Венесуэла, Россия, Бразилия, Иран, Ирак и другие). Согласно данных экспертов Международного энергетического агентства (МЭА) в последние годы наблюдается кризис перепроизводства нефти; по их мнению, эта тенденция будет сохраняться и в 2016 году. Иного мнения придерживаются представители стран-экспортеров нефти, которые прогнозируют не только стабилизацию и баланс спроса и предложения, но и рост потребления нефти за счёт увеличения потребления развивающимся странам. По их мнению, это в первую очередь произойдет за счёт роста потребностей экономики Китая, а также из-за снижения темпов добычи сланцевой нефти в Северной Америке. Стоит учитывать и тот факт, что странами ОПЕК сохраняются высокие темпы добычи нефти, приводя к ее избытку на рынке. Это может стать причиной, как утверждают эксперты МЭА, того, что рыночная цена за баррель «черного золота» может упасть до 32 $ и ожидать резкого увеличения спроса в ближайшее время не стоит. Поэтому государства всего мира вынуждены вмешиваться в рыночный порядок, обеспечивая таким образом национальную безопасность. Сегодня на многочисленных переговорах основные игроки нефтяного рынка, в том числе страны ОПЕК, вынуждены договариваться о сокращении объемов добычи для поддержания цен. Но на особенности функционирования рынка влияет тип рыночной структуры. Именно поэтому выбранная тема исследования является актуальной в связи с повышенным интересом к определению типа рыночной структуры, оказывающей решающее влияние на рынок Российской Федерации, в том числе и нефтяной.
Анализ основных исследований и публикаций. Теоретические аспекты формирования, развития и функционирования рынков разрабатывались такими известными западными политэкономами, как Д.Кейнс, И.Шумпетер, М.Фридмен, М.Портер и др. отечественная школа представлена работами В.Леонтьева, А.Шаститко, Р.А. Фатхудиновым, которыми изучалось взаимодействие государства и рынка. Исследованию мирового нефтяного рынка посвятили свои труды Д.Егргин, Ю.А.Ершов, В.В.Поляков, Г.А.Федоссева и др.; методике определения типа рыночной структуры - А.И. Лешкова и О.А. Верховец. Вместе с тем вопросы определения типа рыночной структуры и ее влияния на нефтяной рынок Российской Федерации рассмотрены недостаточно. Отмеченные обстоятельства определили выбор темы исследования, ее цели и задачи.
Изложение основного материала. Рыночная структура, как комбинация характерных отраслевых черт организации рынка, по степени убывания конкуренции делятся на совершенную конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Каждый тип имеет ряд характерных для него признаков, влияющих на то, каким образом формируется уровень цен и объемы выпуска, как определяется характер взаимодействия фирм в отрасли, как взаимодействуют продавцы на рынке и т.д. Помимо этого, типы рыночных структур характеризуются различной степенью конкуренции. Рыночная структура также отличается степенью рыночной власти отдельного производителя, находящаяся в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке.
В разных рыночных структурах на цену и объем производства влияют различные факторы нестратегического и стратегического характеров, определяясь объективными основами отрасли и субъективными параметрами структур. При исследовании рыночной структуры имеет место изложенная в приказе Федеральной антимонопольной службы от
28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» методика определения типа рыночной структуры [3].
Исходя из задач нашего исследования проведен анализ состояния конкурентной среды на примере нефтяного рынка Российской Федерации, а именно- ретроспективный анализ. По данным национального рейтингового агентства количество организаций, имеющих лицензии на право пользования недрами и осуществляющих добычу нефти и газового конденсата, в 2015 г. составило 299. Из них 117 организаций входит в структуру 11-ти вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), 179 - независимые производители; 3 - компании, работающие на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). В данное исследование были включены 9 основных нефтедобывающих компаний России (ВИНК) (таблица 1).
Таблица 1 - Данные об объемах продаж нефтяных компаний РФ за 2015 г.
Компания Продажи за 2015 г. в млн. руб. Доля продаж, % Доля продаж с нарастающим итогом
ООО НК «Роснефть» 2325000 41,9 41,9
ПАО «Лукойл» 1535643 27,7 69,6
ОАО «Сургутнефтегаз» 645192,2 11,6 81,3
ПАО «Татнефть» 366061 6,6 87,9
ПАО «Газпром нефть» 298 989 5,4 93,3
ОАО «НГК Славнефть» 190512 3,4 96,7
ПАО АНК «Башнефть» 170518 3,1 99,8
ОАО «Зарубежнефть» 8119,7 0,1 99,9
АО «Ненецкая нефтяная компания» 2916,3 0,1 100,0
После установления географических, временных, товарных границ рынка, определения объемов товарной массы и долей компаний рассчитываются индексы концентрации, согласно которых описывается структура отраслевого рынка, и иные показатели, дающие более полную его характеристику. Индекс рыночной концентрации (CR3) на нефтяном рынке Российской Федерации составил в 2015 г. 81,3%, а НН1 (индекс Херфиндаля -Хиршмана) равен 2756,4. В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса распределения «рыночной власти» между субъектами отраслевого рынка выделяются слабоконцентрированные, умеренноконцентрированные и высококонцентророванные уровни товарного рынка. Согласно нашего анализа CR3 больше 70%, а IHH превышает значение в 1800, то можно сделать вывод о том, что нефтяной рынок Российской Федерации высококонцентрированный (олигополия или монополия).
При определении границ рынка (коэффициент Линда) было выявлено, что олигополию образуют первые 4 субъекта - ООО НК «Роснефть», ПАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз» и ПАО «Татнефть». При этом коэффициент относительной концентрации в 2015 г. составил 1,73, что больше 1, значит, ни один из субъектов не обладает доминирующим положением на рынке, и поэтому можно констатировать, что монополия отсутствует. Индекс энтропии равен 0,172, это показатель близок к нулю, что говорит о наличие большой вероятности формирования на рынке олигополии.
Еще одной немаловажной характеристикой рынка является наличие барьеров входа на рынок и выхода из него фирм-конкурентов. К барьерам входа на рынок следует отнести ограниченное количество мощностей по переработке нефти и возможности трубопроводного транспорта системы ОАО «АК «Транснефть», а также наличие ВИНК, которые владеют более 70% мощностей по переработке сырой нефти (затраты на осуществление добычи нефти, способ реализации сырой нефти на нефтеперерабатывающих заводах групп лиц ВИНК (реализация или поставка по давальческой схеме), динамика и структура инвестиционных затрат на развитие добычи сырой нефти.
Выводы. Таким образом, в результате анализа типа рыночной структуры на примере нефтяного рынка Российской Федерации за 2015 г. было установлена его олигополистическая структура, при которой относительно небольшое количество товаропроизводителей производят однородные продукты, а при формировании ценовой политики учитывается реакция со стороны конкурентов, т.к. доля каждого производителя в общих объемах продаж настолько велика, что изменение в количестве продукции ведет к изменению ее цены.
Список литературы / References
1. Колесник Е.А. К вопросу о проблемах и перспективах развития рынка труда России в контексте импортозамещения/ Е.А. Колесник // Sustainable Development: Social and Economic Changes. Monograph. Opole: The Academy of Management and Administration in Opole, 2016.- РР. 134-141.
2. Лешкова А.И. Методика определения типа рыночной структуры: теория и практика (на примере нефтяного рынка России) / А.И.Лешкова, О.А.Верховец// Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2013. - № 3. -С. 70-77.
3. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» [Электронный ресурс]// режим доступа: http://base. garant.ru/12177774/
Список литературы на английском языке / References in English
1. Kolesnik E.A. K voprosu o problemax i perspektivax razvitiya rinka truda Rossii v kontekste importozameschenia [To the question about the problems and prospects of labour market development in Russia in the context of import substitution]/ Е.А. Kolesnik // Sustainable Development: Social and Economic Changes. Monograph. Opole: The Academy of Management and Administration in Opole, 2016.- РР. 134-141 [in Poland].
2. Leshkova A.I. Metodica opredelenia tipa rinochnoy strukturu: teoriy i praktica (na primere naftanogo rinka Rossii) [Methods of determining the type of market structure: theory and practice (on the example of the oil market of Russia)] / A.I. Leshkova, O.A.Verxovech// Vestnik Omskogo universiteta. Seria «Economika» [Bulletin of Omsk University. Series «Economy»]. - 2013. - № 3. - PP. 70-77 [in Russian].
3. Pricaz Federalnoy antimonopolnoj sluzby ot 28 aprela 2010 g. № 220 «Ob utverzdenii Poradka provedenia analiza sostoyania konkurenzii na tovornom pinke» [The order of the Federal Antimonopoly service dated 28 April 2010 № 220 «On approval of the Procedure for analyzing the state of competition on commodity market »] [Electronniy resurs]// rezum dostupa [[Electronic resource]// access mode]: http://base.garant.ru/12177774/ [in Russian].
DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.182 Коробков С.А.
Аспирант
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ СКВОЗНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНТЕРНЕТ-АНАЛИТИКИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Аннотация
Рост активности использования интернет-маркетинга бизнесом, и наметившееся в последние несколько лет тенденция к перераспределению маркетинговых бюджетов в пользу интернет-маркетинга увеличивают бюджеты интернет-маркетинга, растет конкуренция среди рекламодателей в этих каналах, что неизбежно приводит к росту цен. А увеличение объем маркетингового воздействия на потребителей заставляет последних становится менее восприимчивыми к маркетинговому воздействию. В случае если компания не может увеличивать затраты на маркетинг, наиболее рациональным решением может стать оптимизация затрат при помощи сквозной аналитики. В статье разобран подход к определению сквозной аналитики, предложен перечень базовых компонентов системы сквозной маркетинговой интернет-аналитики.
Ключевые слова: сквозная аналитика, интернет-маркетинг, big data, маркетинг.
Korobkov S.A.
Postgraduate student Plekhanov Russian University of Economics BASIC COMPONENTS OF MARKETING THROUGH INTERNET ANALYTICS SYSTEM
Abstract
The growth of active usage of Internet marketing over the past few years and the trend of reallocating marketing budgets to online marketing makes spending to Internet marketing grow. Increasing competition among advertisers in Internet marketing channels inevitably leads to higher prices. If the company cannot increase marketing budgets, the most efficient solution would be to optimize costs with thought analytics. This article explores the approach to defining thought analytics and offers a list of basic components of the system through online marketing analytics.
Keywords: thought analytics, internet marketing, big data, marketing.
Растущая конкуренция заставляет компании искать новые методы увеличения результативности маркетинга, в том числе интернет-маркетинга как важнейшего элемента системы маркетинга. Зачастую аукционный принцип формирования стоимости рекламы и сокращение времени, которое потребитель готов тратить на контакт с рекламой, приводит к увеличению стоимости рекламы. Например, контекстная реклама, как наиболее широко используемый рекламный канал, обладая специфичным методом ценообразования, основанным на аукционной механике, с каждым годом становится все дороже за счет указанных выше причин. Постоянный рост активности использования интернет-маркетинга бизнесом, и наметившееся в последние несколько лет тенденция к перераспределению маркетинговых бюджетов в пользу интернет-маркетинга так же увеличивают финансовое давление на каналы интернет-маркетинга, растет конкуренция среди рекламодателей в этих каналах, что неизбежно приводит к росту цен. А увеличение объем маркетингового воздействия на потребителей, как уже было сказано выше, заставляет последних становится менее восприимчивыми к коммуникационным активностям бизнеса. В случае если компания не может увеличивать затраты на маркетинг, наиболее рациональным решением может стать оптимизация затрат при помощи сквозной аналитики.
Согласно М.Боровику, сквозная аналитика - это «анализ эффективности рекламных кампаний на основе данных о продажах путем отслеживания каждого клиента сквозь всю воронку продаж» [1]. Воронка продаж - это наглядное представление перемещение потенциального клиента компании от первого обращения в компанию до приобретения товара или услуги. Название «воронка» не случайно, дело в том, что внешне воронка продаж традиционно изображается в виде перевернутого вершиной вниз треугольника. Новые обращения от клиентов попадают в широкую часть воронки, далее, проходя через этапы обработки обращения (консультация, замер, расчет стоимости, отправка коммерческого предложения), часть клиентов по тем или иным причинам принимает решение не сотрудничать с компанией, визуально этот отток клиентов представляется сужением воронки. Из нижней части воронки поступают клиенты компании. То есть те компании и частные лица, которые успешно прошли все этапы воронки, приняли положительное решение относительно сотрудничества и приобрели товары или услуги компании. Конкретные этапы воронки продаж зависят от специфики компании и от того, как организованы продажи в ней. Говоря о системе маркетинговой сквозной аналитики, следует расширить данное определение, пользуясь перечнем минимального числа показателей М.Джеффри, необходимых для анализа и внедрения в жизнь компании маркетинга, основанного на данных.