Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Прайзендорф Е.С., Кузьмина А.С., Кулагина Д.А., Хуммель Н.В. — Тип отношения к беременности женшцн в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 // Психология и Психотехника. - 2023. - № 3. DOI: 10.7256/2454-0722.2023.3.38937 EDN: XPIRYM URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=38937
Тип отношения к беременности женщин в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19
Прайзендорф Екатерина Сергеевна
старший преподаватель, кафедра клинической психологии, Алтайский государственный университет
656049, Россия, г. Барнаул, ул. Ленина, 61, оф 309
Кузьмина Анна Сергеевна
кандидат психологических наук
доцент, кафедра клинической психологии, ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет
656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ленина, 61
И [email protected] Кулагина Дарья Алексеевна
аспирант, кафедра клинической психологии, ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет
656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ленина, 61
Хуммель Наталья Владимировна
ассистент, кафедра клинической психологии, ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет
656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ленина, 61
Статья из рубрики "Клиническая психология"
DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.38937
EDN:
XPIRYM
Дата направления статьи в редакцию:
12-10-2022
Аннотация: Предмет исследования — тип отношения к беременности в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной Целью исследования стало выявление
взаимосвязей типа отношения к беременности и ранних дезадаптивных схем женщин в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной Автор подробно
анализирует возможные предпосылки возникновения аффективных нарушений у женщин на поздних сроках беременности в условиях нестабильности, неопределенности мира в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной ^УЮ-19. При этом беременность рассматривается как кризисная период в жизни женщины. Методология исследования: концептуальное положение о ранних дезадаптивных схемах Дж. Янга, методологическая разработка по типам отношения беременной И.В. Добрякова. Исследование проведено на базе КГБУЗ «Алтайского краевого клинического центра охраны материнства и детства» с беременными женщинами в возрасте от 18 до 40 лет. Научная новизна исследования: теоретически обосновано и эмпирически доказано существование взаимосвязей между типами отношения в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной и ранними дезадаптивными схемами. Определены качественные
различия в типах отношения к беременности у женщин разного возраста в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной Убеждения, достоверно
связанные с осмыслением жизни в условиях новой коронавирусной инфекции, положительную коррелируют с тревожным и депрессивным типами отношения к беременности. Беременные женщины в возрасте до 25 лет, вероятнее беспокоятся о возможной хрупкости и неопределенности реальности, нежели женщины других возрастных групп, что возможно связано с актуализацией ранних дезадаптивных схем и высоким уровнем инфантильности женщин данной возрастной группы. Исходя из данных исследования, представляется важным дальнейшая разработка коррекционной программы для беременных женщин, с целью адаптивного осмысления существующей реальности и принятия малой контролируемости мира в целом.
Ключевые слова:
Беременность, Тип отношения беременной, Схема-терапия, Психотерапия, Тревога, Депрессия, Тревожно-депрессивная симптоматика, Отношение беременной, Ранняя дезадаптивная схема, Психологическая подготовка
Результаты исследований получены при финансовой поддержке внутриуниверситетского гранта для молодых
научно-педагогических работников ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» «Когнитивные
установки в структуре самосознания беременных женщин и женщин в послеродовой период в условиях
распространения короновирусной инфекции в контексте здоровьесберегающих технологий», 2021
Проблема изучения типа отношения к беременности женщин в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной представляет собой важную область
исследований, расположенную на стыке медицины, перинатальной и клинической психологии. Жизнь в условиях распространения короновирусной инфекции связана с
нестабильностью, нелинейностью и хрупкостью мира. В условиях общей неопределенности и тревожности, ввиду часто меняющихся мировых тенденций, с появлением новой коронавирусной инфекции, человечеству пришлось столкнуться с еще большей необходимостью к адаптации и осмыслению происходящих событий с точки зрения приспособления к ним и что определяет и тип отношения к беременности женщины.
Так согласно когнитивно-поведенческой концепции, восприятие ситуации и ее осмысление в большей степени влияют на развитие дальнейших эмоциональных реакций, нежели сам факт случившегося непосредственно. Однако стоит отметить, что новая нормальность, новые условия жизни в ситуации коронавирусной инфекции, могут спровоцировать актуализацию не только иррациональных убеждений, но и ранних дезадаптивных схем, которые в свою очередь являются всеобъемлющими и влекут за собой ряд негативных последствий, включая иррациональное эмоциональное реагирование и неадаптивные поведенческие реакции.
Исследования, направленные на анализ копинг-стратегий, особенностей мышления в условиях новой коронавирусной инфекции говорят о том, что степень успешной адаптации к новым условиям жизни, напрямую связана с особенностями личностного реагирования и стилем восприятия действительности. То есть, чем более иррациональными являются убеждения до столкновения со стрессовым событием, тем вероятнее произойдет яркая эмоциональная неадаптивная реакция в момент стресса. Поэтому нам кажется важным изучение особенностей мышления беременных женщин, связанных с восприятием мира и себя в этом мире, с целью минимизации негативных поведенческих и эмоциональных реакций как во время беременности, так и после нее.
Справедливо заметим, что актуализировать иррациональные переживания у беременной женщины может не только тревожный, хрупкий, сложно контролируемый мир. Однако все еще остается важным и актуальным вопрос восприятия мира в целом, так как чем более тревожным и неконтролируемым мы привыкли считать мир вокруг нас, тем сложнее нам будет фокусироваться на ежедневных задачах, связанных с улучшением своего эмоционального и психологического состояния. Иными словами, иррациональное допущение может звучать как: «Для чего мне что-либо пытаться изменить в своей жизни, если все вокруг меня постоянно меняется в худшую сторону».
Безусловно, важно отметить, что меняющаяся реальность оказывает влияние на формирование новых способов реагирования, новых убеждений и схем, не только у беременных женщин. Весь мир столкнулся с необходимостью поиска нового подхода к
переживанию и принятию трудных, тревожных жизненных событий [1,7]. Учитывая данные исследований, направленных на изучение распространенности различных аффективных расстройств, включая генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство, а также депрессию, следует помнить, что для группы лиц, подверженных возникновению подобных состояний, вопрос с адаптацией и поиском новых методов
реагирования стоит наиболее остро [3,4,22]. Однако нам кажется важным и необходимым рассмотреть особенности тревожного реагирования именно у беременных женщин, так как беременность является особым кризисным периодом, исходя из представлений многих авторов (Г.Г. Филиппова, И.В. Добряков). Более того, ряд исследований показывает, что возможность развития аффективных расстройств в послеродовый период крайне велика и без воздействия негативных внешних факторов, таких как быстрый темп сменяемости событий, появление новых тревожных новостей о мире Г12.13.141
Беременная женщина сталкивается с нестабильностью в эмоционально-волевой сфере не только из-за особенностей когнитивной организации, но и благодаря множеству
биологически обусловленных факторов [15,16]. Условия мира, относящиеся к тревожным и мало контролируемым, могут не только усложнить адаптацию непосредственно во время кризисного периода, но и послужить источником формирования новых дезадаптивных симптомов, которые будут оказывать негативное воздействие, как на беременных женщин, так и на дальнейший период после рождения ребенка. Чем стабильнее психическое состояние женщины во время беременности, тем вероятнее успешная адаптация к новой социальной роли матери после рождения ребенка, снижение риска развития послеродовой депрессии и симптомов ПТСР, воспитание новой личности в условиях успешной адаптации к меняющимся жизненным реалиям [17,19].
Справедливо и обратное, чем более нестабильным является эмоциональный фон, более выраженные когнитивные искажения во время беременности, тем вероятнее формирование аффективных расстройств после родов. К сожалению, существует большое количество примеров не своевременной диагностики данных негативных состояний у женщины, ввиду различных факторов, включая менталитет отдельно взятой
страны, отношения в семье, отношение к женщине после родов и условия жизни [2,6].
Отсутствие диагностики и дальнейшего лечения, в свою очередь, приводит к плачевным последствиям, включающим смерть как матери, так и ребенка. Если говорить о менее негативных последствиях, следует вспомнить, что исходя из концепции Джеффри Янга, ранние дезадаптивные схемы начинают свое формирование в раннем детстве Мы
можем предположить, что наличие ранних дезадаптивных схем у матери, сложности с адаптацией в новых условиях организации мира, иррациональные когнитивные убеждения, повлекут за собой неверный стиль воспитания, и как следствие, формирование ранних дезадаптивных схем у ребенка в частности, и у дальнейших
поколений в целом [8,9]. Поэтому изучение, анализ и своевременная диагностика ранних дезадаптивных схем, связанных с формированием типа отношения к беременности, является важным компонентом в коррекции и предотвращении негативных психологических последствий беременности.
Для понимания типа отношения к беременности женщин в современных реалиях стоит подробно рассмотреть особенности организации мира и мышления людей в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной СОУШ-19. Ввиду новых жизненных обстоятельств, связанных как с коронавирусной инфекцией, так и с резко меняющимися условиями жизни, большинство людей начали воспринимать мир как хрупкий, нелинейный и непостижимый. Что ранее считалось иррациональными установками о мире, согласно когнитивно-поведенческой концепции А. Бека, сейчас принято считать убеждениями, помогающими с адаптацией. Если ранее мы могли говорить о том, что мир вокруг нас действительно можно подвергнуть контролю и сделать более понятным, то сейчас данные тезисы потеряли свою актуальность. Человечеству приходится адаптироваться к новым, постоянно возникающим тревожным событиям все быстрее и быстрее
Тревожность мира связана с постоянно меняющимися условиями жизни, наличием большого количества информации, которую необходимо осмыслить и интегрировать в свой опыт.
Ранее человек мог примерно предсказывать ход его дальнейших жизненных событий, заранее планировать важную для него деятельность, понимать, как должна выглядеть
его жизнь, сейчас, напротив, человечество свою жизнь под постоянно меняющийся планировать и организовывать жизнь особенности связаны с нелинейностью мира.
столкнулось с необходимостью подстраивать мир, те м с а мым, не име я в о з мо ж нос ти в долговременной перспективе, данные
Стоит сразу отметить качества личности, необходимые для адаптации в таком сложно организованном мире. Так, хрупкости могут противостоять гибкость и сопротивляемость, тревожности - эмпатия и осознанность, нелинейности - понимание общего контекста ситуации, а непостижимости - максимальная прозрачность и интуиция. С помощью работы над развитием данных качеств можно вполне успешно существовать даже в таком сложном мире. Программу формирование оптимального типа отношения к беременности у женщин следует разрабатывать с учетом всех особенностей адаптации к
условиям жизни в новой коронавирусной инфекции, вызванной СОУЮ-19 I181.
Как уже говорилось выше, беременность - это особый кризисный период в жизни женщины, нестабильность личностной и эмоционально-волевой сферы обусловлена рядом факторов, включающих эндокринные изменения, формирование новой Я-концепции и приобретение новой социальной роли. Кризис протекает планомерно, преодолевается успешно, если до беременности в жизни женщины имели место быть стабильные отношения, адаптивное отношение к себе и миру, здоровые когнитивные
установки, стабильная эмоциональная сфера [5, 101.
Однако большинство беременных сталкивается с трудностями при прохождении кризисного периода ввиду наличия иррациональных когнитивных установок, способных
вызывать интенсивные эмоциональные переживания различной модальности [9, 11]. В нашем исследовании мы остановим внимание именно на тревожных аспектах осмысления беременности, препятствующих успешной адаптации. Все больше людей обращаются к специалистам с симптомами тревожных расстройств ввиду нестабильности и малой контролируемости жизни. Тем более беременные женщины сталкиваются с дезадаптивными убеждениями, связанными с возможной хрупкостью и нелинейностью мира. Их убеждения и тревожные реакции могут быть осмыслены также с точки зрения беспокойства за своего ребенка, за собственное здоровье, а также за дальнейшую жизнь и адаптацию к новым жизненным условиям.
Важно отметить, что процент возникновения аффективных расстройств в послеродовый период крайне высок, так депрессивные эпизоды встречаются у 10-15% рожениц, тревожные и панические расстройства в 13%, а симптомы ПТСР встречаются у 20%
женщин в послеродовом периоде —231. При этом должное внимание данным состояниям не уделяется. Более того, своевременная диагностика предикторов данных состояний, которыми являются ранние дезадаптивные схемы и когнитивные искажения, и дальнейшие коррекционные мероприятия, помогли бы снизить процент возникновения аффективных расстройств среди женщин в послеродовом периоде.
Целью исследования стало выявление взаимосвязей типа отношения к беременности и ранних дезадаптивных схем женщин в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной СОУЮ-19.
Предмет исследования — тип отношения к беременности в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной СОУЮ-19.
Научная новизна исследования: теоретически обосновано и эмпирически доказано существование взаимосвязей между типами отношения в условиях новой
коронавирусной инфекции, вызванной СОУШ-19, и ранними дезадаптивными схемами. Определены качественные различия в типах отношения к беременности у женщин разного возраста в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной СОУЮ-19.
Методология исследования: типология психологического компонента гестационной доминанты И.В. Добрякова, концепция ранних дезадаптивных схемах Дж. Янга.
Гипотезой исследования выступило предположение о наличие взаимосвязей между типом отношения к беременности и актуализацией ранних дезадаптивных схем у женщин в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной СОУЮ-19
Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе КГБУЗ «Алтайского краевого клинического центра охраны материнства и детства» с женщинами, находящимися на позднем сроке беременности (36-40 недель). В исследовании приняли участие 168 женщины от 18 до 40 лет.
В таблице 1 представлена характеристика эмпирической базы исследования.
Таблица 1. Описание выборочной совокупности
Возраст кол-во человек %
до 25 лет 56 33,33
26 - 30 лет 64 38,1
31 - 40 лет 48 28,57
Так, возрастной параметр был разделен на три подгруппы: до 25 лет - 33,33% выборки, 26 - 30 лет - 38,1% от общей выборки, и 31 - 40 лет - 28,57% выборки.
Методики исследования: методика диагностирования ранних дезадаптивных схем Дж.Янга «YSQ-S3R», «Тест отношения беременной» (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.).
Методы математико-статистической обработки данных: однофакторный дисперсионный анализ ANOVA, корреляционный анализ Спирмена.
Согласно концепции И.В. Добрякова тип отношения беременной определяется психологическим компонентом гестационной доминанты. Под психологическим компонентом гестационной доминанты, при этом, понимается обобщенная система механизмов регуляции психики, активизирующаяся у женщины в период беременности, и участвующая в процессе адаптации и формирования отношения к беременности, родам и в дальнейшем к ребенку
И.В. Добряков выделяет пять типов отношения к беременности: оптимальный тип связан с пониманием предстоящих изменений, высокой степенью ответственности как за свое здоровье, так и за здоровье и жизнь ребенка; гипогестогнозический тип связан с недостаточностью понимания важности, и чрезмерно легким отношением к происходящим изменениям в жизни; эйфорический тип характеризуется преобладанием повышенного настроения, чрезмерно оптимистичным взглядом на предстоящие изменения, без учета возможных негативных последствий; тревожный тип связан с преобладанием беспокойства за здоровье, наличием социальных конфликтов и внутриличностных проблем; и наконец, депрессивный тип предполагает яркую выраженность тревожных реакций, чрезмерно негативное осмысление новой жизненной роли, безнадежности
от общей от общей
будущего
В нашем исследовании внимание направлено на тревожный и депрессивный типы отношения к беременности, как компонентов, наиболее подверженных к переходу в категорию аффективных расстройств.
С другой стороны, ранние дезадаптивные схемы, исходя из концепции Джеффри Янга, во многом препятствуют успешной адаптации человека в социуме, мешают становлению личности и оказывают значительное влияние на формирование когнитивных искажений и дезадаптивных способов реагирования [20, 24]. Таким образом, мы можем предположить, что наличие тех или иных дезадаптивных схем будет препятствовать адаптивному протеканию гестационного периода. В данном исследовании, однако, мы будем рассматривать не столько дезадаптивные схемы в целом, сколько, входящий в них тревожный компонент, связанный с негативным восприятием ситуации новой коронавирусной инфекции, вызванной СОУЮ-19.
Многие ранние дезадаптивные схемы включают в себя компонент тревожности, как уже упоминалось ранее, более того, в том числе в методике по выявлению данных схем тревожность остается разнонаправленной, охватывая все возможные убеждения вызывающие негативные эмоции.
В методике, направленной на выявление ранних дезадаптивных схем Дж. Янга, можно выделить утверждения, относящиеся к повышенной катастрофизации и преувеличению опасности (пр. «Я боюсь, что любое неправильное решение может привести к катастрофе»), ипохондрии (пр. «Я беспокоюсь, что у меня развивается тяжелое заболевание, хотя врачи не обнаруживают ничего серьезного»), социальной тревожности (пр. «Я чувствую себя посторонним в любой группе»), неконтролируемости мира (пр. «Я полагаю, что в любой момент может произойти нечто ужасное»). Данные утверждения, согласно когнитивно-поведенческой концепции, могут приводить к возникновению дезадаптивных тревожных реакций, поэтому так важно рассмотреть их и с позиции неконтролируемости и тревожности мира в том числе.
С целью анализа различий в типах психологического компонента гестационной доминанты беременных женщин в зависимости от возраста использован однофакторный дисперсионный анализ ANOVA, в результате выявлены достоверные различия в типах отношения к беременности (Критерий Ливня >0,05).
Таблица 2. Сравнение типов отношения к беременности в группах женщин разного
в оз ра с та
Тип отношения к беременности Возраст Среднее F Значимость
Тревожный до 25 лет 2,31 2,64 0,05
26-30 лет 1,81
31-40 лет 1,67
Оптимальный до 25 лет 3,47 2,89 0,05
26-30 лет 4,39
31-40 лет 3,81
Гипогестогнозический до 25 лет 0,61 0,39 0,72
26-30 лет 1,31
31-40 лет 0,67
Эйфорический по 2 5 пет 2 63 2 1 6 П 1
—' к 1 V П 1\П п ¿-1, V-» <— —' ЛЪ 1
26-30 лет 2,13
31-40 лет 2,87
Депрессивный до 25 лет 2,13 2,34 0,05
26-30 лет 0,65
31-40 лет 0,71
Отмечается, что в возрастной группе до 25 лет уровень выраженности тревожного и депрессивного типов отношения к беременности значительно выше, чем в двух других группах. Это может быть связано в первую очередь с более нестабильной ситуацией в бытовой организации жизни, некоторой инфантильностью женщины. При этом оптимальный тип гестационной доминанты отмечался чаще в группе женщин в возрасте от 26 до 30 лет.
С целью дальнейшего анализа нами рассматривались испытуемые, вошедшие в группу тревожного типа психологического компонента гестационной доминанты. Был использован корреляционный анализ между тревожным типом и отдельными утверждениями из методики Джеффри Янга, описывающими неконтролируемость, хрупкость и нестабильность мира, а именно утверждениями под номерами 2, 17, 26, 35, 38, 44, 53, 62, 79, 89. Для успешного объединения данных утверждений в отдельную группу, нами была применена Дендограмма с использованием метода Варда.
Данную группу вопросов можно рассматривать как «утверждения о нестабильности, сложной контролируемости мира», что актуально в ситуации новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19.
Корреляционный анализ Спирмена между тревожным типом психологического компонента гестационной доминанты и утверждениями о нестабильности, сложной контролируемости мира, выявил значимую корреляцию на уровне (г =0,542, р = 0,014).
Корреляционный анализ Спирмена между депрессивным типом психологического компонента гестационной доминанты также выявил значимую корреляцию с убеждениями о нестабильности, сложной контролируемости мира (г=0,567, р = 0,009). Что может говорить о том, что чем более выражены убеждения о нестабильности, сложной контролируемости мира, тем вероятнее сформируется депрессивный тип отношения к беременности.
Более того, остается высоким риск вероятности развития послеродовых аффективных расстройств, из-за наличия в мышление убеждений, препятствующих адаптации к новым условиям жизни, усложняющих восприятие новой хрупкой, тревожной, нестабильной действительности. При этом полученные данные представляют интерес для дальнейших исследований. Как отмечалось выше, наиболее выражен тревожный тип реагирования у женщин до 25 лет, в дальнейших исследованиях представляется актуальным проанализировать данную закономерность и понять, с чем конкретно связаны полученные данные.
Исходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Убеждения, достоверно связанные с осмыслением тревожности и хрупкости мира, имеют положительную корреляцию с тревожным и депрессивным типами отношения к беременности.
2. Отмеченная выше группа убеждений, формирует дезадаптивный ответ на стрессовые
события в жизни беременной женщины, что в свою очередь сказывается как на ее психологическом состоянии в частности, так и на дальнейшем взаимодействии с ребенком, восприятии себя в новой социальной роли матери, и формировании новых дезадаптивных способ реагирования на новые условия жизни после рождения ребенка в целом.
3. Беременные женщины в возрасте до 25 лет, вероятнее беспокоятся о возможной хрупкости и неопределенности реальности, нежели женщины других возрастных групп, что возможно связано с актуализацией ранних дезадаптивных схем и высоким уровнем инфантильности женщин данной возрастной группы.
Исходя из данных исследования, представляется важным дальнейшая разработка коррекционной программы для беременных женщин, с целью адаптивного осмысления существующей реальности и принятия малой контролируемости мира в целом.
Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с изучением различий в типе отношения к беременности у женщин в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в связи с наличием хронических заболеваний, осложнений в родах, наличием детей, характеристикой супружеских отношений.
Результаты данного исследования могут быть полезны медицинским психологам для организации программы психологического сопровождения беременных женщин в части проведения психологического образования женщин на этап планирования беременности и подготовки к родам в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19.
Библиография
1. Балашов П.П., Колесникова А.М., Мамышева Н.Л. Клинические особенности тревожных расстройств у беременных женщин // Журнал неврологии и психиатрии. 2014. № 11. С. 20-23.
2. Галяутдинова С.И., Кутушева Р.Р., Гумерова Р.Б. Психологическая готовность беременных женщин к родительству // Российский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2. С. 243-250.
3. Гарданова Ж.Р., Анисимова К.А., Васильева А.В. и др. Тревожно-депрессивные расстройства у беременных с артериальной гипертензией // Акушерство и гинекология. 2016. № 8. С. 54-59.
4. Горьковая И.А., Рязанова О.В., Александрович Ю.С. и др. Психопрофилактика послеродовой депрессии у женщин с различными вариантами родоразрешения // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика.
2017. Том 28, вып. 4. С. 437-442.
5. Добряков И.В. Перинатальная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2010.
6. Золотова И.А. Исследование особенностей психологического компонента гестационной доминанты как индикатора формирования дисфункциональных отношений в системе «мать - дитя» у женщин различных возрастных категорий // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 2. С. 135-142.
7. Игнатко И.В., Кинкулькина М.А., Флорова В.С. [и др.] Послеродовая депрессия: новый взгляд на проблему // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии.
2018. Т. 17. №1. С. 45-53.
8. Капустина Т.В., Кадыров Р.В., Люкшина Д.С. Стратегии совладающего поведения и психологические защиты у девушек с разными ранними дезадаптивными схемами //
Психолог. 2018. №5. С. 25-32.
9. Карауш И.С., Куприянова И.Е. Ранние дезадаптивные схемы как модераторы стресса и формирующейся психической патологии // Сибирский психологический журнал. 2022. № 83. С. 122-140.
10. Кедярова Е. А., Рысятова М. С., Уварова М. Ю. Характерологические особенности и типы отношения к беременности у молодых женщин // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 24. С. 45-57.
11. Кольчик Е.Ю., Ушакова В.Р. Специфика отношения к беременности женщин с разным семейным статусом // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №3. С. 110.
12. Коргожа М.А. Динамика эмоциональных состояний у женщин в послеродовом периоде: дис. ... канд. мед. наук. Санкт-Петербург. 2019. 205 с.
13. Ланцбур М.Е., Крысанова Т.В., Соловьева Е.В. Психологические и психосоматические нарушения в период беременности и родов: обзор современных зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5 (2). С. 78-87.
14. Макарова М.А., Тихонова Ю.Г., Авдеева Т.И. и др. Послеродовая депрессия -факторы риска развития, клинические и терапевтические аспекты // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2021. Т. 13. №4. С. 75-80.
15. Медведев Д. А., Малышева Д. С. Внутренний мир беременной женщины в возрасте ранней взрослости // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 22. С. 30-41.
16. Резник В.А., Козырко Е.В., Рязанова О.В., и др. Распространенность и лабораторные маркеры послеродовой депрессии // Журнал акушерства и женских болезней. 2018. Т. 67. № 4. С. 19-29.
17. Рязанова О.В. Влияние анестезиологической стратегии при родоразрешении на развитие послеродовой депрессии: дис. ... док. мед. наук. Санкт-Петербург. 2021. 213 с.
18. Федченко А.А, Филимонова И.В, Ярышина В.Н. Инструментарий оценки и подбора работников в условиях BANI-мира // Социально-трудовые исследования. 2022. №2 (47). С. 98-104.
19. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Москва: Юрайт, 2018.
20. Bach B., Lockwood G., Young J. E. A new look at the schema therapy model: organization and role of early maladaptive schemas // Cognitive Behavioral Therapy. 2018. Т. 47. №. 4. pp. 328-349.
21. Di Florio A, Putnam K, Altemus M, et al. The impact of education, country, race and ethnicity on the self-report of postpartum depression using the Edinburgh Postnatal Depression Scale // Psychol Med. 2017. Vol. 47. №5. pp. 787-99.
22. O'Hara M.W., Swain A.M. Rates and risk of postpartum depression-a meta-analysis // Int Rev Psychiatry. 1996. Vol. 8. pp. 37-54.
23. American College of Obstetricians and Gynecologists. Screening for perinatal depression. ACOG committee opinion № 757 // Obstet Gynecol. 2018. Vol. 132. pp. 208-212.
24. Young J.E., Klosko J.S., Weishaar M.E. Schema Therapy: A practitioner's guide. New York: Guilford Press. 2003.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
На рецензирование представлена работа «Предикторы тревожности у беременных женщин в условиях ВАШ-мира».
В качестве предмета автор рассматривает изучение предикторы тревожности у беременных женщин в условиях нестабильности, нелинейности и хрупкости мира. Но, в целом, с поставленной задачей автор не справился.
Необходимо обозначить основные критерии, по которым мы может говорить об условиях BANI-мира. Каким образом данные феномены измеряются? Формулировка «в условиях общей неопределенности и тревожности, ввиду часто меняющихся мировых тенденций, с появлением новой коронавирусной инфекции, человечеству пришлось столкнуться с еще большей необходимостью к адаптации и осмыслению происходящих событий с точки зрения приспособления к ним» звучит как декламация, ничем не подтвержденная в научном отношении. Более того, подобные описательные утверждения не могут служить обоснованием актуальности проведенного исследования. Важно уделить этому внимание в процессе переработки статьи.
Требуется уточнение, почему возникновение тревожности автором связывается в основном с условиями ВАШ-мира. Беременная женщина может волноваться из-за других причин, например, связанных с предстоящими родами, изменениями собственного тела, гормональными изменениями. Поэтому данный аспект нуждается в обосновании и уточнении. Замечания:
1). В работе отсутствует четкая структура. Работа в большей степени представляет собой теоретический обзор отечественных и зарубежных исследований. Важно выделить предмет описания и цель исследования. В заключении представить результаты собственного, сделать аргументированные выводы, указать научную новизну и авторский вклад в решение проблемы.
2). В работе отмечается о проведенном исследовании. Выборка достаточная, чтобы продемонстрировать достоверность и значимость полученных результатов. Однако, в статье этому уделяется незначительное количество времени. Рекомендуется полученные результаты представить в графиках и диаграммах. Проведенный количественный и качественный анализ подвергнуть более глубокому анализу, выявить взаимосвязи и найти определенные закономерности.
3). Библиография статьи включает в себя 24 отечественных и зарубежных источников, значительная часть которых издана за последние три года. Проблематика работ соответствует тематике статьи. В библиографии представлены как научно-исследовательские статьи, диссертация, так и несколько учебных пособий.
В оформлении некоторых источников литературы есть неточности (например, 20-24). Автору нужно обратить внимание на то, что 1/3 источников должны быть зарубежными, не менее половины должны быть за последние 3 года. Важно обратить внимание на особенности оформления зарубежных источников. Поэтому необходимо оформить библиографию строго в соответствии с Правилам оформления литературы 2022, размещенными в разделе «Авторам» - Правила оформления списка литературы. Учет замечаний позволит представить в редакционный совет целостную научную работу. Статья отличается несомненной практической ценностью. Работа может быть рекомендована к опубликованию после доработки замечаний.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная рукопись посвящена особенностям отношения к беременности в условиях распространения covid. Актуальность исследования несомненна по причине того, что нестабильность мира напрямую влияет на отношение человека к собственному развитию и жизненному пути.
В подобных условиях, как справедливо отмечает автор, допущение: «Для чего мне что-либо пытаться изменить в своей жизни, если все вокруг меня постоянно меняется в худшую сторону» имеет ярко выраженное отрицательное действие.
Следует согласиться с автором в том, что обоснование взаимосвязей между типами отношения к беременности в описываемых условиях и ранними дезадаптивными схемами представляет научную новизну, равно как и выявление качественных различий в типах отношения к беременности у женщин разного возраста в данных реалиях. Работа выполнена в соответствии с классической методологией подобных исследований, при которой теоретический анализ сопровождается практическим экспериментом с анализом и интерпретацией эмпирических данных.
Выводы автора оформлены в тезисном виде и содержат основные постулаты, подтверждающие результаты анализа.
Текст написан языком, полностью соответствующим нормам научного стиля. Язык автора характеризуется высоким уровнем конкретики и содержательной ёмкости. Апелляция к оппонентам отсутствуют, поскольку статья имеет практический, а не теоретико-дискуссионный характер.
Перечень литературы полностью соответствует содержанию статьи. Следует, однако, указать количество страниц в источнике №5 тем более, что на него делаются активные ссылки.
Принципиальные замечания по статье отсутствуют, поскольку работа выполнена действительно на весьма высоком научном и в особенности методическом уровне. Существуют, однако, замечания рекомендательного характера.
Актуальность исследования написана «в настоящем времени» так, как будто события 2020-2021 годов происходят до сих пор. В действительности, на исходе 2022 года можно говорить об обратных тенденциях, поэтому, возможно, обосновывать данную тематику лучше в прошедшем времени.
Отсутствует обоснование методологического инструментария: называются лишь базовые концепции, но не объясняется, почему выбраны именно они, это же относится и к методикам анализа в практической части.
Предмет исследования сформулирован не вполне корректно: «тип отношения к беременности в условиях новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19.» Исходя из общепринятых норм, это является объектом исследования, предмет же -«взаимосвязь типа отношения к беременности и дезадаптации беременных». Теоретическая часть была более полной, если бы автор подробно раскрыл типы отношения к беременности именно в описательном ключе. Все они представлены в рамках одного абзаца со ссылкой на И.В. Добрякова. Однако любой читатель, незнакомый с концепцией данного исследователя, в таком случае столкнётся с информационным пробелом. Действительно, типы отношения заявлены в названии, поэтому логично предполагать, что их описание должно быть центральной частью работы.
В заголовке, вероятно, неточность: не «тип отношения», а «типы отношения».
Вывод: со структурной и содержательной точек зрения уровень представленной
рукописи с позиций общих требований, предъявляемых к публикациям по психолого-
педагогическому направлению, можно оценить как достаточно высокий. Работа соответствует всем основным параметрам и может быть опубликована в рецензируемом журнале.