Научная статья на тему 'Тимор-Лешти в 2012 г'

Тимор-Лешти в 2012 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИМОР-ЛЕШТИ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ПРОЕКТ ТАКИ МАНЕ / МЕЛЬБУРНСКАЯ МАФИЯ / TIMOR-LESTE / PRESIDENTIAL ELECTIONS / PARLIAMENTARY ELECTIONS / TACI MANE PROJECT / MELBURNE MAFIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Урляпов Вячеслав Федорович

2012 год оказался весьма знаменательным с точки зрения политических событий. Прежде всего, страна отметила 10-ю годовщину восстановления государственной независимости. В конце года завершился мандат Интегрированной миссии ООН, а вопросы обеспечения внутренней безопасности и порядка перешли в распоряжение Национальной полиции. Тем самым, завершился 13-летний период фактического протектората ООН над Тимором-Лешти. В стране прошли очередные президентские и парламентские выборы, отразившие продвижение страны по пути создания устойчивых демократических институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dr. V. Urlyapov in his paper “Timor-Leste in 2012” considers political situation in the country, stressing that two rounds of presidential elections and parliamentary elections held in 2012 prove that the process of democratization is gaining momentum. This process is the evidence that the people of Timor-Leste can govern the country on their own. It is also improving the image of Timor-Leste as a fragile, conflict-affected country. In 2012 the UN Mission which had been present in the country since after the referendum of 1999 ended its work. But Timor-Leste still has a lot of problems to be addressed.

Текст научной работы на тему «Тимор-Лешти в 2012 г»

Урляпое В. Ф.

ИВ РАН

ТИМОР - ЛЕШТИ в 2012 году

На 2012 г. пришлось несколько важных событий в общественно-политической жизни страны. В конце мая Демократическая Республика Тимор-Лешти (ДРТЛ) отметила 10-ю годовщину восстановления национальной независимости. В первой половине года прошли президентские и парламентские выборы, завершившие очередной электоральный цикл. И, наконец, 31 декабря 2012 г. истек мандат Интегрированной миссии ООН в Тиморе-Лешти (ИМООНТЛ), состоялась передача вопросов внутренней безопасности в распоряжение местной национальной полиции. В стране осталось лишь несколько десятков представителей международной полиции. К апрелю 2013 г. должен завершиться полный вывод Стабилизационных сил, костяк которых составляли военнослужащие Австралии. Таким образом, завершился 13-летний период фактического протектората ООН.

В развернувшейся в марте президентской избирательной гонке приняли участие 12 претендентов, т.е. в два раза больше, чем в 2007 г. Ведущими участниками выступили действующий глава государства Жозе Рамуш-Орта, бывший командующий вооруженными силами Таур Матан Руак (ТМР) и председатель Революционного фронта за независимый Восточный Тимор (Фретилин) Франсишку «Лу-Оло» Гуттереш. За ними следовали две «темные лошадки» - лидер Демократической партии (ДП), спикер Национального парламента Фернанду «Ласама» ди Араужу и Рожериу Лобату, бывший министр внутренних дел, замешанный в беспорядках в 2006 г. и вернувшийся на родину из эмиграции незадолго до выборов. Незначительными шансами на победу обладал действующий вице-премьер Жозе Лиуш Гуттереш, лидер отколовшейся от Фретилин фракции, преобразованной в партию Френте-Муданса («Фронт реформ»).

Победителями в первом туре выступили кандидат Фретилин Гуттереш, получивший около 29 процентов голосов, и Таур

Матан Руак (ТМР) - 25 процентов. С дистанции сошли Рамуш-Орта и Ласама, собравшие по 17 процентов.

Во втором туре, прошедшем 16 апреля 2012 г., впереди оказался ТМР, собравший свыше 61 процента голосов, «Лу-Оло» Гуттереш - лишь около 39 процентов.

Победу вывшего командующего определил набор несколько факторов. Прежде всего, генерал Таур выступил фактически в тандеме с действующим премьер-министром Шана-ной Гужмау, выставившем ему в поддержку материальные и кадровые ресурсы де-факто правящей партии Национальный конгресс реконструкции Тимора (НКРТ). Во-вторых, он сумел заручиться содействием со стороны сложившейся в годы освободительной борьбы системы власти на местах, в значительной мере, опиравшейся на вождей традиционных общин. В-третьих, его кандидатуру поддержала конклав местной католической церкви. Кроме того, в его избирательной кампании были активно задействованы военнослужащие национальной армии, хотя это запрещалось законом. Но главным фактором, по-видимому, выступило разочарование активной части электората, прежде всего столичного, в поочередном правлении двух ветвей восточнотиморской элиты, соответственно представленной Фретилин и НКРТ. В глазах этой прослойки населения ТМР, формально выступавший как независимый внепартийный кандидат, представлялся альтернативой прежним неэффективным политикам. Вместе с тем, отставной генерал сохранял героический ореол партизанского командира, два десятилетия сражавшегося против индонезийской оккупации.

Следует отметить, что по конституции президент обладает главным образом представительными функциями. Вместе с тем он обладает во многом решающим голосом при назначении премьер-министра.

В начале июля 2012 г. в Тиморе-Лешти прошли парламентские выборы, в которых приняли участие 21 политическая партия. По итогам голосования, НКРТ набрал около 37 процентов, Фретилин - 30, ДП - 10 и Френте-Муданса (ФМ) - около 3 процентов голосов избирателей. За бортом парламента оказалось 17 мелких партий и организаций, голоса которых (около 20 процентов избирателей) не принимались в расчет при окон-

нательном распределении парламентских мест. В общем итоге, НКРТ получил 30 мест, Фретилин - 25, ДП - 8, ФМ - 2 в высшем законодательном органе Тимора-Лешти.

Выборы продемонстрировали значительное усиление позиций правящей партии, победившей в 9 из 13 округов. Фретилин незначительно расширил электоральную базу, в целом сохранив преимущественные позиции в восточных регионах и в своей цитадели - округе Мануфахи. Популярность ДП несколько упала под влиянием внутренней фракционной борьбы, однако она сохранила возможности участвовать в коалиционном правительстве.

Критики Фретилин с левого фланга отметили, что некогда революционная партия скатилась на позиции либеральной демократии, мало отличимые от платформы НКРТ. В такой ситуации избирателям трудно было определить разницу в позициях двух партий. Однако поскольку некоторые низовые организации Фретилин избрали агрессивную форму ведения предвыборной кампании, это отпугнуло часть электората, кровно заинтересованного в сохранении стабильности и гражданского мира, несмотря на очевидные факты коррупции, и неэффективного правления правительства НКРТ и его партнеров.

Шанана Гужмау сформировал 5-й конституционный кабинет из представителей НКРТ, ДП и ФМ, сохранив за собой посты премьер-министра и министра обороны и безопасности. Заместителем премьера стал «Ласама» ди Араужу, председатель ДП. Лидер ФМ Жозе Гуттереш получил портфель министра иностранных дел и международного сотрудничества.

Вместе с тем, с точки зрения издающегося в Дили оппозиционного еженедельника Tempo Semanal, при формальном соблюдении конституционных норм и процедур в новом составе правительства произошло усиление реальных рычагов власти в руках «мельбурнской мафии», узкой группы восточноти-морских эмигрантов, проживавших в годы индонезийской оккупации в Австралии. Прежде всего, к ней относились Агиу Перейра, глава канцелярии правительства и пресс-секретарь кабинета, а также брат и сестра Пиреш. В новом правительстве статус Перейра был поднят до уровня государственного министра, а Алфред Пиреш, начинавший карьеру под началом Пе-

рейра, получил пост министра нефти и минеральных ресурсов. Эмилия Пиреш на второй срок возглавила министерство финансов \

О влиянии «тройки» свидетельствовал тот факт, что в реальном отношении именно она, по мнению ряда местных аналитиков, сформировала 5-й конституционный кабинет. Хотя формально список министров, их заместителей и государственных секретарей готовил генеральный секретарь НКРТ Диони-сиу Бабу-Соареш, премьер-министр Гужмау не видел этот документ в глаза. Он утвердил состав кабинета, предложенный Перейра и его соратниками по «тройке». В сущности, стареющий, склонный к сибаритству Гужмау оказался в изоляции от собственной партии и правительства. Сам же Бабу-Соареш, приложивший немало сил для электоральной победы, в награду получил портфель министра юстиции2

Со своей стороны, независимый Институт мониторинга и анализа национального развития «Лао Хаматук» пришел к выводу, что главным итогом подвижек в верхушке правящей элиты Тимора-Лешти явилась дальнейшая концентрация процесса формирования политики государства в руках группы чиновников, монополизировавших принятие решений относительно нефтегазового сектора экономики страны. Хотя Институт прямо не называл состав этой группы, не составляло секрета, что они как раз представляли «мельбурнскую мафию».

Эта группировка расширила контроль над ключевыми постами, контролирующими распределением доходов от нефти и газа, основного национального богатства Тимора-Лешти, добываемого на шельфе Тиморского моря. Они обеспечивали 75 процентов ВВП Тимора-Лешти и 97 процентов государственных расходов. По степени зависимости от нефтегазового сектора страна находила на втором месте после Южного Судана3

Она расставила своих людей в Нефтяном фонде, где аккумулировались нефтегазовые поступления, Национальном управлении нефти (ANP) и национальной нефтяной компании TimorGAP (Timor Gas and Petroleum), созданной в середине 2011 г.

Аспирант Оклендского университета, Австралия Фран-сишку да Кошта Монтейру занял кресло председателя совета

директоров Timor GAP.В начале 2000-х годов он работал под руководством Пиреша в канцелярии правительства. После назначения Пиреша государственным секретарем по природным ресурсам в 2007 г., Монтейру прервал учебу в Австралии и вернулся на родину в качестве его советника. Он возглавлял правительственную группу по переговорам по месторождению Greater Sunrise, а также представлял ДРТЛ в смешанной с Австралией группе по зоне совместного развития нефтегазовых ресурсов Тиморского моря.

Возглавивший в 2008 г. Национального управления нефти Гуалдину да Силва имел полномочия подписывать контракты с иностранными нефтяными компаниями. Управление регулировала все аспекты добычи нефтегазового сырья на территории Тимора-Лешти и на континентальном шельфе, в том числе получение природной ренты (около 2 млрд. долл. ежегодно).4

В июне 2012 г. распоряжением премьер-министра да Силва и Монтейру были назначены соответственно и.о. председателя и членом Совещательного совета по инвестициям НФ. На своем новом посту он сменил австралийского гражданина Ол-гариу ди Кастру, заподозренного в незаконном обогащении. Этот финансист занимал видное место среди элиты экспатов в Дили благодаря тесным связям с Эмилией Пиреш5

Первоочередной задачей «мельбунской мафии» стало настойчивое лоббирование мега - проекта Таси Мане, включенного в число приоритетных объектов Стратегического плана развития Тимор-Лешти на 2011-2030 гг. Он предусматривал создание на южном побережье трех промышленных кластеров, обладающих современной транспортной инфраструктурой. В частности, предусматривалось строительство завода по сжижению природного газа, работающего на базе месторождения Greater Sunrise в Тиморском море, нефтеперерабатывающего завода, крупной тепловой электростанции и глубоководного порта. В целом, реализация проекта была сформировать становой хребет нефтегазовой промышленности ДРТЛ. Курирование проекта было поручено Монтейру как главе TimorGAP. К начальному проектированию объектов было привлечено около десятка иностранных компаний и до конца 2012 г. выделено из бюджета около 180 млн. долл.6

Проект Таси Мане полностью поддержала министр финансов Эмилия Пиреш. Однако ее амбиции не ограничивались пределами Тимора-Лешти. Она фактически превратила в личный проект созданный в апреле 2010 г. форум g7+, объединивший развивающиеся страны, наиболее пострадавшие в результате иностранного вмешательства и внутренних конфликтов, требующих особых международных усилий для дальнейшего национально-государственного строительства. Изначально возглавив форум, и фактически отстранив министра иностранных дел Закариаша Албану да Кошта, Пиреш, однако, рассматривала его лишь как трамплин к занятию более высокого поста в международных политических и финансовых структурах. В этом плане она готовилась соперничать с Сри Мулья-ни Индравати, бывшим министром финансов Индонезии, действующим исполнительным директором Всемирного банка, курировавшей страны «третьего мира». В середине 2012 г. генеральный секретарь ООН Пан Г и Мун назначил Пиреш в состав «группы мудрецов», консультировавшей ООН по проблемам глобального развития после завершения программы Цели развития тысячелетия в 2015 г. Помимо Пиреш в группу вошли президенты Индонезии и Либерии и премьер-министр Великобритании.

Критики правительства единодушно расценили проект Таси Мане как «воздушный замок», указав на отсутствие субстантивного технико-экономического обоснования, надежной экологической экспертизы и должных консультаций с местным населением. «Ахиллесовой пятой» проекта являлась проблема обеспечения проекта нефтегазовым сырьем. На текущий момент не был решен вопрос о строительстве морского газопровода от месторождения Greater Sunrise до восточнотиморского побережья. Против него выступала австралийская компания Woodside, главный оператор газодобычи. Не решен был также вопрос об источниках нефти для перерабатывающего завода, ибо действовавшие месторождения истощались к 2024 г. Споры вызывал проект сооружения глубоководного морского порта и базы снабжения в Суайе, где отсутствовали соответствующие физико-географические условия. Не выдерживал серьезной критики проект прокладки многополосной скоростной ав-

томагистрали, соединяющей три кластера. Сомнение вызывали планы строительства трех новых городов для работников промышленных комплексов.

На этом основании делался вывод, что при всей внешней привлекательности, проект Таси Мане скорее призван обслуживать далеко идущие карьерные устремления и финансовые интересы членов «мельбурнской мафии», чем дать реальный старт индустриализации страны.

Но даже в том случае, если проект будет хотя бы частично реализован, это лишь усилит зависимость экономики Тимора-Лешти от нефтегазового сектора, усилит «проклятие ресурсов» и «голландскую болезнь». Растущие финансовые вливания в проект приведет лишь к обогащению узкой прослойки городской элиты и росту коррупции в государственной бюрократии. Критики проекта отметили, что назначение Монтейру и да Силва в Совещательный совет НФ свидетельствовало, что правительство вознамерилось финансировать Таси Мане за счет средств этого фонда. Альтернативой мега-проекту, по мнению «Лао Хаматук», должно стать первоочередное внимание правительства на развитие аграрного сектора, в котором занято около 70 процентов населения, в интересах решения проблемы продовольственной безопасности и выравнивания внешнеторгового баланса7

Главный итог 2012 г. состоял в том, что консолидированными усилиями блокировав возвращение Фретилин к власти, главенствующая фракция правящей коалиции обеспечила практически неограниченный доступ к национальному богатству, сконцентрированному в НФ. Опираясь на него, а также на гипотетический успех проекта Таси Мани, Алфреду Пиреш, как говорили некоторые источники в Тиморе-Лешти, может заявить о претензиях возглавить исполнительную власть в 2017 г.8 Тем более, что к тому времени с политической арены сойдет поколение борцов за независимость и на смену придет плеяда молодых честолюбивых политиков.

1 http://temposemanaltimor.blogspot.ru/2012/11/the-emilia-and-alfredo-rires-hegemony-over-proj ects. html

2 Ibid.

3 http ://laohamatuk.org/Oil/Tasi Mane.htm

4 htt://laohamatuk.blogspot.ru/2012/07/wading-deeper-into-swamp.html

5 www.theage. com. au/world/timor-fund-ghief-makes-light-of-105bl-accout-2012703-21fdt.html

6 http://www.laohamatuk.org/Oil/Tasi Mane/11 tasiMane.htm

7 http://laohamatuk.blogspot.ru/2012/07/ten -billion-dollars-is-temping-target.html

8 http//temposemanaltimor.blogspot.ru>2012//l 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.