Научная статья на тему 'Тимор-Лешти после независимости'

Тимор-Лешти после независимости Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1439
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ТИМОР-ЛЕШТИ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Урляпов Вячеслав Федорович

Dr. Vyacheslav Urlyapov analyses trends and outcome of the political process in the Democratic Republic of Timor-Leste beyond independence. In the state much of the political energy of the first four years of independence was concentrated on putting basic democratic institutions in place. These institutions were of vital importance for the functioning of the national economy. But the period after April 2006 was characterized by extensive turmoil. The normal political process ceased to function and street violence took over as the main expression of divergent viewpoints. The trigger was discontent among parts of the armed forces and national police. It was also related to the successively deepening rift between the president, Xanana Gusmao, and the prime minister, Mari Alkatiri. Now Timor-Leste has entered a new political phase with contents largely unknown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тимор-Лешти после независимости»

© Урляпов В.Ф.

ИВ РАН

ТИМОР-ЛЕШТИ ПОСЛЕ НЕЗАВИСИМОСТИ

Доминирующее положение в системе государственной власти Демократической Республики Тимор-Лешти, провозглашенной 20 мая 2002 г., занял Революционный фронт за независимость Восточного Тимора (ФРЕТИЛИН). Старейшая политическая партия, сыгравшая ведущую роль в борьбе против оккупации страны Индонезией, завоевала абсолютное большинство мест в Конституционной ассамблее, выборы в которую были проведены в августе 2001 г. под эгидой Временной администрации ООН на Восточном Тиморе. Вскоре ассамблея была преобразована в Национальный парламент. Его возглавил председатель ФРЕТИЛИН Франсишку «Лу Оло» Гутерреш. Первым премьер-министром стал генеральный секретарь ФРЕТИЛИН Мари Алкатири.

В то же время правящая партия не представляла собой монолитную силу. Верхний эшелон руководства Фронта сформировался из партийных кадров, имевших различный образовательный уровень, опыт участия в освободительном движении и идеологическую ориентацию.

Ведущие позиции занял «мозамбикский блок», в лице представителей восточнотиморской эмигрантской интеллигенции, группировавшейся вокруг заграничной миссии ФРЕТИЛИН в странах Африки во главе с Алкатири. На начальном этапе эта группа находилась под сильным влиянием идеологии Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), провозгласившего себя «авангардной марксистско-ленинской партией», что нашло выражение в программных документах ФРЕТИЛИН. В дальнейшем, однако, партия эволюционировала в сторону социал-демократизма.

Далее следовали представители восточнотиморской диаспоры в Португалии и Австралии. Здесь на первых ролях выступал сподвижник Алкатири Эстанислау да Силва, эмиссар ФРЕТИЛИН, постоянно курсировавший между Мозамби-

ком, Португалией и Австралией. В 1994 г. он был назначен постоянным представителем ФРЕТИЛИН на «зеленом континенте», а в 1998 г. выступил главным организатором национальной партийной конференции, проведенной в Сиднее.

Верхний эшелон замыкали командиры Вооруженных сил национального освобождения Восточного Тимора (ВСНОВТ), уцелевшие в годы индонезийской оккупации. Большинство из них, за исключением «Лу Оло» Гутерреша, оказались на третьестепенных ролях при формировании институтов государственного управления в силу низкого образовательного уровня и непрофессионализма. По понятным причинам, участники внутреннего сопротивления выражали крайнее недовольство отведенным им положением, что продемонстрировали публичные манифестации в Дили уже в первый год независимости. В 2005 г. они создали самостоятельную политическую организацию - Национальное демократическое единство тиморского сопротивления (НДЕТС). Его возглавил известный полевой командир Корнелиу Гама. Тем не менее, основные программные установки организации фактически дублировали платформу ФРЕТИЛИН.

«Мозамбикский блок» или «ФРЕТИЛИН-Мапуту» (по названию столицы Мозамбика) определил лицо первого Совета Министров, сформированного Алкатири, получив около половины министерских портфелей. Эстанислау да Силва, член Национальной политической комиссии (Политбюро), занял посты вице-премьера и министра сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства. Рожериу Лобату возглавил министерство внутренних дел, Мадалена Боавида заняла важный пост министра планирования и финансов, Ана Пессоа - министра внутренней администрации. Г осударственным министром обороны был назначен Роки Родригеш1.

Однако «мозамбикскому блоку» не удалось полностью сохранить монолитность. Из него выделилась фракция «Му-данса» («реформы»). Ее возглавил Луиш Гутерреш, бывший посол эмигрантского правительства ФРЕТИЛИН в Анголе, Мозамбике и ООН. В правительстве ему достался второстепенный пост заместителя министра иностранных дел. Формально фрак-

ция выступила против принципа демократического централизма как организационной основы Фронта, фактически ее амбициозные члены преследовали в основном личные карьеристские интересы. На партийном съезде в апреле 2006 г. Луиш Гу-терреш попытался бросить вызов Алкатири на выборах руководящих органов, но потерпел поражение, не получив поддержки низовых организаций.

Опираясь на парламентское большинство, руководство ФРЕТИЛИН предприняло шаги по юридическому закреплению ведущего положения партии на политической арене Тимор-Лешти. К этому его побудили, с одной стороны, отказ оппозиционных партий признать легитимность результатов выборов в 2001 г. С другой, ФРЕТИЛИН в 2005 г. уверенно победил на выборах в местные органы власти, завоевав большинство в 31 из 32 муниципалитетах (дистриктах). В начале 2006 г. парламентом были приняты закон о внутренней безопасности, предоставивший властям рычаги контроля над оппозицией, закон о свободе демонстраций, запрещавший ставить вопрос о легитимности правительства и проводить акции протеста перед государственными учреждениями, а также уголовный кодекс, предусматривавший наказание за оскорбление должностных

лиц2.

Одним из главных достижений правительства Алкатири явилось создание в августе 2005 г. национального Нефтяного фонда. Образованный по рекомендации МВФ, после проведения продолжительных международных и внутриполитических консультаций, он был призван аккумулировать доходы от добычи углеводородного сырья, поступающие в виде налогов на корпорации и выплаты природной ренты. Фонд мыслился в качестве основы устойчивого социально-экономического развития при жизни нынешнего и будущих поколений восточноти-морцев. Предполагалось также, что он поможет избежать западни «сырьевого проклятия», т.е. ситуации, при которой нефтегазовые доходы превращались в препятствие полноценного хозяйственного прогресса, становились причиной роста коррупции и возникновения гражданских конфликтов, как, например, в Анголе и Нигерии.

Управление Нефтяным фондом было возложено на министерство планирования и финансов, а расходование накопленного капитала строго ограничивалось рамками государственного бюджета, утверждаемого парламентом.

Практическая деятельность Фонда стартовала в сентябре 2005 г., когда правительство перевело на его счета первые 205 млн. долл. США. В конце 2006 г. его активы достигли около 1 млрд. долл. В бюджет средства Фонда начали отчисляться в 2005-2006 финансовом году (60 млн. долл. или 42 процента предусматриваемых ассигнований). В следующем году отчисления составили 279 млн. долл. или около 70 процентов бюджетных средств. Иными словами, Нефтяной фонд превратился на практике в главный инструмент финансово-экономической политики молодого государства3.

Основным источником накоплений выступали отчисления международных нефтегазовых компаний во главе с американской ConocoPhillips, добывавших природный газ на месторождении Баю-Ундан на шельфе Тиморского моря. Полученный газ транспортировался по трубопроводу для сжижения на предприятие частной австралийской компании Woodside в Дарвине, Северная Австралия.

Однако, согласно прогнозам специалистов, Баю-Ундан должно будет истощиться к 2020 г. Такая перспектива, а также динамика мировых цен и растущий спрос на энергоносители со стороны Китая побудили правительство Алкатири активизировать переговоры об освоении другого месторождения - Greater Sunrise, а также строительстве завода по сжижению газа. Дили предложил строить предприятие на своей территории, рассчитывая на существенное увеличение доходов и создание большего числа новых рабочих мест. Со своей стороны, австралийцы настаивали на увеличении мощностей предприятия в Дарвине, а также выдвинули грандиозный план строительства плавучего завода. До конца пребывания у власти правительства Алкатири, стороны так и не пришли к согласию по данному во-

4

просу .

С опорой на помощь Кубы, правительство ФРЕТИЛИН приступило к кампании по ликвидации неграмотности и вос-

созданию системы здравоохранения. После визита премьер-министра в Гавану в конце 2005 г. на Восточный Тимор прибыла группа кубинских специалистов в области образования, приступившая к разработке программы борьбы с неграмотностью. Планировалось добиться к 2015 г. полного решения этой проблемы по методике, разработанной Институтом грамотности Кубы. Одновременно Гавана приступила к оказанию содействия в деле налаживания системы здравоохранения. В страну было направлено 230 кубинских врачей, около 700 восточно-тиморцев были направлены на Кубу, другие 100 человек приступили к изучению медицины на родине под руководством кубинцев5.

Тимор-Лешти наладил довольно тесные отношения с Китаем, первой страной, признавшей независимость молодой республики . Пекин направил в Дили своим послом Су Чжана, имевшего значительный опыт работы в португалоязычных странах Африки, оказал продовольственную и финансовую помощь, включая поставки обмундирования Силам обороны Тимора -Лешти (СОТЛ), предложил программы обучения административных кадров и студентов. Символом китайского присутствия стало строительство зданий новой резиденции президента республики и министерства иностранных дел в качестве дара правительству Восточного Тимора. Дочернее предприятие компании Ре^оСЫпа получило льготные права на проведение сейсмической разведки на обширном участке шельфа Тиморского моря. Были начаты переговоры о разведке нефти на суше в южной части страны. В китайской столице не скрывали, что видят в Тимор-Лешти важный потенциальный источник энер-горесурсов6.

Вместе с тем, серьезное негативное влияние на политическую обстановку в стране оказывала конфронтация между руководством ФРЕТИЛИН и президентом Шанана Гужмау, окруженным ореолом национального героя, «Нельсоном Манде-лой» Восточного Тимора. На президентских выборах 2002 г. Алкатири призвал сторонников ФРЕТИЛИН голосовать против кандидатуры Гужмау.

Противоречия возникли еще в середине 80-х годов по поводу определения стратегии и тактики освободительной борьбы. Назначенный ФРЕТИЛИН командующим Вооруженными силами национального сопротивления Восточного Тимора (ВСНОВТ), Гужмау обрушился с резкой критикой на руководство Фронта. В начале декабря 1987 г. в заявлении по случаю 12-й годовщины индонезийского вторжения он обвинил ЦК ФРЕТИЛИН в «крупных и непростительных ошибках». По его словам, ЦК страдал «политическим инфантилизмом» и «доктринерским марксизмом», игнорировал конкретные условия текущего момента. Гужмау также заявил, что возглавляемые им ВСОНВТ «не позволят установления в стране левого режима и не подчиняться ФРЕТИЛИН, продолжат борьбу в интересах всех граждан и социальных классов Восточного Тимора»7

Разногласия приобрели необратимый характер в 1993 г., когда Гужмау (находившийся в индонезийском плену) и Жозе Рамуш-Орта, министр иностранных дел эмигрантского правительства, выдвинули план урегулирования восточнотиморской проблемы. Он предусматривал автономный статус территории в составе Индонезии сроком на 10 лет с его возможной пролонгацией до проведения референдума об ее окончательном статусе. Руководство ФРЕТИЛИН в изгнании отвергло предложенный план как противоречащий партийному лозунгу: «независимость любой ценой» (dead or alive, independence). Лидеры Фронта опасались, что в случае введения автономии индонезийские военные власти смогут подкупить часть движения сопротивления и тем самым цель независимости будет похоронена. Алкатири и да Силва заявили, что в случае принятия «плана

Гужмау - Рамуша-Орты» Восточный Тимор никогда не добьет-

8

ся суверенитета .

С момента приобретения независимости обострились отношения между правительством ФРЕТИЛИН и местной католической церковью. Местные иерархи выражали крайнее недовольство официальной политикой ограничения влияния церкви в социально-культурной области, в частности, в области системы образования. Имелись данные, что в начале 2005г. и в дальнейшем, ряд лиц, близких к католической церкви, в том числе

иностранные граждане, вступали в контакт с командующим СОТЛ бригадным генералом Таур Матак Руаком с предложением совершить государственный переворот, но получил от-

9

каз .

Явственное размежевание произошло в рядах СОТЛ, созданных преимущественно из бывших комбатантов. Одна часть, возглавляемая командующим, сохраняла лояльность Гужмау. Другая поддерживала «Ола Олу» Гутерреша. В ноябре 2005г. в Дили был организован национальный диалог, призванный найти ответ на ключевые проблемы бывших партизан. Помимо 600 человек, включенных в СОТЛ, оставшиеся 1200 оставались на позициях, что власти недостаточно оценили их вклад в борьбу за независимость. Правительство пообещало принять программы социальной адаптации ветеранов, однако ее практическая реализация явно не двигалась с места.

В армейских рядах произошло также размежевание по линии этнической принадлежности. Уроженцы восточных районов острова (1ого8ае) считали, что они несли основное бремя борьбы за независимость, в то время как многие рекруты, набранные из западных регионов (1огошопи), скомпрометировали себя коллаборационизмом с индонезийскими оккупационными силами. Выходцы из западных регионов выражали недовольство тем, что под предлогом их происхождения и бывшего послужного списка они подвергаются дискриминации при продвижении по службе и получении социальных льгот.

Помимо этого, напряженные отношения сложились между Силами обороны и Национальной полицией, состоявшей в основном из бывших чинов, служивших в индонезийской администрации. За годы независимости за полицией прочно закрепилась репутация наиболее коррумпированного силового ведомства.

Составным элементом нарастания внутренней оппозиция являлся внешний фактор. Резкое недовольство курсом премьер-министра Алкатири высказывала Австралия. Консервативный кабинет Канберры не устраивала неуступчивая позиция вос-точнотиморцев на переговорах по нефтегазовым проблемам, стремление Дили расширить круг иностранных партнеров по

разработке углеводородного сырья, прежде всего за счет привлечения Китая. Лишь в январе 2006 г. с большим трудом удалось достигнуть компромиссного соглашения по газоносному месторождению Greater Sunrise. Однако вопрос об установлении морской границы между двумя странами остался открытым. Австралийцам удалось навязать пункт соглашения, по которому стороны отказывались от использования международных юридических институтов для урегулирования спорных вопросов. Канберра не скрывала своего негативного отношения к действующему главе правительства.

В итоге, восточнотиморский премьер и его кабинет оказались в перекрестье недовольства, как местной оппозиции, так и наиболее мощного регионального соседа. При этом позиция президента Гужмау, по конституции облеченного ограниченными властными полномочиями, но опирающегося на широкий авторитет среди населения, приобретала все больший антиправительственной характер. Несмотря на угасание идеологических разногласий, взаимный антагонизм между Гужмау и Ал-катири набирал дополнительный оборот.

Острейшим оставалось социально-экономическое положение. Несмотря на предпринимаемые правительством шаги, Восточный Тимор оставался одним из беднейших государств Азии. ВВП на душу населения не превышал 400 долл. США. Около 40 процентов граждан находилось за абсолютной чертой бедности (около 50 американских центов в день). Массовый характер носила безработица, особенно среди молодежи. С большим трудом решалась проблема внутренних беженцев.

Политический кризис в Тимор-Лешти

Катализатором открытого политического кризиса стало выступление части Сил обороны Восточного Тимора (СОТЛ). 8 февраля 2006г. военнослужащие, в основном выходцы из западных регионов, покинули казармы и направили петицию президенту с требованием прекратить якобы направленную против них дискриминацию, прежде всего, в вопросах карьерного роста и социального обеспечения. К протестующим присоединилась часть полиции под командованием лейтенанта

Гаштау Салсинья. Президент дал указание «петиционерам» вернуться в казармы, пообещав разобраться с жалобами.

После консультаций между премьер-министром, министром обороны и командующим СОТЛ забастовщикам был отдан приказ вернуться по месту службы. Когда же они отказались, -были уволены за дезертирство. Увольнению подверглось около 600 человек из общей численности вооруженных сил в 1400 военнослужащих. Решение властей, поддержанное военными советниками ООН, лишь подлило масла в огонь. С точки зрения закона, правительство действовало вполне обоснованно. Однако, с политической стороны, оно недооценило остроту общей политической ситуации.

24 апреля уволенные военнослужащие, поддержанные безработной молодежью и членами многочисленных криминальных банд, вышли на марш протеста. Первоначально шествие имело мирный характер, вылившееся в последующем в разгром рынка, на котором в основном торговали 1ого8ае. Демонстрации и акты насилия продолжались в последующие дни. 28 апреля против протестующих были выдвинуты лояльные правительству армейские силы, открывшие огонь по толпе. Было убито пять человек. В столице начались повальные погромы и поджоги, гражданское население, в основном выходцы из восточных районов, в массовом порядке начали покидать город.

Премьер-министр Алкатири оценил начавшиеся выступления как попытку государственного переворота, направленного на блокирование функционирования демократических институтов власти. Заявление последовало вскоре после того, как демонстранты, возглавляемые мятежными военнослужащими, обратились к президенту Гужмау с требованием в 48 часов отправить в отставку премьера и распустить СОТЛ. Тем временем к антиправительственным силам присоединилось подразделение военной полиции под началом майора Алфреду Рейна-ду, вскоре укрывшееся в горном массиве к юго-западу от столицы.

Следует отметить, что миротворческие силы ООН покинули остров еще в мае 2005 г., а оставшийся ограниченный полицейский контингент представительства ООН (иМОТ1Ь) пла-

нировалось вывести в мае 2006г., однако сроки отъезда были продлены лишь до середины года.

Между тем акты насилия продолжали нарастать. 24 мая власти Тимор-Лешти официально обратились за помощью к правительствам Австралии, Новой Зеландии, Португалии и Малайзии. Уже на следующий день первый эшелон австралийских войск высадился в аэропорту Дили. Одновременно часть мятежников спустилась с окрестных гор и вступила в бой с СОТЛ, около 20 человек было убито. В течение трех дней австралийский контингент увеличился до одной тысячи солдат и офицеров. К концу месяца в Дили прибыло 120 военнослужащих португальской республиканской гвардии.

Несмотря на развертывание сил миротворцев, политическая ситуация на Восточном Тиморе приобретала все более драматический оборот. В конце мая президент Гужмау ввел в стране чрезвычайное положение. Как главнокомандующий вооруженными силами, он взял на себя единоличный контроль над СОТЛ и Национальной полицией, координацию действий с международными силами. Были отправлены в отставку министр внутренних дел РожериуЛобату и министр обороны Роки Родригеш. Место последнего занял Рамуш-Орта.

Невзирая на действие чрезвычайного положения, в столице продолжались массовые манифестации, главным образом, с требованиями отставки Алкатири. Причем акции проходили под явным прикрытием австралийских военнослужащих. Премьера обвиняли в том, что в сговоре с бывшим главой МВД Лобату, он дал санкцию на незаконное вооружение своих сторонников из партии ФРЕТИЛИН и уголовных элементов.

В начале июня мятежный майор Рейнаду в интервью австралийской радиотелевизионной компании АВС заявил, что Алкатири является «преступником, отдавшим приказ открыть огонь по безоружным демонстрантам». Глава правительства, по его словам, создал множество проблем для страны и поэтому должен уйти. Он также заявил, что не сложит оружия, пока премьер не покинет занимаемый пост10.

В конце июня против премьера открыто выступил президент Гужмау. В ультимативной форме он заявил, что подаст в

отставку, если Алкатири не покинет свой пост. Последний, в свою очередь, заявил, что уйдет в отставку лишь при условии, если такой шаг санкционирует правящая партия. Руководство ФРЕТИЛИН подтвердило его полномочия. В качестве ответной акции в отставку подал Рамуш-Орта: по его мнению, действующее правительство потеряло способность эффективно функционировать. Под мощным давлением 26 июня Алкатири сложил с себя полномочия главы правительства, а новым премьер-министром был назначен Рамуш-Орта, занявший по совместительству пост министра обороны. Удовлетворение по поводу отстранения прежнего премьера незамедлительно выразил глава австралийского кабинета Джон Ховард, подчеркнувший, что это является лишь «частью процесса выхода из возникшего сложного положения»11.

Однако после реорганизации кабинета ФРЕТИЛИН сумел частично сохранить контроль над правительством. Рамуш-Орта стал лишь формальным премьер-министром. Фактически его возглавил да Силва, первый заместитель премьера, один из ведущих лидеров Фронта и последовательный сторонник Алка-тири. Тем не менее, новым министром иностранных дел был назначен Жозе Луиш Гутерреш, глава раскольнической фракции «Миданса». Таким образом, поставленная оппозицией и Австралией задача полного отстранения фретилиновцев от власти была решена лишь отчасти. Все указывало на то, что решающая схватка за власть еще впереди.

Тем временем (в конце августа) на Тимор-Лешти было образовано новое представительство ООН - UN Integrated Mission in East Timor (UNIMET). В ее состав вошли 1600 международных полицейских и 34 офицера связи. Мандатом миссии предусматривалось восстановление безопасности, оказание экономической помощи, обеспечение проведения свободных выборов, намеченных на следующий год. Несмотря на пожелание правительства Тимор-Лешти, что действия миссии будут целиком осуществляться под эгидой ООН, австралийское командование отказалось переподчинить своих военнослужащих под контроль «голубых касок».

Следующий 2007 год прошел на Восточном Тиморе под знаком президентских и парламентских выборов.

В начале апреля состоялись первые в истории страны выборы главы государства. Охрану избирательных участков обеспечивало свыше четырех тысяч местных и международных полицейских при поддержке воинских контингентов Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Португалии.

На высший пост в государстве баллотировалось восемь кандидатов. Однако признанными фаворитами предвыборной гонки выступали два политических деятеля. Ими являлись заступавший на пост премьер-министра Рамуш-Орта, выступавший как независимый кандидат, но пользующийся поддержкой Гужмау и Австралии, а также спикер парламента «Лу Оло» Гу-терреш, председатель ФРЕТИЛИН. Среди местных избирателей первый претендент пользовался популярностью в Дили, второй - в сельских районах, в основном в восточных регионах. Во втором туре победил Рамуш-Орта, собравший около 70 процентов голосов, Гутерреш довольствовался 30 процентами.

Кампания выборов сопровождалась жесткой полемикой между ведущими кандидатами. Рамуш-Орта выступил с обвинениями, что ФРЕТИЛИН ведет против него «коммунистическую агитацию», разразился резкими выпадами против Мозамбика, направившего советников в помощь избирательному штабу Гутерреша. Со своей стороны, лидер ФРЕТИЛИН отверг утверждения, что Фронт не является партией коммунистического толка, напомнив, что в 1975 г. режим Сухарто в Индонезии использовал этот ярлык для оправдания своей интервенции. Он также обвинил соперника в «черной неблагодарности» по отношению к Мозамбику, напомнив, что в свое время эта страна предоставила Рамушу-Орта и другим восточнотиморцам убежище, оказала помощь в деле организации борьбы за независимость. В частности, получение мозамбикского паспорта позволило Рамушу-Орте развернуть активную международную деятельность против индонезийской оккупации. Что касается мозамбикских советников, они прибыли по приглашению ФРЕТИЛИН для подготовки партийных наблюдателей на вы-борах12.

В конце июня были проведены вторые после 2001г. всеобщие выборы, в которых приняли участие 14 политических партий. Половина из них преодолена 3-процентный барьер и прошли в 65-местный парламент. ФРЕТИЛИН завоевал 29 процентов голосов и 21 место. На втором месте оказался Национальный конгресс за реконструкцию Тимора (НКРТ), организация, созданная Гужмау непосредственно перед выборами. (Президент сознательно затянул на полтора месяца проведение выборов, дабы дать своей партии время оформиться организационно). НКРТ получил около 24 процентов голосов и 11 парламентских мест. За коалицию Тиморская социал-демократическая ассоциация (ТСДА) и Социал-

демократическая партия (СДП), опирающиеся на западные районы, отдали голоса 16 процентов избирателей, за Демократическую партию (ДП) - около 11 процентов. Опирающаяся на поддержку местной католической церкви Партия национального единства (ПНЕ) завоевала 5 процентов.

Несмотря на сохранившееся доминирование на политической арене, ведущие партии - ФРЕТИЛИН на выборах 2001 г. завоевал 57 процентов голосов и НКРТ в значительной мере утратили поддержку избирателей, открыв дополнительные возможности для более мелких партий. Причины неудачи Фронта заключались, очевидно, как в разочаровании значительной части избирателей итогами деятельности правительства Алкатири, так и в оказанном на него сильнейшем пропагандистском прессинге, спланированным и проведенным Канберрой.

В конечном итоге, ФРЕТИЛИН был оттеснен от власти. В парламенте возник «альянс парламентского большинства»: НКРТ-ТСДА-СДП-ДП, поддержанный ПНЕ. В сформированном кабинете премьер-министр Гужмау закрепил за собой также пост министра обороны и безопасности. Портфель вицепремьера получил лидер фракции «Миданса» Жозе Луиш Гу-терреш. Оставаясь в рядах партии, на выборах его сторонники поддержала НКРТ, превратившись фактически в «троянского коня» Гужмау. Важные посты заняли представители Социал-демократической партии. Ее председатель Закариаш Албану да

Силва возглавил внешнеполитическое ведомство, глава парламентской фракции социал-демократов Жоау Гонсалвеш стал министром экономики и развития, депутат партии в парламенте Люсия Лобату возглавила министерство юстиции. Важные должности заняли представители семейства Пиришей, установившего в годы эмиграции в Австралии тесные отношения с властями штата Виктория. Формально беспартийная, но фактически видная активистка НКРТ, Эмилия Пиреш получила приглашение занять стратегический пост министра финансов, а ее брат Алфреду стал государственным секретарем природных ресурсов, облеченным полномочиями вести переговоры по нефтегазовым вопросам.

Вместе с тем, «неравный брак» партии Гужмау с мелкими партиями сразу же поставил под сомнение устойчивость сформированного правительства и его способность дать оптимальный ответ на многочисленные проблемы, стоящие перед страной. Еще до выборов на Восточном Тиморе возникли сомнении, насколько компетентным окажется Гужмау в новом качестве. В марте 2007 г. португальские СМИ процитировали его признание, что роль президента оказалась более трудной, чем руководителя движения сопротивления. В восточнотиморских условиях деятельность на постах премьера и парламентария представлялась, по его словам, гораздо более сложной13.

Руководство ФРЕТИЛИН объявило создание нового правительства неконституционным, заявив о намерении бороться против него посредством судебных органов, одновременно призвав население к проведению кампании гражданского неповиновения. Однако, спустя несколько дней лидеры Фронта заявили, что не будут добиваться в судебных органах признания нелегитимности нового кабинета, а будут стремиться к решению проблемы политическими средствами и добиваться создания правительства национального единства.

Тем временем, Гужмау обнародовал широковещательную программу своего правительства. По его словам, оно будет действовать в направлении стимулирования экономического роста и борьбы с бедностью. Для этого предполагалось широко привлечь средства, накопленные в Нефтяном фонде. Однако не

уточнялось, в какие отрасли пойдут эти средства и насколько прозрачным станет контроль над их вложением14.

Новый оборот политический кризис на Восточном Тиморе получил в начале 2008 г. В ответ на требование о безоговорочной сдаче властям, укрывавшийся по-прежнему в горах А.Рейнаду распространил видеозапись своего сенсационного заявления. В нем он обвинил Гужмау в том, что тот являлся главной фигурой, спровоцировавшей выступление военнослужащих в начале 2006 г., приведшее в конечном итоге к отставке легитимного премьера15.

Действительно, в марте 2006 г. Гужмау выступил по местному телевидению с явно подстрекательской речью, обвинив правительство ФРЕТИЛИН в коррупции и диктаторских замашках, в фаворитизме по отношению выходцев из восточных районов. Его выступление, по сути дела, стало сигналом для взрыва насилия в стране и явилось предлогом для ввода австралийских войск. Новый премьер в целом проигнорировал предъявленные обвинения, в то время как ушедший в оппозицию Алкатири потребовал в парламенте подробных разъяснений. При этом он утверждал, что никогда не сомневался, что Гужмау стоял за кулисами организаторов кризиса.

Дальнейшие события развивались в еще более драматичном ключе. По официальной версии, на рассвете 11 февраля 2008 г. группа военнослужащих, возглавляемая Рейнаду, проникла в резиденцию Рамуш-Орты с целью убийства или похищения последнего. Смена караула, прибывшая в резиденцию, обнаружила там подозрительных вооруженных лиц и открыла огонь. В завязавшейся перестрелке Рейнаду и один из его сообщников были убиты. Услышав выстрелы, президент поспешил к резиденции, вблизи которой был обстрелян и получил два ранения. Нападавшие мятежники поспешно скрылись. Узнав о случившемся, премьер-министр Гужмау немедленно поспешил к месту событий в сопровождении вооруженного эскорта. По пути следования кортеж автомобилей подвергся обстрелу со стороны другой группы мятежников, возглавляемой Г. Салсинья. Однако премьер не пострадал. Той же ночью тя-

жело раненый Рамуш-Орта был отправлен самолетом в госпиталь в Дарвин.

По неофициальной версии, Рейнаду в течение продолжительного времени гостил в резиденции президента для ведения переговоров. Услышав стрельбу, он выбежал из дома главы государства и был убит выстрелами в упор предположительно военнослужащими правительственных сил. Они же ранили и самого президента. Что касается покушения на Гужмау, оно являлось от начала до конца инсценировкой16.

Дополнительный свет на инцидент с «двойным покушением» пролил тот факт, что за неделю до этих событий Рамуш-Орта провел совещание с лидерами ведущих политических партий, представленных в парламенте. Он в принципе одобрил предложение ФРЕТИЛИН о проведении внеочередных всеобщих выборов в 2009 г. Очевидно, подобная перспектива не укладывалась в планы действующего премьера.

Более того, в середине января президент и Рейнаду договорились, что последний будет помещен после добровольной сдачи властям под домашний арест, а затем незамедлительно амнистирован президентом. Иными словами, заклятый противник премьер-министра получил бы возможность открыто излагать обвинения, что Гужмау являлся подстрекателем событий начала 2006 г. и фактического конституционного переворота.

Так или иначе, официальная трактовка «двойного покушения» дала основание властям ввести режим «усиленного чрезвычайного положения». Были арестованы свыше двухсот человек, включая парламентариев и журналистов.

Очередной кризис позволил Австралии усилить свое присутствие в островном государстве, увеличив численность развернутого там военного персонала. Новый премьер-министр Кевин Радд заявил, что австралийские войска останутся на Восточном Тиморе так долго, как это потребуется. Начиная с 1999 г. Канберра истратила 4 млрд. долл. на проведение военно-полицейской операции на Тиморе и лишь 550 млн. долл. на официальную помощь развитию. Однако эта помощь предназначалась главным образом на укрепление позиций австралий-

ских нефтегазовых компаний, путем подпитки части местной

17

элиты .

Официальное расследование попытки «двойного покушения» так не было начато. В Дили продолжали циркулировать слухи, что Гужмау специально «подставил» майора Рейнаду под пули, опасаясь дальнейших разоблачений своей роли в инспирированном кризисе 2006 г. Одновременно, как отмечала сиднейская газета Australian, продолжал тускнеть ореол Гужмау как национального героя. Эта тенденция особенно заметно обозначилась среди местной молодежи. В ее среде начали циркулировать обвинения, что действующий премьер занимает проиндонезийскую позицию, а его правительство является коррумпированным и некомпетентным. Получили также распространения суждения, что в свое время Гужмау, будучи командующим Вооруженными силами национального освобождения (ВСНОВТ), сотрудничал с индонезийской армией с целью нейтрализации более радикальных руководителей партизанского движения18.

Следствием продолжающейся политической нестабильности стал выход в мае 2008 г. из правительства «альянса парламентского большинства» Тиморской социал-демократической ассоциации (ТСДА), незамедлительно договорившейся с ФРЕ-ТИЛИН о возможности формирования нового правительства. В свою очередь, ФРЕТИЛИН призвал президента Рамуша-Орта провести досрочные выборы либо поручить оппозиции сформировать новый кабинет. В конце мая руководство Фронта выдвинуло свою формулу выхода из кризиса. Предложено было, в сущности, создание правительства национального единства: определить будущего премьера путем консенсуса между парламентскими партиями, а министерские портфели распределить пропорционально количеству партийных мест в национальной легислатуре19.

На дипломатическом фронте новое правительство Дили пошло навстречу Джакарте в урегулировании политикогуманитарных проблем, унаследованных у времен индонезийской оккупации. В середине июля 2008 г. в ходе встречи Раму-ша-Орты с президентом Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно

был одобрен доклад двусторонней Комиссии по правде и дружбе, а также принято совместное заявление.

В докладе говорилось, что комиссия пришла к однозначному выводу, что иррегулярная милиция, выступавшая за автономию в составе Индонезии, являлась главной виновницей грубейших нарушений прав человека и преступлений против человечности на Восточном Тиморе в ходе референдума о самоопределении в августе 1999 г. Комиссия также пришла к заключению, что национальная армия, полиция и гражданские власти Индонезии оказывали разностороннюю поддержку «автономистам», что способствовало совершению преступлений. Доклад рекомендовал правительствам Индонезии и Тимора-Лешти официально выразить сожаление и принести извинения за страдания, вызванные событиями 1999 г., предпринять меры по предотвращению подобного в будущем. В совместном заявлении президенты двух стран выразили «глубокое сожаление всем сторонам и лицам, прямо или косвенно пострадавшим физически или морально в результате серьезных нарушений прав человека»20.

Принятые документы носили компромиссный, скорее символический, чем практический характер. С одной стороны, Джакарта в конце концов признала ответственность за содеянные преступления, в результате которых погибло по самым приблизительным оценкам свыше тысячи человек и была уничтожена львиная доля объектов инфраструктуры на Восточном Тиморе. С другой стороны, комиссия не обладала мандатом, чтобы потребовать предания суду виновных. По этой причине юридические органы ООН изначально отказались с ней сотрудничать. Доклад не признала католическая церковь Тимора-Лешти, заявившая, что в нем были «проигнорированы требования справедливости». Она также отказалась принять выражения сожаления со стороны индонезийского правительства, посчитав их недостаточными. Тем не менее, в ходе совещания Асеановского регионального форума (АРФ), состоявшегося в июле 2008 г., с докладом комиссии официально согласились США, Австралия и Новая Зеландия.

Как Джакарта, так и Дили проявили поразительное всепрощение в отношении военных преступников из числа «автономистов» и их индонезийских покровителей. В Индонезии к судебной ответственности было привлечено 18 военнослужащих, вскоре оправданных. Полностью юридического разбирательства избежал генерал Виранто, командующий вооруженными силами Индонезии во время событий 1999 г. Тем временем в Дили в середине мая 2008 г. Рамуш-Орта в обход парламентской комиссии по юридическим вопросам официально амнистировал большую группу бывших членов «автономистской» милиции, многие из которых обвинялись в преступлениях против человечности. Наиболее заметной фигурой среди амнистированных был Джони Маркеш, приговоренный к фактическому пожизненному тюремному заключению, но бежавший из-под стражи. В сентябре 1999 г. члены возглавляемой им банды расстреляли группу католических священнослужителей, распространявших гуманитарную помощь. Объясняя это решение, президент заявил, что после покушения на свою жизнь он твердо решил по примеру Махатмы Г анди и Мартина Лютера Кинга действовать в духе всепрощения21.

Личную ответственность за кровавые события 1999г. нес Гужмау. Когда в начале сентября были объявлены результаты референдума, а насилие достигло апогея, он запретил ВСНОВТ дать отпор «автономистам». При этом он исходил из опасения, что такой шаг будет расценен западными державами и ООН как начало гражданской войны и тем самым помешает их вмешательству. С учетом прецедента Боснии и Косово восточно-тиморский лидер, видимо, скалькулировал, чем больше будет

жертв, тем лучше станут шансы для его прихода к власти на

22

штыках «миротворцев» .

Не случайно, очевидно, что во время своего первого зарубежного визита в качестве премьер-министра Гужмау имел встречу с Эурику Гутеррешем, известным вожаком «автономистских» формирований, бежавшим в Индонезию. Здесь он был приговорен к длительному тюремному заключению, но досрочно освобожден. Во время встречи затрагивались вопросы развития отношений между Тимором-Лешти и Западным Ти-

мором, от которого Гутерреш намеревался баллотироваться в индонезийский парламент.

С 1999 по 2005 г. специальная группа по серьезным преступлениям, выступавшая под эгидой ООН, выдвинула обвинения в отношении около 400 лиц, замешанных в оргии насилия в 1999 г. За четыре года лишь 48 человек были приговорены к различным срокам тюремного заключения, из которых абсолютное большинство было вскоре оправданы. К 2008 г. только пятеро находились за решеткой на территории Тимора-

Лешти23.

Формирование правительства «альянса парламентского большинства» не разредило остроты социально-политической напряженности. Сверх того, дальнейшее обострение кризисных явлений вызвал ряд непопулярных мер новых властей: значительное сокращение налогов на частные компании, урезание пенсий ветеранам освободительной борьбы, а также продовольственных пайков беженцев. Продолжалось неуклонное раскручивание спирали инфляции, рост цен на горючие и рис, основной продукт питания населения.

Уйдя в оппозицию, руководство ФРЕТИЛИН внимательно отслеживало планы нового правительства, направленные на ревизию прежней экономической политики. Оно в штыки восприняло обнародованное Гужмау в начале 2008 г. намерение пересмотреть условия деятельности Нефтяного фонда, вкладывать его средства в ценные бумаги казначейства США, следуя установке «деньги должны зарабатывать деньги». ( К сентябрю 2007 г. активы Фонда достигли 1.8 млрд. долл.).

ФРЕТИЛИН осудил также планы новых властей создать « фонд экономической стабилизации» за счет средств Нефтяного фонда, однако сверх установленной подвижной планки. Не возражая против необходимости адекватного ответа на резкое подорожание импортируемого продовольствия и нефтепродуктов, партия выступила с обвинениями, что дополнительные финансовые средства пойдут не на решение проблемы, а окажутся в карманах бизнеса, связанного с новой правящей верхушкой. Лидеры ФРЕТИЛИН, последовательно придерживавшиеся линии на поощрение мелкого национального фермера и

сельскохозяйственную кооперацию, раскритиковали планы продажи целинных земель иностранным компаниям для производства биотоплива в ущерб продовольственным культурам24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

Оценивая ситуацию, сложившуюся в республике, специальный представитель Генерального секретаря ООН на Тимо-ре-Лешти Атул Харе заявил, что считает его не «несостояв-шимся государством» (failed state), а «молодой демократией, проходящей полосу серьезных испытаний». По словам ооновского дипломата, дальнейший успех будет зависеть от укрепления демократических институтов молодого государства. В качестве первоочередных задач он назвал комплексное решение проблемы внутренних перемещенных лиц, принятие программы трудоустройства молодежи, создание эффективной судебной системы, дееспособных вооруженных сил и полиции. Атул Харе выразил мнение, что эти задачи вполне достижимы с помощью мирового сообщества и при рациональном использовании нефтегазовых доходов25.

1 East Timor : Beyond Independence. Ed. By D. Kingsbury and M. Leach, Monash University Press, Clayton, 2007, p.128.

2 A Year of Turmoil: Timor-Leste 2006-2007.Country Economic Report 2007:5, September 2007, SIDA, Stockholm, p.25.

3 Timor-Leste Petroleum Fund: Eradicating the Myths. FRETILIN Briefing Paper for International Journalists, Dili, 20.06.2007.

4 Risky Pipedreams for East Timor. www.atimes.31.05.2008.

5 Timor-Leste Tackles Illiteracy with Cuban Help. www.timortruth.com

20.03.2007.

6 The Australian Financial Review, Sydney,01.06.2007.

Цит. по A Year of Turmoil, p.24.

FRETILIN Chronology up to the Restoration of Independence, www.timortruth.com, 01.08.2007.

9 East Timor: Beyond Independence. Ed. by D. Kingsbury and M. Leach, Monash University Press, Clayton, 2007, p.8.

10 The Age, Canberra, 02.06.2006.

11 ABC Lateline, 26.06.2006.

12 Lu Olo: We are not waging a communist campaign against Ramos-Horta.www.timortruth.com.19.04.2007.

13 New Party Huge Gamble for Gusmao. www.timortruth.com.

17.03.2007.

14 www.atimes.com, 11.07.2007.

15 www.wsws.org 22.01.2008.

16www.wsws.org 19.02.2008.

17 Ibid.

18 The Australian, 17.05.2008.

19 East Timor: Xanana Gusmao’s Coalition Government in Crisis. www.wsws.org, 11.06.2008.

20 Human Rights: Indonesia Accepts Truth Commission Report on East Timor. www.siiaonline, 15.07.2008.

21 Freedom to Kill in East Timor. www.atimes.com.25.06.2008.

22 The Western Powers and East Timor. A History of Manoeuvre and Intrigue . www.wsws.org.01.10.1999.

23 Freedom to Kill in East Timor. www.atimes.com.25.06.2008.

24 FRETILIN Opposes «Secret Plan» to Establish Monopoly. The Southeast Asian Times, 23.05.2008, www.Links.org.au 13.05.2008.

25 Timor-Leste: Security Environment Relatively Stable. www.etan.org.

10.02.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.