© Laboratorium. 2012. № 1: 173-175
Екатерина Фень
Tim Edensor, ed. Geographies of Rhythm: Nature, Place, Mobilities and Bodies. - Burlington, VT: Ashgate, 2010. xi+241 p. ISBN 978-0-7546-7662-1.
Екатерина Фень. Адрес для переписки: Центр фундаментальной социологии ИГИТИ им. Полетаева, НИУ ВШЭ, ул. Петровка, 12, ком. 403, Москва, 101000, Россия. [email protected].
Рецензия выполнена в рамках проекта «Граффити и стрит-арт в культурном пространстве мегаполиса» (программа «Научный фонд НИУ ВШЭ», 2012, грант № 12-05-0002).
Книга «Географии ритма» представляет собой сборник эссе. В их основе -работа Анри Лефевра «Ритманализ», впервые опубликованная на французском и на английском языках в 1992 году (Lefebvre [1992] 2007), в которой обозначены новые перспективы изучения городской среды как ритма, то есть единства пространства и времени. Авторы «Географий» на основании разнообразных по тематике кейсов пробуют на практике возможности «ритма» как объекта и ритманали-за как исследовательского инструмента. Этот ход сам по себе необычен: как правило, работы в русле «нового урбанизма», к которому относил свои исследования и Лефевр, носят теоретический характер (Амин и Трифт 2002). Тем ценнее становится возможность познакомиться с эмпирическими исследованиями. Решая прикладные задачи, исследователи в то же время детально прорабатывают теоретические и методологические особенности подхода.
Такое исследовательское решение интересно в том числе и в российском контексте. Ритм как отличительная черта жизни больших (и не очень) российских городов все чаще становится объектом рассмотрения в современных публикациях (Бикбов 2002; Димке и Торопова 2009; Запорожец и Лавринец 2009; Трубина 2010). Однако стоит уточнить, что ритманализ предполагает не только особый объект, но и специфическую исследовательскую перспективу, которая российскому читателю известна в основном благодаря рецензиям и переводным работам (см., например: Амин и Трифт 2002; Харламов 2008).
В «Географиях» организация материалов выстроена вокруг объекта изучения - ритма. Это, на первый взгляд, очевидное решение прочитывается не сразу: в сборнике соседствуют эссе об эстетике повседневности площади, о ритмах кубинской сальсы, о ежедневных поездках в метро, о годе из жизни портового города. Тем самым авторы отображают все многообразие повседневных видов деятельности, которые обладают собственными ритмами и создают причудливо переплетающуюся канву городской жизни. В то же время возникает естественное опасение: не получается ли, что с помощью ритма можно охарактеризовать любую деятельность? Выходит, что ритм - «лишнее» понятие, которое позволяет описать городскую действительность «на новый лад», но не дает принципиально нового знания о городе?
Для того чтобы ответить она этот вопрос, необходимо, прежде всего, дать определение самому термину «ритм». Во введении Тим Эденсор предлагает классификацию, сводя все хаотичное многообразие «ритмов» к четырем основным типам. В первом случае речь идет о ритмах институций: графиках и режимах работы, которые предполагают нормативность, упорядочивают и (а)синхронизируют расписание жизни горожан. Второй тип объединяет телесные ритмы, способность встраиваться в окружающие или создавать свои ритмы, например, двигаясь в такт музыке, звучащей в наушниках. Эденсор упоминает, но не акцентирует внимание на том, что способность считывать, занимать рефлексивную позицию в отношении телесных ритмов, вовлеченность собственного тела становятся исследовательским инструментом ритманалитика, способностью уловить ритм и описать его. Третий тип ритмов объединяет аспекты мобильности: а) места, которые организуют городские маршруты и отражаются в сигналах светофоров, скоростных режимах, правилах дорожного движения; б) «проживаемое» пространство мобильности тех, кто в ежедневных поездках обретает «чувство дома», создаваемое привычной повторяемостью действий; в) механические ритмы транспортных средств, работы двигателя и приборов, создающих переживание поездки как особого опыта. Четвертый тип объединяет природные явления: приливы и отливы, климатические изменения, которые сказываются на жизни определенных регионов.
Вернемся к сформулированному нами вопросу о том, какое новое знание о городе становится доступно благодаря ритманализу. Книга предлагает различные возможности применения метода, выделяя несколько аспектов исследования города. Первый связан с возможностью рассмотрения хаотичного многообразия деятельности горожан с точки зрения их внутренней упорядоченности. Например, Ричард Хорнси (Richard Hornsey) рассматривает то, как формировались правила дорожного движения во времена появления автомобилей и обозначает позиции разных участников этого процесса. Второй аспект связан с возможностью изучения внематериальных свойств пространства. Так, Филипа М. Вундерлих (Filipa Matos Wunderlich) обращается к рассмотрению ритма как ресурса для изучения эстетики пространства, возникающей во взаимодействии потоков пешеходов с публичным пространством города. И, наконец, изначально связанный со спецификой городской повседневности, городской ритм дает возможность изучения идентичности горожанина как того, кто вписывается или выпадает из потока. В сборнике представлены примеры возникновения и поддержания маргинальных или асинхронных ритмов и формирования на их основе специфической идентичности. Дeйрдр Конлон (Deirdre Conlon) описывает жизнь беженцев, которые, будучи лишенными права заниматься какой-либо деятельностью и находясь в ожидании получения официального статуса, на неопределенный срок попадают в ситуацию бездействия, буквально физической обездвиженности. Исследование Тома Холла (Tom Hall) показывает повседневность социального работника, день которого выстраивается вокруг ритма жизни его подопечных - бездомных.
Стоит отметить, что ощущение пестроты исследований возникает за счет разницы исследовательских перспектив. Ряд авторов раскрывают возможности рит-манализа как способа насыщенного описания городской повседневности. Другие
же делают предметом своего интереса методологические аспекты и работу по прояснению отдельных теоретических аспектов подхода. Среди тех находок, которые предлагают авторы сборника, особенно интересна проработка самой метафоры ритма, представление городской жизни как синхронной и асинхронной, предполагающей следование ритму или импровизацию. Обратной стороной этого поиска становится не всегда уместное умножение числа «-ритмий»: полиритмия, аритмия, изоритмия - понятия, пришедшие, как и ритм, из музыкального словаря, но не всегда понятные для исследователя города. В целом же, «Географиям» удается передать многогранность городского ритма и наметить разнообразные исследовательские стратегии его изучения.
БИБЛИОГРАФИЯ
Lefebvre, Henri. [1992] 2007. Rhythmanalysis: Space, Time, and Everyday Life. Translated by Stuart Elden and Gerald Moore. London; New York: Continuum.
Амин, Эш и Найджел Трифт. 2002. Внятность повседневного города // Логос. №3 (34). С. 1-25. Бикбов, Александр. 2002. Москва/Париж: пространственные структуры и телесные схемы // Логос. №3(34). С. 1-24.
Димке, Дарья и Ирина Торопова. 2009. Мишелевка: завод по производству времени // Препринт Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники».
Запорожец, Оксана и Екатерина Лавринец. 2009. Хореография беспокойства в транзитных местах: к вопросу о новом понимании визуальности // Визуальная антропология: городские карты памяти / Под ред. Павла Романова и Елены Ярской-Смирновой. М.: Вариант, ЦСПГИ.
Трубина, Елена. 2010. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение.
Харламов, Никита. 2008. Городские виды, реальные и воображаемые. Рецензия на книгу «Ben Highmore. Cityscapes: Cultural Readings in the Material and Symbolic City. Houndmills; London: Palgrave Macmillan, 2005» // Синий диван. №12. С. 166-172.