Научная статья на тему 'The works of the officials of the ministry of Finance as a source on Russian customs policy in the Russian Far East'

The works of the officials of the ministry of Finance as a source on Russian customs policy in the Russian Far East Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИСТОЧНИКИ / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ / ЧИНОВНИКИ / HISTORY / SOURCES / CUSTOMS POLICY RUSSIAN FAR EAST / MINISTRY OF FINANCE / OFFICIALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Belyaeva Natalya A.

The article deals with the information value of the published works of the financial ministry officials. Published in the period of 1895-1905 known in history as "the Far East decade", they enable one to reveal the priorities of customs policy and discover its contradictions and incoherence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The works of the officials of the ministry of Finance as a source on Russian customs policy in the Russian Far East»

УДК 930.2.303.64

Н. А. Беляева

ТРУДЫ ЧИНОВНИКОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ

КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Показана источниковая ценность публикаций чиновников Министерства финансов. Изданные в период 1895-1905 гг., который вошел в историю как «десятилетие Дальнего Востока», они позволяют выявить приоритеты таможенной политики, увидеть ее противоречивость и непоследовательность. Ключевые слова: история, источники, таможенная политика, Дальний Восток, Министерство финансов, чиновники.

The works of the officials of the Ministry of Finance as a source on Russian customs policy in the Russian Far East. NATALYA A. BELYAEVA (Vladivostok Branch of Russian Customs Academy, Vladivostok).

The article deals with the information value of the published works of the financial ministry officials. Published in the period of 1895-1905 known in history as “the Far East decade”, they enable one to reveal the priorities of customs policy and discover its contradictions and incoherence.

Keywords: history, sources, customs policy Russian Far East, Ministry of Finance, officials.

Конец XIX -начала ХХ в. вошел в историю российской внешней политики как «десятилетие Дальнего Востока». Именно в этот период Россия приступила к реализации двух глобальных проектов, которые должны были коренным образом изменить развитие далекой окраины. Первый - строительство транссибирской железнодорожной магистрали - позволял преодолеть физическую удаленность Приамурского края от центра империи и облегчить доступ сюда отечественных товаров. Второй - строительство железной дороги на территории Маньчжурии - имел ярко выраженную геополитическую направленность и при удачном развитии событий открывал путь для русской экономической экспансии в Китае. Одновременно Китайско-Восточная железная дорога открывала возможности для транзита товаров через Владивосток из Маньчжурии в Японию и Европу.

Масштабное железнодорожное строительство создавало предпосылки для изменения таможенной политики на окраине страны, которая с 60-х годов XIX в. развивалась как территория свободной торговли. Превратившаяся в рынок для прогрессирующей промышленности Центральной России окраина неизбежно должна была войти в общие рамки российского протекционизма. Это прекрасно понимали в Министерстве финансов, уделявшем особое внимания дальневосточной политике. В последние годы XIX в. финансовое ведомство начало активное изучение далекой окраины.

Чиновники для особых поручений министерства собрали и представили в обобщенном виде разнообразные сведения о состоянии экономической жизни российского Приамурья и сопредельных стран. В статье предпринята попытка показать источниковую ценность публикаций чиновников Министерства финансов для изучения правительственного курса, выражением которого стала таможенная политика.

Публикации чиновников Министерства финансов рубежа веков, представляющих особую группу трудов, разнообразны по жанрам. Среди них - докладные записки и отчеты по итогам экспедиций и инспекционных поездок на Дальний Восток; научно-популярные очерки; экономические обзоры, выполненные по поручению департаментов Министерства финансов и Особых совещаний, а то и по прямому поручению самого министра. Некоторые из них по своему уровню приближались к монографическим исследованиям. Неслучайно профессиональные историки часто рассматривают их как факты историографии. В этом нет противоречия, поскольку именно в таких публикациях обозначены первые контуры проблем, оказывающихся в центре внимание ученых десятилетия спустя. В отличие от собственно научных исследований, труды чиновников содержат элементы субъективизма, поскольку обращение авторов к тем или иным проблемам продиктовано прагматическими интересами представляемого ими ведомства. Однако именно этот «ведомственный

БЕЛЯЕВА Наталья Анатольевна, доктор исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин (Владивостокский филиал Российской таможенной академии, Владивосток). E-mail: minava204@rambler.ru © Беляева, 2011

субъективизм» позволяет выявить мотивы принятия того или иного решения; увидеть конфликт, порожденный не только столкновением групповых интересов, но и личными представлениями, предубеждениями и предпочтениями инициаторов тех или иных мероприятий. Особую ценность подготовленных чиновниками изданиям обеспечивает высокая компетентность авторов, многие из которых были не только специалистами в своей области управления, но и признанными востоковедами.

Значительная часть публикаций осуществлена редакцией периодических изданий Министерства финансов. Наиболее активно материалы, касающиеся дальневосточных проблем, публиковались Министерством финансов в 1895-1905 гг. И это не случайно, поскольку именно в эти годы формировалась и трансформировалась в конкретные проекты программа русской экономической экспансии в Маньчжурии,

Появление первых публикаций связано с работой на Дальнем Востоке первой, выражаясь современным языком, комплексной комиссии Министерства финансов, направленной сюда в связи с предстоящей отменой порто-франко. В историю это мероприятие вошло как «экспедиция Забугина» по имени возглавлявшего ее вице-директора департамента таможенных сборов, члена совета министра финансов Н.П. Забугина.

Членам экспедиции было поручено изучить не только состояние границы и выработать предложения об открытии и дислокации таможенных учреждений -эту часть работы выполняли таможенные чиновники и чины пограничной стражи под руководством управляющего Иркутской складочной таможни В.П. Дебиля -но и определить возможные перспективы торговли с сопредельными странами в условиях введения таможенного обложения. Н.П. Забугин и русский финансовый агент в Китае Д.Д. Покотилов посетили порты Китая и Японии, перспективные с точки зрения интересов русской торговли. Результаты их работы в виде разнообразные записок и материалов сохранились в архивных фондах Департамента таможенных сборов в Российском государственном историческом архиве (РГИА, Санкт-Петербург); Канцелярии Приамурского генерал-губернатора в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (РГИА ДВ, Владивосток); Иркутской таможни в Государственном архиве Иркутской области (ГАИО, Иркутск). Однако кроме записок, доступных лишь узкому кругу заинтересованных лиц, по итогам экспедиции было опубликовано и два серьезных исследования, отражающих общее направление и эволюцию правительственной (в том числе и таможенной) политики.

Одним из первых печатных изданий Министерства финансов в этом направлении стал обзор экономического состояния китайских портов, подготовленный Д.Д. Покотиловым по поручению действовавшего при министерстве Совещания по торговле с азиатскими государствами. Для обзора были выбраны 9 портов,

«как имеющих прямое отношение к настоящему или ближайшему будущему состоянию русского торгового дела в Китае» - Ню-чжуань, Тянь-цзинь, Чжи-фу, Хань-кой, Цзю-цзян, И-чан, Чун-цин, Шанхай, Фу-чжоу [6, с. 5]. Основным источником для подготовки обзора стали прежде всего отчеты ведомства китайских морских таможен. Приведенные в них цифровые данные, по мнению Д.Д. Покотилова, отличались «полнейшей безупречностью» [Там же]. Отчеты составлялись по строго определенной программе, однако не могли дать ответов на все вопросы, интересующие российское Министерство финансов. Недостающие данные Поко-тилов брал из монографий и справочников, а также из выходивших в Китае английских периодических изданий. Важными источниками по проблемам русско-китайской торговли послужили отчеты русских консулов в Тяньцзине, Ханькоу, Фучжи, Шанхае. Немалое значение имели и личные наблюдения автора - в течение пяти лет Покотилов побывал в различных «пунктах приморского Китая», имел контакты с представителями местного коммерческого мира и был знаком, как он сам замечает в предисловии к обзору, «с их интересами, задачами и приемам торговли, равно как и с общими условиями коммерческого дела в Китае» [Там же, с. 6].

Сам труд Д.Д. Покотилова составлен по четкому плану: для каждого из 9 коммерческих портов дается общая характеристика, а также обзор ввозной и вывозной торговли и основных тенденций развития рынка. «Положение, которое Россия занимает на рынках Китая, - констатировал Д.Д. Покотилов, - не соответствует ее возможностям и потребностям» [Там же, с. 1]. А потому тщательное изучение «потребительских и производительных центров приморского Китая» рассматривается им как необходимое условие обеспечения русских коммерческих интересов.

Спустя год под грифом Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов вышла книга Н.П. Забугина «О судоходстве на русском Дальнем Востоке» [4]. Автор рассматривает реальное состояние и перспективы развития сообщения между портами Приморской области и портами Кореи, Китая и Японии; между портами Европейской России и российскими дальневосточными портами, а также между самими дальневосточными российскими портами (малый каботаж). Исследование интересно не только обилием фактического материала, но самим взглядом автора на перспективы экономического процветания русского Приамурья. Забугин связывает успешность проекта Сибирской железнодорожной магистрали с развитием торговых отношений Росси с сопредельными странами. «Дорога не исполнит всецело своего назначения, -замечает он, - если непосредственное ее влияние будет оканчиваться во Владивостоке или ином русском порте; посредством ... паровых судов она должна быть связана с центрами торговой и промышленной жизни Дальнего Востока» [4, с. 56].

Все выводы автора подтверждаются конкретными данными статистики внешней торговли. Сведения черпались из ежегодно публиковавшихся отчетов китайских морских таможен и таможенного ведомства Японии; а также обзоров внешней торговли России. Привлечены и материалы региональной статистики, в обобщенном виде представленные в обзорах Приморской области, а также материалы акцизного ведомства.

Заметим, что труды Д.Д. Покотилова и Н.П. Забу-гина были подготовлены в первые годы формирования программы русской экономической экспансии в Маньчжурии. Правительственная политика еще не переориентировалась на исключительно интересы «русских коммерческих предприятий» в полосе отчуждения КВЖД. Приводимые авторами фактические данные о развитии торговли и судоходства, их оценка достижений, промахов и перспектив русской торговли вскоре вступят в противоречие с новыми установками Министерства финансов, тем самым отразив противоречия таможенной политики в регионе.

Особое место среди публикаций чиновников Министерства финансов, подготовленных в условиях наращивания русского присутствия в Маньчжурии, занимают труды Д.М. Позднеева [10-13]. Его деятельности на посту директора Восточного института (1904-1906 гг.) предшествовала пятилетняя работа в качестве чиновника по особым поручениям Министерства финансов, одного из директоров Пекинского отделения Русско-Китайского банка. Личное участие Д.М. Позднеева в выработке основных направлений таможенной политики России в Маньчжурии делают труды этого автора особо важным среди источников этой группы. Следует заметить, что к моменту назначения на должность чиновника по особым поручениям Министерства финансов Д.М. Позднеев имел репутацию блестящего востоковеда. В 1896 г. его доклады «Курсы коммерческих знаний о Дальнем Востоке» и «Япония, ее экономическое положение и торгово-промышленное отношение к России» вызвали большой интерес участников Торгово-промышленного съезда в Нижнем Новгороде. Д.М. Позднеев был приглашен для чтения курса коммерческой географии Дальнего Востока в Петербургском коммерческом училище. Интерес к экономическим проблемам стран Дальнего Востока способствовал его сотрудничеству с Министерством финансов, начало которого относится к 1897 г.

Первым шагом на этом пути было редактирование по поручению С.Ю. Витте двухтомного «Описания Маньчжурии» - фундаментального труда, содержащего разносторонние сведения географического, экономического, этнографического характера [8]. Во многом именно благодаря усилиям научного редактора первоначально разрозненные материалы были превращены в своего рода энциклопедическое двухтомное издание, явившееся частью организованного Министерством финансов всестороннего изучения Маньчжурии.

Сведения, которые были обобщены в первом томе «Описания Маньчжурии», разъясняли многие практические мероприятия российского правительства в области двусторонних отношений и объясняли многие противоречивые явления в русско-китайской торговле. К числу последних можно отнести, например, действовавший с 1862 г. запрет на ввоз китайского ханшина, что способствовало развитию контрабанды алкоголя. Представленные в «Описании» сведения о кустарном производстве алкоголя во многом объясняли масштаб этого явления, превратившегося в приграничных районах в настоящее бедствие. Чрезвычайно важными в условиях предстоящего перехода к таможенному обложению были сведения о доходах китайских внутренних таможен, об основанных на многолетней традиции условиях регулирования русской торговли в Маньчжурии.

Редакторская деятельность и аналитические способности Д.М. Позднеева были по достоинству оценены С.Ю. Витте, вскоре доверившим ему роль представителя России на переговорах с Китаем «по таможенным делам». В декабре 1901 г. Д.М. Позднееву было поручено «собирание» статистических данных и подготовка материалов для переговоров об установлении ставок нового китайского таможенного тарифа1.

Роль главного российского «переговорщика» по вопросам тарифно-таможенного регулирования требовала специальных знаний. Д.М. Позднеев внимательно изучил предоставленную департаментом таможенных сборов статистику внешней торговли, затребовав при этом не только издаваемые таможенным ведомством Обзоры внешней торговли, но и непосредственно отчеты русских таможен, начиная с 1897 г.; познакомился с материалами уже упоминавшейся экспедиции Н.П. За-бугина. Важнейшим источником сведений стало изучение правил таможенного обложения в открытых портах Китая, а также мнений представителей деловых кругов Харбина и Владивостока [3].

Результаты огромной предварительной работы были изложены в 20 записках, часть из которых была опубликована редакцией периодических изданий Министерства финансов [11-13]. Собранные Позднеевым материалы сыграли важную роль в выработке основных направлений таможенной политики России. Его данные о состоянии и перспективах русской торговли в Маньчжурии, о роли в ней Владивостока впоследствии были использованы в работе различных правительственных комиссий и особых совещаний, а также в процессе совершенствования таможенной статистики [1, 10].

Не все из книг и брошюр, подготовленных чиновниками Министерства финансов в последние годы XIX в., предназначались широкому кругу читателей. Часть из них использовалась в узковедомственных целях, была адресована специалистам и рассылалась лишь заинтересованным лицам и ведомствам. К их числу можно

1 РГИА. Ф. 560. Оп. 28. Д. 930. Л. 3, 4-4 об.

отнести, например, путевые заметки Д.Д. Покотилова о поездке в 1898 г. по территории Квантунской области [9]; сообщение Д.М. Позднеева о результатах встречи с представителями харбинского и владивостокского купечества в связи с отменой порто-франко [3]. Подобные публикации носили не аналитический, а скорее, информационный характер и были частью популяризации российской политики в зоне строительства КВЖД и ее южной ветви.

Аренда Россией южной части Ляодунского полуострова и распространение ее влияния на Южную Маньчжурию сопровождались изменением акцентов правительственной политики. Все более очевидным становился приоритет «русской Маньчжурии» по отношению к «русскому Приамурью». И эти изменения нашли отражение в трудах чиновников Министерства финансов, которое предприняло целый ряд публикаций, направленных на популяризацию основных целей русского присутствия в Маньчжурии. В качестве примера такой популяризации приведем историко-географический очерк чиновников Министерства финансов В. Котвича и Л. Бордовского о портах Ляодунского полуострова [7]. Сами авторы так определяют цель своего труда: «... облегчить русскому обществу возможно более полное ознакомление интересующей все областью» [7, с. 1-11]. Прогнозируя развитие русского дела на Дальнем Востоке, авторы брошюры (так они называют свой очерк) выражают уверенность в блестящих перспективах Далянь-ваня1: «Есть полное основание рассчитывать, - пишут они, - что Далянь-вань будет служить портом не для одной только Сибири и Маньчжурии, но и транзитным пунктом для всего почтового и пассажирского движения из Европы в восточную Азию, а также товарного, для которого железнодорожные тарифы будут в состоянии конкурировать с морскими фрахтами. Тогда Далянь-вань явится для Северного Китая и Кореи тем, чем в настоящее время Шанхай служит для Центрального Китая. И Гонконг -для Южного» [7, с. 48]. Высказанное авторами мнение выражало общую позицию Министерства финансов, основное внимание которого все более сосредоточивалось на защите интересов «русских предприятий» в Маньчжурии, крупнейшим из которых была сама Китайско-Восточная железная дорога. Руководителей российской политики мало заботил тот факт, что в лице Дальнего коренные русские порты, прежде всего Владивосток, получили созданного русскими же руками конкурента. Об этом прямо заявлял С.Ю. Витте после поездки на Дальний Восток осенью 1902 г.: «.нельзя

1 Глава дипломатической канцелярии наместника, а впоследствии российский посланник в Китае И.Я. Коросто-вец вспоминал, «как чиновник Министерства Финансов, известный синолог Котвич, гордился тем, что ему удалось придумать подходящий омоним для деревни Да-лянь-вань, названную городом «Дальний» по созвучию». Архив внешней политики Российской империи. Ф. 340. Оп. 839. Д. 7. Л. 8.

забывать, что Дальний теперь такой же русский город, как и Владивосток, и с точки зрения основных задач России на крайнем Востоке (выделено нами. - Н.Б.) принесение Дальнего в жертву интересам Владивостока едва ли допустимо» [Цит. по: 5, с. 166]. В этом высказывании министра финансов явственно звучит неприятие многочисленных требований владивостокского купечества и администрации Приморской области об обеспечении интересов коренного русского порта на Тихом океане - Владивостока. Отгороженный от мировой торговли «стеной в виде таможни» Владивосток заведомо проигрывал молодому и динамично развивающемуся Дальнему, с момента основания пользовавшемуся правом порто-франко.

Опубликованные в последние годы XIX в. труды чиновников Министерства финансов отражают определенный этап правительственной политики Росси на Дальнем Востоке, которую современники называли «эпохой горделивых мечтаний». Однако отмена портофранко в Приамурье перевела ее в практическую плоскость, создав множество проблем, в решении которых обязательно участвовали Министерство финансов и его чиновники.

Одной из них, отразившейся и в публикациях Министерства финансов, безусловно, стала проблема порто-франко в Приамурье и Забайкалье - целесообразность его отмены или сохранения. Следует заметить, что единства в отношении к судьбе порто-франко не было даже среди высших сановников государства. Это расхождение ярко демонстрирует работа высочайше учрежденной комиссии под председательством товарища министра финансов П.М. Романова для определения «наилучшего направления нашей торговой и таможенной политики на Дальнем Востоке». Журналы (протоколы) комиссии в виде отдельных оттисков были направлены в адрес участников комиссии и отразили неоднозначное отношение представителей практически всех ведомств к перспективам сохранения таможенного обложения в Приамурье [1].

Становится понятным, почему восстановленное в период Русско-японской войны приамурское портофранко имело явную перспективу вновь превратиться в долговременную таможенную политику2. В октябре 1904 г. император запросил мнение наместника на Дальнем Востоке Е.И. Алексеева по вопросу о порто-франко в Приамурском крае. Сбор материалов был поручен комиссару по финансовой части Квантунской области И.Н. Протасьеву. Сегодня исследователям доступны два варианта записки по итогам командировки И.Н. Протасьева в Приамурский край. Сам текст был тиражирован отдельным оттиском и направлен заинтересованным ведомствам и отдельным лицам, прежде

2 Порто-франко восстановлено императорским указом с

1 мая 1904 г. как временная мера в условиях войны, окон-

чательно отменено с 1 марта 1909 г. законом от 16 января 1909 г. того же года.

всего в канцелярию Приамурского генерал-губернатора и военным губернаторам областей. Однако в Комитет по делам Дальнего Востока, в министерства иностранных дел и финансов была направлена специально изданная брошюра [2]. Собранный И.Н. Протасьевым и сведенный в таблицы огромный статистический материал (143 страницы из 186) дает представление о разных сторонах влияния порто-франко на жизнь дальневосточной окраины, позволяет увидеть положительные и отрицательные последствия его отмены. Важно отметить, что приложения содержат первые обобщенные сведения о движении контрабанды в Приамурском крае, составленные по материалам таможенной статистики [2, с. 176-178].

Разделяя общие настроения аппарата наместника на Дальнем Востоке, финансовый комиссар избежал односторонности в подаче материала, отразив постепенно формирующееся равенство позиций сторонников и противников возврата к порто-франко. Реально оценивая ситуацию, он не смог дать однозначного ответа на вопрос о целесообразности его реставрации, подчеркнув, что «решение этого важного вопроса крайне затруднительно, так как направление нашей экономической политики в том или другом смысле затрагивает самые разнородные и притом часто совершенно противоположные и трудно примиримые интересы» [14, с. 229].

Поражение России в войне с Японией и последовавшее за ним изменение в расстановке сил в регионе по-новому обозначили приоритеты российской правительственной политики. Российское Приамурье окончательно превратилось в рынок сбыта для отечественных товаров, а Владивосток вернул себе статус основного российского порта на Тихом океане, превратившись и в главный вывозной порт Маньчжурии. Проблемы Дальнего Востока вновь ушли на периферию российской внешней политики, а само Министерство финансов с отставкой С.Ю. Витте утратило роль инициатора дальневосточной политики. Однако изучение экономического развития Приамурского края, в том числе в связи с железнодорожным строительством не было прекращено [см. например, 15]. Но приоритет в изучении производительных сил Приамурья перешел к созданному в 1905 г. Министерству торговли и промышленности, при участии которого окончательно решилась судьба порто-франко.

Опубликованные на рубеже веков труды чиновников Министерства финансов стали частью целенаправленного изучения Дальнего Востока России и сопредельных территорий. Они представляют несомненный интерес как отражение позиции финансового ведомства, оказывавшего на рубеже Х1Х-ХХ вв. особое влияние на формирование правительственной политики, в том числе в таможенной сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Высочайше учрежденная комиссия для обсуждения вопросов о дальнейшем направлении на Дальнем Востоке нашей торговой и таможенной политики. Журн. № 1- 5. СПб.: Б.и., 1903. Б.с.

2. Доклад комиссара по финансовой части Квантунской области И.Н. Протасьева о таможенном вопросе в Приамурском крае. СПБ.: Тип. В. Киршбаума. 1905. 186 с.

3. Донесение чиновника особых поручений Министерства финансов Позднеева из Владивостока о положении русской торговли в Маньчжурии. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1902. 8 с.

4. Забугин Н.П. О судоходстве на русском Дальнем Востоке / Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1896. 193 с.

5. Исторический обзор Китайской восточной железной дороги. 1896-1923 гг. По поручению Правления общества и под редакцией специальной комиссии составил агент Правления общества Е.Х. Нилус. Харбин: Тип. Кит. Вост. железной дороги и товарищества «Озо». 1923. Т. 1. XVIII с., 690 с.

6. Китайские порты, имеющие значение для русской торговли на Дальнем Востоке. С приложением подробных статистических таблиц / сост. Д.Д. Покотиловым, под ред. Д.Ф. Кобеко, П.М. Романова. Ч. I. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1895. 138 с.

7. Котвич В., Бордовский Л. Ляо-дун и его порты: Порт-Артур и Да-лянь-вань (историко-географический очерк). СПб.: Изд. картограф. заведения А. Ильина, 1898. II с., 49 с.

8. Описание Маньчжурии / под ред. Д. Позднеева. В 2-х т. Т. 1. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1897. V с., 624 с.

9. Отчет о поездке, совершенной Д. Покотиловым и И. Че-шевым весной 1898 г. по южной части Ляодунского полуострова, уступленной России в арендное пользование. СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1898. 58 с.

10. Позднеев Д.М. Материалы по вопросу о пересмотре действующей в китайских морских портах системы регистрации внешней торговли Китая. Вопрос о флагах. СПб.: Тип. Тренке и Фюсно, 1905. 114 с.

11. Позднеев Д.М. Торговля города Инкоу (Нючжуана). СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1902. 41 с.

12. Позднеев Д.М. Торговля городов: Дальнего, Да-лянь-ваня, Би-цзы-во, Да-дун-гоу. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1902. 55 с.

13. Позднеев Д.М. Торговля города Порт-Артура. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1902. 53 с.

14. Порто-франко на Дальнем Востоке: сб. док. и материалов / сост. Н.А. Троицкая. Владивосток: РИО ВФ РТА, 1998. 303 с.

15. Русская мануфактура и ее конкуренты на китайском рынке (с кратким обзором современного экономического состояния собственного Китая, Маньчжурии и Синьцзяна) /сост. Н.Н. Кротков. СПБ.: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1914. 71 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.