УДК 336.64
Руст Е.Г.
ГБОУВО РК «Крымский инженерно педагогический университет» СБАЛАНСИРОВАНННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТОВ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕННЫХ
СТРАТЕГИИ
Аннотация: В настоящее время, очень перспективным инструментом i стратегического Щуправления Щявляется I сбалансированная I система I показателей, основанная на причинно-следственных связях между стратегическими шелями, ^отражающими шх параметрами и IФакторами I получения планируемых результатов. В последние десять лет в системе стратегического управления выделилось перспективное направление -Сбалансированная Шсистема показателей (ССП), которая встала одной \из I самых щпередовых Iметодологий, ^¡направленных шна Iоценку Iдеятельности I предприятия и достижение стабильно высоких и устойчивых результатов.
Ключевые слова: сбалансированная система [показателей, стратегия, стратегическое управление.
Rust E.G.
GBOUVO RK ""Crimean Engineering - Pedagogical University " BALANCED SYSTEM OF INDICATORS AS A TOOL FOR IMPLEMENTATION STRATEGY
Abstract: At present, a very promising tool of strategic management is a balanced scorecard based on causal relationships between strategic goals, their I parameters and factors for obtaining planned results. In the past ten years, a promising direction has emerged in the strategic management system - the Balanced tScorecard (SSP), rnwhich Mhas Wbecome wpne Wpf lithe wmost Madvanced I methodologies aimed at evaluating an enterprise's activities and achieving consistently high and sustainable results.
Keywords: balanced scorecard, strategy, strategic management.
Сбалансированная система показателей (BSC, Balanced Scorecard) - это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, I отражающих все аспекты деятельности организации: финансовые, производственные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные, управленческие и т. д.
По определению Д. Нортона и Р. Каплана: «ССП — это средство стратегического управления на долгосрочной 1основе», — относит ССП к I решению задач будущего. Но в |го же время выделяется роль мотивации: I прозрачность ¡¡показателей и Цпонятность 11их [участия в [экономическом I процессе — это обоснование вклада работников и вознаграждения за результаты деятельности.
ССП - это инструмент стратегического управления, который позволяет связать операционную деятельность компании с ее стратегией. ССП отражает
то равновесие, которое сохраняется между краткосрочными и долгосрочными Щелями, (финансовыми и (нефинансовыми (показателями, I основными и вспомогательными параметрами, а так же внешними и внутренними факторами деятельности[1, с.63].
(¡Система (сбалансированных (показателей - (концепция (переноса и I декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения.
К элементам сбалансированной системы показателей относят: карту I задач; карту сбалансированных показателей и приборные панели для контроля.
¡ССП (формируется (по (цепочке «Цели - (Показатели - (Задачи - I Инициативы».
|По каждому ¡показателю (устанавливается ¡критерий ¡эффективности. I Необходимо учесть взаимосвязь показателей и взаимозависимость значений показателей. Система показателей и их критериальные значения должны быть сбалансированы. Алгоритм формирования сбалансированной системы показателей заключается в следующем. Стратегическая цель развития организации декомпозируется на подцели до уровня исполнителей [2, с.61].
Определяются показатели эффективности для каждой из целей структурных подразделений, а значения ключевых показателей эффективности (КПЭ) устанавливаются с учетом их взаимосвязи.
Осуществляется балансировка критериальных значений КПЭ и определяются II зоны (¡ответственности II менеджеров. II Одновременно с ( отмеченным (устанавливаются (процедуры (контроля (достижения Щелей, а I также корректировки целей и КПЭ.
По сути ССП - это механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компаниина их достижение.
Универсальность ССП состоит в том, что организация, внедрившая эту I систему, получает в результате «систему координат» действий в соответствие (со (стратегией Цна (любых (уровнях (управления и (связывают I различные функциональные области, как, например, управление персоналом, финансы, процесс, рынок [1, с.15].
При разработке ССП нельзя забывать о системе ключевых показателей I эффективности (КПЭ), которая представляет собой «систему финансовых и нефинансовых показателей, влияющих на количественное или качественное I изменение результатов по отношению к стратегической цели».
Разработка КПЭ включает в себя следующие этапы:
- формирование стратегии;
- определение важнейших факторов успеха;
- определение ключевых показателей эффективности.
Структура системы КПЭ зависит от индустриальной специфики предприятия и от задач структурного подразделения. ССП включает в себя КПЭ. Следовательно, КПЭ являются лишь отдельной частью ССП. Как было I сказано выше, в основе ССП лежит концепция стратегических карт.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что, несмотря наотдельные I оперативные Н недостатки, II система I сбалансированных показателей является признанным инструментом реализации фирменной стратегии. В частности, ее применение позволяет проверить действующую стратегию на полноту, последовательность, актуальность.
Использованные источники:
1. Алайдар Ж.А. Оценка эффективности деятельности компании на основе системы сбалансированных показателей (ССП) // АльПари. — 2016. — № 3. — С. 61-65.
2. Белов Л.Б., Гаспарян А.С. Система сбалансированных показателей и распределение премиальных фондов службы логистики по сотрудникам // Логистика и управление цепями поставок, №5, октябрь 2016, с. 60-73.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Гардарики, 2014. - 296с.
4. Дыбская В.В., Васюкова В.В. Принципы и практический опыт разработки сбалансированной системы показателей логистики для торговой компании. // Логистика и управление цепями поставок, №18, февраль 2017, с. 5-26.