Научная статья на тему 'The peculiarities of person's motivational sphere at different stages of their professional formation'

The peculiarities of person's motivational sphere at different stages of their professional formation Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВ / ЦЕННОСТЬ / ОРИЕНТАЦИИ / УСТАНОВКА / МОТИВАЦіЙНА СФЕРА / ПОТРЕБА / ЦіННіСТЬ / ОРієНТАЦії / MOTIVATIONAL SPHERE / REQUIREMENT / MOTIVE / VALUE / ORIENTATION / INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Gressu N. V., Sukacheva O. N.

This article is dedicated to the investigation of persons motivational-requiremental sphere during their professional formation. The essential distinctions at the structure of this sphere are revealed. They point out that changes in a persons spontaneous development take place during professional activity, as it is a requirement that is a source of this development. The most expressed orientation «Altruistic orientation» and «Orientation to money» are nodal. The frame of installations in motivational requirement to an orb of fi rst-year students has a breakage and will consist of two parts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The peculiarities of person's motivational sphere at different stages of their professional formation»

]и1і§о^@і.иа

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Грессу Н.В., Сукачева О.Н. Харьковский национальный университет внутренних дел

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию мотивационно-потребностной сферы личности во время профессионального становления. Выявлены существенные различия в структуре данной сферы, которые указывают на то, что в период профессиональной деятельности происходят изменения во внутреннем развитии личности, так как потребность и есть источник данного развития. Наиболее выраженная ориентация

- «Альтруистическая ориентация» и «Ориентация на деньги» являются узловыми. Структура установок в мотивационно-потребностной сфере первокурсников имеет разрыв и состоит из двух частей.

Ключевые слова: мотивационная сфера, потребность, мотив, ценность, ориентации, установка.

Анотація. Грессу Н.В., Сукачова О. Н. Особливості

мотиваційної сфери особистості на різних етапах професійного становлення. Дана стаття присвячена дослідженню мотиваційно-потребнісної сфери особистості під час професійного становлення. Виявлені відмінності у структурі даної сфери, які указують на те, що в період професійної діяльності відбуваються зміни у внутрішньому розвитку особи, оскільки потреба і є джерело даного розвитку. Найбільш виражена орієнтація - «Альтруїстична орієнтація» і «Орієнтація на гроші» є вузловими. Структура установок у мотиваційно© Грессу Н.В., Сукачева О.Н., 2009

потребностній сфері першокурсників має розрив і складається із двох частин.

Ключові слова: мотиваційна сфера, потреба, мотив, цінність, орієнтації, установка.

Annotation. Gressu N.V., Sukacheva O.N. The peculiarities of person’s motivational sphere at different stages of their professional formation. This article is dedicated to the investigation of person’s motivational-requiremental sphere during their professional formation. The essential distinctions at the structure of this sphere are revealed. They point out that changes in a person’s spontaneous development take place during professional activity, as it is a requirement that is a source of this development. The most expressed orientation - «Altruistic orientation» and «Orientation to money» are nodal. The frame of installations in motivational requirement to an orb of first-year students has a breakage and will consist of two parts. Keywords: motivational sphere, requirement, motive, value, orientation, instruction.

Введение.

Профессиональная деятельность медицинского работника во многом зависит от того, как складываются его отношения с больными, а эти отношения, в свою очередь, определяются личностными особенностями самого медицинского работника и его пациентов. Главным все же для медицинского работника является своевременное и качественное оказание больному медицинской помощи, а также моральное удовлетворение от работы, накопление опыта и повышение авторитета [3].

Исследование мотивационной сферы нередко связано с исследованием потребностей. Проблема в данном случае обычно состоит в том, как соотносится мотив и потребность. Так, одному мотиву может соответствовать целый ряд потребностей и наоборот одна потребность может реализовываться через ряд мотивов [1, 2].

Прежде чем перейти к анализу потребностей, которые стоят за ценностями в исследуемых группах, укажем на некоторые различия между ценностями и потребностями. Потребности в отличие от ценностей являются насыщаемыми и потому их действие на мотивационную сферу не такое устойчивое. Однако если ценности активизируют поведение на пользу общества, то потребности больше связаны с поведением в собственных интересах. Таким образом, приоритет тех или иных потребностей у медицинских сестер на разных этапах профессионального становления будет выделять их среди других общностей. Так как, ценности это то, что объединяет людей, а потребности, то, что их выделяет. Потребности также относятся к внутреннему источнику развития [5, б].

В исследовании был использован опросник «Методика диагностики

социально-психологических установок лич-

ности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Потемкиной), который позволяет диагностировать такие установки в мотивационной сфере как: «ориентация на процесс», «ориентация на результат», «ориентация на альтруизм», «ориентация на эгоизм», «ориентация на труд», «ориентация на свободу», «ориентация на власть», «ориентация на деньги». Кроме того, методика позволяет выявить уровень и гармоничность ориентации [4].

Работа выполнена по плану НИР Харьковского национального университета внутренних дел.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - определить особенности содержания, строения, осознанности и реализуемости мотивационной сферы личности на разных этапах профессионального становления (на примере медицинских сестер).

Объект исследования - мотивационная сфера.

Предмет исследования - специфика мотивационной сферы медицинских сестер на разных этапах профессионального становления.

Результаты исследования.

В соответствии с этим были сформированы группы исследования:

1 группа - студенты 1 курса Харьковского базового медицинского училища №1, в возрасте от 18 до 25 лет, девушки, в количестве 32 человека. 2 группа - студентки 2 курса, в возрасте от 19 до 25 лет, девушки, в количестве 160 человек. 3 группа

- медицинские сестры, имеющие стаж работы не менее года, в возрасте 20-35 лет, в количестве 60 человек. В качестве контрольной группы выступили врачи - мужчины и женщины. В группу вошло 15 человек.

Результаты исследования специфики установок в мотивационно-потребностной сфере представлены в таблицах 1 и 2.

Анализируя результаты, обозначенные в таблицах 1 и 2, отметим, что представленные для

анализа установки в мотивационно-потребностной сфере выражены у медицинских работников неравномерно. Так, во всех группах выраженными являются «Ориентации на процесс» и «Ориентации на результат», а также установки, связанные с межличностными отношениями - «Альтруистическая ориентация» и «Ориентация на свободу». Отметим, что такие установки как «Эгоистическая ориентация», «Ориентация на власть» и «Ориентация на деньги» выражены во всех исследуемых группах ниже среднего. Средне выраженной является «Ориентация на труд». По выраженности таких установок как «Ориентация на результат», «Эгоистическая ориентация», «Ориентация на труд», «Ориентация на деньги» значимых различий между исследуемыми группами установлено не было.

«Ориентация на процесс» является наиболее выраженной у первокурсников - 8,59 ± 2,81. По данному показателю они значимо отличаются от всех других групп: от второкурсников - 1 = 4,34, р < 0,001; медицинских сестер - 1 = 4,46, р < 0,001; и врачей - 1 = 4,64, р < 0,001. У первокурсников также более выражена «Альтруистическая ориентация» -8,22 ± 4,24. По данному показателю они значимо отличаются от трех других групп: от второкурсников

- 1 = 3,81, р < 0,001; медицинских сестер - 1 = 2,75, р < 0,01; и врачей - 1 = 3,49, р < 0,01. Установлены также значимые различия по степени выраженности данной установки между второкурсниками и медсестрами - 1 = 2,26, р < 0,05, последние имеют более высокие показатели, чем второкурсники.

Таблица 1

Показатели выраженности установок в мотивационно-потребностной сфере у медиков на разных этапах

профессионального становления (в условных баллах)

1 группа 1 курс (х ± о) (х 2 2 00 *0 я па 3 группа Мед. сестры (х ± о ) 4 группа Врачи (х ± о)

Ориентация на процесс 8,59±2,81 6,34±1,84 6,18±1,65 5,40±1,84

Ориентация на результат 6,22±2,18 5,51±1,64 6,05±1,96 6,33±1,63

Альтруистическая ориентация 8,22±4,24 5,30±1,99 6,02±2,14 5,07±1,94

Эгоистическая ориентация 4,00±2,06 4,05±1,98 3,60±2,07 3,47±2,17

Ориентация на труд 4,66±1,96 5,10±1,91 4,93±2,24 5,07±1,39

Ориентация на свободу 6,22±2,15 5,95±1,92 5,95±2,20 4,80±1,93

Ориентация на власть 2,63±2,27 3,51±2,16 3,25±2,38 3,93±2,12

Ориентация на деньги 3,72±1,92 4,04±1,78 3,82±1,68 4,20±2,14

Таблица 2

Показатели различий выраженности установок в мотивационно-потребностной сфере в группах медиков

на разных этапах профессионального становления

1 1-2 1 1-3 1 1-4 1 2-3 1 2-4 1 3-4

Ориентация на процесс 4 34*** 4 46*** 4 64*** 0,62 1,89 1,49

Ориентация на результат 1,74 0,37 0,19 1,89 1,86 0,57

Альтруистическая ориентация 3,81*** 2,75** 3,49** 2,26* 0,44 1,66

Эгоистическая ориентация 0,13 0,89 0,79 1,45 0,99 0,21

Ориентация на труд 1,16 0,60 0,82 0,52 0,07 0,30

Ориентация на свободу 0,66 0,57 2,27* 0,00 2,20* 2,00*

Ориентация на власть 2,02* 1,23 1,91 0,74 0,73 1,08

Ориентация на деньги 0,87 0,25 0,74 0,85 0,28 0,64

*р<0.05 ** р<0.01 *** р<0.001

«Ориентация на власть» является наименее выраженной у первокурсников - 2,б3 ± 2,27. По данному показателю они значимо отличаются от второкурсников - t = 2,02, p < 0,05, а также отмечается тенденция к различию с группой врачей - t = 1,91, p < 0,1. Последние имеют наибольшие значения «Ориентации на власть».

«Ориентация на свободу» наименее выражена у врачей - 4,S0 1,93. По данному показателю они значимо отличаются от первокурсников - t = 2,27, p < 0,05; второкурсников - t = 2,20, p < 0,05 и медицинских сестер - t = 2,00, p < 0,05.

В качестве показателей взаимосвязи между установками в мотивационно-потребностной сфере нами брались показатели значимых корреляционных связей между шкалами, отражающими выраженность данных установок. Полученные в ходе данного исследования результаты отражены на рисунках 1-4.

Из данных представленных на рисунке 1, видим, что в группе первокурсников существуют

такие группировки установок: «Ориентация на власть - Ориентация на деньги - Ориентация на свободу» и «Ориентация на процесс - Ориентация на результат - Альтруистическая ориентация

- Эгоистическая ориентация». Если первая группировка является типичной и распространенной в молодежной среде, где именно деньги и власть являются средством достижения свободы, то вторая группировка достаточно интересна. Во-первых, в данной группе «Альтруистическая ориентация» положительно коррелирует с «Эгоистической ориентацией», что может быть показателем использования первокурсниками социально одобряемой мотивации поведения в своих целях. Во-вторых, данные установки, относящиеся к сфере межличностных отношений оказываются тесно связанными с установками, относящимися к деятельности. Можно предположить, что именно потребность в межличностном общении послужила причиной выбора профессии, относящейся к типу «Человек-Человек».

Рис. 1 Схема взаимосвязей социально-психологических установок мотивационно-потребностной сферы

первокурсников

Примечание: -------- прямая корреляция.

Рис. 2. Схема взаимосвязей социально-психологических установок мотивационно-потребностной сферы

второкурсников

Примечание: ----- - прямая корреляция.

Рис. З Схема взаимосвязей социально-психологических установок мотивационно-потребностной сферы

медицинских сестер Примечание:------- прямая корреляция; ---------обратная кореляція.

Ориентация на Ориентация на

альтруизм процесс 1

Ориентация на эгоизм

Ориентация на деньги

Ориентация на власть

Рис. 4 Схема взаимосвязей социально-психологических установок мотивационно-потребностной сферы у

врачей.

Примечание: ----------- - прямая корреляция;____________- обратная корреляция.

У второкурсников (рис. 2) объединяющими установками являются «Ориентация на процесс» и «Ориентация на власть». Данные группировки указывают, что второкурсники ориентированы на рутинную деятельность и выраженное стремление занять «положение» в группе однокурсников. Последнее подтверждает и такая группировка как: «Ориентация на результат» - «Ориентация на свободу» - «Эгоистическая ориентация» - «Ориентация на деньги» - «Ориентация на власть».

У медицинских сестер (рис. 3) установки в мотивационно-потребностной сфере объединяются вокруг «Ориентации на свободу» и «Ориентации на деньги», которые в свою очередь объединены между собой через «Эгоистическую ориентацию». Так, согласно исследованиям работающие в отличие от студентов более ориентированы на удовлетворение потребностей и стабильность, чем на развитие. Отметим, что три указанных вида установок в мотивационно-потребностной сфере выражены слабее, чем во всех других группах. Кроме того, потребности становятся актуальными при их фрустрации. Таким образом, ведущая роль «Ориентации на деньги», «Ориентации на свободу» и «Эгоистической ориентации» может объясняться фрустриро-ванностью соответствующих им потребностей.

У врачей (рис.4) установки в мотивационно-потребностной сфере группируются вокруг «Альтруистической ориентации», «Ориентации на

деньги» и «Ориентации на власть». При этом «Альтруистическая ориентация» противостоит группировке: «Ориентации на деньги» - «Ориентации на власть». Точно также как «Ориентация на процесс» противостоит этой же группировке: «Ориентации на деньги» - «Ориентации на власть». Отметим, что в этой группе наиболее высокие показатели именно по «Ориентации на власть» и «Ориентации на деньги» и наиболее низкие по «Альтруистической ориентации» и «Ориентации на процесс». Таким образом, в данной группе корыстная мотивация противостоит помогающему поведению и рабочей рутине.

Отметим, интересную деталь: у врачей и медицинских сестер, в отличие от студентов, существует противопоставление между «Эгоистической ориентацией» и «Альтруистической ориентацией». Таким образом, у представителей этих групп существуют четкие нравственные представления, в то время как у студентов такая определенность не наблюдается.

Выводы.

У первокурсников наиболее выраженной яв-

ляется «Ориентация на альтруизм» и «Ориентация на процесс», несколько ниже выраженной, но все же высокой у них является «Ориентация на результат». Низко выраженной в данной группе является «Ориентация на власть» и «Ориентация на деньги».

Анализ структуры показал, что наиболее выраженная и наиболее фрустрируемая ориентации

- «Альтруистическая ориентация» и «Ориентация на деньги» являются узловыми. При этом отметим, что структура установок в мотивационно-потребностной сфере первокурсников имеет разрыв и состоит из двух частей. Одна из этих частей в качестве узловой имеет фрустрируемую потребность, другая - наиболее выраженную потребность. Возможно, этот разрыв есть проявлением функционирования защитных механизмов при недостаточно развитой мотивационной структуре в целом.

У второкурсников структура установок в мотивационно-потребностной сфере включает много элементов, все они достаточно ровно выражены. Узловыми оказываются наиболее выраженная и наиболее фрустрируемая потребности - «Ориентация на процесс», «Ориентация на власть». Но структура второкурсников не содержит разрыва, и перепады в выраженности потребностей (даже между крайними показателями) не значительные. Структура установок в мотивационно-потребностной сфере второкурсников целостная.

У медицинских сестер в качестве узловых в структуреустановоквмотивационно-потребностной сфере выступают три фрустрируемые ориентации: «Ориентация на деньги», «Ориентация на свободу» и «Эгоистическая ориентация». Причем «Эгоистическая ориентация» является связующим звеном для «Ориентации на деньги» и «Ориентации на свободу» и тем звеном, через которое идет их противопоставление «Альтруистической ориентации». Как видим, у медицинских сестер формируется специфическая иерархия ценностей, в которой деньги и свобода через связь с эгоизмом, противопоставляется альтруизму. Такая структура говорит о том, что у медицинских сестер сформирована смысловая регуляция мотивационной сферы.

У врачей наиболее выраженными являются установки в мотивационно-потребностной сфере связанные с деятельностью «Ориентация на результат», «Ориентация на процесс», «Ориентация на труд» и «Альтруистическая ориентация» (ориентация на помогающее поведение). Наименее выраженными являются ориентации связанные с эгоистическими, собственными потребностями

- «Эгоистическая ориентация», «Ориентация на власть» и «Ориентация на деньги». В группе врачей, как и в группе медицинских сестер, сформирован конструкт, дихотомия «Альтруизм - Эгоизм». Таким образом, в их мотивационной сфере ведущей является именно смысловая регуляция.

В дальнейшем исследование будет направлено на изучение особенностей смысловой сферы, ее временной локализации в данных группах.

Литература:

1. Бодолев А. Общая психодиагностика / А.Бодолев, В.Столин.

- М., 2001. - 219 с.

2. Ильин Е. Мотивация и мотивы / Е.Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 270 с.

3. Лакосина Н. Клиническая психология: [учебник для студентов мед. вузов ] / Н.Лакосина. - М.: МЕДпресс-информ, 2003.

- 181 с.

4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992. - 87 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Непомнящая В.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности / В.Непомнящая, М.Каневская, О.Пахомова, В.Барцалкина, С.Рубцова, Э.Музе // Вопросы психологии. - 1980. - №1. - с. 22-30.

6. Сусленко В. Соотношение понятий «ценность», «ценностные ориентации» «установки» / В.Сусленко // Вопросы философии и социологии. - 1976. - № 1. - с. 86-93.

Поступила в редакцию 22.03.2009г.

sport2005@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.