Политология
УДК: 11.15.45
Бейдин Сергей Владимирович Sergey Beydin
ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИТИКЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
THE MAJOR EMPLOYMENT BUREAU BODIES AND DIRECTIONS OF MANAGEMENT ACTIVITY EFFECTIVENESS IN EMPLOYMENT POLICY OF POPULATION
Актуальность статьи связана с тем, что исследования по проблемам эффективной работы органов службы занятости предполагают стабилизацию ситуации на рынке труда за счёт целенаправленной государственной политики по повышению эффективности использования труда.
Рассматривается сущность управленческой власти, выбор приоритетных направлений регулирования занятости и возможности формирования эффективной политики в трудовой сфере за счёт как новых, так и забытых методов сокращения периода безработицы. Отмечено, что политическая действительность находится в прямой зависимости от эффективности управления, что требует переосмысления роли институтов власти. Существуют следующие направления повышения эффективности управленческой деятельности в сфере занятости: перестройка структуры органов службы занятости населения; изменение механизма финансирования мероприятий по содействию занятости населения. Излагаются различные виды занятости: полная, эффективная, трудовая занятость. Характеризуются скрытая, потенциальная, фиктивная, общая, регистрируемая, фрикционная, структурная, цикличная, сезонная, техно -логическая безработица. Излагаются выводы о различных методах государственной поддержки безработных, необходимости активной политики государства в сфере занятости населения и учёта
The relevance of the article is connected with the fact that studies on problems of effective operation of the employment bureau bodies suppose the stabilization of the situation in the labor market due to well-targeted government policy on increasing labor service efficiency.
The subject of the article is the essence of administrative power, the choice of employment regulation priorities and the possibility of effective policy formation in employment due to both new and forgotten methods of reduction of the unemployment period. The remarkable thing is that political reality is in direct proportion to the effectiveness of administration, which requires a rethinking of the role of government institutions. There are the following ways of management activity effectiveness improvement in the sector of employment: reconfiguration of employment bureau bodies; adjustment of funding mechanisms of employment promotion measures. There are different types of employment: full-time employment, effective employment, labor employment. The unemployment can be defined as concealed, potential, fictitious, general, recorded, frictional, structural, cyclical, seasonal, technological unemployment. There were drawn the conclusions about the various methods of state support for the unemployed, the need for an active policy in the sector of employment and consideration of the economic factor of the territory development as a condition of employment level raising
экономического фактора развития территории как условия повышения уровня занятости населения
Ключевые слова: занятость, политический институт, эффективность управленческой деятельности, активная политика занятости
Key words: employment, political institution, management activity effectiveness, active employment policy
Исследования по проблемам эффективной работы органов службы занятости населения в целях обеспечения качественного управления и для принятия обоснованных управленческих решений показывают, что необходима система показателей, на базе которых будет осуществляться мониторинг и оценка результатов деятельности центров занятости населения. В нашей предыдущей статье отмечено, что «важны региональные аспекты исследования» [5].
Включаемые в систему мониторинга и оценки деятельности показатели должны соответствовать следующим требованиям:
— адекватность отражения происходящих социально-экономических изменений: показатели не должны приводить к искажению деятельности центров занятости населения;
— объективность: отчетные данные должны быть достаточно точными, погрешности измерения не должны приводить к искаженным представлениям;
— достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных;
— прозрачность: следует избегать сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность интерпретации;
— экономичность: получение отчетных данных с минимально возможными затратами;
— сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных;
— своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным интервалом между
моментом сбора информации и сроком ее использования;
— полнота: отчетные показатели не должны приводить к искажениям.
Управление занятостью является важнейшей частью политики страны. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости. «Технология организации работы с гражданами, ищущими работу, и безработными» — основополагающий документ, разработанный на основе федеральной технологии и практического опыта центров занятости населения. Это позволяет проводить работу с населением на высоком уровне: организовывать работу обслуживания клиентов службы занятости.
Служба занятости выступает как необходимый элемент решения социально-экономических проблем защиты людей, потерявших работу, и обеспечения их достаточным количеством рабочих мест. В целях реализации основных направлений Концепции действий на рынке труда и Плана мероприятий по ее реализации, необходимо дальнейшее расширение социальных гарантий граждан, потерявших работу, усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения. Важным моментом является реализация принципа адресности в работе центров занятости населения, ориентированных на слабозащищенные категории граждан: инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих детей-инвалидов, несовершеннолетних.
На федеральном уровне государственная служба занятости должна стать основным разработчиком политики защиты от безработицы и координатором деятельности государственных и общественных ин-
ститутов, участвующих в формировании полной и эффективной занятости в стране.
/По о
Соответствующий орган государственной службы занятости на уровне субъекта Федерации в перспективе является распорядителем выделенных бюджетных средств и основным разработчиком региональных программ содействия занятости, тесно взаимодействующим с местными органами власти, работодателями и общественными организациями на данной территории. Основным документом, устанавливающим направления активной политики занятости населения в Российской Федерации, является Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» на 2013-2020 гг.». 10,7 млн человек в 2011 г. получили социальную поддержку от государственной службы занятости. Более половины из них обратились за поиском подходящего трудоустройства [3]. Реализация дополнительных мер государственного воздействия на рынок труда позволила создать в указанном году на территории Российской Федерации более 230 тыс. рабочих мест. Таким образом, до начала действия программы в 2010 и 2011 гг. принятые меры позволили в некоторой степени стабилизировать ситуацию на рынке труда, что оказало заметное положительное воздействие на уровень занятости населения в РФ. Данные, полученные при обследовании населения по проблемам занятости, которое проводилось Федеральной службой государственной статистики, свидетельствуют о том, что численность безработных граждан сократилось на 11 % за 2011 г. Уровень общей безработицы снизился с 7,5 до 6,6 % от численности экономически активного населения [10].
Эффективность управления занятостью существенно снижается из-за отсутствия целенаправленной государственной политики в отношении повышения экономической и социальной эффективности использования труда. Для реализации этой цели необходимо ввести разработку балансов трудовых ресурсов и квалифицированных кадров в ранг обязательных мер в системе государственной политики содействия за-
нятости. На государственном уровне применительно к новым условиям хозяйствования целесообразно разработать рекомендации по определению дополнительной потребности в работниках различных категорий и по источникам ее обеспечения, по балансовым расчетам вовлечения молодежи на работу и учебу. Данный инструментарий эффективно применялся в практике управления занятостью в дореформенный период и, на наш взгляд, незаслуженно забыт в настоящее время. Между тем, усиление государственной политики содействия занятости населения с применением новых и забытых, но эффективных методов позволит сделать шаг вперед в направлении стабилизации общества.
Политическая действительность находится в прямой зависимости от эффективности управления и неразрывно связана с ней. В любом из территориальных подразделений исполнительной власти между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Управление в государственных структурах будет успешным, если обеспечит гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Следует подчеркнуть, что для решения данной задачи государственные структуры обладают системами управления. Организация взаимовыгодного и эффективного сотрудничества с частным сектором и общественностью требует реорганизации или, вернее сказать, реструктуризации системы управления в институтах власти. Неоспоримым фактом является то, что в России нет четкой стратегии в организации структуры государственного управления или, вернее сказать, эффективной управленческой деятельности институтов власти.
К социальным последствиям безработицы относятся: потеря квалификации; полная или частичная потеря дохода; снижение уровня жизни; возрастание преступности; повышение смертности и др. Повышение уровня безработицы на 1 % приводит к росту преступности на 7...8 %. Имеются
исследования, по данным которых год безработицы укорачивает жизнь человека на 5 лет. По данным американских ученых, увеличение безработицы на 1 % приводит к возрастанию числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений — на 4 %, убийств — на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности — на 1,9 %. Симптомы депрессии встречаются у каждого второго безработного.
Безработица имеет позитивное и негативное влияние. Позитивное влияние безработицы на экономику заключается в том, что безработица облегчает решение проблемы рабочей силы для расширенного воспроизводства; безработный готов трудиться за невысокую заработную плату. Негативные последствия безработицы заключаются в том, что она болезненно отражается на физическом и моральном состоянии безработных людей; не реализуются способности, человек теряет квалификацию. У людей возникает чувство социальной неполноценности, которое нередко приводит к трагедиям; безработица подталкивает незанятых работой людей на путь преступной деятельности; рост безработицы разрушает социальную стабильность общества.
Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют цели и функции государственного управления посредством управленческой деятельности — специфического вида труда людей, требующего адекватной профессиональной подготовки и реализации в соответствующих приемах, способах, формах, методах. В государственном управлении (в частности, государственной службе) управленческая деятельность несет на себе его свойства, то есть связанность с государственной властью, системность, объектную универсальность. Сущность управленческой деятельности заключается в том, что при правильной организации дела должно улучшаться качество трудовой жизни.
Для обеспечения эффективности государственного управления (в частности, государственной службы) происходит ее реформирование. Существуют следующие направления реформирования, а также и
повышения эффективности управленческой деятельности:
— перестройка структуры органов службы занятости населения и их финансового обеспечения;
— изменение механизма финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан.
Новые задачи, поставленные руководством страны в области улучшения жизни населения, требуют поиска более совершенных подходов, повышающих эффективность общегосударственной и региональной политики занятости. Практика свидетельствует, что, несмотря на сложности, с которыми на протяжении всего периода лет существования сталкивается служба занятости (реорганизационная чехарда, недостаточное финансовое и материально-техническое обеспечение, в т.ч. прекращение выделения средств на исследования и прогнозирование рынка труда и т.д.), занятость рассматривается в двух аспектах: как экономическая и правовая категория.
С точки зрения экономики под занятостью понимаются общественные отношения по поводу реализации участия в общественно полезной деятельности на рабочем месте, непосредственное соединение ресурсов труда и средств производства, или, как говорит Г.В. Сулейманова, соединение рабочей силы с рабочим местом [7]. В литературе различают различные виды занятости, которые характеризуют ее как экономическую категорию.
Полная занятость — это такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в трудовой деятельности и желающие работать, что соответствует сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
Эффективная занятость может характеризоваться с двух точек зрения: с экономической — наиболее рациональное использование человеческого трудового ресурса, и социальной — полное соответствие труда человеческим потребностям. Следовательно, если понятие «полная занятость» отражает данное явление с количественной
стороны, то «эффективная занятость» — с качественной.
На сегодняшний день занятость как правовая категория определена в ст. 1 Закона о занятости, который дает следующее определение: «Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход» [2]. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Также выделяется скрытая безработица. Это численность населения, которое формально зарегистрировано в качестве занятого (т.е. состоит и трудовых и иных аналогичных им отношениях), а в действительности не имеет источника пополнения своего дохода. Основная проблема данной категории граждан — невозможность получить статус безработного из-за наличия
юридически оформленных обстоятельств, мешающих обратиться в органы государственной службы занятости. Также в экономике труда рассматривается такое понятие, как «потенциальная безработица». Ее уровень может быть определен на основании прогнозов, оценок экспертов. Планы по финансовому обеспечению мероприятий социально-экономической защиты безработных формируются на основании данного показателя.
Вводится такая разновидность безработицы, как фиктивная. Эта ситуация возможна, когда гражданин состоит на учете в центре занятости населения в качестве безработного, однако его цель — получение пособия либо иная, отличная от трудоустройства. Фактически же гражданин может находиться на неофициальной работе, получать доход, не отчисляя налоги, не приобретается юридически законного стажа.
Органы службы занятости различают также безработицу общую и регистрируемую. Соответственно, в литературе можно встретить такие понятия, как статусные и нестатусные безработные (см. рисунок).
Классификация безработных по отношению к службе занятости населения
Как показывает статистика, численность экономически активного населения в январе 2015 г. составила 75,8 млн человек, или 52 % от общей численности населения страны; 4,2 млн человек зарегистрированы как безработные. Уровень безработицы в январе 2015 г. составил 5,5 % [10]. Отсюда можно сделать вывод, что к числу нестатусных безработных можно отнести боль-
шое количество граждан, которые по тем или иным причинам не зарегистрированы в службе занятости населения.
Международная организация труда выделяет определенные виды безработицы в зависимости от причин, вызвавших данное социально-экономическое явление. Существуют следующие виды безработицы: — фрикционная;
— структурная.
Такой структурный дисбаланс довольно часто наблюдается среди видов деятельности или регионов, в связи с которой одни секторы экономики быстро развиваются, а другие — сокращаются.
Также существует циклическая, сезонная и технологическая безработица.
Фрикционная, структурная и технологическая безработица существует практически всегда. Суммарный уровень их называют естественной безработицей и составляет он примерно 5...6 %. Поэтому логично утверждать, что состояние полной занятости в национальной экономике предполагает наличие безработицы не выше ее естественного уровня.
Таким образом, одним из наиболее главных критериев эффективности политики на рынке труда является степень обеспечения равновесия между спросом и предложением рабочей силы, что достигается предупреждением ее дефицитности и избыточности. Главным результатом осуществляемых при этом мер в условиях экономического спада является снижение безработицы до ее естественного уровня. Тем самым преодоление безработицы (прежде всего скрытой), не говоря уже о социальном значении, может иметь большой экономический эффект.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам.
1. Понятия «занятость» и «безработица», которые, на первый взгляд, трактуются однозначно, на самом деле достаточно широки и многоаспектны. Подразделение занятости на полную, трудовую и другие позволяет выделить определенные категории людей. Необходимо понимать, что приведенные цифры — не только статистические совокупности, это граждане нашего государства. Структурная, технологическая, сезонная безработица — понятия, описывающие различные ситуации множества людей. Соответственно, методы государственной социально-экономической поддержки должны быть также различными.
2. Безработица имеет не только экономические последствия, выражающиеся в
недопроизводстве и отставании реального валового национального продукта. Приведенные данные показывают прямую связь между безработицей и социальной напряженностью, результатом которой могут быть различные последствия: повышение уровня преступности, рост числа населения, находящегося за чертой бедности, самоубийства и прочие негативные проявления.
3. Государственное регулирование рынка труда опирается, прежде всего, на нормативно-правовые основы деятельности. Законодательная база по данному направлению достаточно широка. При осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделены довольно широкими полномочиями. Основным субъектом управления являются органы службы занятости населения. Помимо их, также полномочия по государственной поддержке различных групп граждан имеют многие другие органы. Скоординировать работу всех звеньев — сложная задача, которая постепенно решается путем как реформирования правовой базы, так и модернизаций институциональных основ органов службы занятости населения.
4. Активная политика государства в сфере занятости населения — важный и нужный инструмент. Она позволяет оказывать помощь гражданам в поиске работы, поддерживает безработных социальными выплатами, помогает инвалидам устроиться на рабочее место, отвечающее требованиям индивидуальной программы реабилитации. Переоценить важность государственного регулятора на рынке труда сложно. Однако не все целевые программы добиваются того результата, который от них ожидался.
5. Деятельность органов службы занятости в конкретном регионе не может эффективно осуществляться без учета специфики данной территории. Экономика региона — определяющий фактор развития территории, а как следствие, чем выше она развита, тем выше уровень занятости населения.
Литература_
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. // Профессиональные юридические системы «Кодекс». 2015.
2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Справоч-но-правовая система «Гарант».
3. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2149-р об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» // Справочно-право-вая система «Гарант».
4. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: «Юнпти-Дана», 2008. 148 с.
5. Бейдин С.В. Политика занятости как политический институт, обеспечивающий региональную безопасность // Вестник ЗабГУ. 2015. № 1 (116). С. 66-74.
6. Глазунова Н.Г. Государственное управление. М.: Проспект, 2010. 284 с.
7. Сулейманова Г.В. Правовое регулирование обеспечения занятости населения. М.: Инфра-М, 2011. 250 с.
8. Чуйкова Т.С. Психологическая помощь безработным: теория и технологии практической работы. Уфа, 2012. 146 с.
9. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Режим доступа. http://www.rosmintrud.ru.
10. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Режим доступа. http: //www.gks.ru.
Коротко об авторе _
Бейдин C.B., канд. полит. наук, доцент каф. «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия
Научные интересы: политические процессы, политические институты, политика занятости
_References
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (The Constitution of the Russian Federation): adopted by popular referendum on December 12, 1993; professional legal system «Code», 2015.
2. Zakon RF ot 19 aprelya 1991 g. № 1032-1 «O zanyatosti naseleniya v Rossiyskoy Federatsii» (The Law of the Russian Federation dated by April 19, 1991, no. 1032-1 «On employment in the Russian Federation»): Reference legal system «Garant».
3. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 22.11.2012 № 2149-r ob utverzhdenii gosudarst-vennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Sodeistvie zanyatosti naseleniya» (The Government Order of the Russian Federation dated by 22.11.2012, no. 2149-p approving the state program of the Russian Federation «Promoting Employment»): Reference legal system «Garant».
4. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie [Strategic Management]. Moscow: «Unity Dan», 2008. 148 p.
5. Beydin S.V. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2015, no. 1 (116), pp. 66-74.
6. Glazunova N.G. Gosudarstvennoe upravlenie [Public administration]. Moscow: Prospekt, 2010. 284 p.
7. Suleymanova G.V. Pravovoe regulirovanie obespecheniya zanyatosti naseleniya [Legal regulation of population employment]. Moscow: INFRA-M, 2011.250 p.
8. Chuikova T.S. Psihologicheskaya pomosh bez-rabotnym: teoriya i tehnologii prakticheskoy raboty [Psychological assistance to the unemployed: theory and technology practice]. Ufa, 2012. 146 p.
9. Ofitsialny sait Ministerstva truda i sotsial-noy zashhity Rossiyskoy Federatsii (The official website of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation) Available at: http://www. rosmintrud.ru.
10. Ofitsialny sait federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki Rossiyskoy Federatsii (The official website of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation) Available at. http://www. gks.ru.
_ Briefly about the author
S. Beydin, candidate of political sciences, associate professor, State and Municipal Administration and Politics department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: political processes, political institutions, employment policy