Научная статья на тему 'The main sources of financing of the Eurasian transport corridor'

The main sources of financing of the Eurasian transport corridor Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / "ПОЯС И ПУТЬ" / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / NATIONAL ECONOMY / ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / TRANSPORT INDUSTRY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / MULTIPLIER EFFECT / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / КОНВЕРГЕНЦИЯ / CONVERGENCE / ЗАПАДНЫЕ ПРОВИНЦИИ / WESTERN PROVINCES / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ЭКСПОРТ / EXPORT / МИРОВОЙ РЫНОК / WORLD MARKET / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ВЫСОКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / HIGH ADDED VALUE / BELT AND ROAD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — У 伍 Цзы 孜, Сазонов Сергей Леонидович

В статье рассматриваются основные источники финансирования проекта Председателя КНР по созданию «пояса и пути», призванного лечь в основу дальнейшего построения национальной экономики. Китай вступает в новую фазу развития, ориентированную на экспорт капитала, когда масштабные китайские зарубежные инвестиции позволят национальным компаниям выходить на мировой инфраструктурный рынок. Эта стратегия продуцирует мультипликативный эффект в сопряжённых отраслях промышленности КНР, создаёт новые рабочие места, стимулирует развитие западных и центральных провинций КНР, расширение национальной и мировой инфраструктурной сети и, как итог, способствует оживлению китайской внешней торговли. Инновационный прорыв в отраслях производства подвижного состава и транспортных средств позволяет значительно нарастить объёмы продаж высокотехнологичного продукта с высокой добавленной стоимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The main sources of financing of the Eurasian transport corridor»

У Цзы*, СЛ. Сазонов**

Основные источники финансирования Евразийского транспортного коридора

АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются основные источники финансирования проекта Председателя КНР по созданию «пояса и пути», призванного лечь в основу дальнейшего построения национальной экономики. Китай вступает в новую фазу развития, ориентированную на экспорт капитала, когда масштабные китайские зарубежные инвестиции позволят национальным компаниям выходить на мировой инфраструктурный рынок. Эта стратегия продуцирует мультипликативный эффект в сопряжённых отраслях промышленности КНР, создаёт новые рабочие места, стимулирует развитие западных и центральных провинций КНР, расширение национальной и мировой инфраструктурной сети и, как итог, способствует оживлению китайской внешней торговли. Инновационный прорыв в отраслях производства подвижного состава и транспортных средств позволяет значительно нарастить объёмы продаж высокотехнологичного продукта с высокой добавленной стоимостью.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Китай, «пояс и путь», национальная экономика, транспортная отрасль, экономический рост, мультипликативный эффект, инфраструктура, конвергенция, западные провинции, инновации, экспорт, мировой рынок, внешняя торговля, высокая добавленная стоимость.

* У Цзы ШЖ, аспирантка (КНР), ИДВ РАН, Москва, Россия; E-mail: wendvwu828@vandex.ru

** Сазонов Сергей Леонидович, к.э.н., в.н.с. ИДВ РАН, Москва, Россия; E-mail: sazonovch@mail.ru

© У Цзы, Сазонов С.Л., 2018

437

В период 2014-2016 гг. объём торговли Китая с 53 странами1, расположенными вдоль маршрутов «пояса и пути», превысил 20 трлн юаней (2,9 трлн долл.)2. В одном только 2016 г. объём торговли Китая с этими странами равнялся 6,3 трлн юаней (954,59 млрд долл.), что составило 25,7% от общего объёма внешнеторгового оборота Китая3. В 2016 г. объём инвестиций в проекты по развитию семи основных отраслей экономики (транспорт, коммунальное хозяйство, строительство, телекоммуникации, энергетика, социальная сфера и экология) и в сделки в форме слияния и поглощения составил более 493 млрд долл., а около 40% этой суммы пошли на реализацию этих проектов в Китае4. Китайские компании подписали более 4 тыс. контрактов с компаниями этих стран на общую сумму 126,03 млрд. долл., а основными реципиентами кредитов стали Сингапур, Казахстан, Лаос, Индонезия, Россия и Греция. Китай заключил международные налоговые соглашения (договоры об исключении двойного налогообложения) с 54 странами, расположенными вдоль маршрутов Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) и Морского Шёлкового пути 21 в. (МШП-21 в.)5 (включая Россию, Таджикистан, Камбоджу, Индию, Пакистан, Индонезию и Румынию), которые позволили китайским финансовым институтам сэкономить на налогах около 900 млн юаней6. Реализуя план развития «пояса и пути», к началу 2017 г. в 35 странах и регионах, прилегающих к маршруту «пояса и пути», было сформировано 56 экономических и

1 Численность населения стран, прилегающих к маршрутам ЭПШП и МШП-21 в., приближается к 4,4 млрд человек, совокупный ВВП составляет 63% мирового ВВП и превышает 21 трлн долл. (Deng Yaqing. Exploring Belt and Road Opportunities // URL: http://www.bjreview. com.cn/Business/201701/ t20170109 800084922.html).

2 Zhang Hongpei, Chu Daye. Belt, Road boosts world cooperation // URL: http://www.globaltimes.cn/ content/1046322.shtml (Source: Global Times Published: 2017/5/ 10); Cooperation grows between China, B&R countries // URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-05/25/content 29491417. htm

3 Zhang Xiaomin. Annual trade along Belt and Road exceeded $953 billion // URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-03/24/content 28669878.htm

4 Oswald Chan. Belt and Road M&A deals hit $494b // URL: epaper/2017-02/ 16/content 28226306.htm

5 Сегодня во всём мире инициативу председателя КНР Си Цзиньпина о создании ЭПШП и МШП-21 в. называют планом развития «пояса и пути».

6 Zhao Tingting. B&R initiative an impetus for Chinese companies' overseas expansion // URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/tech/2017-04/28/con tent 29134610.htm; Industrial capacity cooperation along B&R brings win-win results // URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-05/13/content 2933 0843.htm

438

торговых зон сотрудничества, в 2016 г. объём налоговых поступлений, полученный правительствами этих стран, составил более 1,1 млрд долл., дополнительно было создано более 180 тыс. рабочих мест7. В 2016 г. объём китайских прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в 53 страны, прилегающие к маршрутам «пояса и пути», превысил 18 млрд долл. (около 9% объёма всех китайских ПЗИ), а всего в период с 2013 г. до середины 2017 г. китайские предприятия вложили более 50 млрд долл. в эти страны, количество сделок в форме «слияния и поглощения» увеличилось с 2,3 млрд долл. до 9,8 млрд долл.8 Крупнейшими бенефициарами стали Сингапур, Индонезия, Индия, Таиланд и Малайзия. В 2016 г. доходы китайских компаний от вложенных ПЗИ выросли на 19,8% и составили 225 млн долл.9 В 2016 г. китайскими компаниями в странах, прилегающих к маршруту «пояса и пути», было заключено 7367 контрактов на общую сумму 126 млрд долл. (увеличение на 36,1% по сравнению с предыдущим годом), что составило 52,1% от общего количества зарубежных контрактов китайских компаний10. К началу 2017 г. около 100 крупных государственных компаний и корпораций КНР имели около 8,5 тыс. филиалов и отделений в 150 странах мира, из них около 80 китайских государственных компаний открыли свои подразделения в странах, примыкающих к «поясу и пути». Во время своего выступления на саммите Форума по международному экономическому сотрудничеству в рамках реализации стратегии «пояса и пути» министр транспорта КНР отметил, что к началу 2017 г. было введено в действие 356 трансграничных маршрутов автомобильных и железнодорожных перевозок между КНР и 15 странами, участвующими в плане строительства «пояса и пути».

Наращивая свои капиталовложения в инфраструктуру соседних стран, Китай даёт дополнительный импульс к интенсивному развитию своей национальной и региональной экономики. В международном

7 Belt and Road Initiative to reshape world economy, expert says // URL: http://www.chinadaily.com. cn/business/2017-01/31/content 28078339.htm; Belt and Road Initiative opens new era of global cooperation // URL: http://www.chinadaily.com.en/m/shaanxi/itl/2017-04/26/content 29096953.htm

8 China's M&A activities grow fast in B&R region: report // URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-06/03/content 29604703 .htm; Jing Shuiyu. B&R infrastructure growth on target // URL: http://www.chinadaily.com. cn/business/2017-06/02/content 29585098.htm

9 Belt and Road Initiative — idea from China but belongs to whole world. URL: http://www. chinadaily.com.cn/business/2017-03/17/content 28596217.htm

10'Meng Chun. PPP Model Is Adaptable to the One Belt and One Road Initiative. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/m/drc/2017-02/23/content 28323397.htm

439

аспекте планы создания «пояса и пути» призваны обеспечить увеличение объёмов китайских ПЗИ, которые будут направляться на расширение строительства транспортных путей за рубежом, увеличение экспорта китайской инновационной продукции транспортной отрасли и передовых технологий в области инфраструктурного строительства для построенных транспортных сетей. На первый взгляд выгодные для сопредельных стран практически беспроцентные инфраструктурные кредиты из КНР, на самом деле в первую очередь приносят баснословные экономические дивиденды самому Китаю и позволяют китайским компаниям монополизировать евроазиатский рынок строительства транспортных сетей и закупки подвижного состава. Строительство за рубежом транспортных сетей оказывает стимулирующее воздействие на сопряжённые отрасли экономики центральных и западных провинций Китая, являющиеся основными поставщиками материалов и оборудования для зарубежных инфраструктурных сетей. Китайские ПЗИ, направляемые на создание и модернизацию транспортных сетей сопредельных стран, позволяют КНР развивать свои производственные мощности и загружать долгосрочными заказами свой машиностроительный и строительный комплексы, одновременно найдя применение избыточным мощностям, например, по производству стали и цемента. Инвестиции в развитие инфраструктуры приграничных стран предоставляются Китаем на исключительно льготных условиях и только под обязательство использовать китайские материалы и оборудование, технологии и технику, китайские стандарты при строительстве железных дорог с привлечением для их проектирования, обслуживания и эксплуатации квалифицированных специалистов из КНР. Китайские банковские структуры предпочитают выдавать кредиты под обеспечение государственных гарантий стран-заёмщиков, контргарантий первоклассных банков и государственных компаний, участников проектного кредитования. При этом проводится юридическая экспертиза технико-экономического обоснования кредита и его соответствия основным требованиям, разработанным МВФ. В апреле 2017 г. был подписан контракт с правительством Индонезии на строительство высокоскоростной железной дороги (ВСЖД) протяжённостью 142 км, которая свяжет столицу Индонезии Джакарту и четвёртый по величине город страны Бандунг. Строительство займёт 3 года, по его завершении время в пути между двумя городами сократится с нынешних трёх с лишним часов до 40 минут, а поезда будут курсировать по маршруту со скоростью до 350 км/ч. Согласно контракту, строительство ВСЖД будет финансироваться центральными банками КНР при одновременном субсидировании процентных ставок (бонификации) со стороны правительства Китая в виде возмещения

440

банкам за счёт государственного бюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по кредиту на строительство ВСЖД. Дорога будет построена целиком по китайским технологиям из китайских материалов и с применением китайского оборудования, по китайским строительным и техническим нормативам и последующим китайским эксплуатационным обслуживанием11. Это обеспечивает возвращение большей части китайских зарубежных инфраструктурных капиталовложений в экономику Китая, а подобная инвестиционная политика КНР, сопряжённая со стратегией «выхода за рубеж» и планами строительства «пояса и пути», позволяет Китаю получать значительные экономические дивиденды.

В конце 2014 г. правительство КНР приняло решение о создании совместно с ведущими китайскими государственными и коммерческими банками Фонда в размере 40 млрд долл. для развития инфраструктуры вдоль маршрутов ЭПШП, размер которого в будущем может возрасти. Инвестиции в первую очередь будут направлены на улучшение транспортной сети центральных и западных китайских провинций, по которым пройдёт маршрут ЭПШП, а также на развитие инфраструктуры стран ЦА, ЮВА и части европейских стран, по территории которых будут проложены транзитные евроазиатский и паназиатский маршруты12. Выступая на Форуме по международному экономическому сотрудничеству в рамках реализации стратегии «пояса и пути», Председатель КНР Си Цзинь-пин заявил, что Китай намерен выделить ещё 100 млрд юаней (14,5 млрд долл.) в Фонд ЭПШП, а два китайских банка предоставят ещё 380 млрд. юаней (около 55 млрд долл.) в виде займов на развитие инициативы «пояс и путь» (Государственный банк развития Китая — 250 млрд юаней, Экспортно-импортный банк Китая — 130 млрд юаней)13. Китай в период до 2020 г. выделит 60 млрд юаней (8,7 млрд

11 Jing Shuiyu, Zhong Nan. Indonesian rail project kicks off // URL: http://www. chinadaily.com.cn/business/2017-04/06/content 28810172.htm; Zhong Nan. SOEs to take lead role along Belt and Road // URL: http://www.chinadaily.com.cn/busin ess/2017-05/09/ content 29258516.htm; Deng Yaqing. Setting Sail to Go Further. Chinese enterprises initiate another round of going global // URL: http://www. bjrevi ew.com/Business/201706/t20170605 800097573. html

12 Policy banks to lead Silk Road infrastructure fund // URL: http://en.ce.cn/main/ latest/201611/05/t 20161105 3852858.shtml; Belt and Road Initiative opens new era of global cooperation // URL: http://www.chinadaily.com.cn/m/shaanxi/itl/2017-04/ 26/content 29096953.htm

13 Xi calls for joint efforts to turn Belt and Road into path for peace, prosperity // URL: http://en. people.cn/n3/2017/0514/c90000-9215323.html; China to contribute additional 100 billion RMB to Silk Road Fund: Xi // URL: http://en.people.cn/n3/

441

долл.) в качестве помощи развивающимся странам, участвующим в строительстве ЭПШП. Инициатива создания Фонда ЭПТТТП нашла отклик у местных правительств. В 2015 г. правительство г. Фучжоу (пров. Фуцзянь) совместно с региональным филиалом Банка КНР и фондом развития «Китай-Африка» приняли решение о создании фонда финансирования МШП-21 в. в размере 10 млрд. юаней (1,6 млрд долл.), а правительство провинции Гуандун выразило желание стать соинвестором этого Фонда14. Для проведения научных исследований и выработки практических рекомендаций при реализации инициативы председателя КНР в феврале 2017 г. Китайская академия стратегии «пояса и пути» стала инициатором учреждения Фонда международного сотрудничества в размере 200 млн долл.15 Всего к середине 2017 г. в Китае было создано более 30 фондов, которые осуществляли инвестирование в развитие инфраструктуры европейских, азиатских и африканских стран, участвующих в реализации инициативы о строительстве «пояса и пути». Инициатива Си Цзинь-пина о создании «пояса и пути» предусматривает и активное привлечение отечественных и иностранных инвесторов. Во время встречи с предпринимателями в ходе Боаоского азиатского форума 2017 г. вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли заявил, что Китай будет прилагать ещё большие усилия для создания более благоприятной среды для зарубежных инвесторов, участвующих в развитии транспортной инфраструктуры западных провинций КНР. 6 мая 2017 г. в Пекине был создан Координационный комитет по грузовым перевозкам в рамках маршрутов ЭПШП, который определил десять задач развития евразийского железнодорожного и автомобильного сообщения. Среди основных — дальнейшее снижение себестоимости грузовых перевозок, открытие новых транспортных коридоров, разработка схемы движения по маршруту ЭПШП за десять суток и др. Комитет был создан по инициативе Китайской железнодорожной корпорации и семи компаний из городов Чунцин, Чэнду, Чжэнчжоу, Ухань, Сучжоу, Иу, Сиань16.

2017/0514/c90000-9215105.html; Chinese president's speech at Belt & Road forum wins broad approval overseas // URL: http://www. globaltimes.cn/content/1046874. shtml (Source: Xinhua Published: 2017/5/14).

14 Experts say «Maritime Silk Road» will stimulate economic potential of developing countries // http://en.people.cn/business/n/2017/0209/c90778-8848205.html

15 Special fund set up for «Belt and Road Initiative» international cooperation // URL: http://www. chinadaily.com.cn/m/safea/2017-02/10/content 28164530.htm

16 «Один пояс, один путь» снижает себестоимость и сокращает время движения железнодорожных рейсов Китай-Европа // URL: http://russian.china.org.

442

Активное участие в финансировании развития инфраструктуры в странах, прилегающих к ЭПШП, принимают крупнейшие китайские банки. В 2015 г. Банк Китая инвестировал 28,6 млрд долл. в строительство транспортных сетей 18-ти стран, через территорию которых будет проходить ЭПШП 7, с 2013 г. Промышленный и коммерческий банк Китая (Industrial and Commercial Bank of China) открыл 127 отделений в 18 (из 64) странах, прилегающих к маршруту «пояса и пути», и около 20 отделений в юго-восточном, юго-западном, центральном и западном регионах КНР, тяготеющих к этим маршрутам. Покрывающая более 50% маршрутов «пояса и пути банковская сеть позволяет финансировать крупные инвестиционные проекты в области развития инфраструктуры основных зарубежных инфраструктурных проектов, направленных на сопряжение с инициативой председателя КНР о строительстве «пояса и пути». К началу 2017 г. Промышленный и коммерческий банк Китая предоставил преференциальные и синдицированные кредиты на общую сумму 22 млрд долл. китайским компаниям, участвующим в реализации 95 проектов «пояса и пути» в 33 странах Азии, Европы и Африки. Причём при финансировании китайские компании при строительстве транспортной инфраструктуры за рубежом могут получить возобновляемую (револьверную) кредитную линию на срок до 2025 лет18. В 2016 г. Экспортно-импортный банк Китая финансировал более 1,2 тыс. проектов в рамках строительства «пояса и пути» и международного сотрудничества в области создания зарубежных производственных мощностей, общая контрактная стоимость которых составляла 700 млрд юаней (около 101,4 млрд долл.)19. В июне 2017 г. Китайский банк развития объявил, что в ближайшие три года он инвестирует 250 млрд юаней (36,7 млрд долл.) в инфраструктур-

cn/exclusive/txt/2017-05/27/content 40909828.htm; Committee aims to further improve China-Europe rail freight services // URL: http://www.china.org.cn/business/ 2017-05/26/content 40901179.htm

17 JiangXueqing. Big banks diversify as profits slow // URL: http://europe.china daily.com.cn/epaper/2017-04/08/content 24365613.htm

18 Boosting the Belt and Road Initiative // URL: http://www.chinadaily.com.cn/ cndy/2017-05/27/ content 27186658.htm; Zhang Hongpei, Chu Daye. Belt, Road boosts world cooperation // URL: http://www.globaltimes.cn/content/1046322.shtml (Source: Global Times Published: 2017/5/10).

19 China Exim Bank helps China firms go global // URL: http://www.chma. org.cn/business/2017-01/29/content 40196610.htm; Risks on Belt & Road loans controllable // URL: http://www.china.org. cn/business/2017-05/11/content 407923 40.htm; President Xi's Belt and Road speech in numbers // URL: http://www.chim daily.com.cn/beltandroadinitiative/2017-05/14/content 29341723.htm

443

ные проекты, связанные со странами «пояса и пути»20. С целью получения более высокой нормы прибыли пенсионные фонды, страховые компании, суверенные и частные инвестиционные фонды начали вкладывать средства в проекты в рамках «пояса и пути», и сегодня китайские инвестиционные проекты в области строительства инфраструктуры «пояса и пути» активно выходят на мировой рынок развития транспортной инфраструктуры — в 2016 г. китайские компании заключили новые контракты на строительство зарубежных инфраструктурных объектов на общую сумму 126,03 млрд долл.21

На 21-й встрече лидеров АТЭС (Бали, 2013 г.) председатель КНР Си Цзиньпин выступил с предложением о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). По мнению руководства Китая, подобный финансовый институт позволит придать новый импульс региональному инфраструктурному строительству в Азии, а также активизировать экономический рост не только в странах региона, но и во всём мире. Выступая на Боаоском форуме (2014 г.) премьер Госсовета КНР Ли Кэцян отметил, что АБИИ с начальным уставным капиталом в 100 млрд долл. будет сугубо коммерческим институтом, открытым и для стран, не входящих в регион, и будет отличаться от Азиатского банка развития (АБР) и Всемирного банка (ВБ)22, которые являются политизированными институтами и выступают в качестве государственных агентов. Предоставление кредитов со стороны АБИИ не будет обуславливаться выполнением целого

20 Cai Xiao. CDB to fund B&R projects worth $36b in three years // URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-06/03/content 29601738.htm

21 Zhong Nan. Outbound non-financial direct investments up 44% // URL: http:// www.chinadaily.com.cn/business/2017-01/17/content 27972957.htm; Jing Shuiyu. B&R infrastructure growth on target // URL: http://www.chinadaily.com.cn/busine ss/2017-06/02/content 29585098.htm

22 Основанный в Маниле в 1966 г. и объединяющий 67 стран-членов АБР утроил объём своих капиталов с 55 млрд долл. до 165 млрд долл. в 2009 г. На развитие инфраструктуры в Азии АБР ежегодно может позволить себе выдачу кредитов в объёме лишь 13 млрд долл. (Empowerment Through Infrastructure // URL: http://www.bjreview.com.cn/special/2014-07/21/content 631262.htm). Активы ВБ, объединяющего 188 стран-членов, составляют 223 млрд долл., а ежегодно он может позволить выделять лишь 7 млрд долл. на развитие инфраструктуры в Азии. Активы АБИИ будут составлять 2/3 размера активов АБР и 2/5 активов ВБ (AIIB open to countries committed to Asian, global development // URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2014-10/24/content 18799 133.htm; AIIB: A Dream Provider // URL: http://www.bjreview.com/Business/ 201702/t20170204 800086419.html).

444

ряда требований, как это делают упомянутые банки»23. АБИИ является открытым институтом и, согласно уставу, любая страна может стать новым членом АБИИ, если она соответствует требованиям для вступления. В октябре 2014 г. представители 21 азиатской страны в Пекине подписали меморандум о создании АБИИ24. К 15 апреля 2015 г. (истечению срока подачи заявок на вступление в АБИИ) 57 государств заявили о желании стать странами-учредителями АБИИ, среди которых было 37 стран Азии и 20 стран других регионов. В итоге, 29 июня 2015 г. в Пекине вместе собрались 57 потенциальных стран-учредителей, а 50 из них поставили подписи под «Соглашением о создании АБИИ». Не подписали «Соглашение о создании АБИИ» Кувейт, Филиппины, Таиланд, Малайзия, Польша, Южная Африка и Дания, хотя в дальнейшем у них имеется возможность вступить в банк. В начале 2017 г. количество стран-участников АБИИ насчитывало 57 членов, из них 75% стран располагались в азиатском регионе25. Поскольку заявки на членство в АБИИ поступили от 30 стран, руководство банка полагает, что к 2018 г. количество стран-участников АБИИ может превысить 80 членов26.

В состав членов АБИИ входят не только страны азиатского региона, но и государства, расположенные за его пределами. Распределе-

23 Bai Shi. Free Trade for the Future // URL: http://www.bireview.com.cn/ print/txt/2016-10/31/content 648428 4.htm; AIIB: A Dream Provider // URL: http://www.bireview.com/Business/ 201702/t20170204 800086419.html.

24 Среди них были Лаос, Кампучия, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Бруней, Филиппины, Индонезия, Казахстан, Узбекистан, Кувейт, Непал, Оман, Южная Корея, Монголия, Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш (10 стран являются членами АСЕАН). В январе 2015 г. количество членов АБИИ увеличилось до 26 членов, когда Новая Зеландия, Саудовская Аравия, Таджикистан, Мальдивская Республика выразили желание вступить в АБИИ.

25 Из выступлений руководителей КНР разного уровня и сообщений китайской прессы складывается впечатление, что основной упор в своей деятельности АБИИ будет уделять инфраструктурному развитию в азиатском регионе (Deng Yaqing. Building Asia's Future. The AIIB seeks to stoke growth in Asian countries through infrastructure construction // URL: http://www. bire-view.com/Business/201701/t20170115 800085413.html; AIIB committed to providing strong support to ASEAN // URL: http://www.china.org.cn/business/ 2017-05/13/content 40804932.htm; Infrastructure vital to boost socio-economic development in developing countries: AIIB president // URL: http://www. globaltimes.cn/content/1046478.shtml (Source: Xinhua Published: 2017/5/11)).

26 Deng Yaqing. Building Asia's Future. The AIIB seeks to stoke growth in Asian countries through infrastructure construction // URL: http://www.bireview. com.cn/Business/201701/t20170115 800085 413.html

445

ние долей стран-участниц происходит в первую очередь с учётом географических различий между членами. В соответствии с принятым порядком, доля азиатских стран и неазиатских распределяется в пропорции 75% и 25% соответственно. А затем на этой основе дальнейшее распределение акций АБИИ происходит согласно размеру ВВП страны-участника. В соответствии с «Соглашением о создании АБИИ», уставной капитал АБИИ составляет 100 млрд долл. и делится на 1 млн акций стоимостью 100 тыс. долл. каждая. Для формирования своего уставного капитала Китай закупил акций на сумму 29,7804 млрд долл., что составило 30,34% от общей суммы. Таким образом, Китай стал крупнейшим владельцем акций АБИИ. В итоге на долю Китая приходится 26,06% голосов27. Если КНР не поддержит какой-либо проект, то он не будет принят. «Соглашение о создании АБИИ» предусматривает, что при голосовании по особо важным вопросам необходимо набрать 75% голосов, и поэтому КНР обладает правом вето28.

Понимая, что АБИИ в перспективе будет угрожать гегемонии ВБ и, соответственно, интересам США, американская администрация провела большую кампанию по противодействию вступлению в банк некоторых стран, однако из стран G7 и ближайших союзников США воздержалась от присоединения к АБИИ только одна Япония. Тем не менее, в январе 2017 г. президент АБИИ Цзинь Лицюнь заявил, что двери банка, по-прежнему, открыты для этих двух стран29. Первым президентом АБИИ стал генеральный секретарь временной многосторонней комиссии АБИИ Цзинь Лицюнь. По его заявлению, через 5-6 лет из средств банка планируется ежегодно выделять 10-15 млрд долл. на кредитование развития инфраструктуры в рамках инициативы создания «пояса и пути». В 2016 г. АБИИ одобрил выделение

27 В ВБ доля США составляет 16,3%, Китая — 4,9%; в МВФ доля США равна 16%, КНР — 6%; в АБР доля Японии составляет 12,8%, США — 12,7%, Китая — 5,5%.

28 За Китаем следуют Индия (уставной капитал определён в 8,367 млрд долл.), Россия (уставной капитал — 6,536 млрд долл.), Германия (4,484 млрд долл.), РК (3,739 млрд долл.). Другими значительными соучредителями АБИИ являются Австралия (3,691 млрд долл.), Франция (3,376 млрд долл.), Индонезия (3,361 млрд долл.), Великобритания (3,055 млрд долл.), Бразилия (3,181 млрд долл.). За ними следовали: Турция (2,610 млрд долл.), Италия (2,572 млрд долл.), Саудовская Аравия (2,545 млрд долл.), Испания (1,762 млрд долл.), Иран (1,581 млрд долл.), Таиланд (1,428 млрд долл.), Объединённые Арабские Эмираты (1,861 млрд долл.), Пакистан (1,034 млрд долл.), Нидерланды (1,031 млрд долл.), остальные (12,832 млрд долл.).

29 AIIB President Jin: Door will remain open for US to join. АПВ President Jin: Door will remain open for US to join // URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/ 2017-01/16/content 27961881. htm

446

кредитов на общую сумму 1,73 млрд долл. на реализацию девяти инфраструктурных проектов30 в семи азиатских странах31. С января по сентябрь 2016 г. банк выделил кредиты на инфраструктурное строительство в пяти странах (Бангладеш, Индонезия, Пакистан, Узбекистан и Таджикистан) на сумму 509 млн долл., а в октябре выделил еще 300 млн долл. на проекты в Мьянме32. В декабре 2016 г. АБИИ одобрил выделение кредита Азербайджану на проект проведения газопровода через Анатолию33. В марте 2017 г. АБИИ одобрил заявки на новые кредиты в размере 285 млн долл. на финансирование инфраструктурных проектов в Индонезии и Бангладеш34. Таким образом, совокупный объём выданных АБИИ кредитов на начало 2017 г. превысил 2 млрд долл.35 Индонезия получит два кредита: на 125 млн долл. и 100 млн долл., а Бангладеш получит 60 млн. долл. для реконструкции сети газопроводов. В 2016 г. АБИИ и АБР приступили к разработке проекта синдицированного кредитования, позволяющего странам-заёмщикам получать значительные кредитные суммы, которые один банк предоставить не в состоянии вследствие высокого риска, либо вследствие превышения законодательных ограничений. В 2017 г. общий объём кредитования предусмотрен руководством АБИИ в размере 2,5 млрд долл., в 2018 г. — 3,5 млрд долл.36

23 марта 2017 г. Совет управляющих АБИИ одобрил вступление 13 новых членов и после расширения число членов банка до-

30 Среди них: модернизация приграничных дорог Узбекистана и Таджикистана (27,5 млн долл.), участок скоростной магистрали М-4 Шоркот-Ханевал в Пакистане (100 млн долл.) (Хэ Цзя, Чун Яту. Первые успехи АБИИ // Китай. № 2 (136). Февраль 2017. С. 22).

31 AIIB unveils 2017 priorities // URL: http://www.chinadaily.com.cn/world/ 2017-01/16/content 2797 1104.htm

32 Asian regional financial cooperation to bring new growth momentum // URL: http://www.chinadaily. com.cn//business/2016-10/22/content 27140224.htm

33 Специалисты: первая годовщина Азиатского банка инфраструктурных инвестиций увенчалась большими успехами // URL: http://russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2017-01/20/content 4014 3828.htm

34 AIIB marches ahead on development path // URL: http://www.china.org.cn/ opinion/2017-03/27/content 40503785.htm

35 Chu Daye. AIIB approves new loans // URL: http://www.globaltimes.cn/cont ent/1040031.shtml (Source: Global Times. 2017/3/29); President Xi's Belt and Road speech in numbers // URL: http://www.chinadaily.com.cn/beltandroadinitiative/2017-05/14/content 29341723.htm

36 Global Biz Insight: Belt and Road lights up global growth // URL: http://www. china.org.cn/world/ Off the Wire/2016-10/20/content 39531057.htm; Fang Zheng-hui. Foundations of the Road // URL: http:// www.bireview.com/0pinion/201705/ t20170522 800096724.html

447

стигло 70, что позволило АБИИ по количеству членов стать вторым после Всемирного банка многосторонним институтом развития. По количеству членов АБИИ превзошёл Европейский банк реконструкции и развития и Азиатский банк развития37. Одобрение на присоединение к АБИИ получили Афганистан, Армения, Фиджи, САР Сянган, Восточный Тимор, Бельгия, Канада, Эфиопия, Венгрия, Ирландия, Перу, Судан и Венесуэла38. Официально членами АБИИ они станут после завершения необходимых внутренних процедур и осуществления первого взноса в капитал банка. 13 мая 2017 г. Совет управляющих АБИИ одобрил решение принять семь новых членов банка, благодаря чему общее число членов АБИИ увеличилось до 77. Три из одобренных заявок поступили от предполагаемых региональных членов (Бахрейна, Кипра и Самоа), а остальные — от нерегиональных членов (Боливии, Чили, Греции и Румынии), а согласно заявлению президента АБИИ Цзинь Лицюня, к концу 2018 г. общее количество членов банка возрастёт до 85.39

В 2017 г. было завершено формирование основных структур банка, разработаны правила и нормативы, регламентирующие аккумулирование средств в оперативную деятельность банка, были уточнены процедуры конкретных финансовых операций, был создан механизм управления финансовыми рисками. Учреждение АБИИ является важным шагом реализации стратегической программы «пояса и пути», нацеленной на активизацию инфраструктурного развития Азии, углубление регионального и международного сотрудничества. Это отмечено в преамбуле «Соглашения о создании АБИИ»: «...Уверены в том, что, будучи многосторонним финансовым учреждением для активизации инфраструктурного развития, АБИИ сможет мобилизовать больше денежных средств для развития инфраструктуры в Азии, а также вне её, разрешить проблемы финансирования, с которыми сталкиваются многие страны». В начале 2017 г. руководство АБИИ определило приоритетные стратегические задачи на текущий год. По словам президента банка Цзинь Лицюня, главная миссия АБИИ заключается в стимулировании социально-экономического развития Азии посредством инве-

37 Xi's vision offers path to prosperity // URL: http://en.ce.cn/main/latest/201705/ 08/t20170508 22598140.shtml

38 ZhengXin. AIIB welcomes 13 new prospective members // URL: http://www. chinadaily.com.cn/business/2017-03/24/content 28658916.htm

39 AIIB expects to sign 85 members by year's end // URL: http://www.chim dai-ly.com.cn/business/ 2017-05/22/content 29438541.htm

448

стирования в проекты, стимулирующие установление связи между рынками40.

Азиатские цели АБИИ также отвечают потребностям РФ в повышении уровня развития инфраструктуры ДФО, а также совпадают с целью укрепления региональной интеграции, которую всемерно поддерживает Евразийский экономический союз. РФ и КНР имеют возможность на основании ныне существующих механизмов двустороннего сотрудничества активизировать взаимодействие с АБИИ и другими финансовыми структурами. Например, Российско-китайский инвестиционный фонд может принять участие в проектах АБИИ, либо привлекать кредиты АБИИ в свои проекты.

Wu Zi*, S.L. Sazonov** The main sources of financing of the Eurasian transport corridor

ABSTRACT: The article reveals the main financial sources of the Chinese Chairman's «belt and road» project which should be considered as a national economy development plan. China is entering into a new phase of development where the export of capital will be the main sources of development and large-scale Chinese foreign investments allow domestic companies to enter the global infrastructure market. This strategy produces a multiplier effect in the related industries of China, creates new jobs, stimulates the development of the Western provinces of China, expanding national and global infrastructure network and, as a result, boosts the development of Chinese foreign trade. A breakthrough industrial innovation in the field of rolling stock and vehicles production can significantly increase the sales of high-tech products with high added value.

KEYWORDS: China, belt and road, national economy, transport industry, economic growth, multiplier effect, infrastructure, convergence, Western provinces, innovation, export, world market, foreign trade, high added value.

* Wu Zi ЫШ, PG student (PRC), IFES RAS, Moscow, Russia; E-mail: wendywu828@yandex.ru;

** Sazonov Sergei Leonidovich, PhD (Economics), Leading Researcher of IFES RAS, Moscow, Russia; E-mail: sazonovch@mail.ru

40 АБИИ выделил приоритеты на 2017 год // URL: http://russian.china.org. cn/exclusive/txt/2017-01/17/content 40118473 .htm; AIIB's first year shows efficiency // URL: http://en.people.cn/n3/2017/ 0119/c90000-9167929.html

449

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.