■ш
УДК 001.895:364-78
Е. В. Максименко
СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Существенной особенностью инновационной деятельности специалиста по социальной работе является то, что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку социальных технологий, развивающих личность клиента. В представленной статье обобщены результаты теоретического анализа инновационной деятельности специалиста по социальной работе, описываются специфика, содержание и стадии инновационной деятельности социального работника.
An important feature of innovation activity of a professional social worker is that it is based on the personal approach and is aimed at creating social technologies developing the personality of client. This article offers the results of theoretical analysis of a profession social worker's innovation activity and describes the features, the content, and stages of innovation activity of a social worker.
Ключевые слова: инновационная деятельность, социальные инновации, социальная работа, социальные технологии, инновационный продукт, социальная сфера.
Key words: innovation activity, social innovations, social technologies, innovative product, social sphere.
С учетом потребностей социума и направлений государственной политики в социальной сфере (разработка и внедрение инновационных социальных технологий) инновационная деятельность в настоящее время является неотъемлемой составляющей деятельности специалиста по социальной работе. При этом следует отметить тот факт, что инновационная деятельность как особый вид деятельности в социальной работе тесно связана с социальными инновациями.
Социальные инновации выступают как важный фактор экономического, социального и культурного прогресса всех современных обществ, всех народов мира; как средство удовлетворения общественных потребностей; служат улучшению организации социальной работы; способствуют повышению ее эффективности и качества, статуса профессии в общества, уровня его моральности [3].
Появлению инноваций в социальной сфере могут содействовать такие процессы, как: обострение социальных проблем, которые следует решать по-новому; отсутствие необходимых ресурсов для развития социальной сферы, что требует более действенных способов их поиска; тенденция ужесточения требований к качеству услуг учреждений социальной сферы и приведения их к международным стандартам [2].
С точки зрения Л. А. Кайгородовой, инновационные социальные технологии являются одним из основных средств выхода из социально-экономического кризиса. По мнению автора, этот факт связан с несколькими причинами: 1) отсутствие инновационных социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к социальным бедствиям; 2)
социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью (это касается, в первую очередь, необходимости стандартизировать и унифицировать социальные услуги, отдельные методики, формы, приемы и способы социального действия); 3) разработка теоретических основ и практических механизмов общественно-государственного регулирования, новых средств и методов решения социальных проблем в условиях отчужденности, дезинтегрированности людей становятся приоритетными направлениями социальной политики всякого государства [1].
Под инновационной деятельностью специалиста по социальной работе мы понимаем деятельность субъекта по созданию, разработке, освоению социальных технологий и социальных программ, внедрение их в практику социальной работы с различными категориями клиентов, что приводит к решению у них социальных проблем и улучшению их социального функционирования. Важно отметить и тот факт, что существенной особенностью инновационной деятельности специалиста по социальной работе является также то, что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку социальных технологий, развивающих личность клиента.
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 4. С. 170—174.
Результатом инновационной деятельности специалиста по социальной работе становится инновационный продукт. Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации [5]. В рамках инновационной деятельности специалиста по социальной работе можно отметить следующие направления: создание социальных программ и технологий, организация экспертиз социальных программ и технологий и проведение научно-исследовательских и проектных исследований в социальной сфере. Обобщая результаты теоретического анализа, представим схематично стадии инновационной деятельности специалиста по социальной работе.
Рис. Стадии инновационной деятельности специалиста по социальной работе
Таким образом, ориентируясь на модель Ф. Будьзински, Л. Шольц и других авторов, можно выделить четыре стадии инновационной деятельности специалистов по социальной работе [6; 7]:
1. Исследование. В процессе инновационной деятельности специалист по социальной работе на данной стадии анализирует деятельность социального учреждения, выделяет социальные проблемы, требующие первоочередного решения, разрабатывает варианты решения обозначенных проблем с целью определения эффективного пути развития клиентов. На этом этапе осуществляется поиск и отбор наиболее перспективных инновационных идей, а также оценка их жизнеспособности.
2. Развитие. Данная стадия позволяет оформить инновационную идею в некую модель, проект. На этом этапе специалист по социальной работе детально разрабатывает социальную технологию
или программу, а затем обращается к экспертам для оценки ее эффективности, адаптивности и валидности.
3. Внедрение. Внедрение в социальной инновационной деятельности означает прежде всего апробирование инновации — первоначальное применение инновации, осуществление его на отдельно взятом объекте в течение непродолжительного периода времени. Апробирование инновации в социальной работе может проводиться как целенаправленно организованный социальный эксперимент, предполагающий поисковую деятельность, создание нового социального опыта. На этой стадии специалист по социальной работе анализирует результаты деятельности за определенный отрезок времени, выделяет положительные и, возможно, отрицательные черты инновации, определяет ее дальнейшую «судьбу».
4. Диффузия. Означает распространение, проникновение в массу. Сущность данной стадии состоит в освоении инновации социальной общественностью. Инновация становится достоянием социальной практики и науки [4].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме инновационной деятельности специалистов по социальной работе позволяет нам говорить о том, что ее реализация в процессе профессиональной деятельности требует от специалиста высокого уровня готовности к ее выполнению. Важно отметить и тот факт, что существенной особенностью инновационной деятельности специалиста по социальной работе является также то, что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку социальных технологий, развивающих личность клиента.
Список литературы
1. Кайгородова Л. А. Инновационные технологии в социальной работе с пожилыми людьми. URL: http://home.novoch.ru
2. Карпова Ю. А. Введение в социологию инноватики: учебное пособие. СПб., 2004.
3. Нейхц Н.П., Решетников В. А. Традиция и инновация в социальной работе // Вестник Иркутского университета. Специальный выпуск. Материалы ежегодной научно-теоретической конференции молодых ученых. Иркутск, 2000.
4. Основы социальной работы / под ред. Н. Ф. Басова. М., 2004.
5. Платонова Н. М. Проблемы и перспективы инновационного развития социальной работы // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2010. Вып. № 1
(13).
6. Budzinski F. Uwarunkowania procesu upowszechniania innowacji technicznych. Krakow, 1984. S. 68.
7. Scholz L. Innovation Surveys and the Changing Structure of Investmanet in Different Industries in Germany, STI Review, 1992. 11. December. P. 97—116.
Об авторе
Елена Викторовна Максименко — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, email: [email protected]
About author
Yelena V. Maksimenko, PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University, e-mail: [email protected]