УДК 332.025
52
Д. В. Кашпаров, М. С. Кочин
ОТ ТРЕНИНГА СТАРТАПА КАК ИНСТРУМЕНТА ОБУЧЕНИЯ РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА И СТРАНЫ
Представлено сравнение такого аспекта инновационного развития в России и Европе, как система подготовки специалистов в области разработки и коммерциализации инноваций. На основе исследования подходов различных авторов предлагается усилить влияние системы образования на инновационное развитие регионов с помощью различных форм, ключевой из которых стал так называемый тренинг стартапа. Приводится опыт БФУ им. И. Канта. Предлагается создание региональной системы обучения разработке и коммерциализации инноваций.
The article presents a comparison of innovation development in Russia and Europe regarding it as a system of training specialists in the facilitation and commercialization of innovations. Building on the analysis of various approaches, the author proposes to strengthen the influence of the education system on the innovative development of regions using various methods, the key one being the so-called start-up training. The author analyses the experience of the Immanuel Kant Baltic Federal University in training specialists in innovation. It is proposed to create a regional training system for the development and commercialisation of innovations.
Ключевые слова: инновационная экономика, стартап, обучение инновациям, инновационные системы развития бизнеса, тренинг.
Key words: innovative economy, startup, training innovation, innovative system of business development, training.
Современные социально-экономические преобразования на уровне регионов и страны заставляют участников искать пути и средства поступательного, эффективного и сбалансированного развития, обеспечивающих, с одной стороны, реализацию текущих задач, стоящих перед регионами как составными частями страны, а с другой — создавать предпосылки, возможности для будущего рывка в развитии. Различия в развитии регионов страны, факторов и условий, способствующих и препятствующих их развитию, требуют использования разнообразного инструментария. Но одним из немногих направлений, которое, как показывает опыт зарубежных стран, важно для развития и страны в целом, и регионов вне зависимости от их особенностей, стало инновационное развитие. Инновации как фактор развития экономики и их последующее внедрение оказывают влияние на конкурентоспособность и ведут к устойчивому экономическому росту [4, с. 8]. При этом регион должен учитывать особенности как своего потенциала, так и факторов, препятствующих динамичному инновационному развитию, и при ко-
© Кашпаров Д. В., Кочин М. С., 2017
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 4. С. 52 — 59.
операционных (сетевых) связях с другими регионами создать фундамент устойчивого инновационного роста. Региональная деловая активность, во многом предопределяющая экономическое развитие страны, оценивается по ее достижениям, созданным в том числе и за счет усилий в сфере инновационного развития [21, с. 50].
Само содержание категорий «инновация», «инновационный путь развития», «инновационная экономика» достаточно хорошо изучено. В частности, инновация может пониматься как «вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные знания с целью удовлетворения общественных потребностей или получения прибыли» [17, с. 315]. Категория инновационной экономики может быть определена как «экономика общества, основанная на знаниях, инновациях» [6, с. 243]. Важно отметить присутствующий в данных определения акцент на знаниях. Знание призвано выступать источником роста экономики. В инновационной экономике существенным источником различных нововведений выступают наука и образование. Одной из составных частей инновационного развития является изобретательство, которому можно и нужно учить [2]. Движущей силой инновационной экономики служит инновационное предприятие, под которой может пониматься организация, внедрившая в период своей деятельности какую-либо инновацию.
О мировой практике выбора инновационного пути развития экономики можно судить по статистике стран и регионов. Одним из таких показателей в Европе является Turnover from innovation — оборот от инноваций, определяемый как отношение оборота инновационных товаров к общему обороту товаров. В России существует аналогичный показатель — Удельный вес инновационных товаров в общем объеме выполненных работ (товаров, услуг).
Сравнение показателей инновационного развития Европейского союза, Российской Федерации в целом и одного из ее регионов — Калининградской области — наглядно показывает опережающие позиции Европейского союза (табл. 1).
Таблица 1
53
Показатели удельного веса инновационных товаров в общем объеме товаров, % от общего объема
Субъект 2004 2006 2008 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Европейский союз 13,7 13,4 13,3 12,8 — 11,9 — 12,1 —
Польша 13,5 10,1 9,8 8 — 6,3 — 7,4 —
Российская Федерация 9,5 10,4 10,3 10,1 9,9 9,3
Калининградская область 3,2 3,3 5,1 5,1 2,4 4,1
Источники: [14; 19].
Между тем в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве одной из задач заявлено увеличение до 25 — 35 % доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции [16]. Налицо необходимость поиска актуальных, своевременных и эффективных мер по увеличению доли инновационного развития экономики.
Одним из направлений исследований инновационного развития является сравнение комплекса мер, направленных на его ускорение. Перечень таких мер достаточно широк и требует определенной группировки. Одной из групп действий стал комплекс мероприятий по усилению инновационной направленности образовательных и науч-54 ных процессов. К ним относятся, в частности, совершенствование образовательных циклов, повышение качества содержательных аспектов образования и образовательных технологий с учетом необходимости обеспечения опережающего характера получаемых знаний.
Характерная черта развития многих стран на современном этапе — повышение роли образования, знаний и инноваций. Опережающего характера знаний требует от нас и постоянно усиливающаяся международная конкуренция. Так, Г. Я. Белякова и Л. Р. Батукова отмечают, что «инновационная модернизация экономики предполагает создание механизма экономического роста, опирающегося на производство нового знания и освоение его через внедрение инноваций в основных сферах жизни общества» [3, с. 76]. Новое знание необходимо создать и внедрить во все ключевые сферы жизни и общества. Эти две важные составляющие можно выделить в отдельные (но связанные) направления исследования. Между тем уже существующие методики создания инноваций, а также процессы обучения им станут шагом (параллельно с другими) на пути построения новой инновационной экономики. Статистика направлений и профилей подготовки (на разных уровнях образования), связанных с инновациями, не позволяет дать их комплексную оценку, но вместе с тем сравнение даже по некоторым уровням подготовки (табл. 2) показывает серьезные отличия по странам и регионам.
Таблица 2
Количество образовательных программ подготовки, связанных с обучением инновациям, по состоянию на 2016 г.
Страна, регион Образовательные программы магистратуры Курсы повышения квалификации
Европа 74 19
Польша 9 5
Российская Федерация 37 —
Калининградская область 1 —
Источники: [8—10].
Сопоставление данных двух таблиц показывает наличие определенной зависимости между активностью сферы образования по реализации программ подготовки, связанных с обучением инновациям,
^^
и уровнем инновационного развития экономики. Можно предположить, что усилия по подготовке специалистов в области инноваций влияют на долю инновационно активных предприятий. Как мы видим, активность в Российской Федерации в данном направлении недостаточна, что подтверждается и рядом исследований: «...усилению роли инноваций в социально-экономическом развитии России препятствуют слабая взаимосвязь образования, науки и бизнеса» [7, с. 12].
Не забывая про уровень качества образовательных программ, можно сделать вывод о том, что назрела необходимость в разработке и реализации программ, направленных на повышение инновационной активности. Обучение разработке инноваций на всех образовательных уровнях будет способствовать повышению удельного веса инновационно активных предприятий. Данный тезис озвучивает и Тими Макко-нен, подчеркивающий, что «важность образования и обучение в инновационной деятельности регионов, экономический рост за счет инноваций, в конечном счете, движим накоплениями человеческого капитала» [13]. Одной из задач системы образования, занимающейся подготовкой специалистов для регионов, является преодоление неготовности большей части менеджмента к решению инновационных задач [7, с. 24]. Кроме того, для увеличения инвестиционной активности в регионах России необходимы специалисты, способные управлять инновационным развитием. Выстроенная эффективная система подготовки управленцев инновациями призвана стать механизмом адаптации предпринимательства к постоянно меняющимся условиям, инструментом поддержания конкурентоспособности.
В одном из регионов Российской Федерации — Калининградской области — из образовательных программ, связанных с обучением инновационной активности, реализуется единственная программа уровня магистратуры (см. табл. 2) — «Инновационные системы развития бизнеса». В настоящая время в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта) разрабатывается образовательная программа бакалавриата направления «Менеджмент», профиль «Высокие технологии и инновационные бизнес-системы». Программа призвана стать эффективным инструментом развития инновационной экономики региона, работающей на повышение ее конкурентоспособности. Особенность программы в том, что она будет реализо-вываться на базе трех институтов БФУ им. И. Канта — Института экономики и менеджмента, Института живых систем, а также Института физико-математических наук и информационных технологий. Особое внимание уделяется как содержанию программы, так и формам учебного процесса, где давно зарекомендовавший себя как достаточно эффективный формат тренинга, подразумевающий отработку определенной компетенции, должен сыграть свою роль при подготовке итогового продукта — профессионала, способного управлять разработкой и реализацией инноваций в своей профессиональной сфере. «Инновационное развитие невозможно без обладающего соответствующими компетенциями персонала. .создание корпоративной системы тренинга по обучению технологиям креативного мышления» [7, с. 25].
55
Региональные образовательные учреждения, которые по каким-то причинам не реализуют специальные программы, связанные с инновациями и обучением инновациям, вместе с тем могут встраивать механизмы обучения инновационным разработкам и последующее их внедрение, реализацию на практике в уже существующие образовательные программы и курсы. В Институте экономики и менеджмента БФУ им. И. Канта в части реализации такой дисциплины, как «Коммерческая деятельность», студенты в начале курса выбирают направление коммерческой деятельности, на примере которого в дальнейшем осваивается содержание всего курса. Одним из условий является созда-
- ние предприятия в инновационной сфере. Конечно, не всем удается в
56 полной мере решить поставленную задачу, но часть студентов находит действительно новые и как для региона, и как для страны в целом направления, виртуальная, а в некоторых случаях даже реальная апробация которых осуществляется при изучении курса. Стоит отметить, что такой подход реализуется преподавательским составом и в рамках других дисциплин учебных планов института [12]. Опыт подготовки инноваторов в России изучается и пропагандируется с целью облегчения построения в высших учебных заведениях эффективной системы подготовки специалистов способных создавать и внедрять в производство инновации.
Обращаясь к европейскому опыту подготовки специалистов, владеющих компетенциями по разработке и внедрению инноваций, стоит отметить широту уровней подготовки и отраслевую направленность соответствующих программ. Причем, что особенно важно, в данных образовательных программах и краткосрочных семинарах улучшать свои знания в сфере инноваций и предпринимательства могут также профессионалы из сферы бизнеса [22]. Это обстоятельство налагает повышенную ответственность на содержательные и методические аспекты учебного процесса. Бизнес не будет тратить время на образовательные программы, в которых они не получат компетенций для развития и повышения конкурентоспособности. Здесь примечателен опыт включения в состав Института экономики и менеджмента БФУ им. И. Канта Калининградской школы бизнеса, успешно функционирующей в регионе более 25 лет. В США обучение навыкам разработки инноваций осуществляется путем как создания отдельных университетских курсов, сосредоточенных на предпринимательстве, так и внедрения предпринимательской концепции в структуру уже существующих курсов, «что позволит студентам узнавать о своих возможностях в инновационной деятельности и развитии своих собственных уникальных идей» [20, с. 74].
Процесс обучения инновационному мышлению, инновационной деятельности сопряжен с рядом относительно новых категорий и процессов, одним из которых является стартап. «Start-up — пускать в ход. Недавно созданная компания, находящаяся на этапе динамичного развития. Стартап предполагает обязательное использование инновационных технологий или бизнес-идей» [18]. «Впервые термин стартап появился в США в 1939 г. ... студенты Стэндфордского университета Дэвид Паккард и Уильям Хьюлет, создавая здесь свой небольшой проект,
^^
назвали его стартапом». «В отличие от обычного бизнеса, который человек только открывает, стартап имеет инновационную основу, т. е. открывается бизнес, который ранее не существовал вообще» [1, с. 122].
Деятельность стартапов продолжает изучаться и в контексте предмета нашего исследования. Рассматривая причины, ведущие к неудачам, можно выделить и недостаточную (неэффективную) подготовку тех, кто пытается разрабатывать и управлять стартапом: «Фактически же фундаментальным основанием для возможных ошибок и проблем растущей компании является неадекватная реакция менеджмента на происходящие изменения» [11, с. 40]. Необходимость обучения разработке стартапа как элемента инновационного развития подтверждает и зарубежная статистика. В частности, исследования в Великобритании показали, что «некомпетентность занимает первое место и составляет 46 процентов от всех случаев закрытия стартапов» [23].
Для процесса обучения процедурам разработки и внедрения инноваций большое значение имеют как формы передачи инновационных знаний, так и категорийный аппарат инноваций. В частности, Тими Макконен отмечает необходимость «интереса к различным формам передачи знаний из университета, включая, среди других, стартап компании...» [13, с. 24]. Университет Эйндховена предлагает различные виды поддержки стартапов. С 2006 по 2010 г. университетом было создано 83 компании, получено 64 патента, 42 лицензии, исполнено 104 задания, финансируемых правительством Нидерландов [22]. Помощь оказывается и в последующем продвижении инновационных идей на рынках. Как видим, обучение созданию и продвижению инноваций в формате стартапа или ином формате стало частью возможных действий образовательной структуры для развития инновационной экономики в регионе. Исследование рынка как процесс, сопровождающий создание и внедрение инноваций, — элемент, без которого не обойтись, и он отмечается в представленных исследованиях. Здесь труднее всего только создаваемым (вновь созданным) организациям, в структуре которых зачастую по разным причинам нет отдела маркетинга, в функции которого входило бы исследование рынка. Решить данную задачу должны образовательные учреждения — студента всегда необходимо практически закрепить и отработать профессиональные компетенции. В начале этого пути возможно и даже, скорее всего, уровень профессионализма не будет столь высоким, но это, в свою очередь, создает новые вызовы для преподавательского состава и стимулирует к повышению конкурентоспособности образовательного учреждения. Формы реализации такой функции могут быть различны: от малого инновационного предприятия до структурного подразделения в составе образовательного заведения. Многое зависит от функций, возлагаемых на данную структуру, — только исследования, исследование и создание стартапов, продвижение стартапов и т. д. Создание такого предприятия — уже стартап, по которому велись разработки Я. И. Коньшиной, А. В. Якай-тите, Д. В. Кашпарова. Опыт создания малых инновационных предприятий различной направленности существует уже в большинстве вузов страны.
57
58
Рассматриваемые мероприятия помогут достичь таких ключевых задач, как перевод экономики на инновационный путь развития, наращивание кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, формирование «инновационного человека» [16]. Промедление может создать предпосылки для негативного развития региональной инновационной экономики. Недостаточный уровень подготовки разработчиков инноваций и даже их нехватка может привести к асимметрии в развитии предпринимательства в регионе [5, с. 160]. В Калининградской области также необходимо воспользоваться существующими предпосылками для успешного развития инновационной экономики [15, с. 24]. Немедленное создание комплексной программы обучения разработке и внедрению инноваций на всех уровнях, от малого бизнеса региона до крупных компаний в различных отраслях с учетом региональной специфики, должно стать одной из приоритетных задач региональной политики. Объединяющие усилия учебных заведений, региональных властей, профессиональных сообществ предпринимателей создадут адекватный ситуации механизм для получения эффективных результатов.
Список литературы
1. Алиев Т. Х. Стартап как элемент инновационной деятельности // Журнал Южного университета. 2015. № 10 (15). С. 121 — 124.
2. Бардин В. М. Обучение изобретательству — путь к инновациям // Учебный эксперимент в образовании. 2011. № 1. С. 13 — 15.
3. Белякова Г. Я., Батукова Л. Р. О логической взаимосвязи понятий «Инновационное развитие экономики», «Модернизация экономики», «Инновационная модернизация экономики» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11 — 2. С. 76—77.
4. Боркова Е. А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в России. СПб., 2015.
5. Дупленко Н. Г. Асимметрия развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 9. С. 160 — 163.
6. Дэмба Е. А., Нестерова М. М., Матвеева Е. С. Инновационная экономика в России // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 240—243.
7. Инновационные процессы в российской экономике / под ред. М. Я. Веселов-ского, И. В. Кировой. М., 2016.
8. Информационный портал образовательных программ. URL: https://www. masterstudies.ru (дата обращения: 15.02.2017).
9. Информационный портал образовательных программ магистратур. URL: http://magistratura.su (дата обращения: 15.02.2017).
10. Информационный портал направлений подготовки в России. URL: https:// www.ucheba.ru (дата обращения: 15.02.2017).
11. Коршунов И. А., Гапонова О. С. Анализ причин гибели и долгосрочные стратегии развития стартапов // Экономический анализ: теория и практика. 2014. №46 (397). С. 38—49.
12. Кубина Н. Е. Инновации в маркетинге : учебно-методический комплекс. Калининград, 2011.
13. Макконен Т. География инноваций в Европе и Финляндии: Эмпирические исследования инноваций индикаторы и региональное развитие. URL: https://helda.helsinki.fi/bitstream/handle/10138/37291/geograph.pdf?sequence=1 (дата обращения: 15.02.2017).
14. Основные показатели инновационной деятельности // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/ science/# (дата обращения: 09.02.2017).
15. Пурыжова Л. В. Экономическая активность малого предпринимательства. Калининград, 2008.
16. Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации // Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://maginnov.ru/assets/files/analytics/02.pdf (дата обращения: 13.02.2017).
17. Сафиуллина А. М., Фатхиев А. М. К вопросу о сущности понятий «Инновация» и «Инновационная экономика» // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. 2012. № 4 (22). С. 315-318.
18. Словарь экономических и бизнес-терминов. URL: http://expbiz.ru/business-dictionary/24-стартап.html (дата обращения: 16.02.2017).
19. Статистика опроса инновационного сообщества // Евростат. URL: http:// ec.europa.eu/eurostat/web/science-technology-innovation/data/main-tables (дата обращения: 09.02.2017).
20. Черникова А. А., Кожитов Л. В., Косушкин В. Г., Верхович В. С. Подготовка инноваторов в вузах // Инновации. 2013. № 7 (177). С. 74 — 80.
21. Широкова Д. А., Лисогор М. Н., Лукьянова Н. Ю. Оценка деловой активности в регионе // Вопросы экономики и управления. 2016. № 3 (5), т. 1. С. 49 — 52.
22. 30 Best Case Studies of Good Practice in the Area of UBC within Europe / Science-to-Business Marketing Research Centre, Germany, 2011. URL: ec.europa.eu/ education/higher-education/doc/studies/munstercase_en.pdf (дата обращения: 15.02.2017).
23. Startup Business Failure Rate By Industry. URL: http://www.statisticbrain. com/startup-failure-byindustry/ (дата обращения: 22.06.2016).
Об авторах
Дмитрий Витальевич Кашпаров — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.
E-mail: [email protected]
Михаил Сергеевич Кочин — канд. экон. наук, доц., Калининградский институт управления, Россия.
E-mail: [email protected]
The authors
Dr Dmitri Kashparov, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia.
E-mail: [email protected]
Dr Mikhail Kochin, Associate Professor, Kaliningrad Institute of Management, Russia.
E-mail: kochin [email protected]
59