Научная статья на тему 'The development of base subsystems " MEDIS" in the Federal State Establishment "Russian Scientific Center of Roentgenoradiology оf Rosmedtechnology Department" (RNCRR)'

The development of base subsystems " MEDIS" in the Federal State Establishment "Russian Scientific Center of Roentgenoradiology оf Rosmedtechnology Department" (RNCRR) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
138
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
госпитальный регистр / электронная история болезни / медицинская информация / медицинские услуги / hospital register / electronic case history / medical records / medical service

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Белле Т. С., Родин С. Р., Родина Ю. Г., Шагалова В. А.

В настоящей статье описаны особенности развития госпитальной системы МЕДИС в ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии». В результате многолетней эксплуатации системы накоплен большой опыт работы и большой объем медицинской информации, представленной в электронном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Белле Т. С., Родин С. Р., Родина Ю. Г., Шагалова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article shows the peculiarities of using the "MEDIS" medical system at FGU RNCRR In the issue of long-term system exploitation, a large volume of information was accumulated in electronic librar

Текст научной работы на тему «The development of base subsystems " MEDIS" in the Federal State Establishment "Russian Scientific Center of Roentgenoradiology оf Rosmedtechnology Department" (RNCRR)»

Перейти в содержание Вестника РНЦРР МЗ РФ N10.

Текущий раздел: Информационные технологии в медицине

Развитие базовых подсистем «МЕДИС» в ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии Росмедтехнологий» (РНЦРР)

Белле Т. С., Родин С.Р., Родина Ю.Г., Шагалова В.А.

ФГУ Российский научный центр рентгенорадиологии Росмедтехнологий, гМосква

Адрес документа для ссылки: http://vestnik.mcrr.ru/vestnik/v10/papers/belle_v10.htm Статья опубликована 12 апреля 2010 года.

Идентификационный номер статьи в ФГУП НТЦ “ИНФОРМРЕГИСТР”:

Для переписки: 117997, Москва, ул. Профсоюзная 86, раб. телефон +7 (495) 334-79-56,

[email protected]

Белле Татьяна Сергеевна

Родин Сергей Рудольфович

Родина Юлия Григорьевна

Шагалова Вера Александровна

Резюме

В настоящей статье описаны особенности развития госпитальной системы МЕДИС в ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии». В результате многолетней эксплуатации системы накоплен большой опыт работы и большой объем медицинской информации, представленной в электронном виде.

Ключевые слова: госпитальный регистр, электронная история болезни, медицинская информация, медицинские услуги

The development of base subsystems " MEDIS” in the

Federal State Establishment "Russian Scientific Center of Roentgenoradiology оf Rosmedtechnology Department" (RNCRR)

Belle T.S, Rodin S.R., Rodin Y.G., Chagalova V.A.

Federal State Establishment “Russian Scientific Center of Roentgenoradiology оf

Rosmedtechnology Department”, Moscow

Summary

This article shows the peculiarities of using the "MEDIS" medical system at FGU RNCRR In the issue of long-term system exploitation, a large volume of information was accumulated in electronic librar

Key words: hospital register, electronic case history, medical records, medical service Оглавление:

Введение

Пользователи системы

Базовые подсистемы системы «МЕДИС»

Регистр больных

Архивы медицинской документации

Учет медицинских услуг

Электронная история болезни

Виртуальные разделы истории болезни

Учет медицинских услуг в лечебных отделениях

Консультации и диагностические исследование

Учет медицинских услуг в кабинетах врачей-диагностов

Клинико-диагностических лаборатории

Медицинская статистика

Подсистема «Администрация Центра»

Подсистема «Администратор системы МЕДИС»

Авторское сопровождение системы МЕДИС Развитие системы МЕДИС

Введение

Работы по созданию системы «МЕДИС» начаты в 1990 году. Система функционирует в РНЦРР с 1996 года. На начало февраля 2010 года система установлена на 150 рабочих местах ( в Главном корпусе, в радиологическом корпусе и в помещении «Медицинской статистики и Архива медицинской документации»). В настоящее время в системе зарегистрировано более 300 пользователей. Система работает под управлением сетевой операционной системы Microsoft Server 2003, инсталлированной на двухпроцессорном файл-сервере с процессором типа Xeon. Программное обеспечение системы «МЕДИС» эксплуатируется отделом АСОМИ Центра и функционирует в рамках авторского сопровождения и развития группой разработчиков ВЦ РАН.

Перейти в оглавление статьи >>>

Пользователи системы

Пользователями системы является руководство Научного центра, - директор, главный врач, главная сестра, заведующие лечебными отделениями, лечащие врачи, старшая сестра и медицинские сестры лечебных отделений, врачи диагносты, врачи консультанты и медицинские сестры диагностических подразделений, врачи и лаборанты клиникодиагностических лабораторий, регистраторы и врачи в Приемном покое, сотрудники лаборатории ГРИТАС (госпитального регистра, информационных технологий и аналитической статистики), а также сотрудники различных вспомогательных подразделений центра.

Амбулаторные

Госпитализации

больные [

<=|

А

Амбулаторный прием

А

Стационар

Лечебно-

профилактические

подразделения

Лечебные ^ отделения

Операционный

блок

Лаборатории

Вспомогательные службы (аптека, пищеблок,...)

Мед. статистика

Администрация лечебного учреждения

В настоящее время в системе зарегистрировано около 360 пользователей.

Разграничение доступа пользователей к медицинской документации осуществляется

следующими механизмами:

• Установкой прав доступа на рабочих местах средствами сетевой операционной системы Windows 2003 совместно с операционной системой Windows на локальных компьютерах.

• Посредством установки на компьютерах различных специализированных рабочих мест со своим набором функций.

• Ведением централизованного списка паролей пользователей.

• Журнализацией несанкционированных действий.

Перейти в оглавление статьи >>>

Компьютеризация деятельности Центра предполагает решение целого спектра задач, включающих в себя как традиционные информационные задачи, - обеспечение интеграции информационных ресурсов в рамках учреждения, разрешение конфликтов по доступу к данным, управление транзакциями, поддержание ссылочной целостности, резервное копирование и восстановление данных, индексация, хранение метаданных, ведение документопотока в электронном виде, обеспечение персонифицированного доступа к информации, реализация механизмов массовой обработки информации и т.п., так и задачи алгоритмического характера, - оптимизация деятельности отдельных служб и достоверная оценка их деятельности, оперативная информационная поддержка процессов принятия решений на всех уровнях управления и т.п.

Функционально система «МЕДИС» состоит из следующих основных подсистем: Регистратура, Регистратура, Регистр больных, Приемное отделение, Лечебные отделения, Диагностические отделения, Врачи-консультанты, Лаборатории, Администрация, Медицинская статистика, Архив историй болезни, Администратор системы, разнообразные Вспомогательные службы.

Базовые подсистемы системы «МЕДИС»

Регистратура Приемное отделение

I

Справочная служба. Картотека пациенте

Диагностические службы

Функц. диагностика Эндоскопия Рентгенография Комп. томография Радиоизотопн. диагн УЗИ

Заявки

Консультанты

Психиатор

Логопед

Гинеколог

Физиотерапевт

Рефлексотерапевт

Окулист

Лаборатории

1

Переводы бол перемещения ( отделения

Общеклиническая Аптека

Биохимическая Пищеблок

Серологическая Мед.техника

Бактериологическая Бухгалтерия

Иммунологическая А

Мед. статисти

V

л.

V

Справочная служба. Картотека пациентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

Основной информационной компонентой системы «МЕДИС» является формализованная электронная история болезни.

Как видно из приведенного выше рисунка, электронная история болезни создается подсистемой «Приемное отделение» на основе данных, поступающих из подсистемы «Регистратура» при поступлении пациента, и сопровождает пациента в течение всего процесса лечения.

Формализованная история болезни содержит общие сведения о пациенте и полный, в юридическом и медицинском аспектах, набор документов о ходе лечебнодиагностического процесса.

Электронная история болезни пациента, находящегося на излечении, циркулирует в сети по маршрутам, определяемым планом лечения, который назначается лечащим врачом. Результаты диагностических обследований, консультаций, анализов, и других мероприятий, проводящихся в соответствии с планом лечения, фиксируются в истории болезни в виде электронных бланков.

Каждый пользователь системы, включая администрацию лечебного учреждения, имеет возможность ознакомиться с ходом лечения и внести в историю болезни необходимые коррективы в пределах своей компетенции.

По окончании лечения в диалоге с лечащим врачом автоматически формируется выписной эпикриз, и подготавливаются все документы, необходимые для пациента, а сама история болезни архивируется на магнитном носителе.

В свою очередь, в каждом подразделении, - в диагностических службах, в клиникодиагностических лабораториях, - автоматически формируются электронные архивы этих подразделений, состоящие из ежедневных журналов приема больных и содержащих бланки с результатами обследований.

На основе анализа историй болезни автоматически формируются ежедневные, еженедельные, ежемесячные и другие отчеты, используемые администрацией для оперативного управления лечебно-диагностическим процессом. Эта же информация автоматически поступает в службу медицинской статистики.

Использование электронной истории болезни в качестве ключевого элемента автоматизации деятельности стационара позволяет решать целый спектр задач управления деятельностью медицинского учреждения.

Перейти в оглавление статьи >>>

Регистр больных

В «Регистре больных» системы «МЕДИС» имеются сведения, начиная с 1980 года, о более чем 140 тысячах больных, лечившихся как в стационаре Центра, так и получивших в разное время амбулаторное лечение. С целью компьютеризации процедуры проведения штатных диспансеризаций медицинского персонала, в «Регистре больных» также имеются сведения обо всех сотрудниках Центра. Информация о больном заносится в «Регистр» при первичном приеме больного. Эта информация обновляется, в случае необходимости, при проведении процедуры перерегистрации, выполняемой сотрудниками Регистратуры Центра через установленное время при повторном посещении Центра больным. В Регистратуре Центра установлено шесть рабочих мест: для первичной регистрации, для повторной регистрации, для регистрации платных больных и для записи амбулаторных больных на прием к врачу. В функции рабочего места «Регистратура» входит, в частности, контроль движения бумажных амбулаторных карт, автоматическое ведение ежедневных журналов и формирования различных отчетов по работе этой службы.

«Регистр больных» служит источником учетных данных пациентов для программного комплекса учета медицинских услуг, оказанных в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Этот комплекс, установленный Страховой компанией МАКС, включен в состав локальной сети Центра. Актуальные учетные данные пациентов, -жителей Москвы и Подмосковья, оперативно передаются в этот комплекс из «Регистра больных»по сети. Страховой полис или временное страховое удостоверение пациента, лечение которого оплачивается по программе ОМС, сканируется при регистрации пациента или при смене полиса и эта факсимильная электронная копия хранится в «Регистре» системы «МЕДИС» в специальном архиве полисов. Информация в архиве полисов используются системой, во-первых, для автоматической сверки информации с данными из общегородского «Единого регистра застрахованных» (ЕРЗ) по глобальной сети ФОМС, и, во-вторых, для разрешения конфликтов с ФОМС при обнаружении расхождений оригинала полиса с информацией в ЕРЗ. Информация из архива полисов используется также для внутренних нужд при уточнении данных о пациенте. Талоны на услуги, оказанные в рамках ОМС, формируются врачами Центра в системе «МЕДИС», распечатываются на бумажных носителях и, в дальнейшем, вводятся операторами в систему СК МАКС для формирования счета по оплате оказанных услуг.

«Регистр больных» содержит основные паспортные данные о пациентах и является интегрирующей компонентой системы, позволяющей для любого пациента оперативно получить санкционированный доступ к «Архивам историй болезни», а также к «Архивам диагностических подразделений», «Архивам врачей-консультантов» и к «Архивам Клинико-диагностической лаборатории».

Перейти в оглавление статьи >>>

Архивы медицинской документации

На начало февраля 2008 года в «Архиве историй болезни» в компактном виде хранится более 80 тысяч электронных историй болезни со временем оперативного доступа к любой истории болезни с любого рабочего места локальной сети Центра в пределах 1-3 секунд. Объем архива на сервере составляет около 500 Мбайт.

В архивах диагностических подразделений, архивах врачей консультантов и в архивах лабораторий находится более 400 тысяч бланков лабораторных анализов, заключений, результатов обследований и консультаций как для больных из стационара, так и для больных, получивших лечение амбулаторно. Для любого больного с рабочего места локальной сети можно оперативно получить любую выборку заключений из архива за произвольный временной период. Время получения такой справки варьируется от нескольких секунд до 2-4 минут в зависимости от специализации запроса и от количества запрашиваемых документов. В среднем в архиве на одного больного приходится 12 документов, хотя для отдельных больных количество документов в архиве может составлять несколько сотен. Объем архива заключений на сервере составляет около 400 Мбайт, а объем архива лабораторий - 250 Мбайт.

Перейти в оглавление статьи >>>

Учет медицинских услуг

Система «МЕДИС» является центральным звеном в компьютерном комплексе учета медицинских услуг, функционирующим в Центре с начала 2005 года. Факт оказания любой медицинской услуги пациенту Центра фиксируется в виде специальных талонов. Каждый талон содержит учетную информацию о пациенте, об оказанной услуге, диагнозах и об исполнителях услуги. В состав информации об услуге входит, в частности, код услуги по «Реестру услуг РНЦРР», вид оплаты и даты оказания и учета услуги. Основной объем талонов (до 80%) формируется врачебным и сестринским персоналом в системе «МЕДИС» в электронном виде в автоматическом, полуавтоматическом и в ручном режиме в лечебных отделениях, в лабораториях, в кабинетах консультантов и врачей-диагностов. По причине неполного охвата всех специалистов Центра рабочими местами системы «МЕДИС», незначительная часть талонов заполняется медицинским персоналом вручную. По мере приобретения новых компьютеров и расширения состава локальное сети Центра, количество талонов, заполняемых вручную, будет уменьшаться.

Талоны, формируемые в системе «МЕДИС», автоматически передаются по сети в две специализированные системы, входящие в комплекс учета медицинских услуг локальной сети Центра: систему «АМУ» МИАЦ и в систему «Учета услуг, оказанным больным на внебюджетной основе». В этих системах, выступающих в таком контексте в качестве «клиентов» системы «МЕДИС», талоны аккумулируются и используются для формирования различных финансовых документов, как правило, в виде счетов и счетов-фактур по оплате услуг, оказанных в Центре. В функции этих подсистем входят также средства мониторинга процесса учета услуг на основе формирования разнообразной отчетности. Система «МЕДИС», в свою очередь, имеет развитый инструментарий мониторинга процесса формирования и циркуляции талонов в локальной сети.

Талон на услуги:

Краткая справка по работе се

Nb п/п Состав группы, оказавших услугу

1 зав Реанимацией Караулов В О

2 хирург Ножиков П.А.

3 ординатор Коновалов A.A.

4 анестезиолог Ядова А.М.

5 мед сестра Помощникова О А.

6 медсестра Мешапкина АС.

8

Пример формирования талонов на услуги за одно посещение амбулаторным больным

Пример формирования талонов на услуги за одно посещение амбулаторным больным диагностического кабинета

Пример формирования талонов на услуги, оказанных больному в лечебном отделении на

протяжении одной госпитализации

Дополнительный мед персонал

№ п/п Группа сотрудников, оказавших услуги

1 врач Пекарев А.П.

2 зав.отд.Начальников П.П.

3 зав.кпиникой Директоров А.П

4 мед.сестра Помощникова O.A.

5 мед.сестра Мешалкина A.C.

В состав этого инструментария, в частности, входят автоматически создаваемые протоколы отсылки и отбраковки талонов, средства построения счетов пациентов на оказанные услуги за любой отчетный период, специальные механизмы повторной передачи уже отосланных талонов. Механизмы повторной передачи выполняют важную функцию автоматического согласования информации в системе «МЕДИС» и в базах данных систем-клиентов в случае обнаружения неточностей в данных уже после передачи талонов системам-клиентам. Такие неточности вызываются, как правило, «человеческим фактором», имеют зачастую самый разнообразный и непредсказуемый характер, и могут быть выявлены уже после факта оказания услуги.

Перейти в оглавление статьи >>>

Электронная история болезни

является центральным звеном автоматизации процесса ведения медицинской информации для больных из стационара. Истории болезни вновь поступивших больных заводятся в «Приемном отделении». В отделении установлено одно рабочее место. Основная функция подсистемы, - заведение электронной истории болезни на основе информации из «Регистра больных» и из направления на госпитализацию, заполнение бланков истории с результатами осмотра больного при поступлении и пересылка истории в отделение госпитализации. В процессе заведения истории печатается титульная часть бумажной истории болезни и заготовка статистической карты. При этом автоматически формируется регистрационная запись в электронном журнале «Приемного отделения», который используются подсистемой «Медстатистика» для контроля ежедневных сводок по движению больных и коечного фонда. По информации из этих журналов ведутся электронные версии журналов «Приемного отделения» по форме, утвержденной МЗ РФ.

Электронные истории болезни ведутся врачами больницы в хирургических отделениях, в детском и лучевом отделении. Рабочие места установлены в ординаторских, в кабинетах заведующих отделением, в кабинетах старших сестер и у постовых медсестёр.. Лечащий врач ведет истории болезни по списку своего отделения, либо по списку больных, закрепленных за ним. При этом больные, закрепленные за врачом, могут лежать на койке другого лечебного отделения. При ведении истории болезни врачу доступно более 150 типовых бланков и 9 дополнительных бланков. В состав типовых бланков входят стандартные банки типа «Общие сведения», «Диагнозы», «Обходы», «Дневники» и т.п. (около 80 бланков), а также стандартные бланки с результатами лабораторных анализов: «Общий биохимический анализ крови», «Электрофоретические белковые фракции крови», «Суточная экскреция» и т.п. (около 70 бланков). Состав типовых бланков фиксирован, однако по мере изменения требований к ведению медицинской документации конкретный вид таких бланков претерпевает изменения, зачастую

существенные, образуя модификации бланка. Так для бланка «Протокол операции» в системе имеется четыре модификации исходного бланка.

Фиксированный набор типовых бланков позволяет системе автоматически формировать частично заполненные «заготовки» разнообразных документов по специальным шаблонам на основе информации, содержащейся в бланках истории болезни. Шаблоны дают возможность обеспечить выполнение определенных требований к составу и оформлению ключевых документов истории болезни и, в то же время, дает врачу большую гибкость в написании собственных текстов. К числу таких автоматически формируемых документов относятся разнообразные выписки, например, этапные, выписные и посмертные эпикризы.

В отличие от типовых бланков, состав дополнительных бланков истории болезни постоянно расширяется. В него включены такие бланки как «Анамнез Vitae», «Осмотр

анестезиологом», «Предоперационный эпикриз», «Переводной эпикриз из реанимации», «План полихимиотерапии», «План лучевой терапии» и т.п.

Для удобства слежения врача за динамикой изменения лабораторных показателей в электронной истории болезни предусмотрен специальный режим просмотра «АНАЛИЗЫ. ДИНАМИКА». Этот режим позволяет увидеть в табличной форме одновременно все однотипные показатели, изменяемые во времени. Это удобно для контроля за лабораторными показателями, изменяемыми под воздействием медикаментозных средств.

Перейти в оглавление статьи >>>

Виртуальные разделы истории болезни

В системе «МЕДИС» имеется возможность настройки схемы формирования и просмотра «виртуальных» разделов истории болезни, в которых записи истории группируются по некоторым общим, зачастую трудно формализуемым содержательным признакам. В связи с относительной подвижностью перечня и состава таких виртуальных разделов, связанной с многообразием изменяемых со временем потребностей, интерпретаций и трактовок способов представления информации в истории болезни различных групп и категорий пользователей, механизмы работы с «виртуальными» разделами обеспечивают выполнение, как минимум, следующих требований:

- «Виртуальные» разделы должны формироваться по некоторому простому, легко изменяемому внешнему описанию, которое можно корректировать в процессе эксплуатации системы «МЕДИС» произвольным образом, не затрагивая описания внутренней структуры истории болезни. Выполнение этого требования позволяет, в частности, работать в контексте текущих настроенных «виртуальных» разделов и с любыми архивными историями болезни.

- Для обеспечения удобства визуализации «виртуальных» разделов в разных ситуациях, группировка таких разделов в пределах одной истории болезни должна осуществляться несколькими способами: через различные дополнительные пункты Главного меню истории болезни, через контекстное меню Главного меню, через ряд дополнительных меню, вызываемых как из Главного меню, так и по «горячим» клавишам.

- Для удобства и повышения наглядности работы с относительно большим количеством различных «виртуальных» разделов истории болезни необходимо, чтобы «пустые» разделы автоматически отображались на экране как неактивные.

- Для «виртуальных» разделов должны поддерживаться стандартные операции работы с буфером обмена и операции вставки таких разделов в различные выписки и другие документы, формируемые в рамках истории болезни.

- Должны поддерживаться специальные механизмы работы с отдельными настраиваемыми группами лабораторных бланков, обеспечивая пользователей электронной истории болезни возможностью наглядной табличной визуализации экземпляров однородных лабораторных бланков с целью облегчения анализа динамики лабораторных показателей за все время госпитализации пациента.

МЕДИС

МЕДИС 15.0

зазработчик Родин С. Р. Пациент Aneh

)ОВ С.П.

ПРОСМОТР И ЗАПОЛНЕНИЕ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ N7

СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ ------

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ДИАГНОЗЫ

ОСМОТР В ПРИЕМНОМ ОТДЕЛЕНИИ ОСМОТР В ЛЕЧЕБНОМ ОТДЕЛЕНИИ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ДНЕВНИК ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ НАЗНАЧЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБХОДЫ И КОНСИЛИУМЫ ОПЕРАЦИИ И МАНИПУЛЯЦИИ ВНЕШНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ И АНАЛИЗЫ ЭПИКРИЗЫ И ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

ПО ДНЯМ НЕДЕЛИ ПОЛНОЕ

ПОСТУПЛЕНИЯ И ОСМОТРЫ

ОБХОДЫ И ВЫПИСКИ

ДИАГНОСТИКА

КОНСУЛЬТАЦИИ

ФТО И ЛФК

ОПЕРАЦИИ

РЕАНИМАЦИЯ

АНАЛИЗЫ -----1— ДИНАМИКА

— КРОВЬ

— МОЧА ВСЕ

Дневник F4 Выписка F5 Этапн.эпикриз F6 Приложение F7 Динамика F8 Разные докум. F9 Обход зав.отд.РЮ

► |<-->] |-Выбор Fl,F2-noMoiMb FS-Статкарта Alt+М-Меню Esc-Выход

Для облегчения работы врачей и стандартизации медицинской документации при ведении истории болезни врачам доступны общие и личные записные книжки, библиотеки именованных текстовых фрагментов, словари и разнообразные справочники («Международный классификатор болезней (МКБ-10)» и «Международный классификатор опухолей (TNM)» и т.п.). Часть информации можно переносить в текущую историю из архивных историй, пользоваться процедурами автоматического и полуавтоматического формирования ежедневного дневника и назначений с предыдущих дневников, использовать постоянно пополняемые специализированные словари медпрепаратов.

При определении назначений на диагностические обследования и консультации врач может использовать централизованное расписание работы кабинетов, позволяющее согласовать режим работы диагностических подразделений и врачей-консультантов с потребностями лечебно-диагностического процесса в Центре.

При работе врачам доступны любые архивные истории лежащих пациентов, а также средства поиска подходящих историй в «Архиве историй болезни» по контексту, содержащемуся в бланках.

Для старших сестер отделения установлены специализированные рабочие места, позволяющие контролировать движение больных и коечного фонда, а также назначения в ежедневных дневниках.

Сведения о назначениях в ежедневных дневниках используются для автоматического построения сводных документов о назначенном лечении и о лекарственных препаратах, сгруппированные по палатам лечебного отделения. Такие документы являются основой для медицинских сестер по выполнению предписаний лечащих врачей. Эта же информация служит для автоматического формирования сводного учетного листа по медпрепаратам, отпущенным пациенту за время его госпитализации. Такой учетный лист распечатывается врачом при выписке пациента и используется Бухгалтерией Центра для определения стоимости медикаментозного лечения пациента.

Перейти в оглавление статьи >>>

Учет медицинских услуг в лечебных отделениях

Учет медицинских услуг, отпущенных пациентам врачами и медицинскими сестрами лечебных отделений, ведется медицинским персоналом отделения посредством заполнения специальных электронных талонов в рамках так называемых «Услуг по койко-дню». Врачи могут заполнять такие талоны по списку лечащего врача или по списку всего отделения, при этом система автоматически формирует заготовки талонов с учетными данными пациентов, типом оплаты, основным диагнозом из истории болезни, датой оказания услуги и кодом исполнителя и лечебного отделения. При заполнении талонов по списку лечащего врача такие заготовки будут сформированы даже в том случае, если больной лежит на койке другого отделения. Медицинские сестры формируют талоны только по списку своего лечебного отделения.

В процессе заполнения талонов медицинский персонал отделения активно использует специально разработанные врачами своего отделения и сотрудниками отдела АСОМИ шаблоны услуг, отдельно описывающие услуги врача и услуги медсестер. Каждый такой шаблон представляет собой иерархически организованный поименованный набор групп услуг, объединенных по категориям больных, по состоянию больного, по основному заболеванию, по этапу лечения и т.п. Как правило, шаблоны услуг для различных лечебных отделений заметно отличаются не столько составом групп услуг, сколько способами группировки. На практике структура шаблона может состоять из нескольких уровней и содержать несколько десятков узлов, а листья дерева, представляющие собой группы услуг, могут состоять из 10-20 кодов услуг. Для облегчения работы с таким деревом пользователь может по указанию контекста имени группы в шаблоне выделить несколько подходящих групп и уже из этого небольшого списка выбрать нужную группу. Таким образом, использование шаблонов услуг позволяет нажатием всего лишь нескольких клавиш сформировать талоны сразу на 10-20 услуг. После этого достаточно лишь указать кратность для части услуг, в случае необходимости, вычеркнуть несколько лишних услуг и добавить недостающие, используя электронную версию «Реестра услуг».

Тем не менее, ежедневная процедура заполнения талонов занимает у медицинского персонала отделения заметное время. Существенно уменьшить это время предоставляет возможность скопировать уже заполненные талоны с предыдущего дня либо всем списком, либо только талоны, заполненные самим врачом, либо с подтверждением копирования для каждого больного из списка.

Перейти в оглавление статьи >>>

Консультации и диагностические исследование

Рабочие места «Врач-диагност» установлены на 60 компьютерах в Поликлинике Центра, в отделениях радиоизотопной диагностики и радиационной медицины, отделении функциональной диагностики, в отделениях лучевой R-диагностики (органов ЖКТ, общей R-диагностики, R-эндоскопических исследований), отделении специальных лучевых R-диагностических методов диагностики (МРТ, УЗДГ, КТ), отделении лучевой R-диагностики заболеваний бронхо-легочной системы (бронхоскопия, общая R-графия, R-бронхоскопия), в Детском отделении. Рабочее место «Врач-консультант» установлен на компьютере врача-терапевта. Специализированные рабочие места установлены в «Лаборатории патоморфологии», в «Лаборатории цитологии», в «Цитогенетической лаборатории», в «Операционном блоке», в «Отделении переливания крови».

Заявки на обследования и консультации из лечебных отделений поступают в кабинеты из лечебных отделений через централизованную систему расписаний. Врачи-диагносты также могут осуществлять запись через собственное расписание. В настоящее время в Центре открыто 65 расписаний, охватывающих дневную смену работы клиникодиагностических подразделений Центра и кабинетов врачей-консультантов. Врачи этих подразделений формируют через компьютер свои заключения с результатами

обследований и консультаций. При заполнении заключений широко используются общие и личные записные книжки, а также собственные библиотеки текстовых фрагментов.

В процессе свой работы врач-диагност может ознакомиться не только с текущей, но и с любой архивной историей пациента, а также с любым заключением, как из собственного архива, так и из архивов своего и других диагностических подразделений и клиникодиагностических лабораторий. Время доступа к текущим и архивным историям, а также к архиву своего подразделения не превышает 2-4 секунд. Система автоматически ведет общедоступный архив заключений для каждого кабинета. Архивы организованы в виде ежемесячных журналов. Тексты заключений для больных из стационара автоматически пересылаются системой в соответствующие истории болезни.

Перейти в оглавление статьи >>>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учет медицинских услуг в кабинетах врачей-диагностов

Учет медицинских услуг, оказываемых консультантами и врачами диагностических подразделений, ведется посредством заполнения специальных электронных талонов. Такие талоны заполняются врачами в электронных журналах кабинетов по результатам выполненных лечебно-диагностических мероприятий с указанием диагноза услуги. Диагноз основного заболевания копируется в талон из истории болезни автоматически. Существенную помощь врачу в оформлении электронных талонов оказывают специальные шаблоны услуг, разработанные врачами-диагностами совместно с сотрудниками отдела АСОМИ. Использование шаблонов стандартизует процесс кодирования типовых наиболее часто применяемых обследований и лечебных процедур, существенно уменьшает количество «забытых» оказанных услуг и заметно упрощает работу врача по заполнению талонов. Структура шаблонов для врачей-диагностов аналогична шаблонам, используемым в лечебных отделениях при заполнении «Услуг по койко-дню». На практике структура таких шаблонов заметно проще, чем для лечебных отделений, и ограничивается обычно одним/двумя уровнями. Лист такого шаблона, представляющего группу услуг, как правило, не превышает десяти.

Заполненные электронные шаблоны автоматически пересылаются по сети в системы, составляющие комплекс учета медицинских услуг локальной сети Центра. Талоны для услуг, оплачиваемых по программе ОМС, распечатываются врачами на бумажном носителе и передаются подсистему Страховой компании МАКС для дальнейшей обработки.

Для части кабинетов и подразделений, - «Лаборатории цитологии», «Патологической анатомии», «Отделения эндоскопии» и др., в настоящее время автоматически

формируются специализированные статистические отчеты по работе этих кабинетов за любой отчетный период.

На этом рисунке представлен фрагмент отчета по работе кабинетов ультразвуковой диагностики:

Фрагмент отчета диагностического подразделения: «Структура ультразвуковых исследований»

2006 год

□ Прочие

□ Брюшная полость

□ Молочная железа

□ Женск.половых орг.

□ Щитовидная железа

□ Пункции по УЗ-лучу

□ Сердечно-сосуд.система

□ Допплер.иссл.сосудов

2007 год

Перейти в оглавление статьи >>>

Клинико-диагностических лаборатории В клинико-диагностических лабораториях установлено три рабочих места. Заявки на анализы для больных из стационара централизованно собираются по сети через ежедневные дневники историй болезни. Часть заявок, и, прежде всего заявки для амбулаторных больных и сотрудников, формируется непосредственно в лаборатории. Результаты анализов представляются в виде лабораторных бланков и заполняются через специальные журналы. В настоящее время используется около 70 типов лабораторных бланков, а журналы реализованы практически для всех типов бланков. Для части бланков ведется библиотека интервальных норм, позволяющая для каждого значимого показателя автоматически подставлять в бланк нужные нормы по полу и возрасту пациента, а также автоматически маркировать показатели, выходящие за пределы норм. Для части бланков «Лаборатории биохимии» и «Гематологической лаборатории» автоматически включаются в журналы по результатам работы биохимического анализатора Olympus и гематологического анализатора Micros.

В процессе заполнения результатов врач-лаборант может ознакомиться не только с текущей, но и с любой архивной историей пациента, а также с любым ранее выполненным результатом анализов из архива лаборатории, а также из архивов диагностических подразделений. Система автоматически ведет общедоступный архив результатов анализов. Эти архивы организованы в виде ежедневных журналов.

Для «Лаборатории биохимии» по информации из журналов автоматически формируются специальные статистические отчеты за любой отчетный период. Для расширения базы формирования отчетов в систему включена функция импорта журналов для передачи в программу MS Excel.

Перейти в оглавление статьи >>>

Учет медицинских услуг в клинико-диагностических лабораториях

Учет медицинских услуг, выполняемых в лаборатории, ведется на основе автоматического формирования электронных талонов по журналам лаборатории. Формирование талонов выполняется на основе специальных шаблонов, описывающих схему учета услуг для конкретного лабораторного бланка. В этих шаблонах можно указать не только способ соответствия всего бланка или отдельных групп заполненных показателей кодам по «Реестру услуг», но и указать необходимость учета процедуры забора биоматериала в качестве отдельной услуги. В настоящее время талоны автоматически формируются в «Лаборатории радиоиммунологии», в «Лаборатории биохимии» для шести типов бланков, включая бланки «Биохимический анализ крови», «Коагулограмма», «Онкомаркеры», «Электрофоретические белковые фракции крови», «Биохимический анализ мочи», «Диастаза мочи», в «Гематологической лаборатории» для восьми типов бланков: «Общеклинический анализ крови», «Резус и группа крови», «Общий анализ мочи», «ВИЧ», «Анализ мочи по Нечипоренко», «Анализ мочи по Зимницкому», «Анализ на RW», «Анализ на гепатит». Для учета услуг лаборатории, оказанных больным, лечение которых оплачивается по программе ОМС, лабораторные журналы распечатываются врачами лаборатории на бумажном носителе и передаются подсистему Страховой компании МАКС для дальнейшей обработки.

Перейти в оглавление статьи >>>

Медицинская статистика

Подсистема «Медицинская статистика» установлена на трех рабочих местах. Общедоступная картотека этой подсистемы содержит информацию, начиная с 1994 года, о более чем 36 тысячах пациентов и их 60 тысячах госпитализаций в виде электронных статистических карт. Сведения о движении больных и коечного фонда, а также планируемые показатели использования коечного фонда хранятся в системе с 1995 года. Подсистема поддерживает также актуальные скользящие списки лежащих больных за последние пять дней и полностью соответствующие данным по сводкам из лечебных отделений (форма СУФ 007/у) и электронным журналам «Приемного отделения». Система позволяет формировать запросы к картотеке в виде «свободного запроса» за любой отчетный период, а также 10 типов отчетов по движению больных и около 30 типов отчетов по работе стационара: государственная отчетность, отчеты по структуре больных, отчеты по работе отделений, отчеты по хирургической работе, отчеты по МЭС, отчеты по дорогостоящему лечению и т.п.

С 2006 года в РНЦРР лечатся больные, финансируемые по квоте, выделяемой департаментами Москвы и других территорий. Паспортные и прочие учетные данные о таких пациентах автоматически передаются из модуля «Регистратура» системы МЕДИС.

Автоматически формируются электронные реестры квотируемых больных в соответствии с приказами № 590 от 11.09.2007 «Об утверждении медицинской документации мониторинга реализации государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета»

В процессе заполнения электронного аналога статистической карты используются разнообразные компьютерные словари и справочники: «Международный классификатор болезней (МКБ-10)» и «Международный классификатор опухолей (TNM)», «Справочник по морфологии опухолей (МКБ 0)», словари операций, справочники по лучевому лечению, справочники по химиотерапии и гормонотерапии и пр. В процессе заполнения статистической карты специальным образом маркируются больные, которым было отпущено дорогостоящее лечение, что позволяет формировать специальные отчеты и вести учет стоимости такого лечения в системе «АМУ» МИАЦ. Для ОМС-больных

статистические карты также оформляются особым образом с использованием специального «Справочника по Медицинским экономическим стандартам (МЭС)». Это позволяет проводить мониторинг «законченных» госпитализаций на основании специально формируемых отчетов, а также передавать по локальной сети сведения по пролеченным ОМС-больным подсистему Страховой компании МАКС для составлении ежемесячного счета на больных, пролеченных в стационаре Центра.

Перейти в оглавление статьи >>>

Подсистема «Администрация Центра»

Подсистема «Администрация Центра» установлена на четырех рабочих местах и представляет собой информационно-справочную компоненту, позволяющую руководству Центра оперативно получать сведения о любом лежащем пациенте, и о любом пациенте, ранее лечившимся в Центе в объеме информации, содержащейся в электронных историях болезни и в архивах лабораторий и консультативно-диагностических подразделений. Подсистема предоставляет доступ к журналам работы большинства медицинских служб, обеспечивающих лечебно-диагностический процесс в Центре.

Перейти в оглавление статьи >>>

Подсистема «Администратор системы МЕДИС»

Подсистема «Администратор системы МЕДИС» установлена на четырех рабочих местах. Основная функция подсистемы, - предоставление Администратору набора инструментов для обеспечения бесперебойной работы системы в целом и для поддержания распределенной базы данных локальной сети Центра в актуальном согласованном состоянии. С помощью специальных средств сотрудники отдела АСОМИ контролируют корректность и целостность информации в локальной сети и, в случае обнаружения дефектов, оперативно принимают решение о согласованных изменениях в данных. Для обеспечения устойчивости работы системы, в базовые информационные объекты заложена определенная избыточность по данным, позволяющая системе самостоятельно диагностировать и даже исправлять часть повреждений, возникающих при сбоях в оборудовании или из-за ошибочных действий пользователей. В исключительных случаях система позволяет «откатиться» по данным на определенные автоматически создаваемые контрольные точки.

Перейти в оглавление статьи >>>

Программная реализация системы МЕДИС

В настоящее время основные модули системы реализованы в виде 16-разрядных приложений. Базовый язык программирования для таких модулей, - Borland Pascal v.7.0. Используемая СУБД, - КОДАСИЛ-подобная СУБД с сетевой структурой разработки ВЦ РАН. Корпоративные компоненты системы используют оригинальные файл-серверные и клиент-серверные технологии. Базовые средства печати документов системы реализованы в виде 32-разрядного приложения, размещенного в System Tray локального компьютера. Язык программирования модуля, - Delphi 7.0.

Перейти в оглавление статьи >>>

Авторское сопровождение системы МЕДИС

В планах авторского сопровождения системы предполагается создание и установка в течение действия договора не менее двух новых версий системы МЕДИС. Планируется

проводить обучение и оказывать оперативную помощь и консультации сотрудникам отдела АСОМИ по дополнительным функциональным возможностям, вводимым в новых версиях системы, а также по проблемам, возникающим в процессе эксплуатации. Предполагается доработка системы в соответствии с пожеланиями. Будет выполняться оперативная доработка элементов системы с целью устранения ошибок в программном обеспечении, приводящих к сбоям в работе системы. Предполагается проведение работ по поддержанию в актуальном состоянии общедоступных справочно-информационных компонентов системы, - классификаторов, справочников и других электронных

информационных материалов. При изменении форм государственной отчетности производить соответствующие изменения в программах их формирования.

Перейти в оглавление статьи >>>

Развитие системы МЕДИС

Наряду с решением текущих задач, в перспективе развития системы планируется перевод основных модулей системы с учетом использования современных подходов, опирающихся на методологию создания корпоративных баз данных в рамках технологии многоуровневых приложений, под платформу Windows XP, Windows Vista с базовым программным обеспечением Delphi 2006 и использованием в качестве основных СУБД 32разрядной СУБД КОДАСИЛ-типа и реляционной СУБД Borland Interbase. В качестве сетевого программного обеспечения, в перспективе, на файл-сервере предполагается использовать Windows Server 2003. Такая необходимость вызвана тенденцией постоянного развития базового математического обеспечения и, тем самым, возрастанием требований к современному прикладному программному обеспечению.

В реализации базовых информационных моделями наиболее адекватным представляется формализм моделей данных сетевого типа (типа CODASYL), что определяется его эффективностью по возможностям отображения данных в прикладных системах, а также диктуется многообразием решаемых задач в рамках рассматриваемой проблематики. Широкое распространение реляционных моделей данных, вызванное, прежде всего кажущейся простотой организации для информационных моделей с относительно несложной структурой, а также внешней универсальностью используемых формализмов, диктует необходимость решения в рамках реализации системы актуальной проблемы построения реляционно-подобных интерфейсов для информационных моделей со структурами сетевого типа.

Планируемая конфигурация системного и прикладного программного обеспечения позволит более широко использовать современный пользовательский интерфейс, увеличит надежность и быстродействие системы, упростит обслуживание сервера, позволит унифицировать средства интеграции системы с внешними программами сторонних разработчиков, сохранив малое время отклика, выгодно отличающее систему МЕДИС.

Сегодня интерес к системам, подобным системе «МЕДИС», очень высок, однако их зарубежные аналоги создаются исключительно на заказ, весьма дороги, ориентированы на мощную аппаратную поддержку, и их практически невозможно приспособить к российским условиям использования и сопровождения информационных ресурсов. В этом плане предлагаемый комплексный подход к переводу основных модулей системы представляется принципиально новым и весьма перспективным.

Все вышеуказанное предполагает значительные изменения в программном коде и, отчасти, в архитектуре системы «МЕДИС» с сохранением возможности доступа к обширным электронным архивам, накопленным за все время эксплуатации системы и существующим в настоящее время в исходных форматах. В настоящее время эти масштабные работы, требующие значительных усилий со стороны Разработчика, успешно выполняются и сочетаются с текущим авторским сопровождением и развитием системы.

Перейти в оглавление статьи >>>

1999-7264

© Вестник РНЦРР Минздрава России © Российский научный центр рентгенорадиологии Минздрава России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.