СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
УДК 338.2
И. В. ГУДОВА В. П. ПУСТОБАЕВ
Сибирская автомобильнодорожная академия
ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА СОДЕРЖАНИЯ
В результате проведенного исследования представлен состав и структура сложного смысловыражающего компонента «Системный подход к исследованию объектов». Кроме плана содержания дан вариант плана изложения, к которому дан перечень терминов, которыми должен владеть студент при изложении сложных смысловыражающих компонентов.
Тезаурус — это совокупность научных знаний о явлениях и законах внешнего мира и духовной деятельности людей [1]. В математической лингвистике семиотике (науке о знаках в информационно-поисковых системах) термин «тезаурус» трактуют как множество смысловыражающих компонент (дескрипторов) языка с заданными смысловыми соотношениями [2]. Язык каждой предметной области имеет свой тезаурус: состав и структуру смысловыражающих компонент (элементов). Целью разработки тезауруса является повышение словарного запаса, повышение языковой культуры студентов, обучающихся по специальности, например, менеджмент, маркетинг, транспортная логистика, экономика управления строительством и др. В дисциплинах данного направления подготовки специалистов используют часто сложное понятие «системный подход». По мнению авторов работы, у большинства преподавателей перечисленных направлений отсутствует единообразное представление о системном подходе. Поэтому задачей исследования является разработки перечня смысловыражающих компонент, достаточно плотно, по мнению авторов, раскрывающих данное понятие (покрывающих предметную область) и их дальнейшая структуризация.
Таким образом, тезаурусный подход к представлению предметной области — это подход, при котором она представлена набором сложных смысловыражю-щих компонент, служащих для выражения ее плана содержания понятия.
Смысл словосочетания «сложный смысловыражающий компонент» состоит в том, что оно является метакомпонентом для других компонент, находящихся на следующем уровне иерархи и характеризующих его, например, с прагматической, морфологической, структурной, исторической и других точек зрения.
Каждый компонент после корня определяет некоторую содержательную линию (контейнер) представляющую собой последовательность логически связанных смысловыражающих компонентов и смысловыражающих элементов, дополняющих содержание компоненты, находящейся на первом уровне иерархии. Так, структура становится методом понимания «устройства» конкретного сложного понятия, способствует пониманию его взаимоотношений с другими единицами знаний и позволяет рационально организовать дидактический процесс обучения (познавательная деятельность обучаемого сложенная с управлением ею со стороны преподавателя). Рассмотрим применение тезаурусного подхода к представлению плана содержания учебной единицы «Системный подход к исследованию объектов».
Впервые необходимость системного подхода к проектированию сложных систем была наглядно проиллюстрирована и обоснована американскими учеными Г. X. Гудом и Р. Э. Макколом в их фундаментальной работе [3].
С общефилософских позиций системный подход — это направление методологии научного познания, ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей между его компонентами и с внешней средой.
Основным компонентом «Основные положения (принципы) системного подхода» является понятие системы, используемое для характеристики (исследования, проектирования) чего-то сложного и одновременно целого.
Возникновение термина «теория систем» обычно связывают с именем известного биолога Л. Берталан-фи [4], который в пятидесятых годах прошлого века в Канаде организовал центр системных исследований, и именем нашего соотечественника А. А. Богданова [5], который еще в начале прошлого века начал создавать теорию организации (синоним теории систем).
Существует много определений понятия системы, отличающиеся формой и содержанием [6]. Первоначально понятие трактовалось как совокупность компонентов (элементов) и связей между ними, затем в определениях встречается понятие цели системы (це-леполагания), затем появился наблюдатель (исследователь системы). Примером системы, в которой имеет место взаимоотношение, взаимообусловленность величин, может быть прямоугольный треугольник — гипотенуза такого треугольника определяется по формуле Пифагора. Такая система обладает свойством детерминированности, представлена в виде строгой однозначной определенности (неопределенность исключена).
Описание системы представляют двумя способами — внешним и внутренним. При внешнем описании отражают цель системы, являющуюся основным понятием теории систем. Понятие цели связано с сознательной деятельностью человека в процессе обучения, проектирования, исследования.
Для реализации поставленной цели техническая система должна совершать определенные процедуры в заданной последовательности, т.е. понятие цели и понятие процесса являются обусловленными. Следует отметить, что одну и ту же цель можно реализовать путем использования процедур, реализующих нужные функции. При этом возникает ряд проблем, связанных со временем и вероятностью достижения цели процедурами в заданных условиях функциони-
рования системы и алгоритмическими особенностями реализации функций. При движении к цели система последовательно переходит из одного состояния в другое. В текущее состояние система перешла из предыдущего под влиянием управляющего воздействия, которое формируется или по истечении определенного времени, или при появлении определенных данных в цепи их обработки. Таким образом, переход системы из одного состояния в другое происходит в определенные моменты времени (случайный процесс с дискретным временем). Переход системы из одного состояния в другое изображают графом состояний, на котором состояния изображены окружностями с указанием их номеров, а возможные переходы из состояния в состояние — стрелками, соединяющими определенные окружности. Если все вероятностные характеристики процесса в будущем зависят лишь только от того, в каком состоянии он находится в настоящий момент времени, и не зависит от того, каким образом он протекал в прошлом, то такой процесс называют марковским.
Состояние системы — это «срез» значений ее переменных записанных, например, в матрице-строке. Такая запись имеет не только формальное значение, но и глубокий смысл, позволяющий рассматривать ее как единое целое. Геометрической интерпретацией такого целого является точка в многомерном пространстве возможных состояний. В другой момент времени состояние системы будет отражать другая точка, соединив эти точки, получим вектор направления изменения состояния системы в том же пространстве ее возможных состояний. Отношение абсолютного значения длины вектора ко времени характеризует скорость перехода системы из одного состояния в другое (понятие цели связано с динамикой изменения состояний системы).
Целью в технической системе является стабилизация ее параметров, которую достигают путем введения отрицательной обратной связи. В сложных системах цель делят на подцели и их располагают по уровням иерархии дерева целей. Цель должна соответствовать объективным законам, реальным возможностям состояния науки и техники, а также самого исследователя системы.
Часто при внешнем описании объекта его замещают абстрактной моделью — черным ящиком при условии, что он обладает достаточным разнообразием состояний (принцип Эшби). Внешние параметры системы доступны для измерения, внутреннее содержание системы наблюдателю недоступно. При этом исследователю недоступно внутреннее содержание объекта, а доступен для наблюдения (эксперимента) только его вход и выход. На основе репрезентативных данных на входе и выходе исследователь выдвигает гипотезу о форме связи между независимой входной переменной и зависимой выходной. Используя метод наименьших квадратов, исследователь получает статистическую модель поведения объекта в заданном диапазоне изменения независимой переменной. Для доказательства правильности выдвинутой гипотезы о форме связи исследователь использует критерий, например, Пирсона.
При внешнем описании системы рассматривают ее связи с объектами внешней среды, реализующие ее синергетику по входу. Входной и выходной интерфейсы системы могут отражать информационный, материальный, финансовый потоки, или их комбинации. Взаимодействие системы с объектами внешней среды со стороны ее входа происходит по схеме «многие к одной», со стороны ее выхода «одна ко многим». При
этом считают, что каждое из «многих» образует на временной оси последовательность простых событий, а их взаимодействия между собой носит независимый характер. Характеристикой простых событий являются математическое ожидание случайной величины, например, времени появления заявки от одного и того же источника и среднеквадратическое отклонение этой же случайной величины. В результате взаимодействия «многих» простых событий между собой на входе или на выходе системы происходит их суперпозиция, в результате которой возникает поток простых событий в общем канале его обслуживания. В реальном масштабе времени структура потока общего канала обслуживания может носить либо непрерывный, либо дискретный характер. При дискретном характере простого потока событий на входе или выходе временная ось представлена чередой блоков и интервалов, отличающихся друг от друга, как по продолжительности, так и числом заявок в них (в интервалах заявки отсутствуют). При решении практических задач поток заявок на обслуживание представляют простейшим потоком (Пуассона, Эрланга, Пальма), обладающим стационарностью, отсутствием последействия, ординарностью. Условие формирования простейшего потока заявок сформулировано в теореме А.Я. Хинчина. Суперпозиция очень большого числа независимых между собой стационарных потоков, влияние каждого из которых на сумму событий ничтожно мало, дает поток, приближающийся к простейшему потоку. Обслуживание простых потоков событий на входе и выходе производится в соответствии с принятой дисциплиной.
Известно, что элемент в системе теряет свои индивидуальные свойства и приобретает новые, которые, в свою очередь не соответствуют целостным свойствам системы. Однако в системе есть компоненты (образования некоторых элементов) свойства которых в какой-то мере соответствуют целостным свойствам системы. Поэтому при декомпозиции системы и описании системы ее необходимо представлять набором таких компонент, каждый из которых несет в себе какие-то свойства целостности. Такой процесс анализа системы называют целостной декомпозицией.
При внутреннем описании системы исследователь уделяет внимание составу и отношениям между ее компонентами, т.е. структуре — важнейшей ее характеристике, и ее целостности. Под структурой понимают совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающую целостность, устойчивость и тождественность системы самой себе при различных внешних и внутренних изменениях. Основными видами являются — последовательные, кольцевые, радиальные, древовидные (орграф) несвязные структуры. При описании связей между элементами учитывают наличие связей, их направления и характер связей.
Одной из главных задач внутреннего описания системы является построение наглядной модели, отображающей существующую отношения ее компонентов между собой и получение основных характеристик структуры системы — связности, избыточности, компактности [7].
Описание структуры (формализацию структуры) производят на основе теории графов [8], позволяющей представить отношения между компонентами в виде схемы или матрицы (матрицы связности, матрицы инцидентности). Для древовидной структуры используют множественное представление (множество правых и левых инцидентностей), позволяющее более компактно представить отношения в ней [7].
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
66
Графическая модель наглядна, однако она не позволяет применение математических методов.
Иерархические системы широко распространены в технике: системы связи, системы обработки информации, системы управления водным транспортом и т.д. Необходимость иерархической организации в технических системах является следствием их сложности, когда централизованная обработка информации либо невозможна, либо требует больших временных затрат, которые недопустимы для принятия решения. Поэтому приходится «делегировать» права принятия решения на нижние уровни иерархии. Одной из характеристик иерархических систем является коэффициент иерархии. В технических системах коэффициент иерархии достигает нескольких тысяч, в социальных системах — единицы (5 ± 2). Элементы системы могут быть рассредоточены в пространстве, что влияет на интенсивность обмена между компонентами.
Процесс описания отношений любого компонента в структуре типа «дерево« будет полным, если будут описаны компоненты, имеющие с ним непосредственные связи, один из которых имеет связь с его входом, другие — выходом.
Таким образом, понятие иерархичности представляет собой взаимную обусловленность решения двух задач: описание компонента как такового; описание этого компонента как элемента более сложного компонента системы.
Понятие целостности или функциональной эмер-джентности, введенное в теорию систем У.Р. Эшби, имеет два определения. В первом случае понятие
многое (свойство множества) и свойства системы не есть сумма свойств составляющих ее компонентов. Например, вуз — это совокупность нескольких множеств (студентов, преподавателей, аудиторий, кафедр, учебных планов и т.д.), которая во внешней среде воспринимается как целое, обладающее относительной автономностью и способное обеспечить эмерджентность за счет особого способа управления компонентами. С другой стороны, характеристика каждого множества не дает полной характеристики вуза.
Во втором случае эмерджентность трактуют как взаимосогласованные действия компонентов системы, обеспечивающие ее функционирование как единого целого для достижения поставленной цели в условиях внешней среды. Функциональная целостность в сложных системах обеспечена благодаря своевременному обмену энергией, веществом, информацией между ее элементами.
В работе [9] понятие целостности трактуют как единство внешнего и внутреннего. Для этого введена функция р(И,Г2), где И — модель системы, если ее рассматривать как «черный» ящик (закон функционирования); Г2 — модель системы, определяющая ее структуру при ее внутреннем рассмотрении (алгоритм функционирования), модели И, Г2 являются носителями системы. Функция р(П,Г2) может принимать два значения, значение 1 она принимает тогда, когда существует взаимнооднозначное соответствие между элементами модели И и Г2; значение 0 функция примет тогда, когда этого соответствия нет. Несоответствие внешнего и внутреннего отражает факт невозможности реализации объявленной цели в системе существующими отношениями между ее
целостности понимают как целое, мыслимое — как
Таблица 1
Метабаза тезауруса
Системный подход к исследованию объектов Аспекты системного подхода Теория систем
Понятие системы и история возникновения Внешнее описание системы
Цель системы (объекта); взаимодействия системы с внешней средой Внутреннее описание системы (целостность системы)
Структура системы (объекта)
Взаимодействия компонентов системы между собой
Наблюдатель (исследователь) системы (объекта)
Методы развития мышления исследователя
Абстракция, формализация, экспертиза, индукция, анализ, синтез
Методы познания объекта исследователем
Проблема, задача, цель познания, предмет исследования, гипотеза, эксперимент и «алгебры» обработки результатов эксперимента, информация
Системный анализ
Методы системного анализа
Теория исследования операций
Теория управления; теория моделирования
Жизненный цикл системы
компонентами, отставанием технологии и т.д.
Впервые в теорию систем понятие наблюдатель было введено У.Р. Эшби [10]. Наблюдатель — это обобщающее название человека (студента, специалиста), занятого обучением, исследованием, проектированием, конструированием, принятием решения. Относительно объекта наблюдатель может себя позиционировать следующим образом — слиться с объектом, т.е. мысленно «поместить» себя в него, заменив собой какой-либо его компонент; мысленно «поместить» себя во внешнюю среду и наблюдать за объектом или отделиться и от объекта и от внешней среды [11]. Такой человек должен обладать развитым мышлением, знать и применять методы познания объекта. Для развития мыслительной деятельности наблюдателя огромное значение приобретает его работа с терминологией предметной области. «Система понятий, закрепленная в долговременной семантической памяти, является теми внутренними и психологическими структурами, на которых строят процессы мышления и от которых зависит качество мыслительной деятельности» [12]. Работа с терминологией позволяет сформировать траекторию развития мышления, а в итоге способствует становлению специалиста. Понятия обладают познавательными функциями, поскольку в них сконцентрированы современные знания, позволяющие студенту осмыслить соответствующие процессы и явления, ориентироваться и увидеть взаимосвязи в массе единичных явлений, упорядочить мышление [13]. Без знания терминологии предметной области студенту бывает трудно объяснить содержание учебного материала, понять его суть. Для поиска определений, используемых в учебном материале, преподаватель затрачивает большое количество времени. В работе [14] показана величина потерь рабочего времени в деньгах (при затрате на поиск и уяснение каждым специалистом научно-технической терминологии в течение пяти минут) составляет 1,5 млрд рублей.
Системным анализом называют такой способ изучения сложных объектов, при котором рассматривают их части, называемые подсистемами и элементами, с целью выяснения влияния связей элементов и подсистем на свойства объекта в целом. Системный анализ представляет собой обширную синтетическую дисциплину, отдельные разделы которой носят характер самостоятельных дисциплин (информатика, математическое программирование, теория принятия решений, имитационное моделирование и др.). Методы системного анализа, основанные на теориях исследования операций, управления и моделирования, позволяют проводить исследования систем различного назначения (технических, экономических, организационных и др.) с использование ЭВМ [15]. Обратной задачей анализа систем является задача синтеза, заключающаяся в выборе элементов и подборе связей для получения требуемых свойств объекта.
Цель исследования операций — это количественное обоснование принимаемых решений. Методы исследования операций, как и любые математические методы, всегда в той или иной мере упрощают, огрубляют задачу, отражая порой нелинейные процессы линейными моделями, стохастические системы — детерминированными, динамические процессы — статическими моделями и т.д. Такая аппроксимация приводит к погрешности, но в итоге получить количественную оценку. Уместно привести в связи с этим шутливо-парадоксальное определение исследования операций, сделанное одним из его
создателей Т. Саати, как «искусства давать плохие ответы на те практические вопросы, на которые даются еще худшие ответы другими методами».
Сущность задач исследования операций состоит в поиске путей рационального использования имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей.
Формально теория управления (дисциплина с чрезвычайно широким спектром собственных проблем) может быть включена в исследование операций. Однако между ними существуют принципиальное отличие: задачи теории исследования операций — это задачи статики, которые могут быть многошаговыми задачами принятия решений; задачи теории управления — это задачи динамики. Теории управления основана на таких понятиях как обратная связь, программное движение, механизм управления, оптимальное управление.
Любая научная дисциплина всегда имеет дело только с приближенным, «модельным» описанием, использующим самые разные языки (и символы). Для того чтобы их отличить от математических моделей, часто используют термины «содержательная модель», «вербальная модель» и др.
Изучение математической модели всегда связано с некоторой «алгеброй» — правилами действия над изучаемыми объектами, которые отражают связи между причинами и следствиями. Когда подобная алгебра оказывается достаточно развитой, то говорят, что в рамках данной модели возникла теория.
Жизненный цикл — это промежуток времени от момента возникновения потребности в системе (изделия) до снятия ее (его) с производства и продажи, т.е. ее ликвидации. В работе [16] дан анализ фаз жизненного цикла, трактуемых разными авторами.
Таким образом, тезаурусный подход позволил создать следующие подсистемы — план выражения и план содержания, синтаксис, семантику и прагматику. В первом случае речь идет об известной диалектической категории «форма-содержание», синтаксическая подсистема характеризует вербальные средства естественного языка, семантическая подсистема характеризует смысл используемых компонентов, прагматическая подсистема отражает динамику повествования сложного компонента, его композицию, последовательность изложения. Кроме того, анализ представленного плана изложения выявил следующий состав терминов. Форма и содержание. Цель, целеполагание, дерево целей, целостность. Наблюдатель, детерминизм, неопределенность. Метод, методология, познание, исследование. Объект, связь (отрицательная обратная связь), аспект, компонента, внешняя среда. Модель (матричная, статистическая, детерминированная, графическая, черного ящика). Помеха, информация, информатика, система счисления. Объект, организация. Процедура, состояние. Матрица, матрица-строка, интерпретация. Величина (скалярная, случайная, математическое ожидание случайной величины, среднеквадратическое отклонение). Скорость, стабилизация. Структура Иерархия, поток событий, суперпозиция. Поток (поток событий, структура потока). Событие (простое, сложное). Абстракция, модель, принцип Эшби, метод наименьших квадратов. Критерий, подсистема, декомпозиция. Внешнее и внутреннее. Отношения, структура. Граф, орграф, связность, избыточность, компактность, иерархия, вложения компонент. Система (носитель системы). Аппроксимация, анализ (системный). Цикл (жизненный). Задача (принятия решения). Теория, управление, операция.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
Библиографический список
1. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики. — М. : Наука, 1968.
2. Шрейдер Ю.А. Информация в структурных отношениях // Исследования по математической лингвистике, математической логике и информационным языкам. — М. : Наука, 1972. - С. 147 - 159.
3. Гуд Г. X., Маккол Р. Э. Системотехника. — М. : Советское радио, 1962.
4. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: Критический обзор // Исследования по общей теории систем. — М. : Прогресс, 1969. — С. 23-82.
5. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука : в 2-х кн. — М. : Экономика, 1989.
6. Теория систем и методы системного управления и связи / В.Н. Волкова, В.А. Воронков, А.А. Денисов и др. — М. : Радио и связь, 1983.
7. Денисов А.А., Колесников Д.Н. Теория больших систем управления : учеб. пособие для вузов. — Л. : Энергоиздат, 1982.
8. Оре О. Теория графов. — М. : Наука, 1968.
9. Горбатов В.А. Теория частично упорядоченных систем. — М. : Сов. радио, 1976.
10. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. — М. : Изд-во
иностр. лит., 1959.
11. Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. — М. : Знание, 1975.
12. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. — М. : АО «Столетие», 1997.
13. Горский Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. — М. : Изд-во Академии наук СССР, 1961.
14. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа : учеб. пособие. — СПб. : Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000.
15. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. — М. : Наука, 1981.
16. Системный анализ и принятие решений : словарь-справочник: учеб. пособие для вузов ; под ред. В.Н. Волквой, В.Н. Козлова. — М. : Высш. шк., 2004.
ГУДОВА Ирина Валерьевна, аспирант и преподаватель кафедры инженерной экологии и химии. ПУСТОБАЕВ Владимир Петрович, профессор кафедры недвижимости и строительного бизнеса, доктор педагогических наук.
Дата поступления статьи в редакцию: 28.05.2008 г.
© Гудова И.В., Пустобаев В.П.
УДК 338242 4 Л. В. СИГАРЕВА
Белгородский государственный университет
НЕОКОРПОРАТИЗМ КАК СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ__________________________________
Изложена проблема неокорпоратизма как системы отношений бизнеса и органов государственной власти. Определены черты российской системы неокорпоратизма, его основные недостатки. Установлено, что неокорпоратизм — это система взаимодействий договорного характера, которая в условиях современной российской действительности остается ведущим типом отношений корпоративных образований и органов власти. При помощи данных социологического исследования установлены основные аспекты взаимоотношений крупного бизнеса и органов государственной власти в условиях региона. Предложен вариант изменения системы неокорпоратизма, в форме «трипартизма», что дает возможность группам интересов в цивилизованной форме направлять законотворческий процесс и контролировать его в своих целях, а органам государственной власти при помощи заинтересованных групп управлять обществом.
Современный мир находится на стадии интеграции и глобализации, что является причиной постоянных политических и социально-экономических перемен, на основе которых усложняются общественные процессы. Это обстоятельство с особой остротой ставит вопрос об изменениях отношений между социальными общностями и государством. Со стороны общества важную роль в этом процессе играют формальные и
неформальные организации, группы и объединения, связанные между собой и представляющие институциональную структуру общества; а со стороны государства — органы власти. Особенностью общественных организаций, групп, союзов и объединений является потребность в выражении и представлении общих интересов, что дает основание называть их группами интересов. Реализация интересов и выпол-