УДК 378
В. П. ПУСТОБАЕВ О. П. СЕРЕДОЙ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
ИНФРАСТРУКТУРА
УЧЕБНОГО ПЛАНА КАК ИНСТРУМЕНТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
На основании проведенных исследований разработана инфраструктура учебного плана, обеспечивающая целостность учебного процесса, которая является инструментом профессиональной подготовки специалистов. Инфраструктура учебного плана состоит из следующих дидактических единиц: матрицы связанности дисциплин; дерево дисциплин по «входу» и «выходу»; частотные характеристики востребованности каждой дисциплины; подмножества дисциплин учебного плана, названных авторами «ядрами».
Понятие профессиональной подготовки рассмотрено и определено как «совокупность специальных зна-
нии, умении, навыков, качеств трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии, процесс сообщения учащимся соответствующих знаний и умений».
Аналогичные определения содержатся в работах [ 1 ], в которых авторы профессиональную подготовку рассматривают как совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области человеческой деятельности. Однако они не говорят о способе организации такой совокупности знаний и технологии передачи ее студенту. По нашему мнению, такую совокупность специальных знаний, умений и навыков студент может получать при определенной организации учебного процесса. В настоящее время основным инструментом организации учебного процесса является утвержденный учебный план, сущность которого, как документа, определяющего стратегию учебного процесса, в научной литературе понимается так:
— модель профессионального образования, посредством которой определяется содержание, формы и порядок обучения [2];
— комплексный план образования и развития личности специалиста, определяющий наиболее важные с точки зрения личности и предъявляемых к молодому специалистутребований, вопросы, изучение которых происходит в заданное ограниченное время [3],
С мнением автора [2] можно согласиться только в том, что учебный план определяет форму и порядок обучения, а содержание дисциплины зависит от структуры ее взаимосвязей с другими дисциплинами; структура взаимосвязей к учебному плану не прилагается, поэтому содержание в явном виде из него не следует. Для обеспечения целостности знания по любой дисциплине такую структуру необходимо создать. В работе [3] утверждается мысль, что процесс передачи и освоения знаний является темповым, нарушение которого приводит к браку.
Учебный план, как дидактическая единица, обеспечивает только временную взаимосвязь учебных дисциплин, устанавливает продолжительность, последовательность и объем их изучения, является своеобразной пространственно-временной моделью организации учебного процесса с перечнем названий дисциплин,
который, по мнению его разработчиков, формирует специалиста. Такая пространственно-временная модель учебного плана является матабазой знаний.
С точки зрения морфологического анализа систем, учебный план, как система, дает положительные ответы на вопросы: «Из каких компонентов, блоков образованна система? Что она собой представляет? Оптимален ли набор элементов?». В нем зафиксированы названия дисциплин, названия блоков дисциплин и общее количество дисциплин, а также регламентировано его использование для какой-либо специальности.
Однако в настоящее время существует проблема несоответствия требований рынка к специалисту и уровню его знаний, умений и навыков, формируемых в учебном заведении. Причина такого несоответствия, по мнению авторов, состоит недостаточной проработанности инфраструктуры учебного плана.
Понятие «инфраструктура1 )> означает совокупность внешних объектов по отношению к рассматриваемому объекту, связанных с ним и находящихся во взаимоотношениях с учебным планом и друг с другом. В работе в качестве объекта исследования принят уг-вержденный учебный план вуза и была поставлена задача построения его инфраструктуры, способствующей совершенствованию учебного процесса по развитию компетентности специалиста, Компетентность — это готовность и способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, умений и навыков (ЗУН), полученных в учебном заведении. Основой компетентности являются ЗУНы, которые затем, при накоплении опыта практического их использования, становятся качеством личности. Для реализации известного тезиса «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике...» необходим новый взгляд на учебный план, необходима абстрак-цияв виде схемы отношенийдисциплиндругкдругу.
В постиндустриальный период развития страны необходимость преобразования системы подготовки специалиста обусловлена следующими обстоятельствами [1].
Появлением факторов социальной защищенности работников, профессионального самосохранения, требующих их высокого уровня квалификации и профессионализма.
'Термин «инфраструктура» первоначально появился в строительном деле и означал «основание фундамент, нижнее строение». а ермин «инфраструктура „™,п„п„„™, кптппое нашло применение в различных сферах человеческой деятельности
Впоследствии было произведено расширение этого понятия, которое нашло поимей н ч-
Расширением понятия «квалификация»: помимо знаний, навыков и умений в него вошли профессионально важные качества личности, которые получили название ключевых квалификаций.
Появлением фактора «конкурентоспособности работника» на рынке труда. Обеспечение данного фактора возможно только за счет его постоянного профессионального роста и самосовершенствования.
Динамизмом современных производственных технологии, новыми видами занятости, сокращением времени трудовых контрактов, вероятностью безработицы. Эти обстоятельства обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа, способных адаптироваться к изменяющемуся миру профессий и быть профессионально мобильными.
Нечетким рынком труда, колебаниями спроса на профессии, миграционными процессами требуют большей универсализации профессиональных возможностей специалистов.
Интеграционными процессами в мировое экономическое общество. Требуют сближения качества и уровня профессионального образования в России и передовых странах мира.
Кроме того, при преобразовании системы подготовки специалиста необходимо учесть такие факторы, как существенные различия в материальных условиях жизни студенчества, стремление молодых людей как можно раньше приступить к практической работе по специальности.
Профессиональная защищенность, ключевая квалификация, профессиональная мобильность, повышение конкурентоспособности выпускников, адаптация к миру профессий, высокий уровень профессионализма требует специализированной подготовки студента в учебном заведении, которую может обеспечить соответствующая инфраструктура учебного плана.
Обеспечение этих требований возможно, если учебный план будут сопровождать следующие дидактические единицы, являющиеся его инфраструктурой:
— матрицы связности дисциплин;
— дерево дисциплин по «входу» и «выходу», построенное для каждой дисциплины;
— частотные характеристики востребованности каждой дисциплины по входу/выходу;
— подмножества дисциплин учебного плана, названных авторами «ядрами», одно из которых является инвариантом данной специальности, другие сопровождают контрольные и курсовые работы, дипломное проектирование, различные виды практик.
Такая инфраструктура существующего учебного плана обеспечит целостность учебного процесса, более глубокую преемственность дисциплин и организация учебных практик будет происходить не в отрыве с учебными дисциплинами.
Инфраструктура, которая в настоящее время сопровождает учебный план в виде методических указаний, пособий, электронных и мультимедийных учебно-методических комплексов, электронных учебников недостаточна и, в конечном счете, она решает только частные проблемы какой-либо его дисциплины. Например, организация электронных информационных пособий позволяет производить расширение доступа к информационным ресурсам (авторизованный мониторинг за доступом к информационным ресурсам со стороны студента), проводить проверку результатов тестирования, и т.д.
Новое представление учебного плана в виде матрицы связности, позволяет выяснить его внутреннюю организацию, определить способ, характер связи дисциплин между собой, а также выявить прямые связи компонен-
тов с внешней средой. Внешней средой является Гост и предметы средней школы. Технология формирования матрицы связности приведена в работе авторов [4].
Организация самого учебного процесса может происходить по-разному, даже у одного и того же преподавателя, что объясняется состоянием знаний у студентов соответствующих ретроспективных дисциплин, их подготовленностью к восприятию текущего учебного материала преподавателями этих дисциплин.
Процесс передачи знаний текущей дисциплины будет успешен, если преподаватели ретроспективных дисциплин своевременно указали на связи со всеми перспективными дисциплинами. Знание взаимосвязей текущей дисциплины с перспективными в психологическом плане сформирует у студента установку, что хорошее знание текущего материала облегчит ему понимание будущих дисциплин.
Матрица связей дисциплин, частотные характеристики, дерево связей дисциплин, «ядра» образуют инфраструктуру данного учебного плана, наличие которой позволит решать такие задачи как:
— организация передачи текущих знаний, обеспечивающих их целостность в ретроспективном и перспективном планах;
— организацию умений при решении задач, использующих знания смежных дисциплин;
— организацию навыков во время прохождения разного рода учебных, производственных практик с учетом соответствующего «ядра» дисциплин.
Матрица связности дисциплин строится по утвержденному учебному плану, поэтому ее цель не противоречит цели учебного плана подготовки специалиста. Матрица связности — это модель, содержащая п + 2 строк и столбцов, в первой строке и первом столбце записаны дисциплины учебного плана. Дисциплины, прописанные в столбце, условно считаются выпускающими, в строках — поддерживающими. Задача проектировщика модели установить только прямые связи выпускающих с поддерживающими дисциплинами (устанавливается входной интерфейс каждой выпускающей дисциплины). Выходной интерфейс выпускающей дисциплины получается автоматически. В итоговых строках и столбцах по каждой дисциплине фиксируется число связей любой дисциплины по входу и выходу.
Таким образом, функциональные возможности матрицы связности значительно шире данного учебного плана. Во-первых, в ее итоговом столбце и стоговой строке по каждой дисциплине стоят числа, указывающие на частоту ее востребованности перспективными дисциплинами и количество ретроспективных дисциплин ее поддерживающих. Использование алгоритма На-умчука [4] или технологию определителей позволяет построить дерево дисциплин.
Во-вторых, числа итогового столбца и итоговой строки образуют два вариационных ряда, аппроксимация которых позволяет выявить линии тренда. В работе [4] произведена аппроксимация вариационных рядов полиномами третьей степени. Анализ линий тренда порождает множество «ядер» для различных видов педагогической деятельности.
Дерево дисциплин по «входу» и «выходу» является своего рода законом, в соответствии с которым преподаватель проектирует алгоритм его преобразования, т.е. строит содержание дисциплины. Наличие дерева любой дисциплины определяет не только ее содержание, но и стабилизирует его для данной специальности, значительно уменьшает вариативность ее изложения разными преподавателями, а также уменьшает количество желающих ее «почитать» (читать будут только грамотные специалисты). Дерево дисциплин (в его кор-
не стоит название конкретной дисциплины учебного плана) может иметь несколько уровней. На первом уровне иерархии дерева указаны дисциплины, имеющие непосредственные связи с корнем дерева; семантическое содержание этих дисциплин преподаватель-предметник должен учитывать в значительной мере. На последующих уровнях иерархии стоят дисциплины, оказывающие опосредованное влияние на дисциплину, что дает целостное представление о взаимосвязях данной дисциплины. Наличие таких схем по нашему мнению повысит качество образования. Подтверждением этому является работа Н.Ф.Талызиной, по мнению которой качество профессиональной подготовки специалиста любого профиля зависит от особенностей трех основных компонентов: цели обучения (для чего учить?), содержания обучения (чемуучить?) и принципов организации учебного процесса (как учить?). На этом основании она предполагает строить модель специалиста, раскрывающую целевую функцию образования по избранному направлению его подготовки, в соответствии с которой производится отбор содержания и структурирование учебного материала.
Однако, по нашему мнению, текущее содержание обучения (его структура) определяется его местом в учебном процессе и его связями с другими содержаниями, распределенными во времени.
В настоящее время современное развитие высшего профессионального образования идет по линии диверсификации, суть которой состоит в расширении возможностей получения профессии и вариантов ее переподготовки, в создании инфраструктуры каждой дисциплине, позволяющей студенту осознанно формирован* образовательную траекторию с учетом своих интересов, наклонностей, потребностей. Такая инф-
раструктура учебной дисциплины должна обеспечивать наглядность ее структуры, однозначное соответствие плана содержания и плана изложения, список терминов, сопровождающих план содержания.
Библиографический список
1. Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение" / С. Я. Баты-шев. - М.: «Наука», 1997. - 258 с.
2. Безрукова В. С. Педагогика. П.юективная ш чпгогика / В. С. Безрукова. — Екатеринбург : Деловая книга, 1996. — 344 с.
3. ШипилинаЛ. А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете / Л. А. Шипилина. — Омск: Изд-воОмГПУ, 1998. - 293 с.
А. Пустобаев В. П. Инфраструктура понятия эксперимента / В. П. Пустобаев. - ^мск . Изд-во ОмГПУ, 1999. - 123 с.
5. Конаржег .кий Ю. А. Что нужно знать директору о системах и системном подходе / Ю. А. Конаржевский. — Челябинск. : ЧГПИ, 1 и86. - 344 с.
6. Талызина Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенок, Л. Б. Хитловский. — Саратов. : Изд-во Саратовского университета, 1997. — 176 с.
7. НаумчукО. Ф. Определение путей передачи сообщений ь сетях связи с помощью ЭЦВМ / О. Ф. Наумчук. — М. : «Наука», 1963. - 135 с.
ПУСТОБАЕВ Владимир Петрович, профессор, доктор педагогических наук кафедры «Экономика управления недвижимостью». СЕРЕДОЙ Олег Петрович, аспирант.
Дата поступления статьи в редакцию: 21.09.2006 г. © Пустобаев В.П., Середой О.П.
УДК 373 5.046.16 г. В. КОМАРИЦКАЯ
Барнаульский государственный педагогический университет
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье речь идёт о необходимости соэнатепьного усвоения языковых знаний и применения их на практике, то есть в речевой деятельности. Автор полагает, что использование принципа сознательности в педагогическом процессе позволяет реализовать положительный прогноз относительно повышения качества знании учащихся по иностранному языку. Предложенный подход поможет выпускникам школ успешно продолжить своё обучение в высшем учебном заведении.
Концептуализация как пошлинная классификация концептуализации направлен на выделение некихми-представлГтГбой^дин из важнейших процессов по- нимальных единиц человеческого опыта в их идеаль-знавательной деятельности человека, заключающий- ном содержательном представлении (1,с.93]. ся в осмыслен^ к
по иностранньшязыкам является обращение