Научная статья на тему 'Теургийный смысл красоты в философских исканиях В. С. Соловьёва и в художественных воплощениях искусства XIX - XX вв'

Теургийный смысл красоты в философских исканиях В. С. Соловьёва и в художественных воплощениях искусства XIX - XX вв Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
180
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕУРГИЯ / ТВОРЧЕСТВО / КРАСОТА / ИСКУССТВО / TEURGY / CREATIVE WORKS / BEAUTY / ART

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Серова Н. В.

Проводится исследование всесозидающей силы красоты, которая открывается в творческом преобразовании мироздания. Преодолевая хаос и разложение, она воссоздает мир в гармонии и целостности всех позитивных сил. Ее духовная суть воспринимается и воплощается человеком в разных видах творчества в религии, искусстве, философии, науке и общественной жизни. В них она являет себя миру в зримой и доступной мышлению форме как вселенское, духовное и животворящее начало мира. Такое видение красоты открылось мысли выдающихся русских философов и покорило сердца великих мастеров искусства XIX-XX веков. Одним из первых, кто проникся ею, стал В.С.Соловьёв. В своих работах он раскрыл ее вселенский смысл и исторические пути осуществления. Поэтому целью статьи является исследование смысла животворящей красоты в творчестве В.С.Соловьёва и поиск исторических подтверждений в искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article includes an investigation of the creative power of beauty, revealed in creative transformation of the world. Getting over the chaos and destruction, it restores the world's harmony and all its positive powers. Its spiritual essence is perceived and embodied by man in different kinds of creative work in religion, art, philosophy, science and social life. In them beauty opens up to the world in artistic and intelligible form as the universal, spiritual and invigorating origin of the world. That conception of beauty opened to the minds of eminent Russian philosophers and conquered the hearts of the great masters of art of the XIX-XXth centuries. One of them was V.S.Solovyov. He discovered the spiritual meaning of beauty as a teurgetical power. Therefore the aim of this article is to investigate the universal meaning of invigorating beauty in Solovyov's works, and to find its historical confirmations in art.

Текст научной работы на тему «Теургийный смысл красоты в философских исканиях В. С. Соловьёва и в художественных воплощениях искусства XIX - XX вв»

45Шапошникова Л. В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: Материалы междунар.конф. В 3 т. Т.1. М.: Междунар.Центр Рерихов, 2004. С.58-61.

46Флоренский П. Особенное // Флоренский П. Детям моим. М., 1992. С. 153. 47Там же. С. 157-158.

48 Иванов Вяч. Родное и вселенское. С. 144, 185. 49Там же. С. 156, 207. 50Там же. С. 197.

51 См.: Юнг К.Г. Подход к бессознательному // Человек и его символы / Под ред. К.Г. Юнга. СПб., 1996. С. 107-108.

52 Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 246.

53 Иванов Вяч. Родное и вселенское. С. 41.

54 Блок А.А. Собр.соч. В 8 т. Т. 6. С. 106, 101-102.

55Иванов Вяч. Лик и личины России: Эстетика и литературная критика. М., 1995. С. 176177.

56 Там же. С. 177, 181.

57«Истина есть антиномия» (Флоренский П. Столп и утверждение истины. Париж, 1989. С.153)

58Иванов Вяч. Гёте на рубеже двух столетий // Иванов Вяч. Родное и вселенское. С.267.

59 Лебедев Л. Тайны древних икон // Наука и религия. 1989. №3. С.60-63.

60 Соловьёв В.С. Философия искусства. С.521.

61 Иванов Вяч. Родное и вселенское. С. 92.

62 Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты: Основы эстетики. М., 1998. С. 271, 274.

63 Рерих Е.И. Из писем, 1929-1938 // Грезы о земле и небе: Антология русского космизма. СПб., 1995. С. 297.

64Блок А.А. Собр.соч. В 8 т. Т. 6. С. 101-102.

65Франк С.Л. Свет во тьме // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С.296. 66 Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры: Опыт русской культурологии середины XIX- нач. XX веков. М., 2001. С.9.

Н.В. СЕРОВА

Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова,

г. Новороссийск

ТЕУРГИЙНЫЙ СМЫСЛ КРАСОТЫ В ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЯХ В.С. СОЛОВЬЁВА И В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВОПЛОЩЕНИЯХ ИСКУССТВА XIX - XX ВЕКОВ

Проводится исследование всесозидающей силы красоты, которая открывается в творческом преобразовании мироздания. Преодолевая хаос и разложение, она воссоздает мир в гармонии и целостности всех позитивных сил. Ее духовная суть воспринимается и воплощается человеком в разных видах творчества - в религии, искусстве, философии, науке и общественной жизни. В них она являет себя миру в зримой и доступной мышлению форме как вселенское, духовное и животворящее начало мира. Такое видение красоты открылось мысли выдающихся русских философов и покорило сердца великих мастеров искусства XIX-XX веков. Одним из первых, кто проникся ею, стал В.С.Соловьёв. В своих работах он раскрыл ее вселенский смысл и исторические пути осуществления. Поэтому

целью статьи является исследование смысла животворящей красоты в творчестве В.С.Соловьёва и поиск исторических подтверждений в искусстве.

The article includes an investigation of the creative power of beauty, revealed in creative transformation of the world. Getting over the chaos and destruction, it restores the world's harmony and all its positive powers. Its spiritual essence is perceived and embodied by man in different kinds of creative work - in religion, art, philosophy, science and social life. In them beauty opens up to the world in artistic and intelligible form as the universal, spiritual and invigorating origin of the world. That conception of beauty opened to the minds of eminent Russian philosophers and conquered the hearts of the great masters of art of the XlX-XXth centuries. One of them was V.S.Solovyov. He discovered the spiritual meaning of beauty as a teurgetical power. Therefore the aim of this article is to investigate the universal meaning of invigorating beauty in Solovyov's works, and to find its historical confirmations in art.

Ключевые слова: теургия, творчество, красота, искусство.

Keywords: Teurgy, creative works, beauty, art.

Путь человека был путь творчества.

По преемству духа Божия он продолжил созидание мира.

Н.А. Тэффи

Теургия как условие духовного восстановления мира

Творчество, определяемое открытиями в научной, технической, художественной, философской и других сферах человеческой жизнедеятельности, амбивалентно. В нем мы наблюдаем противоречивые - прогрессивные и регрессивные - тенденции. В этом нетрудно убедиться на примерах естественнонаучных технических открытий: в каждом из них имеются предпосылки и к обеспечению процветания, и гибели человечества. В этой связи актуально исследование условий неамбивалентного творчества, начатое в работах выдающихся русских мыслителей - В.С.Соловьёва, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Е.Н.Трубецкого и др. Они рассматривают творчество как часть вселенского процесса сотворения Богом мира или теургии. Одним из первых к этой теме обратился В. С.Соловьёв, сумевший раскрыть суть теургийного акт и его вселенское значение.

В «Философских началах цельного знания» В.С.Соловьёв раскрывает смысл теургии в качестве всемирного творческого процесса духовного преображения мира. Начатый в акте божественного творения, он по преемству был перенят и продолжен в духовной жизни человека. Актуальность взглядов В.С.Соловьёва сегодня объясняется очерчиваемыми в его учении путями противостояния энтропийным процессам. Прямым их следствием являются этические, эстетические, эпистемологические, экологические и в целом духовные проблемы. Выходом для него представлялся теургийный путь всемирного исторического духовного преображения. Вселенское духовное развитие человечества В.С.Соловьёв связывает

с организацией общественной, познавательной и творческой деятельности человека в соответствии с вневременными ценностями и целям. Поскольку источником их произведения является духовная сфера человеческой жизнедеятельности, включающая церковь в общественной жизни, теологию в познании и мистику в творчестве, постольку ими определяются по свободе другие общественные сферы жизни [экономика и политика], познания [наука и философия] и творчества [технические и художественные искусства]. Временные, житейские ценности и цели в политике, экономике, науке и искусстве должны быть соотнесены с ценностями и целями духовной жизни. Тогда результаты проводимой в них деятельности человека не окажутся разрушительными, но исключительно гуманитарными.

В современную нам эпоху мы наблюдаем обратную ситуацию: временные ценности жизнеобеспечения определяют духовную жизнь, поэтому опрометчиво заключаем об утопичности пророческих взглядов В. С.Соловьёва. И это неудивительно: просвещенный ХХ век породил немало экономических, политических и социальных утопий, которым не доставало реальной оценки будущих перспектив и сроков их осуществления. Философское пророчество В.С.Соловьёва является примером опро-вержения утопий уже потому, что в нем учитывается реальная ситуация и потому не строятся скорые прогнозы его осуществления. Судить о его реалистичности или утопичности мы можем, находя ему опровержения либо подтверждения. В.С.Соловьёв предвидел и будущие гуманитарные катастрофы, которые должны были бы послужить историческим уроком человечеству, понуждаемого отказаться от эгоистического самовластия в пользу отдания своих сил служению духовным целям всего человечества. Потому что только духовное преобразование всех сфер жизни открывает возможности построения духовного общества - теократии и раскрытия человеческих талантов в теософии и теургии. Этот процесс длителен и рассчитан на столетия вперед. Но каждое индивидуальное творчество есть продвижение по этому пути. Поэтому для духовного восстановления мира прежде необходимо духовное преображение человека как восприемника замысла Божия о мире. В этом историческом процессе теургия рассматривается как путь духовных исканий и чаяний человечества о восстановлении жизни в красоте.

В.С.Соловьёв представляет историческую эволюцию теургии, которая первоначально проявляется как «первое субстанциональное единство творчества»1. Это означает подчинение всей человеческой деятельности творческому отношению к трансцендентному миру или мистическому бо-гопознанию через благодатное откровение Бога человеку. Поэтому человеческое творчество предназначено целям реализации мистического опыта в мире. В творчестве человек духовно совершенствуется и преобразуется. Вслед за тем изменяется характер его созидательной деятельности: она обретает значение «цельного творчества»2. Теургия как «цельное творче-

ство»3 есть свободное, духовное созидание человеком всех форм жизни: природной и человеческой. В этом смысле теургия есть свободное творчество духовно преображенного человечества.

Исследование проблемы теургии в творчестве В.С.Соловьёва приводит к следующим выводам:

• теургия - духовное творчество, нисходящее от Бога к человеку как продолжение воплощения божественного замысла о мире;

• теургия требует от человека не раболепия и подчинения, но свободной созидательности и духовного самосовершенствования;

• теургия направляет к духовному преображению всего человечества и мира в целом;

• теургия осуществляется посредством разных форм человеческой деятельности - в религии, философии, науке, искусстве, - ставящих перед собой духовные задачи.

Таким образом, теургия есть вселенский творческий процесс воплощения замысла Божия о мире, богодействие, в котором человек - свободный соучастник претворения и осуществления духовной жизни. В чем видится цель теургии и в чем проявляется духовное преобразование мира?

Красота - цель теургии

Понятие красоты подчас отождествляется с пользой, удовольствием, успехом и коммерческой выгодой. Потому так разнятся «эстетические» эталоны, все более уводя от подлинной красоты. В спасительный смысл красоты больше не верят: он кажется недоразумением в условиях утилитарно, коммерчески или гедонистически ориентированного общественного сознания. Так меркнут духовные ценности перед безразличием материальной выгоды. В этом видится одна из причин современного гуманитарного кризиса - кризиса добра, истины и красоты. Утрата их понимания не означает их отсутствия. От того так актуален вопрос о духовном смысле красоты или «истинной красоте» 4

«Истинная, цельная красота» 5 - совершенный и целостный образ мира. К нему стремится вся природа в надежде на преодоление царящих в ней несовершенств и на обретение гармонии и жизненности. В природе нет красоты. Потому что «истинная, цельная красота может, очевидно, находиться только в идеальном мире самом по себе, мире сверхприродном и сверхчеловеческом» 6. Поэтому прекрасные творения природы являются результатом одухотворения. Так красота в идеальных образах возвещает миру о порождающем ее источнике - духовном бытии. Красота реализуется только в идеальной форме, потому что «в действительном же своем существовании как определяемая сущим или как носительница его проявления, как вечный его образ - это есть идея» 7.

Воплощаясь в природе и в человеке, красота одухотворяет их и возводит из состояния разрушения и упадка. Они становятся прекрасными, так как восстановлены в своей целостности. Они теперь не только физический мир, но часть духовного бытия. Таким образом, сила красоты проявляется в двух действиях:

• красота препятствует разрушению и гибели природного и человеческого мира;

• красота духовно совершенствует и восстанавливает природу и человека.

Красота, являясь идеальной формой реализации духовности в мире, не приравниваема к абстракции или фикции. В этом качестве она противоположна всем деструктивным силам и энтропийным процессам, которые природный и человеческий мир самостоятельно преодолеть не в состоянии. Потому что ее идеальна форма - единственно возможное воплощение духовности в мире, а ее духовная природа является условием креативного преображения мира. Отсюда следует заключить о красоте как о цели теургийных стремлений.

Теургийное действие красоты в природе

Природа - материальное бытие или совокупность органических и неорганических объектов и явлений. Природа безразлична к красоте, потому что ни один живой организм не является более или менее совершенным в отношении к другим организмам. Одухотворение природы делает ее прекрасной. Поэтому «... мы должны определить красоту как преобра-жение материи через воплощение в ней другого сверхматериального начала» 8. Каким же образом красота воздействует на природу?

В.С.Соловьёв признаком воплощения духовности в природе видит ее просветление и восстановление от хаоса и раздробленности. Одухотворяясь, природные организмы и явления становятся более организованными, целостными и гармоничными. Иными словами, в природе устанавливается экологическое равновесие между природными возможностями и человеческими потребностями. Следовательно, духовное воздействие на природу препятствует истощению ее ресурсов. Она становится более богатой при духовном отношении к ней человека, а человек обретает здоровье и духовные силы. Потому что «... достойно бытия только всесовершенное и абсолютное существо, вполне свободное от всяких ограничений и недос-татоков» 9. Природа многообразна, а потому воплощение красоты в природных явления и организмах идет по пути от меньшего к большему совершенству:

• в растительном мире красота проявляется во внешнем облике, окрасе, которые являются прикрытием физических несовершенств и условием целостности и завершенности природных явлений;

• в животном мире красота проявляется более полно: не только в совершенстве внешнего облика, но во внутренней полноте жизненных сил.

Природные явления разнообразны по степени сложности и противоречивы. Действие же красоты в одних видах живых организмов отражается и на состоянии всех остальных. Таким образом, теургийное действие красоты состоит в гармонизации природных явлений и в приведении их к единству духовного основания: «если же красота в природе объективна, то она должна иметь и некоторые общие онтологические основания, должна быть - на разных ступенях и в разных видах - чувственным воплощением одной абсолютно объективной всеединой идеи»10. Наконец, одухотворением природы в красоте достигается обретение разумности и жизненности всеми организмами, которые отныне являются источником творческого вдохновения человека.

Теургийное действие красоты в искусстве

Одухотворение мира начинается с воплощения красоты в природе и продолжается в искусстве, в высших эстетических формах. Потому что «эстетическая связь искусства и природы гораздо глубже и значительнее. Поистине она состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой, - в дальнейшем и более полном разрешении той же эстетической задачи» 11. Искусство предназначено для усовершенствования природной красоты путем ее возведения от иррациональных проявлений к рациональным формам. Потому что эстетическая ценность определяется прекрасной формой и глубоким содержанием предмета или явления.

Искусство многообразно по формам и видам художественной дея -тельности. Они своеобразно представляют разные степени воплощения духовной красоты. В.С.Соловьёв пишет о двух видах человеческого творчества, в которых красота восходит от материальных форм к духовным образам:

• «техническое художество»12 или технические искусства - материальное творчество, в котором красота служит утилитарным целям [украшение быта, создание комфорта и т.д.]. В нем выражается красота материала, из которого производится художественный образ. Высшим проявлением технического искусства является зодчество, в котором воплощен национальный дух;

• «изящное художество»13 или художественное искусство - творчество, в котором ценится эстетическая форма более, чем природный материал. К нему принадлежат скульптура, живопись, музыка и поэзия, в которых воплощается духовный мир художника.

В искусстве действие красоты ощущается более полное по сравнению с природой, но и в нем оно не абсолютно. Потому что эстетический

образ, создаваемый путем применения определенной художественной техники, разными техническими средствами и приемами, ограничивает ее представления в мире. Поэтому искусство лишь постепенно приближается к постижению и открытию мира красоты, создавая все новые художественные техники. Но и каждый такой шаг значителен, потому что приоткрывает одну из ее граней и тем приближает к полноте познания ее сути. В заключение обратимся к искусству XIX - XX веков, богатому примерами, подтверждающими мысль В.С.Соловьёва о теургийном значении красоты.

Воплощение теургийной красоты в художественных направлениях XIX - XX вв.

Духовный кризис начала XIX века разразился всплеском оригинальных художественных течений и новых эстетических поисков и решений XIX - XX веков. Причиной стало утверждение о неоспоримости канонов и техник классицизма. Тем самым было возведено препятствие на пути выражению индивидуального творчества. Эти причины, по словам Н.А. Бердяева, П. А. Флоренского и С.Н. Булгакова, подвигли великих мастеров свершить духовный прорыв к новым эстетическим образам - образам воплощения духовности мастера. Экспериментируя, находя новые приемы, формы и техники, они положили начало новой эпохе в искусстве - эпохе открытия индивидуальности. Так закладывались предпосылки духовного преображения и восстановления мира в искусстве. В чем виделась современникам В.С.Соловьёва суть художественных преобразований?

Классицизм характеризуется четкостью линий и форм, натуралистичностью сюжета, обращением к идеалам, моделям и эстетическим стандартам своего времени. Искусство классицизма через безупречную технику исполнения стремилось раскрыть свои возможности в социальной и дидактической сфере. Общественное ориентирование и безразличие к индивидуальности стали темой критики его художественных достижений. Первый отход от канонов классицизма обозначился в поэзии, живописи и литературе романтизма. Для него был важен отказ «от понятия идеального и какого бы то ни было унифицирующего определения красоты, чтобы дать свободный выход творческой силе индивидуума.»14. Романтизм противопоставил холодности рациональности классицизма пылкость и эмоциональность аллегорических и фантастических образов. Так романтики - Ф.Гойя, Т.Жерико, Э.Делакруа - сформулировали понятие о чувстве как источнике творческого вдохновения, потому что оно порождало подлинную красоту, идущую не от эстетического образа, а от души к душе. Это духовное течение было подхвачено и развито в художественных направлениях XIX-XX веков.

Импрессионисты [Э. Мане, К. Моне, П. Ренуар, К. Коровин], используя световые и цветовые сочетания и эффект мгновенной изменчи-

вости природы, стремились уловить и показать неповторимость переживания ускользающего мгновения. «... Импрессионисты добивались визуального слияния объекта, пространства и атмосферы, нацеливаясь на совпадение живописного изображения с мгновенным впечатлением. самого художника »15. Вибрации света и цвета в природе и человеке воспринимались ими как признак их одухотворенности и возвышенности. Те же выводы мы встречаем на страницах работ В.С. Соловьёва, писавшего о просветленности природы как ее одухотворенности. Дивизиони-сты [П. Синьяк, Ж. Сёра] усовершенствовали их технику, сделав ощущение от сюжетов картин вневременным. Не о том ли писал и В.С.Соловьёв, рассуждая о воплощении красоты в природе как условии прекращения ее разрушения и гибели? Символисты [Ш. Бодлер, П. Гоген, А. Белый, З. Гиппиус, К. Бальмонт], используя абстрактные формы в поэзии и живописи, положили начало абстрактному искусству. Этим приемом они хотели передать стремление человека к трансцендентному миру как источнику одухотворенности природы и человека. Особенно ярко это выразилось в метафизической живописи Дж.Де Кирико, который наделял реальность таинственным смыслом, требующим расшифровки. Те же идеи мы находим в произведениях В.С.Соловьёва о мистике -творческом отношении к трансцендентному бытию.

Экспрессионисты [Э. Шиле, О. Кокошко,А. Кубин] акцентировали внимание на духовном опыте художника, который воплощался в художественном образе и преодолевал его эстетические ограничения. Они не создавали искусных форм, но умело пользовались цветом для произведения большего впечатления. Фовисты [М. Вламник, Ж. Брак, А. Матисс] развивали эту тенденцию, сочетая не сочетаемые цвета, отрицая объемность, чем достигалось свободное отношение к реальным явлениям. В этом видится знак высокой степени воплощения красоты в материальном мире, подвергаемом глубоким духовным превращениям. В это же смысл теур-гийного действия красоты в природе.

Кубисты [П. Пикассо, Р. Делон] изображали предмет с разных сторон. Для этого они сначала разлагали предмет, затем складывали его в новой конфигурации. Этим они доказывали свободу творческого конструирования образа, независимого от пространства и времени. Абстракционисты [Г. Вёльфин, Э. Лисицкий, В. Кандинский, А.Родченко] и конструктивисты [В. Татлин, В. Луговской] для большей выразительности чувств художника исключали изображение реального мира в узнаваемых формах. Чувства они выражали посредством ярких цветовых сочетаний и абстрактных форм.

Конструктивисты сочетали приемы искусства и технологий, сводили художественные формы к геометрическим обозначениям пространства и времени. Футуристы [Ф. Маринетти, У. Боччони] и кубофутуристы [В. Маяковский, В.Хлебников, В. Каменский] отказывались от традиционной перспективы и многообразия точек зрения в целях показа динамики и взаимодействия персонажей и предметов с окружающим миром. Все это являлось выражением стремления к свободному творчеству.

Художественное творчество XIX - XX веков являет миру не мало примеров, подтверждающих справедливость провидческих слов В.С. Соловьёва. В одухотворении природы, и в стремлении выразить духовный мир художника, и в преобладании эстетической формы над материей, и в захлестывании эстетических образов мощью духовного содержания, и в отказе от привычных форм выражения и склонности к абстрактным художественным формам слышится правота его слов. Последний вопрос: не является ли «истинная красота»16 типом унифицированной красоты, против которой восставали импрессионисты? «Истинная красота» не исчерпывается бесконечным многообразием эстетических образов и их не ограничивает. Она своеобразно проявляется во всех художественных направлениях, потому любой эстетический образ - способ духовного обращения художника к миру.

1 В.С.Соловьёв Философские начала цельного знания //Соловьев В.С. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 174.

2 Там же. С. 174.

3 Там же. С. 174.

4 Там же. С. 152.

5 Там же. С. 152.

6 Там же. С. 152.

7 Там же. С. 240.

8 Соловьёв В.С. Красота в природе // Соловьёв В.С. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 358.

9 Там же. С. 361.

10 Там же. С. 388.

11 Соловьёв В.С. Общий смысл искусства // Соловьёв В.С. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 390.

12 Соловьёв В.С. Философия цельного знания // Соловьёв В.С. Соч. В 2 т. М.: Мысль. 1990. Т. 2. С. 151.

13Там же. С. 151.

14Вся история искусств. М.: Астрель: АСТ, 2008. С. 243.

15 Там же. С. 264.

16 В.С.Соловьёв Философские начала цельного знания //Соловьев В.С. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.