ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 2. С. 185-190. УДК 37
В.М. Кадневский, О.В. Могиль, Т.А. Ширшова
ТЕСТЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В начале ХХ в. крупные корпорации привлекли учёных к решению проблемы профессионального отбора кадров и их подготовки. Серьёзных успехов добился психолог Г. Мюнстерберг, которого считают отцом психотехники. Его исследования особенностей работы водителей трамвая, телефонисток и других профессиональных групп способствовали развитию нового научного направления с применением метода тестов.
Ключевые слова: психотехника, экспериментальная психология, профессиональная пригодность, тесты.
После публикации в 1890 г. статьи Дж. Кеттела «Интеллектуальные тесты и их измерения» с послесловием Ф. Гальтона во многих странах тестовые методы, с одной стороны, стали предметом научного изучения и осмысления, а с другой стороны, они начали активно внедряться в образовательную и производственную практику индустриальных стран. По сути, в течение одного-двух десятилетий были созданы тесты школьной успешности, тесты диагностики интеллекта и тесты для профессионального отбора. Отметим при этом, что все три направления стали определённым прорывом в науке и практике. Это, на наш взгляд, тот редкий случай, когда развитие науки и практики осуществляется в режиме, сопоставимом с синхронными действиями.
В ряду достижений и прорывов в тестологии начала ХХ века, в системе общего образования следует особо выделить тест измерения эффективности длительного (в течение 8-ми лет) обучения навыкам письма, созданный исследователем из США Д. Райсом, а также тест определения умственного развития школьников, созданный французскими исследователями А. Бине и Ш. Симоном. В науке и практике он известен под названием «шкала умственного развития Бине - Симона». В системе профессионального образования и профессионального отбора серьезным прорывом стали исследования с применением тестовых методов, проведённые в США психологом Г. Мюнстербергом по заказу ряда крупных производственных организаций.
Промышленный переворот, приведший к усложнению не только техники, применяемой в производстве, но и к резко возросшим требованиям по управлению и обслуживанию этой техники, заставил бизнес прилагать дополнительные усилия в поисках оптимальных вариантов взаимодействия человека и машины. Вместе с тем подчеркнем, что и достижения психологов в изучении профессиональной пригодности могли бы остаться в узких рамках академической науки, если бы интересы исследователей не пересеклись с интересами монополистического капитала, набравшего к началу ХХ в. значительную силу. Убытки, которые несли компании от текучести кадров, были столь существенными, что этот фактор становился важной экономической составляющей. Успешное решение этой проблемы могло обернуться огромными прибылями. Поэтому обращение менеджеров крупных компаний к психологам, которые в начале ХХ в. имели достаточно заметные успехи в изучении индивидуальных различий и выявлении индивидуальных способностей людей, было вполне закономерным. В частности, в США крупные заказы получил Г. Мюнстерберг.
© В.М. Кадневский, О.В. Могиль, Т.А. Ширшова, 2014
Г. Мюнстерберга (1863-1916), немецкого ученого, долгие годы работавшего в США, называют отцом психотехники. Хотя термин «психотехника» был предложен другим немецким ученым, В. Штерном, наиболее существенный вклад не только в теорию, но и практику психотехнических исследований внес именно Г. Мюнстерберг. До 1891 г. он работал во Фрайбургском университете в Германии, а с 1892 г. - в Гарвардском университете США, где он руководил лабораторией экспериментальной психологии. С 1910 г. Г. Мюнстерберг осуществлял исследования, связанные с профессиональной деятельностью людей, психологией и психофизиологией труда, профессиональным отбором. Он проводил многочисленные опыты, в том числе и такие, в которых задействованы тысячи работников крупных компаний, и пытается установить с помощью тестов и других психотехнических методов связи между психофизиологическими особенностями человека и его профессиональными качествами, проявляющимися на конкретном рабочем месте. Многие его исследования носили фундаментальный характер и оказывали определяющее влияние на развитие научных исследований и практику проведения профессионального отбора в индустриальных странах [1, с. 128-129].
Необходимо отметить, что термин «психотехника» претерпел определенную эволюцию, так как известные ученые-психологи в разные годы вкладывали в него различные понятия. Лишь постепенно, как отмечала Ю.В. Котелова, в связи с широким внедрением дифференциальной психологии в различные отрасли психологической науки название «психотехника» закрепилось за той отраслью прикладной психологии, которую в современной лексике обозначают термином «психология труда». Ю.В. Котелова указывает также на такую немаловажную деталь, как существование двух понятий психотехники. Одно понятие психотехники существовало как понятие прикладной психологии вообще, а другое понятие - как психологии труда. Ю.В. Котелова подчеркивает, что эти различия следует учитывать и в истории психологии, и в психологии труда [2, с. 38-39]. Для нас психотехника (в обеих ипостасях) имеет значение с точки зрения истории тестов, т. е. масштабов применения тестовых методов в психотехнических исследованиях.
Прикладные исследования психологов и других специалистов способствовали, с одной стороны, развитию самой науки, совершенствованию одного из её эффективных исследовательских методов - метода тестов, а с другой - более рациональной организации производства, более полному учету такой важнейшей составляющей производства, как человеческий фактор.
В 1910 г. американское общество рабочего законодательства обратилось к Г. Мюн-стербергу с предложением заняться вопросом определения пригодности вагоновожатых для занимаемой ими должности. Число несчастных случаев вследствие неосторожности вагоновожатых было так велико и трамвайное общество должно было платить такие большие суммы вознаграждения за увечья, что надо было предпринять против этого решительные меры [3, с. 67].
Будучи уже опытным и вдумчивым ученым, Г. Мюнстерберг разложил общие функции водителя трамвая на отдельные составляющие и подверг их психологическому анализу и исследованию. Так, например, экстремальная остановка трамвая представляет действенное средство лишь в том случае, когда движение рычагом производится с достаточной быстротой. Это дает основание ученому заняться исследованием быстроты реакции, с которой водитель реагирует на оптическое раздражение.
Г. Мюнстерберг после изучения особенностей работы водителей трамвая вычленил из множества единичных функций центральную психическую функцию, которая, как он полагал, играет наиболее существенную роль для предотвращения несчастных случаев. Речь идет о достаточно сложной и своеобразной функции внимания, при помощи которой водитель должен постоянно воспринимать и оценивать быстроменяющуюся картину улицы с точки зрения скорости движения отдельных объектов (пешеходы, экипажи, автомобили).
Аппарат, сконструированный Г. Мюн-стербергом для проведения опытов по испытанию внимания водителей трамвая, состоял из большого деревянного ящика со стеклянным отверстием и 12-ти листов картона размером 26 х 9 см. На каждом листе картона были проведены две параллельных линии, имитирующие трамвайный путь. Весь картон был разделен на сантиметровые квадраты. Таким образом, внутри параллельных линий, имитирующих рельсы, помещалось в ряд 26 квадратов, помеченных буквами алфавита. На каждый же квадрат вне рельсов были нанесены черной или красной краской без определенного порядка цифры 1, 2, 3 и т. д.
Испытуемому лицу показывали этот картон и поясняли, что линии посередине изображают рельсы на улице, каждый квадрат означает шаг, цифра 1 изображает пешехода, 2 - повозку, 3 - автомобиль, причем пока пешеход успевает сделать только один шаг, повозка делает два, автомобиль -три шага. Затем испытуемый должен представить, что все черные цифры движутся параллельно рельсам и поэтому при движении не пересекают последних, а все красные цифры пересекают рельсы в направлении справа налево или слева направо.
Задача состояла в том, чтобы испытуемый, посмотрев на картон и вообразив, что красные цифры движутся, быстро определил, на каком месте они будут находиться, при условии, что когда 1 сделает шаг, 2 -делает два, а 3 - три шага. Если одна из цифр должна оказаться между рельсами, то это означает «опасность».
Двенадцать картонных листов вставляли в деревянный ящик со стеклянным отверстием. Через отверстие посредством особого приспособления испытуемый последовательно наблюдал проходящие перед его глазами листы картона то с большей, то с меньшей скоростью и должен был называть «опасности». Выдержавшим этот тест считали того, кто назвал верно все буквы, т. е. те места на пути движения, где водителя ждала опасность. Из двух лиц, с равным успехом определивших эти места, лучшим считается тот, кто в более короткое время сумел решить этот тест.
Для того чтобы выразить в цифрах оценку каждого вагоновожатого, Г. Мюн-стерберг, по особым соображениям, к числу секунд, в течение которых испытуемый исполнил тест, прибавлял число сделанных им ошибок, умноженное на десять. Например, если кто-нибудь выполнил тест за 270 секунд и сделал две ошибки, то он получал отметку 270 + 20 = 290.
Таким образом, исследователь получал числовую шкалу оценки, которая легко позволяла сравнить достоинства разных вагоновожатых. Г. Мюнстерберг считал, что тот, кто делает малое число ошибок, но тест выполняет в течение длительного времени, будет ездить осторожно, чтобы избегать несчастных случаев, а его медленная езда причинит материальный убыток. Кто очень быстро выполняет тест, но зато делает много ошибок, тоже не годится, потому что выгода от его скорой езды не может уравновесить возможности большого числа несчастных случаев. Г. Мюнстерберг на основании своих опытов определил, что в среднем тот вагоновожатый отвечает требованиям пригодности, который получил у него отметку 450. С помощью аппаратурного теста в течение десяти минут оказалось возможным определить потенциальную пригодность претендента быть вагоновожатым и исключить всех неподходящих к этому труду.
Г. Мюнстерберг в июне 1910 г. представил доклад Американскому трамвайному обществу о своих испытаниях и сообщил, что он не упомянул бы совсем о них, если бы не оказалось, что те вагоновожатые, которые на практике были хорошими работниками, хорошо выдержали испытание. Эта информация свидетельствовала о высокой степени корреляции между многолетней практикой работы трамвайных водителей и результатами их психологического тестирования [4, с. 25-27].
Испытания Г. Мюнстерберга были первыми психологическими тестами, примененными в ХХ в. к потребностям экономики и профессионального образования. С этого времени они прочно вошли в арсенал методов профессионального отбора, применяемых в США, а затем в Европе.
Другой важный заказ Г. Мюнстерберг получил от крупной телефонной компании, где только одних телефонисток было занято свыше 16 тысяч. При выполнении этого заказа Г. Мюнстерберг пошел по аналогичному пути, как и в эксперименте с водителями трамвая. Ознакомившись с работой телефонной станции, он пришел к заключению о том, что воспроизводить действия телефонистки в полном объеме в процессе эксперимента нет никакой необходимости, а для получения научных результатов и выработки практических рекомендаций будет достаточно разложить общую функцию на ее составные части, распространить испытание на ряд элементарных явлений.
У первой группы принятых в специальную телефонную школу девушек были исследованы восемь психофизических функций. Например, испытание внимания Г. Мюнстерберг проводил на основе уже хорошо известного в экспериментальной психологии теста зачеркивания определенных букв в сплошном тексте. Он лишь несколько видоизменил этот эксперимент, предложив девушкам не заранее подготовленный текст, а одну и ту же страницу только что вышедшей газеты. Именно с помощью свежего номера газеты, по мнению Г. Мюнстерберга, можно добиться выявления таких видов внимания, которые наиболее необходимы телефонистке. Новизна содержания газеты должна была все время способствовать желаемому отвлечению внимания. Весь тест по времени занимал шесть минут с фиксацией количества зачеркнутых букв за каждую минуту.
Последним среди индивидуальных испытаний был тест на проверку ассоциативных способностей будущих телефонисток. Г. Мюнстерберг каждой испытуемой называл шесть простейших слов (например, «дом», «дождь», «книга»...) и требовал как можно скорее произнести первое, пришедшее на ум слово по ассоциации с названным. Время ассоциаций измерялось с точностью до одной пятой секунды.
Для статистической обработки результатов проведенных испытаний телефонисток Г. Мюнстерберг избрал наипростейший путь. Так, например, если ученица телефонной школы в испытании памяти занимала седьмое место, при зачеркивании букв была на пятнадцатом месте, в тесте пропущенных букв - на третьем, в испытании интеллекта - на двадцать первом, в тесте на точность различения пространственных величин - на одиннадцатом, в тесте на ассоциа-
тивную способность - на шестнадцатом, при определении промежутка времени, необходимого для раскладывания колоды карт, -на шестом месте, то бралась средняя величина этих показателей, и получалась одна общая цифра. Недостаток такого метода статистической обработки полученных результатов видел и сам Мюнстерберг. В своих публикациях об итогах тестирования учениц телефонной школы он даже подчеркивал, что «такое исчисление во многом носит случайный характер, так как придает одинаковое значение всем полученным результатам» [3, с. 92-99].
Эти сомнения Г. Мюнстерберга разрешились в течение трех месяцев. Через три месяца после сравнительного анализа результатов тестирования было проведено окончательное разграничение между лучшими работницами, работницами, работающими удовлетворительно, и совершенно не пригодными к работе телефонистками. И первые, и вторые результаты в целом подтверждали сделанные выводы о профессиональной пригодности тех или иных учениц телефонной школы. Кроме того, Г. Мюн-стерберг совершенно неожиданно получил дополнительный источник корреляции от своих заказчиков.
Настроенная несколько скептически по отношению к психологическим экспериментам Г. Мюнстерберга телефонная компания без его ведома включила в группы испытуемых несколько своих лучших опытных телефонисток. Их общие показатели по всем тестам оказались в числе пяти наилучших, и это для телефонной компании (как и для самого исследователя) оказалось лучшим доказательством высокой эффективности лабораторных исследований. Сам же Г. Мюн-стерберг оценивал первые положительные результаты в системе профессионального отбора как важный шаг для продолжения подобных исследований на постоянной основе. Он был убежден, что при новых лабораторных испытаниях будут найдены новые, еще более совершенные методы определения профессиональной пригодности [3, с. 101].
Г. Мюнстерберг продолжил свои исследования. В частности, он изучал профессиональные качества людей в интересах мореплавания и получил важные положительные результаты, способствовавшие совершенствованию системы комплектования судовых команд. Однако наибольшую известность приобрели исследования Г. Мюн-стерберга по отбору водителей трамваев и телефонисток. В ряде индустриальных стран исследователи занялись изучением лабораторных опытов Г. Мюнстерберга и их практическим применением. Так, в Европе профессиональным отбором водителей трамваев занялись в годы Первой мировой войны. В Германии, например, в течение
короткого времени появились три новых эффективных метода (Трамма, Шаквитца и Штерна), которые существенно отличались от метода Г. Мюнстерберга.
Масштабные исследования были проведены в годы Первой мировой войны в США, где при отборе в армию были протестированы 1,7 млн новобранцев. В результате потери США в живой силе на фронтах войны были минимальными, особенно среди лётчиков [1, с. 147-149].
В настоящее время в сфере труда в зарубежной тестологии применяют большое количество отдельных тестов и групп тестов, которые чаще всего обозначают термином «батарея тестов». В рамках таких батарей отдельные тесты сопряжены между собой, а взаимосвязи между ними многократно выверены и подтверждены при проведении крупномасштабных исследовательских проектов. В конце ХХ в. в ряде стран, применяющих тестовые методики при профессиональном отборе, возрос интерес к общим тестам академического интеллекта. Этот интерес возобновился и возрос благодаря исследованиям, посвященным обобщению валидности (пригодность теста именно для выявления тех качеств личности, которые исследуются). В ходе этих исследований, в частности, были получены данные о том, что тесты вербального и числового рассуждения обладают в той или иной степени прогностической валидностью для многих видов профессиональных занятий. Было выявлено, что эта валидность повышается для таких видов трудовой деятельности, которая требует более частого принятия решений и более полной обработки информации.
Среди серийно издаваемых за рубежом тестов, специально разработанных для применения в промышленности, есть и короткие тесты академического интеллекта, где тестирование претендентов занимает несколько минут, и есть батареи тестов общих способностей, где тестирование длится несколько часов. В качестве примера короткого теста можно назвать кадровый тест Ван-дерлика, последняя разработка которого относится к 1992 г. Этот тест появился в результате переработки одного из первых групповых тестов интеллекта - самоприменяемых тестов умственных способностей Отиса. Тест, созданный Вандерликом, состоит из 50-ти заданий, на выполнение которых отводится 12 минут [5, с. 543]. Он включает разные типы заданий с вербальным, числовым и пространственным содержанием и дает только один показатель. За несколько десятилетий применения теста Вандерлика, имеющего множество форм, по нему накоплены обширные нормативные данные для различных профессиональных групп, а его высокие прогнозирующие возможности в отношении успешности профессионального обучения и работы получа-
ли многократное документальное подтверждение.
Так, если в начале ХХ в. А. Бине и Т. Симон создавали тесты для выявления детей с ограниченными умственными способностями с последующим их определением в специальные классы, то спустя несколько десятилетий во многих странах тестирование стало проводиться среди всех категорий детей.
Сегодня тест школьной готовности обычно дополняется тестами на проверку минимального уровня физического и сенсо-моторного развития, проверяются зрительное и слуховое различение, понимание на слух, словарный запас, количественные понятия, общая осведомленность и др. Существуют несколько типов тестов базовых понятий, среди которых в США чаще всего пользуются тестом базисных понятий Боэма и шкалой базисных понятий Брейкена [5, с. 544].
Применение в дошкольной педагогике методов из арсенала специалистов, занятых в системе профессионального отбора, существенно влияет на практические результаты образования. С помощью этих методов тес-тологи помогают новым поколениям, вступающим в жизнь, найти свое место в обществе в полном соответствии с индивидуальными способностями каждого.
Тесты способностей сегодня, как и в системе профессионального отбора, выявляют не только сферу интеллектуальных способностей, но и ряд других, имеющих важное значение для создания комфортных условий всем детям, поступающим в школу. В настоящее время тестологи уделяют много внимания изучению детей дошкольного и даже младенческого возрастов.
Практика тестирования получила весьма заметное развитие во многих странах Запада при приеме в профессиональные школы и, по сути, проникла во все структуры образования, включая отбор для подготовки научных кадров при приеме в аспирантуру. В настоящее время в системе профессионального образования многих стран (например, при поступлении в колледжи) с помощью тестов проверяют не только уровень школьных знаний, но и основные навыки, необходимые для удовлетворительного освоения образовательной профессиональной программы.
Например, в США с 1959 г. стала внедряться общенациональная программа тестирования американских колледжей АСТ (American College Testing Program). Вначале эта программа применялась в университетах отдельных штатов, но довольно быстро она переросла административные границы и фактически стала общенациональной, так как используется многими колледжами по всей стране. Эта экзаменационная программа, по замыслу ее создателя Э.Ф. Линд-
квиста, предлагает тестируемому выполнить выборку основных учебных знаний, полученных в процессе обучения.
Особенность АСТ-оценки заключается в том, что она частично совпадает с традиционными тестами способностей и достижений. Это совпадение связано с тем, что программа АСТ концентрируется на основных навыках, необходимых для удовлетворительного освоения учебных предметов в объеме программы колледжа.
Весьма развита в настоящее время практика тестирования при приеме в аспирантуру. Особенно преуспели в этом направлении тестологи США. Первые серии тестов для приема в аспирантуру были созданы в 1936 г. в рамках совместного проекта Фонда Карнеги для развития преподавания и отделов аспирантур четырех университетов. Экзаменационные тесты для аспирантов Graduate Record Examinations (GRE) за последующие десятилетия значительно расширились и теперь проводятся Службой тестирования в образовании (ЕТ8) под общим руководством Совета GRE.
В настоящее время GRE включает общий тест и предметные тесты (до 1982 г. они назывались тестом пригодности и углубленными тестами). Общий тест дает ряд показателей вербальных, количественных и аналитических способностей, а предметные тесты представлены по 16-ти специализациям (биологии, математике, вычислительной технике, политологии, психологии, музыке и др.). С 1992 г. по программе GRE проводят компьютеризированную версию. Первый опыт оказался удачным, и с 1993 г. был введен компьютеризированный адаптивный вариант этого теста.
Тестирование поступающих в аспирантуру проводится в специальных центрах, созданных более чем в 100 странах мира. Университеты США используют результаты тестирования (оно проводится до зачисления в аспирантуру) как вспомогательное средство при принятии решений о приеме в аспирантуру, распределении зачисленных по конкретным кафедрам, выделении грантов, стипендий, лабораторного оборудования и т. п. Программа GRE постоянно совершенствуется. Так, например, в последние годы в общий тест стали разрабатывать и включать тесты-письма, тесты математических рассуждений и ряд заданий с составлением ответа [5, с. 531-532].
Таким образом, процесс разработки и применения тестов является по сути процессом непрерывным. В этих условиях количественное накопление исследовательских результатов может привести и приводит к изменениям качественного характера, что влечет за собой появление новых тестов, иной оценки устоявшихся технологий, углубление и развитие не только практических, но и теоретических исследований. Бо-
лее чем столетний опыт освоения тестовых технологий наукой и практикой показывает, что тестология как междисциплинарная наука, накапливая собственный потенциал и заимствуя многое из смежных наук, достигла впечатляющих результатов, а достижения последних десятилетий показывают, что эта науку ожидают новые открытия, способные обогатить многогранную практику применения тестов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кадневский В. М. История тестов. М. : Народное образование, 2004.
[2] Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда. М., 1986.
[3] Мюнстерберг Г. Основы психотехники : в 2 ч. СПб., 1996. Ч. 1.
[4] Баумгартен Ф. Психотехника. Ч. 1: Исследование пригодности к профессиональному труду. Берлин, 1922.
[5] Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2002.