ТЕСТОВЫЕ МЕТОДЫ И ТЕСТЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
TEST METHODS AND TESTS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL SELECTION: HISTORY AND MODERNITY
O.B. Могиль O.V. Mogil
Системы испытаний, тестовые методы, тесты, профессиональный отбор.
В статье в соответствии с существующей традицией изучения научного понятия с двух прямо противоположных сторон: формально-логической и диалектологической - рассматриваются возникновение предпосылок, становление и развитие систем испытаний индивидуальных способностей человека. Системы испытаний эволюционировали от обрядов инициации в архаичных сообществах до научного метода тестов, созданного к началу XX в. Сегодня тесты применяются в системе профессионального отбора и других сегментах жизнедеятельности общества.
Testing systems, testing methods, tests, professional selection.
In accordance with the existing tradition of the study of the scientific concept from two diametrically opposite points of view, namely the formal logic and dia-lectological ones, the article considers the emergence of prerequisites, the establishment and development of the systems testing human individual abilities. Testing systems evolved from the rituals of initiation in archaic societies to the scientific method of tests created by the early twentieth century. Today, tests are used in the system of professional selection and other segments of society functioning.
Термин «тест» как научное понятие пришел в другие языки из английского. Тесты и тестовые методики в XX и XXI вв. стали неотъемлемой частью жизнедеятельности индустриальных сообществ. Возможности их применения, а также высокая степень объективности результатов позволяют говорить о тестах как о важнейшем диагностическом инструменте. В современной философии существует традиция рассмотрения научного понятия с двух прямо противоположных сторон: формальнологической и диалектологической. Если рассматривать понятие «тест» с формальнологической точки зрения, то историю тестовых методов следует вести от первых гомо сапиенс. Если же рассматривать тесты как феномен научного знания, то тогда весь период человеческой цивилизации до конца XIX в. следует рассматривать как предтестовый, а все наработанные методики испытаний, близкие к тестовым, -как протонаучные.
Актуальность предлагаемой статьи диктуется увеличивающимися требованиями к подбору управленческого персонала и расстановке кадров, особенно в сфере современных производств.
Научная новизна предлагаемой статьи основывается на недостаточной разработанности проблем истории науки, связанной с применением тестовых методов в системе профессионального отбора. Научная новизна определила и проблему исследования. Как показывает многовековая практика, освоение истории науки позволяет новым поколениям ученых и практиков ориентироваться в научных подходах при решении тех или иных проблем, связанных с профессиональным отбором. Таким образом, расширяются, дополняются, трансформируются методики, необходимые при отборе кадров. Появляется большое количество исследований и работ в этой сфере.
Цель данной статьи - проследить процессы освоения тестовых методов в системе профес-
О.В. МОГИЛЬ. ТЕСТОВЫЕ МЕТОДЫ И ТЕСТЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
сионального отбора от первобытности до современности. Возникновение предпосылок тестовых методов мы связываем с коллективной деятельностью людей. В группе всегда существует объективное противоречие между приоритетом интересов коллектива и возможностями. Для преодоления этого противоречия и возникли системы разного рода испытаний человеческих способностей. Жизнь первобытного социума требовала постоянной напряженной борьбы за выживание. Системы испытаний в первобытных сообществах проявились в обрядах инициации. В период инициации наставники уделяли большое внимание эзотерическим знаниям. М. Эли-аде сравнивает эти «школы джунглей» с современными университетами с их аудиовизуальными средствами обучения, где «ученики осваивают целую систему мистического общения и космологии, переходя от конкретного знания к более высоким уровням абстракции и духовности» [Элиаде, 2004, с. 229]. В рамках обрядов инициации разрабатывались разноплановые педагогические приемы и методики обучения. Автор теории социальной стратификации П.А. Сорокин отмечал, что поскольку «обучение и воспитание детей идет в основном в семье», а «число других тестирующих средств невелико», то рассматривать семейный статус следует как «косвенный тест способностей и как фундамент социальной селекции и распределения индивидов» [Сорокин, 1992, с. 406-407]. Объем знаний нарастал, это привело к появлению школ и профессионального ученичества под присмотром наставника, где главным предметом тестирования становится профессиональная пригодность. Школу, он характеризовал как важный «тестирующий, селекционирующий и распределительный механизм» [Сорокин, 1992, с. 409]. Определенные тестирующие функции, по его мнению, выполняли и социальные институты.
В 1890 г. в английском журнале «Mind» была опубликована статья Дж. Кеттела «Интеллектуальные тесты и их измерения» с послесловием Ф. Гальтона» [Mind, 1890]. А. Анастази отмечает, что подобные тесты были «обычными для последнего десятилетия XIX века» [Анастази,
1982, т. 1, с. 22]. В 1885 г. была опубликована работа немецкого психолога Г. Эббингауза «О памяти», где описаны исследования на основе тестовых методов. Поэтому появление научного метода тестов мы связываем с научными успехами, особенно в сфере естественных наук.
В становление и развитие научного метода тестов внесли существенный вклад ряд специалистов. Так, в теорию и практику организации профессионального отбора большой вклад внес немецкий ученый Г. Мюнстерберг. С 1910 г. он проводил исследования, пытаясь установить связи между психофизиологическими особенностями работника и его профессиональными качествами. С применением тестовых методик он добился заметных результатов при организации профессионального отбора телефонисток, моряков, водителей трамвая. Свои исследования он опубликовал, что ускорило внедрение тестовых методов в систему профотбора и расширило научные поиски.
Так, психологи из ведущих американских вузов в 1917 г. перед вступлением США в Первую мировую войну провели масштабную работу по отбору 1,7 млн новобранцев (в т.ч. 40 тыс. офицеров) для отправки на фронт [Петровский, 1925, с. 53]. Дальнейшие поиски ученых-тестологов в области профессионального отбора привели к созданию новых тестовых методов, позволяющих определить степень пригодности индивида к той или иной военной или гражданской профессии.
В России тесты для профессионального отбора стали активно внедряться после окончания Гражданской войны. По подсчетам М.А. Шуберт, 1930 г. в СССР только для изучения одаренности детей и подростков применяли 25 тестовых систем, разработанных отечественными те-стологами [Шуберт, 1928, с. 182-190]. Однако с 1936 г. тесты оказались под запретом, а их возрождение начинается с конца 1950-х гг. Российская наука, позаимствовав многое из опыта зарубежных коллег, создала ряд успешных тестов и тестовых методик. В то время особенно мощно развивалась психотехника. Стоит упомянуть о работах Г.И. Россолимо и его психологических
<
са
Щ
УЗ
I ч
С
03
С
b
к
щ
ш m н
о
Рн
<
CJ ^
О о
с Q
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
i и
«
и и
V S
ь
U
<с
Pi
и
в
S X
н
и
W PQ
профилях (тесты интеллекта), тест геометрических фигур Ф.Е. Рыбакова, тесты моторной одаренности детей Н.И. Озерецкого, которые нашли применение и за рубежом. В России процедуры массового тестирования стали внедряться лишь с 1995 г, На сегодняшний день тесты нашли широкое применение в различных областях: промышленности, образовании, спорте, медицине, психологии, профессиональном отборе [Мага-фурова, Тесленко, 2014, с. 88-91].
Вместе с тем наиболее богатый опыт накоплен в странах с развитой тестовой культурой. Сегодня тесты за рубежом подвергаются значительной переработке и одновременно быстрыми темпами идет разработка новых методов. Например, в США существовал ряд тестов и программ, которые использовались при проведении приема, распределения по группам и консультирования студентов колледжей в конце 1920-х гг. Пример: Программа тестов академической оценки Совета колледжей. Она состояла из двух частей: теста рассуждений и предметных тестов. SAT I используется в качестве дополнения к школьным отметкам и другой информации мпи оценке готовности студента к выполнению учебной работы на уровне требований колледжа. Тесты SAT II предназначены для оценки знаний по конкретным предметам и могут быть использованы как при распределении студентов по группам, так и при приеме. Тесты программы SAT в процессе ее развития изменились по содержанию и формату заданий [Анастази, 2007, с. 529-541]. Кроме того, эти тесты дополняются, видоизменяются и трансформируются.
Среди серийно издаваемых тестов, разработанных для применения в промышленности, известен тест Вандерлика. Он представляет собой 12-минутный тест, состоящий из 50 заданий с вербальным, числовым и пространственным содержанием, и дает только один показатель. Этот тест ставит перед наукой новые задачи. Так, увеличение аварийности на авиа- и ж/д транспорте заставляет ученых обратиться к изучению про-
блем профессионального отбора в этих сегментах экономики [Бодров, 2001, с. 14].
Мы лишь в схематичном виде представили основные направления исследований и практического применения тестов. С изменениями в кадровой политике требуются специалисты, которые бы соответствовали определенным требованиям. Так, стоит упомянуть о новой государственной программе освоения арктических территорий. В связи с этим возникает необходимость создания дополнительных методик при отборе кадров, способных работать в запредельно суровых условиях. Тесты обладают рядом преимуществ, которые делают их востребованными научным сообществом и современной практикой, а многообразные области их применения дают основание рассматривать тестовые технологии как социокультурный феномен ци-вилизационного процесса.
Библиографический список
1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Т. 1. 318 е.; Т. 2. 295 с.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: Питер, 2007. С. 529-541.
3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
4. Магафурова Д.Н., Тесленко В.И. Анализ общих методов выявления одаренных детей // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1.
5. Петровский Н.В. Опыт исследований умственной одаренности взрослых в Америке. М., 1925.
6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 406-407.
7. Шуберт A.M. Тесты одаренности на русском языке // Тесты: теория и практика: непериодический сб. М., 1928. № 3.
8. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 2004.
9. Mind. 1890. V. 5. Р. 373-381.