Научная статья на тему 'Проблемы преподавания истории психологии советского периода (на примере психотехники)'

Проблемы преподавания истории психологии советского периода (на примере психотехники) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
404
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ / TEACHING OF HISTORY OF PSYCHOLOGY / УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ / HISTORY OF PSYCHOLOGY TEXTBOOK / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ / ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 1920-1930-Х ГГ / ПСИХОТЕХНИКА / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / INDUSTRIAL PSYCHOLOGY / НОТ / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / LABOUR PSYCHOLOGY / Г. МЮНСТЕРБЕРГ / G. MUNSTERBERG / В. ШТЕРН / W. STERN / И.Н. ШПИЛЬРЕЙН / С.Г. ГЕЛЛЕРШТЕЙН / TUTORIAL OF HISTORY OF PSYCHOLOGY / HISTORY OF PSYCHOLOGY 1920-1930''S / PSYCHOTECHNOLOGY / SCIENTIFIC ORGANIZATION OF LABOUR / I.N. SHPILREIN / S.G. GELLERSTEIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стоюхина Наталья Юрьевна

В данной статье автор анализирует преподавание конкретного периода в истории психологии ХХ в. через содержание небольшого исторического фрагмента историю психотехники. Автор рассматривает в качестве учебной литературы учебники по истории психологии, учебные пособия и зарубежные издания. Особое место занимает учебное пособие О.Г. Носковой «История психологии труда в России (1917-1957)». Оказалось, что в различных учебниках по истории психологии нет целостного знания по истории психотехники, оно раздроблено, фрагментарно, отсутствует четкое определение термина «психотехника»; не показана связь генетически родственных терминов (НОТ, индустриальная психология, экономическая психология), плохо обозначены имена основателей данной отрасли науки у нас и за рубежом, не озвучены основные виды деятельности психотехников. Отдельного замечания заслуживает невнятная декларация причин закрытия отрасли. Подобная ситуация сложилась ввиду того, что 1920-1930-е годы нашей истории самые трудные в источниковедении, где существует много точек зрения и нет достаточной и адекватной базы источников. Возможно, следует предлагать студентам чтение текстов в хрестоматиях, чтобы затем сделать их темой перспективного обсуждения, иначе преподаватель и студенты становятся заложниками уютного традиционализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Teaching History of Psychology of the Soviet Period (on the example of psychotechnology)

In this article the author analyzes teaching a particular period in the history of psychology of the twentieth century through the content of the small historical piece the history of psychotechnology. The author considers use of history of psychology textbooks, tutorials, and foreign publications as study materials. A special place is taken by tutorial of O.G. Noskova "History of Labour Psychology in Russia (1917-1957)". It turned out that it is reduced and fragmented in various history textbooks what prevents psychology students from having a holistic view of the historical and psychological process. It seemed that in various textbooks on history of psychology the knowledge of history of psychotechnology was fractioned. Terms like psychotechnology, psychology of economics, industrial psychology weren't completely defined, connection between similar terms was missed, not all authors were mentioned. The special remark is deserved by the muffled declaration of the reasons to close the branch. The similar situation developed in the 1920-1930-s years of our history the most difficult in the source study where there are many points of view and there is no sufficient basis of sources. Probably, it is necessary to offer students to read similar texts in anthologies in order to make them a subject of perspective discussion, otherwise the teacher and students become hostages of cozy traditionalism.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания истории психологии советского периода (на примере психотехники)»

УДК 159.9

Н. Ю. Стоюхина

Проблемы преподавания истории психологии советского периода (на примере психотехники)

В данной статье автор анализирует преподавание конкретного периода в истории психологии ХХ в. через содержание небольшого исторического фрагмента - историю психотехники. Автор рассматривает в качестве учебной литературы учебники по истории психологии, учебные пособия и зарубежные издания. Особое место занимает учебное пособие О.Г. Носковой «История психологии труда в России (1917-1957)». Оказалось, что в различных учебниках по истории психологии нет целостного знания по истории психотехники, оно раздроблено, фрагментарно, отсутствует четкое определение термина «психотехника»; не показана связь генетически родственных терминов (НОТ, индустриальная психология, экономическая психология), плохо обозначены имена основателей данной отрасли науки у нас и за рубежом, не озвучены основные виды деятельности психотехников. Отдельного замечания заслуживает невнятная декларация причин закрытия отрасли. Подобная ситуация сложилась ввиду того, что 1920-1930-е годы нашей истории - самые трудные в источниковедении, где существует много точек зрения и нет достаточной и адекватной базы источников. Возможно, следует предлагать студентам чтение текстов в хрестоматиях, чтобы затем сделать их темой перспективного обсуждения, иначе преподаватель и студенты становятся заложниками уютного традиционализма.

Ключевые слова: преподавание истории психологии, учебник по истории психологии, учебное пособие по истории психологии, история психологии 1920-1930-х гг., психотехника, индустриальная психология, НОТ, психология труда, Г. Мюнстерберг, В. Штерн, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн.

N. Ju. Stojukhina

Problems of Teaching History of Psychology of the Soviet Period (on the example of psychotechnology)

In this article the author analyzes teaching a particular period in the history of psychology of the twentieth century through the content of the small historical piece - the history of psychotechnology. The author considers use of history of psychology textbooks, tutorials, and foreign publications as study materials. A special place is taken by tutorial of O.G. Noskova "History of Labour Psychology in Russia (1917-1957)". It turned out that it is reduced and fragmented in various history textbooks what prevents psychology students from having a holistic view of the historical and psychological process. It seemed that in various textbooks on history of psychology the knowledge of history of psychotechnology was fractioned. Terms like psychotechnology, psychology of economics, industrial psychology weren't completely defined, connection between similar terms was missed, not all authors were mentioned. The special remark is deserved by the muffled declaration of the reasons to close the branch. The similar situation developed in the 1920-1930-s years of our history - the most difficult in the source study where there are many points of view and there is no sufficient basis of sources. Probably, it is necessary to offer students to read similar texts in anthologies in order to make them a subject of perspective discussion, otherwise the teacher and students become hostages of cozy traditionalism.

Keywords: teaching of history of psychology, history of psychology textbook, tutorial of history of psychology, history of psychology 1920-1930's, psychotechnology, industrial psychology, scientific organization of labour, labour psychology, G. Munsterberg, W. Stern, I.N. Shpilrein, S.G. Gellerstein.

Преподавание истории психологии в психологическом вузе имеет несколько общеизвестных всем преподавателям трудностей: отсутствие интереса у студентов, убежденных в том, что они будут либо консультировать, либо работать в большой корпорации. Мотивация-объяснение, для чего нужно знать историю своей науки, звучит неубедительно для студентов, потому что вся история психологии предстает как экзотическая страна, населенная другими людьми с диковин-

ными именами, мелькание дат (не хочется лишний раз говорить о плохом знании истории вообще и отечественной в частности). Даже некоторое оживление в начале изучения российской психологии скоро затухает: оказывается, отечественная наука была столь разнообразна по направлениям, именам, научным проблемам, событиям, что запомнить их нет никакой возможности, да и желания...

© Стоюхина Н. Ю., 2014

И в массе историко-психологических теорий совсем незаметно проходит история отечественной педологии и психотехники. А ведь именно через историю психологической практики - педологии и психотехники 20-30-х гг. - можно показать, «как же нужно заниматься историей психологии, чтобы из нее можно было извлекать уроки» [4, с. 13].

Отечественная психология именно этого периода как никакого другого мифологизирована, чему немало способствует отсутствие текстов. Именно по этой причине сейчас любой разговор о 1920-1930-х гг. во всем многообразии, свойственном эпохе в целом, труден. И такой навык, как навык самостоятельного осмысления источников, навык исторического прочтения, навык ведения дискуссии у студентов остается неразвитым, потому что очень мало этих текстов. Мы, преподаватели истории психологии, ведем эту дисциплину зачастую руководствуясь только учебниками.

Проблемы, озвученные студентами о пройденном периоде истории развития психотехники в СССР, таковы: не вполне ясна разница (хронологическая, генетическая, родовидовая) в понятиях «НОТ», «психотехника», «психология труда», «индустриальная психология»; чем занимались психотехники, кроме профотбора; как повлияла психотехника на развитие психологии как науки; совсем непонятны причины закрытия психотехники (объяснение, связывающее через закрытие педологии, запрет на тесты - мало работает).

Так как большинство студентов опираются на тексты учебников, то любопытно было проанализировать, как же описан один из ярчайших периодов советской психологии - становление, расцвет и закрытие советской психотехники. Для начала вспомним, что учебник - «книга, содержащая систематическое изложение знаний в определенной области и используемая как в системе образования, на различных ее уровнях, так и для самостоятельного обучения. Учебники составляются с учетом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб» [11].

Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. «Об определении терминов „учебник" и „учебное пособие"» характеризует понятие учебное пособие следующим образом:

«Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия» [12].

С целью выяснить, как выглядят фрагменты учебных текстов, посвященные психотехнике, нами были проанализированы учебник по истории психологии [1], учебные пособия по истории психологии отечественных авторов [5, 7, 8, 15], 6 зарубежных учебных пособий по истории психологии [3, 4, 9, 10, 13, 14]. Представляется необходимым получить следующую информацию из учебных текстов: определение психотехники, родственные термины - «НОТ», «индустриальная психология», «организационная психология» и их родовидовая терминологическая связь; родоначальники определения и самой отрасли психотехники; основные отечественные ученые-психотехники; направления психотехнических исследований; «генетически родственные» зарубежные ученые; причины закрытия психотехники.

Начнем обзор с учебных пособий известных историков психологии А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского, чьи исследовательские труды по истории отечественной психологии известны с 1960-х гг. В книге М.Г. Ярошевского [15] в главе «Развитие отраслей психологии» содержится отдельный параграф «Психотехника». Автор представляет «психотехнику» как область практического приложения психологических знаний, образовавшуюся на рубеже Х1Х-ХХ вв.» благодаря использованию психологии в экономике и промышленности [15, с. 187]. Ф. Тейлор, разработавший систему интенсификации труда для рациональной организации производства, и непосредственная экономическая заинтересованность предпринимателей стимулировала развитие психотехники [15, с. 188], послужила экономическим источником возникновения отрасти, а достижения экспериментальной и дифференциальной психологии - научным источником. Психотехника развивалась по следующим направлениям: оптимизация продолжительности рабочего времени, исследование утомления, анализ про-

фессий и профессиональной пригодности, профориентация. В тексте упоминаются В. Штерн, предложивший термин «психотехника», Г. Мюн-стерберг, разработавший план индустриальной психологии (психотехники). М.Г. Ярошевский отмечает, что влияние психологии и психотехники было обоюдным: от общей психологии психотехника взяла ее теоретические и экспериментальные ресурсы, а психотехника «воздействовала на изменение общего характера психологической теории» [15, с. 190], они преобразовали облик психологической науки: показали «роль задачи в реализации психических функций, их своеобразное сочетание в целое, несводимое к расчлененным компонентам», отказались «от взгляда на интроспекцию как на единственный канал приобретения собственно психологического знания» [15. с. 190], но ничего не сказано о развитии психотехники, а советская - вообще никак не представлена.

Несколько по-другому выглядит информация в пособиях А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского [7, 8]. Влиянием идеологического фактора, сопровождавшимся политическими репрессиями, авторы объясняют «особый путь» советской психологии в 1920-х гг., которые в результате привели к «демонстративной присяге психологов... на верность «марксизму-ленинизму» [8, с. 230] и как итог развития советской психологии - «отказ от изучения сколько-нибудь значимых и актуальных социально-психологических проблем» [8, с. 230]. В пособии дается определение психотехники - «особой ветви психологии, видевшей свою задачу в осуществлении практических целей психологическими средствами, в использовании на производстве законов человеческого поведения для целесообразного воздействия на человека и регулирования его поведения» [8, с. 257]; упоминаются основатели отрасли -В. Штерн и Г. Мюнстерберг; основные задачи, стоявшие перед ней в самом начале развития (разработка основ профотбора и профконсульта-ции, изучение утомления, закономерностей формирования навыков в упражнении и т.д.), в 1930-х гг. в СССР переместившиеся в сторону рационализации методов профобучения и переподготовки кадров, организации трудового процесса, борьбу с аварийностью и травматизмом и т.п. Авторы отмечают перспективность психотехнических разработок, если бы не произошла ликвидация психотехники во второй половине 1930-х гг., причиной чему был незаконный арест И.Н. Шпильрейна, повлекший закрытие журнала

«Советская психотехника», запрет преподавания психотехники в вузах, закрытие психотехнических лабораторий и т. п.

А.Н. Ждан в своем учебнике [1] говорит о психотехнике трижды. В первый раз - в главе «Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в Х1Х в.», где Г. Мюнстерберг предстает как «большой психолог и методолог психологии, основатель психотехники, сторонник прикладной психологии» [1, с. 205], обосновавший взгляд на научную психологию и практику. Он применил «психологию для объяснения явлений культуры и нахождения средств и путей для выполнения ... практических задач, ... обозначаемых общим термином психотехника» [1. с. 205], что позволило моделировать естественные условия деятельности. Во второй раз - в главе «Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии» автор говорит о В. Штерне, развивавшем дифференциальную психологию на основе экспериментов, исследовавших отношение между ритмом, продуктивностью и качеством труда. В. Штерн - автор термина «психотехника». Отмечается роль Ф. Парсонса, организовавшего бюро по профориентированию. А. Н. Ждан отмечает большое влияние психотехники на психологию: «Практика сама ставила перед психологией запросы, создавала перспективы ее методологических основ и методических приемов» [1, с. 286].

В главе «Возникновение и развитие советской психологии» автор учебника в третий раз обращается к психотехнике. Здесь речь идет об участии психологов в социалистическом строительстве, в первую очередь, в рационализации производства. Информации много: одобрение системы Тейлора В.И. Лениным; имена самых видных фигур того времени И.Н. Шпильрейна, С.Г. Гел-лерштейна, А.М. Мандрыки, С.М. Василейского; институциализация психотехники через научно-исследовательские институты, международные съезды и конференции; есть перечень задач, стоящих перед психотехникой и решаемых ею; трагические страницы, приведшие к отделению советской психотехники от мировой, что было связано с усилением классового характера науки и практики вообще и психотехники в частности. Закрытие отрасли предстает через свертывание работ по психотехнике, арест И.Н. Шпильрейна, отстранение от работы С. Г. Геллерштейна, закрытие психотехнических учреждений, журнала «Советская психотехника», происходящих на

фоне дискуссий, критики и самокритики [1, с. 390 - 394].

Т.Д. Марцинковская в главе «Развитие отечественной психологии» отмечает интенсивное развитие советской психотехники и ее роль в построении нового общества, воспитания нового человека в 1920-х гг. Автор пишет, что после 1930 г. нападки на психотехнику, в начале связанные с естественными «проблемами роста» новой отрасли (отсутствие квалифицированных психологов-практиков, разница в уровне теоретических исследований и практическом применении их результатов на местах), стали носить, в основном, идеологический характер. В результате психотехнику директивно запретили вместе с педологией (звучит тема «репрессированной науки») в 1936 г., пострадали и направления, интенсивно развивавшиеся, и ученые - «С.Г. Гел-лерштейн... на долгие годы остался практически без работы, И.Н. Шпильрейн. был арестован и расстрелян» [5, с. 499], что отразилось на формировании науки, которое невозможно вообразить без традиций и преемственности.

Автор кратко останавливается на деятельности И.Н. Шпильрейна и С.Г. Геллерштейна во время их работы в лаборатории промышленной психотехники при НК труда СССР.

В переводной литературе [5, 7, 8, 15], где большинство книг не имеет обозначения «учебник / учебное пособие», но по оформлению (серия «Мастера психологии», «Мэтры мировой психологии») и по своей структуре привычно рассматриваются студентами как обычное учебное пособие или дополнительное справочное пособие, мы найдем немного сведений о советской психотехнике, зато наши знания о развитии психотехники за рубежом станут шире. В книге немецкого ученого Х.Е. Люка мы находим самый полный исторический обзор развития экономической психологии на примере США и Германии [4, с. 190-196]. Сразу же автор отмечает, что именно «экономические интересы образовали эту область психологии, экономические интересы, как и ранее, определяют психологические исследования рынка и рекламы и психологические аспекты организации рабочих мест» [4, с. 190], поэтому идеал нейтралитета психологии принципиально недостижим, что очень ясно показывает нам история прикладной психологии. Сам Г. Мюнстерберг занимался исследованиями в интересах экономики. Х. Е. Люк четко указывает на приоритет США в области экономической психологии: во многих высших школах были

созданы кафедры экономической психологии, идеи американского инженера Ф.У. Тейлора приобрели широкую поддержку, а Г. Мюнстер-берг распространил его систему через первые тесты на профессиональную пригодность для водителей трамваев в 1910 г. и сделал популярным понятие «психотехника», введенное еще В. Штерном. Именно этот термин заслужил широкое распространение во всех странах, кроме США - «прикладная психология» (applied psychology). Автор подробно рассказывает о Хо-торнском эксперименте, где Э. Мэйо, Ф.Дж. Рот-лисбергер и В.Дж. Диксон доказали: похвала, признание и хорошие социальные отношения на рабочем месте оказались для производительности труда решающими, и целью менеджмента должна стать забота о хорошем «климате на предприятии».

Х.Е. Люк пишет о развитии психотехники в Германии (основоположники - В. Штерн, Г. Мюнстерберг, В. Меде), где в 1926 г. были проведены психотехнические исследования примерно на 110 промышленных предприятиях Германии, и на половине этих крупных предприятий были собственные исследовательские пункты по проверке профпригодности, которыми в основном руководили инженеры. На железной дороге также работали психотехники, правда, ни у кого из них не было психологического образования.

Автор называет и основоположников психологии рекламы: американские исследователи В. Д. Скотт и Г. Мюнстерберг, немец Э. Лизински.

Х.Е. Люк упоминает о широком распространении психотехники в СССР в 20-е гг. XX века, основателями которой считаются И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн. Не забывает автор факт проведения в Москве VII международной психотехнической конференции в 1931 г. с 960 участниками.

Быстрый закат психотехники Люк связывает с тем, что «аппаратурные методы психотехники требовали больших затрат и. слишком много обещали» [4, с. 193], «кроме того, раздавалась критика из научно-гуманитарного лагеря психологии, и психотехника была обесценена как бездуховная технология» [там же].

Безусловное положительное влияние прикладной психологии на науку психологию в целом отмечается у всех зарубежных авторов: новаторская позиция исследователей, которые работали с большими выборками, средними числами и процентами, в то время как исследователи существующих на то время направлений «были

едины в экспериментальном исследовании отдельных немногих компетентных испытуемых» [4, с. 196] включение полевого эксперимента в методические приемы психологии.

Читая британского историка психологии Р. Смита [10], узнаем из параграфа «Психология труда» (глава «Психологическое общество»), что психотехника - направление, идеи которого отстаивал Г. Мюнстерберг, образовалось в качестве альтернативы другому направлению - тейлоризму, где «эффективность труда понималась механистически» [10, с. 162]: психологи были уверены, что смогут адаптировать рабочее мест-то под работника. Р. Смит дает обзор развития зарубежных психотехнических исследований: Г. Мюнстерберг, Дж. Уотсон, Дж. Кеттел, Л. Терстоун в США, Ч. Майерс, Дж. Рис в Британии, при описании исследований в Германии автор отмечает драматичность истории развития направления.

Советской психологии посвящен отдельный параграф в главе «Социальное и индивидуальное», где говорится (в числе прочего) об открытии лаборатории психотехники при НКТ в 1920 г., где «А.К. Гастев возглавил движение за научную организацию труда (НОТ), задавшись целью создать эффективно действующие системы "рабочий - машина"» [10, с. 323]. Его намерение вписывалось во всеобщее движение «радикальных психологов» по созданию «нового человека», в связи с чем называются А.М. Коллонтай (неожиданно!), П.П. Блонский, Н.К. Крупская. Сложную, интеллектуально богатую жизнь советских ученых первого послереволюционного десятилетия Р. Смит объясняет «жестокой борьбой за скудные материальные ресурсы, заставлявшей исследователей искать доступа к партии как к источнику власти и распределителю финансов» [10, с. 324] на фоне философской и идеологической дискуссий.

Американские исследователи Д.П. Шульц и С.Э. Шульц отмечают, что «индустриальная / организационная психология или психология труда» [14, с. 235] начала развиваться и завоевала популярность у разных общественных групп благодаря первой мировой войне, когда психологи США протестировали для армии весь личный состав, что, несомненно, способствовало популяризации психологии. Особо подчеркивается роль Г. Мюнстерберга в продвижении индустриальной психологии, сообщается его биография, достижения. Историк психологии из США Т. Лихи пишет о «промышленной психологии»

(применении психологии в сфере менеджмента) [3, с. 389] в рамках прикладной психологии, для развития которой много сделали Ф. Тейлор, Г. Мюнстерберг, Э. Мэйо, Дж. Уотсон. Еще один американский историк - М. Хант [13] описывает только эксперимент с тестированием военных (правда, очень полно) из всего того, что делалось первыми американскими психотехниками. Норвежский историк П. Саугстад в главе «Прикладная психология в области общественной и частной жизни» [9, с. 339] уделяет внимание классику американской рекламы - Вальтеру Диллу Скотту, применявшему психологию в рекламной деятельности и отборе персонала, также автором упоминается и Г. Мюнстерберг.

Все историки психотехники подчеркивают важность позиции экономической психологии -постановка проблемы происходит из практики, теории выбираются из общей психологии или создаются самостоятельно, методология заимствуется из классических естественных наук.

Особняком стоят специальные учебные пособия по истории психологии труда. Это «Очерки по психологии труда» Ю.В. Котеловой, где истории психотехники в СССР посвящена значительная часть книги [2, с. 27-78]. Несмотря на критический взгляд на психотехнику, свойственный советской психологии после 1936 г., учебное пособие, безусловно, заслуживает внимания и до сих пор имеет научную и методическую ценность. Учебное пособие О.Г. Носковой «История психологии труда в России (1917-1957)» [6] -первое и пока единственное по истории психологии труда, наиболее полно и последовательно отражающее все этапы развития научной отрасли в нашей стране. Отдельной похвалы автор заслуживает за нелегкий поиск источников.

Подводя некоторые итоги, можно пожелать, чтобы в учебнике по истории психологии был бы фрагмент, содержащий информацию по истории психотехники, где были бы отражены основные пункты историко-психологического изложения развития отдельной отрасли (психотехники): четкое определение термина психотехника; даны генетически родственные термины (НОТ, индустриальная психология, экономическая психология) и показана их связь; обозначены имена основателей данной отрасли науки у нас и за рубежом; очерчены основные виды деятельности психотехников; названы причины закрытия отрасли (даже в конкретной авторской позиции). Но, как нам кажется, эта идея утопична: преподавая историю психологии, мы помещаем себя и

студентов в контекст знания, кажущегося объективным, закономерным и детерминированным историческим описанием, где все понятно, тогда как на 1920-1930-е годы нашей истории существует много точек зрения, нет достаточной и адекватной источниковой базы. Говоря об истории психотехники (и педологии), мы судим об этом периоде из нашего времени, а через 2-3 года могут появиться новые источники, откроются новые обстоятельства, и другие объяснительные факторы окажутся важными. Ввиду этого, может быть, следует вместо лекции-монолога и чтения учебника предлагать студентам чтение текстов в хрестоматиях (которые нужно составить!), смотреть фотографии того времени, документальные фильмы - все что может стать темой перспективного обсуждения. В противном случае и преподаватель и студенты становятся заложниками уютного традиционализма, не замечающего вопросов ради сохранения окружающей ситуации, создающего уверенность, что никакого движения никуда не нужно, а нужно только переклассифицировать факты, отказывающегося слышать в себе голоса «других».

Библиографический список

1. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности [Текст]: учебник для вузов / А.Н. Ждан. -М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 528 с.

2. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Котелова. - М.: МГУ, 1986. - 120 с.

3. Лихи Т. История современной психологии [Текст] / Т. Лихи. - СПб.: Питер, 2003. - 448 с.

4. Люк Х.Е. История психологии. Течения, школы, пути развития [Текст] / Х.Е. Люк. - М.: Научный мир, 2012. - 272 с.

5. Марцинковская Т.Д. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. - М: Академия, 2001. - 544 с.

6. Носкова О.Г. История психологии труда в Рос-сии(1917-1957) [Текст]: учеб. пособие / О.Г. Носкова / под ред. проф. Е.А. Климова. - М.: Изд-во МГУ, 1997. -334 с.

7. Петровский А.В. История психологии [Текст]: учебное пособие для высшей школы / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: РГГУ, 1994. - 448 с.

8. Петровский А.В. История и теория психологии [Текст]: учебное пособие / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - В 2 т. - Т.1. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -416 с.

9. Саугстад П. История психологии. От истоков до наших дней [Текст] / П. Саугстад. - Самара: Бахрах-М, 2008. - 544 с.

10. Смит Р. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

11. Учебник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

12. Учебное пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ru.wikipedia.org

13. Хант М. История психологии [Текст] / М. Хант -М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 836 с.

14. Шульц Д.П. История современной психологии [Текст] / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц. - СПб.: Евразия, 2002.

- 532 с. (пер. с англ.)

15. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / М. Г. Ярошевский. - М.: Академия, 1997. - 416 с.

Bibliograficheskij spisok

1. ZHdan AN. Istoriya psikhologii. Ot antichnosti k sovremennosti [Tekst]: uchebnik dlya vuzov / AN. ZHdan. -M.: Аkademicheskij Proekt, Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2002. - 528 s.

2. Kotelova YU.V. Ocherki po psikhologii truda [Tekst]: uchebnoe posobie / YU.V Kotelova. - M.: MGU, 1986. - 120 s.

3. Likhi T. Istoriya sovremennoj psikhologii [Tekst] / T. Likhi. - SPb.: Piter, 2003. - 448 s.

4. Lyuk KH.E. Istoriya psikhologii. Techeniya, shkoly, puti razvitiya [Tekst] / KH.E. Lyuk. - M.: Nauchnyj mir, 2012. - 272 s.

5. Martsinkovskaya T.D. Istoriya psikhologii [Tekst]: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / T.D. Martsinkovskaya. - M: Аkademiya, 2001. - 544 s.

6. Noskova O.G Istoriya psikhologii truda v Ros-sii(1917-1957) [Tekst]: ucheb. posobie / O.G Noskova / pod red. prof. Е.А. Klimova. - M.: Izd-vo MGU, 1997. - 334 s.

7. Petrovskij AV Istoriya psikhologii [Tekst]: uchebnoe posobie dlya vysshej shkoly / AV. Petrov-skij, M.G. YAroshevskij. - M.: RGGU, 1994. - 448 s.

8. Petrovskij AV Istoriya i teoriya psikhologii [Tekst]: uchebnoe posobie / AV. Petrovskij, M.G YAroshevskij. - V 2 t.

- T.1. - Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. - 416 s.

9. Saugstad P. Istoriya psikhologii. Ot istokov do nashikh dnej [Tekst] / P. Saugstad. - Samara: Bakhrakh-M, 2008. - 544 s.

10. Smit R. Istoriya psikhologii [Tekst]: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / R. Smit. - M.: Аkademiya, 2008.

- 416 s.

11. Uchebnik [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://ru.wikipedia.org/

12. Uchebnoe posobie [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:http://ru.wikipedia.org

13. KHant M. Istoriya psikhologii [Tekst] / M. KHant - M.: АST: АST MOSKV^ 2009. - 836 s.

14. SHul'ts D.P. Istoriya sovremennoj psikholo-gii [Tekst] / D.P. SHul'ts, S.EH. SHul'ts. - SPb.: Evra-ziya, 2002. - 532 s. (per. s angl.)

15. YAroshevskij M.G. Istoriya psikhologii. Ot antichnosti do serediny KHKH veka [Tekst]: uchebnoe posobie dlya vysshikh uchebnykh zavedenij / M.G YAro-shevskij. - M.: Аkademiya, 1997. - 416 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.