Научная статья на тему 'Тесты и критерии оценки навыков программирования двигательных действий волейболисток 15-17 лет'

Тесты и критерии оценки навыков программирования двигательных действий волейболисток 15-17 лет Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
734
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ТЕСТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Аврамова Н. В., Назаренко Л. Д.

Проблема совершенствования спортивной подготовки волейболистов привлекает внимание многих специалистов. При этом предлагаются различные способы совершенствования технико-тактической подготовленности спортсменок: повышение показателей специальной подготовки; выявление наиболее сложных технических приемов и разработка различных моделей их усвоения. Все эти направления позволяют в определенной степени решать задачи совершенствования спортивного мастерства волейболистов. В данной статье предлагается новый подход к повышению показателей спортивного мастерства путем формирования навыков программирования технических действий в постоянно изменяющихся ситуациях игрового взаимодействуя в ходе соревновательной деятельности. Данный подход позволяет решать целый комплекс задач, направленных на совершенствование не только технических, но и других сторон спортивной подготовки: тактической, психологической, интеллектуальной, морально-волевой, общефизической. Кроме того, формирование навыков программирования двигательных действий открывает новые возможности для реализации творческого потенциала спортсменок, вовлечения их в активный совместный поиск способов повышения спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тесты и критерии оценки навыков программирования двигательных действий волейболисток 15-17 лет»

УДК 796.325

ТЕСТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАВЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-17 ЛЕТ

Н.В. Аврамова - аспирант Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Ульяновск

TEST AND EVALUATION CRITERIA AND MOTOR ACTION PROGRAMMING SKILLS OF 15-17 AGED VOLLEYBALL PLAYERS

N.V. Abramova - post-graduate student L.D. Nazarenko - Doctor of Education, Professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: волейбол, программирование, тесты и критерии оценки, спортивное мастерство, педагогический эксперимент, физическая подготовленность.

Аннотация. Проблема совершенствования спортивной подготовки волейболистов привлекает внимание многих специалистов. При этом предлагаются различные способы совершенствования технико-тактической подготовленности спортсменок: повышение показателей специальной подготовки; выявление наиболее сложных технических приемов и разработка различных моделей их усвоения. Все эти направления позволяют в определенной степени решать задачи совершенствования спортивного мастерства волейболистов. В данной статье предлагается новый подход к повышению показателей спортивного мастерства путем формирования навыков программирования технических действий в постоянно изменяющихся ситуациях игрового взаимодействуя в ходе соревновательной деятельности. Данный подход позволяет решать целый комплекс задач, направленных на совершенствование не только технических, но и других сторон спортивной подготовки: тактической, психологической, интеллектуальной, морально-волевой, общефизической. Кроме того, формирование навыков программирования двигательных действий открывает новые возможности для реализации творческого потенциала спортсменок, вовлечения их в активный совместный поиск способов повышения спортивного мастерства.

Keywords: volleyball, programming, testing and evaluation criteria, sportsmanship, pedagogical experiment, physical fitness.

Abstract. The challenge of improving athletic training volleyball attracted the attention of many specialists. Here are various ways of improving the technical and tactical training of athletes: increased rates of special training, identification of the most complex techniques and the development of different models of learning. All these areas can to some extent solve the problem of perfection of volleyball skills. In this paper we propose a new approach to improving performance of sports skills by building the technical skills ofprogramming activities in the ever-changing game situations interact in competitive activities. This approach allows us to solve a range of tasks aimed at improving not only technical but also other aspects of sports training: tactical, psychological, intellectual, moral and strong-willed, general physical. In addition, the skills of programming

motor actions open up new possibilities for the realization of creative potential athletes and their involvement in an active joint search for ways to improve sports skills.

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность волейболисток в процессе игры определяется рядом факторов: объективностью оценки собственной общефизической и технико-тактической подготовленности; уровнем спортивного мастерства, поведением противника, степенью ориентировки в пространственно-временных параметрах игровой деятельности при выполнении технических приемов; согласованности действий с партнерами и др. Одним из важных компонентов технической подготовки волейболисток является формирование навыков программирования двигательных действий и их своевременной коррекции. Программирование моторных актов позволяет спортсменкам легче ориентироваться в возникающих игровых ситуациях; выстраивать рациональную линию поведения на игровой площадке; более эффективно взаимодействовать с партнерами, прогнозировать действия противников. Своевременная коррекция двигательных действий в соответствии с изменением игровой обстановки повышает согласованность действий партнеров, обеспечивая результативность игровых комбинаций [2-4, 6-8].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости формирования навыков программирования двигательных действий для повышения результативности игрового взаимодействия волейболисток.

Задачи:

1. Разработать тесты и критерии оценки навыков программирования технических приемов.

2. Экспериментально проверить их эффективность.

Разработка рационального алгоритма движений упорядочивает организацию и содержание двигательной деятельности; определяет четкую линию поведения на игровой площадке; характер отношений партнеров. Формирование навыков эффективного программирования двигательных действий обеспечивает повышение самооценки; уверенности в своих силах, проявление легкости и свободы движений, готовность к импровизации в зависимости от соревновательной обстановки. Успешность программирования определяется показателями общефизической, технико-тактической, психологической, интеллектуальной и морально-волевой подготовки. Это свидетельствует о тесной взаимосвязи уровня спортивного мастерства, формирования навыков программирования и коррекции ведущих параметров технических приемов.

Роль программирования в повышении технической подготовленности волейболисток определяется также необходимостью рационального использования кинезиологического потенциала, что имеет большое значение для поиска дополнительных резервов, обеспечивающих увеличение показателей технико-тактической подготовленности спортсменок. Таким образом, формирование навыков программирования и коррекции движений является важной составляющей спортивной подготовки волейболисток.

Для оценки навыков программирования и коррекции двигательных действий нами были разработаны тесты и критерии оценки, позволяющие выявить степень готовности волейболисток к управлению движениями в ходе соревновательной деятельности. На первых этапах спортивной подготовки программирование двигательных действий представляет собой достаточно сложный процесс, содержание которого определяется структурой технических приемов. По мере становления двигательного навыка его реализация создает благоприятные условия для повышения результативности соревновательной деятельности [ 1,

5].

В ходе анализа специальной литературы, а также проведения собственных исследований нами были выявлены различные способы реализации навыков

программирования, для каждого из которых разработаны соответствующие тесты и критерии оценки.

Тест 1. Для оценки сформированности навыков выполнения двигательных действий в короткий период времени. С одного шага, разбега, выпрыгивание вверх толчком двух с пробиванием блока правой. Оценивается способность игрока к максимальному ускорению двигательных действий в соответствии с пространственно-временными параметрами технического приема.

Критерии оценки:

5 баллов - своевременное оптимальное ускорение выполнения моторного акта, обеспечивающее эффективность технического приема;

4 балла - достижение необходимой скорости путем максимального приложения мышечных усилий;

3 балла - некоторое несоответствие скоростных параметров двигательного действия требуемым параметрам моторного акта;

2 балла - несоответствие скорости выполнения двигательных действий заданным параметрам;

1 балл - неадекватная оценка скорости движений при выполнении технического приема.

Тест 2. Для оценки навыков выбора эффективного варианта выполнения движения для данной игровой ситуации: прием мяча для второй передачи.

Оценивается соответствие варианта выполнения движения характеру конкретной ситуации.

Критерии оценки:

5 баллов - оптимальный выбор способа выполнения движения в данной ситуации;

4 балла - результативный вариант выполнения технического приема, требующий дополнительных двигательных усилий;

3 балла - выбор варианта двигательного действия, требующего определенного уровня физической и технической подготовленности;

2 балла - попытка силового выполнения двигательного действия путем значительного мышечного напряжения;

1 балл - несоответствие способа выполнения двигательного действия возникшей ситуации.

Тест 3. Для оценки степени соответствия программы действий функциональным возможностям организма волейболисток: планирующая подача.

Оценивается степень соответствия содержания программы выполнения технического приема показателям сердечно-сосудистой, дыхательной и др. физиологических систем.

Критерии оценки:

5 баллов - соответствие содержания программы действий функциональным показателям организма;

4 балла - включение в программу двигательных действий, требующих некоторого повышения функциональных показателей;

3 балла - усложнение содержания программы, обусловливающее необходимость повышения функциональных показателей;

2 балла - недостаточный учет содержания программы при достигнутом уровне тренированности организма;

1 балл - частичное соответствие содержания программы функциональным показателям.

Тест 4. Для оценки способности к получению и переработки информации от работающих мышц и обеспечивающих физиологических систем: прием мяча после подачи противника.

Оценивается способность к выполнению высоко координированных движений за счет получения информации из работающих мышц.

Критерии оценки:

5 баллов - способность к четкому анализу мышечных ощущений при выполнении сложного технического действия;

4 балла - некоторая напряженность при выполнении технического приема, обусловленная необходимостью анализа состояния работающих мышц;

3 балла - недостаточная информация о расположении частей и звеньев тела в пространстве, обусловливающая отсутствие легкости и свободы движений;

2 балла - явные затруднения при анализе мышечных ощущений, препятствующие рациональному выполнению двигательного действия;

1 балл - неумение передать характер мышечных ощущений при выполнении технического приема.

Тест 5. Для оценки соответствия программирования состоянию работающих мышц. Выпрыгивание вверх толчком двух ног с места и пробивание блока.

Оценивается адекватность содержания программирования технического приема характеру работы мышц.

Критерии оценки:

5 баллов - четкое соответствие содержания программирования параметрам работы мышечных групп;

4 балла - несоответствие отдельных деталей программирования особенностям мышечной деятельности;

3 балла - соответствие основы программирования особенностям работы ведущих мышечных групп;

2 балла - частичное соответствие содержания программирования режиму мышечной деятельности;

1 балл - соответствие отдельных частей программирования характеру мышечной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для проверки эффективности данных тестов и критериев оценки навыков программирования двигательных действий волейболистками 15-17 лет был проведен педагогический эксперимент с участием 32 спортсменок II и I разрядов, которые были распределены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную группы (ЭГ), по 16 человек в каждой. В начале педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходных показателей физической подготовленности. Полученные данные не выявили существенных различий в показателях волейболисток КГ и ЭГ (р>0,05). Степень сформированности навыков программирования определялось по предложенным нами тестам и критериям оценки. Обработка полученных результатов также не выявила существенных различий по технической подготовленности волейболисток КГ и ЭГ.

Учебно-тренировочные занятия в КГ проводились в соответствии с программой спортивной подготовки, утвержденной федерацией волейбола РФ. В ЭГ на каждом тренировочном занятии уделялось внимание формированию навыков программирования двигательных действий с учетом различных способов их реализации. С этой целью волейболистки выполняли серию двигательных заданий, направленных на формирование соответствующих навыков. Так, для выполнения технических действий в максимально короткий отрезок времени волейболистки ЭГ выполняли следующие упражнения:

- с трех шагов разбега прыжок вверх толчком двух с выполнением удара по мячу через сетку;

- то же с увеличением скорости движений до показателей выше среднего уровня;

- то же с возрастанием быстроты моторных актов до максимальных значений;

- выполнение каждого элемента двигательного акта в соответствии со звуковыми сигналами тренера;

- то же с ускорением движений к последнему двигательному акту и др.

Для формирования навыка выбора эффективного варианта выполнения движений с учетом возникшей игровой ситуации спортсменки ЭГ выполняли следующие движения:

- прием подачи двумя руками снизу;

- то же из глубокого выпада шагом правой (левой) глубокий выпад;

- то же после двух-трех шагов вперед;

- то же с падением вперед и др.

Для достижения соответствия программы действий функциональным возможностям волейболистки ЭГ выполняли серию направленных двигательных действий:

- выполнение физических упражнений с постоянным увеличением мышечного напряжения;

- последовательное нарастание скорости выполнения физических упражнений в соответствии с содержанием спортивной тренировки;

- выполнение физических упражнений, обеспечивающих настрой на рациональный двигательный ритм коллективных действий;

- применение двигательных заданий с постепенным усложнением их структурного содержания.

Для формирования навыков получения и переработки информации работающих мышц и обеспечивающих физиологических систем на учебно-тренировочных занятиях применялись комплексы специальных упражнений, обеспечивающих предварительную подготовку мышц и соответствующих физиологических систем для предстоящей тренировочной нагрузки:

- различные виды ходьбы, бега, подскоков, прыжков, обеспечивающих разогревание работающих мышц, а также подготовку к специфической мышечной тренировочной нагрузке кардиореспираторной и других физиологических систем;

- упражнения, направленные на повышение эффективности деятельности различных анализаторов: зрительного, тактильного, вестибулярного, двигательного, слухового и др.;

- выполнение серии различных способов перемещения по площадке; различных способов приема и передачи мяча с изменением их ведущих параметров с целью определения готовности организма к предстоящей мышечной деятельности;

- выполнение специальных двигательных заданий, направленных на подготовку нервной системы к предстоящей деятельности; повышение функциональной лабильности нервных центров, выработке дифференцировочного и запаздывающего торможения.

Для формирования навыков соответствия программирования состоянию работающих мышц в ЭГ применялись:

- физические упражнения для повышения показателей мышечной силы работающих групп верхних и нижних конечностей;

- серия силовых упражнений различной интенсивности для повышения показателей специальной силовой выносливости;

- физические упражнения для формирования навыков чередования мышечного напряжения и расслабления и др.

После проведения педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей общефизической подготовленности и сформированности навыков программирования двигательных действий с учетом основных способов их реализации. Анализ полученных данных показал, что улучшение результатов произошло в обеих группах КГ и ЭГ, при более высоких показателях у волейболисток ЭГ. Так, если в КГ показатели броска набивного мяча (1 кг) правой рукой увеличивались на 6,7% (р>0,05); левой на 5,4% (р>0,05), то в ЭГ, соответственно, правой рукой на - 9,8% (р<0,05); левой на 7,9% (р<0,05). Подтягивание на перекладине у волейболистов КГ увеличилось после проведения педагогического эксперимента на 6,2% (р>0,05) в ЭГ, на 10,9% (р<0,05).

Повышение показателей, характеризующих способность к программированию двигательных действий в соответствии с различными способами реализации изменились следующим образом: в КГ улучшение навыков выполнения двигательных действий в

короткий промежуток времени улучшилось на 5,6% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, на 11,3% (р<0,05). Выбор эффективного варианта выполнения движения для конкретной игровой ситуации в КГ улучшился на 6,3% (р>0,05); в ЭГ - на 12,8% (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей была выявлена и по другим способам реализации программирования двигательных действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали необходимость формирования навыков программирования технических действий волейболисток как одного из перспективных направлений совершенствования технической подготовленности, позволяющего более рационально использовать двигательный потенциал; реализовать требования к обеспечению индивидуализации спортивной подготовки в условиях коллективного взаимодействия игроков путем разработки дополнительных и самостоятельных заданий, обеспечивающих устранение недостатков в общефизической и технико-тактической подготовке.

Литература

1. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

2. Железняк Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. -С. 30-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Железняк, Ю.Д. Волейбол : у истоков мастерства / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский ; под ред. Ю.В. Питерцева. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 336 с.

4. Ивойлов, А.В. Волейбол : очерки по биомеханике и методике тренировки / А.В. Ивойлов. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 152 с. : ил.

5. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям : учебное пособие / Ю.Н. Клещев. -М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 192 с.

6. Назаренко, Л.Д. Развитие точности в подготовке волейболистов массовых разрядов / Л.Д. Назаренко, О.В. Демиденко. - Ульяновск, 2004. - 64 с.

7. Физиология человека / под ред. Н.В. Зимкина. - 5-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 1975. - 496 с. :

ил.

Literature

1. Vygotsky, H.P. Development of the higher mental functions / H.P. Vygotsky. - М. : NPA of RSFSR, 1960.

- 500 р.

2. Gheleznyak, U.D. Tendencies of classical volleyball development at the present stage / U.D. Gheleznyak, G.Ja. Shipulin, O.E. Serdjukov // Theory and physical training practice. - 2004. - № 4. - Р. 30-33.

3. Gheleznyak, U.D. Volleyball : at skill sources / U.D. Gheleznyak, V.A. Kunjansky ; under the edition of J.V. Pitertseva. - М. : FAIR-PRESS, 1998. - 336 р.

4. Ivoylov, A.V. Volleyball : sketches on the biomechanic and a training methods / A.V. Ivoylov. - М. : Physical culture and sports, 1981. - 152 р. : ill.

5. Kleshchev, U.N. Volleyball. Preparation of a command for competitions : the manual / U.N. Kleshchev. -М. : SportAkademPress, 2002. - 192 р.

6. Nazarenko, L.D. Development of mass categories volleyball players' accuracy training / L.D. Nazarenko, O.V. Demidenko. - Ulyanovsk, 2004. - 64 with.

7. Human physiology / under the edition of N.V. Zimkina. - 5nd. - М. : Physical culture and sports, 1975. -496 p. : ill.

Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр 6.663.2011.

Статья поступила в редакцию 04.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.