Научная статья на тему 'Разработка модели основных направлений совершенствования технической подготовки волейболисток 15-17 лет'

Разработка модели основных направлений совершенствования технической подготовки волейболисток 15-17 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ НАВЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ / КОРРЕКЦИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аврамова Н.В.

В статье предлагается новый подход к повышению показателей технической подготовленности путем формирования навыков программирования технических действий в постоянно изменяющихся ситуациях игрового взаимодействия, позволяющих спортсменам лучше ориентироваться в сложных игровых ситуациях; более эффективно взаимодействовать с партнерами, прогнозировать действия противников. Своевременная коррекция двигательных действий в соответствии с изменением игровой обстановки повышает согласованность действий партнеров, обеспечивая результативность игровых комбинаций. Одним из важных компонентов повышения спортивного мастерства волейболисток является формирование навыков программирования двигательных действий и их своевременной коррекции. Данный подход позволяет решать целый комплекс задач, направленных на совершенствование не только технических, но и других сторон спортивной подготовки: тактической, психологической, интеллектуальной, морально-волевой, общефизической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка модели основных направлений совершенствования технической подготовки волейболисток 15-17 лет»

УДК 796.325

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-17 ЛЕТ

Н.В. Аврамова - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет,

Ульяновск

DEVELOPMENT OF THE GUIDELINES MODEL FOR IMPROVING THE TECHNICAL TRAINING OF FEMALE VOLLEYBALL PLAYERS OF 15-17

YEARS OLD

Н-V.Avramova - postgraduate student Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail: elena_funina@mail.ru

Ключевые слова: волейбол, техническая подготовка, моделирование навыки программирования, коррекция, критерии оценки, педагогический эксперимент, общефизическая подготовленность

Аннотация. В статье предлагается новый подход к повышению показателей технической подготовленности путем формирования навыков программирования технических действий в постоянно изменяющихся ситуациях игрового взаимодействия, позволяющих спортсменам лучше ориентироваться в сложных игровых ситуациях; более эффективно взаимодействовать с партнерами, прогнозировать действия противников. Своевременная коррекция двигательных действий в соответствии с изменением игровой обстановки повышает согласованность действий партнеров, обеспечивая результативность игровых комбинаций.

Одним из важных компонентов повышения спортивного мастерства волейболисток является формирование навыков программирования двигательных действий и их своевременной коррекции.

Данный подход позволяет решать целый комплекс задач, направленных на совершенствование не только технических, но и других сторон спортивной подготовки: тактической, психологической, интеллектуальной, морально-волевой, общефизической.

Keywords: volleyball, technical training, modeling of programming skills, correction, evaluation criteria, pedagogical experiment, general physical fitness

Annotation: We suggest a new approach to improvement of technical training indices by forming skills of programming technical actions in constantly changing situations of interaction during the game,which allow sportsmen to feel more comfortable in difficult situations during the game and allow to interact more effectively with the partners, to predict the opponents' actions. Timely correction of motor actions according to changing situation during the game increases the interactivity ofpartners, providing the effectiveness of game combinations. One of important components offemale volleyball players' sport skills improvement is the development of skills of motor actions programming and their timely correction. This approach allows to solve a set of problems

aimed at not only improving technical, but also other aspects of sports training: tactical, psychological, intellectual, moral, volitional, general fitness.

Поиску путей повышения эффективности соревновательной деятельности волейболистов уделяется большое внимание. Особую значимость приобретает выявление структурных изменений соревновательной деятельности, обусловленных повышением динамичности данной игры путем усвоения силовых параметров двигательных действий игроков. Это обусловило необходимость выявления новых направлений совершенствования технической подготовки волейболисток за счет более эффективной реализации кинезиологического потенциала спортсменок [1-4].

Целью данной работы является разработка модели основных направлений совершенствования технической подготовки волейболисток 15-17 лет.

Задачи: 1. Теоретическое и методическое обоснование модели как ведущего условия повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

2. Экспериментальная проверка эффективности применения данной модели в спортивной подготовке волейболисток 15 - 17 лет.

Направления, содержание и характер действий игроков обусловлены параметрами движений партнеров и противников. В связи с этим ведущая роль принадлежит формированию навыков программирования двигательных действий на основе прогнозирования моторных актов других спортсменов.

Благодаря высокой динамичности игры в волейбол в ходе соревновательной деятельности постоянно возникают ситуации, требующие, с одной стороны, четкости прогнозирования двигательных действий противника, с другой - способности к быстрой ориентировке пространственно-временных и пространственно-силовых параметров моторных актов. Это детерминирует целесообразность формирования двигательных навыков, позволяющих осуществлять четкое программирование двигательных действий с учетом закономерностей игрового взаимодействия волейболистов из противоположных команд. Одно из ведущих мест при формировании двигательных навыков занимает - выполнение двигательных действий в максимально короткий промежуток времени, что обеспечивает опережение двигательных действий противника и перехват игровой инициативы (рис.1).

При сравнительно небольшом количестве технических приемов, используемых в волейболе, существенно возрастает роль вариативности их выполнения, причем выбор способа определяется возникающей ситуацией. Это существенно повышает требования к увеличению двигательной реакции, способности к объективному анализу и оценке расстановки игроков для составления рационального алгоритма решения двигательной задачи.

Современный волейбол характеризуется значительным увеличением роли скоростно-силовых качеств, что обусловливает необходимость повышения показателей быстроты движений и силы работающих мышц.

Однако при планировании тренировочных нагрузок необходимо учитывать особенности индивидуальной адаптации организма к мышечным воздействиям. Предварительная подготовка обеспечивающих физиологических систем имеет определяющее значение для необходимой физической работоспособности спортсменов. Следовательно, соответствие программы действий игроков функциональным возможностям организма является одним из ведущих условий эффективного программирования двигательных действий в ходе соревновательной борьбы.

Выполнение каждого моторного акта осуществляется при поступлении необходимой информации от работающих мышц и физиологических систем. Благодаря внешним сенсорным системам спортсмен получает информацию о расположении частей и звеньев тела в пространстве и времени, что является важным условием для соответствующих программ предстоящих действий. С помощью комплекса различных анализаторов игрок получает информацию об изменениях на игровой площадке, что является сигналом для начала выполнения технического приема, изменения характера двигательного действия или взаимодействия с партнером.

Техническая подготовка

Программирование двигательных действий

Коррекция параметров двигательных действий

_

Задачи

Способы реализации

У

N Формирование навыков выполнения двигательных действий в короткий период времени С N Формирование навыков ориентировки в непрерывно изменяющейся 4 игровой обстановке V

С N Выбор эффективного варианта выполнения движения для данной ситуации С N Обеспечение результативности действий в стандартных ситуациях ^ Ч У

Обеспечение соответствия программы действий функциональным возможностям организма С N Формирование навыков импровизации в непривычных условиях игровой деятельности

г-\ Получение и переработка информации от работающих мышц и обеспечивающих физиологических систем С Обеспечение оптимального сочетания силовых и скоростных качеств V У

_

Педагогическая технология

_

Ожидаемый результат

Рис.1.Модель совершенствования технической подготовки волейболисток Без соответствующей информации невозможно установление обратной связи и реализация соответствующей программы действий. Постоянное изменение игровых ситуаций требует своевременной коррекции параметров двигательных действий, что выдвигает необходимость решения задач по формированию навыков пространственно-временной и пространственно-силовой ориентировки при выполнении технических приемов в непрерывно изменяющей игровой обстановке. Так, увеличение атак из глубины площадки связано с выполнением коротких мощных ускорений и соответствующим изменением параметров двигательных действий. Следовательно, навык выполнения движений при быстрой смене темпо-ритмовых характеристик и своевременной смены мышечного напряжения позволяет осуще-

ствить своевременную коррекцию параметров двигательных действий. В ходе соревновательной деятельности часто повторяются стандартные ситуации, требующие от игроков четких действий при минимальном участии сознания. Отработка четкого алгоритма движений в каждой стандартной ситуации является одной из важных задач, решение которой обеспечивает свободу действий в нестандартных, незнакомых, неожиданно возникающих ситуациях.

Одной из наиболее сложных задач в системе спортивной подготовки волейболисток является осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на формирование навыков импровизации движений в непривычных условиях игрового взаимодействия с противником. Способность к импровизации реализуется при выявлении и учете индивидуальных особенностей и возможностей игроков. Это является глубоко творческим процессом, вовлечение в который спортсменов создает условия для более полной реализации их природного потенциала. Высокое спортивное мастерство невозможно без импровизации двигательных действий, и чем сложнее игровая ситуация, тем больше возможностей для его про-явления[1, 4].

По мнению ведущих специалистов (Ю.Д. Железняк, 2004; Ю.Н. Клещев, 2002 и др.), силовые и скоростно-силовые качества игроков играют главную роль в общефизической и технико-тактической подготовке. Одним из сложных вопросов техники и тактики ведения игры является обеспечение оптимального соотношения силовых и скоростно-силовых качеств, так как волейбол построен на силовых приемах, мощных ускорениях, что требует высокой координации двигательных действий для эффективного решения тактической задачи.

Содержание данной модели определило структуру и направленность педагогической технологии, позволяющей реализовать основные направления совершенствования технической подготовки волейболисток. Эффективность модели была проверена в ходе педагогического эксперимента, в котором приняли участие 32 волейболистки II и I разрядов 15-17 лет. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ), в каждой по 16 человек. Перед проведением педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходных показателей физической подготовленности. Обработка полученных данных не выявила существенных различий в физической подготовленности спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05). Уровень технической подготовленности участников педагогического эксперимента определялся по выполнению блокирования.

Технические действия оценивались по следующим критериям:

5 баллов - последовательное наращивание скорости при разбеге, оптимальная высота вылета вверх при отталкивании от опоры; четкая ориентировка в расположении игроков команды противника, эффективный выбор направления и места проведения удара. Свобода и легкость движений;

4 балла - незначительная мышечная напряженность при выполнении элементов двигательного акта;

3 балла - неравномерное распределение мышечных усилий; недостаточная высота выпрыгивания вверх; нечеткая ориентировка в расстановке игроков команды противника, пробивание блока путем чрезмерных мышечных усилий;

2 балла - недостаточная скорость разбега; отсутствие согласованности движений при выпрыгивании вверх, неэффективное проведение атакующего удара;

1 балл - нарушение согласованности движений разбега и отталкивания от опоры, низкий вылет направления мяча в сетку.

Обработка протоколов не выявила различий в исходных данных технической подготовленности волейболисток КГ и ЭГ (р>0,05). Учебно-тренировочные занятия в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки, рекомендованной федерацией волейбола. В ЭГ применялась методика совершенствования технической подготовленности волейболисток, направленная на формирование навыков программирования и своевременной коррекции параметров двигательных действий. Так, для выполнения движений в максимально короткий промежуток времени применялись следующие двигательные задания:

- ускорения на 3 и 5 метров с изменением направления по сигналу тренера;

- поворот кругом в прыжке вверх после 2-3 шагов разбега по звуковому и световому сигналу;

- передача мяча партнеру с ускорением движения по световому и звуковому сигналу и

др.

Для формирования навыка выбора эффективного варианта выполнения движений для данной ситуации в ЭГ использовались следующие задания:

- самостоятельный выбор способа приема мяча с различной величиной приложения мышечных усилий; с изменением траектории полета и направления движения мяча;

- выбор результативного приема передачи мяча партнеру в зависимости от его места расположения на игровой площадке и способа перемещения;

- выполнение приема из глубины площадки при выборе наиболее эффективного способа их перемещения к сетке и др.

Для формирования навыков ориентировки в непрерывно изменяющихся условиях игрового взаимодействия волейболисток ЭГ предлагались следующие задания:

- передача мяча партнеру, перемещаясь по площадке в различных направлениях: с изменением скорости, траектории и направления мяча по сигналу тренера;

- выполнение серии передач мяча различным способом, без пауз и остановок;

- проведение блокирующего удара сериями (по 5-7 раз) с изменением параметров двигательных действий (длины и скорости разбега, высоты вылета, мышечного напряжения при выполнении удара по мячу и т.д.).

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование по общефизической и технико-тактической подготовленности спортсменок КГ и ЭГ. Анализ полученных результатов показал их улучшение в обеих группах, однако в ЭГ результаты оказались более высокими. Так, в КГ результаты в прыжке в длину с места улучшились на 7,4% (р>0,05), в ЭГ - на 12,8% (р<0,05). Показатели прыжка в высоту с места в КГ улучшились на 5,3% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, на - 9,7% (р<0,05). Техническая подготовленность также оказалась в ЭГ более высокой по сравнению с КГ; если в КГ улучшение составило 2,63% (р>0,05), то в ЭГ, соответственно, - 9,9% (р<0,05).

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали эффективность использования разработанной нами модели основных направлений совершенствования технической подготовки волейболисток 15-17 лет. Формирование навыков программирования двигательных действий для каждой игровой ситуации, а также своевременной коррекции их ведущих характеристик позволяет спортсменам контролировать игровую ситуацию на более высоком уровне владеть игровой инициативой; более эффективно управлять своим состоянием, что значительно повышает уверенность в своих силах. Применение модели обусловливает соответствующее содержание учебно-тренировочного процесса, создает условия для углубления индивидуализации спортивной подготовки.

Литература:

1. Бурцев, А.В. Педагогические основы использования экстраполяции в процессе спортивной подготовки волейболистов / А.В.Бурцев // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 7. - С. 7173.

2. Железняк, Ю. Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры : Тренер : Журнал в журнале. -2004. - N 4. - С. 30-33.

3. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: Учебное пособие / Ю.Н. Клещев. -М. : СпортАкадем Пресс, 2002. - 192 с.

4. Назаренко, Л.Д. Развитие точности в подготовке волейболистов массовых разрядов / Л.Д. Назарен-ко, О.В. Демиденко. - Ульяновск, 2004. - 64 с.

Bibliography

1. Burtsev, A.V. Pedagogical bases of using extrapolation in the process of volleyball players sport training / A.V.Burtsev // Theory and practice of physical culture. - 2010. - № 7. - p. 71-73.

2. Zheleznyak, Y.D. Tendencies of classical volleyball development at present stage / Y.D. Zheleznyak, G.Y. Shipulin, О.Е. Serdykov // Theory and practice of physical culture: Coach: Journal in journal. - 2004. - N 4. - P. 30-33.

3. Kleshchev, Y.N. Volleyball. Training of the team for competitions: manual / Y.N. Kleshchev. - M. : SportAcadem Plus, 2002. - 192 p.

4. Nazarenko, L.D. Development of accuracy in training of mass grade volleyball players / L.D. Nazarenko, O.V. Demidenko. - Ulianovsk, 2004. - 64 p.

Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр 6.663.2011

Статья поступила в редакцию: 14. 11. 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.